|
Скачать 58.11 Kb.
|
Система развития интеллектуальных компетенций у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом Твардовская Алла Александровна Старший преподаватель Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт педагогики и психологии, отделение педагогики, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед специальной психологией, является задача создания эффективных технологий развития компетенций у детей с проблемами в развитии. Как известно, сегодня остро стоит вопрос о проблеме интеллектуального развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Именно несформированность многих мыслительных операций, неумение контролировать выполнение своих действий является одной из главных причин школьной дезадаптации многих младших школьников с нарушениями опорно – двигательного аппарата. В настоящее время наиболее многочисленную группу детей составляют дети с детским церебральным параличом. По данным клинических, нейропсихологических и психолого - педагогических исследований (Архипова Е.Ф., Бадалян Л.О., Данилова Л.А., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., Мамайчук И.И., Калижнюк Э.С., Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Семенова К.А.,Симонова Т.Н., Туторская Г.В. и др.) дети с церебральным параличом имеют специфические особенности мыслительной деятельности и нуждаются в специальной целенаправленной психокоррекционной работе. Основная цель данной статьи состоит в рассмотрении психолого-педагогических условий и системы психокоррекционной работы, направленной на развитие интеллектуальных компетенций, а именно мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом на индивидуальных и групповых занятиях психолога. Организуя психокоррекционную работу, мы опирались на основополагающие методологические принципы, изложенные в трудах Л.С.Выготского, В.И.Лубовского, У.В.Ульенковой, Е.М.Мастюковой, И.Ю.Левченко: единство коррекции, диагностики и развития, взаимосвязь коррекции и компенсации, комплексность подхода к коррекции нарушений, дифференцированный подход, личностно-ориентированный и деятельностный подход, оптимистический подход, активное привлечение ближайшего социального окружения; обязательное включение двигателъно-кинестетического анализатора в процесс коррекционно-развивающей работы. Организуя целенаправленное психокоррекционное взаимодействие психолога и детей с ДЦП мы соблюдали ряд психолого-педагогических условий. 1. Учет степени тяжести двигательного нарушения, клинической формы и сторонности поражения младших школьников с ДЦП. (специальные парты, стулья, фиксация раздаточного материала на парте для предупреждения двигательной неловкости, а также соблюдение индивидуального ортопедического режима и контроль за адекватным положением ребенка с церебральным параличом на занятии). 2. Проведение комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей работы, предусматривающей одновременное воздействие на двигательную сферу, психику и речь. Разрабатывая психокоррекционные программы необходимо не пассивно приспособлять их к слабым сторонам психики ребенка, а с опорой на принцип активного воздействия на его умственное развитие максимально использовать потенциально сохранные возможности. 3. Учет условия «формирования адекватной реакции на неуспех» (по терминологии Н.Л. Белопольской). В ходе психокоррекции, с целью предупреждения негативных реакций, все задания занятия необходимо предъявлять от простого к сложному, предусматривать смену видов деятельности для поддержки активности ребенка; использовать дозированную помощь в соответствии с индивидуальным уровнем умственного развития ребенка с ДЦП (стимулирующую, организующую, направляющую, обучающую); дозированность заданий, пошаговость в предъявлении материала и опора на субъективный опыт ребенка. 5. Включенные задания, упражнения должны быть адекватны не только его хронологическому возрасту, но и учитывать уровень сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Важным аспектом данного условия является логически разработанная система заданий, приемов с опорой как на учебный (математический, грамматический, лексический материал различных учебных предметов), так и на не учебный материал, тем самым оказывая качественное влияние на умственное развитие учащихся. 6. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе психокоррекционной работы. Одно и то же задание может выполняться детьми с ДЦП на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи, на вербальном и невербальном уровнях. 7. Учет нарушений мышечного тонуса. Патологический гипертонус с напряженностью позы, недостаточная пластичность приводят к быстрому утомлению, нарушению внимания и вызывает усталость рук. Поэтому необходимо в процессе индивидуального или группового занятия не реже 1-2 раз проводить работу (физкультминутки, физкультпаузы), способствующую снижению гипертонуса и активизирующие внимание детей и повышающие продуктивность мыслительной деятельности. Указанные выше условия реализуются в системе специальных коррекционно-развивающих занятий. В основу созданного нами психокоррекционного комплекса занятий была положена мысль об интеграции трех направлений в коррекционной деятельности с целью преодоления нарушений мыслительной деятельности у детей, страдающих церебральным параличом. Выделим данные направления: - коррекционная работа, направленная на активное овладение ребенком с ДЦП общей структурой мыслительной деятельности (мотивационным, операциональным и регулятивным компонентами); - работа, направленная на развитие связной речи. - работа по развитию тонкой моторики и графических навыков. Первое направление является «стержнем» в психокоррекционной программе; одним из важных ее результатов является активизация мыслительной деятельности, как в учебной, так и во внеурочной ситуации в зависимости от степени тяжести, формы и сторонности двигательного нарушения. Включение второго направления в систему психокоррекционной помощи определяется важностью функции связной речи в процессе овладения детьми школьной программой, в процессе регуляции и контроля своего поведения, а также эффективности их социальной адаптации. Использование третьего направления в психокоррекционной деятельности мы также считаем важным и необходимым, так как уровень графических навыков больных детским церебральным параличом довольно низок. При подборе техник и приемов целенаправленного развития мыслительной деятельности как основы интеллектуальной компетентности, мы опирались на исследования Богданова В.П., Венгер Л.А., Венгер А.Л., Восканян К.В, Вильшанской А.Д., Заики Е.В., Зака А.З, Тихомирова О.К., Ермаковой Е.С., Цибух Л.Н, Чебыкина А.Я. и др. Было отобрано более 50 различных техник, приемов, ориентированных на развитие мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом. К таким приемам, активизирующим мыслительную деятельность можно отнести такие, как «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Классификация предметов», «Разрезные картинки», «Танаграм», «Перечень возможных причин», «Множественные группировки», «Поиск противоположных предметов», «Подчеркни лишнее», «Поиск соединительных звеньев», «Ассоциации» и др. [1,2,3,4] На начальном этапе работы в содержании приемов включался не учебный материал. Дальнейшее использование техник и приемов, осуществлялось на материале разных учебных дисциплин, то есть создавались условия для его обобщения и развития интеллектуальной компетенции. При этом перед учащимися могла стоять одна и та же учебная задача (одно задание, но разный материал), или же задания предлагались разные, но при решении, требующие использования аналогичных приемов мыслительной деятельности. Таким образом, развитие интеллектуальной компетенции является важным направлением работы специалистов с детьми с ДЦП. Данная работа, эффективна при соблюдении определенных условий: учете степени тяжести двигательного нарушения, клинической формы и сторонности поражения младших школьников; учете нарушений мышечного тонуса; наличии комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей работы, предусматривающей одновременное воздействие на двигательную сферу, психику и речь; при учете эмоциональных и личностных особенностей детей с двигательной патологией; их индивидуальных особенностей. Литература
|