Курс лекций для колледжа физической культуры
Скачать
2.81 Mb.
Название
Курс лекций для колледжа физической культуры
Количество страниц
11
Кучерявый Всеволод Владимирович
Дата конвертации
03.04.2013
Размер
2.81 Mb.
Тип
Документы
Содержание
Физиология с основами биохимии.
6.Основы возрастной физиологии.
Физиологические принципы регуляции и возникновение нервного импульса.
Гомеостаз – это способность сохранять относительное постоянство внутренней среды и свойств организма.
Под адаптацией понимают совокупность приспособлений организма к условиям внешней среды.
Молекулярное строение клеточной мембраны и природа нервного импульса.
Потенциал покоя.
Потенциал действия.
Потенциал действия – это физиологический процесс, выражающийся в быстром колебании мембранного
5.Некоторые основные понятия физиологии возбуждения.
Минимальная сила раздражителя, способная вызвать возбуждение называется
Минимальная сила тока, при которой возникает возбуждение, называется
2. Физиолология мышечного сокращения.
Теория скользящих нитей. Снабжение мышцы энергией.
3.Одиночное сокращение и тетанус.
Одиночное сокращение.
Двукратное сокращение.
Ритмическое сокращение.
Сила сокращения мышцы.
Особенности гладких мышц.
Физиологические особенности элементарных нервных структур.
Свойства нервных центров.
Одностороннее проведение возбуждения
Механизмы торможения.
Постсинаптическое торможение
Уравнительная стадия
Тормозящая стадия
4. Физиология спинного и головного мозга.
По нисходящим путям
Рефлекторная функция спинного мозга
Продолговатый мозг.
Средний мозг.
Физиология таламуса.
Физиология гипоталамуса.
Ретикулярная формация и лимбическая система.
Подкорковые ядра.
5. Физиология эмоций и больших полушарий.
Функциональная структура больших полушарий.
Сенсорные и двигательные зоны коры.
Первая соматосенсорная зона коры
Вторая соматосенсорная зона
Слуховая зона
Ассоциативные зоны коры.
Асимметрия больших полушарий.
6. Регуляция движений и внд.
Мышечный тонус
Статические рефлексы
Выпрямительные рефлексы
Статокинетические рефлексы
2. Управление двигательной деятельностью.
3.Двигательный навык как автоматизированная форма управления движениями.
4.Взаимосвязь двигательных и вегетативных функций.
5.Классификация условных и безусловных рефлексов.
Условия и механизмы образования условных рефлексов.
Торможение условных рефлексов.
Внешнее торможение
Внутреннее торможение
Дифференцировачное торможение
Условное торможение
Особенности ВНД человека.
7. Сенсорные системы.
Анализатор – это система восприятия окружающего мира на основе предыдущего опыта.
Рецепторами называются специализированные клетки, воспринимающие действие раздражителей.
Соматосенсорная и проприорецепция.
Орган зрения.
Оптическая система глаза
Острота зрения
Для восприятия пространства
Орган слуха.
Физиология обоняния.
Вкусовая рецепция.
Вестибулярный аппарат.
Органы чувств и коррекция движений.
8. Эндокринная система.
3. Гипоталамус и гипофиз.
4. Щитовидная железа и паращитовидные железы.
6. Железы смешанной секреции: поджелудочная железа и половые железы.
Половые железы.
7. Влияние эндокринной системы на двигательную активность.
Фаза тревоги
Фаза устойчивости (резистентости).
Фаза истощения
Раздел 4. Кровь и кровообращение. Основные темы раздела.
9. Строение и функции крови.
Основные компоненты плазмы.
Белые клетки крови – лейкоциты. Тромбоциты.
Эозинофилы (1,5%)
Транспорт газов кровью.
Перенос углекислого газа.
5.Свертывание крови.
6.Заживление ран.
Воспаление – это местная реакция окружающих тканей, которая проявляется в опухании и болезненности.
10. Иммунная система.
Антигены – это чужеродные вещества, обычно представляющие собой белки или полисахариды.
Клеточный механизм
Гуморальный механизм
Развитие Т-лимфоцитов.
Развитие В-клеток.
Клонально-селекционная теория образования антител.
Типы иммунитета.
Естественный пассивный иммунитет
Приобретенный пассивный иммунитет
Естественный активный иммунитет
Приобретенный активный иммунитет
Группы крови.
Группа крови
Система интерферона.
1. Строение сердца и сердечный цикл.
Секрет работы сердца состоит в том, что половину жизни сердечная мышца находится в расслабленном состоянии.
2.Регуляция работы сердца.
3.Гемодинамика: скорость и объем кровотока.
4. Артериальное давление.
5. Адаптация системы кровообращения к физическим нагрузкам.
Брадикардия покоя
12. Физиология пищеварения.
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке.
Пищеварение в тонком кишечнике.
Всасывание в тонком кишечнике. Толстый кишечник.
Секреция слюны
Секреция желудочного сока происходит в три стадии.
Секреция сока поджелудочной железы проходит две фазы.
Секреция желчи происходит под контролем ВНС.
13. Физиология органов дыхания.
Газообмен в легких.
Газообмен в тканях.
Возрастные изменения в системе дыхания.
Регуляция дыхания.
Дыхание в необычных условиях.
14. Терморегуляция и выделение.
2. Роль почек в выделительных процессах.
Избирательная реабсорбция
3. Регуляция мочеобразования.
15. Возрастные изменения показателей физического развития.
1. Основные возрастные этапы развития детей и подростков.
Изменения массы тела ребенка с возрастом.
Возрастные изменения роста детей и пропорций тела.
Возрастные изменения показателей физического развития мальчиков и девочек.
Проблемы и причины акселерации.
16 .Возрастные изменения внд и психики.
1.ВНД детей первого года жизни.
2.ВНД и психика детей в возрасте от 1 до 3 лет.
3. ВНД и психика детей дошкольного возраста (4 – 6 лет).
4. Изменения ВНД и психики в период учебы в школе.
17. Возрастные особености развития опорно-двигательного аппарата.
Возрастные особенности развития скелета.
Скелет туловища.
Скелет конечностей.
Анатомические особенности роста скелетных мышц.
Физиологические особенности роста скелетных мышц.
Критические периоды в развитии опорно-двигательного аппарата и особенности обучения движениям детей и подростков.
После окончания этого периода движения подростка становятся "взрослыми". Вновь улучшается координация
18. Физиологическая классификация физических упражнений. физиологическое состояние спортсмена.
1.Общие принципы физиологической классификации физических упражнений.
Классификация на основе объема мышечной масса
Классификация на основе типа мышечных сокращений
Классификация по силе и мощности
Классификация циклических упражнений.
Аэробные упражнения
Классификация ациклических упражнений.
Предстартовое состояние и разминка.
6. Устойчивое состояние.
Истинное устойчивое состояние
Условно устойчивое состояние
Ложное устойчивое состояние
19. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом.
Пороговые (критические) тренирующие нагрузки.
Специфичность тренировочных эффектов.
Обратимость тренировочных эффектов.
У людей систематически занимающихся физической культурой снижение
Высокая быстрая тренируемость
Высокая медленная тренируемость
Низкая быстрая тренируемость
Низкая медленная тренируемость
6. Принципиальные различия спорта высших достижений и физической культуры.
20. Физиологическая характеристика отдельных видов спорта.
Характеристика отдельных видов легкой атлетики.
Б) Прыжки.
В) Метания.
Лыжный спорт (гонки на лыжах).
Конькобежный спорт.
5. Велосипедный спорт.
8.Спортивные игры.
Игрок должен уметь применять различные приемы в различных условиях игры.
9.Тяжелая атлетика.
10. Борьба и искусственное снижение веса.
Искусственное снижение веса.
11 Физиологическая характеристика альпинизма и горного туризма.
21. Строение белков и ферментативный катализ.
1. Введение. Чем занимается биохимия?
Общая биохимия
Частная биохимия
Функциональная биохимия
2. Биологическая роль белков.
Каталитическая функция.
Сократительная функция.
Регуляторная функция.
Рецепторная функция.
Транспортная функция.
Защитная функция.
3. Строение молекулы белка.
Вторичная структура белка
Все структурные уровни молекулы белка зависят от первичной структуры. Изменения в первичной структуре ведут к изменениям на друг
4. Классификация белков.
5. Физико-химические свойства белков.
6. Строение ферментов.
Адсорбционный участок – это центр связывания.
7. Механизм действия ферментов. Специфичность.
Специфичность действия - это способность фермента катализировать только один определенный тип химической реакции.
Субстратная специфичность – это способность фермента действовать только на определенные субстраты.
При абсолютной специфичности фермент катализирует превращения только одного субстрата.
8. От чего зависит скорость ферментативных реакций?
9. Классификация и номенклатура ферментов.
10. Общая характеристика обмена веществ.
11. Строение и биологическая роль АТФ.
Аденин – рибоза – Ф.К. – Ф.К. – Ф.К.
АТФ + Н2О → АДФ + Н3РО4 + энергия
12. Тканевое дыхание.
Никотинамидные дегидрогеназы
Флавиновые дегидрогеназы
13. Анаэробное, микросомальное и свободнорадикальное окисление.
Перекисное окисление липидов (ПОЛ)
Вопросы семинарского занятия см. в начале лекции!
Вопросы лекции и семинарского занятия.
Моносахариды или простые сахара
2. Строение и биологическая роль глюкозы и гликогена. Синтез и распад гликогена.
Глюкоза главный источник энергии в организме.
Гликоген является запасной формой глюкозы.
3. Катаболизм углеводов. Гексозодифосфатный путь расщепления глюкозы.
Глюкоза + 6 О2 + 38 АДФ + 38 Н3 РО4 → 6СО2 + 6 Н2О +38 АТФ
Общая схема ГДФ-пути выглядит так
4. Гексозомонофосфатный путь распада углеводов.
6. Переваривание и всасывание жиров.
7. Катаболизм жиров.
Жирные кислоты
Второй этапом окисления – цикл трикарбоновых кислот
9. Строение мононуклеотидов.
10. Строение нуклеиновых кислот.
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, а РНК – рибонуклеиновая кислота.
На схемах ниже продемонстрирована структура ДНК и принцип комплементарности.
Помимо ДНК в клетках встречаются три разновидности РНК: информационные
11. Переваривание и всасывание нуклеиновых кислот. Катаболизм.
Фосфорная кислота
12. Синтез нуклеотидов.
13. Синтез нуклеиновых кислот.
Процесс репликации или редупликации
14. Переваривание и всасывание белков.
15. Катаболизм белков.
16. Синтез белков.
РНК синтетаза
17. Метаболизм аминокислот.
3. Трансаминирование –
18. Азотистый баланс. Пути обезвреживания аммиака.
Пути обезвреживания аммиака.
Орнитиновый цикл.
1. Содержание воды в организме. Физико-химические свойства воды.
2. Биологическая роль воды. Поступление и выделение воды.
Вода активный участник обмена веществ.
3. Регуляция водного баланса и его нарушения.
4. Содержание минеральных веществ и их роль в организме.
Натрий и калий
5. Общая характеристика витаминов.
Водорастворимые витамины –
Витамин РР входит в состав НАД и НАДФ.
Витамин С связан с синтезом коллагена, стероидных гормонов, гемоглобина, адреналина.
Витамин Е влияет на обмен в организме селена и репродуктивную функцию.
Рекомендуемая суточная потребность в витаминах
Классификация, номенклатура витаминови их специфические функции в организме человека
Специфические функции витаминов
Тиамин (витамин В1)
Рибофлавин (витамин В2)
Пантотеновая кислота
Витамин В12 (кобаламины)
Ниацин (витамин РР)
Жирораство-римые витамины
Витамин D (кальци-феролы)
Витамин Е (токоферолы)
6. Общая характеристика гормонов.
1. Гормоны белковой природы
2. Гормоны производные аминокислоты тирозина
7. Биохимия крови.
Белки плазмы крови
2. Задерживают воду в кровяном русле.
Азотистые соединения –
Безазотистые вещества –
Форменные элементы крови (из курса физиологии)
Эозинофилы (1,5%)
Роль почек в выделительных процессах.
Избирательная реабсорбция
Регуляция мочеобразования.
Физико-химические свойства мочи.
1. Общая характеристика мышц. Строение мышечных клеток.
Цитоплазматическая сеть
2. Сократительные элементы (миофибриллы
3. Механизм мышечного сокращения и расслабления.
Расслабление мышцы
5.Количественные критерии путей ресинтеза АТФ.
1. Максимальная мощность или максимальная скорость –
2. Время развертывания
3. Время сохранения или поддержания максимальной мощности –
4. Метаболическая ёмкость –
Максимальная мощность
Время развертывания
Время работы с максимальной мощностью
7. Анаэробные пути ресинтеза АТФ.
Креатинфосфат + АДФ → креатин + АТФ.
Время развертывания
Креатиновый коэффициент –
Максимальная мощность –
Время развертывания
8. Соотношение между различными путями ресинтеза АТФ при мышечной работе. Зоны относительной мощности мышечной работы.
Максимальная мощность
Вопросы лекции и семинарского занятия.
2. Биохимические изменения в скелетных мышцах.
3. Биохимические сдвиги в головном мозге и миокарде.
4. Биохимические сдвиги в печени.
5. Биохимические сдвиги в крови.
6. Биохимические сдвиги в моче.
1. Охранительное или запредельное торможение.
2.Нарушение функций регуляторных и вегетативных систем.
3. Исчерпание энергетических резервов.
4. Роль лактата в утомлении.
2. Отставленное восстановление.
3. Методы ускорения восстановления.
Вопросы лекции и семинарского занятия.
2. Срочная или экстренная адаптация.
Ускорение распада гликогена в печени.
Увеличение мобилизации жира в жировых депо
Повышение скорости β-окисления жирных кислот и образование кетоновых тел
3. Долговременная или хроническая адаптация.
4. Тренировочный эффект.
Срочный тренировочный эффект
Повышение концентрации молочной кислоты, снижение величины рН
Отставленный тренировочный эффект
Кумулятивный тренировочный эффект
2. По мере нарастания адаптационных изменений следует постепенно увеличивать тренировочные нагрузки.
1. Компоненты спортивной работоспособности.
2. Алактатная работоспособность.
1. Тонические (красные, медленные, S-волокна)
2. Фазические (белые, быстрые, F-волокна)
3. Переходные мышечные волокна
4. Аэробная работоспособность.
5. Специфичной спортивной работоспособности.
6. Возрастные особенности работоспособности.
7. Биохимия и педагогические методы развития работоспособности.
2. Биохимическая характеристика отдельных классов фармакологических средств.
Глицин входит в состав белков, участвует в синтезе нуклеотидов, из него образуется креатин. Метионин
Аспарагиновая кислота
Оротат калия
4. Основы биохимии питания. Рациональное питание.
Сбалансированность питания
Правильный режим питания
5. Биохимический контроль в спорте.
Стандартные нагрузки
Максимальные или предельные нагрузки
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
Контрольные работы
Рефераты
Доклады
опубликовать
Медицина