|
Скачать 175.95 Kb.
|
РПД ХИРУРГИЯ 04-2002 ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Медицинский Кафедра хирургии СТОМАТОЛОГИЯ Рабочая программа учебной дисциплиныПо подготовке ___________________специалиста_____________________ По направлению _________________040100 – Лечебное дело___________ Специальности __________________040100 – Лечебное дело___________ Экземпляр №__4__ 1. РАЗРАБОТАНА на основе программы по ïî ñòîìàòîëîãèè äëÿ ñòóäåíòîâ ëå÷åáíûõ, ïåäèàòðè÷åñêèõ è ìåäèêî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ôàêóëüòåòîâ ñîñòàâëåíной êîëëåêòèâàìè êàôåäð ñòîìàîëîãèè Ìîñêîâñêîé ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè èì.È.Ì.Ñå÷åíîâà (çàâ êàôåäðîé - àêàä. ÐÀÌÍ, ïðîô. Í.Í.Áàæàíîâ, ïðîô. Ð.È.Áàãðàìîâ, ä.ì.í. Ã.Ï.Òåð-Àñàòóðîâ, äîöåíòû Î.Í.Èâàùåíêî, Â.Â.Ïëàòîíîâà, À.Ç.Øàëóìîâ, àññèñòåíòû Ë.Ä.Àðàçàøâèëè, Ñ.Â.Íîâèêîâ) è Ðîññèéñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà (çàâ. êàôåäðîé - ïðîô. Â.Ï.Çóåâ). Авторы – зав. кафедрой хирургии МФ ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. Митрошин и доцент кафедры, канд. мед. наук, доцент П.В. Иванов «___»_____________ 2002 г. _____________________ (Митрошин А.Н.) «___»_____________ 2002 г. _____________________ (Иванов П.В.) 2. РЕЦЕНЗЕНТ – зав. кафедрой биологии ПГУ, док. мед. наук, профессор М.Ю. Ледванов «___»_____________ 2002 г. _____________________ (Ледванов М.Ю.)
с кафедрой нормальной анатомии человека, зав. кафедрой, док. мед. наук, профессор О.В.КАЛМИН кафедрой физиологии человека, зав. кафедрой, канд.мед. наук, доцент Н.И. МИКУЛЯК кафедрой патологической анатомии, зав. кафедрой, канд.мед.наук, доцент С.А. МОЗЕРОВ
Заведующий кафедрой хирургии медицинского факультета ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. МИТРОШИН УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии медицинского факультета ПГУ «____» ____________2002г. протокол №____ «___» __________________ 2002 г. Председатель методической комиссии Медицинского факультета ПГУ Док.мед.наук, профессор О.В.КАЛМИН Стоматология Рабочая программа дисциплины
Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента в области стоматологии и определяет содержание учебных занятий и отчетности. Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по специальности 040100 – Лечебное дело.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 040100 лечебное дело (позиция **.**). Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 040100 – Лечебное дело, утвержденный «___» _____________ 200___ г. (блок **, позиция **). Семестровый учебный план на текущий учебный год. И 151.30.03 – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.
Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 17-недельного семестра во II полугодии (всего в году / в среднем в неделю):
4.1. Учебный предмет «Стоматология» является одной из дисциплин, которая закладывает основы изучения хирургической патологии челюстно-лицевой области, необходимые любому врачу-клиницисту вне зависимости от его дальнейшей специализации. ^ является научить студента: 1. Îáó÷åíèå êëèíèêå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ ñòîìàòîëîãè÷åñ-êèõ çàáîëåâàíèé. 2. Îñâîåíèå îñíîâíûõ ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ, íåîáõîäèìûõ ïðè îáñëåäîâàíèè ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ áîëüíûõ. 3. Îñâîåíèå ïðèíöèïîâ äèàãíîñòèêè, ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.
иметь представление о клинических проявлениях основных стоматологических синдромов; об основах деятельности медицинского персонала на всех этапах лечения больных с патологией челюстно-лицевой области; о диагностических возможностях лабораторных и инструментальных методов обследования стоматологических больных; знать общие принципы клинического обследования больного с патологией челюстно-лицевой области; основные этапы лечения больных с наиболее распространенными видами стоматологических заболеваний; взаимосвязь одонтогенных заболеваний с заболеваниями внутренних органов; уметь: провести обследование челюстно-лицевой области правильно записать зубную формулу, поставить диагноз больному с заболеваниями зубов, составить план лечения, оказать экстренную помощь больному с острой зубной болью; должны определять показания и противопоказания к общему и местному обезболиваниюпри операции удаления зуба; в экстренных ситуациях (острая боль в зубе); при отсутствии врача-стоматолога удалить зуб, уметь распознавать общие и местные осложнения операции удаления зуба, уметь оказать помощь больному при таких осложнениях, как обморок, коллапс, шок, кровотечение, возникших во время или после операции удаления зуба. Диагностировать воспалительные заболевания челюстно-лицевой области; диагностировать состояния требующие экстренной помощи у больных с воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области; планировать комплексное лечение у данной группы больных; оказывать неотложную помощь больным с воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области. Собирать жалобы и анамнез, уметь провести клиническое обследование больного для диагностики повреждения мягких тканей и переломов костей лицевого скелета; оказать помощь при непосредственных осложнениях (кровотечение, асфиксия, шок) у больных с травмами челюстно-лицевой области; оказать первую помощь при переломах челюстей и выполнить оперативное вмешательство с целью постоянной фиксации перелома челюсти. Диагностировать опухоли челюстно-лицевой области, учитывая особенности течения и лечения доброкачественных и злокачественных новообразований лица. Диагностировать различные врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области; определять показания к различным видам восстановительных операций. иметь навыки (приобрести опыт): провести обезболивание при оперативном вмешательстве на верхней и нижней челюсти, удаление зубов верхней и нижней челюсти, провести лечение ранних и поздних осложнений после операции удаления зуба; вскрытие и дренирование флегмон клетчаточных пространств головы и шеи, установка дренажей и дренирующих систем при лечении гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и шеи, медиастенотомия по Разумовскому, сроки и методы удаления секвестров при лечении остеомиелитов верхней и нижней челюсти; особенности первичной хирургической обработки ран челюстно-лицевой области, сроки обработки, иммобилизация отломков нижней челюсти шинами, методы оперативного лечения переломов верхней и нижней челюсти; особенности течения онкологических заболеваний челюстно-лицевой области, предраковые заболевания полости рта, оперативные вмешательства при злокачественных и доброкачественных новообразованиях челюстно-лицевой области, лучевая терапия, химиотерапевтическое лечение, виды врожденных деформаций челюстно-лицевой области, оперативные методы лечения врожденных дефектов, приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области, тактика врача, методы пластики. ^ Дисциплина «Стоматология» относится к циклу специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку врача-специалиста по специальности «лечебное дело». Полноценная подготовка по стоматологии предполагает преподавание на основе современных, постоянно обновляемых научно-практических данных с использованием новых возможностей, которые открывают компьютерные системы и телекоммуникационные сети. Изучение дисциплины базируется на следующих основных дисциплинах: анатомия, гистология, биология, физиология, патологическая физиология, биохимия, топографическая анатомия, общая хирургия. Преподавание стоматологии основывается на синдромном подходе к изучению основных патологических состояний челюстно-лицевой области с изучением студентами отдельных элементов хирургической деятельности, основ онкостоматологии и реконструктивной челюстно-лицевой хирургии. Основные положения дисциплины используются в дальнейшем при переходе к изучению основ частной хирургии, онкологии, травматологии, офтальмологии, оториноларингологии.
Содержание программы представлено шестью разделами:
Тематический план лекций:
7.1 Разделы и их содержание ^ 1. Предмет и задачи стоматологии Стоматология как отрасль медицины. Роль стоматологии среди остальных врачебных дисциплин. Основные виды патологии челюстно-лицевой области: повреждения, приобретенные и врожденные заболевания. Многообразие и продолжающаяся дифференциация стоматологических специальностей. ^ Стоматология Древнего мира и Средних веков. Открытие хирургического обезболивания, антисептики и асептики, изобретение бормашины и пломбировочных материалов как принципиально новый этап развития стоматологии. Становление научной стоматологии. История Российской стоматологии, ее место и взаимосвязи с ведущими стоматологическими школами мира. Основные стоматологические школы ВУЗа. ^ Современная стоматология – динамично развивающаяся, научно обоснованная область медицины. Современные стоматологические специальности. Роль и место стоматологии в современной медицине. ^ Организация плановой и экстренной стоматологической помощи. Организация амбулаторного приема стоматологических больных. Виды стоматологической помощи (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, детская). Специализированные хирургические стационары для больных с патологией челюстно-лицевой области. Научно-исследовательские учреждения. Система реабилитации хирургических больных с патологией челюстно-лицевой области. Документация. Амбулаторная карта и карта стационарного больного. П. Основные заболевания зубов (кариес, пульпит, периодонтит), операция удаления зуба, болезни пародонта, патология слизистой оболочки полости рта.
Особенности обследования стоматологических хирургических больных. Обследование больных с патологией твёрдых тканей зубов. Кариес: этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Пульпит: этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение. Острый и хронический периодонтит: этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика осложнений.
Показания и противопоказания к удалению постоянных и временных зубов. Виды обезболивания, применяемые в хирургической стоматологии. Методика удаления зуба: выбор инструментов, положение больного, положение врача, движения, обработка раны. Осложнения, возникающие во время удаления зуба, их профилактика. Осложнения, возникающие после удаления зуба, их профилактика ^ Этиология и классификация заболеваний пародонта. Клинические проявления заболеваний пародонта. Влияние заболеваний внутренних органов и систем организма на заболевания пародонта. Принципы лечения болезней пародонта. ^ Этиология и классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта. Клинические проявления заболеваний слизистой оболочки полости рта. Влияние заболеваний внутренних органов и систем организма на заболевания слизистой оболочки полости рта. Принципы лечения болезней слизистой оболочки полости рта. Ш. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи
Основные формы одонтогенных воспалительных заболеваний мягких тканей челюстно-лицевой области и шеи. Анатомо-топографические особенности челюстно-лицевой области обуславливающие возникновение и распространение гнойно-воспалительных процессов лица и шеи. Этиопатогенез воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Флегмоны и абсцессы челюстно-лицевой области. Клинические признаки, лечение.
Острый и хронический одонтогенный остеомиелит. Клинические признаки. Особенности развития и течения остеомиелитического процесса в челюстно-лицевой области. Осложнения затрудненного прорезывания нижнего зуба мудрости. Особенности клинического течения одонтогенного верхнечелюстного синусита. Принципы лечения. Объём неотложной помощи при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области. ^ 1. Основные виды ранений и повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области. Особенности клинической картины при повреждениях мягких тканей челюстно-лицевой области и шеи, сроки и виды хирургической обработки ран, особенности первичной хирургической обработки. Принципы лечения. Осложнения и их лечение. ^ Особенности анатомического строения и взаимоотношения костей лицевого скелета. Клиника и диагностика повреждений мягких тканей челюстно-лицевой области. Клинические признаки переломов костей челюстно-лицевой области. Оказание неотложной помощи больным с травмой челюстно-лицевой области. Принципы лечения повреждений костных тканей челюстно-лицевой области. Травматический остеомиелит. Клиника, диагностика, лечение. V. Онкостоматология ^ Опухолевидные образования. Доброкачественные (органоспецифические) и злокачественные опухоли челюстей, лица и шеи. Классификация опухолей ВОЗ. Принципы построения. Факторы, способствующие развитию опухолевого процесса. Предраковые заболевания и их лечение. Симптомы доброкачественных и злокачественных опухолей. Принципы обследования и лечения больных с доброкачественными и злокачественными опухолями лица и шеи. Система онкологической службы в нашей стране. VI. Врожденные и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. Клиника, диагностика, лечение. 1. Виды и происхождение дефектов. Основные принципы восстановительных операций. Причины возникновения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области, виды дефектов и деформаций челюстно-лицевой области. Пластика местными тканями. Показания и методика пластики дефектов филатовским стеблем. Свободная кожная пластика. Пластика лоскутом на питающей ножке. Микрососудистые лоскуты при замещении дефектов лица и шеи. Костная пластика. Контурная пластика челюстно-лицевой области. ^ : проектор слайдов с набором слайдов по тематике лекций, негатоскоп и рентгенограммы больных, кадоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы и схемы.ъ
^
^ : проектор слайдов с набором слайдов по тематике занятий, негатоскоп и рентгенограммы больных, кодоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы и схемы. На практических занятиях студенты курируют больных и пишут реферат по изучаемой тематике и историю болезни.
Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, использования письменных или компьютерных тестовых заданий, решения ситуационных задач, проверки историй болезни с собеседованием.
Написание истории болезни и оформление электронной истории болезни хирургического больного.
Основная литература
^
Методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии кафедры хирургии медицинского факультета Пензенского государственного университета.
|