НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОГЛАСОВАНО
Декан медицинского факультета
профессор__________________
Н.И. Жернакова
“_____”_________ 2012 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор________________________
В.Н. Ткачев
“____”________ 2012 г.
|
^
Производственной практики “помощник врача стационара” по терапии
дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО”
|
Факультет
|
медицинский
|
|
|
Кафедра
|
Внутренних болезней №1
|
|
|
Курс
|
IV
|
Семестр
|
VIII
|
Выделено часов
|
104
|
Итоговый зачет
Студенческая конференция
|
3 часа
3 часа
|
Работа в стационаре
|
72 час.
|
Ночные дежурства
|
32 час.
|
Рабочая программа составлена проф. Ю.И. Афанасьевым, доц. И.В. Корнелюк_на основании типовой Программы по внутренним болезням для студентов высших медицинских учебных заведений ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Москва,1999), действующего учебного плана (Москва, 2000) с учетом требований Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности “Лечебное дело” (2010) и Межкафедральной программы по экологическому образованию в медицинских и фармацевтических вузах (М., 2002).
Программа утверждена на заседании кафедры факультетской терапии “___”____________2012 г
Зав. кафедрой,
Профессор______________Ю.И. Афанасьев
Программа рекомендована для использования в учебном процессе
Белгород - 2012
^
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель проведения учебно-производственной практики в качестве помощника врача стационара
1.2. Задачи проведения учебно-производственной практики
1.3. Исходный уровень знаний и умений студента
^
Объем в часах, сроки и место проведения учебно-производственной практики
Тематический план семинаров, их содержание, объем в часах
Перечень практических навыков и врачебных манипуляций, подлежащих освоению студентами
Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов во время практики - предлагаемая тематика
Научная студенческая конференция по итогам практики – предлагаемая тематика
Итоговый зачет – сроки и формы проведения
^
3.1. Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная)
3.2. Перечень методических разработок для студентов и руководителей практики.
3.3. Учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов (СРС)
3.4. Региональный компонент программы
^ (перечислить, что должен уметь студент после окончания учебно-производственной практики. Форма отчета о выполнении)
^
( пакет тестовых заданий на выживаемость)
^
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
С внедрением в образовательные программы фундаментальных нормативных документов – Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (2000) по специальностям “Лечебное дело” и “Педиатрия” и квалификационных характеристик выпускников вуза существенно повысились требования к уровню теоретической и практической подготовки специалистов. От умений и навыков, приобретенных на практических занятиях в клиниках и во время производственной практики, непосредственно зависит способность выпускника быстро и грамотно действовать при неотложных медицинских ситуациях.
Производственная практика студентов IV курса лечебного факультетf проводится в соответствии с учебным планом после окончания весенней экзаменационной сессии VIII семестра в качестве помощника врача стационара в терапевтических, хирургических и акушерских отделениях (родильном доме) городских и центральных районных больниц.
В качестве баз практики используются многопрофильные городские или центральные районные больницы с хорошо организованной высококвалифицированной врачебной помощью по основным врачебным специальностям широкого профиля. Продолжительность практики составляет 6 недель (36 рабочих дней) – по 2 недели в терапевтическом и хирургическом отделениях и родильном доме. Практическая работа студентов в каждом отделении слагается из ежедневной 6-часовой работы в стационаре и двух ночных дежурств.
Практикой руководят кафедры факультетской терапии, факультетской хирургии, акушерства и гинекологии.
Сроки проведения производственной практики, базы практики и вузовские руководители утверждаются приказом ректора университета.
Непосредственными базовыми руководителями практикой являются главный врач лечебно-профилактического учреждения и заведующие отделениями или опытные специалисты, которые назначаются приказом главного врача. Главный врач и ассистент БГМУ – руководитель практики составляют точный график работы студента в отделениях.
Во время производственной практики проходит проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в вузе, практическое ознакомление студентов с организацией лечебной помощи населению и условиями работы врача стационара, с основами организации здравоохранения и противоэпидемической работы.
Самостоятельная работа студентов с курируемыми больными в палатах и в лечебно - диагностических кабинетах под руководством руководителей практики способствует формированию клинического мышления, принципов медицинской этики и деонтологии. Студенты получают важные навыки ведения медицинской документации с учетом медико-экономических стандартов, знакомятся с порядком выписки, хранения, учета и назначения сильнодействующих и наркотических медикаментов, работой физиотерапевтического, патологоанатомического и других параклинических отделений.
Вместе с заведующим отделением студент должен провести 3-4 амбулаторных приема в поликлинике по отбору больных на госпитализацию, где знакомится с ведением медицинской документации (заполнение амбулаторных карт, правил выдачи больничных листов, направлений на КЭК и др.) и особенностями работы врача в поликлинике.
Во время практики студент знакомится с организацией терапевтической службы больницы (количество и профиль терапевтических отделений стационара, участковая служба поликлиники, аптека), с ее санитарным состоянием (водоснабжение, отопление, канализация), хозяйством (пищеблок, порядок снабжения продуктами, составление пищевой раскладки, транспорт, автоматизированная система управления, организация стирки и химчистки белья), с порядком приема и выписки больных (поступление, санитарная обработка, заполнение паспортной части медицинской карты, оформление больничного листа, составление выписок из истории болезни и т.д.), с внутренним распорядком больницы (организация труда персонала, распорядок дня, обслуживание, питание больных, состояние санитарно - просветительной работы), с бюджетом больницы и медицинской отчетностью.
Во время прохождения практики студенты выполняют правила внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения и подчиняются вузовскому и базовым руководителям практики.
^
Цель производственной практики по терапии – проверка и закрепление знаний, полученных на кафедре факультетской терапии по дисциплине “внутренние болезни”, дальнейшее углубление и совершенствование приобретенных практических навыков, освоение новых навыков по диагностике и лечению заболеваний внутренних органов, в том числе по оказанию неотложной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни, а также ознакомление с организацией терапевтической службы многопрофильной больницы и условиями работы врача терапевтического стационара.
^
1)закрепление навыков физикального обследования терапевтических больных;
2)закрепление умений постановки клинического диагноза и его обоснования на основе собранной информации о больном;
3)закрепление навыков составления плана обследования терапевтических больных и интерпретации его результатов;
4) закрепление навыков лечения и профилактики наиболее частых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях;
5)получение навыков оформления медицинской документации стационарного больного с учетом медико-экономических стандартов Республиканского фонда обязательного медицинского страхования (медицинских карт больных, выписок из истории болезни, оформление больничного листа);
6) знакомство с порядком выписки, хранения, учета и назначения сильнодействующих, наркотических и дорогостоящих препаратов;
7)знакомство с работой физиотерапевтического отделения, патологоанатомического и других параклинических отделений;
8) знакомство с организацией и проведением противоэпидемической и санитарно-просветительной работы среди населения;
9) закрепление основ врачебной деонтологии и медицинской этики.
1.3. Исходный уровень знаний и умений студента
^
1.Этиологию, патогенез, клинику, методы диагностики и принципы лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов (пневмония, хронический бронхит, нагноительные заболевания легких, бронхиальная астма; ревматизм, митральные и аортальные пороки сердца, инфекционный эндокардит, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда; хроническая сердечная недостаточность; хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический холецистит, дискинезии желчевыводящих путей, хронический панкреатит, хронический гепатит, циррозы печени; острый и хронический гломерулонефрит; железодефицитная анемия).
2.Современные классификации вышеуказанных заболеваний внутренних органов.
3.Нормальные показатели лабораторно-инструментальных методов исследований, применяемых в клинике внутренних болезней.
4.Основные принципы работы врача - терапевта стационара (показания к стационарному лечению, схема оформления истории болезни, экспертиза временной нетрудоспособности).
5. Основы врачебной этики и деонтологии.
Используя вышеуказанные знания, студент IV курса должен уметь выполнять следующие виды деятельности:
^
1. Производить расспрос пациента и его родственников: выявлять жалобы, собирать анамнез болезни и жизни, эпидемиологический анамнез.
2. Производить осмотр и физикальное исследование всех органов и систем больного.
3. Составить план его лабораторно-инструментального обследования.
4. Анализировать полученные результаты:
а) лабораторных исследований крови (общий анализ, биохимические и иммунологические исследования, посев крови, коагулограмма); мочи (общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому); мокроты (общий анализ, бактериологическое исследование); кала (общий анализ), содержимого желудка и 12-перстной кишки, полученного в результате зондирования;
б)эндоскопических методов исследования (эзофагогастродуоденоскопия, трахеобронхоскопия, колоноскопия);
в)рентгенологических исследований (рентгенография легких, брюшной полости, желудка, кишечника; томография органов грудной клетки, холецистография);
г) радионуклидных методов исследования печени;
д)ультразвуковых методов исследования сердца, печени и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, почек; компьютерной томографии органов брюшной полости;
е)ЭКГ, ФКГ, медикаментозных и физиологических электрокардиографических тестов, спирографии .
5. Сделать вывод о состоянии здоровья пациента, определить факторы риска возникновения заболеваний и основные патогенетические звенья.
^
1. Сформулировать клинический диагноз по современным классификациям с выделением основного, сопутствующего заболевания и их осложнений.
2. Обосновать поставленный диагноз.
3.Провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями.
4.Назначить адекватное медикаментозное лечение (этиотропное, патогенетическое, симптоматическое), уметь выписать рецепты.
5. Назначить лечебное питание, физиотерапевтическое и санаторно-курортное лечение.
6. Определить меры общественной и личной профилактики.
III. Диагностика, оказание экстренной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах и определение тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях:
1.Острая остановка сердца (внезапная смерть), шок (гиповолемический, геморрагический, анафилактический, инфекционно-токсический, кардиогенный), острая дыхательная недостаточность, обусловленная астматическим статусом, массивной пневмонией, гидротораксом, пневмотораксом, тромбоэмболией легочной артерии; обморок, коллапс, ангинозный статус (кардиогенные боли), острая сердечная недостаточность (левожелудочковая, правожелудочковая), нарушения ритма и проводимости сердца (пароксизм мерцания и трепетания предсердий, приступ наджелудочковой и желудочковой тахикардии, приступ Морганьи- Эдемс- Стокса), гипертонический криз, острые аллергические реакции, легочные, желудочно-кишечные кровотечения; мозговой инсульт.
2. Выполнение следующих манипуляций: искусственная вентиляция легких простейшими методами, непрямой массаж сердца, фиксация языка, инфузионная терапия; измерение АД, определение группы крови и резус-фактора, инъекции (подкожные, внутримышечные, внутривенные), временная остановка кровотечения, промывание желудка и кишечника, снятие ЭКГ.
^
1. Абсцесс и гангрена легких, бронхоэктатическая болезнь, рак легких, туберкулез легких.
2. Прободная язва желудка и 12-перстной кишки, рубцовый пилоростеноз, пенетрирующая язва 12-типерстной кишки, рак желудка.
3.Холелитиаз, острый холецистит, острый панкреатит, опухоль поджелудочной железы, кишечная непроходимость, острый аппендицит.
4.Острый пиелонефрит, нефролитиаз, острая почечная недостаточность.
5. Нарушения мозгового кровообращения.
6. Острые инфекционные заболевания.
^
Лекции и беседы с больными, выпуск санитарного бюллетеня и др.
^
Составление обзора литературы, определение цели, задач исследования, проведение сбора фактического материала, его статистическая обработка и анализ; ведение дискуссии, выводы и предложения.
^
2.1. Объем в часах, сроки, место и порядок прохождения учебно-производственной практики
Всего – 110 часов
|
Работа в терапевтическом отделении стационара – 72 часа
Ночные дежурства (2) – 32 часа
Итоговый зачет – 3 часа
Итоговая научная студенческая конференция – 3 часа
|
Продолжительность производственной практики по терапии составляет 12 дней. Она включает ежедневную 6-часовую работу в стационаре (72 часа) и два ночных дежурства (32 часа) по больнице в качестве помощника дежурного врача.
В стационаре студент работает в качестве помощника палатного врача под руководством заведующего терапевтическим отделением, а так же вузовского руководителя – преподавателя кафедры факультетской терапии.
За период учебно-производственной практики студент 4 курса лечебного факультета должен выполнить определенный минимум работы, который предусмотрен планом, утвержденным на заседании отделения по учебно-производственной практике, ЦМК терапевтических дисциплин, координационном научно-методическом Совете БГМУ. Основными видами деятельности студента являются участие в семинарских занятиях, самостоятельная работа по курации больных под руководством руководителя практики и овладение практическими навыками.
Рабочий день студента начинается с утренней врачебной конференции, после которой он проводит ежедневный обход курируемых больных (5 - 8 больных) с заполнением дневников в медицинских картах и, по согласованию с лечащим врачом, листов назначений. Проводит первичное описание планово и экстренно поступивших больных, оформляет этапные и выписные эпикризы.
Под контролем лечащего врача и заведующего терапевтическим отделением студент принимает участие в оказании экстренной помощи больным при различных неотложных состояниях. Наблюдает терапевтических больных в реанимационном отделении стационара. Знакомится с порядком проведения первичной внутриведомственной экспертизы медицинской документации с учетом медико-экономических стандартов, порядком оформления и выдачи больничных листов и другой документации, с выпиской и хранением медикаментов.
Совместно с заведующим отделением студент участвует в отборе больных в поликлинике, нуждающихся в стационарном лечении, в консультациях и консилиумах терапевтических больных в других отделениях больницы. Сопровождает больного при обследовании или консультациях в других лечебных учреждениях. Во время амбулаторных приемов знакомится с ведением медицинской документации в поликлинике (заполнение амбулаторных карт, правил выдачи больничного листа и др.).
Во время производственной практики по терапии студент должен участвовать в рентгенологическом, ультразвуковом и других инструментальных и функциональных исследованиях курируемых больных, выполнять под руководством врачей лечебные и физиотерапевтические процедуры.
По плану отделения студент проводит санитарно-просветительную работу, направленную на профилактику заболеваний внутренних органов и формирование здорового образа жизни (индивидуальные беседы в палатах с курируемыми больными, проведение вечера вопросов и ответов во время дежурства, выпуск санитарного бюллетеня, чтение лекции перед аудиторией и др.).
Студент должен посещать врачебные научно-практические и патологоанатомические конференции, заседания городских и республиканских терапевтических обществ, участвовать в производственных совещаниях, присутствовать на патологоанатомических вскрытиях умерших больных.
Студент должен помнить и выполнять правила медицинской этики и деонтологии при общении с больными и их родственниками, медицинским персоналом больницы.
Выполнение всех указанных выше видов врачебной деятельности ежедневно отражается в дневнике производственной практики. Базовый и вузовский руководители практики обеспечивают студентов соответствующей документацией, осуществляют текущий контроль над оформлением дневников производственной практики и регистрацией объема выполненных манипуляций в книжках учета практических навыков.
По окончании практики заведующий отделением (руководитель практики по терапии) дает студенту письменную производственную характеристику, где указывает объем и качество проделанной работы, количество усвоенных практических навыков, характеризует дисциплинированность, аккуратность в работе, прилежание, соблюдение принципов деонтологии в работе с больными и младшим медицинским персоналом.
По итогам практики со студентами проводится собеседование (зачет) с оценкой степени усвоения практических навыков, в котором участвуют вузовский и базовый руководители практики. При этом могут быть использованы тестовый контроль знаний, демонстративное выполнение диагностических и лечебных манипуляций, решение ситуационных задач и другие контролирующие приемы. По результатам собеседования и практического экзамена студенту выставляется итоговая отметка по пятибалльной системе
^
Таблица 1.
^
|
№№
|
Наименование разделов и тем
практики
|
Семинарское
занятие (час.)
|
СРС в клинике
(час.)
|
1.
|
Пневмония
|
2
|
4
|
2.
|
Хронический бронхит.
Нагноительные заболевания легких
|
2
|
4
|
3.
|
Бронхиальная астма
|
2
|
4
|
4.
|
Ревматизм.
Митральные пороки сердца Аортальные пороки сердца. Инфекционный эндокардит
|
2
|
4
|
5.
|
Атеросклероз. ИБС: Стенокардия
|
2
|
4
|
6.
|
ИБС. Инфаркт миокарда
|
2
|
4
|
7.
|
Гипертоническая болезнь. Хроническая сердечная недостаточность
|
2
|
4
|
8.
|
Хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
|
2
|
4
|
9.
|
Хронический холецистит. Дискинезии желчевыводящих путей. Хронический панкреатит
|
2
|
4
|
10.
|
Хронический гепатит. Циррозы печени
|
2
|
4
|
11.
|
Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит
|
2
|
4
|
10.
|
Железодефицитная анемия
|
2
|
4
|
14.
|
Работа в приемном и реанимационном отделениях терапевтического стационара в качестве помощника дежурного врача, обход тяжелых больных, оказание экстренной помощи при неотложных ситуациях
|
-
|
32
|
15.
|
Итоговый зачет по результатам практики
|
3
|
-
|
16.
|
Участие в итоговой научной студенческой конференции
|
3
|
-
|
|
Итого:
|
110 часов
|
Таблица 2
№№
|
^
|
|
|
^
|
Целевые задачи
|
|
1.
|
Пневмония
|
Закрепление навыков физикального обследования больных с П., приобретение навыков врачебного мышления.
Закрепление навыков работы в кабинетах функциональной диагностики, физиотерапии, лабораториях, R-кабинете при обследовании больных. Формулировка диагноза по современной классификации. Знакомство с принципами оказания помощи тяжелым больным в отделении интенсивной терапии, участие в купировании неотложных состояний. Составление плана обследования и лечения больного с П. (медикаментозного, физиотерапевтического) с учетом клинической формы заболевания.
|
|
2.
|
Хронический
бронхит.
Нагноительные заболевания легких
|
Закрепление навыков физикального обследования больных с ХБ и НЗЛ, интерпретации результатов дополнительных исследований, получение навыков установления диагноза ХБ и НЗЛ, составления плана обследования и лечения с учетом клинической формы заболеваний.
|
|
3.
|
Бронхиальная астма
|
Закрепление навыков физикального обследования больных с БА, приобретение навыков клинического мышления при постановке клинического диагноза, умение интерпретации дополнительных данных (R-граммы легких, спирограммы, анализов крови, мокроты, оказания неотложной помощи при приступе удушья и астматическом статусе.
|
|
4.
|
Ревматизм.
Митральные пороки сердца Аортальные пороки сердца. Инфекционный эндокардит
|
Закрепление навыков физикального обследования больных с Р и ИЭ, умения интерпретации клинических данных с выделением больших, малых и дополнительных диагностических критериев Р, назначения лечения больным Р и ИЭ, мер вторичной профилактики.
Закрепление навыков физикального распознавания МПС и АПС, аускультации характерных для каждого порока шумов, интерпретации данных ЭКГ, ФКГ и Эхо КГ, R- графии сердца. Формирование навыков постановки клинического диагноза ПС. Участие в оказании врачебной помощи при сердечной астме, отеке легких, нарушениях ритма сердца и других осложнениях пороков.
|
|
5.
|
Атеросклероз. ИБС: Стенокардия
|
Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, трактовки анализов крови, ЭКГ. Формирование умений в диагностике стенокардии, назначении необходимого обследования, оказания помощи при приступе стенокардии и адекватного лечения в межприступном периоде.
|
|
6.
|
ИБС. Инфаркт миокарда
|
Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с ИБС, формирование навыков клинической диагностики ИМ, трактовки ЭКГ при ИМ, анализов крови, умений диагностировать неотложные ситуации при ИМ и оказывать адекватную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах назначать лечение больному ИМ в разных периодах. Знакомство с принципами интенсивного лечения ИМ в отделении интенсивной терапии стационара и с принципами реабилитации больных.
|
|
7.
|
Гипертоническая болезнь. Хроническая сердечная недостаточность
|
Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с ГБ и ХСН, интерпретации ЭКГ, РЭГ, Эхо КГ. Приобретение умений диагностировать ГБ и ХСН, оформлять диагноз по современным классификациям, оказывать неотложную помощь при гипертонических кризах, сердечной астме, отеке легких и других осложнениях.
|
|
8.
|
Хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
|
Закрепление навыков физикального обследования органов брюшной полости, участия в диагностических, эндоскопических манипуляциях. Формирование навыков диагностики ХГ и ЯБ, интерпретации результатов дополнительных исследований, составления плана лечения курируемого больного.
|
|
9.
|
Хронический холецистит. Дискинезии желчевыводящих путей. Хронический панкреатит
|
Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с патологией желчевыводящей системы и поджелудочной железы. Определение болевых точек и симптомов желчного пузыря. Участие в дуоденальном зондировании и лабораторном исследовании желчи больных, УЗИ органов брюшной полости. Интерпретация результатов дополнительных исследований. Формулировка диагноза. Формирование навыков диагностики ХХ и ДЖВП, ХП, рационального обследования и лечения.
|
4
|
|
10.
|
Хронический гепатит. Циррозы печени
|
Закрепление навыков опроса и физикального обследования больных с хроническими заболеваниями печени, работа в диагностических кабинетах, участие в диагностических манипуляциях, составление плана обследования и лечения.
|
4
|
1
|
|
11.
|
Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит
|
Закрепление врачебных навыков обследования больных с патологией почек, умений трактовки результатов дополнительных исследований, формирование умений диагностики ОГН и ХГН, их осложнений, оказания помощи при осложнениях, назначение базисного лечения, санаторно-курортного лечения.
|
|
10.
|
Железодефицитная анемия
|
Закрепление методов обследования терапевтического больного, трактовки общего анализа крови, формирование умений диагностики ЖДА, уточнение ее причин, составления плана обследования и лечения современными препаратами железа.
|
|
14.
|
Дежурство по стационару в качестве помощника дежурного врача
|
Работа в приемном и реанимационном отделениях терапевтического стационара в качестве помощника дежурного врача, обход тяжелых больных, оказание экстренной помощи при неотложных ситуациях
|
|
15.
|
Итоговый зачет по результатам практики
|
Итоговое тестирование, демонстрация практических навыков, собеседование по итогам практики
|
|
16.
|
Участие в итоговой научной студенческой конференции
|
Выступление по материалам проведенных научных разработок во время практики
|
|
^
№ п/п
|
Наименование навыков
|
Минимальное количество
|
1
|
Клиническое обследование больных
(сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия и
аускультация) с патологией:
|
|
|
- органов дыхания
|
5
|
|
- сердечно-сосудистой системы
|
8
|
|
- желудочно-кишечного тракта
|
5
|
|
- почек
|
3
|
|
- соединительной ткани
|
2
|
|
- крови
|
2
|
2
|
Интерпретация данных лабораторных и инструментальных исследований:
|
|
|
- общего анализа крови
|
25
|
|
-общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко
|
25
|
|
- биохимических исследований крови (ревмотесты, почечные и печеночные пробы)
|
25
|
|
- коагулограммы
|
5
|
|
- электролитов крови
|
2
|
|
- сахара крови, амилазы крови, диастазы мочи
|
5
|
|
- анализов мокроты: общего, на ВК, атипичные клетки, микрофлору и ее чувствительность к антибиотикам
|
5
|
|
- копрограммы
|
5
|
|
- рентгенограммы органов грудной клетки
|
20
|
|
- ЭКГ, ФКГ, ЭХО КГ
|
10
|
|
-данных УЗИ (ультразвукового сканирования) органов брюшной полости
|
5
|
|
- дуоденального и желудочного зондирования
|
5
|
|
-фиброгастроскопии, колоноскопии, бронхоскопии, бронхографии
|
5
|
|
- спирографии
|
4
|
|
- абдоминальной и плевральной пункции
|
2
|
3
|
Назначение лечебных мероприятий:
|
|
|
- режима и диетпитания
|
10
|
|
-лекарственных препаратов с рецептурными прописями
|
30
|
|
-направление на физиотерапевтические процедуры и ЛФК
|
20
|
4
|
Дежурство в стационаре
|
2
|
5
|
Беседы с больными на санитарно-просветительные темы
|
2
|
6
|
Оказание неотложной помощи при следующих состояниях:
|
|
|
- анафилактический шок и другие острые аллер гические реакции
|
1
|
|
- кардиогенный шок и шоки другого генеза
|
1
|
|
- пароксизмальные нарушения ритма сердца
|
1
|
|
- стенокардия и инфаркт миокарда
|
1
|
|
- сердечная астма
|
1
|
|
- острый отек легких
|
1
|
|
- гипертонический криз
|
1
|
|
- гастродуоденальное и легочное кровотечения
|
1
|
|
- острая почечная и печеночная недостаточность
|
1
|
|
- бронхиальная астма (приступ, статус)
|
1
|
|
- трансфузионные осложнения
|
1
|
|
- обморок, коллапс
|
1
|
|
- гипертермия
|
1
|
|
- проведение реанимационных мероприятий при внезапной смерти больного
|
1
|
9
|
Оформление медицинской карты стационарного больного
|
10
|
^
Выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций.
Проведение инфузионной терапии.
Съемка и расшифровка ЭКГ.
Наружный массаж сердца.
Искусственная вентиляция легких простейшими методами и портативными ручными аппаратами, фиксация языка.
Плевральная пункция (принимать участие).
Дуоденальное зондирование.
Промывание желудка и кишечника.
Пальцевое исследование прямой кишки.
Измерение артериального давления.
Определение группы крови и резус-фактора.
Определение сахара крови и мочи с помощью индикаторных полосок.
Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
14. Временная (жгут, повязка, тампонада) остановка кровотечения
Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов во время практики –
предлагаемая тематика
УИРС
С целью углубления знаний по различным разделам внутренних болезней и приобретения дополнительных практических навыков во время производственной практики студент занимается УИРС. Рекомендуются следующие формы УИРС:
Составление рефератов по материалам новейшей медицинской литературы.
Составление текста научно-популярных лекций и бесед для населения по предупреждению заболеваний внутренних органов и пропаганде здорового образа жизни.
Выпуск санитарных бюллетеней.
Углубление навыков ЭКГ-диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы во время работы в отделении функциональной диагностики.
Перевод иностранных аннотаций новых лекарственных препаратов.
Закрепление навыков работы на ЭВМ. Знакомство с АСУ лечебно-профилактических учреждений.
7.Оформление стендов, альбомов и других наглядных пособий, видеозаписей лечебных и диагностических процедур и т.д.
^
Проводится по окончании практики и включает три этапа: тестирование, демонстрация практических навыков, собеседование. Сроки, место и состав комиссии по приему зачета регламентируются приказом руководителя практики – главным врачом ЛПУ по согласованию с вузовским руководителем практики.
Рекомендуемый набор тестовых заданий прилагается к рабочей программе. Уровень усвоения практических навыков оценивается при курации больных и оказании им неотложной помощи. Примерные вопросы для проведения итогового собеседования приведены ниже:
Структура терапевтической службы в районе практики.
Правила заполнения медицинской документации на терапевтического больного.
Основные показатели работы терапевтического отделения.
План обследования больных с различными заболеваниями внутренних органов.
Показания для плановой и экстренной госпитализации больных терапевтического профиля.
План лечения больных с заболеваниями внутренних органов (выписать рецепты).
Принципы оказания экстренной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах при различных неотложных состояниях (острая сердечная и сосудистая недостаточность, острая дыхательная недостаточность, астматический статус, гипертонические кризы, кардиогенные боли, боли в животе различного генеза, пароксизмальные нарушения сердечного ритма и проводимости, внезапная смерть, кровотечения; острые аллергические реакции, инфекционно-токсический и другие виды шока).
^
3.1. Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная)
Основная учебная литература:
|
Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник.- 4-е изд. – М.: Медицина, 1999. – 592с.: ил.
|
Дополнительная учебная литература:
1.
|
Болезни органов дыхания: Руководство для студентов/Под ред. Р.М.Фазлыевой, З.С.Терегуловой. Ч.I. –Уфа: Изд-во Здравоохранение Башкортостана, 2003. – 335 с.
|
2.
|
Фазлыева Р.М.,.Давлетшин Р.А, Панченко В.П.. Болезни органов кровообращения: Руководство для студентов. – Москва – Уфа, 2001 – 224 с.
|
3.
|
Фазлыева Р.М., Тимербулатов В.М. Болезни органов пищеварения: Руководство для студентов. – Уфа, 2002 – 112с.
|
4.
|
Фазлыева Р.М. , Терегулова З.С. Болезни почек и профессиональные болезни: Руководство для студентов. – Уфа, 2001 – 200с.
|
5.
|
Внутренние болезни: Учебник: В 2 т. / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А.Мухина, В.С.Моисеева, А.С.Галявича – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- Т.1.- 600с.
|
6.
|
Внутренние болезни: Учебник: в 2-х т. /Под ред. А.И.Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- т.П.- 648 с.
|
7.
|
Терапия : пер. с англ. доп.// гл. ред. А.Г.Чучалин - М.: ГЭОТАР, 1996. 1024 с.
|
8.
|
Диагностика и лечение внутренних болезней. Руководство для врачей в 3-х томах /Под ред. Ф.И. Комарова.- М.: Медицина, 1996.
|
9.
|
^
|
10.
|
Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Практ. руководство: В 3 т. – Минск, 1997-1999. – Т.1,2,3.
|
11.
|
Спутник терапевта /под ред. Ю.Р.Ковалева. – СПб, 1999. – 528с.
|
12.
|
Гребнев А. Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник 4-е изд. М., Медицина. 1995. 592 с.
|
13.
|
Милькаманович В. К. Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней. Минск, 1995. 664 с.
|
14.
|
Терапевтический справочник вашингтонского университета - Пер. с англ. /Под. Ред. М. Вудли, А. Уэллан. М., Практика. 1995. 831с.
|
15.
|
Внутренние болезни (справочник) В 10 кн.: Пер. с англ. /Под ред. Т. Р. Харрисон. М., Медицина. 1993-1997.
|
16.
|
Внутренние болезни /Е. М. Тареев, А. В. Сумароков, Н. А. Мухин и др. Под. ред. А. В. Сумарокова. М., Медицина. 1993. 640 с.
|
17.
|
Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. Пер. с нем./ Под ред. Е. М. Тареева., М. 1997. 795 с.
|
18.
|
Бейлор Р Б. Трудный диагноз. Пер. с англ. В 2 т., 2-е изд. М., Медицина. 1995. 624 с.
|
Дополнительная литература
по разделам дисциплины “Внутренние болезни”
^
1.
|
Болезни органов дыхания / Под ред. Н.Р. Палеева. М.: Медицина, 2000.- 728 с.
|
2.
|
Федосеев Г.Б. Механизмы обструкции бронхов.- С.-Пб., 1996 333 с.
|
3.
|
Новиков Д. К., Доценко Э. А., Новикова В. И. Аллергическая и псевдоаллергическая бронхиальная астма. Москва - Витебск, 1997. 330 с.
|
4.
|
Бронхиальная астма /Библиотека врача общей практики под ред. Г. Б. Федосеева, С.-Пб, 1996. 426 с.
|
5.
|
Дуков Л. Г., Борохов А. И. Диагностика и лечение болезней органов дыхания в аспектах диагностических и лечебно-тактических ошибок. 3-е изд. Смоленск, 1996. 544 с.
|
6.
|
Чучалин А.Г, Синопальников А.И., Чернеховская Н.Е.Пневмония. М.: Экономика и информатика, 2002. 480 с.
|
7.
|
Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких – М.:ЗАО “Издательство БИНОМ”, 1999. 512 с.
|
8.
|
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы/ Под ред. Чучалина А.Г.-М.: Изд-во ‘’ Атмосфера”, 2002.-160 с.
|
9.
|
Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких (взрослое население).М.,1999. – 32 с.
|
10
|
Бронхиальная астма. Под ред. А.Г.Чучалина: В 2 т. – М.: Агар, 1997.
|
^
1.
|
В.Сумароков, В.С.Моисеев. Клиническая кардиология /Руководство для врачей/. - М.:Универсум-Паблиш, 1995
|
2.
|
Практическая кардиология / Под ред. В.В. Горбачёва в 2-х т. – Минск. 1997.
|
3.
|
Фазлыева Р.М. Панченко В.М. Воспалительные и дистрофические заболевания сердца.– Уфа, - изд-во БГМУ, 1998.-204с.
|
4.
|
Фазлыева Р.М. Панченко В.М. Избранные вопросы в кардиологии – Уфа, - изд-во РИО ГУП «Иммунопрепарат», 1998.-196с.
|
5.
|
Мешков А. П. Аритмии сердца, диагностика и лечение. Н. Новгород. 1996. 134 с.
|
6.
|
Справочник по ревматологии /Под ред. В. А. Насоновой. 3-е изд. М., Медицина. 1995. 272 с.
|
7.
|
Мурашко В. В., Струтынский А. В. Электрокардиография: Учебное пособие. .3-е изд., М. 1998. 313 с.
|
8.
|
Сыркин А.Л. Инфаркт миокарда.- 2-е изд.,-М.: ООО”МИА”,1998.-398 с.
|
9.
|
Горбачев В.В. Недостаточность кровообращения. Мн.: Выш. шк.,1999. 590 с.
|
10.
|
Кардиология в таблицах и схемах. / Под ред. М. Фрида и С. Грайнс. Пер. с англ. М., Практика, 1996. 736 с.
|
11.
|
Циммерман Ф.Клиническая электрокардиография. – М.: Восточная Книжная Компания, 1997. – 448 с.
|
13.
|
Фуксин В. В. Неотложная кардиология. М., БИНОМ, 1997. 469 с.
|
Заболевания органов пищеварения
1.
|
Григорьев П.Я., Яковенко А.В. Клиническая гастроэнтерология: Учебник. М.:МИА, 1998. 647 с.
|
2.
|
Язвенная болезнь (учебное пособие для врачей). Минушкин О.Н., Зверков И.В., Елизаветина Г.А., Масловский Л.В. М., 1995. 152 с.
|
3.
|
Подымова С.Д. Болезни печени. М.: Медицина,1999.
|
4.
|
Григорьев, Э.П.Яковенко. Диагностика и лечение болезней органов пищеварения. Руководство. С-Пб.,1997.-512 с.
|
5.
|
Гастроэнтерология: пер. с англ./ Под ред. С.П.Л.Трэвиса и др. М.: Мед. лит., 2002. 640 с.
|
6.
|
Руководство по гастроэнтерологии: В 3 т. /Под ред. Ф. И. Комарова, А. Л. Гребнева. М., Медицина. 1995.
|
Болезни почек
1.
|
Нефрология/ Под ред. И.Е.Тареевой. в 2-х т. М.: Медицина, 1995.
|
2.
|
Мухин Н.А., Тареева И.Е. Диагностика и лечение болезней почек. М.: Медицина, 1985. 230 с.
|
^
1.
|
Основы клинической гематологии. Справочное пособие/Ермолаев С.Ю.,Курдыбайло Ф.В.,Радченко В.Г.,Рукавицин О.А.,Шилова Е.Р. С.Пб.,Изд-во “Диалект”, 2003. 304с.
|
2.
|
Руководство по гематологии. /Под ред. А.И. Воробьева. В 2 т., 2-е изд. М., Медицина. 1981.
|
3.
|
Исследование системы крови в клинической практике /Под ред. Г. И. Козинца, В. А. Макарова. М., “Триада-х”, 1997. 480 с.
|
4.
|
Баркаган З. С. Геморрагические заболевания и синдромы. 2-е изд. М., 1988. 505 с.э
|
5.
|
Практическая трансфузиология /Под ред. Г. И. Козинца. М., 1997. 435 с.
|
6.
|
Лычев В. Г. Диагностика и лечение диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови. М., Медицина. 1998. 187 с.
|
7.
|
Мирсаева Г.Х, Авзалетдинова А.Р., Фазлыева Р.М. Патология системы гемостаза при геморрагической лихорадке с почечным синдромом.– Уфа, - изд-во БГМУ, 2002.-202с.
|
Диффузные заболевания соединительной ткани
1.
|
Насонова В.А.,Астапенко М.Г.Клиническая ревматология.-М.: Медицина,1989.
|
2.
|
Болезни суставов: диагностика и лечение / Под ред. А.П. Мешкова, Н. Новгород, 1994.
|
Инфекционные болезни
1.
|
Справочник по инфекционным болезням /Под ред. Ю. В. Лобзина, А. П. Казанцева. СП., 1997. 732 с.
|
2.
|
Сиротин Б. З. Геморрагическая лихорадка с почечным синдрмом. Хабаровск, 1994. 280 с.
|
. 3
|
Фазлыева Р. М., Хунафина Д. Х., Камилов Ф. Х. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом в республике Башкортостан. Уфа, 1995. 224 с.
|
4.
|
Мирсаева Г.Х., Фазлыева Р.М., Камилов Ф.Х. Патогенез и лечение геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
– Уфа, - изд-во БГМУ, 2000.-234с
|
5.
|
Ибрагимова Л.А., Фазлыева Р.М., Камилов Ф.Х., Мирсаева Г.Х.Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: вопросы патогенеза и диагностики. – Уфа, - изд-во БГМУ, 2002.-80с.
|
^
11.
|
Производственная практика по терапии
«Помощник врача терапевтического стационара»
|
Методическое пособие для студентов медицинского факультета НИУ «Белгородский государственный университет», обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»
|
Корнелюк И.В.
Афанасьев Ю.И.
|
12.
|
Производственная практика по терапии
«Помощник врача терапевтического стационара»
|
Методическое пособие для преподавателей - руководителей медицинского факультета НИУ «Белгородский государственный университет», обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»
|
Корнелюк И.В.
Афанасьев Ю.И.
|
^
Региональный компонент ГОС ВПО дисциплины “Внутренние болезни” у студентов IV курса медицинского факультета отражает влияние неблагоприятных экологических факторов в Белгородской области, на развитие и течение заболеваний внутренних органов, значение местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных и др.:
№ п/п
|
Темы и разделы дисциплины
|
Содержание регионального компонента
|
2.
|
Хронический бронхит
|
Роль неблагоприятных экологических факторов (выбросы горнообогатительных комбинатов, выхлопы автомобильного транспорта) в развитии болезни – повреждающее действие экологических факторов на слизистую оболочку бронхов, подавление общей и местной иммунологической реактивности организма и др. Роль местных курортов в лечении и реабилитации больных.
|
3
|
Бронхиальная астма
|
Роль неблагоприятных экологических факторов (выбросы горнообогатительных комбинатов, выхлопы автомобильного транспорта) в развитии аллергизации населения. Роль местных курортов в лечении и реабилитации больных.
|
4.
|
Ревматизм. Приобретенные пороки сердца
|
Роль местных профилированных санаториев в комплексном лечении и реабилитации больных.
|
5.
|
Гипертоническая болезнь
|
Влияние урбанистических факторов на развитие и течение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Роль местных профилированных санаториев в комплексном лечении больных.
|
6.
|
Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда.
|
Влияние урбанистических факторов на развитие и течение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Метаболические предпосылки возникновения и особенностей течения ИБС в экологически неблагополучном регионе (экзотоксиканты, диспротеинемии, особенности питания в регионе и др.). Роль местных профилированных санаториев в лечении и реабилитации больных.
|
7.
|
Хронический гастрит.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
|
Влияние экзотоксикантов на возникновение патологии желудка, урбанистических факторов - на развитие и течение язвенной болезни. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.
|
8.
|
Хронический холецистит.
Хронический панкреатит
|
Влияние экзотоксикантов на возникновение патологии желчевыводящих путей. Особенности питания в регионе, предрасполагающие к патологии желчевыделения и поджелудочной железы. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.
|
9.
|
Хронический гепатит.
Циррозы печени
|
Значение факторов загрязнения окружающей среды в развитии заболеваний печени. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.
|
10.
|
Острый гломерулонефрит.
Хронический гломерулонефрит
|
Значение факторов загрязнения окружающей среды в развитии заболеваний почек. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.
|
|