|
Скачать 1.07 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская Государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Методические рекомендации для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по микробиологии, вирусологии и иммунологии Владикавказ – 2009 Содержание: ТЕМА: Изучение рода стафилококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стафилококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология 5 ТЕМА: Изучение рода стрептококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стрептококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология 8 Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Кишечная палочка – таксономия, морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, патогенез, профилактика 10 Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Род сальмонелл. Морфология, классификация, эпидемиология, антигенная структура. Лабораторные методы исследования, профилактика и лечение 14 Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Холерный вибрион – морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, профилактика, эпидемиология 17 Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Шигеллы - классификация, морфология, культуральные свойства, антигенная структура, факторы патогенности, лабораторная диагностика, патогенез 20 ТЕМА: Изучение патогенных анаэробов. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика анаэробных заболеваний. Специфическая профилактика, эпидемиология 23 ТЕМА: Лабораторная диагностика дифтерии, коклюша и паракоклюша. 27 ТЕМА: Патогенные микобактерии. Микобактерия туберкулеза и лепры 30 ТЕМА: Возбудители особо опасных болезней. Сибирская язва. Чума. 33 ТЕМА: Возбудители особо опасных болезней. Бруцеллез. Туляремия 38 ТЕМА: Патогенные спирохеты: трепонемы, боррелии, лептоспиры 43 ТЕМА: Риккетсии. Риккетсии эпидемического сыпного тифа и болезни Брилля-Цинссера 47 ТЕМА: Принципы лабораторной диагностики, профилактики и лечения вирусных инфекций 51 ТЕМА: Возбудители острых респираторных вирусных инфекций 55 ТЕМА: Возбудители энтеровирусных инфекций 61 ТЕМА: Вирусы – возбудители парентеральных инфекций 66 тема: Бактериологический метод диагностики инфекционных заболеваний. Питание бактерий. Принципы культивирования микроорганизмов. Питательные среды. Методы стерилизации 68 тема: Сущность бактериологического метода исследования. Особенности механизмов питания и метаболизма бактерий 73 тема: Этапы культивирования аэробных бактерий тема: Этапы культивирования аэробных (продолжение) и анаэробных бактерий. Дыхательный метаболизм. 76 ^ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 ТЕМА: Изучение рода стафилококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стафилококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
^
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме: 1. Дать микроскопическую характеристику морфологии стафилококка в мазке из чистой культуры________________________________________ _____________________________________________________________ 2. Стафилококки по типу дыхания относятся к______________________ 3. Источником инфекции при стафилококковой инфекции являются: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 4. Пути передачи стафилококковой инфекции:______________________ _____________________________________________________________ 5. Какие среды используют для бактериологической диагностики стафилококковой инфекции.___________________________________________ _____________________________________________________________ 6. Заполните таблицу:
7. Заполните таблицу основных нозологических форм стафилококковых инфекций:
а) У больного обнаружена хроническая стафилококковая инфекция. Какой метод лабораторной диагностики наиболее эффективен в этом случае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Перечислите факторы патогенности стафилококков: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Ферменты агрессии стафилококков: 1._________________________________________2.________________________________________________3.______________________________________4.___________________________________________________ 11. Охарактеризуйте основные токсины, выделяемые стафилококками: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2 ТЕМА: Изучение рода стрептококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стрептококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология. ^ 1. Что такое стрептококки? 2. Как они располагаются в мазках из чистой культуры? 3. Возбудителями каких инфекционных заболеваний являются стрептококки? 4. Что может быть исследуемым материалом при стрептококковой инфекции? ^
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме: 1. По типу дыхания стрептококки относятся к ______________________________________________________ 2. Какие вещества требуются для роста большинства стрептококков: 1)____________________ 2)___________________ 3. Какие питательные среды используются для изучения культуральных свойств стрептококков: __________________________________________________________________________________________________________________________ 4. По антигенным свойствам полисахарида кокки рода Streptococcus делят на 17 серогрупп (по Ленсфилд): __________________________________________________________________________________________________________________________ 5. При помощи каких серологических реакций определяют серогруппы и серотипы стрептококков? _____________________________________________________________ 6. Перечислите факторы патогенности стрептококков: Структурные__________________________________ ______________________________________________ Ферменты агрессии____________________________ _____________________________________________ Экзотоксины __________________________________ ______________________________________________ ^
8. Какой иммунитет формируется после стрептококковой инфекции? __________________________________________________________________________________________________________________________ ^ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №3 Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Кишечная палочка – таксономия, морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, патогенез, профилактика. ^ 1. Понятие таксономии микроорганизмов. 2. Пути передачи инфекции. 3. Определение патогенеза. 4. Что такое факторы патогенности микроорганизмов? 5. Отличие патогенных микроорганизмов от условно-патогенных. 6. Принципы лабораторной диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. ^
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме. 1. Допишите антигенную структуру E. Coli: 1. Типоспецифический антиген-________; 2. Поверхностный -_________ антиген чувствителен к температуре; 3. _______антиген определяющий серогруппу 2. Выделите класс иммуноглобулина при ЭИКП у детей 1 года жизни участвующий в пассивном трансплацентарном иммунитете: Iq А Iq G Iq D Iq М Iq Е 3. Заполните таблицу
4. Укажите при кишечных ишерихиозах вырабатывается местный иммунитет; Iq А секреторный Iq Е Iq Д Iq А гуморальный 5. Укажите биохимическую особенность ЭГКП способность продуцировать фермент E. Coli О157:Н7; а) Β-D-галактозидазу; б) Лецитиназу; в) ДНК-азу; г) Β-D- глюкуронидазу 6. Укажите серотип E. Coli - выделяющийся в 1 –й год жизни детей и продуцирующий шигаподобный токсин О55, О111, О113, О26 , О18, О124, О114, О152 _____________________________________________________________ 7. E. Coli: культуральные свойства: Левина колонии ___________________________________________; Плоскерева_________________________________________________; Мак- Конки_________________________________________________; Аселя-Либермана____________________________________________; 8. Из перечисленных микроорганизмов лактозу ферментируют: 1) E. coli O124; 3) S. flexneri; 2) S. Sonne; 4) S. typhimurium 9. Для выделения энтеропатогенных кишечных палочек проводятся посев испражнений:
^ Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Род сальмонелл. Морфология, классификация, эпидемиология, антигенная структура. Лабораторные методы исследования, профилактика и лечение. ^ 1. Понятие таксономии микроорганизмов. 2. Пути передачи инфекций. 3. Определение патогенеза заболевания. 4. Что такое факторы патогенности микроорганизмов? 5. Принципы лабораторной диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. ^
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме. ^ 1) висмут-сульфит агар; 1) диффузное помутнение; 2) Эндо; 2) бесцветные колонии; 3) Раппопорт; 3) черные колонии ^ а) агглютинины; б) преципитины; в) комплементсвязывающие антитела; г) бактериолизины ^ а) Дизентерии; б) Брюшной тиф; в) Холера; г) Коли-энтерит ^ а) Развернутая реакция агглютинации Райта; б) Развернутая реакция агглютинации Видаля; в) Реакция РСК; г) Пластинчатую реакцию агглютинации ^ 1) Движение микроорганизмов 2)Отсутствие подвижности микроорганизмов 3) Окраска микроорганизмов в розовый цвет 4) Помутнение раствора ^ От 1:10_______ до 1: 1280 10. Какие вакцины используются для специфической профилактики брюшного тифа: 1 Брюшнотифозная адсорбированная вакцина; 2 TABte; 3 Обогащенная Vi антигеном; 4 Брюшнотифозная спиртовая вакцина ^ ● первые дни заболевания_______________________________________ ● 2-я неделя заболевания_______________________________________ ● 3-4 неделя заболевания_______________________________________ ^ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5 Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Холерный вибрион – морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, профилактика, эпидемиология. ^ Понятие таксономии микроорганизмов. 2. Пути передачи инфекций. 3. Определение патогенеза заболевания. 4. Что такое факторы патогенности микроорганизмов? 5. Принципы лабораторной диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний. 6. Понятие об особо опасных инфекциях. 7. Режим работы лаборатории при диагностике особо опасных инфекций. ^
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше. ^ 1. Холерный вибрион - ферменты обуславливающий способность к адгезии и колонизировать кишечник________________________________ токсин вызывающий профузный понос_____________________________ 2. Укажите химическую активность при холерном вибрионе
3. Отметьте в таблице дифференциальные признаки холерного вибриона
4. Укажите протеолитические свойства холерного вибриона; 1) Желатин образование « воронки»; 2) Разлагает белки до аммиака и индола; 3) Образует сероводород; 4) Гидролизует казеин; 5) Не разжижает свернутую сыворотку 5. В случае носительства при холерном вибрионе чаще выявляется биовар; 1) биовар Эль-Тор; 2) биовар cholerea 6. Заполните таблицу ускоренный метод диагностики при холере
7. Укажите метод индикации холерного вибриона: 1. агглютинабельность с О- холерной сывороткой; 2. характер ферментации углеводов; 3. чувствительность к холерному бактериофагам; 4. чувствительность к полимиксину 8.При бактериальной диагностике холеры посев в _______________ Проводят на ____________ агар и __________. 9. Доставленные в лабораторию испражнения больного имеют вид рисового отвара. Это характерно для ___________________________. ^ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6 |