Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» icon

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»





Скачать 292.97 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Дата конвертации31.03.2013
Размер292.97 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


О.М. Чикова


ПСИХОЛОГИЯ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

специальности 050706.65 «Педагогика и психология»


Издательство

Тюменского государственного университета

2008




УДК: 159.9: 614. 253 (075.8)


ББК: Ю 948.1 я 73

А3 Ч 605


О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по дисциплине для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008, - 24 стр.

Учебно-методический комплекс, содержит рабочую программу, методическое обеспечение дисциплины, список литературы, тестовые задания по проверке знаний, информацию о порядке проведения промежуточных и итоговых аттестаций. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: режим доступа http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии Института психологии, педагогики, социального управления. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


^ ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент кафедры ВПП

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Голиков Н.А., к.п.н., доцент ТГАКиИ




^ Н.А. Алексеев, д. п. н., профессор ИППСУ ТюмГУ



© Тюменский государственный университет, 2008

Пояснительная записка

Курс «Психология акцентуированных личностей» представлен в учебном плане как дисциплина национально-регионального (вузовского) компонента. В курсе «Психология акцентуаций личности» дается методологический анализ современного состояния проблем в сфере психологических исследований личности. Неоспоримость особого положения психологии акцентуаций среди других разделов психологии личности доказана теорией и практикой психологических исследований.

В преподавании курса «Психология акцентуированных личностей» дается психологический и клинический анализ акцентуированных личностей, то есть людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием. Этот курс рассчитан на студентов высших учебных заведений, получающих специальное психологическое образование, которым необходимо расширить горизонты изучения проблем личности до уровня классических форм образования. Учебно-методический комплекс может быть использован для изучения курсов «Психология личности», «Психология индивидуальных различий», «Дифференциальная психология».

Современный педагог-психолог вправе почувствовать себя участником предметной области - психологии акцентуированных личностей, не совпадающей с областью дифференциально-психологических разработок, посвященных индивидуальным особенностям людей, и традиционных социально-психологических исследований, имеющих своим предметом межиндивидные связи; и научной позицией исследователей акцентуаций личности как отраслью психопатологии.

^ Задачи курса:

1. Научить студентов дифференцировать научную и дидактическую проблематику психологии акцентуированных личностей для ориентации в будущей профессиональной деятельности.

2. Показать необходимость освоения студентами научного понятийно-терминологического аппарата психологии акцентуированных личностей и формировать способность к анализу используемых терминов.

3. Выработать у студентов способность видения психологических явлений через поиск и обнаружение в их многообразии единства, выкристаллизованного наукой и практикой.

4. Сформировать комплекс представлений о личности с позиций психической нормы и патологии

5. Рассмотреть подходы к изучению индивидуальности и предостеречь психолога от традиционной ошибки трактовки акцентуаций как установленной патологии.

6. Расширить имеющийся у студентов диапазон психотехнических средств для диагностики акцентуированных свойств личности.

7.Сформировать научно-обоснованную позицию на построение психотерапевтической и коррекционной работы с акцентуированными личностями.

Требования к уровню усвоения содержания курса

В результате изучения курса «Психология акцентуированных личностей» студенты должны иметь четкое представление о ключевых проблемах классической и современной психологии личности. Конечные результаты освоения курса предполагают сформировать комплекс представлений о личности с позиций психической нормы и патологии, научно-обоснованную позицию на построение психотерапевтической и коррекционной работы с акцентуированными личностями.

Программа предусматривает проработку учебного материала на трех взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном, семинарском, практическом. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, обсуждение монографий по психологии личности, создания самостоятельных проектов исследования структуры и выраженности акцентуированных свойств личности.

^ Итоговая форма контроля в конце семестра ¾ это зачет, предусмотренный учебным планом. Формы текущего контроля: устный опрос на семинарских занятиях; характеристический анализ примеров из научной и художественной литературы с последующим обсуждением их на практических занятиях; анализ результатов работы с многофакторными личностными технологиями, используемыми для диагностики акцентуаций; результаты решения тестовых учебных задач; представление конспектов монографий и статей по проблемам личности.

С графиком и конкретным содержанием межсессионных форм контроля студенты знакомятся в начале восьмого семестра. Итоговая оценка формируется показателями по каждой из форм текущего контроля и выставляется за совокупный результат самостоятельной работы по освоению содержания учебной дисциплины:

  • качества подготовленности и активности работы студента на семинарских и практических занятиях;

  • уровня осмысления моделей личности в психологии;

  • качества усвоения концептуального содержания учебного курса;

  • уровня владения технологиями диагностики акцентуированных свойств личности и их интерпретации;

  • анализа и оценки по тестам контроля знаний студентов.



^ Трудоемкость дисциплины «Психология акцентуированных личностей» в академических часах

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самост.работа

В том числе










Лекция

Практ.з.

1

Введение в психологию акцентуаций личности

14

2

2

4

2

Понятие личности в аспектах нормы и патологии











4

3

Анализ подходов к типологии характера и темперамента в отечественной и зарубежной психологии

18

2

2

4

4

Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К.Леонгарда




2

2

4

5

Психопатии и акцентуации характера в типологической модели А.Е.Личко




2

2

4

6

Разграничение понятий психопатий, психогений, акцентуаций личности. Их статика, динамика и систематика.




2

2

4

7

Клиническая и психологическая диагностика типов акцентуаций личности




2

2

6

8

Психопатическое развитие личности и виды неправильного воспитания. личности




2

2

4




Итого

66

16

16

34



^ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


Тема 1. Введение в психологию акцентуаций личности

Методологические положения психологии акцентуаций личности.Основные положения психологии личности.

Индивид и личность Индивид как биосоциальная целостность. Индивидные свойства, их характеристика.

Личность и индивидуальность. Подходы к изучению индивидуального. Проблема социально-типического в личности.

Основные положения учения о характере. Соотношение понятий «личность» и «характер».

Предмет и задачи курса психологии акцентуаций личности.

Характеристика основных понятий психологии акцентуаций: отклоняющееся поведение, психопатии, психогении ,акцентуации характера.


Литература


  1. Ананьев Б.Г. Строение характера. // Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -М.:МГУ., 1982. - 315 с.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник для вузов по специальности «психология». - М.: МГУ, 1990. - 367с.

  3. Введение в психологию .// Под общ. Ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1997. - 496 с.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.- М.: ЧеРо, 1996. -328 с.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  6. Мельников В.Н., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  7. Мясищев В.Н. Психология отношений .Избранные психологические труды.// Под ред.Бодалева А.А. - Москва-Воронеж,1995. - 354 с.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.. Т.2. - М.: Педагогика, 1989. - 297 с.



Тема 2. Понятие личности в аспектах нормы и патологии


Понятие нормы и патологии в современной психологии. Основные подходы к дихотомии «норма - патология». Нормативная система личности .

Виды норм. Характеристика правовых норм. Социальные нормы, их функции, виды и характеристика. Психические нормы, их характеристика.

Критерии психической нормы и патологии на уровне психических процессов, состояний и свойств личности.

Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности.


Литература



  1. Блейхер В.М. Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровье, 1986. - 280 с.

  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 304 с.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 1999. - 528 с.

  4. Бухановский А.О. Общая психопатология. Пособие для врачей.Изд.2. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.

  5. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  6. Мясищев В.Н. Психология отношений.Избранные психологические труды.- Москва-Воронеж, 1995. -175 с.

  7. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. - М.:Проспект, 1998. - 584 с.

  8. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Библиотека зарубежной психологии.Т.2. – СПб: Питер, 1996. - 252 с.



Тема 3. Анализ подходов к типологии характера и темперамента в

отечественной и зарубежной психологии


Аналитический подход к типологии характера. Эвристическая типология личности А.Ф. Лазурского. Общие основы классификации. Эндопсихика и экзопсихика. Классификация личностей.

Понятие структур в типологии личности К.К. Платонова. Проблема социального и биологического в личности. Место характера и способностей в структуре личности. Концепция динамической функциональной структуры личности.

Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н.Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна. Личность, отношения и реакции. Характеристика личности на основе принципов теории отношений. Принципы и методы исследования характера.

Типологические модели социальных характеров. Типологическая модель Братуся Б.С. Типологическая модель Э.Фромма, динамическа концепция характера. Типологическая модель Э. Шострома, манипулятивные характеры.Типологическая модель К.Юнга, экстравертные и интровертные типы.

Психоаналитическая типологическая модель А.Лоуэна.Физическая динамика структуры характера.

^ Анализ конституциональных и клинических теорий типологии

характера и темперамента

Строение тела и особенности психики. Соотношение типов конституции и темперамента в классификации Э.Кречмера. Психология конституционгальных различий У. Шелдона. Воможные причины корреляции соматических особенностей конституции и темперамента: прямая и опосредованная взаимосвязь.

Клинический подход к изучению индивидуального характера. Оригинальная отечественная концепция малой психиатрии П.Б. Ганушкина. Клиника психопатий , их статика , динамика и систематика.

Клиническая типология личности С. Хатуэя Д. Маккинли. Клинические представления о типах психопатий , синдромах дисгармонического развития личности.


Литература


  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 390 с.

  2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. //Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова Б.Я. - М.: МГУ, 1082. - С. 179-199.

  3. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. - М.: ПАНИ, 1996. - 320с

  4. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. -Москва-Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356с.

  5. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986. - 247 с.

  6. Фромм Э. Бегство от свободы.- М.: Дайджест , 1990. - С. 214-225.

  7. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности.-СПб: ПИТЕР, 1998. - 606 с.

  8. Юнг К. Психологические типы //Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1997. - 630с.



Тема 4. Акцентуированная черта как основа классификации

характеров в концепции К. Леонгарда


Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность. Методика диагностики личности: наблюдение и обследование. Характеристика акцентуированных черт характера: демонстративные личности, педантические личности, застревающие личности, возбудимые личности, гипертимические личности, дистимические личности, аффективно-лабильный темперамент, аффективно-экзальтированный темперамент, тревожные личности, эмотивные личности, экстравертная акцентуация личности, интровертная акцентуация личности.


Литература


  1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. – Киев: Вища школа, 1978. - 140 с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб, 1999. - 528 с.

  3. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 528 с.

  4. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Вища школа, 1981. - 390с.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  7. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982 . - 315 с.



Тема 5. Психопатии и акцентуации характера в типологической

модели А.Е Личко


Типологический подход к описанию личности здорового человека А.Е.Личко. Особеннсти систематики психопатий и акцентуаций характера подростков.

Описание клинического подхода в типологии А.Е. Личко: опрос подростка, опрос родителей , сведения других лиц, осмотр подростка, наблюдение за поведением. Описание психологического подхода к типологии акцентуаций личности и психопатий.

Краткие сведения о классификации типов психопатий и акцентуаций характера подростка: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.


Литература



  1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев: Вища школа, 1978. - 140 с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 1999. - 528 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.

  4. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  7. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982. - 315 с.

  8. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 1998. -

584 с.

  1. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Библиотека зарубежной психологии.Т.2. - СПб: Питер, 1996. - 252 с.



Тема 6. Разграничение понятий психопатий, психогений,

акцентуаций личности. Их статика, динамика, систематика


Характеристика психопатической личности. Критерии диагностики психопатий: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация.

Разграничение и характеристика психопатий по тяжести: тяжелая, выраженная, умеренная. Классификация и характеристика психопатий по причине их возникновения: органические, конституциональные, «приобретенные». Классификация психопатий по признаку нарушения эмоционально-волевой сферы: стеническая, возбудимая, истерическая, паранойяльная.

Характеристика психогенных психических расстройств. Отличия психопатий от психогений. Классификация психогений: реактивные состояния и неврозы.

Разграничение акцентуаций личности по выраженности: явная и скрытая. Их характеристика.

Группы основных динамических изменений при акцентуациях личности. Характеристика острых аффективных реакций при акцентуациях личности: интрапунитивные, экстрапунитивные, импунитивные.


Литература


  1. Ганушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика //Избранные труды. - М.: Медицина, 1964. - 290 с.

  2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  3. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  4. Мясищев В.Н. Психология отношений.Избранные психологические труды. // Под ред.Бодалева А.А. - Москва-Воронеж,1995. - 354 с.

  5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.:Медицина, 1976. - 177с.



Тема 7. Клиническая и психологическая диагностика типов

акцентуаций личности


Характеристика типов ацентуаций (гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неутойчивый, конформный) по схеме: исторический экскурс описания типа; главные черты типа; детство; пубертатный период; увлечения; сексуальные влечения; самооценка; реакции эмансипации; реакции группирования; особенности общения и поведения; черты, привлекательные для общения; черты, отталкивающие и способствующие конфликту; ситуации, в которых возникает конфликт; предпочтительная деятельность; признаки экспрессдиагностики психотипа (внешность, манера держаться и двигаться); статистика типа психопатий и акцентуаций в общей популяции; виды и сочетания типа.

Литература


  1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.:Медицина, 1976. - 177с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 1996. -

336 с.

  1. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Вища школа, 1981.

- 390 с.

  1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  3. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982. - 315 с.

  4. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 1998. -

584 с.

  1. Руденский Е.В. основы психотехнологии общения менеджера. Учебное пособие. -Москва-Новосибирск, 1997. -180 с.


Тема 8. Психопатическое развитие личности и виды

неправильного воспитания


Характеристика понятия «психопатическое развитие личности». Критерии диагностики психопатического развития.

Наиболее частые типы неправильного воспитания и связанные с ним типы психопатического развития личности: гипопротекция, доминирующая гипопротекция; потворствующая гипопротекция; эмоциональное отвержение; условия жестких взаимоотношений; повышенная моральная ответственность; воспитание в атмосфере культа болезни; противоречивое воспитание; воспитание вне семьи.

Психокоррекционная и психопедагогическая работа с акцентуированными личностями.


Литература


  1. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  2. 2.Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Вища школа, 1981. - 390с.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  4. Реан А.А. Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. - СПб.: Питер, 1993. - 48 с.

  5. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Библиотека зарубежной психологии.Т.2. - СПб.: Питер, 1996. - 252 с.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЦИКЛА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Т Е М А

К-во

часов

1.

Введение в психологию акцентуаций личности. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.

2

2.

Анализ типологических моделей акцентуаций личности и психопатий.

2

3.

Психодиагностика акцентуированных свойств личности, основанная на клинической типологии С. Хатуэя и Д.Маккинли.



4

4

Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К.Леонгарда. Психодиагностика типов акцентуаций личности с помощью методики Х.Шмишека.

2

6.

Психопатии и акцентуации характера в типологической модели А.Е.Личко. Психодиагностика с помощью методики ПДО.

4

7.

Описание психотипа личности на основе выявленных акцентуированных свойств .

2

8.

Психокоррекционная и психопедагогическая работа с акцентуированными личностями.

2




В С Е Г О

16



Тема 1. Введение в психологию акцентуаций личности.

Понятие личности в аспектах нормы и патологии

П Л А Н


  1. Характеристика методологических положений психологии личности.

  2. Предмет и задачи курса психологии акцентуаций личности.

  3. Характеристика основных понятий психологии акцентуаций личности: отклоняющееся поведение, психопатия, акцентуация характера и темперамента, акцентуация личности.

  4. Анализ основных подходов к дихотомии «норма-патология». Нормативная система личности.

  5. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности.

Литература


  1. Ананьев Б.Г. Строение характера. // Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -М.:МГУ., 1982. - 315 с.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник для вузов по специальности «психология». - М.: МГУ, 1990. - 367с.

  3. Введение в психологию .// Под общ. Ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1997. - 496 с.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.- М.: ЧеРо, 1996. -328 с.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  6. Мельников В.Н., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  7. Мясищев В.Н. Психология отношений .Избранные психологические труды.// Под ред.Бодалева А.А. - Москва-Воронеж,1995. - 354 с.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.. Т.2. - М.: Педагогика, 1989. - 297 с.



Тема 2. Анализ типологических моделей акцентуаций

личности и психопатий


П Л А Н


  1. Характеристика эвристической типологии А.Ф.Лазурского. Значение эвристической типологии для изучения акцентуацированных свойств личности.

  2. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н.Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, значение концепций для методологии психологии акцентуаций личности.

  3. Типологические модели характеров Б.С.Братуся, Э.Фромма, Э.Шострома, К.Юнга и их роль в описании акцентуированных свойств личности.

  4. Психоаналитические типологические модели( З.Фреда, А.Лоуэна), их значение в разработке подходов к анализу акцентуаций личности и психопатий.

  5. Анализ конституциональных типологий характера и темперамента Э.Кречмера, У. Шелдона. Выявление прямой и опосредованной взаимосвязи соматических особенностей конституции и темперамента.


Литература



  1. Блейхер В.М. Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровье, 1986. - 280 с.

  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 304 с.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 1999. - 528 с.

  4. Бухановский А.О. Общая психопатология. Пособие для врачей.Изд.2. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с.

  5. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  6. Мясищев В.Н. Психология отношений.Избранные психологические труды.- Москва-Воронеж, 1995. -175 с.

  7. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. - М.:Проспект, 1998. - 584 с.

  8. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Библиотека зарубежной психологии.Т.2. – СПб: Питер, 1996. - 252 с.



Тема 3. Психодиагностика акцентуированных свойств личности,

основанная на клинической типологии С. Хатуэя

и Д.Маккинли


Теоретическая часть.

Анализ клинического подхода С. Хатуэя и Д. Маккинли, в рамках которого разработан многопрофильный личностный тест «Минесотский многофазный перечень» (ММРУ). Характеристика теста. Принципы построения теста. Анализ основных и дополнительных шкал для дифференциальной диагностики.

Возможность использования модифицированного варианта теста ММРУ («Методика многостроннего исследования личности») Ф.Б. Березина, М.П.Мирошникова, Р.В. Рожанца для исследования акцентуированных личностей.

Практикум


  1. Обучение технологии проведения исследования, обработки данных и интерпретации с помощью «Методики многостороннего исследования личности».

  2. Знакомство с разделяющими правилами для дифференциальной диагностики акцентуаций и психопатий.

  3. Анализ усредненных профилей 10 типов акцентуированных личностей.

  4. Сравнительный анализ типов психопатий и акцентуаций личности на основе примеров из научной и художественной литературы, клинической и судебной практики.

  5. Интерпретация и анализ индивидуального профиля личности и выявление доминирующих акцентуаций и психопатий.


Литература


  1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.: Медицина, 1976. - 177с.

  2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. – Киев: Вища школа, 1978. - 140 с.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. - 528 с.

  4. Ганушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика //Избранные труды. - М.: Медицина, 1964. - 290 с.

  5. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  6. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. - М.: ПАНИ, 1996. -320с

  7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  8. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. // Психология индивидуальных различий.Тексты. - М.: МГУ, 1982. - 315 с.

  9. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Библиотека зарубежной психологии.Т.2. - СПб.: Питер, 1996. - 252 с.



Тема 4. Акцентуированная черта как основа классификации

характеров в концепции К.Леонгарда

Психодиагностика типов акцентуаций личности с помощью

методики Х. Шмишека


^ Теоретическая часть


Анализ типологии личности К. Леонгарда. Описание типов акцентуаций по К.Леонгарду: демонстративные личности, педантические личности, застревающие личности, возбудимые личности, гипертимические личности, дистимические личности, аффективно-лабильный темперамент, аффективно-экзальтированный темперамент, тревожные личности, эмотивные личности, экстравертная акцентуация личности, интровертная акцентуация личности.

Характеритика методики Х. Шмишека, разработанной на основе концепции К. Леонгарда. Характеристика теста. Принципы построения теста. Анализ факторов для дифференциальной диагностики типа акцентуаций.

Практикум


  1. Обучение технологии проведения исследования и интерпретации с помощью «Методики Х. Шмишека».

  2. Знакомство с процедурой подсчета сырых результатов и коэффициентов для каждого типа акцентуаций.

  3. Построение профиля акцентуаций личности.

  4. Интерпретация и анализ индивидуального профиля личностных акцентуаций и выявление доминирующих акцентуаций и психопатий.


Литература


  1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. – Киев: Вища школа, 1978. - 140 с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб, 1999. - 528 с.

  3. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 528 с.

  4. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Вища школа, 1981. - 390с.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  7. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982 . - 315 с.



Тема 5. Психопатии и акцентуации характера в типологической

модели А.Е. Личко.

^ Психодиагностика типов акцентуаций и психопатий с

помощью опросника «ПДО»


Теоретическая часть


Типологический подход к описанию личности здорового человека А.Е.Личко. Особенности систематики психопатий и акцентуаций характера подростков.

Описание «Патохарактерологического диагностического опросника» и своеобразие его построения.

Правила диагностики типов психопатий и акцентуаций характера у подростка: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Анализ дополнительных шкал по выявлению органических психопатий, реакций эмансипации, склонности к делинквентности и алкоголизму, конформность, отношение к процедуре исследования, черт мужественности-женственности и др.


Практикум


  1. Обучение технологии двухэтапного обследования с помощью

« ПДО».

  1. Обучение правилам диагностика типов по шкале объективной оценки.

  2. Построение графика выявленных свойств личности по основным и дополнительным шкалам методики.

  3. Интерпретация и анализ индивидуального графика и выявление доминирующих акцентуаций и психопатий.


Литература



  1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев: Вища школа, 1978. - 140 с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 1999. - 528 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.

  4. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

  7. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982. - 315 с.

  8. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 1998. -

584 с.

  1. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Библиотека зарубежной психологии.Т.2. - СПб: Питер, 1996. - 252 с.


Тема 6. Описание психотипа личности на основе выявленных

акцентуированных свойств


  1. Проанализировать профили личности, полученные на основе обследования по методикам: «Методика многостороннего исследования личности», «Опросник Х. Шмишека», «ПДО».

  2. Описать доминирующие подъемы по 10 разделяющим правилам методики многостороннего исследования личности; 10 шкалам опросника Х.Шмишека, находящихся в «зоне патологии»; 10 факторам ПДО, превышающим «минимальное диагностическое число».

  3. Соотнести выявленные на основе данных психодиагностических процедур типы акцентуаций и психопатий.


^ ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЙ ТИПОЛОГИЙ ЛИЧНОСТИ


С.Хаттуэй,Д.Маккинли

К.Леонгард,Х.Шмишек

Личко А.Е.

«Ипохондрия»




Астено-невротический

«Депрессия»

Дистимический




«Истерия»

Демонстративный

Истероидный

«Психопатия»




Неустойчивый

«Женственность-мужественность»




«Жентвенность-мужественность»

«Паранойяльность»

Застревающий




«Психастения»

Педантический

Психастенический

«Шизоидность»




Шизоидный

«Гипомания»

Гипертимический

Гипертимический

«Интровессия»









Возбудимый

Эпилептоидный




Тревожно-мнительный

Сенситивный




Циклотимический

Циклоидный




Экзальтированный

Лабильный




Эмотивный

Лабильный







Конформный



4. Дать характеристику выявленных акцентуаций по схеме: главные черта типа; детство; пубертатный период; увлечения; сексуальные влечения; самооценка; реакции эмансипации; реакции группирования; особенности общения и поведения; черты, привлекательные для общения; черты, отталкивающие и способствующие конфликту; ситуации, в которых возникает конфликт; предпочтительная деятельность; признаки экспрессдиагностики психотипа (внешность, манера держаться и двигаться).

Учесть, что в описании выявленной акцентуации необходимо

отразить тип ее выраженности ( явная или скрытая).


  1. Описать варианты психопатий ( если таковые имеются). Обосновать выводы фактическими данными, то есть расположением в диапазонах психопатий по усредненным данным методик.

Описать выявленные психопатии, ориентируясь на выраженность критериев:

  • тотальность проявлений;

  • стабильность проявлений;

  • уровень «социальной дезадаптации».


6. Охарактеризовать природу психопатий:

  • органическую;

  • конституциональную;

  • приобретенную.


Тема 8. Психокоррекционня и психопедагогическая работа

с акцентуированными личностями


П Л А Н


  1. Общие рекомендации по психокоррекционной и психопедагогической работе с акцентуированными личностями.

  2. Характеристика оптимальных психокорреционных подходов.

  3. Специальные рекомендации (по типам акцентуаций) .


Литература


  1. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Популярная энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с.

  2. 2.Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Вища школа, 1981. - 390с.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. - 244 с.

  4. Реан А.А. Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. - СПб.: Питер, 1993. - 48 с.

  5. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 т. Библиотека зарубежной психологии.Т.2. - СПб.: Питер, 1996. - 252 с.



^ ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»



  1. Методолгические положения психологии акцентуаций личности.

  2. Характеристика индивида как биосоциальной целостности.

  3. Характеристика индивидуального. Основные подходы к изучению индивидуального.

  4. Предмет психологии акцентуаций личности.

  5. Основные понятия психологии акцентуаций личности: отклоняющееся поведение, психопатия, психогения, акцентуация личности.

  6. Сущность явления « акцентуация личности».

  7. Характеристика эвристической типологии личности А.Ф.Лазурского.

  8. Сущность конституциональных типологий характера и темперамента .

  9. Понятие об экстравертных - интровертных свойствах характера в аналитической теории личности К.Г.Юнга.

  10. Описание особенностей личности в клинической типологии С.Хаттуэя и Д.Маккинли.

  11. Дать сравнительный анализ акцентуацированных свойств личности в разных типологиях.

  12. Типологическая модель акцентуаций характера К.Леонгарда.

  13. Описание типов акцентуаций личности в типологии К.Леонгарда и Х.Смишека.

  14. Группировка типов психопатий и акцентуаций характера А.Е.Личко.

  15. Характеристика акцентуаций личности в типологии А.Е.Личко.

  16. Проблемы «нормы» и «патологии» в психологии акцентуаций личности.

  17. Дать сравнительный анализ акцентуированных свойств личности в разных типологиях.

  18. Психогенные психические растройства как факторов формирования акцентуированных свойств личности.

  19. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика.

  20. Особенности динамики акцентуаций личности.

  21. Причины аномального развития личности.

  22. Факторы социально-психологического воздействия в процессе становления и развития личности.

  23. Наиболее частые типы неправильного воспитания и связанные с ним типы психопатического развития личности.

  24. Отличие невротического развития личности от психопатического и акцентуированного развития.

  25. Психокоррекционные подходы в психологии акцентуаций личности.

  26. Психокоррекционная работа с разными типами акцентуаций и психопатий.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине цикла ен. В. 01а для студентов очной и заочной формы обучения

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 Педагогика,
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии 21 апреля 2011 г., протокол...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconПрограмма вступительных испытаний на второй и последующий курсы обучения Специальность 050706. 65
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 031000...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов факультета ветеринарной медицины очной

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля» для студентов заочной

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 2304

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов Заочной формы обучения специальности 2304.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина