|
Скачать 0.49 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 201__г. ПСИХОЛОГИЯ АКЦЕНТУИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль 540609 Практическая психология в образовании, форма обучения очная ^ Автор работы _____________Чикова О.М. «21»апреля 2011г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии 21 апреля 2011 г., протокол №7 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. ^ Объем __36__стр. Зав. кафедрой __________Кухтерина Г.В. «21»апреля 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП от _____2011 г., протокол №______ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________201__ г. ^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ^ Кафедра возрастной и педагогической психологии Чикова Ольга Михайловна ПСИХОЛОГИЯ АКЦЕНТУИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль 540609 Практическая психология в образовании, форма обучения очная Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2011 ^ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль 540609 Практическая психология в образовании, форма обучения очная. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2011, 38 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ Психология./ Режим доступа: http:// www/umk 3. utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011 © Издательство Тюменского государственного университета, 2011 © О.М.Чикова, 2011 Чикова Ольга Михайловна ^ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 Педагогика, профиль 540609 Практическая психология в образовании, форма обучения очная Подписано в печать г. Тираж экз. Объем п.л. Формат 60х84/16 Заказ № Издательство Тюменского государственного университета, 2011 625003, г.Тюмень, Семакова, 10 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины В курсе «Психология акцентуированной личности» дается методологический анализ современного состояния проблем в сфере психологических исследований личности. Неоспоримость особого положения психологии акцентуаций среди других разделов психологии личности доказана теорией и практикой психологических исследований. Психология акцентуаций личности прямо касается проблем психопатических нарушений в подростковом возрасте, волнующих психиатров, педагогов, психологов и специалистов, имеющих дело с этим возрастом. Это проблема жизни человека среди других людей, норм и отклонений в поведении и деятельности, особенностей воспитания и развития и многое другое. Этот курс рассчитан на студентов высших учебных заведений, получающих специальное психологическое образование, которым необходимо расширить горизонты изучения проблем личности до уровня классических форм образования. Современный психолог вправе почувствовать себя участником рождения новой предметной области - психологии акцентуаций личности, не совпадающей с областью дифференциально-психологических разработок, посвященных индивидуальным особенностям людей; и традиционных социально-психологических исследований, имеющих своим предметом межиндивидные связи; и научной позицией исследователей акцентуаций личности как отраслью психопатологии. ^ 1. Оснастить студентов знаниями основных категорий, понятий, методов психологии акцентуированных личностей детей и подростков. 2.Развить умения анализировать теоретические подходы к выделению и описанию видов акцентуированных свойств личности для построения диагностических исследований детей и подростков. 3.Научить использовать диагностические навыки для анализа результатов исследования акцентуаций детей и подростков, на основе чего составлять маршруты сопровождения психического развития при разных психических аномалиях. ^ Цикл лекционных и практических занятий по курсу «Асихология акцентуированной личности» позволит:
^В результате изучения курса «Психология акцентуированной личности» студенты должны иметь четкое представление о ключевых проблемах классической и современной психологии личности. Конечные результаты освоения курса предполагают сформировать комплекс представлений о личности с позиций психической нормы и патологии, научно-обоснованную позицию на построение психотерапевтической и коррекционной работы с акцентуированными личностями. Программа предусматривает проработку учебного материала на трех взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном, семинарском, практическом. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, обсуждение монографий по психологии личности, создания самостоятельных проектов исследования структуры и выраженности акцентуированных свойств личности. ^ в конце семестра ¾ это зачет, предусмотренный учебным планом. Формы текущего контроля: устный опрос на семинарских занятиях; характеристический анализ примеров из научной и художественной литературы с последующим обсуждением их на практических занятиях; анализ результатов работы с многофакторными личностными технологиями, используемыми для диагностики акцентуаций; результаты решения тестовых учебных задач; представление конспектов монографий и статей по проблемам личности. С графиком и конкретным содержанием межсессионных форм контроля студенты знакомятся в начале восьмого семестра. Итоговая оценка формируется показателями по каждой из форм текущего контроля и выставляется за совокупный результат самостоятельной работы по освоению содержания учебной дисциплины:
Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 8. Форма промежуточной аттестации: - зачет (8 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц 95 часов. ^
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Планирование самостоятельной работы студентов
Содержание дисциплины, структурированное по видам Тема 1. Введение в предмет «Психология акцентуированной личности» Методологические положения психологии акцентуаций личности. Основные положения психологии личности. Индивид и личность Индивид как биосоциальная целостность. Индивидные свойства, их характеристика. Личность и индивидуальность. Подходы к изучению индивидуального. Проблема социально-типического в личности. Основные положения учения о характере. Соотношение понятий «личность» и «характер». Предмет и задачи курса акцентуации детей и подростков. Характеристика основных понятий психологии акцентуаций: отклоняющееся поведение, психопатии, психогении, акцентуации характера в детском и подростковом возрасте. ^ Понятие нормы и патологии в современной психологии. Основные подходы к дихотомии «норма - патология». Нормативная система личности. Уникальность, норма и патология психики детей и подростков. Виды норм. Характеристика правовых норм. Социальные нормы, их функции, виды и характеристика. Психические нормы, их характеристика. Критерии психической нормы и патологии на уровне психических процессов, состояний и свойств личности. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности. ^ Анализ подходов к типологии характера и темперамента в отечественной и зарубежной психологии. Аналитический подход к типологии характера. Эвристическая типология личности А.Ф. Лазурского. Проблема социального и биологического в личности. Концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н.Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна. Типологические модели социальных характеров. (Э.Фромма, Братуся Б.С.). Строение тела и особенности психики. Соотношение типов конституции и темперамента в классификации Э.Кречмера. Психология конституционгальных различий У. Шелдона. Воможные причины корреляции соматических особенностей конституции и темперамента: прямая и опосредованная взаимосвязь. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Оригинальная отечественная концепция малой психиатрии П.Б. Ганушкина. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика. Клиническая типология личности С. Хатуэя Д. Маккинли. Клинические представления о типах психопатий, синдромах дисгармонического развития личности. Типологически модели акцентуаций и психопатий детей и подростков(А.Е.Личко, Д.Д. Еникеева). ^ Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность. Анализ типологии личности К. Леонгарда. Описание типов акцентуаций по К.Леонгарду: демонстративные личности, педантические личности, застревающие личности, возбудимые личности, гипертимические личности, дистимические личности, аффективно-лабильный темперамент, аффективно-экзальтированный темперамент, тревожные личности, эмотивные личности, экстравертная акцентуация личности, интровертная акцентуация личности. Сочетание акцентуированных черт характера и темперамента. Экстравертированные и интровертиованные акцентуации личности и их комбинации. Характеритика методики Х. Шмишека, разработанной на основе концепции К. Леонгарда. Характеристика теста. Принципы построения теста. Анализ факторов для дифференциальной диагностики типа акцентуаций. ^ модели А.Е. Личко Типологический подход к описанию личности здорового человека А.Е.Личко. Особенности систематики психопатий и акцентуаций характера подростков. Описание клинического подхода в типологии А.Е. Личко: опрос подростка, опрос родителей, сведения других лиц, осмотр подростка, наблюдение за поведением. Описание психологического подхода к типологии акцентуаций личности и психопатий. Краткие сведения о классификации типов психопатий и акцентуаций характера подростка: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. ^ Анализ клинического подхода С. Хатуэя и Д. Маккинли, в рамках которого разработан многопрофильный личностный тест «Минесотский многофазный перечень» (ММРУ). Характеристика теста. Принципы построения теста. Анализ основных и дополнительных шкал для дифференциальной диагностики. Возможность использования модифицированного варианта теста ММРУ («Методика многостроннего исследования личности») Ф.Б. Березина, М.П.Мирошникова, Р.В. Рожанца для исследования акцентуированных личностей. «Стандартизированнй многофакторный метод исследования личности» как форма модификации теста ММРI (Л.Н.Собчик) и его возможности для диагности акцентуаций личности. Характеристика типов акцентуаций в русле клинического подхода С.Хатуэя и Д.Маккинли, Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Р.В. Рожанца, Л.Н.Собчик: ипхондрический, депрессивный (гипотимный), истероидный, психопатический, пассивно - женственный-маскулинный, паранойяльный, психастенический, шизоидный, гипоманиакальный, интровертированный - экстравертированный. ^ акцентуаций Характеристика психопатической личности. Критерии диагностики психопатий: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. Разграничение и характеристика психопатий по тяжести: тяжелая, выраженная, умеренная. Классификация и характеристика психопатий по причине их возникновения: органические, конституциональные, «приобретенные». Классификация психопатий по признаку нарушения эмоционально-волевой сферы: стеническая, возбудимая, истерическая, паранойяльная. Характеристика психогенных психических расстройств. Отличия психопатий от психогений. Классификация психогений: реактивные состояния и неврозы. Разграничение акцентуаций детей и подростков по выраженности: явная и скрытая. Их характеристика. Группы основных динамических изменений при акцентуациях личности. Характеристика острых аффективных реакций при акцентуациях личности детей и подростков: интрапунитивные, экстрапунитивные, импунитивные. ^ Характеристика типов акцентуаций личности (гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный) по схеме: исторический экскурс описания типа; главные черты типа; детство; пубертатный период; увлечения; сексуальные влечения; самооценка; реакции эмансипации; реакции группирования ; особенности общения и поведения; черты, привлекательные для общения; черты, отталкивающие и способствующие конфликту; ситуации, в которых возникает конфликт; предпочтительная деятельность; признаки экспрессдиагностики психотипа (внешность, манера держаться и двигаться); статистика типа психопатий и акцентуаций в общей популяции; виды и сочетания типа. ^ неправильного воспитания Характеристика понятия «психопатическое развитие личности». Критерии диагностики психопатического развития. Наиболее частые типы неправильного воспитания и связанные с ним типы психопатического развития личности: гипопротекция, доминирующая гипопротекция; потворствующая гипопротекция; эмоциональное отвержение; условия жестких взаимоотношений; повышенная моральная ответственность; воспитание в атмосфере культа болезни; противоречивое воспитание; воспитание вне семьи. Психокоррекционная и психолого-педагогическая работа с акцентуированными личностями. ^ План
Практическое занятие 2. Понятие личности в аспектах нормы и патологии План
Практическое занятие 3. Методологические основы психологии акцентуаций личности: теории, типологии План
Практическое занятие 4. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К.Леонгарда План
Практическое занятие 5. Психопатии и акцентуации характера акцентуаций в типологической модели А.Е.Личко ^ Описание «Патохарактерологического диагностического опросника» и своеобразие его построения. Правила диагностики типов психопатий и акцентуаций характера у подростка. Анализ дополнительных шкал по выявлению органических психопатий. Практикум
^ Психодиагностика акцентуированных свойств личности, основанных на клинических типологиях Теоретическая часть Анализ клинического подхода С. Хатуэя и Д. Маккинли, в рамках которого разработан многопрофильный личностный тест «Минесотский многофазный перечень» (ММРУ). Характеристика теста. Принципы построения теста. Анализ основных и дополнительных шкал для дифференциальной диагностики. Характеристика типов акцентуаций в русле клинического подхода. Практикум
Практическое занятие 7. Разграничение понятий психопатий, психогений, акцентуаций План
6. Группы основных динамических изменений при акцентуациях личности. 7. Характеристика острых аффективных реакций при акцентуациях личности. Практическое занятие 8. Психологическая характеристика акцентуированных черт Описать конституциональные психопатий и акцентуаций на основеиндивидкальных исследований по методикам ММРУ, ПДО, Опросник Х.Шмишека. ^
^
4.Дать характеристику выявленных акцентуаций личности по схеме:
Учесть, что описание акцентуаций должно отразить в первую очередь анализ акцентуаций явных, получивших самые большие оценки по шкале ( то есть наиболее близко приближающихся к крайним вариантам нормы), а затем дать характеристику скрытых акцентуаций ( оценки отнесены к обычным вариантам нормы). 5.Описать выявленные варианты психопатий, обосновать вывод нормативными доказательствами, то есть диапазонами психопатий по усредненным данным ММРУ, таблицам формирования психопатий ПДО. Дать характеристику психопатий по схеме:
6.Дать анализ природы акцентуаций и психопатий:
Практическое занятие 8. Психопатическое развитие личности и виды неправильного воспитания План
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Психология акцентуированной личности»
^ Задание 1 В отечественной психологии личность – это: А) человек как единичное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного; Б) человек, характеризующийся своими отличиями от других людей, индивидуальной и личной неповторимостью; В) человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка; Г) биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого характерно прямохождение, высокоразвитый мозг и особое строение тела. Задание 2 Совокупность психических, физиологических и социальных особенностей человека с точки зрения его неповторимости, уникальности, своеобразия называется: А) индивидом; Б) личностью; В) индивидуальностью; Г) субъектом. Задание 3 Наиболее социально обусловленной составляющей структуры личности является: А) способности; Б) психические процессы; В) темперамент; Г) характер. Задание 4 Существуют различные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Наиболее оптимальной является точка зрения: А) личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния; Б) личность определяется биологическими, наследственными факторами, никакое общество не может изменить то, что заложено в человеческой природе; В) в процессе развития личности биологические факторы выступают как предпосылки, а социальные выступают как движущая сила психического развития; Г) личность - это результат самовоспитания человека, ни биологические, ни социальные факторы существенно не влияют на этот процесс. Задание 5 Качества, характеризующие экстравертированный психологический тип, по К. Г. Юнгу: А) инициативность; Б) необщительность; В) мечтательность; Г) застенчивость. Задание 6 Качества, характеризующие интровертированный психологический тип, по К.Г. Юнгу: А) импульсивность; Б) беззаботность; В) стеснительность; Г) бесцеремонность. Задание 7 Признак, относящийся к свойствам темперамента: А) обратимость; Б) неустойчивость; В) динамичность; Г) онтогенетическая "вторичность". Задание 8 Динамику психической жизни определяет... А) направленность личности; Б) характер; В) невротичность; Г) темперамент. Задание 9 Соответствие между типом темпераментом и его проявлением:
Задание 10 Соответствие между уровнями развития способностей и их характеристиками:
Задание 11 Совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения, называют ... А) характером; Б) направленностью личности; В) способностью; Г) темпераментом. Задание 12 Соответствие между чертами характера и системой отношений к действительности:
Задание 13 Соответствие:
Задание 14 Относительно характера можно сделать одно из следующих утверждений: А) он выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе; Б) он определяет стиль и темп деятельности; В) он практически не поддается изменению под воздействием воспитания; Г) это характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности. Задание 15 Соответствие между понятиями:
Задание 16 Термин, который определяется как заостренный, крайний вариант психической нормы, указывающий на уязвимые места характера испытуемого: А) акцентуации; Б) шизотимичность; В) психоастеничность; Г) истероидность. Задание 17 Приподнятый фон настроения, общительность и тяга к впечатлениям присущи: А) гипертимному типу; Б) неустойчивому типу; В) истероидному типу; Г) эпилептоидному типу. Задание 18 Повышенная потребность во внимании, эгоцентризм характерны для: А) шизоидного типа; Б) истероидного типа; В) гипертимного типа; Г) циклоидного типа. Задание 19 Быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии свойственны: А) астеническому типу; Б) неустойчивому типу; В) эпилептоидному типу; Г) конформному типу. Задание 20 В усиленном контроле и направляющем воздействии особенно нуждается: I А) неустойчивый тип; Б) лабильный тип; В) истероидный тип; Г) конформный тип. Задание 21 Резкое изменение настроения в зависимости от ситуации обнаруживает: А) сензитивный тип; Б) конформный тип; В) неустойчивый тип; Г) лабильный тип. Задание 22 Соответствие между акцентуацией характера и её характерной особенностью:
Задание 22 Соответствие между акцентуацией характера и её характерной особенностью:
Задание 23 Неверное высказывание: А) характер - это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе жизнедеятельности; Б) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны; В) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия; при помощи которых эти отношения осуществляются; Г) характер - это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий, воспитания типичный для личности стиль социального поведения. Задание 24 Своеобразные заострения характера называют …………….. акцентуациями ^ Задание 1-В. Задание 2- В. Задание 3 – Г. Задание 4- В. Задание 5-А. Задание 6 –В.Задание 7-В. Задание 8-Г. Основная литература
Дополнительная 1. Айзенк М. Психология для начинающих. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 384с. 2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 304 с. 3. Бухановский А.О. Общая психопатология. Пособие для врачей.- Ростов н//Дону: ФЕНИКС, 1998. - 416 с. 4. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - Популярная энциклопедия. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 528 с. 5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина, 1983. - 244 с. 5. Первин Л. А. Психология личности : теория и исследования : учеб. пособие/ Л. А. Первин, О. П. Джон. -Москва: Аспект Пресс, 2001 .-607 c.; 6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.// А.А.Крылов, С.А.Маничев. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. 7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.- М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. 8. Хьелл Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии : пер. с англ./ Л. Хьелл, Д. Дж. Зиглер. -3-е междунар. изд. -Санкт-Петербург: Питер, 2005 .-607 c. ^ Студентам рекомендуется использовать следующие источники сети интернет: http://www.voppsy.ru/ - на сайте журнала «Вопросы психологии» представлены тексты статей, содержащих результаты эмпирических психологических исследований. Посещение бесплатное. http://ru.wikipedia.org – Интернет-энциклопедия «Википедия», категория «психологические эксперименты», содержит описание самых известных психологических экспериментов. Посещение бесплатное. http://psychexps.olemiss.edu/ - Сайт PsychExperiments –, содержит описание психологических экспериментов в интернете (на английском языке). Посещение бесплатное. ^
Р Е Ц Е Н З И Я на учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология акцентуаций личности» по профилю подготовки практическая психология в образовании Курс «Психология акцентуаций личности» рассчитан на 95 часов, из которых 22 лекционных и 22 часа, отведенных для практических занятий, что определяет строй и содержание учебно-методического комплекса. В части пособия «Содержание лекционного курса» включены отечественные и зарубежные исследования, соприкасающиеся с областью акцентуаций личности, что позволяет автору сформулировать свою методологическую позицию и преподносить материал строго в ее русле. Это не обедняет и не сужает диапазон теоретического поиска, а делает его более лаконичным и направленным. В практическом цикле возможен хороший прогноз в освоении техники, приемов и средств диагностики акцентуаций личности и психопатий. Отрадным является апеллирование автора к обучению диагностике типов акцентуаций с помощью классических и надежных методов исследования. Достоинством этой части пособия является направленность на обучение студентов не только приемам исследования, но и приемам анализа полученного психодиагностического материала и написания заключения по материалам диагностики. Необходимо отметить законченность и качество оформления комплекса: присутствие списка литературы , описание содержания и плана практических занятий, описание практикума по каждой теме и его задач. УМК снабжен схемой характеристики психотипа акцентуаций личности, программными требованиями к зачету по курсу, списком терминов, что позволяет студенту ориентироваться в проблеме и облегчает изучение и осмысление курса. В тексе четко отражены межпредметные связи с системе различных отраслей психологии. Структура УМК соответствует требованиям, предъявляемым к этому типу публикаций: разбивка часов по темам, содержание лекционного курса, описание каждого семинарского и практического занятия, список литературы, требования к итоговому контролю знаний. Кандидат педагогических наук, доцент ТГАКиИ Голиков Н.А. |