Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования





Скачать 415.05 Kb.
Название Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Дата 02.04.2013
Размер 415.05 Kb.
Тип Документы




МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



ул.Соляная, 32, г.Саратов, 410002

Тел.: (845-2) 23-06-10; Факс (845-2) 23-03-41

01.09.2011 7261



на №






Руководителям органов

местного самоуправления,

осуществляющих управление

в сфере образования


Министерство образования информирует Вас, что на заседании постоянно действующего совещания с министерствами и ведомствами социальной сферы 8 августа 2011 года принято решение «не допускать сокращения ставок психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях области».

В настоящее время в 1002 школах и 118 филиалах области работают 765 педагогов - психологов и 960 социальных педагогов, в 48 учреждениях интернатного типа и дополнительного образования - 60 педагогов – психологов, 50 социальных педагогов.

В соответствии с пунктом 5.1 решения вышеуказанного совещания направляем для использования педагогическими работниками образовательных учреждений, родителей обучающихся и воспитанников методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков, разработанные Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с МОУ психолого – медико-социального сопровождения «Позитив» г. Энгельса»

Приложение: на 16 листах в 1 экз.


^ Заместитель министра –

начальник управления

общего образования М.И. Орлов


Картагузова Т.П.

23 29 67


Симптомы депрессивного состояния



  1. На физиологическом уровне:

  • Нарушение сна (сонливость или бессонница).

  • Расстройство аппетита (повышен или понижен).

  • Чувство усталости.

  • Значительное изменение массы тела.

  • Жалобы на конкретное недомогание или общее плохое физическое состояние при отсутствии видимых органических причин.




  1. На мыслительном уровне:

  • Негативные ожидания (ощущение безнадежности).

  • Негативная самооценка («Я плохой»).

  • Мысли о самоубийстве.

  • Трудности с принятием решения.

  • Чрезмерная концентрация на самом себе.

  • Трудности с сосредоточенностью.




  1. На поведенческом уровне:

  • Замедленная или невыразительная речь.

  • Приступы плача.

  • Агрессивные действия.

  • Психомоторное возбуждение или заторможенность.

  • Попытки самоубийства.

  • Попадание в зависимость (алкогольную, наркотическую, от других людей и др.).

  • Поведение, противоречащее собственной системе ценностей.




  1. На эмоциональном уровне:

  • Плохое настроение, грусть.

  • Чрезмерное или неадекватное чувство вины.

  • Ощущение собственного бессилия.

  • Чувство собственной никчемности.

  • Потеря уважения к самому себе.

  • Утрата чувства юмора.

  • Одновременное проявление противоположных чувств.

  • Сосредоточенность на депрессивных ощущениях.

  • Отсутствие удовольствия от жизни.




  1. На социальном уровне:

  • Самоизоляция.

  • Апатия, уход от общества.

  • Зависимость от других.

  • Склонность к самопожертвованию.

  • Позиция мученика.

  • Чрезмерная потребность в одобрении.

  • Чрезмерная критичность по отношению к другим.

  • Преувеличенное чувство ответственности за других.



психологическая помощь

при суицидальных тенденциях


Дайджест


Составила Елена Емельянова


^
Основные понятия, описывающие

суицидальное поведение

Этапы суицидального процесса


Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.

Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов.


  1. ^ Этап суицидальных тенденций

Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла и нежелании жить.

На этом этапе осуществляется превенция суицида, то есть его предотвращение. Работа ведется в русле кризисной интервенции.


  1. ^ Этап суицидальных действий

Начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца.

Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий, шантажа, направленного на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод, носят название парасуицид.

Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему.

Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду, результатом которого является смерть человека.

На этапе суицидальных действий осуществляется процедура суицидальной интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе.

^ Главная задача суицидальной интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его от нервно-психического расстройства.

Это – самое важное условие проведения суицидальной интервенции, без которого все остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недействительными.

  1. ^ Этап постсуицидального кризиса

Он продолжается от момента совершения суицидной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными.

На этом этапе осуществляется поственция и вторичная превенция суицидального поведения.

Поственция является системой мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению.

^ Вторичная превенция заключается в предупреждении повторных суицидальных попыток.


Общие черты суицида

(Модель Э. Шнейдмана)


  1. Общая цель всех суицидов – поиск решения.

Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственна своя целесообразность. Он является ответом на вопросы: «Как из этого выбраться? Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания.

^ Чтобы понять причину самоубийства, следует узнать проблемы, решить которые он предназначен.


  1. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания невыносимой боли.

Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Идея постепенно разворачивается в активный суицидальный сценарий.


  1. ^ Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль.

Если прекращение сознания – это то, к чему стремится суицидент, то невыносимая душевная боль является тем, от чего он убегает.

^ Если снизить интенсивность страданий, даже незначительно, то человек сделает выбор в пользу жизни.


  1. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

Суицид кажется логичным фрустрированному человеку, так как он не видит способа удовлетворения своих важных психологических потребностей и избавления от состояния фрустрации.

^ Если удовлетворить фрустрированные потребности, то суицид не возникнет.


  1. Общими суицидальными эмоциями является беспомощность и безнадежность.

При работе с человеком в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо неэффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции. Снижение их интенсивности достигается не прямым воздействием, а путем уменьшения эмоционального напряжения.

Целью вмешательства становится снижение давления травматических жизненных обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение.

^ Основным принципом терапии является следующий: чтобы уменьшить интенсивность суицидальных тенденций, следует снизить эмоциональное напряжение.


  1. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

Типичным для самоубийства становится состояние, когда человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи, причем оба эти действия являются истинными и непритворными. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасение (и даже планировать его) и вмешательство других.


  1. ^ Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы.

Суицид далеко не всегда является проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания и ограничение интеллектуальных возможностей. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека резко ограничиваются. Состояние паники доводит сознание до дихотомического мышления: либо какое-то особое, почти волшебное, разрешение ситуации, либо прекращение потока сознания и боли; все или ничего.

Системы поддержки личности, близкие, значимые знакомые не помещаются в рамки «туннельного» сознания. Следовательно, любая попытка спасти или помочь должна обязательно учитывать патологическое сужение когнитивной сферы суицидента.

Важно противодействовать сужению мыслей суицидента и увеличить варианты выбора, тем самым устраняя суицидальный вариант.


  1. ^ Общим действием при суициде является бегство (эгрессия).

Человек намерен уйти из зоны бедствия. К вариантам эгрессии относятся уход из дома, из семьи, дезертирство из армии. Суицид является предельным, окончательным бегством.

Суицид можно предотвратить, закрывая выходы – например, отбирая у человека пистолет – или путем уменьшения силы потребности человека в уходе из жизни.


  1. ^ Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении.

Практически в каждом случае, люди, намеревающиеся совершить суицид, сознательно или бессознательно подают сигналы бедствия: жалуются на беспомощность, взывают о поддержке, ищут возможности спасения. Однако эти сообщения не расцениваются окружающими людьми как сигнал опасности.

Своевременное распознавание суицидального поведения является незаменимым способом превенции суицида.


  1. Общей закономерностью суицида является его соответствие общему стилю поведения в жизни.



^
Личностные стили суицидентов


Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний.

Компульсивный: установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду.

Рискующий: балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение.

Регрессивный: снижение по различным причинам эффективности механизмов психологической адаптации, эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью.

Зависимый: беспомощность, безнадежность, необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки.

Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений – к жизни и смерти.

Отрицающий: преобладание магического мышления, в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимые последствия, отрицание снижает контроль над волевыми убеждениями, что усугубляет риск.

Гневный: затрудняются выразить гнев в отношении значимых лиц, что заставляет испытывать неудовлетворенность собой.

Обвиняющий: убежденность в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина.

Убегающий: бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать или уйти от психологической ситуации.

Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний.

Заброшенный: переживание пустоты вокруг, грусти и глубокой скорби.

Творческий: восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации.


.

Особенности поведения, свидетельствующие
о наличии суицидальных мыслей



  1. ^

    Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.


  2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.

  3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.

  4. Разговоры об отсутствии ценности жизни.

  5. Фантазии на тему о своей смерти.

  6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.).

  7. Прямые высказывания типа: «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».

  8. Косвенные высказывания типа: «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.

  9. Приобретение средств для совершения суицида.

  10. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.

  11. Высказывания тяжелых самообвинений, собственной беспомощности, безнадежности.

  12. Написание прощальных писем.

  13. Странное для окружающих, «прощальное» поведение с людьми.

  14. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.

  15. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

  16. Проявление признаков депрессии.



^

Признаки депрессии


  • пониженное настроение, глубокая печаль;

  • резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;

  • потеря аппетита; переедание;

  • повышенная сонливость; бессонница;

  • снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;

  • снижение внимания;

  • нерешительность;

  • апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес;

  • социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;

  • негативный фон отношения к себе: чувство вины, стыда, растерянности;

  • пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

  • снижение полового влечения;

  • снижение эффективности труда (на работе, в учебе, в быту);

  • нарастание эмоционального напряжения.

Если вы наблюдаете сочетание нескольких факторов риска с несколькими видами суицидального поведения – ваша помощь, скорее всего, крайне необходима. По крайней мере, выясните это!

^

Факторы суицидального риска



Принадлежность к группе риска или наличие других факторов суицидального риска еще не означает склонности к суициду. Тем не менее, каждый фактор должен быть принят во внимание. Особо бдительно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени.


Факторы суицидального риска:

  • предшествующая попытка суицида;

  • тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье;

  • смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений;

  • прогрессирующая тяжелая болезнь (например, рак, СПИД и т.п.);

  • переживание острого кризиса;

  • эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда и т.п.);

  • психические заболевания;

  • выраженные акцентуации личности;

  • алкоголизм (25% алкоголиков кончают жизнь самоубийством);

  • наркомания;

  • переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека;

  • отверженность в детстве;

  • воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные;

  • ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства;

  • совершение уголовно-наказуемого поступка;

  • получение увечий, необратимых травм (потеря зрения, слуха и т.п.);

  • неразделенная любовь;

  • психическая травма в результате насилия;

  • измена любимого человека;

  • предательство близких;

  • боязнь позора;

  • значительные материальные и бытовые трудности;

  • сниженная адаптивная способность к изменениям;

  • принадлежность к группе риска (в наибольшей степени - гомосексуалисты, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, врачи).


^ Суицидальное поведение у детей и подростков


Детям характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.


^ Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков:

  1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

  2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.

  3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

  4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

  5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

  6. Страх наказания, нежелание извиниться.

  7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

  8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

  10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).


^ Особенности суицидального поведения детей и подростков:


  1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий.

Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно отъезду. Вместе с тем дети понимают уже, что это очень пугает взрослых, и что это воспринимается взрослыми как «очень плохо». Смерть близких осознается ребенком как результат его желаний или как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Поэтому ребенку, переживающему смерть близких, крайне необходима специальная помощь по избавлению от чувства вины.

Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается не преодоленный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.


  1. ^ Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.

  2. ^ Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

^ 4. Депрессивные состояния, которые в детском и подростковом возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.

Признаки депрессии у детей:

Признаки депрессии у подростков:

  • потеря свойственной детям энергии;

  • внешние проявления печали;

  • нарушения сна;

  • ухудшение успеваемости;

  • снижение интереса к общению со сверстниками;

  • изменение аппетита или веса;

  • страх неудачи;

  • чувство неполноценности;

  • чувство «заслуженной отвергнутости»;

  • низкая фрустрационная толерантность;

  • чрезмерная самокритичность;

  • агрессивное поведение;

  • соматические жалобы.




  • печальное настроение;

  • чувство скуки;

  • чувство усталости;

  • нарушения сна;

  • соматические жалобы;

  • неусидчивость, беспокойство;

  • фиксация внимания на мелочах;

  • чрезмерная эмоциональность;

  • замкнутость;

  • рассеянность внимания;

  • агрессивное поведение;

  • демонстративное непослушание;

  • склонность к бунту;

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;

  • плохая успеваемость;

  • прогулы в школе.

Мифы и факты о суициде


МИФ

ФАКТ


Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание.

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и, таким образом, «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

Самоубийство – явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь.

Оно не передается генетически. Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

Те, кто кончает собой, психически больны, значит, им нельзя помочь.

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием.

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы.

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.



Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом.

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело.

Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п.

Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить.

Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Все самоубийцы – депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.

Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть осуществлено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.



^ Превенция суицида


Главный смысл превентивных мер – популяризация знаний о суициде и о мерах помощи отчаявшемуся человеку.

Это может быть:

  • распространение буклетов (например: «Мифы и факты о суициде», «Факторы суицидального риска», «Суицидальное поведение»);

  • выпуск брошюр (например, «Помоги отчаявшемуся человеку») с популярным изложением методики помощи при переживании горя, кризисной и суицидальной интервенции;

  • проведение дебрифингов;

  • проведение грамотного консультирования суицидального клиента.



^ Информация для педагогов.


Суицид.

Другое название этого явления - самоубийство.

В советские времена существовало убеждение, что суицид - яв­ный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вы­тащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми выте­кающими последствиями). Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить).

Поэтому трудно переоценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большин­ство суицидентов - люди практически здоровые. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не столько, чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства.


^ Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и

де­монстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предше­ствуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близ­кие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особен­но если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готов­ность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому в своего рода "группу риска" по суицидам составляют подростки и старики. Далеко не все подростковые самоубийства про­исходят от несчастной любви. Просто "юноша, обдумывающий жи­тье" (или соответственно девушка) не нашел для себя ответа, како­во его предназначение в этом мире (а в силу подросткового макси­мализма принять ответ "жить для того, чтобы жить" ему еще очень трудно). Да и основной процент самоубийств "из-за любви" проис­ходит не потому, что подростку приспичило начать интимную жизнь или у него бушуют гормоны. Просто чаще всего детская влюблен­ность — не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН... Старики же уходят из жизни, если вдруг понимают, что всю свою жизнь они прожили напрасно. Да, если по­жилой человек уверен, что сделал на своем пути хоть что-то значи­мое (хотя бы для себя самого), тогда он начинает любить жизнь. А вот те, кто убеждается, что все их существование прошло впустую, могут пойти на суицид и в преклонном возрасте.

Да, в конце концов, потеря смысла жизни может выглядеть как угодно - все зависит от того, кто в чем видит этот смысл. Бездене­жье может толкнуть на роковой шаг того, для кого вся жизнь сво­дится к богатству; несчастная любовь может стать причиной суицида в том случае, если влюбленный не мыслит будущего без люби­мой; а женщина, убежденная, что ее предназначение - только в ма­теринстве, может покончить с собой из-за обнаруженного беспло­дия. Хотя, конечно, в любом из подобных случаев можно найти дру­гой, более конструктивный выход.

Но основная часть суицидов - это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как пра­вило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, об­ратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явле­ние психиатры часто называют демонстративным суицидом.

Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жало­бами на "неуправляемость" детей и подростков: мол, на уроках ша­лит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища... Про­сят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые "умные") давать ему успокоительные препа­раты... А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшле­пают, пусть обругают - но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине. Ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был...

Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как спо­соб своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия — см. Насилие семейное). Мол, "…сделай то-то и то-то - или я застрелюсь, пове­шусь, брошусь под поезд..." И бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех суицидентов в том, что они точно так же глу­хи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому-то чаще всего и не получается конструктивного диалога.

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее другого пути, опять же, найти не может. Такие люди выбирают не откры­тый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опас­ным бизнесом, и добровольные поездки в "горячие точки", и даже алкогольная или наркотическая зависимость... Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой при­чине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.


^ Что же делать, если вы заметили склонность к суициду у близкого человека, или сами все чаще думаете об этом?

• Прежде всего нужно выучить, что не каждый потенциальный самоубийца - психически больной. И тех, кого вытащили с того све­та, вовсе не обязательно клеймить психиатрическим диагнозом. Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

• На вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет - потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один! Если у вас возникли мысли "зачем я живу" - значит, вы собственный смысл жизни просто-напросто по­теряли. Так его вполне можно отыскать - более того, во время та­ких "поисков" может обнаружиться другой, новый смысл, порой даже более интересный и достойный. Поэтому главное в решении любой проблемы - не упираться носом в надпись "нет выхода", при­чем выход-то рядом, надо только голову повернуть.

• Если ваш близкий начал вести себя слишком рискованно — это тоже повод прислушаться к его проблемам. Может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания (даже если он глава семьи и вообще "сильная личность")? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется - большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас "плакаться кому-то в жилет­ку" не принято. Именно поэтому, кстати, среди клиентов психоте­рапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в стати­стике суицидов - четверо мужчин на одну женщину.

• Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, "кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает". Да, заявле­ние о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспе­циалисту "диагноз" здесь поставить очень сложно. Поэтому не все­гда стоит пропускать такие высказывания мимо ушей.

• Если же кто-то с помощью попыток к суициду вами откро­венно манипулирует, лучший способ - держаться от него подаль­ше (таким образом, без зрителей спектакль не состоится). Не под­держивайте диалог негодными методами. Разумеется, поддержать другие способы разговора, более приемлемые, здесь можно и даже нужно.

• Людям, склонным к демонстративному суициду, хочу сказать:

наверняка все ваши мысли и все ваше поведение зациклено на ка­кой-то конкретной личности: мол, вот я умру, он (или она) тогда поплачет, тогда поймет... Но учтите - далеко не факт, что пресло­вутая личность среагирует именно так, как вы хотите: возможно, любимый вовсе не будет убиваться у вашего гроба, а непослушный ребенок вовсе не будет терзать себя чувством вины. И проверить это лично вы уже не сможете. Поэтому стоит ли рисковать жизнью, чтобы только попытаться "кому-то что-то доказать"? Лучше всего попытаться выйти на диалог конструктивными методами - во вся­ком случае, прямо сказать человеку, чего вы от него ждете, может быть эффективнее, чем рисковать жизнью - штукой в общем-то довольно привлекательной и интересной.

• Учтите и то, что бессознательное сравнение суицидентов с психами опять-таки еще не изжито - и как на вас посмотрит ваш "предмет чувств" после вашего неадекватного, по его мнению, по­ступка, если вы останетесь живы? Очень вероятно, что не только не бросится вам на шею с проявлениями любви, но и попытается дер­жаться от вас подальше...

• В конце концов, возможно, вам надо просто выговориться — эмоции требуют выхода. Если не можете доверить свои чувства кому-то близкому или специалисту-психологу, можете просто ве­сти дневник. Это спасло от самоубийства многих людей - к их счас­тью, а возможно, и к нашему.

• Вообще с демонстративными суицидами следует быть осто­рожным. Распространенный в народе способ отговорок - "чего встал, прыгай давай" - может сработать с точностью до наоборот. Здесь лучше сказать такому самоубийце, что решение о суициде — дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на самом человеке. И все записки "в моей смерти прошу винить..." - извини­те, полная глупость. Никто ни в чьем самоубийстве не виноват (даже Уголовный кодекс в статье "доведение до самоубийства" перечис­ляет очень ограниченные условия).

• Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: мол, нельзя делать детей сиротами, нельзя бросать близких... Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: мол, я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собствен­ной распоряжаться не вправе! Опять-таки, скажите такому чело­веку, что никто не заставляет его жить насильно. А если он хочет в этой жизни быть значимой личностью - то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адек­ватными способами?

• Даже безработица и финансовый кризис (см.) - не повод для суицида! В этом случае близкие, правда, часто утешают так: да ты не бойся, мы тебя прокормим... А вы не думаете, что это для человека удар по самому больному - раньше он сам зарабатывал и кормил кого-то, а теперь вынужден побираться? Помощь здесь лучше пред­ложить по-другому: не прокормим, а поможем первое время. Не бе­рите человека на полное обеспечение, а простимулируйте его дока­зать хотя бы самому себе, что своего разума и умений он не потерял.• Вообще важно переключить возможного самоубийцу с мыс­ли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: "Да ты не думай об этом!" Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: "Не думай о слоне". Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно так же нельзя впрямую отго­ворить человека "не думать о суициде". Лучше подкинуть ему иную работенку для мозгов!

...Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоря­жаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида — дать возможность каждому ощу­тить это право, равно как и право искать другие методы для реше­ния проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!

Во всех ситуациях очень важно помнить, что жизнь не заканчивается даже во время самых тяжелых переживаний. И что впереди будет еще очень много радостей и удовольствий - даже если сейчас вам об этом совершенно не хочется думать. Ведь одно из проявлений человеческого достоинства - умение переживать труд­ности. Причем так, чтобы близким не было стыдно за вас.


^ За гранью отчаяния

(Материалы из беседы с детским психиатром Е.Вроно)


Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Скорее всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. Осознание того, что ты был рядом и мог помочь, остановить, приходит уже после... Часто бывает, что не только учителя, психологи, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится на грани отчаяния. Как понять таких детей, помочь им?

^ Из справки Московского государственного психолого-педагогического института:

17% подростков (14 лет) указали, что за последний год всерьез обдумывали попытку самоубийства, при этом в 15-16 лет эта цифра увеличивается до 23%. Количество девочек, задумывающихся о самоубийстве, почти в три раза выше, чем у мальчиков. 16% подростков сказали, что за последние 12 месяцев планировали осуществить попытку самоубийства, а 6% предпринимали ее.


^ Как влияют социальные факторы на рост подростковых самоубийств?

Определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то со­стояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри се­мьи.

70 % детей и подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но когда разбираешься в существе дела, то, как прави­ло, обнаруживаешь неблагополучие в семье. Однако это «не­благополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: речь идет о дисфункциональных паттернах взаимодей­ствия в семье, где в первую оче­редь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок прово­дит значительную часть своего времени. В школьном конфлик­те могут участвовать и сверст­ники, и учителя: традиционная школа жесткая, нормативная, не гибкая, к ребенку не располо­женная.

Суицидальное поведение — это ответ на глубинные пережи­вания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь се­мьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей.

В наше время многие семьи переживают кризис.

Отношения в семье меняются, меняется и степень поддержки, которую имеет в ней человек, что слу­жит условием возникновения разного рода пограничных рас­стройств, а депрессия — именно такое расстройство. Ну а аг­рессия — типичная «маска» депрессии у подростков.

Если вернуться к суицидам (а истинный суицид без депрессии у подростков представить невоз­можно), нужно подчеркнуть: психологические и эмоциональ­ные особенности в подростко­вом возрасте обусловливают склонность к суициду.

^ Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным?

Психическая организация под­ростка очень нестабильна, при­чем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта.

Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максима­лизм; и неадекватное представ­ление о собственной компетент­ности, социальной компетент­ности в частности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи.


^ Всегда ли подростки, совершающие попытки суицида, действительно хотят лишить себя жизни?

Часто они совершает шаги, которые по существу не явля­ются суицидальными поступка­ми: аутоагрессивное действие производится подростком для того, чтобы изменить неприятную ситуацию в свою пользу. Если ребенок в состоянии аф­фекта (например, во время ссоры с родителями) хватается за нож, шагает с подоконника...

Подросток вообще недорого ценит жизнь и готов рискнуть ею ради того, чтобы настоять на своем, отомстить. В этом возрасте совершаются как истинные попытки, так и парасуициды. Нередко создается впечатление, что подросток не совершит тяжелой попытки и его угроза — пустое. Конечно, пережить самоубийство своего ре­бенка, считая это адекватным ответом на созданную тобой же ситуацию, очень трудно.

Нередко дети совершают по­пытки без тяжелых медицинских последствий. Они и не скрыва­ют, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения.

К несчастью, такие демонстрации нередко бывают переиг­ранными. Они думают: «Все рассчитано, выбраны лекарства, от которых нельзя умереть».

А выбирают они, как прави­ло, руководствуясь внешним ви­дом таблетки или вкусом облат­ки... Это очень опасный само­обман: считать, что подростки не совершают опасных для жиз­ни поступков, и поэтому их уг­розы можно не принимать все­рьез.


^ Можно ли как-то отличить истинный суицид от ложного, демонстративного?

Как правило, провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых.

В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный для его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на са­мом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика на­шего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей се­рьезности.

Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причем следующая попытка нередко бывает более тяжелой, по­скольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонст­ративную суицидальную по­пытку, используя ее для эф­фективного воздействия на ок­ружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разреше­ния ситуации, и есть большая опасность переигранной демон­страции, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными.

^ Что нужно знать родителям, чтобы не подтолкнуть ребенка к трагическому поступку?

Родителям следует помнить, что аффекты разрушительны для подростка. Суицидальная угро­за, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и по­следствия бывают очень тяже­лыми.


^ Как часто в психиатрической практике встречаются случаи раннего детского суицида?

Суицидальные поступки до 10 лет совершаются нечасто. Чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки. Падение с большой высоты, попытки самоповешения совершают, как правило, маленькие дети.

Суицидоопасной чаще всего была реальная жизненная ситуация: либо пренебрежение ре­бенком, либо насилие по отношению к нему. Матери таких детей, как правило, сами не подвергают их жестокости, но они детей отвергают и допускают насилие над ними со стороны других.


^ Говорят, что суицид - «заразное» явление, особенно среди подростков.

Так ли это?

Расширенный суицид - вещь часто встречающаяся. Подрост­ки вообще внушаемы. Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершенная, следует ожи­дать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попы­ток.

Известно, что самоубийство кумира влечет за собой эпиде­мию суицидальных попыток фа­натов. Особенно теперь, когда с развитием электронных средств массовой информации аудитория кумира превратилась действи­тельно в мировую, трудно бывает оценить масштабы такой эпидемии.

При малейшем подозрении на психическую патологию у ре­бенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом имеет право психолог или педагог.

Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно вся­чески стараться объяснить ро­дителям, где они рискуют, если оставят ребенка без помощи.


^ Что является психологической профилактикой суицидального поведения?

Психологическая поддержка, принятие, способствование личностному росту, ранняя диагностика депрессии.


^ Кто составляет группу риска в отношении суицида среди подростков?

-Все!!!

Психика подростка наделена такими свойствами, которые предрасполагают его к суициду. Исходя из этого, любой подросток входит в группу риска.

Не лишним будет напомнить в этой связи, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.


^ Правомерно ли утверждать, что суицидальное поведение чаще встречается детей, из неблагополучных семей?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Та семья, которая называется и видится как неблагополучная, как правило, в фокусе внимания помогающих, специалистов.

Суицидом зачастую чреваты критические ситуации, возникающие именно в благополучных семьях. Что такое «благополуч­ная» семья? Это нередко за­крытая семья, которая соответ­ствует социальным нормам, а какой ценой это соответствие достигается — никому не из­вестно. Внутри такой семьи возможно и насилие (в первую очередь — эмоциональное), и пренебрежение, и завышенные требования, и жестокие наказания.


^ ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА.

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начина­ет приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарнос­ти различным людям за помощь в разное время жизни,

3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. Если ре­шение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышепере­численные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

^ ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ

Поиск помощи - большинство людей, думающих о само­убийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ, получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рас­считывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

^ Множественные проблемы - все проблемы настолько гло­бальны и неразрешимы, что человек не может сконцентриро­ваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку — "Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с со­бой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.


^ КАК ПОМОЧЬ

ВЫСЛУШИВАЙТЕ - "Я слышу тебя". Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, а все не так плохо», "Вам станет луч­ше", "Не стоит этого делать". Дайте ему возможность выска­заться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем сни­мает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большин­ство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при пред­полагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отри­цают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать терапевта за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажи­те, что вы принимаете их всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг.

—"Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь,..», "Боль­шинство людей задумывалось о самоубийстве...", -Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стре­лял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоро­нах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ - признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — уз­найте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

ТЕЗАУРУС

^ ЗАВЕРШЕННОЕ САМОУБИЙСТВО - сознательное лишение себя жизни.

ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА — серьезная попытка самоунич­тожения, которая могла привести к смерти.

^ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - саморазрушительный посту­пок, который, однако, не мог стать причиной смерти,

УГРОЗА САМОУБИЙСТВА высказывание, которое раскры­вает желание самоуничтожения. Даже если это сказано в шут­ливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьезно. Обычно подростки именно в разговоре вы­сказывают свои мысли о самоубийстве.

^ ЖЕРТВА УБИЙСТВА КАК ФОРМА САМОУБИЙСТВА - под­сознательный выбор роли жертвы при нежелании брать на себя ответственность за свою смерть.


Справка о системе работы МОУ «ПМСС-Центр «Позитив» в области профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних


Профилактике суицидального риска последние годы мы уделяли особое внимание, т.к. не исключали такого прогноза, что, начавшийся в 2008 году финансовый кризис, мог спровоцировать рост суицидальных тенденций среди населения.

С целью предупреждения суицидальных действий среди населения ЭМР мы разрабатывали сводные планы мероприятий системы профилактики, которые были реализованы в полном объеме. Почти каждый год вопрос рассматривается на заседании ПДС при администрации г.Энгельса.

Большую роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних играет МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив». Он является головной организацией психологической службы образования ЭМР.

В структуру психологической службы образования ЭМР входят психологи образовательных учреждений (64 человека), МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Позитив» (17 специалистов) и психолого-медико-педагогическая комиссия, работающая на базе этого Центра и собранная из лучших специалистов системы образования и здравоохранения.

Сфера ответственности этой службы не ограничивается рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, профилактики асоциального поведения, защиты прав детей и подростков, сохранения и укрепления их здоровья.

В Саратовской области наш Центр, по-прежнему, является уникальным и, пока, единственным. Несмотря на сложную ситуацию, связанную с финансовым кризисом и переходом на систему подушевого финансирования, нам удалось не только сохранить, но и увеличить контингент работающих в образовании психологов, а также улучшить условия работы Центра «Позитив», предоставив ему новое, отремонтированное помещение, в котором он работает уже третий год. Это позволило более, чем в два раза, увеличить пропускную способность Центра. В центре работает также телефон доверия для детей и молодежи.

В Центре, кроме психологов, работают дефектологи, логопеды, социолог, соц.педагог, взрослый и детский психиатры, нарколог. Это очень хорошо, что в одном месте, под одной крышей Центра «Позитив» мы сумели собрать лучших специалистов города, оказывающих качественную, многопрофильную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Это позволило приблизить помощь смежных специалистов к несовершеннолетним, обеспечить доступность и возможность преодоления психологического барьера обращений, особенно к таким специалистам как психиатр и нарколог. (Не секрет, что сам статус психиатрического диспансера, где работают эти специалисты, нередко «отпугивает» подростков и их родителей).

За 2010-2011 учебный год Центром «Позитив» проведено около 2 825 консультаций. Из них только 0,9% связаны непосредственно с суицидальным поведением (это 25 человек). Однако, 49% клиентов обратились с проблемами, которые диагностируются как острое кризисное состояние и которое в любой момент может детерминировать суицидальные мысли и действия. Поэтому своевременно оказанная профессиональная помощь, направленная на преодоление кризисных состояний, так или иначе, связана с профилактикой суицида.

Сводная таблица по группам суицидального риска



^ Группы риска

Кол-во консуль-таций

%

Всего за 2010-2011 уч.г.


2825




^ СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ И НАСТРОЕНИЯ



0,9

Эмоциональные проблемы (страхи, депрессия)

6,0

^ Семейный конфликт (развод, раздел детей, отношения в расширенной семье)

4,8

Конфликт со сверстниками

2,4

^ Конфликт с педагогом

1,2

Внутриличностный конфликт

2,9

^ Слабая успеваемость, прогулы

3,9

Алкоголизация, токсикомания, ПАВ

11,7

^ Делинквентное поведение

1,3

Кризис, психотравма

2,3

Агрессия

1,9

^ Жестокое обращение, насилие

0,7

Несчастная любовь

1,8

^ Неврозы, психозы

7,3


ВСЕГО


49,1


С целью профилактики депрессий и суицидальных настроений подростков под руководством Центра «Позитив» школьные психологи проводят ежегодный мониторинг психоэмоционального состояния подростков с 6 по 11 класс. Этот замер делается 2 раза в год: осенью и весной, в период обострения депрессий.

Результаты данного исследования используются для выявления группы риска и дальнейшей психокоррекционной работы с целью профилактики эмоциональных срывов и суицидальных настроений в подростковой среде.


Сводная таблица результатов

исследования психоэмоционального состояния подростков


Оценка эмоционального состояния

2006 год

выборка

3025 чел.

2008 год

выборка

5001 чел.

2011 год

выборка

5340 чел.

Норма

66%

72%

75%

Незначительное снижение

21%

20%

18%

Значительное снижение

10%

6,8%

5%

Субдепрессии

3%

1,5%

1,7%


Анализ результатов мониторинга за последние годы показывает пусть небольшую, но, все же, поступательную позитивную динамику: число эмоционально благополучных детей увеличивается, количество детей со стойким снижением настроения уменьшается, однако достаточно устойчивой остается группа с субдепрессивным состоянием, Эти дети нуждаются в помощи психоневролога и направляются к этим специалистам.

Конечно, один психолог в школе не может охватить абсолютно всех детей, более того, суицидальные попытки носят ситуативный характер, но с помощью этого психологического «профосмотра» мы стараемся значительно снизить суицидальный риск в подростковом возрасте, т.к. он сам по себе является кризисным.

Специалисты Центра «Позитив» проводят также и другие исследования по разным направлениям (мониторинг адаптации, наркоситуации, «Вредные привычки», «Профилактика предэкзаменационного стресса»). В этом году проведены 2 новых исследования по выявлению ранних признаков семейного неблагополучия, а также «Школьное и домашнее насилие», профилактирующие не только социальное сиротство, но и суицидальный риск. Разрабатываются и применяются новые, пока еще уникальные, социопрофилактические технологии, такие как «Образовательный театр и «Образовательное кино», направленные на решение таких острых и наболевших проблем как подростковая агрессия, интолерантность, алкогольная и наркотическая угроза, которые нередко становятся причиной подросткового суицида. С помощью выездных комплексных бригад специалистов Центра «Позитив» и Центра «Семья» проводятся также профилактические занятия с учащимися сельских школ. В этом году 110 занятий. Для помощи педагогам психологами Центра «Позитив» были подготовлены две группы волонтеров: старшеклассников и родителей. А проведение единых профилактических недель и классных часов, разработанных специалистами Центра «Позитив» позволяют проводить широкомасштабную социально-психологическую иммунизацию учащихся разных возрастных групп сразу во всех школах города.

Все это позволило минимизировать риски, в т.ч. и суицидального поведения. Так, за последние 3,5 года среди школьников ЭМР не было ни одного случая завершенного суицида.

Кол-во суицидов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

(январь-июль)

Всего

12

8

8

1

Попыток

10

9

4

-

Смертей

2

1

4

1


Однако, были попытки, а также законченные суициды среди несовершеннолетних, обучающихся в СУЗах. Поэтому эта относительно положительная динамика ни в коей мере не позволяет расслабиться. Она лишь подтверждает необходимость и важность той профилактической работы, которая проводилась и которую надо продолжать и совершенствовать.


Для дальнейшего снижения суицидального риска среди несовершеннолетних на ПДС 21.12.2009 года были внесены следующие предложения, большинство из них в настоящее время уже реализованы:

  1. В случае выявления суицидального риска проводить комплексное психолого-медико-социальное сопровождение семьи с несовершеннолетними детьми в рамках межведомственного взаимодействия учреждений системы профилактики в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-93 «О персональных данных».




  1. Специалистам здравоохранения в обязательном порядке давать письменные направления пациентам с суицидальными попытками после облечивания в центры психологической помощи к психологам и психиатрам для дальнейшей реабилитации в постсуицидальный период.




  1. Директорам школ, не имеющих психологов, изыскать возможность введения данного специалиста в штат педагогических работников.

Для развития материально-технической базы и кадрового ресурса ПМСС-Центра «Позитив» включить его в одну из муниципальных целевых комплексных программ.


  1. Специалистам ПМСС-Центра «Позитив» создать электронную методическую папку для образовательных учреждений с диагностическим инструментарием по выявлению признаков депрессивного состояния подростков и рекомендациями, направленными на профилактику суицидального риска.




  1. Продолжить изготовление информационных буклетов и рекламных проспектов с целью обеспечения доступности и информирования потенциальных клиентов о предоставляемых ПМСС-Центром «Позитив» услугах и распространение их в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и других организациях системы профилактики.




  1. Организовать рекламно-просветительскую компанию о возможностях получения комплексной психолого-медико-социальной поддержки для семей с несовершеннолетними детьми и граждан, проживающих на территории ЭМР. Выделить бесплатные места в местных СМИ (газеты, телевидение), а также на рекламных щитах для размещения информации о «телефонах доверия» и услугах Центров, оказывающих психолого-медико-социальную помощь.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Пояснительная записка к докладу главы администрации городского округа саранск сушкова владимира федоровича
Уг "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Мордовия",...
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Информационный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования сельского поселения

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей
Ау создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий...
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Задачи в области го полномочия органов государственной власти РФ полномочия органов исполнительной

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Пояснительная записка по показателям эффективности деятельности органов местного самоуправления Холмского

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Информационный бюллетень органов местного самоуправления Слободского муниципального района Кировской

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Главы Асбестовского городского округа о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon Руководителям муниципальных органов управления образованием Руководителям государственных образовательных

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования icon О внесении изменений в Закон Самарской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы