|
Скачать 1.76 Mb.
|
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького Кафедра педиатрии №1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях КМСО) Донецк, 2012 Е.В.Прохоров, Т.П.Борисова, Е.А.Бельская, И.М.Островский, М.С.Острополец, Е.А.Толстикова, Л.Л.Челпан, Н.А.Ходанич Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях КМСО). – Донецк, 2012. – 125 с. Рецензенты – зав. каф. педиатрии и детских инфекционных болезней профессор Буряк В.Н.; профессор кафедры педиатрии ФИПО Острополец С.С. Методические указания утверждены на заседании Ученого совета ДонНМУ, протокол № ____ от «__»____________2012 г. Оглавление Список тем
Список алгоритмов
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию по теме: «Дифференциальная диагностика синдрома кашля у детей. Диагностика и лечебная тактика при бронхитах у детей». Актуальность темы. Бронхит является наиболее распространенной патологией среди заболеваний органов дыхания. Заболевание чаще возникает на фоне ОРВИ и является результатом распространения воспалительного процесса в нисходящем направлении. Кроме того участившийся в последнее время обструктивный бронхит и бронхиолит у детей раннего возраста может представлять непосредственную угрозу для жизни ребенка. Вышеизложенное определяет важность изучения данного раздела. ^ Общая цель обучения: Уметь поставить предварительный диагноз острого бронхита, его осложненний, определить тактику лечения и прогноз.
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений. ^ Гусель В.А. Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии.- Л.: Медицина,1989.- 320 с. Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія. — К., 1999. - с. 358-386 Пульмонология детского возраста/под ред. Е.В. Прохорова. - Днецк, 2009.- 153 с. Задания для проверки исходного уровня. Задание 1 Ребенок 4-х лет неделю назад перенес ОРВИ. Продолжает кашлять. При осмотре кожа и видимые слизистые чистые, бледные. Частота дыхания — 24 в минуту. Перкуторно над легкими легочный звук. Аускультативно на фоне жесткого дыхания рассеянные сухие и единичные крупнопузырчатые хрипы, непостоянного характера. Какой метод обследования может помочь в постановке диагноза в данном случае? A. Посев мокроты на флору, чувстветельность к антибиотикам B. Реакция Манту C. Рентгенография органов грудной клетки D. Бронхоскопия E. Общий анализ крови Задание 2 Годовалый мальчик болеет в течение недели. На основании обэективных данных диагностирован острый бронхит. Какую частоту дыхания должен в норме иметь этот пациент? A. 60 B. 50 C. 40 30 E. 20 Задание 3 У девочки 2-х лет отмечается в течение недели сухой навязчивый кашель, который стал продуктивным. При осмотре: активная, кожа и видимые слизистые обычной окраски. Частота дыхания 28 в минуту. ЧСС — 120 в минуту. Аускультативно над легкими с обеих сторон обилие крупно- и среджнепузырчатых влажных хрипов. В каком отделе бронхиального дерева локализован воспалительный процесс в данном случае? А. Гортань В. Трахея C. Бронхи крупного и среднего калибра D. Бронхиолы E. Альвеолы Задание 4 Ребенок 7 лет в течение 7 дней лечится по поводу острого бронхита. Участковым врачом назначено исследование общего анализа крови. Какие изменения в гемограмме следует ожидать в данном случае? A. Нормохромная анемия B. Нейтрофильный лейкоцитоз C. Повышение СОЭ D. Эозинофилия E. Лимфоцитоз Эталоны ответов: 1 C, 2 D, З С, 4 E. ^ Теоретические вопросы. Клинические проявления острого бронхита и его осложнений. Диагностика и дифференциальная диагностика острого бронхита и его осложнений. Классификация острого бронхита. Этиология и патогенетические механизмы острого бронхита. Основные принципы лечения острого бронхита. ^ : "Дифференциальная диагностика синдрома кашля у детей" ![]() Источники информации. Аряев М.Л., Волосовец А.П., Котова Н.В., Старикова А.А., Кононенко Н.А. Пульмонология детского возраста- Киев: Здоров’я, 2004.-608 с. Дитячі хвороби. За ред. В.М.Сідельникова, В.В.Бережного. К.:Здоров’я, 1999. –с. Майданник В.Г. Педиатрия. Учебник (2-е издание, испр. и доп.). – Харьков: Фолио, 2002. – с. 66-107. Майданник В.Г., Митин Ю.В. Диагностика, лечение и профилактика воспалительных заболеваний дыхательных путей у детей – К.: ООО «ИЦ Медпроминфор», 2006.- 288 с. Медицина дитинства. За редакцією П.С.Мощича.- К.:Здоров’я, 1994. – Т. 1 - 4. - с. Педіатрія. За ред. Тяжкої О.В. – Вінниця. – 3 вид. - „Нова Книга”, 2009. –с. Пульмонология детского возраста/под ред. Е.В. Прохорова. - Донецк, 2009.- с. 43-73 Шабалов Н.П. Детские болезни. Учебник. - Питер-Ком, С. - Пб.,2002.- 1080 с. Ориентировочная основа действий (ООД) Диагностический алгоритм синдрома "Кашель". (см. приложение) Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения. Задание 1 У мальчика 2,5 лет отмечается в течение недели навязчивый кашель, который стал продуктивным. При осмотре: активная, кожа и видимые слизистые обычной окраски. Частота дыхания 28 в минуту. ЧСС — 120 в минуту. Аускультативно над легкими с обеих сторон обилие крупно- и среджнепузырчатых влажных хрипов. Установите предварительный диагноз. А. Острый бронхит В. Острый бронхиолит C. Острый обструктивный бронхит D. Двустороння пневмония E. - Задание 2 У ребенка 1,5 лет на фоне парагриппозной инфекции ночью неожиданно появилась одышка с затрудненным вдохом. Объективно: кожа бледная, периоральний цианоз, акроцианоз. ЧД – 52 в мин. Втяжение яремной, над- и подключичных ямок. При аускультации дыхание жесткое, сухие свистящие хрипы с двух сторон. Тоны сердца приглушены, учащены. ЧСС-150 в мин. Укажите, какой ведущий синдром усугубил состояние ребенка? A. Интоксикация B. Дыхательная недостаточность C. Сердечная недостаточность D. Синдром нарушения сердечного ритма Е. - Задание 3 Девочка 10 месяцев получает лечение по поводу стенозирующего ларинготрахеобронхита, стеноза гортани 1 степени. Укажите, какой характер кашля характерен для данного случая. A. Продуктивный B. Стридорозный C. «Лающий» D. Сухой E. Приступообразный Задание 4 Ребенок 4 лет наблюдается в течение 3-х дней семейным врачом по поводу острого бронхита. Лихорадит на субфебрильных цифрах. Кашель начал приобретать продуктивный характер. Определите оптимальную лечебную тактику данному пациенту. A. Антибиотики широкого спектра действия В. Антипиретики С. Противовирусный препараты D. Противокашлевые Е. Муколитики Задание 5 Мать годовалого ребенка жалуется на наличие у него в течение 3-х недель кашля, приступообразного характера, усиливающегося ночью. Иногда приступ заканчивается рвотой. Какое обследования необходимо назначит для уточнения дигноза? A. Посев мокроты B. Бронхоскопия C. Рентгенография органов грудной клетки D. Реакция Манту Е. РПГА с коклюшным антигеном Эталоны ответов: 1А, 2В, 3С, 4Е, 5Е. ^ В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний у каждого студента с помощью тестового контроля. Затем студенты приступают к курации больных по теме занятия, самостоятельно собирают анамнез, проводят обследование больных, работают с медицинской документацией. Во время курации преподаватель выборочно контролирует умение студентов собирать анамнез, проводить осмотр больного по органам и системам, оценивать результаты дополнительных методов обследования. После этого проводится клинический разбор тематических больных. Студент докладывает данные анамнеза, выделяет ведущий клинический синдром у больного, составляет план обследования больного, проводит дифференциальную диагностику в рамках выделенного клинического синдрома, формулирует и обосновывает предварительный диагноз у больного ребенка, принципы лечения и основные реабилитационные мероприятия. В конце занятия преподаватель анализирует самостоятельную работу каждого студента и проводит ее коррекцию. После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов. В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценивание знаний студентов. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию по теме: «Дифференциальная диагностика пневмонии у детей. Осложнения пневмонии. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности у детей». ^ Заболевания органов дыхания являются наиболее распространенной группой болезней среди детского населения. При этом особое значение отводится пневмониям. В последние годы отмечается рост частоты этих заболеваний, особенно у детей, проживающих в крупных городах. Отдельные формы пневмоний отличаются тяжестью течения и могут привести к летальному исходу. Широкое и нерациональное использование антимикробных препаратов привело к заметному снижению эффективности ряда антибиотиков. Для успешного лечения пневмонии необходимы своевременная диагностика и адекватная антибактериальная терапия. Знание этиологии, клинико-рентгенологических критериев диагностики типичных и атипичных пневмоний и их осложнений, адекватной терапии чрезвычайно важно для будущего врача. Актуальным является также знание вопросов реабилитации и профилактики данной группы заболеваний. Изложенное определяет важность изучения данного раздела. ^ Общая цель обучения: Уметь поставить предварительный диагноз острой пневмонии, ее осложнений, определить тактику лечения и прогноз при острой пневмонии и ее осложнениях.
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений. Источники информации.
Задания для проверки исходного уровня. Задание 1 Девочка К. 3-х лет поступила в клинику с жалобами на повышение температуры тела до 380 С, частый кашель, учащенное дыхание. Состояние средней тяжести. В легких жесткое дыхание, справа ниже угла лопатки на фоне ослабленного дыхания выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. Предварительный диагноз: правосторонняя внебольничная пневмония. Укажите наиболее вероятный возбудитель заболевания. A. Стафилококк B. Пневмококк C. Кишечная палочка D. Микобактерия E. Респираторно-синцитиальный вирус Задание 2 В течение 5 дней у 10-летнего ребенка наблюдаются лихорадка, кашель, затрудненное дыхание. ЧД - 28 в мин. В легких жесткое дыхание, справа на фоне ослабленного дыхания выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. Предварительный диагноз: правосторонняя внебольничная пневмония. Какой характер одышки наблюдается у ребенка? A. Одышка отсутствует B. Инспираторная одышка C. Экспираторная одышка D. Смешанная одышка Задание 3 У ребенка 4-х месяцев на фоне катаральных явлений появились бледность, слабость, отказ от груди, глубокий влажный кашель, периоральный цианоз. При осмотре отмечается участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания. Аускультативно ослабление дыхания слева книзу от угла лопатки, здесь же крепитирующие хрипы. ЧД - 68 в мин. ЧСС - 168 в мин. Анализ крови: Эр. - 3,6 Т/л, лейк. - 22,0 Г/л, СОЭ - 25мм/ч. Какое исследование следует провести в первую очередь для верификации диагноза? А. Рентгенография органов грудной клетки В. ЭКГ C. Томография легких D. Бронхоскопия E. Компьютерная томография грудной клетки Задание 4 У девочки А., 7 лет отмечается повышение температуры тела до 380 С. Состояние средней тяжести, кашель с трудноотделяемой мокротой. В легких жесткое дыхание, справа ниже угла лопатки на фоне ослабленного дыхания мелкопузырчатые влажные хрипы. Предварительный диагноз: правосторонняя внебольничная пневмония. Препарат какой группы необходимо назначить ребенку? A. Защищенный аминопенициллин B. Аминогликозид C. Цефалоспорин D. Макролид E. Сульфаниламид Эталоны ответов: 1 В, 2 D, З А, 4 А. ^ Теоретические вопросы.
Источники информации.
Граф логической структуры темы: "Дифференциальная диагностика острой пневмонии у детей" Основной синдром ![]() ![]() ![]() Интоксикационный Дыхательная недостаточность ^ Фебрильная температура тела, бледность кожи и слизистых оболочек, отсутствие аппетита, слабость, изменение сна Одышка, цианоз, кашель, участие вспомагательной мускулатуры в акте дыхания. Изменение дыхания над участком легкого: жесткое, бронхиальное, ослабленное; бронхофония, укорочение перкуторного звука; локальные крепитирующие сухие, мелко- и среднепузырчатые хрипы; рентгенологически - инфильтративные тени в легких ![]() Дифференциальный диагноз Острый обструктивный бронхит Острый бронхиолит Хронический бронхит Бронхиальная астма Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит ![]() ![]() ![]() Лечение ![]() ![]() Оксигенотерапия Симптоматическая терапия Инфузионная терапия Антибиотики Муколитики Бронхолитики Ингибиторы протеаз Витаминотерапия Лечебная гимнастика, массаж Физиотерапия Ориентировочная основа действий (ООД) Диагностические алгоритмы синдромов "Кашель", "Дыхательная недостаточность", «Инспираторна одышка» (см. приложение) Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения. Задание 1 У ребенка 6 месяцев через неделю после перенесенной ОРВИ появились бледность, слабость,кашель, одышка. При осмотре периоральный цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в дыхании. Аускультативно жесткое дыхание с удлиненным выдохом, крепитирующие влажные хрипы слева в задне-нижних отделах. ЧД - 68 в мин. ЧСС - 168 в мин. Анализ крови: Эр. - 3,6Т/л, лейк. - 16,0 Г/л, СОЭ — 34мм/ч. Рентгенологически - мелкоочаговая инфильтрация левого легочного поля. Установите предварительный диагноз. A. Острый бронхиолит B. Острый обструктивный бронхит C. Левосторонняя полисегментарная пневмония D. Левосторонняя очаговая пневмония E. Левосторонний экссудативный плеврит Задание 2 У ребенка 2 лет, который болеет ОРВИ, ночью неожиданно появилась одышка с затрудненным вдохом. Объективно: кожа бледная, периоральний цианоз, акроцианоз. Дыхание шумное, ЧД – 52 в мин. Втяжение яремной, над- и подключичных ямок. При аускультации дыхание жесткое, сухие свистящие хрипы с двух сторон. Тоны сердца приглушены, учащены. ЧСС-160 в мин. Укажите, какой ведущий синдром обусловил тяжесть состояния ребенка? A. Интоксикация B. Дыхательная недостаточность C. Сердечная недостаточность D. Синдром нарушения сердечного ритма Е. - Задание 3 Мальчик 6 лет жалуется на повышение температуры тела до 39° С, слабость, многократную рвоту, боли в животе, кашель. Состояние тяжелое, выражена одышка смешанного характера. ЧД – 52 в мин. В акте дыхания принимает участие вспомогательная мускулатура, отмечается отставание правой половины грудной клетки. Перкуторно справа книзу тупой звук, аускультативно на этом же участке дыхание не прослушивается, слева - дыхание жесткое. Диагностирована правосторонняя долевая пневмония, ДН 2. Укажите, какая этиотропная терапия наиболее целесообразна в данном случае. A. Цефалоспорины III поколения B. "Защищенные" аминопенициллины C. Аминогликозиды D. Фторхинолоны E. Линкозамиды Задание 4 Мальчик 15 лет поступил в клинику с жалобами на повышение температуры тела, частый болезненный кашель, одышку. При осмотре: кожные покровы бледные. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, увеличен передне-задний размер грудной клетки, расширены межреберные промежутки. Справа в нижних отделах дыхание резко ослаблено. Рентгенологически: гомогенное затемнение справа книзу от III ребра с горизонтальным уровнем жидкости. Установите предварительный диагноз. A. Правосторонний экссудативный плеврит В. Правосторонний пиопневмоторакс С. Правосторонняя полисегментарная пневмония D. Опухоль легкого Е. Правосторонний пневмоторакс Задание 5 У ребенка 3-х лет, который находится в клинике по поводу левосторонней нижнедолевой пневмонии, на 7-е сутки усилилась одышка, появился частый болезненный кашель. На рентгенограмме органов грудной полости – левосторонний экссудативный плеврит. Какой патогенетический механизм обусловил ухудшение состояния ребенка? A. Недостаточность кровообращения B. Гнойно-резорбтивная интоксикация C. Болевой синдром D. Вентиляционные изменения Е. Компрессия легких Задание 6 В клинику поступил мальчик 14 лет с жалобами на повышение температуры тела до 39,8о С, боль в грудной клетке, влажный кашель, одышку. Пальпаторно усиление голосового дрожания слева, перкуторно слева книзу от угла лопатки укорочение перкуторного звука, здесь же дыхание резко ослаблено. Бронхофония усилена. Анализ крови – лейкоц. – 16,6 Г/л, палочкоядерные нейтрофилы – 22 %, СОЭ – 25 мм/час. Установите предварительный диагноз A. Очаговая пневмония B. Интерстициальная пневмония C. Острый бронхиолит D. Крупозная пневмония Е. Сегментарная пневмония Эталоны ответов: 1D, 2В, 3B, 4А, 5B, 6D. ^ В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний у каждого студента с помощью тестового контроля. Затем студенты приступают к курации больных по теме занятия, самостоятельно собирают анамнез, проводят обследование больных, работают с медицинской документацией. Во время курации преподаватель выборочно контролирует умение студентов собирать анамнез, проводить осмотр больного по органам и системам, оценивать результаты дополнительных методов обследования. После этого проводится клинический разбор тематических больных. Студент докладывает данные анамнеза, выделяет ведущий клинический синдром у больного, составляет план обследования больного, проводит дифференциальную диагностику в рамках выделенного клинического синдрома, формулирует и обосновывает предварительный диагноз у больного ребенка, принципы лечения и основные реабилитационные мероприятия. В конце занятия преподаватель анализирует самостоятельную работу каждого студента и проводит ее коррекцию. После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов. В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценивание знаний студентов. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию по теме: "Дифференциальная диагностика синдрома бронхиальной обструкции у детей. Неотложная помощь при астматическом статусе." |