Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Северо-Осетинская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
методические рекоменДАЦИИ
для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости рта для студентов 3 курса стоматологического
фаультета
Владикавказ -2010
Методические рекомендации предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3 курса стоматологического факультета по микробиологии полости рта.
Составители:
Л.Я. Плахтий – д.м.н., профессор, зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии;
А.Ч. Цховребов – к.м.н., ассистент кафедры микробиологии вирусологии и иммунологии.
Содержание:
Тема: 1. Особенности применения методов микробиологического исследования, стерилизации и дезинфекции
в стоматологии 4
ТЕМА: 2. Изучение резидентной микрофлоры полости рта, особенности забора исследуемого материала из полости рта, характеристика отдельных представителей резидентной микрофлоры 12
Тема 3: РОЛЬ МИКРОБНОЙ ФЛОРЫ В РАЗВИТИИ КАРИЕСА. 18
^
ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ. 24
Тема 5: Изучение микрофлоры гнойного отделяемого при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой
области. 27
Тема 6: Изучение роли отдельных представителей
резидентной микрофлоры полости рта при заболеваниях
пародонта 33
Тема 7: Роль микрофлоры полости рта в возникновении и развитии неспецифических стоматитов. Краткая характеристика возбудителей специфических стоматитов. Кандидомикоз полости рта. 40
Тема 8: Микробиологические аспекты имплантации зубов, применение антисептиков и антибиотиков при дентальной имплантации. 48
№ 9 Модульное занятие 54
№ 10. Итоговое занятие 59
Тема: 1. Особенности применения методов микробиологического исследования, стерилизации и дезинфекции в стоматологии
^
1.Особенности микроскопического, бактериологического и серологического методов исследования при диагностике стоматологических заболеваний.
Современные методы стерилизации и дезинфекции в стоматологии (ультразвук, УФ-гамма-лучи, лазер)
Правила предосторожности от заражения инфекционными заболеваниями на приеме у стоматолога.
Инструкции и нормативные документы по дезинфекции и стерилизации в стоматологии.
^
Методику проведения современных методов стерилизации в стоматологии.
Методику проведения современных методов дезинфекции в стоматологии.
Правила предосторожности от заражения инфекционными заболеваниями на приеме у стоматолога.
^
Проведение микроскопического исследования (по схеме) при диагностике стоматологических заболеваний.
Проведение бактериологического исследования (по схеме) при диагностике стоматологических заболеваний.
Проведение серологического исследования (по схеме) при диагностике стоматологических заболеваний.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
Заполнить таблицу:
Таблица 1.
Характеристика методов стерилизации в стоматологии
|
Метод
|
Аппарат
|
Режим
|
Надёжность и показания
|
Объекты
стерилизации
|
1.
|
Паром под
давлением
|
|
|
|
|
2.
|
Сухим жаром
|
|
|
|
|
3.
|
Газовая
стерилизация.
|
|
|
|
|
4.
|
Химическая
стерилизация.
|
|
|
|
|
5.
|
Ультразвуком.
|
|
|
|
|
Б.
|
Уф и гамма-лучами
|
|
|
|
|
7.
|
Лазером
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу:
^
медицинского и другого назначения, после обслуживания
(обследования) больного СПИД
Таблица 2.
№
|
^
(объекта)
|
Дезинфицирующий агент
|
Концентрация
р-ра в %
|
Экспозиция
в мин.
|
Способ
обработки
|
1
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
1.
|
Поверхность лабораторных столов
|
|
|
|
|
2.
|
Пипетки, пробирки, меланжеры, предметные и покровные стекла,
отекла электрофореза, куковские пластины, стаканы и др. лабораторные изделия (стекло)
|
|
|
|
|
3.
|
Шприцы, иглы, зонды,
катетеры
|
|
|
|
|
4.
|
Зеркала (зубные, гортанные, носоглоточные
|
|
|
|
|
5.
|
Отходы крови (сгустками крови, сыворотка.
|
|
|
|
|
6.
|
Шпатели
деревянные
металлические
|
|
|
|
|
САМОКОНТРОЛЬ:
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
|
^
|
а) асептика
б) антисептика
в) дезинфекция
г) стерилизация
д) тиндализация
|
|
^
|
а) при t 100С в течении 30 секунд
б) при t 65-95С в течении 2-30 минут
в) при t 35-55С в течении 60 минут
г) все ответы верны
|
|
^
|
а) допускается совмещение дезинфекции и предстерилизационной отчистки
б) дезинфекция и предстерилизационная отчистка должны проводиться раздельно
в) данное средство может использоваться только для очистки
г) данное средство может использоваться только для дезинфекции
|
|
^
|
а) предстерилизационная очистка àстерилизация
б) предстерилизационная очистка àстерилизацияàдезинфекция
в) предстерилизационная отчисткаàдезинфекцияàстерилизация
г) дезинфекция à предстерилизационная очистка àстерилизация
|
|
^
|
а) не менее 5 минут
б) не менее 10 минут
в) не менее 15 минут
г) не менее 40 минут
|
|
^
|
а) 5% раствор хлорамина, время экспозиции 240 минут
б) 3% раствор хлорамина, время экспозиции 60 минут
в) 1% раствор хлорамина, время экспозиции 30 минут
|
|
^
|
а) уничтожение на объектах конкретных видов микробов
б) предотвращение попадания микроорганизмов в рану
в) полное обеспложивание объектов от всех видов микробов
г) уничтожение вирулентных видов микробов
|
|
^
|
а) орошения
б) погружения
в) аэрозольной обработки
|
|
^
|
а – спорообразующие Грам+ палочки
б – неспорообразующие Грам+ палочки
в – неспорообразующие Грам+ кокки
г – неспорообразующие Грам- палочки
|
1. Клостридии.
2.Пептострептококки
3. Эубактерии.
4. Бактероиды.
|
|
Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:
|
а – столбняк
б – газовая гангрена
в – кандидоз
г – фузоспирохетоз
|
1. Candida albicans
2. Clostridium tetani
3. Fusobacterium nucleatum
4. Clostridium novyi.
|
ТЕМА: 2. Изучение резидентной микрофлоры полости рта, особенности забора исследуемого материала из полости рта, характеристика отдельных представителей резидентной микрофлоры
^
Симбиоз, этапы симбиоза.
Полость рта как экологическая ниша организма.
Основные представители резидентной микрофлоры полости рта, их свойства.
Особенности забора исследуемого материала из полости рта (ротовая жидкость, зубная бляшка, содержимое десневого желобка, пародонтального кармана, кариозной полости, корневых каналов и др.).
Механизмы формирования микробных ассоциаций в полости рта.
Непостоянная микрофлора полости рта.
Механизмы резистентности, действующие в полости рта.
Лизоцим и другие бактерицидные факторы в ротовой жидкости.
Секреторные иммуноглобулины класса А. Характеристика, их роль.
Микробиоценоз полости рта.
Механизмы коагрегации бактерий.
Особенности состава микрофлоры в различных биотопах полости рта.
^
Методику проведения забора исследуемого материала из полости рта.
Методику проведения различных методов микробиологической диагностики.
^
Приготовить мазок и окрасить его по Грамму.
Провести бактериологическое исследование при стоматологических заболеваниях.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
Какие особенности забора исследуемого материала из полости рта?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зарисовать в виде схемы морфологию основных резидентов полости рта:
1) анаэробных грам-положительных (пептострептококки, актиномицеты, пропиони- и эубактерии) и грам-отрицательных (вейлонеллы, бактероиды, фузобактерии, извитые формы);
2) аэробных и факультативно-анаэробных грам-положительных (стрептококки, стафилококки, Корине- и лактобактерии) и грам-отрицательных (нейсерии, псевдомонас),
САМОКОНТРОЛЬ:
|
Вопрос.
|
Варианты ответа:
|
|
^
|
а – имеющие ферменты гиалуронидазу и пероксидазу
б – не имеющие ферменты супероксиддисмутазу и оксидоредуктазу
в – имеющие ферменты супероксиддисмутазу и оксидоредуктазу
г – не имеющие ферменты гиалуронидазу и пероксидазу
|
|
^
|
а – наличием у резидентов факторов инвазивности
б – наличием у резидентов факторов инфективности
в – состоянием защитных сил организма
г – токсигенностью резидентов
|
|
^
|
а – нейссерий и гемофиллов
б – бацилл и клостридий
в – лактобактерий и коринебактерий
г – бактероидов и извитых форм
|
|
^
|
а – стафилококки – ½, стрептококки – ¼, дифтероиды – ¼
б – стрептококки – ½, вейллонеллы – ¼, дифтероиды – ¼
в – бактероиды – 1/3, вейллонеллы – 1/3, стрептококки – 1/3
г – стафилококки – ¼, кишечная палочка – 1/8, дифтероиды – ¼, стрептококки – ¼, вейллонеллы – 1/8
|
|
^
|
а – бактероиды, фузобактерии и актиномицеты
б – лактобактерии, нейссерии и коринебактерии
в – бифидобактерии, спирохеты и стафилококки
г – бациллы, клостридии и спириллы
|
|
^
|
а – микроаэрофильные стрептококки, нейссерии, стафилококки
б – бактероиды, превотеллы, актиномицеты, фузобактерии
в – ротии, гемофиллы, ацинетобактерии и грибы
г – кишечная палочка, синегнойная палочка, бордетеллы
|
|
^
|
а) облигатные анаэробы
б) факультативные анаэробы
в) облигатные аэробы
г) факультативные аэробы
д) микроаэрофилы
|
|
^
|
а – наличие пилей и фимбрий
б – наличие адгезинов и факторов коагрегации с др. бактериями
в – наличие капсулы
г – наличие альфа- или бетта-гемолизинов
|
|
^
|
а – образует экзотоксин
б – образует эндотоксин
в – образует споры
г – не образует споры
|
1. Bacteroides
2. Clostridium
3. Peptococcus
4. Fusobacterium
|
|
Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:
|
а – столбняк
б – газовая гангрена
в – кандидоз
г – фузоспирохетоз
|
1. Candida albicans
2. Clostridium tetani
3. Fusobacterium nucleatum
4. Clostridium novyi.
|
Тема 3: РОЛЬ МИКРОБНОЙ ФЛОРЫ В РАЗВИТИИ КАРИЕСА.
^
Особенности микрофлоры полости рта при кариесе зубов.
Зубная бляшка. Механизм ее формирования. Локализация.
Streptococcus mutans и его роль в возникновении кариеса.
Экспериментальные подтверждения роли микробов в развитии кариеса.
Роль местных факторов резистентности при кариесе. Вакцина для профилактики кариеса.
Особенности забора материала из кариозной полости для проведения бактериологического метода исследования.
^
Методику забора исследуемого материала из кариозной полости для проведения бактериологического метода диагностики.
Состав микрофлоры полости рта при кариесе зубов.
^
Провести забор материала из кариозной полости.
Провести бактериологическое исследование при кариесе зубов.
Приготовить мазок и окрасить его по Граму.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
Методика забора материала при кариесе для бактериологического метода исследования.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Микрофлора при кариесе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль микрофлоры в возникновении и развитии
кариеса.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
|
Вопрос
|
Варианты ответов.
|
|
^
|
а – ротии и актиномицеты
б – бактероиды и спирохеты
в – лактобактерии и бифидумбактерии
г – нейссерии и вейллонеллы
|
|
^
|
а – наличию лектинов клеточной стенки
б – продукции полимеразы
в – синтезу гликанов
г – образованию капсулы
|
|
^
|
а – нейссерии
б – вейллонеллы
в – гемофильную палочку
г – фузобактерии
|
|
^
|
а – образование гемолизина
б – адгезины клеточной стенки
в – декстраны, продуцируемые при утилизации сахарозы
г – молочная кислота
|
|
^
|
а – S. mutans, S. sanguis, Lactobacterium, Actinomyces
б – S. sanguis, Fusobacterium, Actinomyces, E. corrodens
в – S. mutans, S. sanguis, Bacteroides, R. dentocariosa, Neisseria
г – Lactobacterium, Bifidobacterium, Propionibacterium
|
|
^
|
а – стрептококки и вейллонеллы
б – стрептококки и актиномицеты
в – стрептококки и бактероиды
г – грибы и спирохеты
|
|
^
|
а – нейссерии, т.к. утилизируют кислород и снижают редокс-патенциал
б – вейллонеллы, т.к. утилизируют кислоты и повышают рН
в – лактобактерии, т.к. тормозят размножение стрептококков
г – коринебактерии, т.к. синтезируют витамин К, необходимый для размножения анаэробов
|
|
^
|
а – циркулирующие иммуноглобулины
б – секреторные иммуноглобулины
в – миелопероксидаза слюны
г – Т-лимфоциты
|
|
Трансформация?
|
a. передача генетического материала при контакте бактериальных клеток разной "половой"направленности
b. восстановление поврежденной ДНК
c. передача генетического материала с помощью высокополимеризованной ДНК
d. передача генетического материала с помощью умеренных бактериофагов
|
|
Трансдукция?
|
^
Модульное занятие
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНОГО (БАЗОВОГО) УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Какие методы забора исследуемого материала используют при бактериологическом исследовании микрофлоры при пульпите и хроническом периодонтите?
Какие условия являются обязательными при транспортировке материала от больного анаэробной инфекцией?
Какова последовательность развития одонтогенной инфекции?
Какие группы бактерий наиболее часто выделяются при хронических воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области?
Какие группы бактерий наиболее часто выделяются при острых воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области?
Методы культивирования анаэробных бактерий.
^
Основные представители микрофлоры полости рта при гингивите.
Основные представители микрофлоры полости рта при пародонтите.
Основные представители микрофлоры полости рта при стоматите.
Основные представители микрофлоры полости рта при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта.
^
Провести забор исследуемого материала при гингивите.
Провести забор исследуемого материала при пародонтите.
Провести забор исследуемого материала при стоматите.
Провести забор исследуемого материала при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
Указать этапы бактериологического метода исследования гнойного экссудата с использованием техники анаэробного культивирования: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризовать патогенез воспалительного процесса при заболеваниях ЧЛО:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу:
Таблица 3.
^
№
|
Исследуемый
материал
|
Описание результатов микроскопии
|
Графическое
изображение
|
1 этап
|
|
|
|
2 этап
|
|
|
|
3 этап
|
|
|
|
4 этап
|
|
|
|
Тема 5: Изучение микрофлоры гнойного отделяемого при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.
^
Методы изучения количественного и качественного состава микрофлоры десневого желобка и пародонтальных карманов.
Основные представители резидентной микрофлоры при отсутствии патологии тканей пародонта.
Особенности состава микрофлоры при гингивите.
Особенности состава микрофлоры при пародонтите.
"Пародонтопатогенные" микробы (Porpyromonas gingivalis, Prevotella melaninogenicus, Actinomyces naeslundii). Доказательства их участия в патогенезе заболевания.
Иммунологические изменения (общие и местные), происходящие в ответ на бактериальные антигены и токсины.
Современные методы лечения заболеваний пародонта в соответствии с последними научными данными.
^
Методику забора исследуемого материала при гингивите.
Методику забора исследуемого материала при пародонтите.
Современные методы лечения заболеваний пародонта.
^
Провести забор исследуемого материала из зубодесневого кармана.
Провести забор исследуемого материала из пародонтального кармана.
Проведение бактериологического метода диагностики при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.
Приготовить мазок и окрасить его по Граму.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
Методика забора исследуемого материала из десневого желобка и патологических десневых карманов для микроскопического и бактериологического методов исследования.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
|
Вопросы:
|
Варианты ответов:
|
|
^
|
а – стрептококки группы «сангвис», коринебатерии и ротии
б – энтерококки, актиномицеты и лактобактерии
в – превотеллы, порфиромонады, спирохеты и фузобактерии
г – стафилококк, синегнойная и кишечная палочки
|
|
^
|
а – токсикозами
б – инфекционными заболеваниями
в – микст-инфекциями
г – оппортунистическими заболеваниями
|
|
^
|
а – лизоцим и миелопероксидаза
б – компоненты комплемента и пропердин
в – гранулоциты и фибробласты
г – sIgA
|
|
^
|
а – наличием ферментов агрессии
б – продукцией экзотоксинов
в – особенностями условий обитания в данной нише
г – наличием эндотоксинов
|
|
^
|
а) рентгенологический
б) клинический
в) цитологический
г) лабораторный
|
|
^
|
а – кандидоза полости рта
б – лептотрихиоза слизистой
в – пародонтита
г – возвратного афтозного стоматита
|
|
^
|
а – Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, Streptococcus pyogenes
б – Lactobacillus brevis, Bifidobacterium spp., Candida kefiri
в – Escherichia coli, Bacteroides fragilis, Pseudomonas aeruginosae
г –Prevotella melaninogenica, Fusobacterium nucleatum, Peptostreptococcus anaerobius
|
|
^
|
а – поместить материал в транспортную среду и доставлять в охлаждённом состоянии
б – поместить материал в питательную среду и доставлять при температуре 37о С
в – поместить материал в сухой, стерильный флакон с бескислородной газовой смесью
г – поместить материал в питательную среду со стимуляторами роста анаэробов
|
|
|
|
Тема 6: Изучение роли отдельных представителей резидентной микрофлоры полости рта при заболеваниях пародонта
^
1. Методы изучения количественного и качественного состава микрофлоры десневого желобка и пародонтальных карманов.
2. Основные представители резидентной микрофлоры при отсутствии патологии
тканей пародонта.
3. Особенности состава микрофлоры при гингивите
4. Особенности состава микрофлоры при пародонтите
5. Пародонтогенные микробы. Доказательства их участия в патогенезе заболевания
6. Иммунологические изменения, происходящие в ответ на бактериальные антигены и токсины
7. Современные методы лечения заболеваний пародонта в соответствии с последними научными данными.
^
Методику забора исследуемого материала при гингивите.
Методику забора исследуемого материала при пародонтите.
Современные методы лечения заболеваний пародонта.
^
Провести забор исследуемого материала из зубодесневого кармана.
Провести забор исследуемого материала из пародонтального кармана.
Проведение бактериологического метода диагностики при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области.
Приготовить мазок и окрасить его по Граму.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
Этапы лабораторной диагностики кандидоза.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу:
Таблица 4.
^
Компоненты пробирок
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Физ. р-р
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Исследуемая
сыворотка 1:40
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Клеточный антиген (диагностикум)
|
|
|
|
|
|
|
|
^
|
|
САМОКОНТРОЛЬ
|
Вопросы:
|
Варианты ответов:
|
|
^
|
а) развернутое рентгеновское изображение в/челюсти
б) рентгеновское изображение височно-н/ч сустава
в) развернутое рентгеновское изображение н/ч
г) развернутое рентгеновское изображение в. и н/ч
д) развернутое рентгеновское изображение в/ч, н/ч и в.н./ч суст.
|
|
^
|
а) две степени подвижности
б) три степени подвижности
в) пять степеней подвижности
|
|
^
|
а – лептотрихии
б – стрептококки
в – актинобациллы
г – бифидобактерии
|
|
^
|
а – стафилококковой флоры над стрептококковой
б – стрептококковой флоры над стафилококковой
в – данные микроорганизмы не играют ведущей роли
г – все ответы неправильные
|
|
^
|
а – облигатные анаэробы
б – факультативные анаэробы
в – облигатные аэробы
г – факультативные аэробы
д – микроаэрофилы
|
|
^
|
а. серодиагностика брюшного тифа – реакция Видаля,
б. серодиагностика бруцеллёза – реакция Райта, Хеддельсона,,
в. сероидентификация чистых культур бактерий на стекле
г. реакция иммобилизации - лизиса бледной трепонемы.
|
|
^
|
а – поместить материал в транспортную среду и доставлять в охлаждённом состоянии
б – поместить материал в питательную среду и доставлять при температуре 37о С
в – поместить материал в сухой, стерильный флакон с бескислородной газовой смесью
г – поместить материал в питательную среду со стимуляторами роста анаэробов
|
|
^
|
а – пульпитпериостит
периодонтитабсцесс или флегмона
б – пародонтальный абсцесс остеомиелитсепсис
в – периодонтитфлегмона
лимфаденитмедиастинит
г – пульпитпериодонтит
флегмона или абсцесссепсис
|
Тема 7: Роль микрофлоры полости рта в возникновении и развитии неспецифических стоматитов. Краткая характеристика возбудителей специфических стоматитов. Кандидомикоз
полости рта.
^
1. Особенности забора исследуемого материала для микроскопического и бактериологического исследования.
2. Особенности состава микрофлоры при неспецифических поражениях слизистой полости рта (хейлиты, глосситы, стоматиты), причины их возникновения.
3. Бактериальные инфекции и их проявление в полости рта (дифтерия, сифилис, гонококковый гингиво-стоматит, туберкулез)
4. Вирусные инфекции и их проявления в полости рта (герпес)
^
Методику забора исследуемого материала для микроскопического исследования при неспецифических поражениях слизистой оболочки полости рта.
Методику забора исследуемого материала для бактериологического исследования при неспецифических заболеваниях слизистой оболочки полости рта.
Современные методы лечения вирусных инфекций и их проявление в полости рта.
^
Провести забор исследуемого материала для микроскопического и бактериологического исследования при неспецифических поражениях слизистой оболочки полости рта.
Проведение бактериологического метода диагностики при вирусных инфекциях и их проявлениях в полости рта.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
Современные методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дать сравнительную характеристику основных групп антибактериальных препаратов, которые используется в стоматологии. Оформить в виде таблицы, пользуясь пособиями и методическими рекомендациями.
САМОКОНТРОЛЬ
|
Вопросы:
|
Варианты ответов:
|
|
^
|
а) герпес
б) сифилис
в) стоматит
г) гингивит
|
|
^
|
а) Prevotella melaninogenica
б) Treponema pallidum
в) Actinobacillus actinomycetemcomitans
г) Veillonella parvula
|
|
^
|
а) моноциты
б) эритроциты
в) макрофаги
г) тромбоциты
|
|
^
|
а – флегмоны и абсцессы челюстно-лицевой области
б – хронические воспалительные заболевания мягких и костных тканей
в – возвратный афтозный стоматит
г – остеомиелиты
|
|
^
|
а – кандидоза полости рта
б – лептотрихиоза слизистой
в – пародонтита
г – возвратного афтозного стоматита
|
|
^
|
а – вытеснение нормальной анаэробной флоры вирулентными аэробами, например, синегнойной палочкой
б – снижение редокс-потенциала тканей и активизация анаэробов
в – попадание спор анаэробных клостридий в рану из окружающей среды
г – попадание патогенной микрофлоры в рану
|
|
^
|
а) микроскопический
б) бактериологический
в) серологический
г) биологический
|
|
^
|
а – слизистой оболочкой полости рта
б – слизистой оболочкой придаточных пазух носа
в – кожей
г - слизистой носовых ходов
|
|
^
|
а – образует экзотоксин
б – образует эндотоксин
в – образует споры
г – не образует споры
|
1. Bacteroides
2. Clostridium
3. Peptococcus
4. Fusobacterium
|
|
Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:
|
а – столбняк
б – газовая гангрена
в – кандидоз
г – фузоспирохетоз
|
1. Candida albicans
2. Clostridium tetani
3. Fusobacterium nucleatum
4. Clostridium novyi.
|
Тема 8: Микробиологические аспекты имплантации зубов, применение антисептиков и антибиотиков при дентальной имплантации.
^
Представители каких биотопов полости рта являются наиболее частыми возбудителями постимплантационных осложнений?
Пути инфицирования зоны имплантации, связанные с контаминацией костного ложа имплантата и линий шва.
Патогенез и клинические формы постимплантационных осложнений воспалительного характера.
Забор материала для исследования при периимплантитах и остеомиелитах.
Профилактика постимплантационных осложнений воспалительного характера.
^
Провести забор материала для микробиологического исследования при остеомиелитах ЧЛО.
Характеристику микроорганизмов, являющихся наиболее частыми возбудителями постимплантационных осложнений.
Определение антибиотикочувствительности.
^
Провести забор материала на антибиотикочувствительность.
Проведение бактериологического метода исследования (по схеме).
Провести учет результатов.
^
В.Н. Царев. Микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2009г. с. 543.
А.А. Воробьев. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Москва, 2004г. с. 702.
А.А. Воробьев, В.Н. Царев. Практикум для лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2008г.
В.В. Тец. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва, 2002г.
Л.Я. Плахтий, А.Ч. Цховребов. Учебное пособие по микробиологии полости рта. Владикавказ, 2006.
^
Л.Я. Плахтий, В.Н. Царев. Микробиологическое и молекулярно-генетическое обоснование применения антибиотиков в пародонтологии. Москва, 2007 г. с. 180.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий. Клинические, бактериологические, лабораторные методы диагностики и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. Москва, 2008 г. с. 74.
В.Н. Царев, Л.Я. Плахтий, Р.В. Ушаков. Новые технологии в стоматологии. Москва, 2007 г. с. 163.
^
1. Зарисовать:
а) превотеллы
б) пептострептококки
в) фузобактерии
САМОКОНТРОЛЬ
|
Вопросы:
|
Варианты ответов:
|
|
^
|
а – кандидоза полости рта
б – лептотрихиоза слизистой
в – пародонтита
г – возвратного афтозного стоматита
|
|
^
|
а – протезирование
б – резекция альвеолярного отростка при хроническом остеомиелите
в – операции при переломах челюстей
г – удаление зубов
|
|
^
|
а – не раньше, чем за 1 час до операции и не позже, чем за 30 мин
б – не раньше, чем за 3 часа до операции и не позже, чем за 30 мин
в - за сутки до операции
г – в день операции и в течение 3-5 дней после её завершения
|
|
^
|
а – преобладание стафилококковой флоры над анаэробной
б – преобладание анаэробной флоры над стафилококковой
в – данные микроорганизмы не имеют решающего значения
г – все ответы неправильные
|
|
^
|
а – Грам- аэробы
б – Грам+ аэробы
в – Грам- анаэробы
г – Грам+ анаэробы
|
|
^
|
а – облигатные анаэробы
б – факультативные анаэробы
в – облигатные аэробы
г – факультативные аэробы
д – микроаэрофилы
|
|
^
|
а – 1,5 млн. ЕД, внутривенно за 3 часа
б – 0,5 млн. ЕД, внутримышечно за 30 мин
в – 1,5 млн. ЕД, в/м или в/в за 30 мин
г – 1 млн. ЕД, перорально за сутки
|
|
^
|
а. серодиагностика брюшного тифа – реакция Видаля,
б. серодиагностика бруцеллёза – реакция Райта, Хеддельсона,,
в. сероидентификация чистых культур бактерий на стекле
г. реакция иммобилизации - лизиса бледной трепонемы.
|
^
Модульное занятие
САМОКОНТРОЛЬ
|
Вопросы:
|
Варианты ответов:
|
|
^
|
а – поместить материал в транспортную среду и доставлять в охлаждённом состоянии
б – поместить материал в питательную среду и доставлять при температуре 37о С
в – поместить материал в сухой, стерильный флакон с бескислородной газовой смесью
г – поместить материал в питательную среду со стимуляторами роста анаэробов
|
|
^
|
а – пульпитпериостит
периодонтитабсцесс или флегмона
б – пародонтальный абсцесс
остеомиелитсепсис
в – периодонтитфлегмона
лимфаденитмедиастинит
г – пульпитпериодонтит
флегмона или абсцесссепсис
|
|
^
|
а – стафилококки, пиогенный стрептококки
б – бактероиды, стафилококки
в – синегнойная и кишечная палочки
г – пептострептококки и пропионибактерии
|
|
^
|
а – лактобактерий
б – превотелл
в – стафилококков
г – актиномицетов
|
|
^
|
а – слизистой оболочкой полости рта
б – слизистой оболочкой придаточных пазух носа
в – кожей
г – гнойным экссудатом воспалительного очага
|
|
^
|
а – стафилококковой флоры над стрептококковой
б – стрептококковой флоры над стафилококковой
в – данные микроорганизмы не играют ведущей роли
г – все ответы неправильные
|
|
^
|
а – вытеснение нормальной анаэробной флоры вирулентными аэробами, например, синегнойной палочкой
б – попадание анаэробных микроорганизмов в рану
в – попадание спор анаэробных клостридий в рану из окружающей среды
г – нарушение микроциркуляции в тканях при травме
|
|
^
|
а. серодиагностика брюшного тифа – реакция Видаля,
б. серодиагностика бруцеллёза – реакция Райта, Хеддельсона,,
в. сероидентификация чистых культур бактерий на стекле
г. реакция иммобилизации - лизиса бледной трепонемы.
|
|
^
|
а – спорообразующие Грам+ палочки
б – неспорообразующие Грам+ палочки
в – неспорообразующие Грам+ кокки
г – неспорообразующие Грам- палочки
|
1. Клостридии.
2.Пептострептококки
3. Эубактерии.
4. Бактероиды.
|
|
Установите соответствие вызываемой инфекции и вида возбудителя:
|
а – столбняк
б – газовая гангрена
в – кандидоз
г – фузоспирохетоз
|
1. Candida albicans
2. Clostridium tetani
3. Fusobacterium nucleatum
4. Clostridium novyi.
|
№ 10. Итоговое занятие
1. Проверка тетрадей
2. Выставление зачетов
|