Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми





Скачать 75.06 Kb.
Название Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми
Дата 25.03.2013
Размер 75.06 Kb.
Тип Документы
Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми


Рубцова А. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 компенсирующего вида

г. Мончегорск, Мурманская область


В работе коррекционного детского сада для детей с нарушением зрения одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса является индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Он означает необходимость учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Дети, которые воспитываются в нашем саду, имеют различные нарушения зрения: астигматизм, амблиопия, миопия, косоглазие, а также тяжелые нарушения зрения – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребенок, имеющий нарушение зрения (различной степени тяжести), приходит в наш детский сад, учитель-дефектолог должен, в первую очередь, представлять себе его индивидуальные возможности и особенности и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей детей с нормальным зрением.

Известно, что около 80% всей информации человек получает с помощью зрения, а при нарушении зрения возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушается быстрота, точность, координация, темп движений и т.д.). Среди слабовидящих детей отмечаются нарушения речи, снижение слуха, двигательной сферы, осязания. Следовательно, в коррекционной работе учителя-дефектолога определяющее значение имеет дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности детей с нарушениями зрения.

Дифференцированный подход к слабовидящим детям зависит от:

  • состояния зрения;

  • способов ориентации в познании окружающего мира;

  • применение специальных форм и методов работы со слабовидящими детьми;

  • специальных наглядных пособий;

  • офтальмогигиенических условий (ортоптика – аппаратное лечение, правильное освещение в группах и кабинетах ДОУ);

  • создание специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом способностей и потребностей ребенка.

Как и большинство моих коллег, я широко использую в своей работе классические индивидуальные занятия и занятия по подгруппам, т.к. они идеально обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Это очень важно в коррекционной работе, но кроме названных видов занятий, в последнее время я уделяю большое внимание интегрированным занятиям. В настоящее время интеграция является одним из путей, позволяющим достигнуть повышения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении и укреплении его здоровья.


Интегрированные занятия направлены на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов. Они развивают у детей коммуникативные умения, двигательную активность, познавательную активность, речь, пространственную ориентировку, мелкую и общую моторику, воображение, память, внимание. Способствуют развитию зрительного восприятия, стимулируют зрительную активность.

Считаю, что занятия, которые позволяют в игровой форме интегрировать различные образовательные сферы, более результативны, т.к.:

  • у детей возникает стремление заниматься разными видами деятельности;

  • у детей появляется желание пробовать свои силы в разных образовательных сферах;

  • у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности.

И последний, значимый пункт для компенсирующего дошкольного учреждения – проведение интегрированных занятий позволяет избежать перегрузки детей.

В разработке содержания интегрированных занятий большое внимание уделяю коррекции, упражнению, стимуляции и активизации зрения, за счет включения различных игр и упражнений, направленных на повышение остроты зрения, развития фиксации, глазодвигательных функций.

При проведении интегрированных занятий я соблюдаю принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку, который предусматривает:

1.зрительный диагноз ребенка.

Возрастная группа детей делится мною на несколько подгрупп в зависимости от степени тяжести нарушения зрения.

В первую подгруппу входят дети, которые при восприятии и ориентации пользуются осязательно-слуховым способом.

Вторая группа – частично видящие дети с остротой центрального зрения до 0,04, с коррекцией на лучше видящем глазу, при восприятии и ориентации пользуются зрительно – осязательно—слуховым способом.

Третья группа – слабовидящие дети с остротой центрального зрения 0,05 – 0,2 .ведущим в восприятии является зрительный анализатор.

 Учитель-дефектолог должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ребенка. Слабовидение или глубокое снижение зрения часто сопровождается дополнительными зрительными нарушениями, такими, как сужение периферического зрения, появление слепых пятен в поле зрения, высокая чувствительность к нормальной освещенности, трудности распознания цветов и контраста или комбинация этих нарушений. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.

2.Подбор специальных наглядных пособий, с учётом офтальмологических рекомендаций.


Наличие специальных дидактических пособий, рассчитанных на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие слепого и слабовидящего, важно на занятии – это тактильные книги и игры с объемными и рельефными изображениями.

Детям с гиперметропическим астигматизмом и амблиопией слабой степени с остротой зрения 0,5 и 0,3 необходимы пособия средних размеров без окантовки, цветовая гамма основных цветов и оттенков.

Детям с низкой остротой зрения необходимы: пособия средних и крупных размеров с окантовкой, цветовая гамма – насыщенная, яркая, разнообразная.

Ребенку с низкой остротой зрения и врожденным нистагмом предлагаются пособия крупных размеров с окантовкой в общем плане и фрагментарно, цветовая гамма яркая, насыщенная.

Дети со сходящимся косоглазием выполняют задания на подставке, угол которой 40 градусов.


3. Разработка заданий и упражнений разной степени сложности с учетом возраста, психофизических возможностей ребенка, уровня сформированности практических умений и навыков.


Подбирая задания и дидактические упражнения для занятия, я учитываю не только зрительные диагнозы детей, но и индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка, уровень развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире, а также уровень коммуникативной деятельности.

Таким образом, происходит ещё одно комплектование детей по подгруппам в зависимости от их уровня знаний, умений и навыков. Для каждой подгруппы детей дифференцировано подбираются коррекционные задания, упражнения и пособия.

Дети первой подгруппы имеют высокий уровень познавательных возможностей и к ним предъявляются более высокие требования. Они активны, проявляют большой интерес к занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагогов.

Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе заданий и упражнений в зависимости от продвинутости ребенка. Им необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку оказывается специфическая помощь, эти дети менее активны, задания выполняют значительно медленней, а допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют.

Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, т.к. скорость овладения знаниями замедленна, материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности. Такие дети не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, малоинициативны, замкнуты. Учитель-дефектолог на интегрированном занятии объединяет детей данной подгруппы в одном рабочем пространстве, для оказания индивидуальной помощи.

На интегрированных занятиях с элементами лепки, конструирования и аппликации учитель-дефектолог всегда рядом с детьми, которые имеют низкую остроту зрения, тяжелые нарушения зрения. Как правило, у данных детей слабо развита мелкая моторика рук, возникают трудности в вырезывании деталей, недостаточно развит зрительный анализ и синтез в конструировании, сложности, связанные с ориентировкой на микро-плоскости. На аппликации данным детям предлагаются детали крупных размеров, либо я рисую контур детали черным фломастером на листе, или же ребенок сам обводит по трафарету и вырезает деталь по контуру. Учитель-дефектолог направляет ребенка, определяет каждый этап выполняемой работы и контролирует правильное выкладывание деталей на плоскости. В процессе лепки у слабовидящих детей возникают трудности в познании видоизменения предложенного объекта, в таком случае учитель-дефектолог предлагает карточку-схему поэтапного выполнения работы.

На интегрированных занятиях с математикой – формирую у детей зрительные и осязательные способы восприятия предметов, важно научить слабовидящего ребенка соотносить плоскостные фигуры с объемными телами, сличать величину предметов путем наложения и приложения, тем самым, развивая глазомерные возможности детей. Выполняю с детьми упражнения на развитие зрительно-двигательной ориентировки в пространстве и задания на поиск предмета, такие задания благоприятно влияют на развитие зрительного восприятия слабовидящих детей. Речь учителя-дефектолога на занятиях должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что слабовидящий ребенок делает, рисует.

Такую словарную работу следует проводить обязательно, так как для многих слепых и слабовидящих характерен вербализм. Вербализм объясняется обедненностью опыта у детей с нарушениями зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально-словесно. Например, они не представляют, как восходит солнце, как парит в воздухе птица.

  Наиболее сложная проблема для слабовидящего ребенка - это ориентирование в пространстве. Работу по обучению ориентированию я провожу на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с тактильными книгами, планом, играми – лабиринтами, стрелопланом, фланелеграфом, на занятиях по рисованию, математике и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы: ориентироваться с помощью зрения, на слух, осязание и обоняние.

 Индивидуальный и дифференцированный подход учителя-дефектолога при обучении и коррекции нарушений зрения позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии слабовидящих детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у слабовидящих детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе интегрированных занятий.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога 1 сентября 2010 года в гоу д/с №448 было открыто

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Дифференцированный подход к комбинированному лечению рака прямой кишки (14. 12. 2009)

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Рекомендации по работе с гиперактивными детьми (шпаргалка для учителя)

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Особенности работы учителя с детьми, имеющими эмоциональные нарушения

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Клинико-функциональные аспекты артериальной гипертонии, осложненной сочетанной кардио-цереброваскулярной

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Дифференцированный подход к диагностике, профилактике и лечению фунциональных нарушений желудочно-кишечного

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon «Растем здоровыми» (из цикла занятий с детьми исследовательского проекта «Почему болеют дети») Воспитатель:
Нод с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Здоровье» на тему «Растем здоровыми»...
Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Булычева елена Анатольевна дифференцированный подход к разработке патогенетической терапии больных

Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми icon Дифференцированный подход к лечению плацентарной недостаточности при гиперпролактинемии 14. 00. 01
Выявить особенности течения беременности, родов и послеродового периода у женщин с гиперпролактинемией
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы