|
Скачать 122.66 Kb.
|
Содержание
Цели обученияКонкретные цели Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений Краткие методические указания к работе студентов на практическом занятии. |
4. Лейкоплакия. Этиология, клиника дифференциальная диагностика, лечение Актуальность темы. Лейкоплакия – это хроническое воспаление слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, сопровождающееся значительным ороговением. Некоторые формы лейкоплакии относятся к преканцерозным заболеваниям, что объясняет значение ранней диагностики и своевременного лечения лейкоплакии в профилактике злокачественных образований челюстно-лицевой области.. Так, в структуре передраков лейкоплакия составляет 13%. При локализации очага лейкоплакии на слизистой оболочке дна полости рта, малигнизация наступает в 42% случаев, на слизистой оболочке языка или губ – в 24%. Поэтому врач-стоматолог должен иметь достаточный уровень знаний, чтобы своевременно заподозрить это заболевание, провести дальнейшее углубленное обследование и назначить адекватное лечение пациенту. ^ Общая цель: Уметь установить окончательный клинический диагноз лейкоплакии и определить тактику ведения больного, принципы лечения заболевания и провести местное консервативное лечение.
^ Задания для проверки исходного уровня Задание №1. К врачу-стоматологу обратился мужчина 39 лет для профосмотра. Объективно: на слизистой оболочке углов рта выявлены беловатые ороговевшие участки с четкими контурами, не возвышающиеся над уровнем СОПР. Какой первичный элемент поражения слизистой оболочки у этого больного?
Задание №2. Врач получил патогистологическое заключение после биопсии с участка поражения слизистой оболочки полости рта: зернистый слой отсутствует, роговой слой утолщен, его клетки имеют палочковидные ядра. Какой патогистологический процесс в эпителии описан?
Задание №3. При цитологическом исследовании мазка-отпечатка с поверхности эрозии на слизистой оболочке нижней губы были получены такие результаты: размер клеток увеличен, встречаются гигантские и многоядерные клетки, клетки измененной формы. Ядра увеличены в размере, форма их изменена, поверхность складчатая. Гиперхромия ядер, амитотическое деление клеток. Какой патогистологический процесс описал цитолог?
Задание №4. У мужчины 56 лет на красной кайме нижней губы выявлен белесоватый участок, не снимающийся при поскабливании. Какой метод диагностики необходимо провести этому больному для постановки диагноза?
Задание №5. При лечении эрозии на слизистой оболочке нижней губы у пациента 46 лет врач-стоматолог применил кератопластики. Какой препарат из нижеперечисленных относится к этой группе?
Задание №6. Мужчина 47 лет жалуется на наличие незаживающей язвы в области нижней губы. Болеет около 2-х месяцев. Курит, страдает холециститом. Полость рта не санирована. К врачу не обращался. Объективно: в области красной каймы нижней губы слева – язва округлой формы диаметром до 2-х см. Края язвы приподняты в виде валика белесоватого цвета, уплотнены. Вокруг язвы – бляшка гиперкератоза с четкими контурами, не возвышающаяся над поверхностью слизистой, не снимающаяся при поскабливании. В левой поднижнечелюстной области пальпируются безболезненные плотные лимфоузлы ограниченной подвижности. Какая первоочередная тактика врача-стоматолога? А. Устранить вредную привычку (курение) В. Санировать полость рта С. Провести криодеструкцию очага поражения Д. Направить на консультацию к гастроэнтерологу Е. Направить на консультацию к онкологу Эталоны ответов: Задание №1: D Задание №2: Е Задание №3: D Задание №4: А Задание №5: С Задание №6: Е Источники информации
Содержание обучения в соответствии с целями Теоретические вопросы темы
Источники информации Основная литература
Дополнительная литература
Граф логической структуры темы: «Лейкоплакия. Этиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение» ![]() Диагностический алгоритм при синдроме «Белое пятно на СОПР»
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Тактический алгоритм по лечению различных форм лейкоплакии Плоская Мягкая Таппейнера Веррукозная Эрозивная
Кератопластики
Кератолитики
Диспансерное наблюдение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Хирургическое лечение Криодеструкция Лазеродеструкция Кортикостероидные мази
Стимулирующие заживление
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения Задание №1. Молодой человек 19 лет обратился к врачу-стоматологу с жалобами на шершавость и стянутость слизистой оболочки полости рта, сухость. Постоянно, не контролируя себя, прикусывает слизистую оболочку по линии смыкания зубов. Страдает хроническим холециститом, курит. Объективно: слизистая по линии смыкания зубов рыхлая, отечная, имеет белесоватый цвет. ГИ -2,3. Что из перечисленного является основным в возникновении заболевания у этого больного?
Задание №2. К врачу-стоматологу обратился мужчина 58 лет с жалобами на боль в полости рта во время еды, беспокоящую 3 недели. Лечился самостоятельно. Полоскание отварами трав эффекта не дало. Объективно: на слизистой оболочке правой щеки на фоне плотноватых бородавчатых разрастаний белого цвета определяется язва 0,5 см в диаметре, болезненная при дотрагивании. Какое исследование необходимо провести этому больному в первую очередь?
Задание №3. Мужчина 49 лет обратился к врачу-стоматологу с жалобами на ощущение стянутости в области губ, жжение. Считает, что заболел несколько месяцев назад, за помощью не обращался. Объективно: на красной кайме нижней губы ближе к центру определяется четко ограниченное образование размером 1,0х1,5 см, неправильной формы, белого цвета с поверхностью в виде бородавок. Какой наиболее вероятный диагноз у этого больного?
Задание №4. Во время санации полости рта у 18-летнего юноши на слизистой обеих щек по линии смыкания зубов были обнаружены участки жемчужно-белого цвета, слизистая в этой области отечная, рыхлая, покрыта чешуйками, снимающимися при поскабливании шпателем. Каков наиболее вероятный диагноз?
Задание №5. У пациента 55 лет на слизистой оболочке щеки справа в проекции разрушенных моляров определяется пятно неправильной формы серовато-белого цвета, размером 1,5х2,0 см. На фоне пятна имеются бородавчатые разрастания, эрозии. Врач диагностировал у больного лейкоплакию. Установите форму заболевание у этого больного.
Задание №6. Мужчина 49 лет обратился к врачу-стоматологу с целью санации полости рта. Объективно: на слизистой оболочке правой щеки в проекции разрушенных моляров определяется пятно неправильной формы серовато-белого цвета, не снимающееся при поскабливании. Какой из витаминов целесообразно включить в комплекс терапии этому больному?
Задание №7. Пациенту 53 лет проведена криодеструкция очага лейкоплакии на слизистой дна полости рта. Послеоперационная рана эпителизировалась. С целью профилактики рецидива больному в первую очередь необходимо:
Эталоны ответов: Задание №1: В Задание №2:С Задание №3: В Задание №4: Д Задание №5: Д Задание №6: А Задание №7: В ^ В начале занятия после определения актуальности темы, цели занятия, проводится проверка исходного уровня знаний-умений с помощью тестов. Далее студенты приступают к самостоятельной работе – приему больных (желательно тематических) в клиническом зале под контролем преподавателя: проводят опрос пациентов, целенаправленно собирают анамнез заболевания и жизни, проводят осмотр и инструментальные методы обследования, выделяют ведущий клинический синдром, с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных методов исследования. В результате обстоятельного клинического разбора с помощью преподавателя в присутствии всей группы ставят предварительный или окончательный диагноз, определяют тактику ведения больного, принципы лечения заболевания, назначают местное консервативное лечение. При необходимости, пациент может быть направлен на консультацию к другому специалисту. Студент заполняет медицинскую карточку стоматологического больного, журнал ежедневного учета приема больных. Далее проводится анализ проведенной самостоятельной работы, акцентируется внимание на допущенных ошибках. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные задачи, в том числе визуализированные. В конце занятия студенты решают задания для итогового контроля. Подводится общий итог занятия, выставляются оценки. |