Содержание
История возникновения клинической психологииЗадачи и разделы современной клинической психологии. Основными разделами 2. Работа клинического психолога Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях – ПМПК, судах Профилактический аспект Вторичная профилактика – 2. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в образовательных учреждениях ( 3. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (2 часа) (Проблемная лекция) 1. Понятие нормы в клинической психологии Функциональные нормы – Индивидуальная норма – Понятие здоровья и болезни Негативное определение здоровья Позитивное определение Конструкт болезни Биопсихосоциальная модель Вопросы для самопроверки 4. Проблема разграничения психологических феноменов и ... Полное содержание |
Тематика лекций 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена.
Клиническая психология – отрасль психологии, предметом изучения которой являются:
В широком смысле слова клиническая психология может понимать как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем. В узком значении – это особая методология психологического исследования. Клиническая психология – это междисциплинарная область научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые решает эта дисциплина и практических задач, которые перед ней ставятся, то она является отраслью медицины. Если же исходить из теоретических предпосылок и методов исследования – это наука психологическая.
Термин «клиническая психология» появился в 1896 г, когда американский психолог Л Уитмер основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. (Пример, направления, формы диагностики) Клиническая психология, созданная Уитмером, по сути стала прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения. После второй мировой войны это направление стало называться «консультативной (прикладной)психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья. На европейском континенте, в том числе и России – термин «клиническая психология» не имел хождения вплоть до середины 20вв. Впервые термин появился в 1946г. Наряду с психопатологией в рамках общей психологии возникает прикладная область – патологическая психология. В 70-х годах 20вв клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера. Т.о., изначально клиническая психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. Долгое время клиническая психология и общая психология представляли собой конкурирующие дисциплины. (Подход Б.В. Зейгарник, Г.Селье, И.Павлова и др). медицины и психология опять становятся взаимозависимыми, что в итоге приводит к необходимости возникновения междисциплинарной сферы психологической науки, интегрировавшей все предшествующие линии развития клинической психологии.
В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология решает следующие задачи: - изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию; - изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка; - изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка; - изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением; - разработка принципов и методов клинико - психологического исследования в педагогических целях; - создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях. ^ клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина (краткая характеристика) Часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена, психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств(неврозология) Сегодня в клинической психологии можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравмвтического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др. Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами : - психиатрия (сферой пересечения является диагностика; совпадающим предметом являются психические расстройства) однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются («пограничные психические расстройства».) В настоящее время и психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет. -психопатология (связь в особой области медицинской науки – психопатологии. Патопсихология и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушения психической деятельности. Дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым рассматриваются больные люди. Различия по-существу только в использовании категорий. Патопсихология использует преимущественно психологические термины, а психопатология- пользуется медицинскими категориями: этиология, патогенез, симптом, синдром и др ) - неврология ( связь проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы). Существует междисциплинарная область медицины – психоневрология. -психофармакология (связь – изучение психологических эффектов лекарственных средств. Плацебо.) - физиология высшей нервной деятельности и психофизиологией (поиск корреляции между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами) - валеопсихология и психогигиена (совместное определение факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнение критериев психического здоровья) - специальная психология и педагогика (поиск путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномального развития) Вопросы для самопроверки: 1. Что является предметом клинической психологии? 2. Кто первым ввел в оборот термин «клиническая психология»? 3. Каков вклад в развитие клинической психологии: Э.Крейчмера, К. Ясперса, Б.В. Зейгарник и других? 4. В какой научной области зародилась клиническая психология? 5. Какова взаимосвязь клинической психологии с основными отраслями медицинской науки? 6. Какие задачи решает клиническая психология в педагогике? ЛИТЕРАТУРА Зейгарник Б.В. Исторический обзор // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольский. – М.: Когнито-Центр, 2000. С.19-26. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002. С.30-46. Клиническая психология / Под ред. Б.В. Карвасарского.- СПб: Питер, 2010. С. 271-297. Орлова М.М. Клиническая психология: конспект лекций/ М.М. Орлова. – М.: Высшее образование, 2008. С. 5-23 Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 4-18 ^ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2 часа) (Тематическая лекция) Основные психологические термины: ПМПК; психотерапия и психкоррекция; клинико-психологической интервенция; профилактика; правовые гарантии. 1. ^ Диагностический. Заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных отношениях. Клинико-психологическое обследование помогаеь определить причины проблем, скрытые признаки нарушений и их взаимосвязь, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико – психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникших под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и взаимопомощи ребенку (Пример) Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе ^ , рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях. (Пример) Коррекционный. Психотерапия. Рассматриваются как разновидности клинико-психологической интервенции в случаях проблемного поведения и основываются на применении одних и тех же методов и техник (Пример). Психокоррекция и психотерапия – это целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: психолога и клиента. «Термин» терапия исторически закрепилось за медициной. Основным назначением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация тог, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент не всегда может приносить его обладателю страдание. Это могут несоответствия личности некой «идеальной модели» человека. В этом смысле «коррекция» оказывается связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает как часть воспитательного процесса. (История развития психотерапии: нравственная терапия. Ф. Пинель – система лечебного воспитания и перевоспитания душевнобольных. Психиатрия – С. Тьюка) Т.о. психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Коррекционный аспект деятельности клинического психолога может быть и психотерапевтическим, если понимать под ним не только и не столько исправление или компенсацию психических недостатков, но и содействие полноценному развитию и функционированию личности ребенка, имеющего психические нарушения или проблемное поведение. Определение причин и знание психологических механизмов нарушений позволяют клиническому психологу осуществлять индивидуальную и групповую психокоррекцию (Пример) Наиболее востребован этот аспект деятельности в специальных(коррекционных школах и классах; в детских исправительных учреждениях; комнатах ИДН. (Пример) В рамках психологических служб системы образования может иметь место психотерапевтическая и психокоррекционная деятельность, направленная на оказание клинико-психологической помощи детям, ставшим жертвами различных психотравмирующих ситуаций (Пример) Психотерапевтическая деятельность психолога образования по-прежнему остается дискуссионной. ^ связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведения. (Пример) Профилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную Первичная профилактика – информирование о причинах психических расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения (Пример) ^ направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нарушения поведения (Пример) Третичная профилактика – реабилитация и интеграция проблемных детей. (Пример) ^ Анализ документов) 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 3. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» 4. Пакет документов по клинико-психологической работе с детьми: «О психиатрической и психотерапевтической помощи» «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь» «О наркологических реабилитационных центрах» «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» 5. Специализированные кабинеты при детских поликлиниках Вопросы для самопроверки. 1. Какие задачи решает клиническая психология в педагогической деятельности? 2. Перечислите основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях. 3. Чем психотерапия отличается от психокоррекции? 4. Какие виды психопрофилактики вы знаете? 5. Каковы основные документы регламентирующие работу клинического психолога? ЛИТЕРАТУРА Зейгарник Б.В. Исторический обзор // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольский. – М.: Когнито-Центр, 2000. С.19-26. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002. С.30-46. Клиническая психология / Под ред. Б.В. Карвасарского.- СПб: Питер, 2010. С. 271-297. Орлова М.М. Клиническая психология: конспект лекций/ М.М. Орлова. – М.: Высшее образование, 2008. С. 5-23 Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 18-28. ^ Основные психологические термины: норма; патология; психические расстройства; критерии психических расстройств; ВОЗ; модель болезни; ВПФ; психическое здоровье; конструкт болезни ^ Категория нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь. Содержательное определение клинической нормы как теоретического конструкта – это большая методологическая проблема. Норма – это термин, в который может вкладывается два основных содержания. Первое – статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, которой свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических данных. (Например) Второе – оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той иной мере стремятся все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы –субъективного, произвольно установленного норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми: например специалистов, лидеров группы или общество. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Т.о., в понятии может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным. Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от тог, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры, психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы. (Например) ^ оценивает состояние человека с точки зрения их последствий (вредно/не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует /не способствует это состояние реализации связанных с целью задач). (Пример) Социальные нормы – контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу. (Пример) ^ предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом)целевыми установками, жизненными ценностями, возможностями и обстоятельствами жизни. (Пример). Для оценки нормальности психического состояния личности, в зависимости от цели, психологом или психиатром могут применяться любые из перечисленных норм. Поэтому процесс оценки психологического состояния (статуса) индивида часто приобретает скрытый политический и подверженный идеологическому влиянию характер, поскольку в конечном итоге критерием оценки оказывается система ценностей, доминирующая в обществе или в сознании отдельно взятой группы людей. (Пример). Любое отклонение от установленной нормы характеризуется как патология. В медицине под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. В клинической психологии в содержание «патология» также включается и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (поэтому правомерно использование терминов «патологическая личность» или «патологическое развитие личности»). Употребление слова «патология» акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения). В отношении биологической нормы можно установить более или менее четкие объективные границы допустимого разброса уровней функционирования человека, при котором организму не угрожает гибель от структурных и функциональных изменений. В отношении - психологической нормы никаких четких границ установить нельзя, поскольку здесь доминирует произвольный оценочный, нормативный подход. (Пример). Установление пределов, характеризующих норму, оказывается тесно связано с теоретическими представлениями о природе личности, в которых моделируется некоторое идеальное представление о человеке как социальном существе. (Например) Употребление слова «патология» предполагает наличие одной ведущей причины отклонения от нормы. Однако у одного и того же психического состояния может быть не одна, несколько порой противоположных причин не только биологического, но и социального происхождения. (Пример). В термине «патология» очень сильно выражен оценочный компонент, позволяющий навешивать на любого человека, не соответствующего доминирующим идеальным и статистическим нормам, ярлык «больного». Современные ученые предлагают заменить термин «патология» - на термин «расстройство», ограничив применение слова «патология» только биологическим уровнем нарушений. Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния. Употребление термина «расстройство» не предполагает обязательного наличия отклонения от нормы. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов (биологического, психологического, социального уровня). (Пример). Определение психического расстройства опирается на три базовых критерия:
2. ^ На социальном уровне норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни. Существует два подхода к определению состояния здоровья : негативный и позитивный. ^ . Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология – болезни. Понятия нормы и патологии более широкие, чем понятие здоровья и болезни. (Например). ^ здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание. ВОЗ и критерии здоровья:
Критерии психического здоровья(ВОЗ)
В определении болезни существует две точки зрения: 1. болезнь есть состояние, диагностируемое профессионалом (Пример) 2. болезнь есть субъективное ощущение себя больным. (Пример). ^ существует в европейской культуре и можно выразить таким образом: причина – дефект – картина – следствия. (Пример). В современной медицине существует две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная. Биомедицинская в основе четыре идеи:
В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. (работы Г. Селье). Отечественная клиническая психология долгое время ориентировалась на биомедицинскую модель, поэтому особенности воздействия социальной среды на процесс психических нарушений практически не исследовались. ^ болезни возникла в 70-х годах 20 в. В основе лежит диада «диатез - стресс», где диатез – это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс – психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. В оценке состояния здоровья ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловлено следующими психологическими механизмами, обеспечивающими здоровье: 1) принятие ответственности за свою жизнь; 2) самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей; 3) самопонимание и принятие себя; 4) умение жить настоящим; 5) осмысленность индивидуального бытия; 6) способность к пониманию и принятию других; 7) доверие к жизни. Перечисленные проблемы, связанные с употреблением понятия болезни, привели к тому, что сегодня более предпочтительным становится термин «психические, личностные и поведенческие расстройства», которые охватывают различные виды нарушений, включая болезни в узком смысле этого слова. ^ . 1. В чем различия нейробиологического и информационного подхода в психической деятельности? 2. Как определяется норма в клинической психологии? На какие виды норм ориентируется клинический психолог в своей деятельности? 3. Чем различаются понятия «патология» и «расстройство»? 4. Какие подходы существуют в клинической психологии к определению здоровья? 5. Перечислите психологические механизмы, обеспечивающие здоровье. 6. Каковы основные отличия биомедицинской модели от биопсихосоциальной? ЛИТЕРАТУРА Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002. Клиническая психология / Под ред. Б.В. Карвасарского.- СПб: Питер, 2010. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. выс.учеб. заведений. – М: Академия, 2004С.14-15. Орлова М.М. Клиническая психология: конспект лекций/ М.М. Орлова. – М.: Высшее образование, 2008. С. 5-23 Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 37-48. ^ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ (Проблемная лекция) Основные психологические термины: феноменологический подход; феномен; уровень адекватности; гендерный подход; фаза; пренатальная фаза; перинатальная фаза; продромальная фаза; дебют; МКБ – 10; DSM- 4; ^ Внешне психологические феномены (индивидуально-личностные особенности функционирования) и психопатологические симптомы имеют значительное сходство. (Пример). Без анализа социальной среды, особенностей личностного развития и личностных факторов поведения разграничить психологические и психопатологические феномены невозможно. Удачное решение этой проблемы было предложено ^ в начале 20-в.. он предложил использовать феноменологический подход в клинической практике.(Пример. Суть подхода). Куртом Шнайдером был предложен принцип разграничения: психопатологическим симптомом признается лишь то, что может быть доказано. (Доказательства строятся на основе законов логики). Широко применяется при разграничении модель дедуктивно-логических объяснений. Нормальное объяснение событий должно удовлетворять так называемым условиям адекватности: - аргументы, объясняющие состояние и поведение пациента, должны быть логически корректны; - события, описываемые пациентом, должны иметь эмпирическое содержание; - утверждения пациента должны быть убедительно доказаны. В качестве дополнительных разграничивающих признаков, используются признаки Ясперса: - наличие явно привлекающих внимание характеристик поведения и личности пациента. - внезапность их появления в относительно короткий период -появление дополнительных позитивных или негативных продуктов психической деятельности, а - снижение уровня критичности. ^ (амер. психолог, предложил в 1963г.). Возникновение гендерной концепции в психологии привело к ряду интересных работ и открытий. (Пример). Оказалось, что многие точки зрения на мужчин и женщин основываются не на объективных данных, а на дискриминационных предрассудках. (Пример) Отечественная клиническая психология сопротивляется принятию элементов гендерно корректного подхода к определению психических и поведенческих расстройств, что закреплено МКБ – 10. (Пример). Нередко, при обсуждении проблем психического здоровья мужчин и женщин, можно встретить научно обоснованные утверждения о том, что частота психических расстройств выше у женщин или, что «маскулинность» женщин ведет к увеличению психических расстройств. (Пример) Гендерный подход обращает наше внимание на то обстоятельство, каким политическим целям и моральным ценностям служит использование клинической психологии, ее теорий и методов при рассмотрении тех или иных особенностей психической деятельности и поведения как «патологических» или «нормальных». Гендерный подход также подчеркивает, что наше видение различий в сути и содержании психических и поведенческих расстройств у мужчин и женщин на самом деле связан с их гендерным статусом и установками, определяемыми гендерными стереотипами. Т.о. Клиническая психология выполняет не только узко клиническую, но и культурную и дисциплинарную функцию: посредством нее психологи в своей деятельности поддерживают те или иные культурные нормы, а также «наказывают» или адаптируют к доминирующим нормам и ценностям тех людей, которые по каким-то причинам отклоняются от них. Развитие современного общества идет по пути признания множественности норм и ценностей, на которые могут ориентироваться разные члены социума. Гендерный подход ориентирует, клиническую психологию на признание множественности, признания права каждого человека или социальной группы на культурные и психологические отличия, непохожесть, индивидуальность, требует от психолога признания и уважения специфических нужд и потребностей тех, кто придерживается маргинальных образов жизни, и поиска разумного компромисса между большинством и меньшинством.
Выделяют следующие фазы развития психологических нарушений: - пре- и перинатальная; - фаза первичной социализации; - фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная); - дебют; - фаза после возникновения расстройства. Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологическую и личностную в виде набора специфических черт характера к развитию психических расстройств.) дальнейшая возможность возникновения расстройства зависит от действия пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость низкая, то потребуется действие существенных пусковых факторов и наоборот. Далеко не всегда уязвимость в первых фазах связана с обязательным развитием психических расстройств, т.к. в ходе развития на личность и психику воздействуют и другие социальные агенты. (Пример). На продромальной фазе развития психических расстройств начинается действие пусковых факторов болезни. Основным пусковым фактором здесь является психологический стресс, возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека. Расстройство могут вызвать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся. На этой фазе следует различать вредоносные (провоцирующие) и протективные (защищающие ) факторы. Дебют – первое проявление болезненных признаков расстройства, когда у человека перестают срабатывать привычные способы совладения со стрессовыми ситуациями и наступает дезадаптация, неадекватность поведения обстоятельствам жизни. Фаза после возникновения расстройства – связана с действием факторов, поддерживающих нарушенное протекание психической деятельности (поведения). Здесь также следует выделять вредные (способствующие развитию расстройства) и протективные (мешающие развитию расстройства) факторы.(Пример). В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни большинство психических расстройств имеет многофакторную природу. Выделяют следующие факторы: ^ Биохимические Нейрофизиологические Психофизиологические Личностные Социально-психологические Социологические. Генетические (наследственные) Психические расстройства, как правил, связаны с действие не одного, а нескольких генов. В современной психологии есть предположение, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического многообразия. (Например) ^ отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов.(Пример) ^ – выступают материальной основой психических процессов, т.е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. (Пример). К психофизиологическим факторам психических расстройств относится общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов. Психофизиологическими факторами является деятельность центральной и периферической(автономной) нервной системы, нервно-мышечная активность, деятельность сердечнососудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, эндокринной систем. (Пример). Личностные факторы – связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг) (Пример) Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психического типа личности: сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективному адаптацию.(Пример) К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления. (Пример). ^ связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым нормам. К таким факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностям и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с отклонениями от общепринятых нормативов, материальные условия жизни. Социальное неравенство является ведущим социологическ(Пример) ^ 1.По каким принципам можно разграничить индивидуальные особенности психики человека и психопатологические синдромы? 2. Что означает гендерный подход применительно к клинической психологии? 3. Какие этапы можно выделить в развитии психических расстройств? 4. На какие факторы следует обращать внимание при оценке условий возникновения психических расстройств? ЛИТЕРАТУРА Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002. Клиническая психология / Под ред. Б.В. Карвасарского.- СПб: Питер, 2010. Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 48-59. ^ Основные психологические термины: условный и безусловный рефлекс; «комплекс оживления»; сенсорная депривация; синдром; симптом. ^ действительностью, его социальной средой. Клиническому психологу важно знать и понимать закономерности развития психики ребенка, т.е. развитие не является простым количественным переходом от одного возраста к другому, а всегда представляет собой определенные качественные скачки. При этом нужно анализировать, по крайней мере, два параметра: - изменение места, которое занимает ребенок в системе человеческих отношений; - изменение деятельности в данных конкретных жизненных условиях. Для диагностики психического развития ребенка особенно важна оценка его ведущей деятельности, которая характеризуется: - формировании внутри нее новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода; - созреванием или перестройкой частных процессов (Пример); - основными психологическими изменениями личности. Противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения выступают движущими силами развития психики. ^ выступают: - новообразования (Пример) - возрастные кризисы (Пример) Для клинического психолога важно знать периоды развития психики. В настоящее время многими психологами принята следующая возрастная периодизация: Период новорожденности (до 1 месяца) Период младенчества (1-12 месяцев) Период раннего детства (1-4 года). ^ Сенсорное развитие Моторное развитие Эмоциональное развитие. Комплекс «оживления». Сенсорная и эмоциональная депривация. Кризис одного года. ^ Синдром невропатии характеризуется : - повышенной раздражительностью и возбудимостью; - капризность; - неустойчивость настроения; - быстрая истощаемость; - выраженная пугливость; - нарушения сна. (Примеры, пояснения) ^ -выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими; - эмоциональная холодность или безразличие к близким; - страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке; - болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразному поведению со склонностью к стереотипным движениям; - расстройства речи; - ритуализация жизни. (Пример, пояснения) ^ - часто наблюдаемые беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, ребенок корчится, извивается); - невозможность спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют; - легкая отвлекаемость на посторонние стимулы; - нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях); - суетливость (на вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивает до конца); - сложности (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением) при выполнении предложенных заданий; - трудности с сохранением внимания при выполнении заданий во время игр; - частый переход от одного незавершенного действия к другому; - неспособность играть тихо, спокойно; - назойливость (часто мешает другим, пристает к окружающим); - ребенок не слушает обращенную к нему речь; - рассеянность, постоянно теряет вещи (игрушки, карандаши и др); - снижение чувства опасности. (Примеры, пояснения). Синдром страха Наиболее типичен для детей периода раннего детства. Характеристика наиболее типичных страхов (темноты, животных и др) ^ проявляются приступообразно, сопровождаются физической болью и эмоциональной реакцией на нее в виде громкого крика. Возникают как правило во второй половине дня и длятся от нескольких минут до нескольких часов. Аэрофагия – заглатывание большого количества воздуха у жадно сосущих детей с последующим громким звуком вырывания воздуха наружу (отрыжка). Срыгивание - происходит в виде извержения небольших количеств пищи, поступивших во время кормления, наблюдается в возрасте 4-18 месяцев и при психосоматическом генезе связанном с процессом чрезмерно жадного заглатывания пищи, быстрого сосания. ^ входит в структуру невропатических проявлений и характеризуется утратой влечения к пище и негативизмом при кормлении. Значимым является психогенный фактор в виде неправильного воспитания. ^ обычно развивается на 2-3 году жизни и характеризуется употреблением в пищу несъедобных веществ(угля, глины, бумаги), что может быть связано с отвержением детей или неправильным воспитанием. Жвачка (меринизм) – невропатологический симптом и проявляется в виде повторного пережевывания пищи после того, как заглоченная и переваренная пища отрыгается; Изменение массы тела –(недостаточная прибавка или тучность) – невропатологическая реакция при депривации или иных психогенных факторах. ^ может быть связан с эмоциональными нарушениями, проявляющимися депрессиями и нарушениями коммуникации с формированием навязчивого страха перед дефикацией в силу болезненности акта или повышенной стыдливости и застенчивости ребенка. ^ часто обусловлен задержкой формирования контроля за деятельностью анального афинктера, а также невропатическими расстройствами вслед за психогениями. (Примеры, пояснения)
Кризис 3-х лет Синдромы: Синдром ухода и бродяжничества – характеризуется повторяющимися уходами ребенка из дома, поездками в другие районы (поезд), стремление бродяжничать и путешествовать. Нередко обусловлен микросоциальной средой ребенка и реакцией на психотравмирующую ситуацию. В семье. ^ живость воображения, склонность к смешиванию вымысла, фантазии и реальности. Первым признаком синдрома выступает своеобразие игровой деятельности ребенка, во время которой он на длительное время способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет. Пути формирования данного синдрома различны: от психогенно-личностного, связанного с формированием шизоидного или истерического радикала в характере ребенка, до эндогенного (шизофренического), обусловленного нарушениями коммуникативных способностей. ^ - цефалгии; - лихорадки неясного генезиса; - психогенная рвота; - запоры или диарея; -энкопрез. (Примеры, пояснения.) Вопросы для самопроверки. 1. Охарактеризуйте признаки кризиса новорожденного. 2. Чем характеризуется «комплекс оживления»? 3. К каким психическим расстройствам может привезти отсутствие «комплекса оживления»? 4. Охарактеризуйте сенсорную депривацию, назовите психологические проблемы ребенка. 5. Охарактеризуйте эмоциональную психическую депривацию, назовите психологические проблемы ребенка. 6. Охарактеризуйте протекание кризиса первого года жизни, назовите психологические проблемы ребенка. 7. Назовите и охарактеризуйте психосоматические расстройства младенчества. 8. Что такое аутизм? 9. Дайте характеристику, назовите основные признаки аутичного развития в данном возрасте. 10. Этиология аутизма. 11. Что значит патологическая потребность в однообразии при аутизме? 12. Назовите основные программы лечения аутичных детей. ЛИТЕРАТУРА Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 83-102. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/ Пер. с анг. М.М. Щербаковой; под науч. Ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2003. Титова Н.М. Клиническая психология. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006. С. 17-25. |
![]() |
Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Психология» Психология в системе наук. Отрасли психологии. Методы психологии. Житейская и научная психология.... |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология» для студентов дневного факультета |
![]() |
Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Патопсихология» для студентов дневного факультета клинической |
![]() |
Программа дисциплины Клиническая и специальная психология для направления 521 000 Психология (подготовки |
![]() |
Клиническая психология в системе психологических наук. Клиническая и юридическая психология. Структура |
![]() |
Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при |
![]() |
Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению 19. 00. 10 коррекционная психология 19. 00. |
![]() |
Рабочая программа по Психофармакотерапии для специальности 022700 клиническая психология «Клиническая психология», квалификация психолог, клинический психолог, преподаватель психологии,... |
![]() |
Учебно-методический комплекс дисциплины «специальная психология» Для специальности 030301 Психология |