|
Скачать 4.84 Mb.
|
Под общей ред. М.В. Гамезо![]() Общая психология Учебно-методическое пособие ![]() УДК 159.9 (075.8) ББК 88.8я73 Г 182 ISBN 5-98534-569-6 Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с. Учебно-методическое пособие представляет собой издание справочного характера по общей психологии. Пособие включает три части: «Справочные материалы по основным темам общей психологии», «Методические вопросы преподавания психологии», «Словарь-справочник», включающий терминологические и биографические сведения. Разносторонность его содержание и специфическое его структурирование позволит читателю (обучающемуся) овладеть базовыми психологическими понятиями в их системе, что в свою очередь создает предпосылки для более успешного освоения теорией и практикой современной психологической науки. Оригинальным и новым по сравнению с имеющимися учебно-методическими пособиями является освещение не только тематического содержания, но и методических вопросов преподавания психологии, разработанных и апробированных в многолетней педагогической деятельности B.C. Герасимовой. Большое место занимают таблицы и рисунки, что несомненно помогает восприятию и переработке информации, в том числе усвоению психологического тезауруса. Пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Издание адресовано студентам, аспирантам, преподавателям вузов, в учебный план которых входит психология, а также всем, кто интересуется проблемами психологии. ББК 88.8я73 ISBN 5-98534-569-6 © Гамезо М.В., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М., 2006 © Ось-89, 2007 ОглавлениеОглавление 2 ВВЕДЕНИЕ 4 ЧАСТЬ 1 6 РАЗДЕЛ 1 введение в психологию 6 ТЕМА 1 • ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 6 ТЕМА 2 • РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ 10 ТЕМА 3 • ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16 ТЕМА 4 • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 22 ТЕМА 5 • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ_ 26 РАЗДЕЛ 2 психические процессы 30 ТЕМА 6• ОЩУЩЕНИЯ 30 ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ 40 ТЕМА 8 • ВНИМАНИЕ 51 ТЕМА 9 • ПАМЯТЬ 56 ТЕМА 10 • МЫШЛЕНИЕ 63 ТЕМА 11 • РЕЧЬ 70 ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ 75 ТЕМА 13 • ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 81 ТЕМА 14 • ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 89 ТЕМА 15 • ВОЛЯ 92 РАЗДЕЛ 3 психические свойства личности 97 ТЕМА 16 •ЛИЧНОСТЬ 97 ТЕМА 17 • ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ 104 ТЕМА 18 • СПОСОБНОСТИ 110 ТЕМА 19 • ИНТЕЛЛЕКТ 115 ТЕМА 20 • ТЕМПЕРАМЕНТ 118 ТЕМА 21 • ХАРАКТЕР 123 ТЕМА 22 • САМОСОЗНАНИЕ 127 ЧАСТЬ 2 131 2.1. РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ 131 2.2. СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 133 ЧАСТЬ 3 144 3.1. ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 144 3.2. КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК 196 ЛИТЕРАТУРА 207 ВВЕДЕНИЕПредлагаемое читателю учебно-методическое пособие представляет собой двухтомник информационно-справочного характера: I. Общая психология: информационно-методические материалы; II. Общая психология: словарь-справочник. Бесспорно, трудно переоценить важность справочно-информационных материалов в современном мире в любой области человеческого знания. Не является исключением и область психологии. Психологическая литература на сегодняшний день накопила солидный материал такого рода (словари, энциклопедии, атласы и т.п.). Весьма заметным событием в отечественной литературе явилось издание шеститомного психологического лексикона под общей редакцией академика А.В. Петровского в 2005 году. Но, как показывает многолетний опыт практического вузовского и дополнительного образования, основные (базовые) психологические понятия в их взаимодействии и реальном практическом использовании не усваиваются, не становятся фундаментом, на котором можно было бы строить процесс успешного овладения психологическим знанием на новом качественном уровне как в области общей психологии, так и в отдельных ее областях (возрастной, социальной, педагогической, медицинской, практической и т.д.). Мы надеемся, что данное издание существенно восполнит этот пробел, так как и содержание, и построение материала направлены именно на овладение читателем фундаментом психологического знания, то есть системой понятий по общей психологии. Весьма важным, на наш взгляд, и новым в такого рода изданиях является включение информационно-справочного материала по методике преподавания психологии. Успешность овладения основами психологического знания во многом зависят от того, как осуществляется этот многогранный процесс, насколько профессионально, адекватно целям и задачам. Считаем, что этот материал будет сущес твенным подспорьем в процессе овладения конкретным психологическим знанием, а также для теории и практики психологического образования в целом. При подготовке учебно-методического пособия использованы материалы словарей, энциклопедий, учебников (см. список литературы), а также вышедшие ранее работы авторов («Атлас по психологии», «Методика преподавания психологии», словари). Пособие содержит три части. ^ Здесь представлено краткое систематическое изложение курса в определенном авторском видении. Все темы излагаются в едином ключе, унифицированы по определенному плану. Представленный план выверен авторами в процессе преподавания психологии и позволяет охватить не только все существенное содержание, но и не упустить отдельных особенностей, что можно наблюдать в современных учебных пособиях. Авторы считают существенными следующие пункты плана: 1) понятие, 2) функции, 3) механизмы, 4) теории, 5) классификация видов, 6) свойства (закономерности), 7) развитие в онтогенезе, 8) нарушения, 9) индивидуальные особенности, 10) изучение (экспериментальное и диагностическое). Последние четыре пункта излагаются кратко в силу наличия в учебных планах вузов специальных учебных дисциплин этого профиля. Особенность изложения заключается еще и в том, что после изложения каждого пункта плана дается перечень встречающихся понятий с их формулировкой и выделенные жирным шрифтом. ^ Здесь представлены наиболее важные и слабо исследованные аспекты преподавания общей психологии. Авторы остановились на трех аспектах: 1) работа преподавателя с психологической терминологией, поскольку таково назначение словаря-справочника; 2) семиотические аспекты преподавания психологии. Авторы убеждены, что только единство чувственного (особенно знакового) и рационального (словесного) может обеспечить полноценное усвоение знаний. Представленное пособие содержит 12 таблиц и более 40 рисунков; 3) роль задач в усвоении психологических знаний. Задачи еще слабо используются в преподавании психологии, но они незаменимы. Нельзя научить мыслить, не решая задач. ^ Сюда включены все термины, которые выделены жирным шрифтом в части 1, полностью, без искажений, но иногда и дополненные, так как в разных темах понятия могут раскрываться в разной степени полноты. Кроме того включены термины, не вошедшие в часть 1, но встречающиеся в учебниках по общей психологии и других учебных изданиях и словарях. В этой части пособия представлен краткий библиографический справочник с кратким описанием существенных сторон биографий и научной деятельности известных отечественных и зарубежных психологов. Почти все имена, встречающиеся в тексте, представлены в той или иной степени. КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ 1. Сначала следует прочитать введение. 2. Затем можно приступить к чтению темы 1, затем 2, 3 и т.д. Обратите внимание на то, что в тексте жирным шрифтом выделены основные понятия и термины. 3. Читая содержание темы или ее части, особое внимание уделите терминам. Их интерпретацию вы найдете после каждого фрагмента темы. 4. Если, работая над какой-либо темой, вы встречаетесь с термином, который забыли или плохо поняли его значение, а после фрагмента темы этот термин вы не обнаружили, то обратитесь к словарю-справочнику (том II пособия). Внимание! Термины в словаре расположены в соответствии с основным понятием темы (ощущением, восприятием, памятью и т.д.). Так, например, термин «колебание внимания» будет расположен в разделе на букву «В », то есть «Внимания колебание», а не на букву «К»; термин «зрительные ощущения» ищите в разделе на букву «О»: «ощущения зрительные»; термин «гипербола» (в теме «Воображение») будет располагаться в разделе на букву «В», то есть «Воображение: гипербола». 4. Встречаясь с именами ученых, не забывайте заглядывать в Краткий биографический справочник (том II). 5. Затем целесообразно прочитать текст части II: ^ (не важно, что вы, может быть, не преподаватель). К этому разделу можно обращаться при освоении любой темы. Это будет способствовать более осмысленному и глубокому усвоению материала. ![]() |