Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело”





Скачать 0.5 Mb.
Название Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело”
страница 1/2
Дата 21.03.2013
Размер 0.5 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


СОГЛАСОВАНО

Декан медицинского факультета

профессор__________________

Н.И. Жернакова

“_____”_________ 2012 г.




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор________________________

В.Н. Ткачев

“____”________ 2012 г.



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Производственной практики “помощник врача стационара” по терапии

дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО”


Факультет

медицинский







Кафедра

Внутренних болезней №1







Курс

IV

Семестр

VIII

Выделено часов

104

Итоговый зачет

Студенческая конференция

3 часа

3 часа

Работа в стационаре

72 час.

Ночные дежурства

32 час.

Рабочая программа составлена проф. Ю.И. Афанасьевым, доц. И.В. Корнелюк_на основании типовой Программы по внутренним болезням для студентов высших медицинских учебных заведений ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Москва,1999), действующего учебного плана (Москва, 2000) с учетом требований Государственного образовательного стандарта ВПО по специальности “Лечебное дело” (2010) и Межкафедральной программы по экологическому образованию в медицинских и фармацевтических вузах (М., 2002).

Программа утверждена на заседании кафедры факультетской терапии “___”____________2012 г


Зав. кафедрой,

Профессор______________Ю.И. Афанасьев


Программа рекомендована для использования в учебном процессе

Белгород - 2012
^

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ





  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель проведения учебно-производственной практики в качестве помощника врача стационара

1.2. Задачи проведения учебно-производственной практики

1.3. Исходный уровень знаний и умений студента


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

    1. Объем в часах, сроки и место проведения учебно-производственной практики

    2. Тематический план семинаров, их содержание, объем в часах

    3. Перечень практических навыков и врачебных манипуляций, подлежащих освоению студентами

    4. Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов во время практики - предлагаемая тематика

    5. Научная студенческая конференция по итогам практики – предлагаемая тематика

    6. Итоговый зачет – сроки и формы проведения




  1. ^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная)

3.2. Перечень методических разработок для студентов и руководителей практики.

3.3. Учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов (СРС)

3.4. Региональный компонент программы



  1. ^ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (перечислить, что должен уметь студент после окончания учебно-производственной практики. Форма отчета о выполнении)



  1. ^ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ НАВЫКОВ В ХОДЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

( пакет тестовых заданий на выживаемость)


  1. ^ ПРОТОКОЛЫ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО – ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕРАПИИ С ДРУГИМИ КАФЕДРАМИ (ДИСЦИПЛИНАМИ)




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


С внедрением в образовательные программы фундаментальных нормативных документов – Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (2000) по специальностям “Лечебное дело” и “Педиатрия” и квалификационных характеристик выпускников вуза существенно повысились требования к уровню теоретической и практической подготовки специалистов. От умений и навыков, приобретенных на практических занятиях в клиниках и во время производственной практики, непосредственно зависит способность выпускника быстро и грамотно действовать при неотложных медицинских ситуациях.

Производственная практика студентов IV курса лечебного факультетf проводится в соответствии с учебным планом после окончания весенней экзаменационной сессии VIII семестра в качестве помощника врача стационара в терапевтических, хирургических и акушерских отделениях (родильном доме) городских и центральных районных больниц.

В качестве баз практики используются многопрофильные городские или центральные районные больницы с хорошо организованной высококвалифицированной врачебной помощью по основным врачебным специальностям широкого профиля. Продолжительность практики составляет 6 недель (36 рабочих дней) – по 2 недели в терапевтическом и хирургическом отделениях и родильном доме. Практическая работа студентов в каждом отделении слагается из ежедневной 6-часовой работы в стационаре и двух ночных дежурств.

Практикой руководят кафедры факультетской терапии, факультетской хирургии, акушерства и гинекологии.

Сроки проведения производственной практики, базы практики и вузовские руководители утверждаются приказом ректора университета.

Непосредственными базовыми руководителями практикой являются главный врач лечебно-профилактического учреждения и заведующие отделениями или опытные специалисты, которые назначаются приказом главного врача. Главный врач и ассистент БГМУ – руководитель практики составляют точный график работы студента в отделениях.

Во время производственной практики проходит проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в вузе, практическое ознакомление студентов с организацией лечебной помощи населению и условиями работы врача стационара, с основами организации здравоохранения и противоэпидемической работы.

Самостоятельная работа студентов с курируемыми больными в палатах и в лечебно - диагностических кабинетах под руководством руководителей практики способствует формированию клинического мышления, принципов медицинской этики и деонтологии. Студенты получают важные навыки ведения медицинской документации с учетом медико-экономических стандартов, знакомятся с порядком выписки, хранения, учета и назначения сильнодействующих и наркотических медикаментов, работой физиотерапевтического, патологоанатомического и других параклинических отделений.

Вместе с заведующим отделением студент должен провести 3-4 амбулаторных приема в поликлинике по отбору больных на госпитализацию, где знакомится с ведением медицинской документации (заполнение амбулаторных карт, правил выдачи больничных листов, направлений на КЭК и др.) и особенностями работы врача в поликлинике.

Во время практики студент знакомится с организацией терапевтической службы больницы (количество и профиль терапевтических отделений стационара, участковая служба поликлиники, аптека), с ее санитарным состоянием (водоснабжение, отопление, канализация), хозяйством (пищеблок, порядок снабжения продуктами, составление пищевой раскладки, транспорт, автоматизированная система управления, организация стирки и химчистки белья), с порядком приема и выписки больных (поступление, санитарная обработка, заполнение паспортной части медицинской карты, оформление больничного листа, составление выписок из истории болезни и т.д.), с внутренним распорядком больницы (организация труда персонала, распорядок дня, обслуживание, питание больных, состояние санитарно - просветительной работы), с бюджетом больницы и медицинской отчетностью.

Во время прохождения практики студенты выполняют правила внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения и подчиняются вузовскому и базовым руководителям практики.


^ 1.1. Цель проведения учебно-производственной практики в качестве помощника врача стационара по терапии

Цель производственной практики по терапии – проверка и закрепление знаний, полученных на кафедре факультетской терапии по дисциплине “внутренние болезни”, дальнейшее углубление и совершенствование приобретенных практических навыков, освоение новых навыков по диагностике и лечению заболеваний внутренних органов, в том числе по оказанию неотложной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни, а также ознакомление с организацией терапевтической службы многопрофильной больницы и условиями работы врача терапевтического стационара.

^ 1.2. Задачи проведения учебно-производственной практики по терапии

Основные задачи производственной практики по терапии:


1)закрепление навыков физикального обследования терапевтических больных;

2)закрепление умений постановки клинического диагноза и его обоснования на основе собранной информации о больном;

3)закрепление навыков составления плана обследования терапевтических больных и интерпретации его результатов;

4) закрепление навыков лечения и профилактики наиболее частых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях;

5)получение навыков оформления медицинской документации стационарного больного с учетом медико-экономических стандартов Республиканского фонда обязательного медицинского страхования (медицинских карт больных, выписок из истории болезни, оформление больничного листа);

6) знакомство с порядком выписки, хранения, учета и назначения сильнодействующих, наркотических и дорогостоящих препаратов;

7)знакомство с работой физиотерапевтического отделения, патологоанатомического и других параклинических отделений;

8) знакомство с организацией и проведением противоэпидемической и санитарно-просветительной работы среди населения;

9) закрепление основ врачебной деонтологии и медицинской этики.


1.3. Исходный уровень знаний и умений студента


^
К началу производственной практики по терапии студент IV курса лечебного факультета должен знать:

1.Этиологию, патогенез, клинику, методы диагностики и принципы лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов (пневмония, хронический бронхит, нагноительные заболевания легких, бронхиальная астма; ревматизм, митральные и аортальные пороки сердца, инфекционный эндокардит, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда; хроническая сердечная недостаточность; хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический холецистит, дискинезии желчевыводящих путей, хронический панкреатит, хронический гепатит, циррозы печени; острый и хронический гломерулонефрит; железодефицитная анемия).

2.Современные классификации вышеуказанных заболеваний внутренних органов.

3.Нормальные показатели лабораторно-инструментальных методов исследований, применяемых в клинике внутренних болезней.

4.Основные принципы работы врача - терапевта стационара (показания к стационарному лечению, схема оформления истории болезни, экспертиза временной нетрудоспособности).

5. Основы врачебной этики и деонтологии.

Используя вышеуказанные знания, студент IV курса должен уметь выполнять следующие виды деятельности:

^ I.Сбор и анализ информации о состоянии здоровья больного:

1. Производить расспрос пациента и его родственников: выявлять жалобы, собирать анамнез болезни и жизни, эпидемиологический анамнез.

2. Производить осмотр и физикальное исследование всех органов и систем больного.

3. Составить план его лабораторно-инструментального обследования.

4. Анализировать полученные результаты:

а) лабораторных исследований крови (общий анализ, биохимические и иммунологические исследования, посев крови, коагулограмма); мочи (общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому); мокроты (общий анализ, бактериологическое исследование); кала (общий анализ), содержимого желудка и 12-перстной кишки, полученного в результате зондирования;

б)эндоскопических методов исследования (эзофагогастродуоденоскопия, трахеобронхоскопия, колоноскопия);

в)рентгенологических исследований (рентгенография легких, брюшной полости, желудка, кишечника; томография органов грудной клетки, холецистография);

г) радионуклидных методов исследования печени;

д)ультразвуковых методов исследования сердца, печени и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, почек; компьютерной томографии органов брюшной полости;

е)ЭКГ, ФКГ, медикаментозных и физиологических электрокардиографических тестов, спирографии .

5. Сделать вывод о состоянии здоровья пациента, определить факторы риска возникновения заболеваний и основные патогенетические звенья.


^ II. Владение алгоритмом постановки клинического диагноза, назначение лечения и профилактических мероприятий при заболеваниях внутренних органов:

1. Сформулировать клинический диагноз по современным классификациям с выделением основного, сопутствующего заболевания и их осложнений.

2. Обосновать поставленный диагноз.

3.Провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями.

4.Назначить адекватное медикаментозное лечение (этиотропное, патогенетическое, симптоматическое), уметь выписать рецепты.

5. Назначить лечебное питание, физиотерапевтическое и санаторно-курортное лечение.

6. Определить меры общественной и личной профилактики.


III. Диагностика, оказание экстренной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах и определение тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях:

1.Острая остановка сердца (внезапная смерть), шок (гиповолемический, геморрагический, анафилактический, инфекционно-токсический, кардиогенный), острая дыхательная недостаточность, обусловленная астматическим статусом, массивной пневмонией, гидротораксом, пневмотораксом, тромбоэмболией легочной артерии; обморок, коллапс, ангинозный статус (кардиогенные боли), острая сердечная недостаточность (левожелудочковая, правожелудочковая), нарушения ритма и проводимости сердца (пароксизм мерцания и трепетания предсердий, приступ наджелудочковой и желудочковой тахикардии, приступ Морганьи- Эдемс- Стокса), гипертонический криз, острые аллергические реакции, легочные, желудочно-кишечные кровотечения; мозговой инсульт.

2. Выполнение следующих манипуляций: искусственная вентиляция легких простейшими методами, непрямой массаж сердца, фиксация языка, инфузионная терапия; измерение АД, определение группы крови и резус-фактора, инъекции (подкожные, внутримышечные, внутривенные), временная остановка кровотечения, промывание желудка и кишечника, снятие ЭКГ.


^ IV. Владение алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к врачу специалисту при следующих заболеваниях:

1. Абсцесс и гангрена легких, бронхоэктатическая болезнь, рак легких, туберкулез легких.

2. Прободная язва желудка и 12-перстной кишки, рубцовый пилоростеноз, пенетрирующая язва 12-типерстной кишки, рак желудка.

3.Холелитиаз, острый холецистит, острый панкреатит, опухоль поджелудочной железы, кишечная непроходимость, острый аппендицит.

4.Острый пиелонефрит, нефролитиаз, острая почечная недостаточность.

5. Нарушения мозгового кровообращения.

6. Острые инфекционные заболевания.

^ V. Проведение работы по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни:

Лекции и беседы с больными, выпуск санитарного бюллетеня и др.


^ VI. Самостоятельная работа с информацией:

Учебной, научной, справочной.


VII. Проведение НИР по проблемам внутренних болезней:


Составление обзора литературы, определение цели, задач исследования, проведение сбора фактического материала, его статистическая обработка и анализ; ведение дискуссии, выводы и предложения.


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ (В ЧАСАХ) УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА ВРАЧА СТАЦИОНАРА ПО ТЕРАПИИ


2.1. Объем в часах, сроки, место и порядок прохождения учебно-производственной практики



Всего – 110 часов

Работа в терапевтическом отделении стационара – 72 часа

Ночные дежурства (2) – 32 часа

Итоговый зачет – 3 часа

Итоговая научная студенческая конференция – 3 часа


Продолжительность производственной практики по терапии составляет 12 дней. Она включает ежедневную 6-часовую работу в стационаре (72 часа) и два ночных дежурства (32 часа) по больнице в качестве помощника дежурного врача.

В стационаре студент работает в качестве помощника палатного врача под руководством заведующего терапевтическим отделением, а так же вузовского руководителя – преподавателя кафедры факультетской терапии.

За период учебно-производственной практики студент 4 курса лечебного факультета должен выполнить определенный минимум работы, который предусмотрен планом, утвержденным на заседании отделения по учебно-производственной практике, ЦМК терапевтических дисциплин, координационном научно-методическом Совете БГМУ. Основными видами деятельности студента являются участие в семинарских занятиях, самостоятельная работа по курации больных под руководством руководителя практики и овладение практическими навыками.

Рабочий день студента начинается с утренней врачебной конференции, после которой он проводит ежедневный обход курируемых больных (5 - 8 больных) с заполнением дневников в медицинских картах и, по согласованию с лечащим врачом, листов назначений. Проводит первичное описание планово и экстренно поступивших больных, оформляет этапные и выписные эпикризы.

Под контролем лечащего врача и заведующего терапевтическим отделением студент принимает участие в оказании экстренной помощи больным при различных неотложных состояниях. Наблюдает терапевтических больных в реанимационном отделении стационара. Знакомится с порядком проведения первичной внутриведомственной экспертизы медицинской документации с учетом медико-экономических стандартов, порядком оформления и выдачи больничных листов и другой документации, с выпиской и хранением медикаментов.

Совместно с заведующим отделением студент участвует в отборе больных в поликлинике, нуждающихся в стационарном лечении, в консультациях и консилиумах терапевтических больных в других отделениях больницы. Сопровождает больного при обследовании или консультациях в других лечебных учреждениях. Во время амбулаторных приемов знакомится с ведением медицинской документации в поликлинике (заполнение амбулаторных карт, правил выдачи больничного листа и др.).

Во время производственной практики по терапии студент должен участвовать в рентгенологическом, ультразвуковом и других инструментальных и функциональных исследованиях курируемых больных, выполнять под руководством врачей лечебные и физиотерапевтические процедуры.

По плану отделения студент проводит санитарно-просветительную работу, направленную на профилактику заболеваний внутренних органов и формирование здорового образа жизни (индивидуальные беседы в палатах с курируемыми больными, проведение вечера вопросов и ответов во время дежурства, выпуск санитарного бюллетеня, чтение лекции перед аудиторией и др.).

Студент должен посещать врачебные научно-практические и патологоанатомические конференции, заседания городских и республиканских терапевтических обществ, участвовать в производственных совещаниях, присутствовать на патологоанатомических вскрытиях умерших больных.

Студент должен помнить и выполнять правила медицинской этики и деонтологии при общении с больными и их родственниками, медицинским персоналом больницы.

Выполнение всех указанных выше видов врачебной деятельности ежедневно отражается в дневнике производственной практики. Базовый и вузовский руководители практики обеспечивают студентов соответствующей документацией, осуществляют текущий контроль над оформлением дневников производственной практики и регистрацией объема выполненных манипуляций в книжках учета практических навыков.

По окончании практики заведующий отделением (руководитель практики по терапии) дает студенту письменную производственную характеристику, где указывает объем и качество проделанной работы, количество усвоенных практических навыков, характеризует дисциплинированность, аккуратность в работе, прилежание, соблюдение принципов деонтологии в работе с больными и младшим медицинским персоналом.

По итогам практики со студентами проводится собеседование (зачет) с оценкой степени усвоения практических навыков, в котором участвуют вузовский и базовый руководители практики. При этом могут быть использованы тестовый контроль знаний, демонстративное выполнение диагностических и лечебных манипуляций, решение ситуационных задач и другие контролирующие приемы. По результатам собеседования и практического экзамена студенту выставляется итоговая отметка по пятибалльной системе


^ 2.2.Тематический план семинаров, их содержание, объем в часах


Таблица 1.


^

Распределение рабочих часов практики





№№

Наименование разделов и тем


практики

Семинарское

занятие (час.)

СРС в клинике

(час.)

1.

Пневмония

2

4

2.

Хронический бронхит.

Нагноительные заболевания легких

2

4

3.

Бронхиальная астма

2

4

4.

Ревматизм.

Митральные пороки сердца Аортальные пороки сердца. Инфекционный эндокардит

2

4

5.

Атеросклероз. ИБС: Стенокардия

2

4

6.

ИБС. Инфаркт миокарда

2

4

7.

Гипертоническая болезнь. Хроническая сердечная недостаточность

2

4

8.

Хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

2

4

9.

Хронический холецистит. Дискинезии желчевыводящих путей. Хронический панкреатит

2

4

10.

Хронический гепатит. Циррозы печени

2

4

11.

Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит

2

4

10.

Железодефицитная анемия

2

4

14.

Работа в приемном и реанимационном отделениях терапевтического стационара в качестве помощника дежурного врача, обход тяжелых больных, оказание экстренной помощи при неотложных ситуациях

-

32

15.

Итоговый зачет по результатам практики

3

-

16.

Участие в итоговой научной студенческой конференции

3

-




Итого:

110 часов



Таблица 2


№№
^

Содержание семинарских занятий и СРС под руководством преподавателя практики










^

Наименование

разделов

и тем практики





Целевые задачи




1.

Пневмония

Закрепление навыков физикального обследования больных с П., приобретение навыков врачебного мышления.

Закрепление навыков работы в кабинетах функциональной диагностики, физиотерапии, лабораториях, R-кабинете при обследовании больных. Формулировка диагноза по современной классификации. Знакомство с принципами оказания помощи тяжелым больным в отделении интенсивной терапии, участие в купировании неотложных состояний. Составление плана обследования и лечения больного с П. (медикаментозного, физиотерапевтического) с учетом клинической формы заболевания.





2.

Хронический

бронхит.

Нагноительные заболевания легких

Закрепление навыков физикального обследования больных с ХБ и НЗЛ, интерпретации результатов дополнительных исследований, получение навыков установления диагноза ХБ и НЗЛ, составления плана обследования и лечения с учетом клинической формы заболеваний.





3.

Бронхиальная астма

Закрепление навыков физикального обследования больных с БА, приобретение навыков клинического мышления при постановке клинического диагноза, умение интерпретации дополнительных данных (R-граммы легких, спирограммы, анализов крови, мокроты, оказания неотложной помощи при приступе удушья и астматическом статусе.





4.

Ревматизм.

Митральные пороки сердца Аортальные пороки сердца. Инфекционный эндокардит

Закрепление навыков физикального обследования больных с Р и ИЭ, умения интерпретации клинических данных с выделением больших, малых и дополнительных диагностических критериев Р, назначения лечения больным Р и ИЭ, мер вторичной профилактики.

Закрепление навыков физикального распознавания МПС и АПС, аускультации характерных для каждого порока шумов, интерпретации данных ЭКГ, ФКГ и Эхо КГ, R- графии сердца. Формирование навыков постановки клинического диагноза ПС. Участие в оказании врачебной помощи при сердечной астме, отеке легких, нарушениях ритма сердца и других осложнениях пороков.






5.

Атеросклероз. ИБС: Стенокардия

Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, трактовки анализов крови, ЭКГ. Формирование умений в диагностике стенокардии, назначении необходимого обследования, оказания помощи при приступе стенокардии и адекватного лечения в межприступном периоде.





6.

ИБС. Инфаркт миокарда

Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с ИБС, формирование навыков клинической диагностики ИМ, трактовки ЭКГ при ИМ, анализов крови, умений диагностировать неотложные ситуации при ИМ и оказывать адекватную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах назначать лечение больному ИМ в разных периодах. Знакомство с принципами интенсивного лечения ИМ в отделении интенсивной терапии стационара и с принципами реабилитации больных.





7.

Гипертоническая болезнь. Хроническая сердечная недостаточность

Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с ГБ и ХСН, интерпретации ЭКГ, РЭГ, Эхо КГ. Приобретение умений диагностировать ГБ и ХСН, оформлять диагноз по современным классификациям, оказывать неотложную помощь при гипертонических кризах, сердечной астме, отеке легких и других осложнениях.






8.

Хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

Закрепление навыков физикального обследования органов брюшной полости, участия в диагностических, эндоскопических манипуляциях. Формирование навыков диагностики ХГ и ЯБ, интерпретации результатов дополнительных исследований, составления плана лечения курируемого больного.





9.

Хронический холецистит. Дискинезии желчевыводящих путей. Хронический панкреатит

Закрепление навыков расспроса и физикального обследования больных с патологией желчевыводящей системы и поджелудочной железы. Определение болевых точек и симптомов желчного пузыря. Участие в дуоденальном зондировании и лабораторном исследовании желчи больных, УЗИ органов брюшной полости. Интерпретация результатов дополнительных исследований. Формулировка диагноза. Формирование навыков диагностики ХХ и ДЖВП, ХП, рационального обследования и лечения.


4




10.

Хронический гепатит. Циррозы печени

Закрепление навыков опроса и физикального обследования больных с хроническими заболеваниями печени, работа в диагностических кабинетах, участие в диагностических манипуляциях, составление плана обследования и лечения.


4

1




11.

Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит

Закрепление врачебных навыков обследования больных с патологией почек, умений трактовки результатов дополнительных исследований, формирование умений диагностики ОГН и ХГН, их осложнений, оказания помощи при осложнениях, назначение базисного лечения, санаторно-курортного лечения.





10.

Железодефицитная анемия

Закрепление методов обследования терапевтического больного, трактовки общего анализа крови, формирование умений диагностики ЖДА, уточнение ее причин, составления плана обследования и лечения современными препаратами железа.





14.

Дежурство по стационару в качестве помощника дежурного врача

Работа в приемном и реанимационном отделениях терапевтического стационара в качестве помощника дежурного врача, обход тяжелых больных, оказание экстренной помощи при неотложных ситуациях





15.

Итоговый зачет по результатам практики

Итоговое тестирование, демонстрация практических навыков, собеседование по итогам практики





16.

Участие в итоговой научной студенческой конференции

Выступление по материалам проведенных научных разработок во время практики







    1. ^ Перечень практических навыков, подлежащих освоению студентами во время практики



п/п

Наименование навыков

Минимальное количество

1

Клиническое обследование больных

(сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия и

аускультация) с патологией:







- органов дыхания

5




- сердечно-сосудистой системы

8




- желудочно-кишечного тракта

5




- почек

3




- соединительной ткани

2




- крови

2

2

Интерпретация данных лабораторных и инструментальных исследований:







- общего анализа крови

25




-общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко

25




- биохимических исследований крови (ревмотесты, почечные и печеночные пробы)

25




- коагулограммы

5




- электролитов крови

2




- сахара крови, амилазы крови, диастазы мочи

5




- анализов мокроты: общего, на ВК, атипичные клетки, микрофлору и ее чувствительность к антибиотикам

5




- копрограммы

5




- рентгенограммы органов грудной клетки

20




- ЭКГ, ФКГ, ЭХО КГ

10




-данных УЗИ (ультразвукового сканирования) органов брюшной полости

5




- дуоденального и желудочного зондирования

5




-фиброгастроскопии, колоноскопии, бронхоскопии, бронхографии

5




- спирографии

4




- абдоминальной и плевральной пункции

2

3

Назначение лечебных мероприятий:







- режима и диетпитания

10




-лекарственных препаратов с рецептурными прописями

30




-направление на физиотерапевтические процедуры и ЛФК

20

4

Дежурство в стационаре

2

5

Беседы с больными на санитарно-просветительные темы

2

6

Оказание неотложной помощи при следующих состояниях:







- анафилактический шок и другие острые аллер гические реакции

1




- кардиогенный шок и шоки другого генеза

1




- пароксизмальные нарушения ритма сердца

1




- стенокардия и инфаркт миокарда

1




- сердечная астма

1




- острый отек легких

1




- гипертонический криз

1




- гастродуоденальное и легочное кровотечения

1




- острая почечная и печеночная недостаточность

1




- бронхиальная астма (приступ, статус)

1




- трансфузионные осложнения

1




- обморок, коллапс

1




- гипертермия

1




- проведение реанимационных мероприятий при внезапной смерти больного

1

9

Оформление медицинской карты стационарного больного

10



^ Перечень врачебных манипуляций, которые студенты должны освоить или закрепить во время производственной практики


  1. Выполнение подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций.

  2. Проведение инфузионной терапии.

  3. Съемка и расшифровка ЭКГ.

  4. Наружный массаж сердца.

  5. Искусственная вентиляция легких простейшими методами и портативными ручными аппаратами, фиксация языка.

  6. Плевральная пункция (принимать участие).

  7. Дуоденальное зондирование.

  8. Промывание желудка и кишечника.

  9. Пальцевое исследование прямой кишки.

  10. Измерение артериального давления.

  11. Определение группы крови и резус-фактора.

  12. Определение сахара крови и мочи с помощью индикаторных полосок.

  13. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.

14. Временная (жгут, повязка, тампонада) остановка кровотечения



    1. Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов во время практики –

предлагаемая тематика


УИРС

С целью углубления знаний по различным разделам внутренних болезней и приобретения дополнительных практических навыков во время производственной практики студент занимается УИРС. Рекомендуются следующие формы УИРС:

  1. Составление рефератов по материалам новейшей медицинской литературы.

  2. Составление текста научно-популярных лекций и бесед для населения по предупреждению заболеваний внутренних органов и пропаганде здорового образа жизни.

  3. Выпуск санитарных бюллетеней.

  4. Углубление навыков ЭКГ-диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы во время работы в отделении функциональной диагностики.

  5. Перевод иностранных аннотаций новых лекарственных препаратов.

  6. Закрепление навыков работы на ЭВМ. Знакомство с АСУ лечебно-профилактических учреждений.

7.Оформление стендов, альбомов и других наглядных пособий, видеозаписей лечебных и диагностических процедур и т.д.


    1. ^ Итоговый зачет – сроки и формы проведения


Проводится по окончании практики и включает три этапа: тестирование, демонстрация практических навыков, собеседование. Сроки, место и состав комиссии по приему зачета регламентируются приказом руководителя практики – главным врачом ЛПУ по согласованию с вузовским руководителем практики.

Рекомендуемый набор тестовых заданий прилагается к рабочей программе. Уровень усвоения практических навыков оценивается при курации больных и оказании им неотложной помощи. Примерные вопросы для проведения итогового собеседования приведены ниже:



  1. Структура терапевтической службы в районе практики.

  2. Правила заполнения медицинской документации на терапевтического больного.

  3. Основные показатели работы терапевтического отделения.

  4. План обследования больных с различными заболеваниями внутренних органов.

  5. Показания для плановой и экстренной госпитализации больных терапевтического профиля.

  6. План лечения больных с заболеваниями внутренних органов (выписать рецепты).

  7. Принципы оказания экстренной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах при различных неотложных состояниях (острая сердечная и сосудистая недостаточность, острая дыхательная недостаточность, астматический статус, гипертонические кризы, кардиогенные боли, боли в животе различного генеза, пароксизмальные нарушения сердечного ритма и проводимости, внезапная смерть, кровотечения; острые аллергические реакции, инфекционно-токсический и другие виды шока).




  1. ^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


3.1. Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная)


Основная учебная литература:




Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник.- 4-е изд. – М.: Медицина, 1999. – 592с.: ил.



Дополнительная учебная литература:


1.

Болезни органов дыхания: Руководство для студентов/Под ред. Р.М.Фазлыевой, З.С.Терегуловой. Ч.I. –Уфа: Изд-во Здравоохранение Башкортостана, 2003. – 335 с.

2.

Фазлыева Р.М.,.Давлетшин Р.А, Панченко В.П.. Болезни органов кровообращения: Руководство для студентов. – Москва – Уфа, 2001 – 224 с.

3.

Фазлыева Р.М., Тимербулатов В.М. Болезни органов пищеварения: Руководство для студентов. – Уфа, 2002 – 112с.

4.

Фазлыева Р.М. , Терегулова З.С. Болезни почек и профессиональные болезни: Руководство для студентов. – Уфа, 2001 – 200с.

5.

Внутренние болезни: Учебник: В 2 т. / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А.Мухина, В.С.Моисеева, А.С.Галявича – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- Т.1.- 600с.

6.

Внутренние болезни: Учебник: в 2-х т. /Под ред. А.И.Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- т.П.- 648 с.

7.

Терапия : пер. с англ. доп.// гл. ред. А.Г.Чучалин - М.: ГЭОТАР, 1996. 1024 с.

8.

Диагностика и лечение внутренних болезней. Руководство для врачей в 3-х томах /Под ред. Ф.И. Комарова.- М.: Медицина, 1996.

9.
^
Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: Практ. руководство: В 8 т. – Минск, 2000- 2004.

10.

Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Практ. руководство: В 3 т. – Минск, 1997-1999. – Т.1,2,3.

11.

Спутник терапевта /под ред. Ю.Р.Ковалева. – СПб, 1999. – 528с.

12.

Гребнев А. Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник  4-е изд.  М., Медицина.  1995.  592 с.

13.

Милькаманович В. К. Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней.  Минск, 1995.  664 с.

14.

Терапевтический справочник вашингтонского университета - Пер. с англ. /Под. Ред. М. Вудли, А. Уэллан.  М., Практика.  1995.  831с.

15.

Внутренние болезни (справочник) В 10 кн.: Пер. с англ. /Под ред. Т. Р. Харрисон. М., Медицина.  1993-1997.

16.

Внутренние болезни /Е. М. Тареев, А. В. Сумароков, Н. А. Мухин и др. Под. ред. А. В. Сумарокова.  М., Медицина.  1993.  640 с.

17.

Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. Пер. с нем./ Под ред. Е. М. Тареева., М.  1997.  795 с.

18.

Бейлор Р Б. Трудный диагноз. Пер. с англ. В 2 т., 2-е изд.  М., Медицина.  1995.  624 с.


Дополнительная литература

по разделам дисциплины “Внутренние болезни”

^

Заболевания органов дыхания


1.

Болезни органов дыхания / Под ред. Н.Р. Палеева.  М.: Медицина, 2000.- 728 с.

2.

Федосеев Г.Б. Механизмы обструкции бронхов.- С.-Пб., 1996  333 с.

3.

Новиков Д. К., Доценко Э. А., Новикова В. И. Аллергическая и псевдоаллергическая бронхиальная астма.  Москва - Витебск, 1997. 330 с.

4.

Бронхиальная астма /Библиотека врача общей практики под ред. Г. Б. Федосеева, С.-Пб, 1996.  426 с.

5.

Дуков Л. Г., Борохов А. И. Диагностика и лечение болезней органов дыхания в аспектах диагностических и лечебно-тактических ошибок. 3-е изд.  Смоленск, 1996.  544 с.

6.

Чучалин А.Г, Синопальников А.И., Чернеховская Н.Е.Пневмония.  М.: Экономика и информатика, 2002.  480 с.

7.

Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких – М.:ЗАО “Издательство БИНОМ”, 1999.  512 с.

8.

Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы/ Под ред. Чучалина А.Г.-М.: Изд-во ‘’ Атмосфера”, 2002.-160 с.

9.

Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких (взрослое население).М.,1999. – 32 с.

10

Бронхиальная астма. Под ред. А.Г.Чучалина: В 2 т. – М.: Агар, 1997.


^

Заболевания органов кровообращения


1.

В.Сумароков, В.С.Моисеев. Клиническая кардиология /Руководство для врачей/. - М.:Универсум-Паблиш, 1995

2.

Практическая кардиология / Под ред. В.В. Горбачёва в 2-х т. – Минск. 1997.

3.

Фазлыева Р.М. Панченко В.М. Воспалительные и дистрофические заболевания сердца.– Уфа, - изд-во БГМУ, 1998.-204с.

4.

Фазлыева Р.М. Панченко В.М. Избранные вопросы в кардиологии – Уфа, - изд-во РИО ГУП «Иммунопрепарат», 1998.-196с.

5.

Мешков А. П. Аритмии сердца, диагностика и лечение.  Н. Новгород.  1996.  134 с.

6.

Справочник по ревматологии /Под ред. В. А. Насоновой. 3-е изд.  М., Медицина.  1995. 272 с.

7.

Мурашко В. В., Струтынский А. В. Электрокардиография: Учебное пособие..3-е изд., М.  1998.  313 с.

8.

Сыркин А.Л. Инфаркт миокарда.- 2-е изд.,-М.: ООО”МИА”,1998.-398 с.

9.

Горбачев В.В. Недостаточность кровообращения.  Мн.: Выш. шк.,1999.  590 с.

10.

Кардиология в таблицах и схемах. / Под ред. М. Фрида и С. Грайнс. Пер. с англ. М., Практика, 1996. 736 с.

11.

Циммерман Ф.Клиническая электрокардиография. М.: Восточная Книжная Компания, 1997. 448 с.

13.

Фуксин В. В. Неотложная кардиология.  М., БИНОМ, 1997.  469 с.


Заболевания органов пищеварения

1.

Григорьев П.Я., Яковенко А.В. Клиническая гастроэнтерология: Учебник.  М.:МИА, 1998.  647 с.

2.

Язвенная болезнь (учебное пособие для врачей). Минушкин О.Н., Зверков И.В., Елизаветина Г.А., Масловский Л.В.  М., 1995.  152 с.

3.

Подымова С.Д. Болезни печени.  М.: Медицина,1999.

4.

Григорьев, Э.П.Яковенко. Диагностика и лечение болезней органов пищеварения. Руководство.  С-Пб.,1997.-512 с.

5.

Гастроэнтерология: пер. с англ./ Под ред. С.П.Л.Трэвиса и др. М.: Мед. лит., 2002.  640 с.

6.

Руководство по гастроэнтерологии: В 3 т. /Под ред. Ф. И. Комарова, А. Л. Гребнева.  М., Медицина.  1995.


Болезни почек



1.

Нефрология/ Под ред. И.Е.Тареевой. в 2-х т. М.: Медицина, 1995.

2.

Мухин Н.А., Тареева И.Е. Диагностика и лечение болезней почек.  М.: Медицина, 1985. 230 с.



^

Болезни системы крови




1.

Основы клинической гематологии. Справочное пособие/Ермолаев С.Ю.,Курдыбайло Ф.В.,Радченко В.Г.,Рукавицин О.А.,Шилова Е.Р.  С.Пб.,Изд-во “Диалект”, 2003.  304с.

2.

Руководство по гематологии. /Под ред. А.И. Воробьева. В 2 т., 2-е изд.  М., Медицина.  1981.

3.

Исследование системы крови в клинической практике /Под ред. Г. И. Козинца, В. А. Макарова.  М., “Триада-х”, 1997.  480 с.

4.

Баркаган З. С. Геморрагические заболевания и синдромы. 2-е изд.  М., 1988.  505 с.э

5.

Практическая трансфузиология /Под ред. Г. И. Козинца.  М., 1997.  435 с.

6.

Лычев В. Г. Диагностика и лечение диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови.  М., Медицина. 1998.  187 с.

7.

Мирсаева Г.Х, Авзалетдинова А.Р., Фазлыева Р.М. Патология системы гемостаза при геморрагической лихорадке с почечным синдромом.– Уфа, - изд-во БГМУ, 2002.-202с.



Диффузные заболевания соединительной ткани

1.

Насонова В.А.,Астапенко М.Г.Клиническая ревматология.-М.: Медицина,1989.

2.

Болезни суставов: диагностика и лечение / Под ред. А.П. Мешкова, Н. Новгород, 1994.


Инфекционные болезни


1.

Справочник по инфекционным болезням /Под ред. Ю. В. Лобзина, А. П. Казанцева. СП., 1997.  732 с.

2.

Сиротин Б. З. Геморрагическая лихорадка с почечным синдрмом.  Хабаровск, 1994.  280 с.

. 3

Фазлыева Р. М., Хунафина Д. Х., Камилов Ф. Х.  Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом в республике Башкортостан.  Уфа, 1995.  224 с.

4.

Мирсаева Г.Х., Фазлыева Р.М., Камилов Ф.Х. Патогенез и лечение геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

– Уфа, - изд-во БГМУ, 2000.-234с

5.

Ибрагимова Л.А., Фазлыева Р.М., Камилов Ф.Х., Мирсаева Г.Х.Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: вопросы патогенеза и диагностики. – Уфа, - изд-во БГМУ, 2002.-80с.


^ 3.2. Учебно-методические пособия для студентов и руководителей практики


11.

Производственная практика по терапии

«Помощник врача терапевтического стационара»


Методическое пособие для студентов медицинского факультета НИУ «Белгородский государственный университет», обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»


Корнелюк И.В.

Афанасьев Ю.И.


12.

Производственная практика по терапии

«Помощник врача терапевтического стационара»


Методическое пособие для преподавателей - руководителей медицинского факультета НИУ «Белгородский государственный университет», обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»


Корнелюк И.В.

Афанасьев Ю.И.





    1. ^ Региональный компонент программы


Региональный компонент ГОС ВПО дисциплины “Внутренние болезни” у студентов IV курса медицинского факультета отражает влияние неблагоприятных экологических факторов в Белгородской области, на развитие и течение заболеваний внутренних органов, значение местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных и др.:


п/п

Темы и разделы дисциплины

Содержание регионального компонента

2.

Хронический бронхит

Роль неблагоприятных экологических факторов (выбросы горнообогатительных комбинатов, выхлопы автомобильного транспорта) в развитии болезни – повреждающее действие экологических факторов на слизистую оболочку бронхов, подавление общей и местной иммунологической реактивности организма и др. Роль местных курортов в лечении и реабилитации больных.

3

Бронхиальная астма

Роль неблагоприятных экологических факторов (выбросы горнообогатительных комбинатов, выхлопы автомобильного транспорта) в развитии аллергизации населения. Роль местных курортов в лечении и реабилитации больных.

4.

Ревматизм. Приобретенные пороки сердца

Роль местных профилированных санаториев в комплексном лечении и реабилитации больных.

5.

Гипертоническая болезнь

Влияние урбанистических факторов на развитие и течение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Роль местных профилированных санаториев в комплексном лечении больных.

6.

Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда.

Влияние урбанистических факторов на развитие и течение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Метаболические предпосылки возникновения и особенностей течения ИБС в экологически неблагополучном регионе (экзотоксиканты, диспротеинемии, особенности питания в регионе и др.). Роль местных профилированных санаториев в лечении и реабилитации больных.

7.

Хронический гастрит.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Влияние экзотоксикантов на возникновение патологии желудка, урбанистических факторов - на развитие и течение язвенной болезни. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.

8.

Хронический холецистит.

Хронический панкреатит

Влияние экзотоксикантов на возникновение патологии желчевыводящих путей. Особенности питания в регионе, предрасполагающие к патологии желчевыделения и поджелудочной железы. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.

9.

Хронический гепатит.

Циррозы печени

Значение факторов загрязнения окружающей среды в развитии заболеваний печени. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.

10.

Острый гломерулонефрит.

Хронический гломерулонефрит

Значение факторов загрязнения окружающей среды в развитии заболеваний почек. Роль местных санаториев и курортов в лечении и реабилитации больных.
  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Рабочая программа по производственной практике Помощник врача стационара (акушерство и гинекология)

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Рабочая программа учебной дисциплины «внутренние болезни» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по дисциплине «Внутренние болезни»...
Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Рабочая программа по производственной практике «Помощник палатной и процедурной медсестры» для студентов

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке врача-лечебника по направлению 040100 лечебное

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Примерная программа производственной практики: помощник врача-стоматолога (гигиениста) Для студентов

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Примерная программа производственной практики помощник врача-стоматолога (ортопеда) Для студентов

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Примерная программа производственной практики помощник врача-стоматолога (детского) Для студентов

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Программа производственной практики по профилю специальности пм. 01. Диагностическая деятельность
Лечебное дело (углубленная подготовка) и положения об учебной и производственной практике студентов,...
Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Рабочая учебная программа по дисциплине «тропические болезни» для специальности «лечебное дело» факультета

Рабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело” icon Рабочая учебная программа по дисциплине внутренние болезни (факультетская терапия) для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы