Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе,
Профессор Ярыгин Н.В.
____________________________
«___»___________________2011 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Клиническая психология»
для студентов дневного факультета клинической психологии
для специальности 030302 - «Клиническая психология».
^
Курс 2 Семестр 4
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология».
Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии
«____» ______________2011г., протокол № ______
Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология»
«___» _________ 2011 г., протокол № ______
^
Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота
Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета
(ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____
^ :
Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич
Цель и задачи дисциплины: освоение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-исследовательских работ в области клинической психологии, а также практической работы клинического психолога, связанной с психодиагностикой и психотерапией.
Инновационный аспект курса предусматривает конкретную ориентацию на формирование профессионального мировоззрения специалиста, работающего в сфере здравоохранения, а также возможностей творческой и конструктивной ориентации в современных меняющихся условиях.
Дисциплина обеспечивает формирование основной (базовой) компетентности студентов, предусматривает овладение знаниями для осуществления научной и практической психологической деятельности.
Дисциплина формирует коммуникативность студентов в виде развития навыков профессионального взаимодействия, осознавания пределов профессиональной компетенции, этических и правовых условий профессионального развития.
Дисциплина направлена на повышение нравственного и психолого-педагогического аспектов профессиональной деятельности.
^
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Общее представление о теоретико-методологических основах и практических задачах в клинической психологии.
Основные направления клинической психологии и тенденции их современного развития.
Патопсихология и нейропсихология: теоретические основы, методы и практическое значение.
Основные задачи и направления психологического изучения психосоматических явлений.
Психология аномального развития.
Понятие о неврозах.
Понятие о психотерапии, ее предмет и задачи.
Психодиагностика и экспертные (клинические) методы в ней.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
а) Студень должен знать и уметь использовать:
Вариабельность возможных подходов к пониманию психической нормы и патологии.
Основные методы патопсихологического исследования нарушений памяти, мышления и умственной работоспособности.
Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга и различных мозговых дисфункциях.
Методы коррекционно-педагогической работы с аномальными детьми.
Основные подходы и методы современной психотерапии в клинической психологии.
Методы диагностики функциональных и эмоциональных состояний, индивидуальных, ценностно-мотивационных и т.д. черт личности.
б) Студент должен иметь навыки:
Практического применения методов нейро- и патопсихологической диагностики.
Психологической диагностики аномалий психического развития у детей.
Психотерапевтической беседы как искусства общения.
Использования и интерпретации психодиагностических методик.
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
в) Студент должен иметь представление о:
Принципах организации психической деятельности.
Роли личностного фактора в генезе заболеваний, в предупреждении и лечении заболеваний.
Методах исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
Роли сознания и бессознательного в симптомогенезе.
Основных критериях выделения специфического и неспецифического подхода в психосоматике.
Внутренней картине болезни (ВКБ) как о сложном психосоматическом феномене.
Классификации, клиническом патоморфозе и диагностике неврозов.
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, введению в профессию, введению в общую психологию.
^
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
|
IV
|
|
90
|
|
|
90
|
Аудиторные занятия:
лекции
семинарские занятия (СЗ)
|
57
15
42
|
|
|
57
15
42
|
Самостоятельная работа (СР)
|
33
|
|
|
33
|
Формы текущего контроля
|
Тестовый контроль (письменная контрольная работа).
Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).
Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.
Предоставление рефератов, схем, выполненных студентом самостоятельно.
|
Вид итогового контроля
Зачет
Экзамен
|
|
|
|
+
|
-
^
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
|
Виды учебной работы
|
Количество часов
|
Всего
|
|
|
Лекции
|
СЗ
|
СР
|
|
1.
|
Предмет, структура и задачи клинической психологии. Мозговая организация психической деятельности. Развитие психики в норме и патологии.
|
1
|
5
|
4
|
6
|
2.
|
Патопсихология,
ее теоретические основы и актуальные проблемы.
|
2
|
5
|
4
|
8
|
3.
|
Нейропсихология: теоретические основы, методы и практическое значение.
|
2
|
5
|
4
|
8
|
4.
|
Психосоматика в системе междисциплинарных связей.
|
2
|
5
|
4
|
8
|
5.
|
Психология аномального развития.
|
2
|
5
|
4
|
8
|
6.
|
Базовые методы современной психотерапии в клинической психологии.
|
2
|
6
|
4
|
8
|
7.
|
Психодиагностика и экспертные методы в психодиагностике.
|
2
|
6
|
5
|
8
|
8.
|
Основные понятия зависимости в психологии и медицине.
|
2
|
5
|
4
|
8
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
15
|
42
|
33
|
90
|
4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Предмет, структура и задачи клинической психологии. Мозговая организация психической деятельности. Развитие психики в норме и патологии.
Современные представления о предмете и структуре клинической психологии, ее теоретические и практические задачи. Теоретико-методологические основы клинической психологии. Мозговая организация психической деятельности. Развитие психики в норме и патологии. Категория личности в психологии и ее значение для медицинской психологии.
Раздел 2. Патопсихология, ее теоретические основы и актуальные проблемы.
Место патопсихологии в системе современных наук о человеке. Разработка теоретических основ, психологической феноменологии психических нарушений. Основные методы исследования психических нарушений в современной патопсихологии.
Раздел 3. Нейропсихология: теоретические основы, методы и практическое значение.
Основные направления нейропсихологии. Проблема локализации высших психических функций. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Нейропсихологический анализ нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга.
^
Психосоматическая феноменология. Дифференциация типов психосоматических расстройств. Психоаналитическое направление в психосоматике. Неспецифический подход в психосоматике. Психология телесности как альтернатива традиционному подходу. Внутренняя картина болезни (ВКБ) как сложный психосоматический феномен.
^
Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте. Закономерности дизонтогенеза у детей. Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. Лечебная педагогика.
^
Проблемы определения неврозов. Представления о неврозах в разных традициях и школах. Классификация неврозов. Дифференциальная диагностика.
^
Психотерапия как искусство общения. Специфика психотерапевтического контакта. Основные подходы и методы в индивидуальной и семейной психотерапии.
^
Основные методы, используемые в психодиагностике, их классификация. Особенности и возможности психодиагностической процедуры. Использование проективных графических методик в психологическом консультировании. Использование показателей динамики психического состояния по данным различных тестов.
^
2 курс, 4 семестр
1. История возникновения и развития клинической психологии как науки и как области профессиональной деятельности психологов.
Практические задачи и функции клинических психологов. Виды и цели клинико-психологической диагностики. Категория психического здоровья.
Факторы, определяющие развитие психики. Методы исследования личности, их основные типы.
^
Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, мышления, умственной работоспособности, эмоционально-личностной сферы. Методические возможности патопсихологического изучения нарушения самосознания и сознания.
^
Нарушение восприятия, движений и действий, речи, памяти и внимания, мышления, эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.
^
Представление о вегетативном неврозе. Сущность феномена алекситимии. Идеи российской физиологической школы. Роли стресса в симптомогенезе. Телесность как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию. Психодиагностика и коррекции личностных феноменов в психосоматике.
5. Практическое значение проблемы психологии аномального развития. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка. Первичные и вторичные нарушения по Л.С.Выготскому. Диагностические методы нарушения развития и коррекционно-педагогической работы с аномальным детьми.
6. Неврозы. История понятия. Некоторые современные представления о клинике неврозов и психологических детерминантах неврозов. Личностный стиль и структура характера при неврозах.
^
8. Профессиональная этика в психодиагностике. Стандартизированный самоотчет, наблюдение, диалоговые техники. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний, темперамента, характера, ценностно-мотивационных черт личности, структуры интеллектуальных способностей. Проективные методики.
4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.
2 курс, 4 семестр
Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международная классификация болезней.
Влияние различных общепсихологических теорий на становление патопсихологии. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология.
Нейропсихологический анализ нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга.
Основные критерии выделения специфического и неспецифического подхода в психосоматике.
Психологические методы исследования аномального ребенка.
Дифференциальная диагностика невротических, пограничных и психотических расстройств.
Основные психотерапевтические подходы.
Основы психодиагностики.
4.5. Самостоятельная работа студентов
№ п/п
|
Наименование темы
|
Содержание
самостоятельной работы
|
Вид контроля
|
Часы
|
1.
|
Предмет, структура и задачи клинической психологии. Мозговая организация психической деятельности. Развитие психики в норме и патологии.
|
^
|
Собеседование.
|
4
|
2.
|
Патопсихология,
ее теоретические основы и актуальные проблемы.
|
^
4. Подготовка к контрольной работе по теме «Нарушения эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов».
|
Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.
|
4
|
3.
|
Нейропсихология: теоретические основы, методы и практическое значение.
|
^
3. Подготовка к контрольной работе по теме «Нарушение высших психических функций при локальных поражениях мозга».
|
Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.
|
4
|
4.
|
Психосоматика в системе междисциплинарных связей.
|
^
3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).
^
|
Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.
|
4
|
5.
|
Психология аномального развития.
|
^
3. Подготовка к контрольной работе по теме «Психологические методы исследования аномального ребенка».
|
Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.
|
4
|
6.
|
Учение о неврозах.
|
^
|
Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.
|
4
|
7.
|
Базовые методы современной психотерапии в клинической психологии.
|
^
|
Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.
|
4
|
8.
|
Психодиагностика и экспертные методы в психодиагностике.
|
^
3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).
|
Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.
|
5
|
Всего
|
33
|
Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.
Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
Выделение специфики исследований клинической психологии.
Научный, практический и методологический анализ разных подходов к пониманию психической нормы.
Нейропсихологические и патопсихологические методы исследования нарушения высших психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и самосознания.
Анализ закономерностей нарушения психического развития у детей и методы коррекционно-педагогической работы с аномальными детьми.
Диагностика невротических расстройств.
Основные походы и методы в психотерапии.
Выбор конкретных психологических методик для диагностики темперамента, характера, личностных черт, общих способностей и умственного развития.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература
а) Основная литература:
Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., Геррус, 2000
Анастази А. Психологическое тестирование. Том 1, глава 9-10, М., Педагогика, 1982
Антология современного психоанализа. М., Институт психологии РАН, 2000
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ). Руководство, опросники и ключи. М., 1996.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1,2. М., Педагогика, 1986.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л,. 1988
3ейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. ТОО «Класс», 1986
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., МГУ, 1985
Личко А. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. Л., 1983
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М., 1973
Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., ЛГУ, 1960.
Общая психодиагностика. М., 1989
Пезешкиан Н. Позитивная психотерапия. М., 1992
Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель психотерапии. М., Либрис, 1996
Роджерс К.С. Клиентоцентрированная терапия. Ваклер, 1997
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 1990
Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология.- СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 384 с.
Сирота Н.А. и соавт. Наркомания: программа профилактики среди детей, подростков, молодёжи. // НИИ Наркологии, МЗ РФ, М., 1998
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., МГУ, 1980
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999
Телесность человека: междисциплинарные исследования. / под ред. В.В. Николаевой, П.Д. Тищенко. М.,1993
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
Фрейд А. Эго и механизмы защиты. // Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 1. М., Эксмо-Пресс, 1999
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., МГУ, 1987
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., Прогресс 2000.
Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотехнике. М., Смысл, 2000
б) Дополнительная литература:
Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб, Речь
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., Медицина, 1968
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1,2. М., Педагогика, 1986.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов детей и подростков. Л., 1982.
Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., МГУ, 1971
Зейгарник Б.В. Патология мышления. М., МГУ, 1962
Карвасарский Б.Д. Медицинская психология Л., 1982
Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985
Корсакова М.К. Московичуте Л.И. Клиническая нейропсихология М., МГУ, 1988
Куттер П. Современный психоанализ. СПб, Б.С.К., 1997
Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989
Николаева В.Л. Влияние хронической болезни на психику М., МГУ, 1987
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. СПб, 1998
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979
Соколова Е.Т., Николаева В.Л. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях М., 1995
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988
Фрейд А. Эго и механизмы защиты. // Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 1. М., Эксмо-Пресс, 1999
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., Просвещение, 1989
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985
Фромм Э. Душа человека. М., Республика, 1992
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Учебные комнаты.
Учебно-методическая литература.
Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.
Материально-техническое обеспечение.
Учебные классы
Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов
Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
проверка исходных знаний;
выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;
обсуждение докладов и беседа по теме семинара;
подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Реферативное сообщение – 20 баллов
Тесты – 50 баллов
Активность – 5 баллов
необходимый минимум 70 баллов
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен – 10, 20, 30 баллов
Рабочая учебная программа по дисциплине «введение в клиническую психологию» составлена доцентом кафедры «Клиническая психология» кандидатом медицинских наук Воробьевой Т.В., доцентом кафедры «Клиническая психология» кандидатом психол.наук Сулимовской Е.И.
|