Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Скачать
4.84 Mb.
Название
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Количество страниц
18
Дата
30.03.2013
Размер
4.84 Mb.
Тип
Учебно-методическое пособие
Содержание
I часть - справочные материалы по основным темам общей психологии.
II часть пособия посвящена методике преподавания психологии.
III часть представляет собой словарь-справочник.
Методические вопросы преподавания психологии
ЧАСТЬ 1 СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗДЕЛ 1 введение в психологию
Подходы к пониманию предмета психологии
Львом Семеновичем Выготским (1896-1934)
Предметом психологии в отечественной психологии является психика, психическая деятельность.
Понятие о психике
Биологическая природа психики
1-го блока - нарушается внимание, появляется сонливость, нарушается работа
3-го блока - дефекты поведения, изменения в сфере движений.
Тема 2 • развитие психики в филогенезе
А.Н. Леонтьевым.
Возникновение и развитие психики человека
Сущность психики человека
Таблица 1 Неосознаваемые процессы в психике человека
Отличие психики человека от психики животных
Тема 3 • психология деятельности
Деятельность как предмет исследования
1. Предметное содержание
2. Операциональная часть
Деятельность как объяснительный принцип
Физиологические основы
Классификации видов
Свойства и закономерности
Развитие в онтогенезе
Освоение деятельности
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 4 • психология как наука
Классификация отраслей психологии
Задачи современной психологии
Тема 5 • методы психологии_
Классификация методов
II. Организационные методы
IV. Методы интерпретации результатов
Основные методы
Организация психологического исследования
2. Место проведения исследования
3. Техническое оснащение
8. Обработка результатов
РАЗДЕЛ 2 психические процессы
ФУНКЦИИ Сигнальная
Физиологические механизмы
Классификация видов ощущений
Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегулярных
Свойства и закономерности
Интенсивность ощущения (S) пропорциональна логарифму силы раздражителя (I)
Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека
Взаимодействие ощущений
Продолжительность ощущений
Пространственная локализация
Нарушения ощущений
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 7 • восприятие
Физиологические механизмы
Теории восприятия
Классификации видов восприятия
5. По формам существования материи
Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода
Свойства и закономерности
1. Закон сходства
Закон замкнутости
Закон установки
Прошлый опыт.
4) иллюзия переноса. Это означает перенос свойств целой фигуры на ее отдельные части. Такова иллюзия Мюллера-Лайэра и др
5) иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона
Развитие в онтогенезе
Нарушениями восприятия
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 8 • внимание
Критериями внимания являются
Теории внимания
Теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе.
Концепция внимания П.Я. Гальперина.
Классификация видов внимания
Свойства и закономерности
Факторы привлечения внимания
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 9 • память
Физиологические механизмы
Теории памяти
Классификация видов памяти
Свойства и закономерности
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 10 • мышление
Мыслительные операции
Формы мышления
Например: общее суждение - «Все студенты учатся»
Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.
Функции мышления
Механизмы мышления
Психологические теории мышления
Классификация видов мышления
4) по числу участников - индивидуальное и коллективное мышление.
Название теории
В психологии используется и другой термин для обозначения творческого мышления - креативность.
В практической психологии используются специфические виды мышления.
Развитие мышления
Индивидуальные особенности
В зависимости от преобладающей функции левого или правого полушария люди делятся на два типа
Методы изучение
Тема 11 • речь
Физиологические механизмы
Теории речи
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентри
Речевые процессы
Свойства и закономерности
Развитие в онтогенезе
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 12 • воображение
Физиологические основы
На 1-м этапе (в детском и подростковом возрасте)
На 2-м этапе
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 13 • эмоции и чувства
Психологические теории эмоций
I переработка в центральной нервной системе I
I переработка в центральной нервной системе I
Диссонанс когнитивный
Классификация видов
По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют
Свойства и закономерности
Аффективная слабость
Аффективная вялость.
Аффективная истощаемостъ
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 14 • психические состояния
Классификация видов
Таблица 4 Классификация психических состояний человека (сокращенный вариант)
Управление эмоциональными состояниями
Использование для вызова эмоций музыки. Экспериментально установлена зависимость определенных эмоциональных состояний от характе
Уход - физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации.
Проекция - приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому.
Отрицание - отказ признать, что какая-то ситуация или события имеют место. Например, мать отказывается верить, что ее сын погиб
Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.
Тема 15 • воля
1) на сенсорно-перцептивном уровне
2) на произвольном уровне
3) волевая регуляция
То, как субъект оценит результат волевого действия, зависит от сложившегося у личности типа контроля (локуса контроля). Локус- м
Теории воли
Свойства и закономерности
Индивидуальные особенности
Методы изучения
РАЗДЕЛ 3 психические свойства личности
Понятие «личность» в современной психологии понимается неоднозначно.
В различных психологических направлениях и концепциях (в психоанализе, бихевиоризме, в концепциях К. Левина, А. Маслоу
Теории личности
Современные теории личности
2) индивидуальное бессознательное - совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из созн
Свойства личности
1) нарушение структуры иерархии мотивов
2) формирование патологических потребностей и мотивов.
3) нарушение смыслообразования.
5) нарушение критичности и спонтанности поведения.
Индивидуальные особенности
Каждая из перечисленных моделей личности позволяет изучать индивидуальные особенности личности.
Методы изучения
Q-классификация, интервью, саморанжирование, опросники и проективные методики.
Тема 17 • потребности и мотивы личности
Особенности потребностей и мотивов
Теории мотивации
Психоаналитическая (3. Фрейд).
Когнитивная (Л. Фестингер).
Классификации видов
Свойства и закономерности
Невроз навязчивых состояний
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 18 • способности
Физиологические механизмы
По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки.
Сложные способности имеют несколько задатков
Границы задатков шире, чем могут развиться на их основе способности
Классификация видов
Свойства и закономерности
Для развития способностей важна и внешняя среда - материальные условия, общение, образ жизни, система воспитания.
Индивидуальные особенности
Методы изучение
Тема 19 • интеллект
Физиологические механизмы
Теории интеллекта
1. Двухфакторная модель Ч. Спирмена
2. Модель И. Терстоуна.
3. Модель Р. Кеттелла (17 факторов).
Классификация видов
Свойства и закономерности
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 20 • темперамент
Физиологические механизмы
Свойства и закономерности
7) темперамент проявляется более ярко в максимально трудных для человека условиях.
Интроверты - флегматики и меланхолики.
1. Процесс развертывания темперамента.
Изменение свойств по величине.
Изменение структуры.
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 21 • характер
Физиологические механизмы
Клинический подход
1) гипертимный (высокая контактность и повышенное настроение и пр.)
5) застревающий (умеренная общительность, занудливость и пр.)
12) интровертированный (низкая контактность, обращенность внутрь себя и пр.).
Типология социальных характеров Х.Э. Фромма.
Свойства, закономерности
Развитие и формирование
Распределение различных типов воспитания и типов характера
Типы воспитания
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Тема 22 • самосознание
3. Поведенческая составляющая
Физиологические основы
4 основных источника
Исследования Э. Эриксона, посвященные изучению процесса становления идентичности, источником которой является «культурно значим
Классификация видов
Свойства и закономерности
Развитие в онтогенезе
Индивидуальные особенности
Методы изучения
Методические вопросы преподавания психологии
2.1. Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом
Трудности, связанные с переводом термина на естественный язык.
Иногда ошибки возникают за счет неправильного понимания состава слова. Например, в слове произвольный корнем слова называют пр
2.2. Семиотические аспекты преподавания психологии
К знаково-символическим
В учебном процессе
В практической работе консультанта
Более сложные рисунки целесообразно демонстрировать на плакатах.
Роль учебных задач в усвоении психологического знания
Задание понимается нами как требование выполнить какое-то действие. У задания менее строгая, чем у задачи, логическая форму
Задачи - простые вопросы, требования.
Задачи - косвенные. Это, как правило, задачи, обеспечивающие понимание профессиональных знаний.
3.1. Общий терминологический словарь
Б И - префикс, означающий двойственность.
У взрослых гнев - редкая эмоция, так как противоречит общественным нормам.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ - деятельность отдельного индивида.
ИНТРОСПЕКЦИЯ - самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта.
ИНТУИТИВНЫЙ ТИП - характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
ККАУЗАЛЬНАЯ (ЫЙ) (от лат. causa - причина) - причинная.
1) оригинальность, необычность идей
К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К.Тейлор, К. Кокс, A.M.Матюшкин и др.): толерант
Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач.
0,5 секунды. За это время мозг решает, нужна ли эта информация и передавать ли ее в кратковременную. Эту память еще называют сен
ПАТОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях.
3) шутка как способ активизации мышления.
3) дайте в двух словах определение сути задачи
ФОБИЯ - навязчивый страх.
5) уязвимость человека, вследствие которой ему легко причинить вред или оскорбить его.
В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояни
3.2. Краткий биографический справочник
1885 г. при клинике Казанского университета. В 1908 г. Бехтерев основа в Санкт-Петербурге Психоневрологичес-кий институт, которы
Олег Константинович (1933-2001)- российский психолог, специалист по мышлению, в течение ряда лет заведывал кафедрой общей психол
Хеннинг хомский
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
4. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов: В 2 т. // Под ред. канд. мед. наук Бокова СН. - Ростов -н
7. Герасимова B.C. Методика преподавания психологии: Курс лекций. -М.:Ось-89,2005.- 112с.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. Н.Н. Алипова; Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.
11. Изард К.Э. Психология эмоций /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. -464 с: Ил. (Серия «Мастера психологии»
13. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002. - 288с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
15. История психологии в лицах. Персоналии /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРС СЭ, 2005. - 784
17. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1985. - 73 с.
21. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2000. - 592 с.:ил. (Серия «Учебник нового века»)
23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещ
27. Петровский АВ., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений.
29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособие. / Ред.-состав. ДЛ. Райгородский. - Самара, 1998 и послед .изд.
31. Психология. Словарь /Под общ. ред. АВ. Петровского, М.Г.Ярошев-ского. - 2-е изд. испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494
33. Психология: Учебник. - М.: Проспект,1999. - 584 с. (Коллектив авторов)
35. Рогов Е.Н., Скрипкина Т.П. Общая психология: курс лекций первой ступени педагогического образования. - Ростов-на-Дону, 1995.
37. Сапогова Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 447 с.
39. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2
42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и примечание). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. (Се
Часть i. справочные материалы
Часть ii. методические вопросы преподавания
Часть iii. словарь-справочник
Для заметок
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы