|
Скачать 3.06 Mb.
|
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ^ � Узбекистан* ** [2 июля 2010 года] Содержание Пункты Стр. Сокращения 3 I. Введение 1−39 4 II. Общий базовый документ 40−313 11 A. Общая информация о представляющем доклад государстве 40−133 11 1. Демографические, экономические, социальные и культурные особенности государства 40−55 11 2. Конституционная, политическая и правовая структура государства 56−133 23 B. Общие рамки защиты и поощрения прав человека 134−295 39 1. Принятие международных норм в области прав человека 134 39 2. Правовые рамки защиты прав человека на национальном уровне 134−229 43 3. Рамки поощрения прав человека на национальном уровне 230−281 57 4. Процесс представления докладов на национальном уровне 282−295 65 C. Информация о недискриминации и равенстве и об эффективных средствах правовой защиты 296−313 68 III. Информация о выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 314−977 71 Статья 1. Право на самоопределение 314−334 71 Статья 2. Основные направления соблюдения положений Пакта 335−373 73 Статья 3. Обеспечение равенства мужчин и женщин 374−439 81 Статья 4. Запрет необоснованного ограничения прав граждан 440−456 89 Статья 5. Способы защиты нарушенных прав и их восстановления 457−471 92 Статья 6. Право на труд 472−535 95 Статья 7. Справедливые и благоприятные условия труда 536−571 103 Статья 8. Право на создание профессиональных союзов 572−604 107 Статья 9. Право на социальное обеспечение 605−652 112 Статья 10. Социальная защита семьи, материнства и детства 653−714 119 Статья 11. Право на достаточный уровень жизни 715−770 128 Статья 12. Право на достижимый уровень физического и психического здоровья 771−855 136 Статьи 13 и 14. Право на образование 856−925 146 Статья 15. Право на участие в культурной жизни 926−977 154 Приложения Сокращения
^ � I. Введение 1. Главная особенность экономических, социальных и культурных прав человека состоит в том, что при помощи этих прав обеспечивается удовлетворение жизненных потребностей каждого индивида, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Данная категория прав человека зависит во многом от уровня экономического и социального развития государства, их обеспечение требует больше времени и значительных материальных ресурсов, активных действий в создании гражданам достойного уровня жизни. 2. В Республике Узбекистан с первых дней независимости утвердилось понимание того, что осуществление гражданских и политических прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут представлены равные возможности в удовлетворении своих жизненно важных потребностей в питании, жилье, охране здоровья, труде. 3. Реализация в Узбекистане экономических, социальных и культурных прав человека является приоритетным направлением деятельности государства и общества, которое в 2006-2010 г.г. развивалось на фоне значительного продвижения страны по пути формирования демократического правового государства, совершенствования социально-экономической политики, позволившей успешно преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, обеспечить защиту, в первую очередь, экономических и социальных прав малообеспеченных граждан и социально уязвимых слоев населения. 4. В указанный период приняты меры по совершенствованию правовой базы и механизмов реализации политических, экономических, социальных и культурных прав человека, обновлению законодательства, регулирующего права граждан на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, труд и отдых, развитие физической культуры и спорта. Были внесены изменения и дополнения, направленные на усиление правовых гарантий реализации этих прав, а именно: приняты новые редакции законов "О социальной защищенности инвалидов", "О пенсионном обеспечении граждан", "Об образовании", "Об охране труда", "О занятости населения", "Об охране здоровья". 5. В указанный период продолжались реформы в судебно-правовой сфере: a) во-первых, с 1 января 2008 г. в стране отменено наказание в виде смертной казни, что позволило заменить данный вид наказания на пожизненное и длительное лишение свободы и присоединиться ко второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, посвященному вопросам отмены смертной казни; b) во-вторых, с 1 января 2008 г. в Узбекистане введен институт "Хабеас корпус", согласно которому выдача санкции на заключение под стражу передана от органов прокуратуры судам, что усилило судебный контроль за соблюдением прав человека на этапе предварительного следствия; c) в-третьих, принят Закон "О противодействии торговли людьми", которым сформирована система органов в сфере борьбы с торговлей людьми, в Уголовный кодекс внесена ст. 135 "Торговля людьми", которая определяет признаки этого преступления и меры наказания для лиц виновных в его совершении, принят Национальный план действий по повышению эффективности торговли людьми на 2008-2010 годы и создан Республиканский реабилитационный центр для жертв торговли людьми; d) в-четвёртых, на основе внесения изменений и дополнений в законы "Об адвокатуре", "О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защиты адвокатов", в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административной ответственности проведена реформа системы адвокатуры, которая способствовала обеспечению равенства процессуальных прав обвинения и защиты в уголовном процессе, внедрению демократического института "Правила Миранды", установлению ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов. 6. Большое внимание в этот период уделялось организационно-правовой и финансовой поддержке национальных институтов по правам человека, созданных в Узбекистане. В частности, в 2009 г. внесен ряд изменений и дополнений в законы "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан для усиления правовых гарантий реализации полномочий парламентского Омбудсмена по рассмотрению жалоб и заявлений граждан. 7. В рамках празднования 60-летия Всеобщей декларации прав человека в 2008 году было принято специальное постановление правительства Республики Узбекистан "О комплексе мер по государственной поддержке национальных институтов по правам человека", которое содействовало повышению материально-технического и кадрового потенциала Омбудсмена и Национального центра Республики Узбекистан по правам человека. 8. Республика Узбекистан продолжила усилия по формированию активного гражданского общества, созданию системы партнерских отношений между государством и обществом для чего: a) во-первых, сформирован и эффективно функционирует двухпалатный парламент, активно сотрудничающий с политическими партиями, ННО и органами самоуправления граждан; b) во-вторых, 2009 г. был ознаменован важным событием в политической жизни страны – были проведены выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы власти, которые еще раз продемонстрировали демократический характер избирательной системы и политическую активность избирателей; c) в-третьих, принят закон "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны" от 11.04.2007 г., который сформировал процедуры партийного контроля за назначением высших должностных лиц органов исполнительной власти, а также закон "О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций", представивший возможность получения ННО государственной помощи в виде социальных заказов, грантов и субсидий. d) в-четвёртых, Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняли совместное Постановление "О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества" от 03.07.2008 г., которым созданы Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, а также Парламентская комиссия по управлению средствами Фонда. 9. Заметным событием стало широкое празднование в стране 60-летия Всеобщей декларации прав человека. Этому событию был посвящен Указ Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 г., который утвердил Программу мероприятий, содержащую целый комплекс законодательных, организационных и информационно-просветительских мер, которые были реализованы в течение всего года. В 2008 г. были по рекомендации международных конвенционных органов приняты законы "О гарантиях прав ребенка" от 08.01.2008 г., "О противодействии торговле людьми" от 17.04.2008 г., "О присоединении Узбекистана к конвенциям МОТ №138 (1973 год) о минимальном возрасте для приема на работу и №182 (1999 год) о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда", двум Факультативным протоколам к Конвенции о правах ребенка, Конвенции ООН против коррупции, Протоколу о предупреждении и пересечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. 10. С каждым годом продвижения вперед оправдывает свою правильность и состоятельность принятая в Узбекистане модель перехода к социально-ориентированной свободной рыночной экономике, базирующейся на таких известных пяти принципах, как: деидеологизация, прагматичность экономической политики, выраженной как приоритет экономики над политикой, возложение роли главного реформатора на государство, обеспечение верховенства закона, проведение сильной социальной политики, поэтапность и постепенность в реализации реформ. 11. Реализуемая в Узбекистане взвешенная, всесторонне продуманная политика по реформированию, либерализации и модернизации, в первую очередь экономики страны, диверсификации ее структуры создали достаточно мощный заслон, прочный и надежный буфер, предохраняющий Узбекистан от негативных воздействий кризисов и других угроз. 12. Ясно отдавая себе отчет в том, что Узбекистан как часть интегрированного глобального экономического пространства испытывает и будет далее испытывать негативные, все более жесткие последствия мирового кризиса, во второй половине 2008 г. разработана Антикризная программа мер на 2009-2012 г.г. с учетом конкретных условий и положения дел в экономике страны. 13. В настоящее время Антикризная программа мер по предотвращению и нейтрализации последствий мирового экономического кризиса после апробирования и своего утверждения доведена до конкретных исполнителей как в отраслевом, так и в территориальном плане. Создана Правительственная комиссия и территориальные группы для обеспечения жестокого контроля за выполнением программы. 14. В целях разъяснения причин и определения прогнозов дальнейшего развития мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году, в 2009 году опубликована книга Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова "Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана". Книга посвящена воздействию мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана, факторам смягчающим его последствия, в ней определены конкретные меры, направленные на повышение уровня социально-экономического развития страны на основе реализации Антикризисной программы на 2009-2012гг. 15. Значительное внимание государством уделяется принятию эффективных мер по смягчению для граждан страны последствий мирового финансово-экономического кризиса, проведению своевременной и упреждающей политики по защите экономики, социальной сферы и прав граждан от негативного влияния кризиса на уровень благополучия населения, особенно его социально уязвимых групп, женщин, детей, инвалидов, пенсионеров. 16. Существенную роль в смягчении последствий мирового финансово-экономического кризиса на экономическое развитие Узбекистана сыграла социальная направленность реформ, осуществляемых в стране, созданная система правовых, организационных, социально-экономических мер, направленная на социальную защиту населения в рамках ежегодных государственных программ оказания помощи нуждающейся части населения. 17. Так, в 2007 г. в Год социальной защиты на различные формы социальной помощи населению было затрачено 483 млрд. 600 млн. сумов, в 2008 году в Год молодежи – 1 трлн. 248 млрд. сумов, в Год развития и благоустройства села (2009 г.) – 2 трлн. 612 млрд. сумов, в Год гармонично развитого поколения (2010 г.) – планируется затратить 1 трлн. 700 млрд. сумов. 18. В Узбекистане создан достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики. 19. Сумма активов коммерческих банков Узбекистана, составляющая сегодня с учетом сформированных в соответствии с Законом "О гарантиях защиты вкладов граждан в банках" резервов, превышает 13 триллионов 360 млрд. сумов, или примерно в 2,4 раза превышает объемы привлеченных депозитов у населения, и хозяйствующих субъектов. С учетом значительно возросших объемов банковских активов в республике сегодня 100-процентная государственная гарантия обеспечивается по всем депозитным банковским вкладам населения. 20. В 2008 году валовой внутренний продукт вырос и составил 109 процентов, темпы роста в промышленности составили 112,7 процента, в том числе в производстве потребительских товаров — 117,7 процента, сфера услуг выросла на 21,3 процента. 21. Государственный бюджет перевыполнен, вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП. 22. В 2008 году средняя заработная плата в бюджетных организациях выросла более чем в 1,5 раза, а в целом по экономике − в 1,4 раза. Реальные же доходы населения в расчете на душу увеличились за год на 23 процента, в 2009 году размер средней заработной платы увеличен в бюджетной сфере в 1,4 раза, соответственно − по хозяйствующим субъектам. Показатель роста инфляции − сохранен на уровне 7−9 процентов. 23. Несмотря на кризис, приоритетное значение государством придавалось строительству и вводу объектов социальной сферы, что позволило реконструировать и осуществить новое строительство 169 профессиональных колледжей на 113,2 тыс. ученических мест и 23 академических лицея на 14,7 тыс. ученических мест. Вновь построено 69 школ и капитально реконструированы 582 школы, 184 объекта детского спорта, 26 сельских врачебных пунктов и 7 240 тыс. кв. метров жилья. 24. Приняты меры по дальнейшему сокращению налогового бремени хозяйствующих субъектов, снижению ставок единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий с 10 до 8 процентов, а начиная с 2009 года − до 7 процентов 25. В Узбекистане обеспечено не только стабильное функционирование экономики, но и высокие темпы ее роста, удалось сдержать уровень инфляции в пределах прогнозных показателей, повысить уровень зарплаты, направить 50% инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение производства. Особое внимание уделяется государством сельскому хозяйству, значительные средства направляется на производство сельскохозяйственной продукции: в 2008 г. – около 1 трлн. сумов, в 2009 г. – 1,2 трлн. сумов. 26. Серьезные изменения происходят в решении проблемы занятости населения в рамках развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг, внедрения различных форм надомного труда, развития животноводства на селе. В сфере малого бизнеса ВВП которого вырос до 48,2% в 2008 г., в этой сфере занято свыше 76% занятого населения. 27. В 2008 году создано около 661 тыс. новых рабочих мест, в том числе в сфере малого бизнеса — более 374 тыс., сфере услуг и сервиса — около 220 тыс., за счет надомного труда — 97,8 тыс. В 2009 г. создано 932,6 тыс. новых рабочих мест, или в 1,4 раза больше, чем в 2008 г. 28. Следует отметить, что в 2006−2010 г. в Узбекистане продолжалась активная работа по повышению уровня информированности государственных служащих, работников социально-экономической системы, ННО, населения по вопросам, охватываемым Пактом. Особый акцент был сделан на экономических, социальных и культурных правах женщин, детей, молодежи, пожилых, инвалидов, национальных меньшинств. Был проведен цикл конференций и семинаров, посвященных правам женщин и детей, правовой защите социально уязвимых слоев населения, участию ННО в решении социально полезных задач. 29. Так, 17 сентября 2008 г. Комитетом Законодательной палаты по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека при содействии Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане проведен "круглый стол" на тему: "Усиление социального партнерства между ННО и государственными структурами: новые механизмы финансирование деятельности ННО", в котором приняли участие депутаты и сенаторы, представители министерств и ведомств, политических партий и ННО. Участники мероприятия отметили необходимость принятия закона "О социальном партнерстве". 30. 11 сентября 2009 г. Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и ПРООН проведен "круглый стол" на тему: "Мировой финансово-экономический кризис и вопросы совершенствования правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Узбекистане", на котором обсуждались вопросы расширения форм бесплатной правовой помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, детям-сиротам, женщинам-жертвам торговли людьми и насилия в рамках принятия закона Республики Узбекистан "О бесплатной юридической помощи". 31. 26−27 ноября 2009 г. состоялся Международный форум "От детства к взрослению: социальная защита, социальная работа, социальная интеграция", организованный Министерством труда и социальной защиты населения, Республиканским Центром социальной адаптации детей при содействии ПРООН, ЮНЕСКО, а 31 ноября – 1 декабря 2009 г. Советом федерации профсоюзов Узбекистана проведена международная конференция на тему: "Занятость, рынок труда и мобильность трудовых ресурсов" при содействии Германского общества по техническому сотрудничеству. 32. Информирование и обучение по вопросам экономических, социальных и культурных прав осуществляется также в рамках издательской деятельности. В частности, в 2009 г. издана книга "Всеобщая декларация прав человека и национальная система защиты прав человека в Узбекистане", а также серия брошюр, посвященных реализации в Узбекистане различных категорий прав человека, в т.ч. экономических, социальных и культурных прав. 33. В настоящее время продолжается сотрудничество и взаимодействие Узбекистана с конвенционными органами ООН в сфере прав человека:
34. Республика Узбекистан с большим вниманием относится к Заключительным замечаниям и рекомендациям Комитетов ООН по итогам рассмотрения периодических докладов Узбекистана. По каждому заключительному документу конвенционного органа принимается Национальный план действий, направленный на реализацию его рекомендаций, который включают в себя мероприятия по вопросам обеспечения экономических, социальных и культурных прав человека. В Национальном плане действий по реализации рекомендаций Совета ООН по правам человека по итогам рассмотрения Национального доклада Узбекистана в рамках Универсального периодического обзора, принятого и переведенного на узбекский и английский языки в 2009 году, в Разделе "Права детей и женщин" предусмотрены мероприятия по обеспечению экономических и социальных прав женщин, детей, инвалидов, жертв торговли людьми. 35. В данном Втором национальном докладе содержится подробная информация о правовых и организационных мерах, информационно-просветительских мероприятиях, направленных на создание необходимых условий для реализации экономических, социальных и культурных прав. В докладе представлены данные о выполнении Национального плана действий по реализации Заключительных замечаний и рекомендаций Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам по итогам рассмотрения в 2005 г. Первоначального доклада Узбекистана по выполнению Пакта. 36. Представленные в докладе статистические данные в основном относятся к 2006−2009 гг., статистические показатели 2010 г. будут представлены при получении дополнительных вопросов членов Комитета по данному докладу. 37. При подготовке второго национального доклада были учтены Замечания общего порядка №1-15, принятые Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, № 4 (равное для мужчин и женщин пользование гражданскими и политическими правами), № 6 (право на жизнь), № 17 (права ребенка), № 19 (семья), № 23 (права меньшинств), № 28 (равноправия мужчин и женщин), принятые Комитетом по правам человека; соответствующие замечания общего порядка других комитетов ООН. 38. Подготовка доклада основывалась на положениях статьи 16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, на новом документе ООН "Компиляция руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами-участниками международных договоров по правам человека". 39. Подготовкой доклада занималась Рабочая группа9, а также более 30 государственных органов, ключевых министерств и ведомств, осуществляющих государственное регулирование экономической, социальной и культурной сферами, а также более 20 негосударственных некоммерческих организаций, активно участвующих в реализации государственных программ по вопросам социальной защиты различных категорий граждан. II. Общий базовый документ A. Общая информация о представляющем доклад государстве ^ 40. Республика Узбекистан − государство, расположенное в Центральной Азии между двумя самыми крупными реками региона – Амударьей и Сырдарьей. Граничит с Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном − на юго-западе, Афганистаном - на юге, Таджикистаном - на юго-востоке и Киргизией − на северо-востоке. Примерно 4/5 территории Узбекистана заняты пустынными равнинами, восточные и юго-восточные районы страны включают горы и предгорья Тянь-Шаня и Гиссарского хребта. В пределах Туранской плиты выделяются плато Устюрт, дельта Амударьи у южного побережья Аральского моря и огромная пустыня Кызылкум. Климат Узбекистана резко континентальный. 41. Территория Республики Узбекистан - 447,4 тыс. км2. В состав республики входят Республика Каракалпакстан, 12 вилоятов (областей) и город Ташкент, 121 город и 163 сельских района. Население – 27,5 млн. человек. Столица - город Ташкент. ^ � 42. Первые исторические сведения о населении Центральной Азии, в том числе Узбекистана, относятся к середине I тысячелетия до н.э. В VI веке до н.э. в Центральной Азии установилась власть персидской династии Ахеменидов; в IV веке до н.э. ахеменидскую династию завоевал Александр Македонский. В дальнейшем территория Узбекистана полностью или частично входила последовательно в крупные государства древности: преемников Александра Македонского – Селевкидов (IV–III вв. до н.э.), Греко-Бактрийское царство (III II вв. до н.э.), могущественное средне-индийское государство Кушанов (конец I в. до н.э.–IV в. н.э.). 43. На формирование узбекского этноса, имеющего тюркские корни и являющегося титульной нацией, оказали влияние различные культуры и цивилизации. Историческое развитие узбеков происходило в условиях близких контактов и смешения с иранскими народами и культурой. 44. В VIII в. Центральная Азия, в том числе и территория Узбекистана, была завоевана арабами и присоединена к владениям Арабского халифата. Завоевание сопровождалось внедрением ислама. Новая религия быстро распространилась среди населения, хотя оно частично придерживалось зороастризма и некоторых других религий (буддизм, манихейство, христианство несторианского толка). Распространение ислама привело к вхождению данного региона к ареалу исламской цивилизации. 45. В конце IX в. господство арабов сменилось властью местных династий. С IX–XII на территории Узбекистана существовали государства Саманидов, Караханидов и Сельджукидов. 46. В начале XIII в. Центральная Азия (наряду с Азербайджаном и Ираном) недолго входила в состав государства Хорезмшахов, прекратившего свое существование под ударом полчищ Чингисхана. Вскоре власть перешла к династии Темуридов. Это было временем наивысшего развития экономики и расцвета культуры (вторая половина XIV–XV вв.). Столицей государства Амира Темура был Самарканд. Государство Темуридов в средние века объединило в своем составе огромную территорию, создав единое правовое и экономическое пространство. Эта эпоха и абсолютная монархия, сформировавшаяся в это время, может рассматриваться основой формирования национальной государственности Узбекистана. 47. На рубеже XV – XVI вв. государство Темуридов сменило государство Шейбанидов, правившими до XVI в. Около четырех столетий, начиная с XVI в. и до завоевания Центральной Азии Россией во второй половине XIX в., на территории Узбекистана существовало три узбекских ханства: Бухарское ханство (с середины XVIII - эмират), Хивинское и Кокандское. 48. Во второй половине XIX в. большая часть Центральной Азии, в том числе современного Узбекистан, была присоединена к России. Образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. 49. После революции в России, в 1920 г. образовались Бухарская и Хорезмская народные советские республики. 50. В 1924 г. было осуществлено национально-государственное размежевание Центральной Азии. Узбекская Советская Социалистическая Республика была образована 27 октября 1924 г. При национальном размежевании в состав Узбекской ССР вошли территории, населенные в основном узбеками. В республике оказалось 82% общего числа узбеков, живших в СССР; они составляли 76% всего населения вновь образованной республики. Около 70 лет Узбекистан входил в состав СССР, и особенности демографического и социально-экономического развития находилось вод влиянием процессов, характерных для Советского Союза. 51. 1 сентября 1991 г. стало переломным моментом в истории страны, когда Узбекистан провозгласил свою государственную независимость. 31 августа 1991 года Верховный совет Республики Узбекистан принял постановление "О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан", а также Конституционный закон " Об основах государственной независимости Республики Узбекистан". Население 52. Основная часть населения (более 21 млн.) – узбеки, тюркоязычный народ с древней самобытной культурой. В республике также живет значительное число представителей других народов: казахов, таджиков, каракалпаков, киргизов, туркмен, русских, украинцев, татар, армян, корейцев, уйгур и др. 53. В антропологическом отношении узбеки – народ смешанного происхождения, включивший как европеоидные, так и монголоидные компоненты. Антропологи относят узбеков к южным европеоидам типа Среднеазиатского междуречья. Узбекское население городов и древних земледельческих оазисов имеет сравнительно малую примесь монголоидных черт. 54. Государственным языком в Республике Узбекистан является узбекский язык. Литературный узбекский язык относится к карлукской группе западной ветви тюркских языков. Одна из характерных особенностей узбекского языка – его глубокая историческая связь с таджикским языком. Каракалпакский язык относится к кипчакской группе тюркских языков. 55. По религиозной принадлежности верующая часть узбеков и каракалпаков – мусульмане-сунниты, относящиеся к ханифитскому мазхабу (правовой школе). Для ислама в Узбекистане, как и во всей Центральной Азии, было характерно слияние ортодоксальной его формы с мистическим направлением – суфизмом, а также присутствие доисламских верований. ^ � Таблица 1 |