Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня





Скачать 71.69 Kb.
Название Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня
Дата 02.03.2013
Размер 71.69 Kb.
Тип Документы
Информационно-методический материал

по организации школы здоровья для больных

бронхиальной астмой в поликлинических условиях


11 декабря - Всемирный астма - День


Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных бронхиальной астмой (БА) связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которое приводит к неправильному выполнению предписаний врача. В нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании. Неосведомленность больных о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами, являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализаций, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожанию лечения.

Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа.

Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов самоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Обучение пациента подразумевает установление партнерства между ним и медицинским работником в условиях постоянной проверки и обновления знаний.

Первой формой образовательной работы с пациентами является амбулаторная врачебная астма-школа. Мировой опыт внедрения таких астма-школ показал эффективность и неоценимое значение в формировании образовательных программ. Большинство астма-школ создано на базе поликлиник, при этом больные получают необходимые знания по базисным вопросам лечения.

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой:

  • Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.

  • Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.

  • Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы и предотвращать его.

  • Научить пациента приемам самопомощи при развившемся приступе астмы.

  • Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и пикфлоуметр, ингалятор, небулайзер.

  • В практической части занятий обучить пациентов правильной технике ингаляции, использования пикфлоуметра, спейсера.

  • Помочь пациенту точно выполнить рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.


Основные темы бесед:

  • что такое БА, анатомия и физиология органов дыхания;

  • причины БА;

  • контроль ПСВ как одного из основных показателей бронхиальной обструкции;

  • аллергия, ее профилактика и лечение;

  • как купировать приступ БА;

  • бронхорасширяющие лекарства и гормональное лечение БА;

  • системы ингаляционной доставки препаратов;

  • простуда и БА (лечение и профилактика респираторной вирусной инфекции);

  • как и где лечить обострение БА;

  • как проводить самооценку качества жизни.


Образовательный курс в школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой включает следующие темы, освещаемые в теоретической части занятий:


  • сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания;

  • симптомы бронхиальной астмы;

  • информация о триггерах, факторах риска, методах профилактики;

  • о гипоаллергенной диете и обстановке в доме;

  • тактика оказания помощи при приступе удушья;

  • алгоритм самопомощи во время приступа удушья;

  • методы самоконтроля за течением заболевания и оценка состояния по системе «цветных зон»;

  • обсуждение планов действия пациентов в момент обострения бронхиальной астмы и в период ремиссии.


При проведении практической части занятий рекомендуется использовать наглядный материал, видеофильмы.


^ Принципы обучения пациентов с бронхиальной астмой:


  • План занятий должен содержать оптимальный объем информации, который пациенты способны усвоить.

  • В начале занятий следует ознакомить пациентов с основными разделами данной темы.

  • Надо использовать во время проведения занятий наглядные пособия: видеофильмы и компьютерные программы, слайды, наборы специальных плакатов и карточек.

  • Необходимо ставить цели лечения вместе с пациентом: он должен принять их, навязывать ему ничего не следует.

  • Надо обеспечить постоянное одобрение и поддержку больным и стараться уменьшить их беспокойство.

  • Рекомендуется стимулировать мотивацию больных к лечению системой поощрений, а также путем ознакомления их с результатами анализов.


Этико-деонтологическое обеспечение:


  1. Беседовать с пациентом негромким голосом, при этом внимательно наблюдать за поведением пациента.

  2. Обращаться к пациенту только на «вы».

  3. Во время беседы с пациентом не употреблять медицинскую терминологию, ему непонятную; постараться не ранить пациента неловким словом или жестом.

  4. Чаще улыбаться пациенту.

  5. Внушать пациенту надежду на выздоровление, повышение качества жизни; контролировать свою мимику.

  6. Постараться уверить пациента в том, что его проблемы будут разрешены, если он станет соблюдать рекомендации и активно участвовать в лечебном процессе.

Одна из основных целей обучения – формирование у пациентов мотивации к лечению и новых психологических установок, а также приобретение ими практических знаний и умений для адаптации к качественно новым условиям жизни, чтобы пациенты были способны взять на себя часть ответственности за грамотное лечение своего заболевания (изменение поведения) и принять активное участие в лечебном процессе.

Поэтому программы обучения должны быть составлены с учетом основных правил педагогики и психологии, знанием которых сейчас вооружены выпускники медицинских колледжей и училищ.


^ Подборы персонала, занимающегося обучением


Обучающийся персонал должен подбираться с учетом внимательного отношения к пациентам, желания и умения дать им необходимые знания. Отбирайте только тех, кто соответствует следующим критериям:

  1. высокий уровень профессиональной компетентности;

  2. осознание того, что обучение – это наиболее важная часть помощи больных с хроническими заболеваниями;

  3. умение довести информацию живо и интересно;

  4. владение основами сестринской педагогики.

^ Среда обучения


Окружающая среда сама по себе является важным фактором в обучении пациентов. Преподаватель должен удостовериться в том, что помещение для занятий:

- находится в удобном, доступном месте по известному пациентам адресу;

- хорошо освещено;

- оснащено удобной мебелью (удобные стулья, столы, за которыми можно было бы вести записи);

- если в комнате для обучения вы планируете поставить один большой стол, за который могли бы сесть все члены группы, немаловажный фактор – форма этого стола;

- пациентам не следует садиться лицом к окну, а лицо преподавателя не должно находиться в тени;

- в классе должны быть учебные пособия, плакаты, слайды, видеоматериалы, играющие вспомогательную роль.

Важными факторами являются не только условия, в которых проходит обучение, но и эмоционально-психологическая обстановка. Преподаватель должен сделать все возможное, чтобы пациент чувствовал себя легко и был уверен, что для него не существует никакой опасности.


^ Планирование курса обучения


Необходимо заранее четко спланировать курс обучения. В первый день участников знакомят с расписанием тем всех последующих занятий. Кроме того, в начале каждого занятия нужно напомнить, какие вопросы вы будете сегодня обсуждать. Большое внимание необходимо уделять построению фраз, исключению или минимизации медицинской терминологии.

Любой медицинский термин, содержащийся в программе обучения, должен быть тщательно объяснен больному.


^ Планирование состава слушателей


Основные темы программы остаются неизменными вне зависимости от состава группы. Но форма подачи материала, а также объем того или иного раздела могут существенно различаться.

Пациентам с длительным стажем заболевания необходима информация о новинках в лечении, отработка практических навыков самоконтроля.

Чтобы программа обучения была интересна и познавательна для всех ее участников, желательно соблюдать определенную однородность групп по возрасту, стажу заболевания и при возможности по уровню образования. Но если в группе есть люди с различным уровнем образования, нужно ориентироваться на более низкий уровень.


^ Вовлечение членной семьи пациента


При возможности следует включать в программу обучения одного или нескольких членов семьи больного, что может способствовать нормализации и гармонизации отношений в семье.

Учебные успехи пациентов в значительной мере зависят от внимания к ним обучающего медперсонала и его оптимистического настроя. Следует выражать одобрение успехами пациентов в обучении и стимулировать их, когда процесс в лечении и обучении замедляется.


^ Подведение итогов цикла обучения


Врач предлагает пациентам оценить уровень своих знаний по бронхиальной астме и проводит устный опрос в соответствии с программой школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

  • После того как пациенты ответят на все вопросы, группа обсуждает результаты контрольного опроса и каждый пациент оценивает пробелы в своих знаниях.

  • Врач отвечает на вопросы пациентов по всей программе, напоминает о необходимости обязательного самоконтроля течения бронхиальной астмы.


Напутствие пациента


Благоприятного успеха в лечении и профилактике бронхиальной астмы можно достичь, только имея четкое представление о своей болезни, осмысленно выполняя рекомендации по нормализации и изменению образа жизни, придерживаясь правильного лечения, умея самостоятельно контролировать течение заболевания.

отлично
  2
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Лечение обострений бронхиальной астмы
Тяжелые обострения возникают у 3-5% больных бронхиальной астмой, и летальность при них достигает...
Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Методика лфк при лечении бронхиальной астмы Методика лфк для детей, болеющих бронхиальной астмой

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом
Цель занятия – через предоставление родителям информации о факторах, влияющих на состояние зубов...
Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Образовательные программы профилактики бронхиальной астмы- "Астма-школы": участие медсестры в организации

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Курс Автор: Коллектив сотрудников кафедры Гомель 2012 г
Диагностика и лечение хобл и бронхиальной астмы в амбулаторных условиях, врачебная тактика, медико-социальная...
Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Может возникнуть при любой форме бронхиальной астмы и характеризуется тремя основными признаками:
Астматическое состояние. Может возникнуть при любой форме бронхиальной астмы и характеризуется тремя...
Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Опыт применения Системных Продуктов Здоровья компании витамакс у детей, больных бронхиальной астмой

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Клинико-иммунологические особенности и состояние здоровья детей, рожденных от матерей с бронхиальной

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon Использование Системных Продуктов Здоровья компании витамакс в комплексном лечении бронхиальной астмы

Задачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня icon 1 мая Всемирный день борьбы с астмой
Основной задачей дня борьбы с астмой является улучшение осведомленности врачей, пациентов и населения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы