МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Первая доврачебная помощь пострадавших
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: Педагогическое
Профиль: Безопасность жизнедеятельности
^ очная
Кафедра: Безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний
ФИО разработчика Т. А. Романова, Т. В. Зязина
Трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачетных единицы
Количество часов 72
В.т.ч. аудиторных 36; внеаудиторных 36
Формы отчетности зачет, зачет
г. Воронеж – 2011 г.
^
Целями освоения дисциплины «Первая доврачебная помощь пострадавших» являются:
Цели образовательной деятельности направлены на формирование способности:
- правильно проводить первую помощь при состояниях угрожающих жизни, накладывать повязки; иммобилизировать и транспортировать пострадавших;
- использовать табельные и подручные средства для оказания доврачебной помощи;
-определять по внешним признакам состояние пострадавшего.
^
- осознавать необходимость неотложного оказания помощи и взаимопомощи пострадавшим
^
-самосовершенствование и личностное развитие.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
^
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11)
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).
^
Общепрофессиональные (ОПК)
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
в области педагогической деятельности
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
способен оказывать доврачебную (первую) помощь пострадавшим (СК-4);
готов организовывать и поддерживать взаимодействие с ведомственными структурами (МО, МВД, МЧС, ФСБ, ГИБДД) по вопросам безопасности жизнедеятельности (СК-6)
способен определять признаки, причины и последствия опасностей социального, техногенного и природного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (СК-7).
^
№ п/п
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
Содержание раздела
в дидактических единицах
|
1
|
Задачи, организация и правила оказания первой
медицинской помощи на месте происшествия.
|
Осмотр места происшествия. Проведение первичного осмотра пострадавшего. Оказание первой медицинской помощи при состояниях,
угрожающих жизни человека. Схема оказания первой медицинской помощи.
|
2
|
Понятие о реанимации.
|
Клиническая и биологическая смерть. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца, способы и методика их проведения.
|
3
|
Десмургия.
|
Повязка, виды повязок, правила наложения.
Раневая инфекция. Асептика и антисептика. Повязки на голову, шею. Повязки на грудь, при ранениях грудной клетки с открытым пневмотораксом. Повязки на живот. Повязки на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча, локтевого сустава, на кисть, палец. Повязки на нижние конечности: среднюю треть бедра, коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопу. Индивидуальный перевязочный пакет, правила пользования.
|
4
|
Травматические повреждения.
|
Ранения. Понятие о ране. Классификация ран, их характеристика. Пневматоракс. Гемоторакс. Первая медицинская помощь. Закрытые повреждения живота. Закрытые травматические повреждения. Причины и признаки оказания первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях. Понятие о синдроме длительного сдавления, причины возникновения, периоды компрессии, определение степени ишемии и жизнеспособности сдавленной части тела. Правила освобождение сдавленной конечности. Оказание помощи в зависимости от степени ишемии ткани.
Переломы. Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Оказание доврачебной помощи при переломах. Травматический шок. Причины, виды, характеристика.
Термические повреждения. Ожоги, причины, виды и степени ожогов. Определение степени тяжести по признакам, по «правилу 9», по «правилу ладони». Ожоговая болезнь. Ожоговый шок. Первая медицинская помощь при ожогах в зависимости от вида, степени тяжести. Холодовая травма (отморожение). Основные признаки отморожений, правила оказания первой помощи
Электротравмы. Освобождение от действия электрического тока. Последствия поражения электрическим током. ПМП при электротравмах.
|
5
|
Неотложные состояния.
|
Кровотечения.
Виды кровотечений, их характеристика. Способы временной остановки кровотечений. Точки прижатия артерий. Наложение давящей повязки, жгута, закрутки, подручных средств. Максимальное сгибание конечности. Тугая тампонада раны.
Асфиксия. Солнечный удар. Тепловой удар. Замерзание. Обморок. Шок. Кома.
Признаки, принципы оказания первой медицинской помощи в зависимости от состояния пострадавшего.
|
6
|
Поражения опасными химическими отравляющими
веществами.
|
Понятие об опасных химических веществах. Классификация, пути проникновения в организм человека. Виды отравлений. Общие принципы ПМП при поражении опасными химическими веществами.
|
7
|
Проникающая радиация.
|
Понятие - ионизирующее излучение, его источники. Проникающая радиация и её воздействие на организм человека. Пути проникновения в организм. Способы ослабления воздействия радиации. Понятие лучевой болезни. Степени тяжести лучевой болезни. Периоды течения острой лучевой болезни. Первая медицинская помощь при попадании радиоактивных веществ в организм пострадавшего.
Индивидуальная аптечка №2. Её применение.
|
^
№ п/п
|
№ семестра
|
Виды учебной работы
|
Образовательные технологии
|
|
|
Лекция
|
Проблемная, визуализация
|
|
|
Практические занятия
|
Деловая игра, разбор конкретных ситуаций.
|
|
|
Коллоквиум
|
Тестовый опрос, собеседование
технология «Дебаты»;
case-study
|
|
|
Реферат, презентация
|
Практическая консультация, информационная, проблемно-поисковая
|
^
4.1. Основная литература
1. Бондаренко Л.Ю. и др. «Пособие по оказанию первой помощи пострадавшим. Базовый курс» по дисциплине «Первая медицинская помощь». Учебно-методическое пособие. М., 2003.
^
1. Чазов Е.И. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь. М., «Медицина», 1989 г.
2. Шаховец В.В., Виноградов А.В. Первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях. М., 000 Редакция журнала «Военные знания», 2000.
3. Картавенко В.И. Первая неотложная помощь. М., «Медицина», 1991.
4. Ткаченко С.С. Оказание доврачебной помощи. М., «Медицина», 1998.
5. Юрихин А.П. Десмургия. Л., «Медицина» 1998.
6. Гоголев М.И. Основы медицинских знаний. М., «Просвещение Поносов И.В. Оказание доврачебной помощи в экстремальных ситуациях МВД РФ. г. Омск, 2000.
8. Первая медицинская помощь в ЧС. М., «Просвещение», 2000.
9. Учебник спасателя МЧС России. М., «Просвещение» 1997.
10. Учебно-методическое пособие по выполнению приемов и способов спасения и самоспасения пострадавших в очагах поражения. М., МВКУУДИВ, 1997.
4.3. Интернет-ресурсы:
http://go-belov.narod.ru/konspect-2.htm - доврачебная помощь пострадавшим
http://jech.ru/soft/2631-pervaya-medicinskaya-pomoshh-multimedijnoe-posobie.html - мультимедийное пособие
|