|
Скачать 0.73 Mb.
|
Содержание
Квалификация - медицинская сестраПримерный учебный план |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0406 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 21 января 2002 г. N 02-0406-Б (Д) УТВЕРЖДЕНЫ Минобразованием России 21 января 2002 года N 02-0406-Б Вводятся в действие с 1 сентября 2002 года ^ 1. Общая характеристика специальности 0406 Сестринское дело 1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. N 2572 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования". 1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы: очная; очно-заочная (вечерняя). 1.3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по специальности 0406 Сестринское дело при очной форме обучения: - на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев; - на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев <*>. -------------------------------- <*> Образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов: - аттестат о среднем (полном) общем образовании; - аттестат об основном общем образовании; - диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о получении общего образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации; - документ об образовании более высокого уровня. 1.4. Квалификация выпускника - медицинская сестра. 1.5. Квалификационная характеристика выпускника Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, научно-исследовательских учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. Основные виды деятельности выпускника: лечебно-диагностическая - участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники; организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому; оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов в учреждении здравоохранения; оформление нормативной медицинской документации; медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения; использование новых информационных технологий, методов, приемов, средств, передача и хранение информации; участие в реабилитации пациента; облегчение страданий пациента; позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами; позитивное сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента; медико-профилактическая - проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп; профилактика заболеваний; выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье; обеспечение безопасной больничной среды; обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни. Выпускник должен знать: строение человеческого тела, закономерности функционирования органов и систем; формы нарушения функций органов и систем, причины и закономерности развития патологических процессов; свойства и влияние на здоровье человека микроорганизмов; основные характеристики лекарственных средств, показания и противопоказания к их применению; гигиенические принципы организации здорового образа жизни населения; психологические составляющие ухода за пациентом; повседневные жизненно важные проблемы пациента, философию и теорию сестринского дела, основные положения некоторых моделей сестринского дела, обязанности и ответственность медицинской сестры при проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятий; факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний и повреждений; структуру учреждений здравоохранения; основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, основные принципы и способы защиты населения при катастрофах; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты. Выпускник должен уметь: осуществлять сестринский процесс, подготавливать пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям и помогать врачу при их проведении, осуществлять лекарственную терапию по назначению врача, выполнять сестринские манипуляции, обеспечивать инфекционную безопасность, безопасную среду для пациента и персонала, применять универсальные и стандартные меры предосторожности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, проводить сердечно-легочную реанимацию, оказывать паллиативную помощь, обучать пациента и семью уходу и самоуходу, консультировать пациента и семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений, травматизма, проводить реабилитационные и профилактические мероприятия, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности. 1.6. Возможности продолжения образования выпускника Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0406 Сестринское дело, подготовлен: - к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня; - к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040300 Медико-профилактическое дело, 040400 Стоматология, 040500 Фармация, 040600 Высшее сестринское образование. 2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0406 Сестринское дело 2.1. Общие требования к образованности выпускника Выпускник должен: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; - иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе; - знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач; - обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке; - обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; - быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; - быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; - быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой; - быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; - быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; - быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; - обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции; - знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере; - иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования. 2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен: в области философии: - иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; - иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; - иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; - иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика); в области права: - иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации; - иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ; - знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения; - знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности; - знать основные положения Конституции Российской Федерации; - уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста; в области русского языка и культуры речи: - знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; - знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; - уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - уметь пользоваться словарями русского языка; в области иностранного языка: - владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; - обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры: - иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - знать основы здорового образа жизни; - уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре; в области экономики <*>: -------------------------------- <*> Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области экономики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин. - иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике; - иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; - иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования; - знать общие положения экономической теории; - знать экономические основы деятельности предприятия, основные методы управления предприятием; - уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; в области социологии и политологии: - иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности; - иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества; - иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; - иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом). По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен: в области математики: - иметь представление о роли и месте математики в современном мире; - знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач; - уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения; в области информатики: - иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; - знать основные понятия автоматизированной обработки информации; - знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; - знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; - уметь использовать изученные прикладные программные средства. По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен: в области латинского языка и медицинской терминологии: - знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов; - уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ; в области анатомии и физиологии человека: - иметь представление о жизненно важных потребностях человека; - иметь представление об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования информации в центральной нервной системе; - иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, происходящих в организме; - иметь представление о топографии органов и систем организма; - знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; - знать строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме; в области патологии: - иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии; - иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ; - иметь представление о механизмах адаптации организма; - иметь представление об этиологии и условиях развития патологических состояний; - иметь представление о болезни, причинах ее возникновения и закономерностях патогенеза; - знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления; - знать стадии лихорадки; - знать клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины их развития; - знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения; в области дисциплины "Здоровый человек и его окружение": - иметь представление о демографической ситуации в Российской Федерации и регионе; - знать показатели динамики рождаемости; - знать периоды жизнедеятельности человека; - знать анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды; - знать универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; - знать содержание понятий "здоровье", "качество жизни", "факторы риска болезни"; - знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды; - уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека в разные возрастные периоды; - уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды; в области медицинской генетики: - иметь представление о биохимических и цитологических основах наследственности; - иметь представление об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики; - иметь представление о медико-генетическом консультировании; - знать закономерности наследования признаков; в области гигиены и экологии человека: - знать основные положения гигиены; - знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека; - знать методику и уметь проводить санитарно-просветительскую работу; - уметь давать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды; в области микробиологии, вирусологии, иммунологии: - иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека, о возбудителях госпитальных инфекций; - иметь представление о структуре и функциях имунной системы; - иметь представление об иммунитете, иммунных нарушениях в организме; - иметь представление о методах микробиологических исследований; в области фармакологии: - знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; - знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам; - знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии; в области правового обеспечения профессиональной деятельности: - иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность); - знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; - знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; в области экономики здравоохранения и управления: - иметь представление об экономических методах здравоохранения в развитых странах; - иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здравоохранении; - иметь представление об экономике учреждений родовспоможения; - знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации; - знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях; - знать принципы бюджетно-страховой медицины; в области психологии: - иметь представление об основных задачах и методах психологии; - иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации; - иметь представление об основах психосоматики; - иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии; - иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии; - иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи; - иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии; - иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний; - знать особенности психических процессов у здорового и больного человека; - знать структуру личности; - знать функции и средства общения; - знать основы делового общения; - знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов; - знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп; - знать типологию межличностных отношений; - уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; - уметь определять преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов; - уметь оценивать конфликтные ситуации; - уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф: - иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения; - знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; - знать основы военной службы и обороны государства; - знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов; - знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи); - знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях; - уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения; - уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты; - уметь оказывать первую медицинскую помощь. По специальным дисциплинам выпускник должен: в области сестринского дела: - знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации; - знать философию сестринского дела в Российской Федерации; - знать повседневные жизненно важные потребности человека; - знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер); - знать структуру учреждений здравоохранения; - знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности; - знать принципы обучения пациента и его семьи уходу и самоуходу; - знать методы сердечно-легочной реанимации; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности; - уметь заполнять медицинскую документацию; - уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; - уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции); - уметь проводить сердечно-легочную реанимацию; - уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждениях здравоохранения; в области сестринского дела в терапии и курса первичной медицинской помощи: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний внутренних органов, обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам; - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания; - уметь консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений; - уметь взаимодействовать в лечебной бригаде; - уметь оказывать первую помощь; - уметь осуществлять паллиативную помощь; в области сестринского дела в педиатрии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний детского возраста; обязанности сестринского персонала при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании помощи детям; - уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь подготавливать пациента к диагностическим процедурам; - уметь осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; - уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги); - уметь обеспечивать инфекционную безопасность ребенка, его семьи, персонала; - уметь обучать (консультировать) пациента, семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений и травматизма; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; в области сестринского дела в хирургии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику хирургических заболеваний и травм; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании хирургической помощи; - уметь осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода; - уметь выполнять сестринские манипуляции; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала; - уметь применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции; - уметь обучать (консультировать) пациента, семью; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; - уметь осуществлять паллиативную помощь; в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии: - знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику гинекологических заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур; - уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациентки, планировать сестринскую деятельность, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода; - уметь подготавливать пациентку к диагностическим процедурам; - уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациентки и персонала; - уметь оказывать первую медицинскую помощь; - уметь консультировать беременную по вопросам профилактики анемии; - уметь принимать роды в экстремальной ситуации; в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях и курса ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: - знать содержание понятий "инфекция", "инфекционный процесс", "инфекционное заболевание", "эпидемиологический процесс"; - знать факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях; - уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить |