В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра icon

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра





Скачать 107.67 Kb.
НазваниеВ. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра
Дата24.05.2013
Размер107.67 Kb.
ТипСтатья

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

1 (42) - 2011




УДК 613. 9 : 37


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


В.П. Горащук


Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-радиопрограмм их методические и организационные основы.

Ключевые слова: культура здоровья, средства массовой инфрмации, просветительские программы.


Современное реформирование системы образования должно осуществляться не только за счёт её внутренних резервов, но и другими социальными структурами, которые занимаются формированием личности.

Цель системы образования – подготовить учащуюся молодежь к дальнейшей активной, сознательной, самостоятельной жизни.

Молодежь должна иметь основы знаний по математике, физике, химии, географии, истории и т.д., уметь читать, считать, слушать, рассказывать, излагать свои мысли, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. На основе приобретенных знаний в школе и ВУЗе должно быть сформировано мировоззрение, которое способствовало бы дальнейшему личностному саморазвитию и самосовершенствованию.

Кроме этого, необходимо, чтобы молодежь обладала определенным уровнем общей культуры, что будет оказывать влияние на её гражданское и профессиональное становление. Составной частью общей культуры личности является культура здоровья. Ее формированию способствует введение в учебные планы школы и высших учебных заведений предметов "Основы здоровья", "Валеология". Эти предметы обеспечивают приобретение валеологических знаний и выработку умений вести себя в различных экстремальных ситуациях, оказывать доврачебную помощь и т.д.

Мы считаем, что успешному формированию культуры здоровья учащейся молодежи в значительной мере могут способствовать средства массовой информации (телевидение, радио).

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме формирования культуры здоровья молодежи средствами массовой информации позволяет констатировать, что количество работ, касающихся формированию культуры здоровья учащейся молодежи, за последнее время увеличилось, однако материалов по формированию культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации мы не встречали в доступной для нас литературе. Одна из самых актуальных проблем современной педагогики и валеологии – формирование культуры здоровья детей и учащейся молодежи. Сегодня в теории педагогической науки исследуются различные аспекты формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи (Г. Апанасенко, Я. Белогурова, І. Брехман, А. Видюк, Е. Демьяненко, С. Кириленко, В. Климова, Г. Кривошеева, Л. Попова, В. Скумин и др.).

Высоко оценивая работы современных ученых по проблеме формирования культуры здоровья, следует отметить недостаточную научно-теоретическую исследованность вопросов формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации.

Целью статьи является разработка организационных основ и подбор содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных и развивающих направлений по формирования культуры здоровья детей и ученической молодежи средствами массовой информации.

Для достижения цели необходимо:

  1. Определить направления работы радио и телевидения по формированию культуры здоровья детей и учащейся молодежи.

  2. Определить возрастные периоды, на которые будет рассчитано содержание образовательных, просветительских, оздоровительных, воспитательных, развивающих направлений теле- и радио- передач.

  3. Разработать структуру и определить содержаниетеле- и радио передач по формированию культуры здоровья детей и учащейся молодёжи.

На наш взгляд, радио и телевидение данную работу могут организовать прежде всего по двум направлениям: первое – образовательное и второе – просветительское.

Учитывая объем знаний, умений и навыков, приобретаемых учащейся молодежью по предметам и их возрастные особенности, мы предполагаем, что лучше всего строить программы средств массовой информации по таким звеньям системы образования: для дошкольников; для учащихся начального, основного и старшего звеньев школы; для учащихся лицеев, гимназий и колледжей; для учащихся системы профессионально-технического образования; для студентов высших учебных заведений.

Для детей дошкольного возраста в средствах массовой информации должны быть разработаны просветительские программы, с учетом уровня их психофизического развития, жизненного опыта, а также для их родителей.

Образовательные и просветительские программы для учащихся разных звеньев школы необходимо готовить с учетом их возраста, наличием соответствующих предметов, объемом знаний, умений и навыков по вопросам здоровья.

Разработка образовательных и просветительских программ для учащихся лицеев, гимназий и колледжей гуманитарного профиля, которые изучают эту дисциплину углубленно, и, естественно, обладают более высоким уровнем знаний и умений по вопросам здоровья.

По нашему мнению, более эффективное восприятие материала образовательных и просветительских программ по формированию культуры здоровья учащихся профессионально-технического образования обосновано тем, что учащиеся получают более широкую информацию о здоровье из предметов профессионального профиля.

Образовательные и просветительские программы средств массовой информации по формированию культуры здоровья студенческой молодежи должны учитывать профессиональную направленность, пол, возраст, жизненный опыт и их интересы.

Содержание образовательных и просветительских программ, разрабатываемых для различных звеньев системы образования, должны интегрироваться с учетом изучаемых предметов, таких как основы здоровья, физическая культура, природоведение, биология, химия, украинская литература, зарубежная литература, этика, художественная культура и т.д., а также предметов профессиональной подготовки.

Структурное построение содержания учебных теле- и радио программ по нашему мнению может складываться из следующих разделов информации:

1. Теоретико-методологические основы культуры здоровья.

2. Оздоровительные технологии.

3. Двигательная активность.

4. Безопасность жизнедеятельности.

5. Основы медицинских знаний.

Имеется в виду, что изложение материала по этим разделам должно осуществляться интегрированно, системно, как единое целое, формируя мировоззрение детей и учащейся молодежи, что должно способствовать формированию у них высокого уровня культуры здоровья как части общей культуры личности.

В содержании 1 раздела – теоретико-методологические основы культуры здоровья – раскрывается краткая историческая характеристика формирования представлений о феномене здоровье. Определяется сущностная характеристика здоровья, культуры и культуры здоровья. Даются теоретические основы понятийного аппарата. Рассматривается сущность здоровья с современных теоретико-методологических позиций и следующих направлений: социокультурное, психолого-педагогическое и медико-биологическое.

Содержание 2 раздела – оздоровительные технологии – состоит из следующих тем: теоретические основы разработки, совершенствования и выполнения индивидуальной оздоровительной системы, оздоровительные системы различных авторов; оздоровительные технологии преимущественно воздействующие на духовное здоровье, психическое здоровье и физическое здоровье; вредные привычки: предупреждение и профилактика; половое воспитание; основы здоровья будущих молодых родителей и ребенка; а для учащихся лицеев, гимназий, колледжей и студентов высших учебных заведений – методика предупреждения и устранения профессионального утомления.

Содержание 3 раздела – двигательная активность – складывается из системы знаний, умений и навыков по следующим видам программного материала уроков физической культуры: гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол), лыжная, конькобежная или кроссовая подготовка, плавание, а также основ умений и навыков: по выполнению домашних заданий, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). В содержание этого блока входят основы знаний, умений и навыков по методике проведения профессионально-прикладной, общей и специальной физической подготовки, а такжепо специальной физической подготовке по избранному виду спорта.

Содержание 4 раздела – безопасность жизнедеятельности, – состоит из тем, которые включают систему знаний, умений и навыков по основам охраны жизни: правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте; правила дорожного движения; правила пожарной безопасности; правила безопасного поведения на воде; предохранение от поражения электрическим током; правила поведения при нападении взрослых; безопасность при ненастной погоде;предотвращение отравлений; защита от насекомых; безопасность при обращении с животными.

Содержание 5 раздела – основы медицинских знаний – включает темы, в которых изложена система основ знаний, умений и навыков по оказанию до врачебной помощи: первая помощь при травмах (переломы, ушибы, вывихи, растяжения и порывы связок, порезы и ссадины); первая помощь при перегревах и тепловых ударах, ожогах и обморожениях; первая помощь при отравлении жидкостями, парами, газами, дымом;первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло; первая помощь при укусах насекомых, змей, животных (собак, кошек, обезьян и др.).

Содержание теле- и радиопередач, направленное на формирование культуры здоровья детей и учащейся молодежи, может освещаться в различных формах, в зависимости от возраста слушателей, на которых передача направлена, темы и т. д. Формы могут быть следующие: лекции, беседы, диспуты, круглый стол, ролевые игры, викторины, конференции и т.д.Оптимальное сочетание различных форм подачи учебного и просветительского материала будет способствовать более успешному его усвоению.

Первым направлением теле- и радиопередач является образовательное. Для более эффективного решения образовательных задач необходимо стремиться к тому, чтобы в передаче как можно больше времени уделялось на формирование валеологических умений и навыков у учащейся молодежи, то есть на приобретение практического опыта участниками, телезрителями и радиослушателями.

При этом необходимо максимально использовать технические возможности телевидения, а именно: показ в замедленном действии, стоп-кадр, показ в различных ракурсах, изображение графикой, мультипликацией и т.д.

Для того чтобы эти теле- и радиопередачи смотрело и слушало большее число детей и молодежи, необходимо продумать время передач с учетом их сменности в обучении.

Организация цикла образовательных и просветительских передач по формировании культуры здоровья детей и учащейся молодежи позволит продолжительное время поддерживать их интерес к этим передачам, а также получать необходимую информацию от телезрителей и слушателей о содержании передач, что позволит оперативно корректировать их качество.

При организации учебных теле- и радиопередач для учащихся лицеев, гимназий и колледжей гуманитарного профиля следует учитывать профессиональную направленность выпускников и большой объем знаний по вопросам формирования культуры здоровья.

Второе направление теле- и радиопередач по формированию культуры здоровья личности – это просветительское, которое не требует такого частного деления телезрителей и радиослушателей по возрасту и звеньям, как в системе образования, оно может быть и смешанным, в котором могут быть задействованы все участники образовательного процесса.

Содержание передач может строиться не только по вышеуказанным разделам, но и выходить за рамки материала учебных планов и программ по предметам.

Перечень форм, в которых могут проводиться теле- радиопередачи образовательного направления, полезно дополнять такими как олимпиады, викторины, соревнования, конкурсы и др.

Мы считаем, что особо благоприятным временем для проведения просветительских теле- и радиопередач по формированию культуры здоровья личности, является период летних каникул. Теплое время года и компактное местонахождение основной массы учащихся и студентов (оздоровительные лагеря и лагеря отдыха) позволяют целенаправленно и успешно решать задачи по формированию культуры здоровья личности.

В качестве основной цели оздоровительных лагерей выступает укрепление здоровья детей, что полностью согласуется с задачами телепередач по формированию культуры здоровья личности. В этот период года погода и условия пребывания детей позволяют максимально использовать возможности для формирования у них практических умений и навыков оздоровительных технологий, являющихся составной частью культуры здоровья личности.

Таким образом, одним из основных направлений работы с детьми и учащейся молодежи по формированию культуры здоровья являются средства массовой информации (телевидение и радио).

  1. Подбор содержания образовательного и просветительского материала средств массовой информации, направленного на формирование культуры здоровья детей и учащейся молодежи, должен основываться на учебных планах и программах предметов различных звеньев системы образования.

  2. Структура теле- и радиопередач должна основываться на педагогической классификации возраста детей и учащейся молодежи.

  3. Приорганизация и подготовке теле- и радиопередач нужно учитывать возрастные, половые, индивидуальные особенности детей и учащейся молодежи, а также их жизненный опыт и интересы.

  4. При проведении теле- и радиопередач необходимо использовать весь богатый современный арсенал и технические возможности средств массовой информации.

  5. Сроки, время, а также тематика проводимых теле- и радиопередач, должны моделировать структуру учебного процесса.

  6. При подборе информационного материала следует ориентироваться не только на детей и учащуюся молодежь, а также на их родителей.

Для успешного и эффективного формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи необходима более детальная разработка структуры, содержания и форм теле- и радиопередач, предназначенных для конкретной группы детей и учащейся молодежи.

Продуманные и скоординированные усилия Министерств образования и науки, здравоохранения и Государственного комитета по телевидению и радиовещанию позволят успешно решить проблему формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи, в полной мере реализовать духовный, интеллектуальный потенциал будущих граждан Украины.


Литература

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.О. Медична валеологія (Вибрані лекції). – К.: Здоров’я, 1998. – 248 с.

  1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.

  2. Кириленко С. В. Соціально-педагогічні умови формування культури здоров’я старшокласників: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.07. – К., 2004. – 21 с.

  3. Климова В.И. Человек и его здоровье. – М.: Знание, 1985. – 192 с.

  4. Кривошеєва Г.Л. Формування культури здоров’я студентів університету: Автореф. дис... канд.пед.наук: 13.00.04. – Луганськ, 2001. – 20 с.

  5. Скумин В.А. Культура здоровья – фундаментальная наука о человеке. – Новочеркасск: ТЕРОС, 1995. – 132 с.

  6. Формирование культуры здоровья в образовательных программах / Видюк А.П., Демьяненко Е.А., Белогурова Я.В., и др. // Здоров’я та освіта: проблеми та перспективи: Матеріали Всеукр. наук.-метод. конф. / Гол. ред. А. Г. Рибковський – Донецьк: ДонДУ, 2000. – С. 18 – 20.


Стаття присвячена теоретичній та методичній розробці формування культури здоров’я дітей та учнівської молоді засобами масової інформації, пропонується структурна побудова змісту теле- радіопрограм їх методичні та організаційні основи.

Ключові слова:культура здоров'я, засоби масової інформації, просвітницькі програми.


The article is devoted to theoretical and methodical development of forming of health culture of children and studying young people by mass media. It is offered structural construction of maintenance of TV and radio programmes their methodical and organizational bases.

Keywords: culture of health, elucidative programs.


Горащук В. П. – доктор педагогічних наук, професор, завідувач кафедри фізичної реабілітації і валеології Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м.Луганськ, Україна)


Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Т.М. Ротерс


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconЗдоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здоровья учащейся молодежи

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconПоложение работающей молодежи 44 Положение молодежи села 45 Молодежное предпринимательство 48 Вторичная
Чувашской Республики, ее проблемах и перспективных направлениях развития молодежной политики в Чувашской...
В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconВсем сотрудникам зоопарков следует помнить, что паника созданная средствами массовой информации вокруг

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconКаплан захар Михайлович медико-социальные основы формирования стоматологического здоровья молодёжи

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconСтатья посвящена разработанным в нии онкологии со рамн органосохраняющим и реконструктивно-пластическим
Исследование содержания тканевого ингибитора металлопротеиназы 2 в сыворотке крови больных плоскоклеточными...
В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» (1 4 классы)

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра icon«Физиокабинет в школе как фактор оздоровления и формирования культуры здоровья учащихся и педагогов»

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconЗадания письменного заочного (первого) тура IV корпоративной олимпиады по биологии учащейся молодежи

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconСтепень ожирения в зависимости от содержания жира (%) в теле

В. П. Горащук Статья посвящена теоретической и методической разработке формирования культуры здоровья детей и учащейся молодежи средствами массовой информации, предлагаются структурное построение содержания теле-ра iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Принята
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы