Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе icon

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе





Скачать 167.11 Kb.
НазваниеЗадачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе
В.В. Меркулова
Дата конвертации18.12.2012
Размер167.11 Kb.
ТипДокументы
Занятие

Профилактика кариеса у детей школьного возраста


Автор-составитель В.В. Меркулова,

заместитель главного врача ГУЗ «Архангельский

областной центр медицинской профилактики»

Консультант А.С. Бровина,

детский врач-стоматолог


Продолжительность: 60 минут


Структура занятия


  1. Вводная часть – 5 минут.

  • Знакомство.

  • Информирование родителей о цели занятия.


Цель занятия – через предоставление родителям информации о факторах, влияющих на состояние зубов и важности здоровья полости рта мотивировать их на воспитание у своих детей позитивного отношения к гигиеническому уходу за зубами.


Задачи занятия:

  • дать краткое представление о физиологии зубов,

  • дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов – кариесе,

  • рассмотреть факторы, влияющие на развитие кариеса зубов,

  • познакомить с методами индивидуальной профилактики кариеса,

  • напомнить о необходимости активной роли родителей в гигиене полости рта школьников, особенно младшего возраста.




  1. Информационная часть – 45 минут.

    1. Общие сведения о зубах.

    2. Что такое кариес и как он развивается.

    3. Как предотвратить развитие кариеса.

    1. Роль питания в профилактике кариеса.

    2. Гигиена полости рта.

    • Предметы и средства гигиены полости рта.

    • Правила чистки зубов.




  1. Подведение итогов, ответы на вопросы – 10 мин.


Для проведения занятия желательно иметь модель челюстей, несколько зубных щеток, флоссы.

Сколько зубов должно быть у человека?

Молочных, или временных, – 20. Постоянных – 32.

Большинство зубов закладываются еще во время внутриутробной жизни.

Молочные зубы прорезываются в возрасте от шести месяцев до двух с половиной лет: в 6–8 месяцев – центральные резцы, в 8–12 – боковые резцы, в 12–16 – первые моляры (коренные), в 16–20 – клыки, в 20–30 месяцев – вторые моляры.

Постоянные зубы прорезываются в возрасте от шести до четырнадцати лет (исключение: зубы мудрости – они прорезываются позднее): в 5–6 лет – первые моляры, в 6–8 лет – центральные резцы, в 8–9 лет боковые резцы, в 9–10 – первые премоляры, в 11–12 – вторые премоляры, в 10–13 – клыки, в 12–13 – вторые моляры, в 18–25 – третьи моляры или зубы мудрости.

Могут быть небольшие отклонения во времени прорезывания зубов в ту или другую сторону. Если задержка на четыре-шесть месяцев – это повод обратиться к специалисту.


^ Из чего состоят зубы?

Из эмали, дентина, цемента и полости зуба – пульпы, представляющей собой соединительную ткань.

Эмаль – самая твердая из всех тканей организма, на 95% она состоит из неорганических веществ. Основная масса зуба – дентин. Дентин коронки (часть зуба, выступающая над десной) покрыт эмалью, дентин корня – цементом. Цемент по твердости занимает третье место. В нем больше органических веществ (32%) и меньше неорганических (68%). Между корнем зуба и костью челюсти есть узкая щель, заполненная плотной тканью – периодонтом. Эта зубная связка сложена из пучков волокон и густо пронизана нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами. Одним концом пучки внедряются в цемент корня, другим – в стенку лунки. В результате зуб словно подвешивается и одновременно фиксируется в своем ложе.

Ткани зуба (эмаль, дентин, цемент, пульпа), зубная связка – периодонт, кость челюсти и десна очень тесно связаны друг с другом. Поэтому поражение эмали может сказаться на дентине, пульпе и далее на периодонте, кости челюсти. Более того, не исключено, что оно затронет органы, которые, казалось бы, никакого отношения к зубам не имеют. Больные зубы дают толчок развитию в организме человека различных заболеваний. Боль, нарушение основной функции жевательного аппарата и другие отрицательные факторы вызывают спазматические явления в желудке и кишечнике, сказываются на процессе пищеварения. Дальше страдают уже нижележащие отделы кишечника, печень и др. Очаг воспаления в зубе буквально кишит микроорганизмами. От того, с какай интенсивностью размножаются бактерии и «поставляют» свои токсины в организм, зависит и просто общее самочувствие. Человек может жаловаться на быструю утомляемость, отсутствие аппетита, плохой сон, головные боли и др.


Кариес

Самой распространенной патологией зубов, особенно в детском возрасте, является кариес.

Кариес – это патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором в результате деминерализации и размягчения твердых тканей зуба образуется дефект в виде полости.

Поражение зубов кариесом у детей и подростков зависит от общего состояния организма (особенно наличия соматических заболеваний в период созревания тканей зуба), наследственности, характера питания, степени ухода за полостью рта, возраста, медико-географических и бытовых условий жизни.


^ Как развивается кариес? В ослабленном по той или иной причине организме нарушается обмен веществ, что тут же сказывается на составе и свойствах слюны и твердых тканей зубов, степени их минерализации. Не встречая никакого сопротивления, микробы начинают интенсивно размножаться. Они закрепляются в виде мягкого зубного налета, продукты их жизнедеятельности растворяют эмаль, и на столь благодатной почве патологический процесс набирает силу.

Особенно часто кариес поражает детей и взрослых, перенесших инфекционные или хронические заболевания, так как у них угнетается естественная сопротивляемость организма. Кроме того, у людей с ослабленным иммунитетом мягкий зубной налет образуется куда быстрее.

Особенно чувствительны зубы к негативным воздействиям в момент прорезывания. Поверхность только что прорезавшегося зуба еще не затвердевшая. Она мягче, чем поверхность зуба, который уже давно находится во рту. Минерализация эмали происходит в течение трех лет после прорезывания под воздействием содержащихся в слюне минеральных веществ, пищи и фтора. В этот начальный период зуб чрезвычайно подвержен разъедающему действию кислоты, образующийся в результате потребления сахаросодержащей пищи и напитков, то есть деминерализации.

Если у ребенка молочные зубы сохраняются здоровыми, это создает наилучшие условия для развития постоянных зубов. Они поддерживают необходимое для более крупных постоянных зубов пространство и не переносят обильное количество кариесогенных бактерий на легкоуязвимые прорезывающиеся зубы. При этом в будущем возникает меньше необходимости пломбировки и ортодонтического лечения (лечения по исправлению прикуса).


^ Как предотвратить развитие кариеса?

Роль питания в профилактике кариеса

Адекватное питание является обязательным условием нормального роста детей и подростков, их гармоничного физического и нервно-психического развития, обеспечивает устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Сбалансированность питания детей оказывает достоверно положительное влияние на формирующиеся ткани постоянных зубов.

Ведущее место в профилактике кариеса у детей традиционно принадлежит кальцию, фосфору и фтору. Лучше если они поступают в организм из продуктов питания.

Кальций присутствует в разных продуктах, но его усвояемые формы содержатся преимущественно в молоке и молочных продуктах.

Фосфором наиболее богаты молоко и молочные продукты, яйца, мясо животных и рыба. В бобовых, хлебобулочных и крупяных продуктах фосфор тоже находится, но в малоусвояемой форме.

Основным источником фтора считается питьевая вода. Поэтому в районах, где питьевая вода бедна фтором, на водопроводных станциях осуществляется фторирование воды. В большинстве районов Архангельской области в питьевой воде содержится недостаточно фтора и вода не фторируется. В качестве источников фтора, кроме воды, можно рассматривать чай, рыбу, орехи, печень, баранину, телятину, овсяную крупу.

Необходимо помнить, что окончательное созревание постоянных зубов происходит в полости рта в течение некоторого времени после прорезывания. Минеральные компоненты, необходимые для созревания зубов, в это время поступают из слюны, а функция слюнных желез зависит от многих факторов, важнейшим из которых также является рациональное питание.

Подобрать соответствующий рацион питания помогут врачи. Родителям же необходимо следить за соблюдением режима питания и потреблением ребенком углеводов.


^ Пища, вредная для зубов

Общим компонентом в продуктах, вредных для зубов, является сахар. Бактерии используют углеводы для питания и построения матрицы зубного налета, конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывают деминерализацию эмали.

При этом более важна частота приема сахара, чем общее его количество. Повышенная концентрация сахара в полости рта сохраняется после приема пищи в течение 20–40 минут. Это время используется микрофлорой зубного налета для утилизации углеводных остатков, обладающих кариесогенным действием.

Особенно вредны твердые и липкие сладости, которые прилипают к поверхности зубов на длительное время. Прохладительные напитки – это настоящий сахарный сироп. В одной бутылке лимонада емкостью 300 мл содержится примерно 20 кусков сахара. Напитки типа «Кола», кроме высокого содержания сахара, имеют еще и повышенную кислотность. Чем кислее пища или напиток, тем активнее происходит растворяющий зубы процесс деминерализации.

Важно, чтобы сладости съедались сразу после основного приема пищи. Очень вредно, если ребенок ест конфеты и другие сладости в промежутках между приемами пищи, так как это способствует увеличению образования зубного налета и росту в нем агрессивной по отношению к тканям зубов микрофлоры.

Полноценное, разнообразное питание, включающее молочные продукты и исключающее избыток углеводистой пищи, очень важно для профилактики кариеса зубов.


^ Для профилактики кариеса при употреблении сладкого необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Соки и кисло-сладкие газированные напитки следует пить через трубочку.

  2. Употребление сладостей лучше ограничить десертом в конце трех основных приемов пищи, после которых возможна чистка зубов.

  3. Если после приема сладостей (или любой другой пищи) чистка зубов невозможна, следует прополоскать рот чистой водой.

  4. Не стоит есть и пить сладкое после вечерней чистки зубов перед сном.

Самоочищению полости рта способствует жесткая пища, которую следует употреблять в качестве последнего блюда, после сладкого, между приемами пищи. Рекомендуется, например, съесть яблоко, морковь. При этом происходит также тренировка зубочелюстной системы.

Слюна обладает защитными свойствами против кариеса зубов. Мощным стимулятором секреции слюнных желез является грубая волокнистая пища, особенно кислая, кисло-сладкая. Стимулирует секрецию слюнных желез также жесткая сухая пища (сухари, сухое печенье).

Родителям необходимо помнить, что с психологической точки зрения важно корректировать режим питания не с негативных позиций («Не ешь конфеты перед сном!»), а с позитивных («Съешь конфету на десерт после ужина и сразу почисти зубы»).


^ Главным компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта.

Личная гигиена полости рта является наиболее простым и доступным методом предупреждения заболеваний зубов и полости рта и оздоровления организма в целом. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зубов и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта.

Прививать навыки по уходу за полостью рта нужно с детства. В семье у каждого человека должна быть отдельная зубная щетка.


Чистить зубы ребенок должен обязательно утром, после завтрака, и вечером, перед сном в течение 3минут с использованием зубной пасты.


Предметы и средства гигиены полости рта


Зубные щетки – основной инструмент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен.

Зубные щетки отличаются:

  • размером головки

  • свойствами волокон

  • формой щеточного поля головки и расположением пучков

  • жесткостью

  • дизайном ручки.

Размер головки зубной щетки

В настоящее время детям рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми можно легко манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зубной щетки должен быть 18–25 мм.

^ Свойства волокон

Для изготовления зубных щеток используют преимущественно синтетические волокна, этот материал по своим свойствам более предпочтителен, чем натуральная щетина.

^ Форма щеточного поля головки

Щетки, у которых щетинки расположены на разных уровнях, удаляют налет более эффективно, чем плоские. Щетинки собраны в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое расположение позволяет лучше очистить все поверхности зубов. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубодесневую борозду, удаляют налет из пришеечной области. Часто зубные щетки снабжены индикатором – двумя рядами пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для замены щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2–3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Жесткость щетки зависит от состава волокна, диаметра и длины щетинок. Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие. Важно, чтобы жесткость щетки соответствовала особенностям полости рта. Жесткие щетки могут травмировать десну и способствовать стиранию твердых тканей. Щетки средней жесткости и мягкие имеют более гибкие щетинки, лучше очищают десневую бороздку и межзубные промежутки. При выборе жесткости щетки нужно руководствоваться собственными ощущениями и наблюдениями, а также советом стоматолога.

Детям школьного возраста, как правило, рекомендуют использовать зубные щетки с мягкими или средней жесткости щетинками.

^ Дизайн ручки

Форма ручки зубных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, но длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальное удобство при чистке зубов.


^ Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего. Зубные пасты условно делятся на гигиенические и лечебно-профилактические.

Гигиенические пасты предназначены для очищения и освежения полости рта и не содержат выраженных лечебных и профилактических добавок. Их могут использовать люди со здоровыми зубами и пародонтом. Детские гигиенические пасты обладают хорошими вкусовыми качествами за счет приятных отдушек, в которые входят различные эфирные масла и пищевые эссенции.

Лечебно-профилактические зубные пасты кроме известных компонентов включают активные добавки, обладающие лечебными и профилактическими свойствами. Это могут быть различные растительные препараты, биологически активные вещества, витамины, макро- и микроэлементы, аминокислоты, ферменты и др.

Зубные пасты, содержащие ферменты, относятся к средствам гигиены с высоким очищающим действием, они растворяют мягкий зубной налет, остатки пищи, никотиновый налет, улучшая тем самым гигиеническое состояние полости рта.

Солевые зубные пасты содержат различные соли и минеральные компоненты, которые улучшают кровообращение, стимулируют обменные процессы в пародонте и слизистой оболочке полости рта, вызывают усиленный отток тканевой жидкости из воспаленной десны. Соли способствуют растворению слизи, откреплению микроорганизмов с поверхности зубов, препятствуют образованию мягкого зубного налета.

Пасты, содержащие соли кальция и фосфаты являются эффективными при кариесе и гиперестезии (повышенной чувствительности) твердых тканей зубов. Известно, что глицерофосфат кальция, применяемый местно, способствует укреплению кристаллической решетки, активизирует процессы минерализации.

Пасты, содержащие фториды, снижают заболеваемость кариесом. Как было сказано выше, в большинстве районов Архангельской области фтора в воде содержится недостаточно, поэтому необходимо применять фторсодержащие пасты (после консультации с врачом-стоматологом).

В состав большинства отбеливающих зубных паст вводят диоксид кремния высокой концентрации, полирующие компоненты и вещества, препятствующие образованию твердых зубных отложений. В период прорезывания у детей постоянных зубов не рекомендуется использовать отбеливающие зубные пасты.

Количество зубной пасты размером с горошину достаточно для разовой чистки зубов. Если зубная паста является фторсодержащей, необходимо контролировать, чтобы ребенок не глотал ее.

Какую конкретно пасту выбрать для Вас и Вашего ребенка – подскажет врач-стоматолог.

Детей до двух лет приучают пользоваться зубной щеткой без пасты, показывают, как надо полоскать рот во время чистки зубов и после еды. Когда основные правила будут усвоены, можно выдавать пасту. Зубной порошок лучше не применять, так как он содержит слишком много абразивных веществ.


^ Зубные нити

Обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг.

Флоссы (зубные нити) предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки поверхностей зубов.

Только благодаря флоссам можно полностью удалить остатки пищи и налет с боковых поверхностей зубов, куда не проникает щетка и где остатки пищи разлагаются, издавая соответствующий запах.

Флоссы изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, пропитанными фторидом натрия или ментоловой пропиткой.

^ Способ применения зубных нитей

Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных и больших пальцев) между контактными поверхностями зубов, стараясь не травмировать десневые сосочки. Потом нить выводят, прижимая ее к поверхности зуба. Последовательно производят очищение контактных поверхностей каждого зуба. Каждый промежуток чистится новым участком флосса.

Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9–10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.


^ Чистка зубов

Существует много способов чистки зубов: метод Леонарда, метод Рейте, метод Смита-Белла, метод Стилмана, метод Басс, метод Чартера, метод Фонеса. Каждый из этих методов выбирается с учетом состояния зубов и пародонта и рекомендуется врачом-стоматологом. Как правило, людям со здоровым пародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом.


При стандартном методе чистки зубной ряд условно делят на 6 сегментов (группа моляров, группа премоляров и группа фронтальных зубов). Зубы начинают чистить с левых моляров верхней челюсти по направлению к центру. Сначала на верхней челюсти, затем на нижней челюсти. Зубные ряды разомкнуты. Каждую поверхность зубочелюстного сегмента надо очищать8 – 10 движениями щетки разных вариантов. На очищение всех поверхностей зубов нужно затратить 300–400 движений зубной щеткой, что составляет примерно 3 минуты. Стандартный метод чистки зубов предусматривает выполнение движений зубной щеткой в определенной последовательности. При нарушении последовательности движений зубной щеткой зубной налет может перенестись в межзубные промежутки.


Перед чисткой зубов необходимо вымыть руки и вымыть зубную щетку теплой водой.

Важно! Необходимо, чтобы ребенок запомнил, что зубную пасту лучше не глотать, особенно если она содержит соединения фтора.


^ Алгоритм стандартного метода чистки зубов:

  1. Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы.

  2. Расположить зубную щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты).

  3. Чистить зубы верхней челюсти с вестибулярной (наружной) поверхности подметающими движениями сверху вниз, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа (от левых верхних моляров до правых верхних моляров).

  4. Чистить зубы верхней челюсти с небной поверхности подметающими движениями сверху вниз.

  5. Чистить жевательную поверхность зубов верхней челюсти возвратно-поступательными движениями.

  6. Чистить зубы нижней челюсти с вестибулярной (наружной) поверхности подметающими движениями снизу вверх, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа (от левых нижних моляров до правых нижних моляров).

  7. Чистить зубы нижней челюсти с язычной поверхности подметающими движениями снизу вверх.

  8. Чистить жевательную поверхность зубов нижней челюсти возвратно-поступательными движениями.

  9. Завершить чистку зубов широкими круговыми движениями щеткой вдоль сомкнутых зубных рядов слева направо с захватом зубов и десен.


После чистки зубов щетку надо промыть под струей воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета, зубной пасты.

Хранить зубную щетку нужно так, чтобы она могла высохнуть. Не следует укладывать зубную щетку сразу после использования в футляр.

Обновлять зубную щетку следует весной, летом, осенью и зимой (т.е. каждые три месяца).

После чистки зубов не следует забывать о чистке языка. Его можно почистить щеткой или специальной ложкой.


Нужно акцентировать внимание родителей на том, что если они показывают ребенку, как нужно чистить зубы или проверяют его навыки, то щетку увлажняют, а зубную пасту не используют, так как она ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта.


Показать ребенку, как правильно чистить зубы можно, например, соорудив модель челюсти из кубиков.


Внимание! Если ребенок проходит курс ортодонтического лечения и у него в полости рта имеется съемный или несъемный аппарат – это затрудняет уход за зубами. Родители в этом случае обязаны получить инструкции у врача-стоматолога по специфике проведения гигиены полости рта, используемых специальных средствах ухода (многоуровневые и/или малопучковые щетки, ершики, флоссы и др.).


^ Наиболее распространенные у детей ошибки при чистке зубов:

  • Преобладание горизонтальных движений при чистке всех поверхностей зубов

  • Чистка только наружной поверхности (со стороны щек и губ)

  • Недостаточное количество движений при чистке.


Применение жевательных резинок

Жевательные резинки с сахарозаменителями могут отчасти нейтрализовать производство кислот, активизирующихся в налете в связи с приемом пищи и удалить остатки пищи. Однако использование жевательных резинок не может заменить полноценную механическую чистку зубов. К тому же существуют побочные действия применения жевательной резинки, например, жевание стимулирует выделение желудочного сока, поэтому оно может быть полезно только при наличии в желудке субстрата для переваривания, т.е. только сразу после приема пищи.

Жевательные резинки можно использовать сразу после еды и жевать не более 10 минут.


^ Кто ответственен за здоровье зубов ребенка?

Моторные навыки детей развиваются с возрастом, поэтому ребенку до определенного момента обязательно необходима помощь родителей в проведении гигиены полости рта.

Ребенок обязательно должен 2 раза в год проходить профилактический осмотр полости рта и получать своевременное лечение. Именно стоматолог расскажет о том, какая зубная щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в каждом конкретном случае для эффективного ухода за полостью рта.

А одним из главных факторов успеха в привитии ребенку позитивного отношения к проведению гигиены полости рта является пример родителей.


Еще раз необходимо подчеркнуть, что здоровье человека зависит от слаженности работы всех органов. Значительная роль принадлежит и зубам. Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Правильно расположенные зубы украшают лицо человека. Зубы принимают участие в формировании звуков, отдельных слов и разговорной речи. Разрушенные зубы являются причиной не только неприятного запаха изо рта, но и, являясь очагом инфекции, могут стать причиной серьезных заболеваний сердца, суставов, почек, желудочно-кишечного тракта и т.д.

Предупреждение же болезней зубов и полости рта является, в свою очередь, профилактикой общих заболеваний.


Литература

В.С. Иванов, Г.И. Вишнякова «Дороже жемчуга». – М.: «Советская Россия», 1987, 80 с. (Искусство быть здоровым).

Ж.Г. Муравянникова «Профилактика стоматологических заболеваний». Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 384 с.

Л.Ю. Орехова, С.Б. Улитовский «Стоматология профилактическая». – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005, 272 с.

Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. /Под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. – М.: Медицинское информационное агентство, 2003, 766с.

Л.С. Персин, В.М. Елизарова, С.В. Дьякова «Стоматология детского возраста». Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003, 640 с.

Т.Н. Терехова, Т.В. Попруженко «Профилактика стоматологических заболеваний». – Минск «Беларусь», 2004, 524 с.

Н.В. Курякина «Стоматология детского возраста». Медицинское информационное агентство, Москва, 2007, 631 с.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconЗадачи школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой: Дать пациенту представление о его заболевании,

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconРасширить представление о пословицах и поговорках, дать первоначальное представление о фразеологических

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconРасширить представление учащихся о понятии «токсикомания». Дать понятие «токсикомания», дать информацию

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconЗадачи: Образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconЗадачи: Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Формировать

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconЗадачи исследования изучить историю возникновения жевательной резинки; дать чёткое представление

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconДать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе icon1 Дать общее представление о вита­минах, познакомить учащихся с основными группами витаминов

Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconЗадачи: дать понятие о строении и функции зубов, научить правилам гигиены полости рта
Цель: формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека
Задачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом распространенном заболевании зубов кариесе iconЗадачи: дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания;
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта)
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина