УТВЕРЖДЕНЫ
Протокол заседания кафедры
от _________________№ ______
Заведующий кафедрой
__________ Л.И. Станиславчик
Вопросы к экзамену по курсу «Психология аномального развития ребенка»
для студентов 5 курса заочной формы обучения
специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»
(зимняя сессия 2011 / 2012 уч. г.)
Предмет и задачи дисциплины «Психология аномального развития ребенка».
Методы изучения психологии аномального развития ребенка: наблюдение, интервью, анкетирование.
Проблема определения понятия «норма» в развитии ребенка. Критерии оценки нормы и патологии.
Характеристика понятий «симптом», «синдром», «симптомокомплекс».
Психическое здоровье как норма.
Первичный дефект и вторичные отклонения в развитии различных категорий аномальных детей.
Понятие компенсации и коррекции: виды компенсаций.
Специфические закономерности аномального развития. Психологическая структура дефекта.
Проблема адаптации и социализации аномального ребенка.
Психопросвещение и психопрофилактика в микросоциуме аномального ребенка.
Система специальных учреждений различных типов для детей с отклонениями в развитии
Специфика работы психолога в структуре помощи аномальному ребенку.
«Психическая аномалия» и «дифицитарность психических функций».
Виды отношений семьи к аномальному ребенку.
Расстройства ощущений: агнозии органов чувств, психосенсорные расстройства.
Особенности расстройств и ощущений у детей с отклонениями в развитии.
Восприятие как совокупность ощущений.
Представление как мыслительный образ предмета.
Восприятие и представление у детей с различными аномалиями в развитии.
Расстройства внимания: отвлекаемость, истощаемость, застревание.
Механизмы расстройства внимания.
Физиологические и биологические механизмы памяти.
Виды расстройств памяти.
Компенсация дефектов памяти.
Психоорганический дефект: его признаки.
Формирование мыслительной деятельности в детском возрасте.
Виды расстройств мышления в детском возрасте.
Клинико-психологическая классификация задержки психического развития.
Дифференциальная психологическая диагностика ЗПР.
Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР.
Особенности познавательных процессов у детей с РДА.
Особенности познавательных процессов у детей с ММД.
Особенности познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Особенности познавательных процессов у детей с ДЦП.
Виды эмоциональных нарушений.
Классификация расстройств эмоциональной сферы у детей с отклонениями в развитии.
Классификация двигательно-волевых расстройств у детей с отклонениями в развитии.
Структуры деятельности детей с ЗПР.
Структуры деятельности детей с ДЦП.
Структуры деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Структуры деятельности детей с недостатками слуха.
Структуры деятельности детей с недостатками зрения.
Задержка речевого и психического развития.
Психолого-педагогическая стратегия помощи детям с ММД.
Характеристика личности детей с нарушениями умственного развития.
Клинические проявления межполушарной дисфункции.
Способы профилактики зеркальности чтения и письма.
Причины возникновения и формы проявления эпилепсии.
Особенности личностной сферы детей, страдающих эпилепсией.
Стратегии психологической помощи семье и ребенку с РДА.
Понятие системной речевой патологии, ее признаки и причины.
Причины возникновения афазии, ее особенности и стратегия психологической помощи.
Причины возникновения дизартрии, ее особенности и стратегия психологической помощи.
Причины возникновения дисграфии и дислексии, особенности и стратегия психологической помощи.
Причины возникновения ринолалии, ее особенности и стратегия психологической помощи.
Причины возникновения заикания. Стратегия психологической помощи детям с заиканием.
Психологическая структура психопатий.
Характеристика развития личности ребенка по невротическому типу.
Подростковая неврастения.
Стратегии психологический помощи при нарушениях и отклонениях в развитии личности: синдромах уходов и бродяжничества, стремлениях к поджогам, сексуальных перверзиях и др.
Принципы построения обследования детей и подростков с нарушениями развития.
Особенности диагностики ребенка с отклонениями развития.
Методы изучения аффективно-личностной сферы ребенка с аномалиями развития.
Методы изучения интеллектуально-мнестической деятельности ребенка с аномалиями в развития.
Преподаватель кафедры ___________ /Радионова И.Б.
психологии БарГУ
Литература:
Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М., 1991.
Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М., 1988.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Л.С. Выготский. – М., 1993.– Т. 5.
Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л. Белопольской. – М., 2002.
Диагностика психических нарушений. Практикум. – СПб., 1999.
Дичкова, А.И. Методы изучения аномальных детей / А.И. Дичкова, Т.А. Розанова, Н.В. Яшкова. – М., 1965.
Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
Морозовой, Н.Г. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / Н.Г. Морозова. – М., 1976.
Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М., 1985.
Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии / В.И. Лубовский. – М., 1979.
Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М., 1969.
Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии / Н.Ю. Максимова, Е.А. Милютина. – М., 2000.
Непомнящая, Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики) / Н.И. Непомнящая. – М., 1983.
Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологические исследования / Л.И. Переслени. – М., 1984.
Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л Пожар. – М., 1996.
Слепович, Е.С. Игровая деятельность школьников с задержкой психического развития / Е.С.Слепович. – М., 1990.
Слепович, Е.С. Формирование речи у школьников с задержкой психического развития / Е.С.Слепович. – М., 1991
|