МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: - 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль: «Психология образвания»
Форма обучения: очная
Кафедра: коррекционной психологии и педагогики
ФИО разработчиков:
кандидат психологических наук,
доцент Дуванова Светлана Петровна.
Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы
Количество часов: 72 часа.
В том числе аудиторных – 36 часов; внеаудиторных – 36 часов.
Форма отчетности: зачет.
Воронеж – 2011
^
Целью освоения дисциплины «Дефектология» является знакомство с теоретическими и практическими основами образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего, коррекционного, инклюзивного обучения и формирование у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в различных институциональных условиях.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).
^
№ п/п
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
Содержание раздела
в дидактических единицах
|
1.
|
Дефектология как комплексная психолого-педагогическая наука.
|
Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии. Ее отрасли. Связь с психолого-педагогическими и медицинскими науками. Современное состояние дефектологии (коррекционной педагогики) в России и основные этапы ее развития.
Основные понятия: воспитание, обучение и развитие детей с нарушениями развития, социальная адаптация и реабилитация детей с проблемами, компенсация и коррекция аномального развития.
|
2.
|
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
|
Педагогическая классификация детей с ОВЗ.
Причины врожденных аномалий – патогенные факторы, действующие на развивающийся плод и наследственные генетические поражения организма. Причины приобретенных аномалий, вызванных природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.
|
3.
|
Формы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
|
Принципы организации системы специальных учреждений. Типы коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ.
Интеграционные процессы в современном образовательном образовании. Основные принципы инклюзивного обучения.
Система мер по профилактике нарушений психического и физического развития у детей.
|
4.
|
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые и с
задержкой психического развития).
|
Понятие «умственная отсталость» и ее формы - олигофрения, деменция. Степени умственной отсталости по Э.Крепелину (дебильность, имбецильность, идиотия) и по МКБ – 10. (легкая, умеренная, тяжелая и глубокая). Виды олигофрении по М.С.Певзнер, характеристика учащихся с неосложненной формой олигофрении.
Особенности обучения. воспитания и развития умственно отсталых детей.
Понятие «задержка психического развития», ее классификации: М.С.Певзнер и Т.А.Власовой, К.С. Лебединской. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР конституционального, церебрально-органического генеза, психогенного и соматогенного типа.
Причины ЗПР и необходимость дифференциального диагноза в дошкольном возрасте. Особенности обучения. воспитания и развития умственно отсталых детей.
|
5.
|
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями речи.
|
Значение речи для развития мышления и формирования личности ребенка. Основные этапы речевого развития детей. Виды речи.
Логопедия как отрасль дефектологии, ее принципы и методы. Понятие речевого нарушения. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, их причины
Физиологические несовершенства речи детей-дошкольников.
Особенности обучения. воспитания и развития детей с нарушениями речи.
|
6.
|
Обучение, воспитание и развитие детей с сенсорными нарушениями.
|
Дети с нарушениями слуха. Отрицательное влияние глубокого стойкого нарушения слуха на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Причины врожденных и приобретенных поражений слуховой функции. Связь слуха и речи в развитии ребенка.
Глухие и слабослышащие, позднооглохшие и рожденные глухими дети. Основные принципы и методы их обучения.
Дети с нарушениями зрения. Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка. Причины врожденных и приобретенных аномалий зрения. Значение фактора времени поражения зрительного анализатора.
Развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения слепых и слабовидящих, поздноослепших и слепорожденных детей. Особенности обучения. воспитания и развития детей с нарушениями зрения.
Механизмы компенсации и социально-трудовая адаптация детей с нарушениями зрения.
Профилактика нарушений зрения у детей в начальной школе.
|
7.
|
Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями.
|
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Причины врожденных и приобретенных нарушений опорно-двигательного аппарата. Понятие «детский церебральный паралич».
Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию двигательных функций, звукопроизношения, развития познавательной деятельности. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями. Связь нарушений развития сенсорных функций с интеллектуальной недостаточностью. Значение дифференциальной диагностики.
|
8.
|
Особенности обучения, воспитания и развития детей с нарушениями поведения и личностного развития.
|
Педагогические методы предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в поведении детей.
Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности и причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с аутизмом и возможности их развития, образования и социализации.
Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности.
|
3. Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии:
лекционно-семинарская система обучения, включающая
- вводную лекцию, лекции-информации, проблемную лекцию, лекцию-визуализацию, лекцию-конференцию;
- традиционные семинары, спецсеминар и семинар исследовательского типа (по форме) и семинар-беседу, семинар-обсуждение докладов, семинар-дискуссию;
2) технология продуктивного обучения, используемая на семинарских занятиях,
3) имитационные технологии, позволяющие организовать работу над ситуациями следующего вида:
- неигровые имитации (ситуация-проблема, ситуация-оценка),
- игровая имитация (разыгрывание ролей и дидактические игры ОДИ и деловые);
4) технология модульно-рейтингового обучения.
В процессе изучения дисциплины применяются также занятия с использованием технологии проблемного обучения, техники «Круглый стол», техники «Мозговой штурм».
^
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основная литература
Аксенова, Л.И. Специальная педагогика : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. — М. : Академия, 2000. — 400с. — (Высш.образование) . — ISBN 5-7695-0551-6 : 67.80. (5 экз.).
Основы специальной психологии : Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Л.В.Кузнецова,Л.И.Переселени,Л.И.Солнцева и др.;Под ред.Л.В.Кузнецовой. — М. : Академия, 2002. — 480с. — (Пед.образование) . — ISBN 5. (50 экз.).
Поваляева, Мария Афанасьена. Коррекционная педагогика: Взаимодействие специалистов:Коллектив.монография / М.А.Поваляева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. — 352с. — (Учебники,учебные пособия) . — ISBN 5-222-02308-7 : 63.43. (22 экз.).
Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова,С.П.Дуванова,Н.Б.Трофимова и др. — СПб. : Питер, 2005. — 304с. — (Учеб.пособие) . — ISBN 5-469-00748-0 : 117.70. (350 экз.).
^
1. Банч Гэри Оуэн Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса/ Г. О. Банч. Пособие для учителей. М., ООО «Издательство МБА», 2008. – 64 с.
2. Банч Гэри. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/ Г. О. Банч. М. «Прометей» - 2005. – 88 с.
3. Гилберт, К. Аутизм : Медицинское и педагогическое воздействие:Кн.для педагогов-дефектологов / К.Гилберт,Т.Питерс. — М. : Владос, 2002. — 144с. — (Коррекционная педагогика) . — 15
4. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура : психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии:учеб.пособие / Н.Л.Литош. — М. : СпортАкадемПресс, 2002. — 140с. — 2
^
1.
|
Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО
http://almanah.ise.edu.mhost.ru/
|
2
|
.Дефектолог.ру: материалы для родителей
http://www.defectolog.ru
3. Центр лечебной педагогики
http://curative.chat.ru/
4
|
. Центр помощи детям: психолого-медико-педагогическая консультация
http://www.yarchc.nordnet.ru/
|
5
|
Особенности развития ребенка со снижением слуха
http://www.yarchc.nordnet.ru/articles/psycho/hypoacusis/
|
|
|