|
Скачать 0.62 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Институт медицинского образования Кафедра терапевтической стоматологии ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ГУБ Учебно-методические рекомендации Для студентов и преподавателей Специальность 060105 Дисциплина « ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ» ^ Великий Новгород 2006 Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ: Учебно-методические рекомендации /Автор-составитель А.А.Бритова. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. Учебно-методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий преподавателям и для самостоятельной работы студентов. Введение Методические рекомендации написаны в соответствии с учебным планом дисциплины «Терапевтическая стоматология» и предназначены для занятий со студентами 5 курса в 10 семестре по циклу «Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ». Цель цикла: изучить этиологию и патогенез заболеваний, имеющих проявления на слизистой оболочке полости рта и губах, научить студентов обследовать больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта (СОПР) и губ, обосновывать диагноз заболевания, проводить дифференциальный диагноз, составлять план лечения, лечить больных с данной патологией под руководством преподавателя, выписывать рецепты и направить больного для углубленного обследования и лечения в специализированные лечебные учреждения. На практических занятиях студенты ведут прием стоматологических больных. Проводится клинический разбор тематического больного с применением основных и дополнительных методов обследования, выписываются рецепты, даются направления в физиотерапевтический кабинет. Студенты овладевают методами антисептической обработки полости рта, наложения лекарственных аппликаций, пленок, проведения инъекций под слизистую. Контроль знаний проводятся путем собеседования, методом тестирования на IBM. В конце цикла студент защищает историю болезни. Необходимая документация: Дневник приема больных, тетрадь для самостоятельной работы студентов, рецептурная тетрадь, альбом для рисования (элементы поражения слизистой). В конце цикла студент сдает зачет «Практические умения по терапевтической стоматологии». Зачет является первым этапом итоговой государственной аттестации по специальности 060105 «Стоматология». Оцениваются: 1- умение обследовать больного, 2- умение обосновать диагноз заболевания, 3- умение составить план лечения больного и его реализовать под руководством преподавателя. Сдача зачета оформляется протоколом. Практические умения и навыки принимает комиссия, в состав которой входят представитель практического здравоохранения. Отсутствие зачета является основанием к не допуску к государственной итоговой аттестации выпускников. ^ 1. Этиологию и патогенез, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и лечение предраковых заболеваний. 2. Заболеваний и аномалий языка 3. Неврогенных заболеваний (глоссалгия) 4. Заболеваний губ: эксфолиативный хейлит, простой гляндулярный хейлит, контактный аллергический хейлит, актинический и метеорологический хейлит, атопический хейлит, экзематозный хейлит, макрохейлиты. 5. Изменения СОПР при экзогенных и эндогенных интоксикациях. 6. Изменения СОПР при некоторых системных заболеваниях : гипо- и авитаминозах, желудочно-кишечных заболеваниях, сердечно-сосудистых заболеваниях, эндокринных заболеваниях, заболеваниях соединительной ткани, болезнях органов кроветворения и заболеваниях нервной системы (нарушение вкуса, саливации, стомалгии) 7. Принципы лечения больных с заболеванием СОПР и губ. 8. Фармакотерапию заболеваний СОПР и губ. 9. Назначение физиотерпии больнымях при заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ. 10. Диспансеризацию больных. ^ 1. Обследовать больного с заболеваниями СОПР и губ. 2. Оценить результаты дополнительных методов обследования. 3. Определять симптом Никольского 4. Делать мазки отпечатки 5. Делать соскоб со СОПР 6. Проводить микроскопию мазка на выявление грибка 7. Определить первичный элемент 8. Определить вторичный элемент. 9. Составить план лечения больного с заболеваниями СОПР. 10. Сделать антисептическую обработку, удалить налет. 11. Выписать рецепты в соответствии с назначенным лечением. 12.Сделать аппликацию лекарственных препаратов на слизистую. 13. Написать эпикриз, вести записи в дневнике. 14. Дать рекомендации больному. 15. Назначить физиотерапию. Содержание практических занятий 1. Аллергический стоматит. Хейлит. Глоссит. Клиника. Диагностика. Лечение. 2. Многоформная экссудативная эритема. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. 3.Хронический рецидивирующий афтозный стоматит. Синдром Бехчета. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. 4.Красный плоский лишай. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. 5.Глоссалгия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. 6. Пузырчатка. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. 7. Проявления в полости рта при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Лингвальная диагностика. Нарушение вкусовой чувствительности. 8. Проявление в полости рта при гипо- и авитаминозов, клиника, диагностика и лечение. 9.Проявление в полости рта заболеваний сердечно- сосудистой системы, 10. Проявление в полости рта заболеваний органов кроветворения. Клиника, лечение. 11. Проявление в полости рта при заболеваниях соединительной ткани. Синдром Щегрена. 12.Проявления в полости рта при заболеваниях эндокринной системы. 13.Аномалии и заболевания языка. Клиника, диагностика и лечение. 14.Хейлиты. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.. 15.Предраковые заболевания. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика. 16.Защита истории болезни. Клинический зачет. Самостоятельная работа студентов 1. Принципы лечения больных с заболеваниями СОПР и губ. 2. План обследования и лечения больного с многоформной экссудативной эритемой. Рисунок элементов поражения. Рецепты. 3. План обследования и лечения больного с хроническим рецидивирующим афтозным стоматитом. Рисунок элементов поражения. Рецепты. 4. План обследования и лечения больного с пемфигусом. Рецепты. 5. План обследования и лечения больного с красным плоским лишаем.. 6. План обследования больного с красной волчанкой. Рисунок элементов . 7. План обследования и лечения больного с пузырчаткой. Рисунок элементов поражения. Рецепты. 8. План обследования и лечения больного с дерматитом Дюринга. Рисунок элементов поражения. Рецепты. 9. План обследования и лечения больного с эксфолиативным. хейлитом Рисунок элементов поражения. Рецепты. 10. План обследования и лечения больного с гландулярным хейлитом. Рисунок элементов поражения. Рецепты. 11. План обследования и лечения больного с экзематозным хейлитом. Рисунок элементов поражения. Рецепты. 12. План обследования и лечения больного с болезнью Боуэна. Рисунок элементов . 13. План обследования и лечения больного с ограниченным предраковым гиперкератозом. Рисунок элементов поражения. 14. План обследования и лечения больного с бородавчатым предраком губы. Рисунок элементов поражения. 15. План обследования и лечения больного с хейлитом Манганотти. Рисунок элементов поражения. 16. Дифференциально-диагностические признаки поражения СОПР и губ, сопровождающиеся появлением эрозий и язв. 17. Схема. Дифференциально-диагностические признаки поражений СОПР и губ, сопровождающиеся гиперкератозом. 18. Написание истории болезни на больного с заболеваниями СОПР. |