Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии





Скачать 157.21 Kb.
Название Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии
Дата 24.05.2013
Размер 157.21 Kb.
Тип Образовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. А.И. Данилова г. Уварово


Утверждена

На заседании МО

Зам.директора ______Т.Н.Мананникова

от «10 » «_апреля_»2008г.

Протокол № 5





Образовательная программа дополнительного образования

детей младшего школьного возраста по валеологии.


Составила Солопова А.А.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №3 им.А.И. Данилова.


Тип программы: модифицированная.

Вид программы: спортивно - оздоровительная.


Возраст детей: 7 – 11 лет.


Срок реализации: 4 года.


г. Уварово.

2008г.

^ Пояснительная записка.

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья последние годы заметно возросло.

Юная личность порой без разбора “пожирает” окружающий его мир. Оказавшись в ситуации обилия внешних соблазнов, ребенок не всегда может разобраться в сути и принять верное решение. Нельзя выпускать его в мир невооруженным идейно, без личных убеждений, не обученного основным знаниям психологии, диалектики, валеологии.

В школьных программах все больше расширяется разрыв со сложной современной жизнью, переплетением личных и государственных проблем. Все меньше уделяется времени на воспитание и приобретение учеником сознательной дисциплины. Очень трудно без этого искать свое место в жизни. Возникает педагогическая задача - формировать валеологические убеждения у школьников в образовательном процессе. И начинать это необходимо уже в начальной школе.

Школа, которая не готовит детей к жизни, очень слабая. Школа учит многому, но редко тому - как жить. Житейская несостоятельность у школьников-отличников такая же, как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Школа готовит будущих работников, но не учит понимать себя и другого, не учит дружить, любить, не учит тому, как в жизни выживать и как жизнь праздновать.

Возрастающее ослабление физической выносливости и душевной энергии при городской жизни без физической работы и закалки, и в то же время при значительной нервной нагрузке, расстраивает биологическую природу человека. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми в любой ситуации. Но таких не много. Большая часть нашей молодежи наглядно демонстрирует переоценку человеческих ценностей, выбирая материальное благополучие. Принцип “здесь и сейчас” - основной мотив совершаемых действий у подростков. А что потом, какие последствия, какой результат и во имя чего?

Необходимо ориентировать обычных ребят и девушек на развитие у них собственных валеологических убеждений. Если человек любит себя, мир, людей, если он владеет культурой мышления, знает, для чего он живет - он сумеет справиться со всеми своими проблемами. Секрет гармонии человека с окружающим миром – здоровый образ жизни.

^ Цель программы: формирование основ валеологического мировоззрения, школьников и их родителей, их мотивация на здоровый образ жизни; охрана и укрепление здоровья школьников.

Задачи:

  • формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

  • формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью, формирование у учащихся потребности в здоровье;

  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;

  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.



^ Актуальность программы

Здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Необходимо выделить две оздоровительно - развивающие линии рекомендованные в учебно-воспитательном процессе современной школы - это развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к физической культуре. Исходя из представлений о ребенке, как целостном организме, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и социально-экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект усматривается нами в воспитании у ребенка способностей регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности, которая носит творческий характер.

Целью успешной работы педагога можно назвать успешность создания медико-психологических, социально-педагогических условий, формирование гигиенической культуры ребенка в рамках школьной программы, предполагающих решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья ребенка, совершенствование его душевного развития и защитных свойств, улучшение органической и умственной работоспособности.

2. Воспитание у детей личной физической культуры, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие потребности в физическом совершенствовании, воспитании чувства заботы о своем здоровье и привычки к здоровому образу жизни.

3. Обеспечение душевного и психологического благополучия, комфортного состояния, связанного с двигательной деятельностью, расширение возможностей ребенка в освоении окружающего мира. Учебно-воспитательный процесс строится на основе психодиагностики, психопрофилактики и коррекции.

Задачами гигиенического воспитания младших школьников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего “Я”, возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек.

^ Принципы, заложенные в содержании программы курса:

Общеметодические – определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса;

принцип сознательности и активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества;

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;

принцип повторения и постепенности;

принцип доступности и ндивидуализации;

принцип непрерывности – выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса;

принцип цикличности – заключается в повторяющейся последовательности занятий;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

принцип активного обучения – заключается в использовании активных форм и методов обучения;

принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей;

принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению укреплению здоровья на практике;

принцип интегративности – предполагает взаимосвязь с содержанием окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка и других предметов начальной ступени обучения.

^ Содержание программы:

Структура программы:

  • теоретический раздел

  • практический раздел

Цель теоретического раздела программы состоит в том, чтобы дать минимально достаточный объем знаний, необходимых ребенку для осмысления своих личностных особенностей, природных качеств и причин человеческого бытия. Научить ребенка задавать вопросы (не надо отвечать на вопросы, которые они еще не задали). Обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать. Каждое теоретическое занятие включает четыре этапа:

  • Информация к размышлению

  • Фантазирование

  • Упражнения на развитие культуры мышления, культуры этики.

  • Психогимнастика

Цель практического раздела сводится к тому, чтобы ребенок в ходе практических действий имел возможность пережить различные эмоциональные состояния. Только тогда будет происходить постепенное принятие или не принятие ребенком конкретных действий для укрепления собственного здоровья. Формирование валеологических убеждений происходит по формуле: “логическое познание (мысль) - пережито (чувства) - принято (это мое) - сделано (моя деятельность и мое поведение)”.

Теория должна закрепляться практикой или наоборот: теория может вытекать из практики. Главное - знание должно быть пережито ребенком, а новые знания чаще приобретены самостоятельно и практически.

Тематические блоки программы:

  • “Человек и окружающая среда”.

  • “Экология и здоровье”.

  • “Я и моё здоровье”.

  • “Спорт и здоровье”.

  • “Антропогенная среда и здоровье человека”.

На занятиях по валеологии дети приобретают не только валеологические знания, умения и навыки, но и с помощью педагога извлекают для себя знания в области личной, общественной и школьной гигиен. Это способствует воспитанию ребенка, умеющего быть здоровым.  Чтобы достичь данной цели необходимо при организации занятий валеологии учитывать возрастные особенности детей, их потребность в саморазвитии, игре, подражании.

А также использовать на занятиях валеологии различные методы и приемы, способствующие формированию у учащихся здорового образа жизни:

практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения и др.


Одним из методов валеологического воспитания младшего школьника является метод разработки проектов.

В педагогике метод разработки проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Варианты валеопроектов учитель может придумывать сам, в содружестве с детьми и родителями. Объединяя проекты, можно составить валеопрограммы для внеклассной работы по годам обучения, например:

1-й год - «Что такое здоровье»: включает проекты по выделению компонентов здоровья, по предупреждению вредных привычек;

2-й и 3 год обучения - «Творим свое здоровье»: проекты по ознакомлению с формами и средствами закаливании, системами оздоровления;

4-й класс - «Мое здоровье - здоровье других людей - здоровье природы»: проекты практического направления - изучение экологического состояния различных объектов, организация трудовых операций, экологических патрулей и рейдов, знакомство с деятельностью учреждений по охране природы и здоровья людей.

Еще одним методом воспитания здорового образа жизни является метод гигиенического практикума.

Например, «Валеологический практикум»:

  • - методика «Чистые руки, здоровые зубы»;

  • - методика «Первая помощь»;

  • - методика «Уметь отказаться».

Во время эксперимента перед педагогом были поставлены следующие задачи:

- создание, поддержание и упрочнение у детей мотивации здорового образа жизни;

- включение в содержание образования информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;

- формирование умений и навыков здравотворческой деятельности учащихся;

- создание благоприятной социо-культурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, формированию здоровья, предупреждению дистресса и хронического утомления;

- привитие навыков гигиены в школе и дома;

- формирование умений и навыков для оказания первой помощи;

- проведение бесед лечебно-профилактического значения для младших школьников.

Данная форма организации деятельности учащихся направлена на развитие и совершенствование гигиенических умений и навыков. Первая часть заданий включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, соблюдение правил личной гигиены, культурное поведение за столом и др. Вторая часть заданий предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ.

Свободный осмысленный выбор учеником своего здорового образа жизни происходит через развитие культур:

  • культуры мышления

  • культуры этики

  • культуры движений

  • культуры традиций.

Действующим началом будут являться его валеологические убеждения.


Формы работы: анкетирование, психологические исследования, практикумы здоровья, конкурсы, часы познания, научные калейдоскопы, интеллектуальные игры, часы общения, говорящие выставки, выставки-сигналы, аукционы знаний, праздники русской кухни, рекомендательные часы, театры-экспромты, беседа-диалог, деловая игра, урок-практикум, наблюдение, диагностика.

Основными формами можно считать практические занятия.

Используемые на занятиях разнообразные средства и методы помогут педагогу реализовать задачи данной программы.

Основное содержание программы рассчитано на 4 года обучения детей младшего школьного возраста. Всего в программу вошло 128 занятий, которые могут быть творчески использованы педагогами, т.к.
каждое из них имеет свои цели, задачи, методы. Таким образом, программа может быть реализована не только в полном объеме, но и поблочно или в форме отдельных занятий. Продолжительность одного занятия на первом году обучения 40 минут, 2 – 4 года обучения – 1,5ч. 1 раз в неделю.

Обеспечение:

  • классное помещение,

  • наличие технических средств обучения (теле-видеоаппаратура),

  • видео материалы,

  • сюжетные иллюстрации,

  • таблицы, схемы и т.д.,

  • подбор используемой литературы



^

Тематическое планирование занятий теоретического раздела


Первый год обучения. (32 занятия)

Занятие 1. Дружи с водой.

Занятие 2. Друзья Вода и Мыло

Занятие 3. Забота о глазах.

Занятие 4. Уход за ушами

Занятие 5. Почему болят зубы.

^

Занятие 6. Уход за зубами.

Занятие 7. Уход за руками и ногами.

Занятие 8. Зачем человеку кожа.

Занятие 9. Забота о коже.

Занятие 10. Как следует питаться.

Занятие 11. Здоровая пища для всей семьи.

Занятие 12. Как сделать сон полезным.

^

Занятие 13. Настроение в школе.

Занятие 14. Настроение после школы.

Занятие 15. Поведение в школе.

Занятие 16. Я – ученик.

Занятие 17. Вредные привычки.

Занятие 18. Вредные привычки.

Занятие 19. Мышцы, кости и суставы.

Занятие 20. Осанка – стройная спина.

^

Занятие 21. Как закаляться.

Занятие 22. Обтирание и обливание.

Занятие 23. Если хочешь быть здоров.

Занятие 24. Как правильно вести себя на воде.

Занятие 25. Игры и упражнения на воде.

Занятие 26. Обучение плаванью.

^

Занятие 27. Правила безопасного поведения в доме.

Занятие 28. Правила безопасного поведения на улице.

Занятие 29. Правила безопасного поведения в транспорте.

Занятие 30. Народные игры.

Занятие 31. Подвижные игры.

^

Занятие 32. Спортивный праздник «Призы Физкультоши»




Второй год обучения (32 занятия)

Занятие 1. Какой я, какие другие?

Занятие 2. Что такое здоровье?

Занятие 3. Почему мы болеем.

Занятие 4. Кто нас лечит.

Занятие 5. Прививки от болезней.

Занятие 6. Что нужно знать о лекарствах.

Занятие 7.Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Занятие 8. Как я встречаю новый день?

Занятие 9. Надо, надо умываться.

Занятие 10. Мой режим дня.

Занятие 11. Как я делаю домашние уроки.

Занятие 12. Самые полезные продукты.

Занятие 13. Как правильно есть?

Занятие 14. Плох обед - если хлеба нет.

Занятие 15. Волшебное “Млеко”.

Занятие 16. “На вкус и цвет товарищей нет”.

Занятие 17. “Если хочется пить …”.

Занятие 18. Что надо есть, если хочешь стать сильнее?

Занятие 19. Здоровье и спорт.

Занятие 20. Моя красивая осанка.

Занятие 21. Делать добро спеши.

Занятие 22. Доброму все здорово.

Занятие 23. Чем сердиться, лучше помириться.

Занятие 24. Какой я, какие другие? Чему я научился на занятиях?

Занятие 25.Мое здоровье - моя программа.

Занятие 26. Правила обращения с огнем. Первая помощь при ожогах.

Занятие 27. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Первая помощь при травмах.

Занятие 28. Предосторожности при обращении с животными. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Занятие 29. Первая помощь при отравления жидкостями, пищей, парами, газами, дымом.

Занятие 30. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло.

Занятие 31. Первая помощь при перегревании и тепловых ударах.

Занятие 32. Сегодняшние заботы медицины


Третий год обучения (32 ч)

Занятие 1. Зачем детям ходить в школу?

Занятие 2. Чего не надо бояться.

Занятие 3. Учимся думать.

Занятие 4. Спеши делать добро.

Занятие 5. Почему мы говорим неправду.

Занятие 6. Почему мы не слушаемся родителей.

Занятие 7. Надо уметь сдерживать себя.

Занятие 8. Как отучить себя от вредных привычек.

Занятие 9. Что делать, если не хочется в школу.

Занятие 10. Чем заняться после школы.

Занятие 11. Как помочь родителям, больным беспомощным.

Занятие 12. Как помочь больным беспомощным..

Занятие 13. Откуда я родом?

Занятие 14. Прошлое: Я до школы

Занятие 15. Мое будущее.“

Занятие 16. Линия жизни”.

Занятие 17. Как устроен человек?

Занятие 18. Легко ли выдумывать? (Понятие о фантазировании).

Занятие 19. Придумывание сказок.

Занятие 20. Внимание.

Занятие 21. Память.

Занятие 22. Мышление.

Занятие 23. Воображение.

Занятие 24. Эмоции.

Занятие 25. Чувства и поступки.

Занятие 26. Стресс.

Занятие 27. Настроение плохое и хорошее.

Занятие 28. Общение.

Занятие 29. Несловесное общение.

Занятие 30. Как выбрать себе друзей.

Занятие 31. Что такое здоровье.

Занятие 32. Мое здоровье - моя программа



Четвертый год обучения (32 ч)

Занятие 1. Я продолжаю расти.

Занятие 2. Давай разберемся вместе.

Занятие 3. Учусь держать себя в руках.

Занятие 4. Проблемы общения.

Занятие 5. Конфликты.

Занятие 6. Урегулирование конфликтов.

Занятие 7. Понятие о противоречии. Противоречия в свойствах характера.

Занятие 8. Противоречия в ситуациях.

Занятие 9. Противоречия: цель - средства.

Занятие 10. Какой человек добрый?

Занятие 11. Щедрость и жадность.

Занятие 12. Драться или не драться.

Занятие 13. Здоровье: цель или средство?

Занятие 14. Когда я стану взрослым?

Занятие 15. Алгоритм жизни.

Занятие 16. Мои вопросы.

Занятие 17. Юмор и логика.

Занятие 18. Виды отношений.

Занятие 19. Уникальность человека.

Занятие 20. Учимся думать и действовать.

Занятие 21. Учимся находить причину и последствия событий.

Занятие 22. Умей выбирать.

Занятие 23. Принимаю решение.

Занятие 24. Я отвечаю за свое решение.

Занятие 25. Волевое поведение.

Занятие 26. Зависимость.

Занятие 27. Умей сказать: «Нет»

Занятие 28. Я умею выбирать.

Занятие 29. Мальчишки и девчонки.

Занятие 30. Моя семья.

Занятие 31. Урок - квн «Наше здоровье»

Занятие 32. Будьте здоровы
^

Блоки практического раздела программы


1-й блок

Здравствуйте!

Знакомство ребят.

Тренинг "Автобиография".

Во что ты веришь в этой жизни?

Что такое "Детство"?

Кого можно назвать маленьким и большим?

Тренинг “С неба упал мешок”.

^ Выезжаем на природу! Практикум:

“Пойти туда, не знаю куда”

“Змей бояться - в лес не ходить”

“Не садись на пенек, не ешь пирожок”

“Не все полезно, что в рот полезло”

“Не пей - козленочком станешь”

“Не все пьется, что льется”


2-й блок

Что делать? Практикум:

Определение своего внутреннего состояния и резервных физических возможностей.

“Посреди реки разожгу костер”

“Взвейтесь кострами”

“Под кустом - не под мостом”

“Рай в шалаше”

“Ой, мороз, мороз!”

“Спасательный друг”


3-й блок

Твой путь к Здоровью!

Разгадывание тайны пирамиды или маршрут тропы “Здоровья”.

Жизненные сценарии замечательных людей.

Где найти резервы здоровья?

Выбор пути. Мои традиции здоровья.

^ От соблазна к кошмару. Практикум:

“На друга надейся, а сам не плошай”

“Каждая соринка в желудке витаминка”

“Сам себе доктор: СУ-рука, ДЖОК - нога”

“Что у вас с рукой?”

4-й блок

Диалектика жизни!

Законы диалектики. Решение исследовательских задач: “Предложите гипотезу” (задачи на объяснение явления),”Найдите противоречие”, “Выявите нежелательные явления”.

^ В минуту жизни трудную. Практикум:

“Как научиться забывать ненужное”

“Как самому себя восстановить”

“Как самому себя настроить”

5-й блок

Помоги себе Сам - Создай Себя

Путешествие в страну “Здоровья”.

Личное Дело (валеопрограмма).

Мои планы на будущее.

Кем ты хочешь стать?

Моя семья (об отношениях с родителями).

Я несу ответственность за себя.

Уважение и самоуважение.

Трудный возраст и Твои проблемы..

^ Я расту или мне все это снится? Практикум:

"Каким я буду в старости?"

"Какой я сын?"

"Какая Я дочь?"

“Ценности в моей жизни”

“Откровения” (послание потомкам)

Праздник “Valeo”


^ В процессе реализации данной программы младший школьник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:


  • знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

  • понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

  • знать и соблюдать правила личной гигиены,

  • гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

  • уметь правильно строить режим дня и выполнять его;

  • знания, необходимые для осмысления своих личностных особенностей, природных качеств и причин человеческого бытия;




  • знания и умения по оказанию первой помощи в различных ситуациях;




  • необходимые гигиенические и двигательные навыки;




  • навыки мыслительных операций.



Литература.

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 – 4 класс. М., 1995.

  2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.

  3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., «ВАКО», 2004

  5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., «ВАКО», 2004.

  6. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М., «Книголюб», 2002.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Образовательная программа. Спортивный туризм. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Программа спортивной секции «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» Программа

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Т. Е. Виленская Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Образовательная программа дополнительного образования детей «Аэрокосмический курс с первоначальной

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Система развития интеллектуальных компетенций у детей младшего школьного возраста с детским церебральным

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Изменения клеточного энергообмена и возможности их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Особенности психологического консультирования детей младшего школьного возраста в условиях детского

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon Специальность: клинический психологии Дипломная работа на тему: Психокоррекция энуреза у детей дошкольного

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии icon О. И. Суслова, Е. Н. Горина изучение мотивации учебной деятельности умственно отсталых детей-сирот

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы