|
Скачать 75.06 Kb.
|
Индивидуально-дифференцированный подход учителя-дефектолога в системе интегрированных занятий со слабовидящими детьми Рубцова А. В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорск, Мурманская область В работе коррекционного детского сада для детей с нарушением зрения одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса является индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Он означает необходимость учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Дети, которые воспитываются в нашем саду, имеют различные нарушения зрения: астигматизм, амблиопия, миопия, косоглазие, а также тяжелые нарушения зрения – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребенок, имеющий нарушение зрения (различной степени тяжести), приходит в наш детский сад, учитель-дефектолог должен, в первую очередь, представлять себе его индивидуальные возможности и особенности и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей детей с нормальным зрением. Известно, что около 80% всей информации человек получает с помощью зрения, а при нарушении зрения возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушается быстрота, точность, координация, темп движений и т.д.). Среди слабовидящих детей отмечаются нарушения речи, снижение слуха, двигательной сферы, осязания. Следовательно, в коррекционной работе учителя-дефектолога определяющее значение имеет дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности детей с нарушениями зрения. Дифференцированный подход к слабовидящим детям зависит от:
Как и большинство моих коллег, я широко использую в своей работе классические индивидуальные занятия и занятия по подгруппам, т.к. они идеально обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Это очень важно в коррекционной работе, но кроме названных видов занятий, в последнее время я уделяю большое внимание интегрированным занятиям. В настоящее время интеграция является одним из путей, позволяющим достигнуть повышения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении и укреплении его здоровья. Интегрированные занятия направлены на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов. Они развивают у детей коммуникативные умения, двигательную активность, познавательную активность, речь, пространственную ориентировку, мелкую и общую моторику, воображение, память, внимание. Способствуют развитию зрительного восприятия, стимулируют зрительную активность. Считаю, что занятия, которые позволяют в игровой форме интегрировать различные образовательные сферы, более результативны, т.к.:
И последний, значимый пункт для компенсирующего дошкольного учреждения – проведение интегрированных занятий позволяет избежать перегрузки детей. В разработке содержания интегрированных занятий большое внимание уделяю коррекции, упражнению, стимуляции и активизации зрения, за счет включения различных игр и упражнений, направленных на повышение остроты зрения, развития фиксации, глазодвигательных функций. При проведении интегрированных занятий я соблюдаю принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку, который предусматривает: 1.зрительный диагноз ребенка. Возрастная группа детей делится мною на несколько подгрупп в зависимости от степени тяжести нарушения зрения. В первую подгруппу входят дети, которые при восприятии и ориентации пользуются осязательно-слуховым способом. Вторая группа – частично видящие дети с остротой центрального зрения до 0,04, с коррекцией на лучше видящем глазу, при восприятии и ориентации пользуются зрительно – осязательно—слуховым способом. Третья группа – слабовидящие дети с остротой центрального зрения 0,05 – 0,2 .ведущим в восприятии является зрительный анализатор. Учитель-дефектолог должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ребенка. Слабовидение или глубокое снижение зрения часто сопровождается дополнительными зрительными нарушениями, такими, как сужение периферического зрения, появление слепых пятен в поле зрения, высокая чувствительность к нормальной освещенности, трудности распознания цветов и контраста или комбинация этих нарушений. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение. 2.Подбор специальных наглядных пособий, с учётом офтальмологических рекомендаций. Наличие специальных дидактических пособий, рассчитанных на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие слепого и слабовидящего, важно на занятии – это тактильные книги и игры с объемными и рельефными изображениями. Детям с гиперметропическим астигматизмом и амблиопией слабой степени с остротой зрения 0,5 и 0,3 необходимы пособия средних размеров без окантовки, цветовая гамма основных цветов и оттенков. Детям с низкой остротой зрения необходимы: пособия средних и крупных размеров с окантовкой, цветовая гамма – насыщенная, яркая, разнообразная. Ребенку с низкой остротой зрения и врожденным нистагмом предлагаются пособия крупных размеров с окантовкой в общем плане и фрагментарно, цветовая гамма яркая, насыщенная. Дети со сходящимся косоглазием выполняют задания на подставке, угол которой 40 градусов. 3. Разработка заданий и упражнений разной степени сложности с учетом возраста, психофизических возможностей ребенка, уровня сформированности практических умений и навыков. Подбирая задания и дидактические упражнения для занятия, я учитываю не только зрительные диагнозы детей, но и индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка, уровень развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире, а также уровень коммуникативной деятельности. Таким образом, происходит ещё одно комплектование детей по подгруппам в зависимости от их уровня знаний, умений и навыков. Для каждой подгруппы детей дифференцировано подбираются коррекционные задания, упражнения и пособия. Дети первой подгруппы имеют высокий уровень познавательных возможностей и к ним предъявляются более высокие требования. Они активны, проявляют большой интерес к занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагогов. Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе заданий и упражнений в зависимости от продвинутости ребенка. Им необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку оказывается специфическая помощь, эти дети менее активны, задания выполняют значительно медленней, а допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют. Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, т.к. скорость овладения знаниями замедленна, материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности. Такие дети не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, малоинициативны, замкнуты. Учитель-дефектолог на интегрированном занятии объединяет детей данной подгруппы в одном рабочем пространстве, для оказания индивидуальной помощи. На интегрированных занятиях с элементами лепки, конструирования и аппликации учитель-дефектолог всегда рядом с детьми, которые имеют низкую остроту зрения, тяжелые нарушения зрения. Как правило, у данных детей слабо развита мелкая моторика рук, возникают трудности в вырезывании деталей, недостаточно развит зрительный анализ и синтез в конструировании, сложности, связанные с ориентировкой на микро-плоскости. На аппликации данным детям предлагаются детали крупных размеров, либо я рисую контур детали черным фломастером на листе, или же ребенок сам обводит по трафарету и вырезает деталь по контуру. Учитель-дефектолог направляет ребенка, определяет каждый этап выполняемой работы и контролирует правильное выкладывание деталей на плоскости. В процессе лепки у слабовидящих детей возникают трудности в познании видоизменения предложенного объекта, в таком случае учитель-дефектолог предлагает карточку-схему поэтапного выполнения работы. На интегрированных занятиях с математикой – формирую у детей зрительные и осязательные способы восприятия предметов, важно научить слабовидящего ребенка соотносить плоскостные фигуры с объемными телами, сличать величину предметов путем наложения и приложения, тем самым, развивая глазомерные возможности детей. Выполняю с детьми упражнения на развитие зрительно-двигательной ориентировки в пространстве и задания на поиск предмета, такие задания благоприятно влияют на развитие зрительного восприятия слабовидящих детей. Речь учителя-дефектолога на занятиях должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что слабовидящий ребенок делает, рисует. Такую словарную работу следует проводить обязательно, так как для многих слепых и слабовидящих характерен вербализм. Вербализм объясняется обедненностью опыта у детей с нарушениями зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально-словесно. Например, они не представляют, как восходит солнце, как парит в воздухе птица. Наиболее сложная проблема для слабовидящего ребенка - это ориентирование в пространстве. Работу по обучению ориентированию я провожу на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с тактильными книгами, планом, играми – лабиринтами, стрелопланом, фланелеграфом, на занятиях по рисованию, математике и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы: ориентироваться с помощью зрения, на слух, осязание и обоняние. Индивидуальный и дифференцированный подход учителя-дефектолога при обучении и коррекции нарушений зрения позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии слабовидящих детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у слабовидящих детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе интегрированных занятий. |