И. П. Павлов основоположник учения о высшей нервной деятельности 19
Скачать
4.77 Mb.
Название
И. П. Павлов основоположник учения о высшей нервной деятельности 19
Количество страниц
43
Дата
29.03.2013
Размер
4.77 Mb.
Тип
Документы
Содержание
3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ: Ассоциативное обучение, когнитивные процессы 45
4. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ: Основные понятия и методы изучения 76
5. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию 118
6. Способность животных к символизации 141
7. Изучение элементов сознания у животных 163
8.Сравнительная характеристика и морфофизиологические основы мышления животных 180
9. Генетические исследования элементарной рассудочной деятельности и других когнитивных способностей животных 193
Предметный указатель 219
Аспент пресс
1.1. Основные направления науки о поведении животных
Физиология высшей нервной деятельности (ВНД)
Генетика поведения.
1.2. Классификации основных форм поведения
Классификация Д. Дьюсбери
Другие классификации поведения.
По непосредственным причинам, вызывающим тот или иной поведенческий акт.
По функциям
По происхождению в филогенезе —
По способу формирования в онтогенезе
Классификация форм поведения, предложенная Л. В. Крушинским.
1.3. Мышление человека: Определения и классификация
Формы мышления человека
Критериями наличия у животных зачатков мышления
Зачатки мышления имеются
2. История исследований мышления животных
2.1. Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — пе
Ж. Бюффона
Г. Реймарус
2.2. Ф. Кювье об «уме» и инстинкте животных
2.3. Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на исследование поведения. Книга Дж. Роменса. «Канон Ллойда-Моргана»
Джон Роменс
2.4. Объективные методы изучения поведения и психики животных
2.4.1. И. П. Павлов - основоположник учения о высшей нервной деятельности
2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка
2.4.3. Бихевиоризм. Работы Дж. Уотсона, Б. Скиннера и других
2.4.4. Когнитивные процессы у животных. Исследования Э. Толмена и И. С. Бериташвили
Иван Соломонович Бериташвили
2.5. Сравнительная психология и зоопсихология в России
2.5.1. «Объективный биологический метод» изучения поведения животных в трудах В. А. Вагнера
Онтогенетический критерий
Биопсихологический критерий
2.5.2. Зоопсихологические исследования З. З. Ладыгиной-Котс
З. З. Ладыгина-Котс
2.5.3. Исследования поведения и психики приматов в СССР
2.6. Описание «инсайта» в опытах В. Келера
Роберт Йеркс
2.7. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных
Леонид Александрович Фирсов.
2.8. Исследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века. Работы Н. Майера и О. Келера
Николаса Майера.
2.9. Исследования высших когнитивных функций животных во второй половине XX века
2.9.1. Концепция Л. В. Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности
2.9.2. «Говорящие» обезьяны и проблема происхождения второй сигнальной системы
2.10. Генетика поведения
2.11.1. Основные направления этологических исследований
Приспособительное значение поведения
Индивидуальное развитие поведения.
Эволюцию поведения
Общественное поведение животных.
Задачи этологии.
Методы этологических исследований.
2.11.2. Основные положения этологии
2.11.3. Значение работ этологов для оценки рассудочной деятельности животных
2.11.4. Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания
Джейн Гудолл
2.12. Основные гипотезы об эволюции психики
Алексей Николаевич Северцов
Наследственные изменения поведения
Леон Абгарович Орбели
Алексей Николаевич Леонтьев
3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ: Ассоциативное обучение, когнитивные процессы
3.1. Обучение и пластичность
3.2. Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности
3.2.1. Неассоциативное обучение (привыкание)
3.2.2. Ассоциативное обучение
Следует отметить
3.2.2.2. Классические условные рефлексы
3.2.2.3. Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок)
3.3. Дифференцировочные условные рефлексы
Порядок предъявления
3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения дифференцировочных стимулов
3.3.2. Формирование «установки на обучение»
3.3.3. Формирование «систем» дифференцировочных условных рефлексов
3.4. Когнитивные (познавательные) процессы
Метод отсроченных реакций.
Тест на оценку представлений о константности свойств предметов.
3.4.2. Латентное обучение
3.4.3. Пространственное обучение. Современная теория «когнитивных карт»
3.4.3.2. Обучение в водном лабиринте Морриса (водный тест)
3.4.4. Исследование обучения и памяти животных в ситуациях, приближенных к естественным
3.4.5 Обучение «выбору по образцу»
3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов
4. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ: Основные понятия и методы изучения
4.1. Определения понятия «мышление животных»
И. П. Павлов
Н. Н. Ладыгина-Коте
Способность к экстренному решению новых задач.
В. Крушинский
Способность к обобщению и абстрагированию и формированию до-вербальных понятий.
Способность предвидеть результаты собственных действий.
Дж. Гудолл
4.2. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели
Способность животных решать задачи за счет переноса ранее выработанной реакции на новые стимулы (или наборы стимулов) и в новые
4.3. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность
Результаты первых предъявлений теста.
Право- и левостороннее предъявления подкрепляемого стимула
Соблюдение общих принципов физиологической и экологической адекватности условий эксперимента
Специфику сенсорных, двигательных и мотивационных особенностей животного
Размеры экспериментальной установки.
Видоспецифические особенности поведения
Предотвращение невольных «подсказок» экспериментатора
4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных
Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе
Экстренное выявление
II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков
IV. Обобщение и абстрагирование
V. Операции логического вывода
4.5. Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения
Опыт с корзиной.
4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий
Подтягивание приманки за нити.
Использование палок.
Извлечение приманки из трубы (опыт Р. Йеркса).
Конструктивная деятельность обезьян.
Элизабета Визальберги
4.5.2. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид» («вышек»)
4.5.3. Использование орудий в опыте с «тушением огня» и в других ситуациях
4.5.4. Орудийные действия антропоидов в естественной среде обитания
4.5.5. Орудийные действия у позвоночных, не относящихся к приматам
4.1. Примеры орудийных действий животных разных видов в природе и в экспериментах
Дятловые вьюрки
4.6. Методики, разработанные Л. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения
4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче
4.6.2. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зр
4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов
Задача на оперирование эмпирической размерностью фигур (ОЭРФ).
Контрольный опыт.
Задача на поиск приманки в двух объемных фигурах разного объема.
4.7. Изучение способности животных к экстренному определению алгоритма изменений положения скрытой приманки. Тест Ревеша-Крушинс
4.8. Изучение способности к экстренной интеграции ранее образованных независимых навыков
4.8.1. Способность к «рассуждению» у крыс
4.8.2. Задача для голубей на «доставание банана»
4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше
5. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию
5.1. Общие сведения
5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования
Второй режим называют режимом систематического варьирования второстепенных параметров
Тест на перенос
5.3. Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах на перенос
1. Перенос на новые стимулы той же категории.
2. Перенос на новые стимулы других категорий.
3. Перенос правила выбора на стимулы другой модальности (кросс-модальный перенос).
4. Оценка уровня абстрагирования в опытах с различением множеств.
5. Опознание предметов по их изображениям
5.4. Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным
Довербальные понятия.
Допонятийный уровень
5.5. Признаки, доступные обобщению животных
5.5.1. Обобщение абсолютных признаков
5.5.2. Естественные стимулы и «естественные» (перцептивные) понятия
5.5.3. Обобщение относительных признаков «больше», «правее»
Обобщение относительного признака «больше». В
Относительные «пространственные признаки».
Относительный признак «новизна».
5.5.4. Обобщение относительных признаков «сходство» и «соответствие»
Обобщение признака «сходство»
5.5.5. Выбор стимулов по аналогии
6. Способность животных к символизации
6.1. Языки животных и язык человека
Особенности естественных языков высокоорганизованных животных. В
Язык и сигнальные системы, по И. П. Павлову.
Звуковая речь
6.2. Исследование способности животных к символизации (на примере «счета») с помощью лабораторных тестов
6.2.1. Способность к символизации у приматов
6.2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых
6.3. Обучение животных языкам-посредникам
6.3.1. Какими свойствами должны обладать языки-посредники?
Ключевые свойства языка (по Ч. Хоккету).
6.1. Основные программы обучения антропоидов языкам-посредникам
Полученные результаты
6.3.2. Обучение человекообразных обезьян амслену
Использование знаков в переносном смысле.
Использование знаков в новых ситуациях.
Культурная преемственность
Составление предложений и понимание их структуры.
6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?
Проверка роли подражания человеку и «подсказок» при овладении языком.
Имеют ли знаки «йеркиша» свойства символов?
Понимают ли шимпанзе устную речь человека?
6.5. Обучение языкам-посредникам других животных
Обучение дельфинов.
Обучение попугая.
Алекс играет с тюбиком.
7. Изучение элементов сознания у животных
7.1. Основные характеристики сознания
7.2. Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян
Гордона Гэллопа
7.3. Самоузнавание и использование другой информации, полученной с помощью зеркала, у животных других видов
7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей («theory of mind»)
7.5. «Социальные знания» и жизнь в сообществе
Приобретение «социальных знаний
Преднамеренное обучение детенышей
Все сказанное позволяет считать, что в исследовании предыстории сознания
8.Сравнительная характеристика и морфофизиологические основы мышления животных
8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксон
Способность к экстраполяции.
Тесты на оперирование эмпирической размерностью фигур и Ревеша—Крушинского.
8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга
8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности
8.3.2. Повреждение участков мозга и способность к экстраполяции
Wulst (комплекс ядер гиперстриатума
8.4. Сопоставление способности к экстраполяции и к обучению. Роль экологических факторов в успешности решения тестов
Особенности экологии вида и способность к элементарному мышлению.
8.5. Элементарное мышление человекообразных и низших обезьян
9. Генетические исследования элементарной рассудочной деятельности и других когнитивных способностей животных
9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных
9.2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной деятельности
9.3. Методы и объекты генетики поведения
Крысы (Rattus
9.4. Изменчивость поведения и выявление роли генотипа
Задачи генетики поведения
Общая задача генетики поведения
Выбор признаков поведения.
Роль генотипа и среды в формировании поведения.
9.5. Генетические исследования способности к обучению
Селекция крыс на способность к обучению.
Генетические исследования условной реакции активного избегания.
Различия в процессах обучения и памяти в связи с генетической изменчивостью строения мозга.
Долговременная посттетаническая потенциация.
NMDA-рецептора типа 2В в переднем мозге
9.6. Психогенетика человека и генетика поведения животных
9.1. Корреляции когнитивных характеристик испытуемых с разной степенью родства и сходства условий среды
Современная генетика поведения и нейрогенетика
Ген — функционально неделимая единица генетического материала, участок ДНК, кодирующих первичную структуру белка. Генотип
Инбредные линии
Интеллект человека
Кроссмодальный перенос
Норма реакции
Посттетаническая потенциация
Разум, разумное поведение
Рассудочная деятельность
Робертсоновская транслокация
Таксономическая группа (таксон)
Холинолитические препараты
Цепные условные рефлексы
Цефализация (или энцефализация)
Эвристические процессы
Предметный указатель
Доставание банана», тест 156—157 Дрессировка 20, 61, 78 Е
Лабиринты 89-90, 95-98 М
Навыки, независимо приобретенные — у крыс 156 — у птиц 158-159 Новизна, признак 186 О
Теория «стимул-реакция» 29-30 Транзитивное заключение — 85, 203 «У
Физиология высшей нервной деятельности 8, 25-26, 40-43, 70-72 Ч
Адрианов О. С, Молодкина Л. Н., Ямщикова Н. Г.
Элементарное мышление животных
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы