|
Скачать 415.05 Kb.
|
Министерство образования информирует Вас, что на заседании постоянно действующего совещания с министерствами и ведомствами социальной сферы 8 августа 2011 года принято решение «не допускать сокращения ставок психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях области». В настоящее время в 1002 школах и 118 филиалах области работают 765 педагогов - психологов и 960 социальных педагогов, в 48 учреждениях интернатного типа и дополнительного образования - 60 педагогов – психологов, 50 социальных педагогов. В соответствии с пунктом 5.1 решения вышеуказанного совещания направляем для использования педагогическими работниками образовательных учреждений, родителей обучающихся и воспитанников методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков, разработанные Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с МОУ психолого – медико-социального сопровождения «Позитив» г. Энгельса» Приложение: на 16 листах в 1 экз. ^ начальник управления общего образования М.И. Орлов Картагузова Т.П. 23 29 67 Симптомы депрессивного состояния
психологическая помощь при суицидальных тенденциях Дайджест Составила Елена Емельянова ^ Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов.
Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла и нежелании жить. На этом этапе осуществляется превенция суицида, то есть его предотвращение. Работа ведется в русле кризисной интервенции.
Начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца. Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий, шантажа, направленного на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод, носят название парасуицид. Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему. Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду, результатом которого является смерть человека. На этапе суицидальных действий осуществляется процедура суицидальной интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе. ^ суицидальной интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервно-психического расстройства. Это – самое важное условие проведения суицидальной интервенции, без которого все остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недействительными.
Он продолжается от момента совершения суицидной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными. На этом этапе осуществляется поственция и вторичная превенция суицидального поведения. Поственция является системой мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению. ^ заключается в предупреждении повторных суицидальных попыток. Общие черты суицида (Модель Э. Шнейдмана)
Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственна своя целесообразность. Он является ответом на вопросы: «Как из этого выбраться? Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания. ^
Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Идея постепенно разворачивается в активный суицидальный сценарий.
Если прекращение сознания – это то, к чему стремится суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего он убегает. ^
Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации. ^
При работе с человеком в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо неэффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции. Снижение их интенсивности достигается не прямым воздействием, а путем уменьшения эмоционального напряжения. Целью вмешательства становится снижение давления травматических жизненных обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение. ^
Типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи, причем оба эти действия являются истинными и непритворными. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасение (и даже планировать его) и вмешательство других.
Суицид далеко не всегда является проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания и ограничение интеллектуальных возможностей. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека резко ограничиваются. Состояние паники доводит сознание до дихотомического мышления: либо какое-то особое, почти волшебное, разрешение ситуации, либо прекращение потока сознания и боли; все или ничего. Системы поддержки личности, близкие, значимые знакомые не помещаются в рамки «туннельного» сознания. Следовательно, любая попытка спасти или помочь должна обязательно учитывать патологическое сужение когнитивной сферы суицидента. Важно противодействовать сужению мыслей суицидента и увеличить варианты выбора, тем самым устраняя суицидальный вариант.
Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относятся уход из дома, из семьи, дезертирство из армии. Суицид является предельным, окончательным бегством. Суицид можно предотвратить, закрывая выходы – например, отбирая у человека пистолет – или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни.
Практически в каждом случае, люди, намеревающиеся совершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают о поддержке, ищут возможности спасения. Однако эти сообщения не расцениваются окружающими людьми как сигнал опасности. Своевременное распознавание суицидального поведения является незаменимым способом превенции суицида.
^ Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний. Компульсивный: установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду. Рискующий: балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение. Регрессивный: снижение по различным причинам эффективности механизмов психологической адаптации, эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью. Зависимый: беспомощность, безнадежность, необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки. Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений – к жизни и смерти. Отрицающий: преобладание магического мышления, в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимые последствия, отрицание снижает контроль над волевыми убеждениями, что усугубляет риск. Гневный: затрудняются выразить гнев в отношении значимых лиц, что заставляет испытывать неудовлетворенность собой. Обвиняющий: убежденность в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина. Убегающий: бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать или уйти от психологической ситуации. Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний. Заброшенный: переживание пустоты вокруг, грусти и глубокой скорби. Творческий: восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации. . Особенности поведения, свидетельствующиео наличии суицидальных мыслей
^
Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения – ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это! ^ Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени. Факторы суицидального риска:
^ Детям характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков. ^
^
Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно отъезду. Вместе с тем дети понимают уже, что это очень пугает взрослых, и что это воспринимается взрослыми как «очень плохо». Смерть близких осознается ребенком как результат его желаний или как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Поэтому ребенку, переживающему смерть близких, крайне необходима специальная помощь по избавлению от чувства вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго. Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается не преодоленный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.
^ которые в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.
Мифы и факты о суициде
^ Главный смысл превентивных мер – популяризация знаний о суициде и о мерах помощи отчаявшемуся человеку. Это может быть:
^ Суицид. Другое название этого явления - самоубийство. В советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми вытекающими последствиями). Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить). Поэтому трудно переоценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большинство суицидентов - люди практически здоровые. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не столько, чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства. ^ демонстративные. Истинный суицид никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому в своего рода "группу риска" по суицидам составляют подростки и старики. Далеко не все подростковые самоубийства происходят от несчастной любви. Просто "юноша, обдумывающий житье" (или соответственно девушка) не нашел для себя ответа, каково его предназначение в этом мире (а в силу подросткового максимализма принять ответ "жить для того, чтобы жить" ему еще очень трудно). Да и основной процент самоубийств "из-за любви" происходит не потому, что подростку приспичило начать интимную жизнь или у него бушуют гормоны. Просто чаще всего детская влюбленность — не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН... Старики же уходят из жизни, если вдруг понимают, что всю свою жизнь они прожили напрасно. Да, если пожилой человек уверен, что сделал на своем пути хоть что-то значимое (хотя бы для себя самого), тогда он начинает любить жизнь. А вот те, кто убеждается, что все их существование прошло впустую, могут пойти на суицид и в преклонном возрасте. Да, в конце концов, потеря смысла жизни может выглядеть как угодно - все зависит от того, кто в чем видит этот смысл. Безденежье может толкнуть на роковой шаг того, для кого вся жизнь сводится к богатству; несчастная любовь может стать причиной суицида в том случае, если влюбленный не мыслит будущего без любимой; а женщина, убежденная, что ее предназначение - только в материнстве, может покончить с собой из-за обнаруженного бесплодия. Хотя, конечно, в любом из подобных случаев можно найти другой, более конструктивный выход. Но основная часть суицидов - это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом. Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на "неуправляемость" детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища... Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые "умные") давать ему успокоительные препараты... А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают - но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине. Ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был... Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия — см. Насилие семейное). Мол, "…сделай то-то и то-то - или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд..." И бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех суицидентов в том, что они точно так же глухи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому-то чаще всего и не получается конструктивного диалога. Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее другого пути, опять же, найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в "горячие точки", и даже алкогольная или наркотическая зависимость... Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты. ^ • Прежде всего нужно выучить, что не каждый потенциальный самоубийца - психически больной. И тех, кого вытащили с того света, вовсе не обязательно клеймить психиатрическим диагнозом. Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел. • На вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет - потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один! Если у вас возникли мысли "зачем я живу" - значит, вы собственный смысл жизни просто-напросто потеряли. Так его вполне можно отыскать - более того, во время таких "поисков" может обнаружиться другой, новый смысл, порой даже более интересный и достойный. Поэтому главное в решении любой проблемы - не упираться носом в надпись "нет выхода", причем выход-то рядом, надо только голову повернуть. • Если ваш близкий начал вести себя слишком рискованно — это тоже повод прислушаться к его проблемам. Может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания (даже если он глава семьи и вообще "сильная личность")? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется - большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас "плакаться кому-то в жилетку" не принято. Именно поэтому, кстати, среди клиентов психотерапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в статистике суицидов - четверо мужчин на одну женщину. • Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, "кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает". Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту "диагноз" здесь поставить очень сложно. Поэтому не всегда стоит пропускать такие высказывания мимо ушей. • Если же кто-то с помощью попыток к суициду вами откровенно манипулирует, лучший способ - держаться от него подальше (таким образом, без зрителей спектакль не состоится). Не поддерживайте диалог негодными методами. Разумеется, поддержать другие способы разговора, более приемлемые, здесь можно и даже нужно. • Людям, склонным к демонстративному суициду, хочу сказать: наверняка все ваши мысли и все ваше поведение зациклено на какой-то конкретной личности: мол, вот я умру, он (или она) тогда поплачет, тогда поймет... Но учтите - далеко не факт, что пресловутая личность среагирует именно так, как вы хотите: возможно, любимый вовсе не будет убиваться у вашего гроба, а непослушный ребенок вовсе не будет терзать себя чувством вины. И проверить это лично вы уже не сможете. Поэтому стоит ли рисковать жизнью, чтобы только попытаться "кому-то что-то доказать"? Лучше всего попытаться выйти на диалог конструктивными методами - во всяком случае, прямо сказать человеку, чего вы от него ждете, может быть эффективнее, чем рисковать жизнью - штукой в общем-то довольно привлекательной и интересной. • Учтите и то, что бессознательное сравнение суицидентов с психами опять-таки еще не изжито - и как на вас посмотрит ваш "предмет чувств" после вашего неадекватного, по его мнению, поступка, если вы останетесь живы? Очень вероятно, что не только не бросится вам на шею с проявлениями любви, но и попытается держаться от вас подальше... • В конце концов, возможно, вам надо просто выговориться — эмоции требуют выхода. Если не можете доверить свои чувства кому-то близкому или специалисту-психологу, можете просто вести дневник. Это спасло от самоубийства многих людей - к их счастью, а возможно, и к нашему. • Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Распространенный в народе способ отговорок - "чего встал, прыгай давай" - может сработать с точностью до наоборот. Здесь лучше сказать такому самоубийце, что решение о суициде — дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на самом человеке. И все записки "в моей смерти прошу винить..." - извините, полная глупость. Никто ни в чьем самоубийстве не виноват (даже Уголовный кодекс в статье "доведение до самоубийства" перечисляет очень ограниченные условия). • Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: мол, нельзя делать детей сиротами, нельзя бросать близких... Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: мол, я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе! Опять-таки, скажите такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно. А если он хочет в этой жизни быть значимой личностью - то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами? • Даже безработица и финансовый кризис (см.) - не повод для суицида! В этом случае близкие, правда, часто утешают так: да ты не бойся, мы тебя прокормим... А вы не думаете, что это для человека удар по самому больному - раньше он сам зарабатывал и кормил кого-то, а теперь вынужден побираться? Помощь здесь лучше предложить по-другому: не прокормим, а поможем первое время. Не берите человека на полное обеспечение, а простимулируйте его доказать хотя бы самому себе, что своего разума и умений он не потерял.• Вообще важно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: "Да ты не думай об этом!" Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: "Не думай о слоне". Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно так же нельзя впрямую отговорить человека "не думать о суициде". Лучше подкинуть ему иную работенку для мозгов! ...Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида — дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью! Во всех ситуациях очень важно помнить, что жизнь не заканчивается даже во время самых тяжелых переживаний. И что впереди будет еще очень много радостей и удовольствий - даже если сейчас вам об этом совершенно не хочется думать. Ведь одно из проявлений человеческого достоинства - умение переживать трудности. Причем так, чтобы близким не было стыдно за вас. ^ (Материалы из беседы с детским психиатром Е.Вроно) Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Скорее всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. Осознание того, что ты был рядом и мог помочь, остановить, приходит уже после... Часто бывает, что не только учителя, психологи, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится на грани отчаяния. Как понять таких детей, помочь им? ^ 17% подростков (14 лет) указали, что за последний год всерьез обдумывали попытку самоубийства, при этом в 15-16 лет эта цифра увеличивается до 23%. Количество девочек, задумывающихся о самоубийстве, почти в три раза выше, чем у мальчиков. 16% подростков сказали, что за последние 12 месяцев планировали осуществить попытку самоубийства, а 6% предпринимали ее. ^ Определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи. 70 % детей и подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаруживаешь неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: речь идет о дисфункциональных паттернах взаимодействия в семье, где в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа жесткая, нормативная, не гибкая, к ребенку не расположенная. Суицидальное поведение — это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей. В наше время многие семьи переживают кризис. Отношения в семье меняются, меняется и степень поддержки, которую имеет в ней человек, что служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, а депрессия — именно такое расстройство. Ну а агрессия — типичная «маска» депрессии у подростков. Если вернуться к суицидам (а истинный суицид без депрессии у подростков представить невозможно), нужно подчеркнуть: психологические и эмоциональные особенности в подростковом возрасте обусловливают склонность к суициду. ^ Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. ^ ? Часто они совершает шаги, которые по существу не являются суицидальными поступками: аутоагрессивное действие производится подростком для того, чтобы изменить неприятную ситуацию в свою пользу. Если ребенок в состоянии аффекта (например, во время ссоры с родителями) хватается за нож, шагает с подоконника... Подросток вообще недорого ценит жизнь и готов рискнуть ею ради того, чтобы настоять на своем, отомстить. В этом возрасте совершаются как истинные попытки, так и парасуициды. Нередко создается впечатление, что подросток не совершит тяжелой попытки и его угроза — пустое. Конечно, пережить самоубийство своего ребенка, считая это адекватным ответом на созданную тобой же ситуацию, очень трудно. Нередко дети совершают попытки без тяжелых медицинских последствий. Они и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. К несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными. Они думают: «Все рассчитано, выбраны лекарства, от которых нельзя умереть». А выбирают они, как правило, руководствуясь внешним видом таблетки или вкусом облатки... Это очень опасный самообман: считать, что подростки не совершают опасных для жизни поступков, и поэтому их угрозы можно не принимать всерьез. ^ Как правило, провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный для его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьезности. Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причем следующая попытка нередко бывает более тяжелой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя ее для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. ^ Родителям следует помнить, что аффекты разрушительны для подростка. Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжелыми. ^ Суицидальные поступки до 10 лет совершаются нечасто. Чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки. Падение с большой высоты, попытки самоповешения совершают, как правило, маленькие дети. Суицидоопасной чаще всего была реальная жизненная ситуация: либо пренебрежение ребенком, либо насилие по отношению к нему. Матери таких детей, как правило, сами не подвергают их жестокости, но они детей отвергают и допускают насилие над ними со стороны других. ^ Так ли это? Расширенный суицид - вещь часто встречающаяся. Подростки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток. Известно, что самоубийство кумира влечет за собой эпидемию суицидальных попыток фанатов. Особенно теперь, когда с развитием электронных средств массовой информации аудитория кумира превратилась действительно в мировую, трудно бывает оценить масштабы такой эпидемии. При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом имеет право психолог или педагог. Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, где они рискуют, если оставят ребенка без помощи. ^ Психологическая поддержка, принятие, способствование личностному росту, ранняя диагностика депрессии. ^ -Все!!! Психика подростка наделена такими свойствами, которые предрасполагают его к суициду. Исходя из этого, любой подросток входит в группу риска. Не лишним будет напомнить в этой связи, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме. ^ На этот вопрос нет однозначного ответа. Та семья, которая называется и видится как неблагополучная, как правило, в фокусе внимания помогающих, специалистов. Суицидом зачастую чреваты критические ситуации, возникающие именно в благополучных семьях. Что такое «благополучная» семья? Это нередко закрытая семья, которая соответствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не известно. Внутри такой семьи возможно и насилие (в первую очередь — эмоциональное), и пренебрежение, и завышенные требования, и жестокие наказания. ^ О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков. 1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. 2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни, 3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия. 4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). 5. Словесные указания или угрозы. 6. Вспышки гнева у импульсивных подростков. 7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома. 8. Бессонница. ^ Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ, получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. ^ все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку — "Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье. Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы. ^ ВЫСЛУШИВАЙТЕ - "Я слышу тебя". Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, а все не так плохо», "Вам станет лучше", "Не стоит этого делать". Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг. —"Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь,..», "Большинство людей задумывалось о самоубийстве...", -Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации. ТЕЗАУРУС ^ - сознательное лишение себя жизни. ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА — серьезная попытка самоуничтожения, которая могла привести к смерти. ^ - саморазрушительный поступок, который, однако, не мог стать причиной смерти, УГРОЗА САМОУБИЙСТВА — высказывание, которое раскрывает желание самоуничтожения. Даже если это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве. ^ - подсознательный выбор роли жертвы при нежелании брать на себя ответственность за свою смерть. Справка о системе работы МОУ «ПМСС-Центр «Позитив» в области профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних Профилактике суицидального риска последние годы мы уделяли особое внимание, т.к. не исключали такого прогноза, что, начавшийся в 2008 году финансовый кризис, мог спровоцировать рост суицидальных тенденций среди населения. С целью предупреждения суицидальных действий среди населения ЭМР мы разрабатывали сводные планы мероприятий системы профилактики, которые были реализованы в полном объеме. Почти каждый год вопрос рассматривается на заседании ПДС при администрации г.Энгельса. Большую роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних играет МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив». Он является головной организацией психологической службы образования ЭМР. В структуру психологической службы образования ЭМР входят психологи образовательных учреждений (64 человека), МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив» (17 специалистов) и психолого-медико-педагогическая комиссия, работающая на базе этого Центра и собранная из лучших специалистов системы образования и здравоохранения. Сфера ответственности этой службы не ограничивается рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, профилактики асоциального поведения, защиты прав детей и подростков, сохранения и укрепления их здоровья. В Саратовской области наш Центр, по-прежнему, является уникальным и, пока, единственным. Несмотря на сложную ситуацию, связанную с финансовым кризисом и переходом на систему подушевого финансирования, нам удалось не только сохранить, но и увеличить контингент работающих в образовании психологов, а также улучшить условия работы Центра «Позитив», предоставив ему новое, отремонтированное помещение, в котором он работает уже третий год. Это позволило более, чем в два раза, увеличить пропускную способность Центра. В центре работает также телефон доверия для детей и молодежи. В Центре, кроме психологов, работают дефектологи, логопеды, социолог, соц.педагог, взрослый и детский психиатры, нарколог. Это очень хорошо, что в одном месте, под одной крышей Центра «Позитив» мы сумели собрать лучших специалистов города, оказывающих качественную, многопрофильную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Это позволило приблизить помощь смежных специалистов к несовершеннолетним, обеспечить доступность и возможность преодоления психологического барьера обращений, особенно к таким специалистам как психиатр и нарколог. (Не секрет, что сам статус психиатрического диспансера, где работают эти специалисты, нередко «отпугивает» подростков и их родителей). За 2010-2011 учебный год Центром «Позитив» проведено около 2 825 консультаций. Из них только 0,9% связаны непосредственно с суицидальным поведением (это 25 человек). Однако, 49% клиентов обратились с проблемами, которые диагностируются как острое кризисное состояние и которое в любой момент может детерминировать суицидальные мысли и действия. Поэтому своевременно оказанная профессиональная помощь, направленная на преодоление кризисных состояний, так или иначе, связана с профилактикой суицида. Сводная таблица по группам суицидального риска
С целью профилактики депрессий и суицидальных настроений подростков под руководством Центра «Позитив» школьные психологи проводят ежегодный мониторинг психоэмоционального состояния подростков с 6 по 11 класс. Этот замер делается 2 раза в год: осенью и весной, в период обострения депрессий. Результаты данного исследования используются для выявления группы риска и дальнейшей психокоррекционной работы с целью профилактики эмоциональных срывов и суицидальных настроений в подростковой среде. Сводная таблица результатов исследования психоэмоционального состояния подростков
Анализ результатов мониторинга за последние годы показывает пусть небольшую, но, все же, поступательную позитивную динамику: число эмоционально благополучных детей увеличивается, количество детей со стойким снижением настроения уменьшается, однако достаточно устойчивой остается группа с субдепрессивным состоянием, Эти дети нуждаются в помощи психоневролога и направляются к этим специалистам. Конечно, один психолог в школе не может охватить абсолютно всех детей, более того, суицидальные попытки носят ситуативный характер, но с помощью этого психологического «профосмотра» мы стараемся значительно снизить суицидальный риск в подростковом возрасте, т.к. он сам по себе является кризисным. Специалисты Центра «Позитив» проводят также и другие исследования по разным направлениям (мониторинг адаптации, наркоситуации, «Вредные привычки», «Профилактика предэкзаменационного стресса»). В этом году проведены 2 новых исследования по выявлению ранних признаков семейного неблагополучия, а также «Школьное и домашнее насилие», профилактирующие не только социальное сиротство, но и суицидальный риск. Разрабатываются и применяются новые, пока еще уникальные, социопрофилактические технологии, такие как «Образовательный театр и «Образовательное кино», направленные на решение таких острых и наболевших проблем как подростковая агрессия, интолерантность, алкогольная и наркотическая угроза, которые нередко становятся причиной подросткового суицида. С помощью выездных комплексных бригад специалистов Центра «Позитив» и Центра «Семья» проводятся также профилактические занятия с учащимися сельских школ. В этом году 110 занятий. Для помощи педагогам психологами Центра «Позитив» были подготовлены две группы волонтеров: старшеклассников и родителей. А проведение единых профилактических недель и классных часов, разработанных специалистами Центра «Позитив» позволяют проводить широкомасштабную социально-психологическую иммунизацию учащихся разных возрастных групп сразу во всех школах города. Все это позволило минимизировать риски, в т.ч. и суицидального поведения. Так, за последние 3,5 года среди школьников ЭМР не было ни одного случая завершенного суицида.
Однако, были попытки, а также законченные суициды среди несовершеннолетних, обучающихся в СУЗах. Поэтому эта относительно положительная динамика ни в коей мере не позволяет расслабиться. Она лишь подтверждает необходимость и важность той профилактической работы, которая проводилась и которую надо продолжать и совершенствовать. Для дальнейшего снижения суицидального риска среди несовершеннолетних на ПДС 21.12.2009 года были внесены следующие предложения, большинство из них в настоящее время уже реализованы:
Для развития материально-технической базы и кадрового ресурса ПМСС-Центра «Позитив» включить его в одну из муниципальных целевых комплексных программ.
|