|
Скачать 496.05 Kb.
|
На правах рукописиТИМОШЕНКО Елена Николаевна КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА ПСИХОЛОГА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ИНСУЛЬТОМ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва - 2012 г. Работа выполнена в ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики и на кафедре фундаментальной и клинической неврологии ГОУ ВПО «Российский Государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова»
Защита состоится 30 марта 2012 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 217.003.01 при ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики по адресу: 129223, г. Москва, ВНИИТЭ, (ВВЦ, корп. 312). С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ВНИИТЭ Автореферат разослан 29 февраля 2012 года. Ученый секретарь диссертационного совета Симоненко А.В. ^ Актуальность исследования. Проблема лечения и реабилитации больных с церебральным инсультом является одной из самых актуальных и сложных в медицине и клинической психологии. Церебральный инсульт занимает второе место в структуре общей смертности населения нашей страны (23,4%). Ежегодная смертность от церебрального инсульта в России — одна из наиболее высоких в мире. Летальность в трудоспособном возрасте увеличилась за последние 10 лет более чем на 30%. Ранняя 30-дневная летальность после церебрального инсульта составляет 34,6%, а в течение года умирает 48% больных, то есть каждый второй заболевший. Социально значимыми являются последствия церебрального инсульта — инвалидизация с утратой трудоспособности. В настоящее время психологи привлекаются к реабилитационной работе, после того как миновал острый период заболевания. Это дает значимый эффект. Но есть основание полагать, что эффект может возрасти, если психологи будут начинать свою реабилитационную деятельность сразу после поступления больного в лечебное учреждение, в остром периоде болезни. Для этого надо определить задачи деятельности, трудовые функции психолога при работе с больным в острый период заболевания и обеспечить его соответствующими эффективными средствами реабилитационной работы, повысив, тем самым, качество его труда. Важно отметить, что реабилитационная работа в остром периоде заболевания характеризуется наличием противоречий, разрешение которых является актуальными задачами психологии труда и клинической психологии. Так, в остром периоде заболевания на основании результатов объективной диагностики показана направленная психологическая работа с больными церебральным инсультом, и, в то же время, отсутствует профессиональная, специализированная, помощь психолога, что приводит к снижению эффективности медицинской и социальной реабилитации, снижению качества жизни людей после перенесенного заболевания. Острый период болезни характеризуется, с одной стороны, парциальностью внешних проявлений болезни (дисфункциями на когнитивном, эмоциональном, праксическом уровнях), и, с другой стороны, выраженными личностными нарушениями, затрагивающими мотивационную, смысловую сферы больного человека, что требует комплексного подхода к решению проблемы реабилитации больных в остром периоде заболевания. В деятельности психологов-специалистов, в стратегии реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде, отмечается также ряд существенных противоречий: рассогласование между традиционными видами подготовки по специальности клиническая психология и специфическими, конкретными условиями профессиональной деятельности психолога в условиях стационара. В настоящее время существуют большое количество методов психологической работы в условиях стационара, однако их применение требует, во-первых, научного обоснования выбора эффективных средств, валидных условиям реабилитационных задач, во-вторых, грамотного использования этих методов психологами-специалистами по отношению к больным в остром периоде церебрального инсульта. Высокая ответственность психолога, высокие требования, предъявляемые к качеству его труда в условиях стационара, сочетаются с недостаточностью разработанных методов и средств работы психолога. Важен методический аспект выбранной темы исследования – разработка конкретных рекомендаций, направленных на повышение качества труда психолога-специалиста, работающего в стационаре на этапе реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания. В специализированной научной литературе широко обсуждаются конкретные психологические методики, направленные на реабилитацию больных церебральных инсультом, но отсутствуют работы, посвященные научному обоснованию и разработке комплексных программ трудовой деятельности психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. ^ разработка комплексной программы работы психолога, повышающей качество его труда по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания. ^ трудовая деятельность психолога, направленная на реабилитацию больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. ^ трудовые функции, программа и средства работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. ^ Повышение качества труда психолога может быть достигнуто путем организации его деятельности по специальной комплексной программе реабилитационной работы с больными церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Это должно привести к положительной динамике в восстановлении нарушенных моторных функций больных, личностных характеристик, улучшению их эмоционального состояния. ^
^ составили структурно-функциональный анализ трудовой деятельности (Е.М. Иванова, Е.А.Климов, 1998), теория продуктивной профессиональной деятельности (А.К.Маркова, 1996); системная операционализированная теория структуры деятельности индивида (Г.М. Зараковский, 1987); теория системной локализации высших психических функций человека (Лурия А.Р., 2002); концепция внутренней картины болезни и психологии телесности (Николаева В.В., 1987; Зайцев В.П., Белякова Н.А., 1991; Резникова Т.Н., Смирнов В.М., 1983; Тхостов А.Ш., 2006); концепция общего адаптационного синдрома (Г.Селье, 1991); концепции медицинского ведения больных церебральным инсультом (О.А.Балунов, Т.Д.Демиденко, 2001; Н.В.Верещагин, М.А.Пирадов, 2002; Е.И.Гусев, 2003; А.С.Кадыков, 2003; A. Evans, 2002; M.L.Hackett, C.S.Anderson, & A.O.House, 2004). Существуют разные трактовки понятия «качество труда» («качество трудовой деятельности») (Маркова А.К., 2007). В нашем исследовании мы опирались на наиболее развернутую формулировку этого понятия, представленную Т.А.Буровой в словаре «Качество жизни», подготовленном во ВНИИТЭ: «Качество труда – степень совершенства трудовой деятельности, оцениваемая качеством ее результата, психологическим и физиологическим состоянием работников, прогрессивностью методов, технологии, средств труда, а также организации работ» («Качество жизни, краткий словарь»: - М.: Смысл, 2009, (с. 63, Т.А.Бурова). ^ . Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались совокупностью информативных, надежных, взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; профессиографирование, составление психограммы, наблюдение, клиническая беседа, библиографический метод; методы статистической обработки данных с использованием программы «Statistica 6.0» (применение φ - критерия Фишера, Т-критерий Вилкоксона), пакета статистических программ Microsoft Excel (описательная статистика). Психокоррекционная работа (специальная психокоррекционная программа и средства психологической реабилитации) включала апробированные методы когнитивно-поведенческой терапии, арт-терапии, гипнотерапии. В исследовании использовались следующие методики для диагностики психологического и функционального состояний психологов: 1) Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (Spielberger C.D., 1970) (субшкала реактивного состояния тревоги); 2) Самочувствие, Активность, Настроение (САН, Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., 1973); 3) Анкета самооценки психологического состояния психологов. В исследовании использовались следующие методики для диагностики динамики восстановления нарушенных эмоциональных состояний, личностных характеристик, практических навыков самообслуживания больных церебральным инсультом: 1) Краткий тест Люшера (Eight-Coloured Lusher’s Test) в интерпретации Собчик Л.Н.; 2) Опросник Мини-Мульт/СМОЛ (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI) (Козюля В.Г., 1995); 3) Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (Spielberger C.D., 1970) (субшкала реактивного состояния тревоги); 4) Шкала Восстановление локуса контроля (Patridge C., Johnstone M., 1989); 5) Опросник депрессии Бека (Beck A.T., 1961); 6) Самочувствие, Активность, Настроение (САН, Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., 1973); 7) Шкала отношения к заболеванию (Демиденко Т.Д., Ермакова Н.Г., 2004); 8) Шкала отношения к лечению (Демиденко Т.Д., Ермакова Н.Г., 2004); 9) Индекс активности повседневной жизни Бартела (F. Mahoney, D. Barthel, 1965; C. Granger и соавторы, 1979; D. Wade, 1992). ^ Работа проводилась на кафедре фундаментальной и клинической неврологии ГОУ ВПО «Российский Государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Росздрава на базе неврологического отделения ГКБ №31 г. Москвы (зав. кафедрой член-корр. РАМН проф. Скворцова В.И.). Исследование проводилось с участием психологов-специалистов и группы больных церебральным инсультом в процессе их лечения в остром периоде заболевания в стационаре. ^ Для проведения исследования была сформирована группа психологов из 30 человек (24 женщины и 6 мужчин в возрасте от 24 до 46 лет), занимающихся психологической реабилитацией с больными церебральным инсультом в остром периоде заболевания согласно нашим методическим рекомендациям. Квалификация психологов соответствует требованиям, отраженным в разработанной психограмме клинического психолога, работающего в клинике церебрального инсульта, профессиональным стандартам. Психологи имеют высшее психологической образование по специальности клинический психолог, владеют средствами психодиагностической и психокоррекционной работы. Специалисты (29 человек) прошли обучение использованию разработанных программы и средств работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания в рамках курсов повышения квалификации. ^ В соответствии с поставленными задачами и критериями отбора обследовано 127 больных, поступивших в неврологическое отделение 31 ГКБ за период времени с октября 2006 по июнь 2010 года с диагностированным церебральным инсультом. В эту группу были включены больные с инсультом головного мозга в возрасте до 65 лет, у которых диагностируются нарушения психологического состояния, снижающие эффективность медицинской и социальной реабилитации. Критериями исключения явились: больные с инсультом головного мозга в возрасте от 65 лет, у которых диагностируются грубые нарушения речи (афазия), нарушение сознания. В группу обследуемых вошли 78 мужчин и 49 женщин. Возраст варьировал от 45 до 65 лет и в среднем составлял 59,94 ± 5,37 лет. Испытуемые были разделены на три группы. В первую группу вошли 46 человек, с которыми проводилась психокоррекционная работа по разработанной нами программе. С больными второй группы (30 человек) проводилась психологическая работа, отличная от работы по программе психокоррекции, разработанной нами. С больными третьей группы (51 человек) психокоррекция не проводилась. Для всех больных церебральным инсультом предусмотрено использование фармакотерапии, кинезотерапии, физиотерапии. Дополнительные лекарственные препараты не использовались. Первичное распределение больных церебральным инсультом в палаты реабилитации или палаты общего профиля производилось в случайном порядке. ^ Первый этап – анализ деятельности психолога в стационаре, выявление трудовых функций и средств работы, обоснование концепции повышения качества труда психолога, направленного на реабилитацию больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Разработка комплексной программы работы: психокоррекционной программы и средств деятельности психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Второй этап работы с больными – исследование (психодиагностика) особенностей эмоционального состояния, личностных характеристик и степени независимости в сферах самообслуживания больных церебральным инсультом, диагностика психологического и функционального состояний психологов, планирующих работать по созданной комплексной программе. Третий этап – методическое сопровождение деятельности психологов-специалистов, применение и апробация комплексной программы работы по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Четвертый этап работы – контроль эффективности работы психолога путем диагностики эмоционального состояния, личностных характеристик больных церебральным инсультом и степени независимости в сферах самообслуживания после проведенного лечения, контроль психологического и функционального состояний психологов, работающих по созданной комплексной программе. Пятый этап – оценка качества труда психолога в остром периоде реабилитации и лечения больных церебральным инсультом, применяющих комплексную программу работы по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Длительность психологической коррекции у больного церебральным инсультом в среднем – 21 день. Продолжительность одной рабочей сессии – 30-50 минут на психологическое тестирование и 30-50 минут 2-3 раза в неделю на психокоррекционные занятия. Ежедневно предъявлялись аудиозаписи оригинальной авторской методики гипнотерапии длительностью 20-40 минут. ^ обеспечивается использованием методологических подходов, принципов и положений, принятых в психологии, применением методов и методик, адекватных задачам исследования, достаточным объемом выборки, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием математических методов статистической обработки данных. ^
^ работы заключается в том, что:
^ состоит в разработке и обосновании комплексной программы, повышающей качество труда психолога по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания. Выявлен характер влияния психологической коррекции на психологическое состояние и степень самостоятельности больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания. Это позволяет расширить современные научные представления о роли психических факторов в возникновении, протекании и лечении церебральной патологии; разрабатывать обоснованные теоретические модели для психологической коррекции и психотерапевтического воздействия. Спроектированы трудовые функции психолога в клинике церебрального инсульта: диагностика, психологическая коррекция, экспертиза, профилактика, научная работа. ^ . Обоснована целесообразность включения специальности психолога в общий список специальностей, работающих с больными церебральным инсультом в остром периоде заболевания. Полученные в результате проведенного исследования данные могут быть использованы в построении профилактических и медико-психологических разделов программ лечения и реабилитации, оценки их эффективности в системе оказания помощи и улучшения качества жизни больных церебральной патологией. Психолог получает более эффективные, чем раньше инструменты реабилитационного воздействия на больных церебральным инсультом. Изучение психологических особенностей больных церебральным инсультом позволяет сделать подход к лечению индивидуальным, более точно определить «мишени» для психокоррекции и выявить сохранные психологические личностно-средовые ресурсы для более качественного восстановления и социальной адаптации личности. Разработанные для комплексной программы средства психодиагностического обследования психологического состояния и программа психологической коррекции психологического состояния больных церебральным инсультом в остром периоде могут использоваться в практической работе клинических психологов и других специалистов, применяться в учебном процессе вузов, осуществляющих подготовку и последипломное дополнительное образование клинических психологов и врачей лечебного профиля. ^ Результаты работы докладывались на совместном заседании кафедры клинической психологии; кафедры психотерапии, кафедры общей психологии ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И. Пирогова 17.06.2009 г., на кафедре фундаментальной и клинической неврологии ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И. Пирогова, в Центральной клинической больнице № 31 г. Москвы (2007,2008,2009). Данные исследований докладывались на I Международном конгрессе «Нейрореабилитация-2009» (02.06.09). Отдельные аспекты работы доложены на российско-французской конференции «LES LANGAGES DE L’ETRE QUAND L’ESPRIT PARLE AU CORPS» (Москва, 15.06.09). Апробация работы состоялась на расширенном заседании ученого совета ВНИИТЭ (2011г.) Результаты исследования внедрены в виде рекомендаций для построения комплексной программы работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения в форме докладов на научно-практических конференциях и статей, в виде тематических лекций и семинаров врачей и психологов, проходящих профессиональную переподготовку. Используется в НИИ Инсульта РГМУ, в нейрореанимационном и неврологическом отделениях ГКБ №31 (зав. кафедрой член-корр. РАМН проф. В.И. Скворцова). Основное содержание диссертационного исследования отражено в 8 публикациях, из них 4 – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России. ^
^ Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, 23 приложений. Основной объем диссертации изложен на 150 страницах машинописного текста. Библиографический указатель содержит 192 наименования (из них отечественных – 110, зарубежных – 82). Приведено 30 таблиц, 2 схемы, 30 гистограмм, 12 рисунков. ^ Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются теоретико-методологическая основа, объект и предмет исследования; формулируются гипотезы, цель и задачи исследования; обсуждается научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования; приводятся положения, выносимые на защиту. ^ «Выявление особенностей деятельности психолога в клинике церебрального инсульта» разработана профессиограмма психолога, работающего в неврологическом стационаре с больными церебральным инсультом. Представлен аналитический обзор научной литературы по проблеме психодиагностической и психокоррекционной задачам специалиста. Проводится анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме психологической работы с больными церебральным инсультом. В настоящее время в России в процессе терапии церебрального инсульта в остром периоде применяются в основном традиционные лечебные воздействия, которые включают преимущественно медикаментозную терапию и физиотерапию. Отсутствует система интеграции и внедрения в систему лечения знаний о современных и эффективных методах реабилитации, применяемых к больным церебральным инсультом. Данный подход показывает свою недостаточную эффективность. Это отражено в показателях летальности, социальной и психологической дезадаптации людей, перенесших инсульт головного мозга. Все зарубежные и отечественные исследования по вопросам психологической помощи больным церебральным инсультом относятся к поздним этапам реабилитации – раннему и позднему восстановительным периодам. Научных валидных данных и результатов исследований по вопросу эффективности и конкретного влияния проведенной психологической работы в остром периоде реабилитации нет. По данным Gubitz G. и Sandercock P. (2000) эффективность психотерапии у больных инсультом в рандомизированных исследованиях в целом оценивается редко. Так, в ряде исследований была доказана эффективность когнитивной поведенческой терапии у больных с постинсультной депрессией Hibbard M.R., Grober S.E., Stein P.N., Gordon W.A. (1992). По мнению Judd (1999) терапевтические возможности, предоставляемые нейропсихотерапией, в которой психотерапевтические методы адаптируются к особенностям мозгового дефицита больных, кажутся весьма перспективными. В одном из недавних систематических обзоров опубликованы данные о том, что было выявлено небольшое, но существенное влияние психотерапии в сочетании с лекарственной терапией на улучшение настроения после инсульта (Anderson C.S., Hackett M.L., House A.O., 2004). Рассматриваются особенности профессиональной деятельности психолога с больными церебральным инсультом. Дается анализ психологических состояний, предшествующих инсульту и психологических изменений после инсульта, как источников информации о направлениях психологического воздействия в постинсультном состоянии. Доказано, что депрессия и психоэмоциональные расстройства, связанные с психопатологическими синдромами, неблагоприятно отражаются на восстановлении психических, когнитивных, поведенческих, двигательных, чувствительных функций после перенесенного церебрального инсульта и связаны с плохим психосоциальным исходом и низким качеством жизни (Демиденко Т.Д., 2000, Ермакова Н.Г., 2000, Berg A., 2003). Представлены специфика организации и психокоррекционные средства работы психолога с больными церебральным инсультом. Показано, что отсутствуют программы психологической помощи больным церебральным инсультом в остром периоде реабилитации. Психолог не может эффективно организовать свою работу на данном этапе реабилитации и лечения больных инсультом. Это отражает низкий уровень качества трудовой деятельности психолога на данном этапе реабилитации и лечения и делает актуальным вопрос создания и внедрения программы психологической помощи именно в данный период восстановления, учитывая его специфику. Создания эффективной системы психологической службы, обеспечивающей комплексный подход к решению проблем острого реабилитационного периода больных церебральным инсультом, повысит качество трудовой деятельности психолога на данном этапе восстановления. Анализ особенностей работы психолога в клинике церебрального инсульта позволил определить цели и задачи психологической коррекции в остром периоде лечения и реабилитации больных церебральным инсультом. ^ «Комплексная программа работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания» описаны элементы разработанной программы: цель работы, задачи работы, принципы организации деятельности, трудовые функции психолога, практические навыки и умения клинического психолога, цели психологической коррекции, задачи психологической коррекции, этапы психологической коррекции, условия работы и адаптация труда специалиста к ним. Подробно описаны и обоснованы средства работы психолога - методы психологической диагностики и методы психологической коррекции. Представлена программа психокоррекционных занятий. В третьей главе «Эмпирическое исследование качества труда психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания после применения комплексной программы работы» обоснованы экспериментальная процедура, дана характеристика групп испытуемых. Представлен анализ результативности работы психолога и особенности психологического и функционально состояний специалистов после применения комплексной программы работы. Оценивается интегративный показатель – качество трудовой деятельности психолога по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания. Работа проводилась на кафедре фундаментальной и клинической неврологии ГОУ ВПО «Российский Государственный медицинский университет» Росздрава на базе и неврологического отделения ГКБ №31 г. Москвы (зав. кафедры член-корр. РАМН проф. Скворцова В.И.). Для оценки качества психологического и функционального состояний специалистов была сформирована группа психологов из 30 человек (24 женщины и 6 мужчин в возрасте от 24 до 46 лет), занимающихся психологической реабилитацией с больными церебральным инсультом в остром периоде заболевания согласно нашим методическим рекомендациям. Квалификация психологов соответствует требованиям, отраженным в разработанной психограмме клинического психолога, работающего в клинике церебрального инсульта, профессиональным стандартам. Психологи имеют высшее психологической образование по специальности клинический психолог, владеют средствами психодиагностической и психокоррекционной работы. Специалисты (29 человек) прошли обучение использованию разработанных программы и средств работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания в рамках курсов повышения квалификации. В соответствии с поставленными задачами и критериями отбора обследовано 127 больных, поступивших в неврологическое отделение 31 ГКБ за период времени с октября 2006 по июнь 2010 года с диагностированным церебральным инсультом. Диагноз церебрального инсульта устанавливался на основании данных анамнеза, клинических критериев, данных дополнительных методов исследования. 102 больным (80,3% от общего числа когорты) был поставлен диагноз ишемический инсульт, 25 больным (19,7%) – геморрагический инсульт. Группа больных для наблюдения и обследования была сформирована с учетом следующих критериев включения: больные с инсультом головного мозга в возрасте до 65 лет, у которых диагностируется нарушения психологического состояния, снижающие эффективность медицинской и социальной реабилитации. Критериями исключения явились: больные с инсультом головного мозга в возрасте от 65 лет, у которых диагностируется грубые нарушения речи (афазия), нарушение сознания. В группу обследуемых вошли 78 мужчин и 49 женщин. Возраст варьировал от 45 до 65 лет и в среднем составлял 59,94 ± 5,37 лет. Испытуемые были разделены на три группы. В первую группу вошли 46 человек, с которыми проводилась психокоррекционная работа по разработанной нами программе. С больными второй группы (30 человек) проводилась психологическая работа, отличная от работы по программе психокоррекции, разработанной нами. С больными третьей группы (51 человек) психокоррекция не проводилась. Для всех больных церебральным инсультом предусмотрено использование фармакотерапии, кинезотерапии, физиотерапии. Дополнительные лекарственные препараты не использовались. Первичное распределение больных церебральным инсультом в палаты реабилитации или палаты общего профиля производилось в случайном порядке. У всех больных диагностируется нарушения психологического состояния, нет грубых нарушений речи и нарушений сознания, сохранна способность к установлению контакта, сохранна критичность. Подробная характеристика групп представлена в тексте диссертации. Работа была построена следующим образом. Первый этап – анализ деятельности психолога в стационаре, выявление трудовых функций и средств работы, обоснование концепции повышения качества труда психолога, направленного на реабилитацию больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Разработка комплексной программы работы: психокоррекционной программы и средств деятельности психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Второй этап работы с больными – исследование (психодиагностика) особенностей эмоционального состояния, личностных характеристик и степени независимости в сферах самообслуживания больных церебральным инсультом, диагностика психологического и функционального состояний психологов, планирующих работать по созданной комплексной программе. Третий этап – методическое сопровождение деятельности психологов-специалистов, применение и апробация комплексной программы психологической работы. Четвертый этап работы – контроль эффективности работы психолога путем диагностики эмоционального состояния, личностных характеристик больных церебральным инсультом и степени независимости в сферах самообслуживания после проведенного лечения, контроль психологического и функционального состояний психологов, работающих по созданной комплексной программе. Пятый этап – оценка качества труда психолога в остром периоде реабилитации и лечения больных церебральным инсультом, применяющих комплексную программу работы по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Диагностика психологических проблем пациента с патологией головного мозга осуществлялась при врачебных беседах с ним, его родственниками и ухаживающим медицинским персоналом. Для оценки эмоционального состояния и личностных характеристик больных инсультом использовались следующие средства психодиагностики: наблюдение, клиническая беседа, библиографический метод. Также для психометрической оценки выделенных характеристик нами был обоснован и составлен пакет тестов. Средства психокоррекции: когнитивно-поведенческая терапия, гипнотерапия, арт-терапия. Повышение качества труда клинического психолога по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания заключается в: повышении эффективности работы клинического психолога на стационарном этапе реабилитации больных церебральным инсультом, выражающаяся в эффективности воздействия на психологическое состояние больных; повышении качества психологического и функционального состояний специалистов; совершенствованием технологии труда; повышении качества организации работы.Созданная комплексная программа и средства работы психолога служат цели повышения качества труда специалиста при работе с больными церебральным инсультом в остром периоде заболевания.Элементы комплексной программы: 1) Цель работы. 2) Задачи работы. 3) Принципы организации деятельности. 4) Функциональная составляющая деятельности клинического психолога в команде специалистов. 5) Практические навыки и умения клинического психолога. 6) Цели психологической коррекции. 7) Задачи психологической коррекции. 8) Этапы психологической коррекции. 9) Условия работы и адаптация труда специалиста к ним. 10) Методы психологической диагностики.11) Методы психологической коррекции. В основе концепции повышения качества труда психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения лежат принципы организации труда:
Трудовые функции психолога в клинике церебрального инсульта: диагностика, психологическая коррекция, экспертиза, профилактика, научная работа. Направления работы: психолог-больной, психолог-специалисты реабилитационной бригады, психолог-родственники болеющего. Психологическая работа начинается нами с того момента, когда больной становится доступен стабильному контакту (Схема 1). Этапы психокоррекции на остром этапе реабилитации:
Длительность психологической коррекции психологического состояния у больного церебральным инсультом в среднем – 21 день. Продолжительность одной сессии работы – 30-50 минут на психологическое тестирование и 50-60 минут 3-4 раза в неделю на психокоррекционные занятия (Схема 1). Еженедельно предъявлялась аудиозапись авторской методики гипнотерапии. Анализ особенностей работы психолога в клинике церебрального инсульта позволил определить цели психологической коррекции: 1) Стабилизация эмоционального фона со снижением уровня тревоги, депрессии, напряжения, беспокойства. 2) Выработка навыка планирования и создание адекватной лечебной и жизненной перспективы. 3) Изменение отношения к болезни и лечению. 4) Повышение степени независимости в сферах самообслуживания. ![]() Схема 1. Модель этапов программы психологической коррекции по неделям терапии Задачи работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания: снижение уровня тревоги и уровня депрессивности; обучение приемам преодоления стресса; осознание и принятие факта случившегося несчастья; проработка чувства вины и внешней обвиняющей позиции у больного; коррекция отношения к болезни и ее лечению; постановка актуальных целей реабилитации; постановка актуальных целей в различных сферах жизни болеющего человека с учетом принципа реальности; корректирование телесного восприятия себя; поддержание высокого уровня мотивации на восстановление здоровья; помощь в решении текущих проблем и перестройке образа жизни. В основе решений, касающихся работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом на этапе стационарного лечения в остром периоде заболевания, лежит правильная оценка психологического состояния и степени самостоятельности в сферах самообслуживания, а также динамики состояний под воздействием работы специалиста. В качестве инструментов измерения показателей эмоциональной и личностной сфер и последствий заболевания существует разнообразные шкалы, тесты и опросники. Критериями выбора послужили следующие характеристики средств психодиагностической работы психолога:
В работе психолога целесообразно применять методики психодиагностики, которые были нами использованы. Эффективны в работе клинического психолога следующие средства психологической коррекции психологического состояния больных церебральным инсультом на стационарном этапе реабилитации: когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, гипнотерапия и эриксоновский гипноз, авторская методика гипнотерапии. Выбор когнитивно-поведенческой терапии обусловлен возможностями этого средства работы психолога моделировать поведение и решить задачи: изменения представлений о себе; коррекции дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; расширения вариативности поведенческих стратегий; выработки копинг-стратегий, направленных на овладение адаптивными способами поведения; устранения нарушений контактов в структуре значимого микросоциального окружения; создания позитивных установок, развитие альтернативных интересов. Арт-терапия является максимально адаптированным средством в работе психолога с больными инсультом, учитывающим физические, физиологические, координационно-кинетические особенности этой группы больных. Эффективно воздействует на эмоционально-личностное состояние больного. Решает задачи: активизации общения с психологом; дифференциации своих переживаний; творческого самовыражения, позволяющего снизить эмоциональное напряжение за счет отреагирования переживаний и их сублимации; развития целеполагания и мотивации к выздоровлению через активизацию побуждения пациентов к самостоятельному творчеству; снижение уровня тревоги; повышение настроения и активности. Гипнотерапия в качестве инструмента реабилитационного воздействия используется благодаря возможностям метода активировать внутренние резервы психики, снять напряжение, тревогу, создать опору на положительные стороны своей личности, гармонизировать процессы активации и расслабления. Используются: ресурсные трансы (путешествие в ресурсное место, сопровождение в приятном воспоминании, визуализация центра самоисцеления и другие), обучение навыкам самогипноза, саморегуляции. Документация в работе психолога: записи о реабилитационной работе психолога у больных церебральным инсультом ведутся в разработанной психологической карте. Она служит информационным средством между психологов и другими членами реабилитационной бригады. В работе применяется разработанное средство труда – методика «Солнышко». Степень выраженности позитивных и негативных эмоциональных состояний представлена в виде шкал-лучей солнца. Шкалирование от 0 (чувство сейчас отсутствует) до 10 (чувство сейчас максимально выражено). Используется для диагностики актуальных состояний больного, оценки эффективности воздействия, определение актуальных мишеней психологической сессии, обратной связи для больного, наглядной демонстрации динамичности процесса восстановления, демонстрации улучшения состояний (психотерапевтический эффект). Для больных церебральным инсультом до проведения лечения характерны: астено-невротическая, астено-депрессивная тенденции, астено-ипохондрическая реакция на болезнь, состояние стресса, дезадаптация. Противоречивость и неустойчивость мотивационной направленности. Снижение коммуникативной функции, снижение психической и двигательной активности, снижение умственной и физической работоспособности. Защитные механизмы: избегание, интеллектуальная переработка, уход в мир мечтаний и фантазий. Актуальные потребности: самореализация, самоуважение, свобода принятия решений и действий, внимание окружающих, эмоциональная вовлеченность. Ведущая потребность: в понимании, любви, доброжелательном отношении. Блокированные потребности: в самостоятельности, независимости от внешних объектов, в теплых межличностных отношениях – внешне конкурирующие. Низкий уровень реактивной тревожности отмечается у 13,4% больных церебральным инсультом, умеренный уровень – у 51,55%, высокий уровень реактивной тревожности – у 35,05% больных церебральным инсультом. В группе диагностируется умеренная депрессия с тенденцией к высокой, низкий уровень активности и плохое самочувствие. Отмечается средний уровень мотивации к выздоровлению; адекватная оценка своего состояния в целом по группе с тенденцией к переоценке болезни с признанием частичного восстановления; средний уровень отношения к лечению, ответственность возлагается и на других, и на себя. Установлена полная зависимость больных церебральным инсультом в сферах самообслуживания: персональная гигиена, прием пищи, перемещение, мобильность, одевание, подъем по лестнице, прием ванны. С помощью действуют в сферах: контроль дефекации, контроль мочеиспускания, посещение туалета. Таблица 1. Данные методик психодиагностики больных церебральным инсультом группы 1, группы 2 и группы 3 до и после лечения
Анализ результативности применения комплексной программы работы психолога по реабилитации больных церебральным инсультом в остром периоде заболевания на этапе стационарного лечения. Для того чтобы сделать выводы о результате работы психолога в остром периоде реабилитации и лечения больных церебральным инсультом после применения специальной программы, проведен сравнительный анализ исследуемых показателей у обследуемых трех групп. Выявлены различия в уровне исследуемых признаков и распределений признаков. У больных церебральным инсультом, в лечении которых применялась комплексная программа работы психолога, по сравнению с больными церебральным инсультом, в лечении которых включена психологическая поддержка, отмечается статистически достоверное снижение уровня ситуативной тревоги (р<0,01), снижение уровня депрессии (р<0,01), повышение показателей уровня настроения, активности и самочувствия (p<0,05). Также отмечается положительная динамика (р<0,05) по показателям уровня мотивации к выздоровлению у обследуемых, повышение уровня признания факта возможности восстановления отдельных функций, так и сохранение остаточного дефекта, повышение показателей собственного вклада больного церебральным инсультом в процесс восстановления. Наблюдается увеличение количества больных церебральным инсультом с адекватной оценкой болезни и процесса лечения. Увеличилась степень независимости от помощи в сферах самообслуживания: персональная гигиена, одевание, посещение туалета, перемещение. У больных церебральным инсультом, в лечении которых применялась разработанная комплексная программа работы психолога, по сравнению с больными церебральным инсультом, в лечении которых не использовалась психологической работы, отмечается статистически достоверное снижение уровня ситуативной тревоги (р<0,01), снижение уровня депрессии (р<0,01), повышение показателей уровня настроения, активности и самочувствия (p<0,01). Таблица 2 Данные методики Индекс активности повседневной жизни Бартела больных церебральным инсультом до и после лечения
Примечание: * - p<0,05 Также отмечается положительная динамика (р<0,05) по показателям уровня мотивации к выздоровлению у обследуемых, повышение уровня признания факта возможности восстановления отдельных функций, так и сохранение остаточного дефекта, повышение показателей собственного вклада больного церебральным инсультом в процесс восстановления. Наблюдается увеличение количества больных церебральным инсультом с адекватной оценкой болезни и процесса лечения. Увеличилась степень независимости от помощи в сферах самообслуживания: персональная гигиена, одевание, посещение туалета, перемещение (p<0,05). У больных церебральным инсультом, в лечении которых включена психологическая поддержка, по сравнению с больными церебральным инсультом, в лечении которых не использовалась психологической работы, не отмечаются статистически достоверные изменения психологического состояния. Таким образом, данные наблюдения, беседы, психодиагностики у больных церебральным инсультом после проведенной работы по комплексной программе по сравнению с больными церебральным инсультом, в лечении которых психокоррекция по комплексной программе не проводилась, свидетельствуют о том, что у больных церебральным инсультом 1 группы: - стабилизировался эмоциональный фон: снизился уровень тревоги, депрессии, напряжения; - улучшилось самочувствие и настроение; - активировались защитные механизмы личности; - скорректировать иррациональные установки по отношению к себе, болезни, здоровью, лечению, другим, в результате чего повысится уровень мотивации в восстановлении состояния собственного здоровья; - установилась позиция сотрудничества, повысилась внутренняя активность личности; - сформированы планы на будущее. -увеличилась степень независимости от помощи в сферах самообслуживания. Таблица 3 Данные методик психодиагностики психологов, работающих по специальной программе с больными церебральным инсультом в остром периоде реабилитации и лечения, до и после использования
Примечание: * - p<0,05 ^ Анализ опросников психологов показал, что при работе по созданной программе происходит: повышение качества психологического состояния у специалистов: увеличение степени удовлетворенности своей работой и ее результатами; стабилизация эмоционального состояния: появляется спокойствие, уверенность, повышается настроение и активность; повышение степени терпимости по отношению к больному, эмпатии, стрессоустойчивости. Специалисты отмечают: увеличение объема выполненной работы (количества больных) за определенный промежуток времени, уменьшение времени одной рабочей сессии; увеличение организованности деятельности за счет увеличения определенности, четкости и ясности содержания труда; профессиональный рост, овладение новыми навыками и умениями; потребность в саморазвитии; увеличение собственно психологического вклада в работу команды специалистов; повышение статуса как специалиста. Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
^
Основное содержание диссертационной работы отражено в научных публикациях (общий объем – 1,05 п.л., авторский вклад – 0,83 п.л.). ^
Научные публикации в других изданиях:
|