|
Скачать 36.33 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА MOLDING OF THE PERSONALITY OF THE DOCTOR Ким Т.В., Петренко Ю.С. Kim T.V., Petrenko J. S. Научный руководитель: старший преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Шуляк Е.В. Scientific leader: Shulyak E. V., the senior instructor of the department of social and economic and humanitarian disciplines В статье освещаются актуальные аспекты проблемы формирования личности врача в процессе обучения в высших образовательных медицинских учреждениях. In the article the urgent aspects of the problem of molding of the personality of doctor in the process of instruction in the highest educational medical establishments are illuminated. В настоящее время данная тема является достаточно актуальной, так как формирование врача как личности в дальнейшем находит отражение во всей его деятельности, и для полноценного понимания наиважнейших аспектов данного вопроса необходимо подробно изучить его со всех возможных позиций. Важным компонентом при работе с пациентом является не только компетентность в своей профессии, но и моральный облик врача. Формирование личности врача – это сложный и многогранный процесс, взгляды на который устанавливались в течение многих столетий еще со времен Гиппократа и продолжающейся и по сей день. Развитие личности врача происходит на протяжении всей жизни, однако основы её закладываются еще в студенческие годы. В становлении личности врача большое значение придается всему: не только интеллектуальному потенциалу будущего доктора, но и его моральным качествам, целеустремленности, устойчивости его философско-идеологических взглядов. Ещё более значимой частью воспитания врача – это формирование положительной личности в моральном, духовном отношении [1]. В процессе обучения в медицинском ВУЗе нравственно-психологические и эстетические черты личности, установившиеся еще в детстве, мало изменяются. Именно поэтому профотбор должен основываться также и на личностных качествах студента и его отношении к будущей профессии. Речь может идти лишь о развитии в процессе обучения тех или иных качеств интеллекта. Моральные же требования можно сформулировать довольно просто: равнодушным, черствым, эгоистичным и тем более жестоким людям дорога к профессии врача должна быть закрыта. Важнейшая задача медицинского образования – формирование и развитие у будущего врача клинического мышления. Специфичность клинического мышления требует особых путей его формирования. Теоретическая подготовка сама по себе не может решить этой задачи. Основа подготовки практического врача – клиника [2]. Современное врачебное мышление является продуктом многовековой истории развития медицинской науки, обобщением и определенным итогом эмпирического опыта нескольких поколений врачей. Однако никогда ранее оно не претерпевало столь бурного развития и не имело столь глубоких противоречий, как в настоящее время. Первое противоречие – это противоречие между многовековым опытом использования традиционных клинических методов обследования пациентов и достижениями современной медицины, сопровождающимися значительным ростом объема лабораторно-инструментальных исследований. Разрешение противоречия между ростом объема информации о больном и традиционными методами исследования надо искать, конечно, не в возвращении «назад к Гиппократу», а в развитии науки, в совершенствовании индивидуального, творческого общения с пациентом. Второе противоречие мышления врача – это противоречие между целостностью объекта (больным человеком) и растущей дифференциацией медицинской науки. Медицина дробится на мелкие специальности, из-за чего врач не может не оказаться в плену ограничений той области медицины, в которой работает. Узкая специализация врачей по нозологическим формам, методам исследования, органам и системам в сочетании с тенденцией к организации крупных многопрофильных больниц приводит к тому, что больного исследует и лечит коллектив врачей. В этих условиях неизбежно теряется общее представление о пациенте, ослабевает личная ответственность врача за конкретного больного, затрудняется психологический контакт с ним и тем более получение доверительной информации. В развитии мышления врача есть и другие проблемы. История медицины поистине соткана из противоречий. Вопрос о повышении культуры мышления поднимает сама жизнь, тем более что прогресс науки предъявляет все более строгие требования к интеллекту, знаниям, общей и профессиональной подготовке врача [3]. Таким образом, основой формирования личности врача являются нравственные качества, таланты и способности, располагающие к врачебной деятельности, клиническое мышление, что, в свою очередь, является залогом успешной профессиональной деятельности выпускников высших медицинских образовательных учреждений. Список литературы
|