|
Скачать 45.65 Kb.
|
28 ноября 2003 года состоялась первая работа в программе Мастер – класс «Психотерапия тревоги». Мы хотим напомнить, что программа «Встреча с мастером» задумана для того, чтобы познакомить практикующих психологов и психотерапевтов с авторским стилем, манерой, способом подачи и анализа материала известными и признанными в своих направлениях и школах специалистами. Именно поэтому на каждый учебный год выбирается только одна тема для всех ведущих. Мастер – класс Е.И. Красниковой был назван «Психологическая голограмма семьи» и представлял работу с тревогой в семейной психотерапии по методу Б. Хеллингера. Мы считаем это успешным началом программы и приводим некоторые выдержки из Мастер-класса. Подобные выдержки каждый раз будут заключать практическую работу в Мастер – классе. Е.И.Красникова: «Моя задача сегодня, как я это понимаю, состоит в том, чтобы показать возможности психотерапии тревоги, используя один из методов семейной системной терапии, а именно, расстановку семьи по Берту Хеллингеру. Напомню, как видит место тревоги, механизм ее действия семейная системная терапия Мюррея Боуэна:
Таким образом, снижение тревоги – это одна из главных целей психотерапии. С другой стороны, важно увидеть в тревоге помощника, принесшего послание о том где, как, когда произошло нарушение в системе. В таком случае цель психотерапии состоит в том, чтобы использовать нервную энергию тревоги как стимул к увеличению осознанности и жизненной энергии. Другой способ конструктивной работы с тревогой – работа с жизненными ценностями и смыслами. И, наконец, мы хорошо знаем, что есть патологические способы снижения тревоги. Это психологическая защита путем вытеснения и механизм диссоциации. З.Фрейд в своих лекциях говорил: ”Тревога является универсальной разменной монетой, на которую можно обменять любой аффективный импульс.” Основная трудность практической работы с тревогой состоит в том, что по определению у нее нет объекта (в отличие от страха), это состояние и причины ее скрыты от осознания. Поэтому наиболее адекватным в методологии работы обратиться к проективному подходу. В семейной системной терапии таким подходом является метод расстановки Берта Хеллингера. Расстановка – это, по сути, проекция в пространство субъективного образа семейной системы. C этим экстериоризованным образом психотерапевт работает, имея в виду, что тревога возникает и усиливается, когда нарушаются основные порядки системы. И целью демонстрации было показать как тревога указывает на скрытую проблему в системе, и как восстановление баланса в системе семьи приводит к снижению тревоги.» ^ Е.ВЛопухина: «По впечатлениям от мастер – класса мне хотелось бы подчеркнуть роль надежды в терапевтической работе с тревогой, которую дает каждый полноценный завершенный шаг в сложном многоаспектном процессе этой работы. Я бы сравнила тревожное состояние с многослойным пирогом. В ходе работы с тревогой клиента сначала снимается первый слой вызывающих ее причин, затем следующий, и так каждый шаг в терапии. Сделав даже один полезный шаг в работе, человек уже ощущает освобождение от части своей тревоги. И сняв этот слой, человек может удовлетвориться этим результатом и остановиться. Но, как правило, опыт переживания снижения тревоги дает реальную надежду и побуждает продолжать работать дальше, избавляясь от остальных источников тревоги.» А.Ф.Радченко: «Я хочу сказать об этимологии слова “тревога”. Оно происходит от французского “transir”, что переводится как “оцепенеть”. И действительно, в контексте психотерапии тревога – это то, что останавливает человека в движении к его целям, что мешает продолжать свой путь. Мое любимое определение тревоги : “Это печаль, обращенная в будущее”. В семейной системе тревога особенно связана со временем, потому что она продолжает себя в будущее через детей, внуков. И еще хочу сказать, что для эффективной работы с тревогой важно научиться легко справляться с собственной тревогой, а затем не идентифицировать свой опыт переживания тревоги с переживанием тревоги у клиента.» О.И.Троицкая: «В древнегреческом театре был хор, который гасил полыхающую среди зрителей тревогу зрительного зала, говоря: «так случилось, так произошло, так есть и так останется!». Таким образом, у человека вырабатывалось некое примирение с реальностью, но заключалось оно не в том, чтобы униженно ползать, чувствуя себя виноватым, а чтобы принять то, что есть, склониться с почтением перед тем, что уже произошло и что ты изменить не сможешь. Но, зато, примирившись с этим, ты сможешь начать новый путь, не застряв в прошлом. Говоря о традициях, хочу отметить один этнографический сборник, который называется «Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и юго-восточной Азии» и представляет для нас особый интерес. Там находят отражение многие вопросы, которые мы сегодня поднимали. Например, знаете ли вы о том, что во многих племенах в случае, если женщина при родах умирала, младенца убивали? Считалось, что будучи убийцей матери, он принесет несчастье семье. Люди боялись “плохих посланий” инстинктивно. Для мужчины это было особенно плохо... Подводя итог, скажу, что и в давние времена люди уделяли большое внимание очень сложным и тонким психологическим моментам, и это находило свое отражение в народных приметах и обычаях». ^ Декабрьский Мастер – класс состоялся 19 числа. Ведущая Т.А. Ребеко. Тема «Работа с женской тревогой в юнгианском анализе». Январский Мастер – класс состоится 23 числа 2004 г. Ведущая А.Ф. Радченко. Тема «Путеводитель для тревоги». (Метафора в психотерапии тревоги и тревожных расстройств.) Телефон для справок: 775-0852 / 0853. Автор идеи и координатор программы доцент А.Ф. Радченко. Организаторы Мастер - класса А.В. Суслова /и.о. генерального директора/ и С.В. Пашкевич /и.о. исполнительного директора/. Центр персональной психологии «ГАРМОНИЯ». |