Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности





Скачать 398.78 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности
Гольбрайх В.А
Дата 03.04.2013
Размер 398.78 Kb.
Тип Самостоятельная работа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО по здравоохранению и социальному развитию

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


“УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе ВолГМУ


профессор В.Б.Мандриков

________________________________

“_____”____________________2008 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ


Для специальности: 060103ПЕДИАТРИЯ

Факультет: педиатрический

Кафедра: хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов

Курс – II

Семестр – IV

Форма обучения - очная

Лекции - 2 часа

Практические занятия – 16 часов

Самостоятельная работа – 9 часов

Всего часов - 27

Зачет - IV семестр


Волгоград, 2008 год.

Рабочая программа составлена на основании Программы по общей хирургии с уходом за хирургическими больными для студентов высших медицинских учебных заведений (лечебного, медико-профилактического, стоматологического факультетов), Москва, ГОУ ВУНМЦ, 2002 год.


Индекс: 060103


Составитель: проф.Гольбрайх В.А.

Асс.Скобельдина Т.А.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней, протокол №_10___ от «_26___»___ЯНВАРЯ__________ 2008_ г.


Зав. кафедрой хирургических болезней

Педиатрического и стоматологического факультетов

д.м.н., профессор В.А. Гольбрайх


Рабочая Программа утверждена на ЦМК хирургических дисциплин ________________200_ г., протокол №____ от «____»_____________ 200_ г.


Председатель ЦМК

профессор Г.И.Жидовинов


Одобрена Советом педиатрического факультета г.


Председатель___________/Соломин М.Ю./


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ОБЩЕМУ УХОДУ ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


Общий уход за больными является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного изучения, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество общего ухода во многом определяет "лицо" клиники, ее место в иерархии медицинских учреждений и пользуется большим спросом в современных условиях. Пренебрежение им способно свести «на нет» результаты самых блестящих и безукоризненно выполненных операций.


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


1.1. Цель преподавания дисциплины - научить студентов педиатрического факультета:

  • правильному общению с пациентами и их родственниками;

  • особенностям работы в отделениях хирургического профиля;

  • работать в качестве среднего медицинского персонала в хирургических стационарах.



^ 1.2. Задачи преподавания дисциплины: научить студентов педиатрического факультета:

  • осуществлять все необходимые мероприятия по уходу за хирургическими больными;

  • оказывать первую медицинскую помощь на месте с определением вида транспортировки больного по назначению;

  • выполнять типовые медицинские диагностические и лечебные процедуры;



По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

  • деонтологические принципы общения с пациетами, коллегами, младшим медперсоналом;

  • основы деятельности медперсонала на всех этапах лечения хирургических больных;

  • принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной помощи при неотложной патологии;

  • специфику ухода за больными хирургического профиля;

  • понятие о внутрибольничной инфекции;

  • специфику общения с больными, страдающими онкологическими заболеваниями в зависимости от стадии процесса;

  • особенности ухода за больными после паллиативных и радикальных оперативных вмешательств.


Студент должен уметь:

  • общаться с пациентом и его родственниками и соблюдать деонтологические нормы и принципы;

  • пользоваться хирургической маской;

  • работать с функциональной кроватью;

  • работать с индивидуальным перевязочным пакетом;

  • произвести санобработку пациента при поступлении в стационар;

  • произвести дезинфекцию медицинского инструментария и средств ухода за больными;

  • обработать и продезинфицировать подкладные судна, мочеприемники;

  • произвести гигиеническую обработку тела оперированного больного;

  • сменить нательное и постельное белье пациента;

  • произвести гигиеническое подмывание больных;

  • произвести обработку полости рта пациента;

  • произвести дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения;

  • одеть и сменить стерильные перчатки;

  • перемещать больного с кровати на каталку и обратно;

  • перемещать больного с каталки на операционный стол и обратно;

  • перемещать больного с системой внутривенной инфузии и дренажами;

  • выполнить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

  • оказать помощь больному при рвоте;

  • кормить больных в кровати, через зонд, через гастростому;

  • выявить терминальное состояние, требующее сердечно-легочной реанимации;



^ 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА: анатомия мышечной и костно-суставной системы органов грудной клетки, брюшной полости, нижних и верхних конечностей, артериальных, венозных и лимфатических сосудов.

ГИСТОЛОГИЯ с эмбриологией и цитология - дают представление о мик­роструктуре тканей, клеток организма человека.

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ: принципы функционирования различных орга­нов и систем организма в норме и при физиологических сдвигах, обуслов­ленных изменением внешней и внутренней сред организма. Принципы нервной и гуморальной регуляции органов и систем организма. Физиологические основы адаптации организма к различным меняющимся факторам внешней сре­ды.

БИОХИМИЯ: основные процессы обмена веществ в организме для выяв­ления нарушений белкового, углеводного, жирового обмена. Основные био­химические показатели крови для оценки состояния обмена в организме. Знание об участии различных органов и систем в обмене веществ в орга­низме для выявления патологии печени, желудочно-кишечного тракта, по­чек, легких, сердечно-сосудистой системы.

МИКРОБИОЛОГИЯ: учение об инфекции и иммунитете, знание роли ин­фекции основных инфекционных заболеваниях. Основные положения учения об иммунитете для определения видов и форм его проявления (включая современные представления о местном иммунитете).

ХИМИЯ И ФИЗКОЛОИДНАЯ ХИМИЯ: изучение микроэлементов, различных белковых препаратов и их заменителей, изучение кислотно-щелочного рав­новесия и его сдвиги, т.е. буферных систем, поддерживающих гомеостаз, изучение коллоидных растворов, микроэлементов, играющих определенную физиологическую роль в жизнедеятельности человека.

ФИЗИКА: изучение законов квантовой биофизики, изучение эклектических свойств тканей и механизма действия электромагнитных полей при фи­зиотерапии.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ФИЗВОСПИТАНИЕ С КУРСОМ ЛФК: использование физических упражнений в лечебных целях при различных проявлениях хирургической патологии является составной частью двигательного режима больного. Мышечная деятельность является ведущим фактором становления гомеостаза - постоянства взаимоотношений внутренней среды и физиологических функций организма человека. Расс­матриваются вопросы до- и послеоперационного ведения и реабилитации больных.

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ С ОБЩИМ УХОДОМ ЗА БОЛЬНЫМИ: методика обследования больных по системам;

основы общетерапевтического обследования и воздействия на хирургического больного, общий уход за больными в стационаре.


^ 1.4. Формы организации обучения и виды контроля:


Успешное изучение предмета возможно при наличии достаточного методического обеспечения учебного процесса комплексом средств обу­чения. В комплекс входят учебники, практикумы, методические разра­ботки для преподавателя и студентов, учебные таблицы, диапозитивы, кино- и видеофильмы, муляжи, тренажеры для отработки практических умений, системы программированного обучения

Средства обеспечения освоения дисциплины.

  • Аудитории

  • Учебные комнаты

  • Компьютеры

  • Слайды

  • Таблицы

  • Хирургическое отделение клинической больницы

  • Травматологическое отделение клинической больницы

  • Реанимационное отделение клинической больницы

  • Пациенты

  • Оснащение перевязочных, процедурных кабинетов отделений

  • Оснащение приемного, диагностического отделений больницы, оперблока.


Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, использо­вания письменных или компьютерных тестовых заданий, решения ситуа­ционных задач, проверки историй болезни с собеседованием.


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Факультет

Семестр

Количество

часов

Лекции

Практические занятия

Самосто

ятельная

работа

Экзамен

Педиатрический

IV

27

2

16

9

зачет


^ 2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:


Лекция № 1 - (2 часа).

ТЕМА: «Основные принципы ухода за хирургическими больными».

Понятие об уходе за больными в хирургии. Понятие о внутрибольничных инфекциях. Практическая деонтология общего ухода за хирурги­ческими больными.


^ 2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах:


Занятие 1. — 2 часа.

Тема: «Особенности работы палатной, процедурной, перевязочной и операционной сестры в хирургическом стационаре».

Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии.

Структура хирургического стационара.

Понятие о лечебно-охрани­тельном режиме.

Размещение, планировка, функционирование подразде­лений. Значение этих факторов в рациональной организации труда и про­филактике госпитальной инфекции.

Клиническая гигиена медицинского персонала

Правила обработки рук и гигиеническое содержание тела.

Требова­ния к одежде. Правила ношения одежды персоналом. Бактерионоситель­ство среди медицинского персонала, выявление, санация. Лабораторные исследования и прививки, проводимые персоналу. Правила работы с био­логическими материалами.

Хирургическое отделение. Подразделения, оснащение, организация труда. Санитарная обработка помещений хирургических отделений. Виды, последовательность, техника уборки отдельных помещений с применени­ем дезинфектантов. Санитарная обработка мебели и оборудования. Вен­тиляция, очистка, ультрафиолетовое облучение и другие методы обработ­ки воздуха. Гигиенический контроль состояния окружающей среды хи­рургического отделения. Особенности санитарно-гигиенического режима в гнойном хирургическом отделении.


Занятие 2. — 2 часа.


Тема: « Уход за травматологическими больными, пациентами с ранами, ожогами, отморожениями и электротравмами».

Особенности ухода за травматологическими больными (десмургия, гипсовая техника, ЛФК, аппаратура и различные приспособления);

Особенности ухода за различными видами ран, ожогами различных степеней, отморожениями и электротравмами (остановка дыхания и сердечной деятельности-диагностика, неотложные мероприятия).


Занятие 3. — 2 часа.


Тема: «Особенности ухода за больными с хирургической инфекцией, омертвениями, язвами, свищами, заболеваниями сосудов».

Организация ухода за телом больно­го.

Гигиена выделений, уход за областью оперативного вмешательства, дренажами, зондами, катетерами, системами для инфузий и др.

Организация и особенности проведения общего ухода за больными после экстренных операций.

Зависимость конкретных мероприятий по уходу от характера патологии, наличия осложнений, возраста, сопутст­вующих заболеваний и др.

Особенности ухода за больными с местной гнойной инфекцией, общей гнойной инфекцией (сепсисом) и специфической (газовая гангрена, столбняк и костно-суставной туберкулез) инфекцией;

Правила забора материала для определения характера микрофлоры и её чувствительности к антибиотикам;


Занятие 4. — 2 часа.


Тема: «Особенности ухода за онкологическими больными».



Спецификаобщения с больными, страдающими онкологическими заболеваниями в зависимости от стадии процесса;

Особенности ухода за больными после паллиативных и радикальных оперативных вмешательств.

Клиниче­ская гигиена и уход за больными, находящимися на искусственной вен­тиляции легких, в бессознательном и агональном состояниях.


Занятие 5. — 2 часа.


Тема: «Особенности ухода за больными с повреждениями и чаболеваниями грудной клетки и органов грудной полости».


Клиническая гигиена больного в хирургии.

Клиническая гигиена тела хирургического больного с общим и по­стельным режимом на различных этапах стационарного лечения.

Смена нательного и постельного белья.

Контроль и санитарная обработка лич­ных вещей больного.

Организация, порядок и гигиенический контроль посещений больного.

Организация и проведение общего ухода за больными после плановых операций. Соблюдение лечебно-охра­нительного и двигательного режима.

Особенности положения больного после операции, уход за дренажами, профилактику осложнений (пневмоний, тромбоза и эмболии сосудов);

Особенности ухода за больными с маститами и после мастэктомии.


Занятие 6. — 2 часа

Тема: «Особенности ухода за больными с повреждениями и заболеваниями брюшной стенки и
органов брюшной полости».



Санитарная подготовка больного к операции.

Про­филактика осложнений и уход за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта. Общие особенности ухода за оперированными больными. Виды режимов.

Особенности ухода за больными с открытыми и закрытыми травмами органов брюшной полости, уход за больными с перитонитом;

Особенности ухода за больными после грыжесечения, операциях на желудке, печени и желчевыводящих путях, толстой и прямой кишке.


Занятие 7. — 2 часа

Тема: «Особенности ухода за урологическими больными».



Особенности, отличающие уход за урологическими больными.

Смена дренажей, катетеризация мочевого пузыря у мужчин и женщин мягким катетером – техника, показания.

Различные виды повязок, применяемых после урологических операций.


Занятие 8. — 2 часа.

Тема: «Особенности ухода за больными с повреждениями позвоночника, таза, конечностей».


Особенности ухода при неосложненных и осложненных повреждениях позвоночника и костей таза (положение, смена белья, функция тазовых органов, профилактика контрактур);

Особенности ухода за больными с повреждениями верхних и нижних конечностей в зависимости от различных методов лечения переломов.

Кормление хирургического больного

Организация, порядок, санитарное обеспечение питания хирургичес­кого больного с общим и постельным режимом.

Контроль передач и лич­ных продуктов больного.

Кормление тяжелых больных.


^ 2.4. Темы практических занятий, вынесенные на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа):


Операционный блок. Структура, оснащение и оборудование, прин­ципы организации труда. Транспортировка больного в операционную из хирургического отделения и обратно. – 1 час


Система асептики в операционном блоке и ме­ры ее поддержания. Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке. Уборка операционной, ее виды, способы и особенности проведе­ния. Уход за приборами и аппаратурой в операционной. – 1 час


Отделение реанимации и интенсивной терапии. Структура, ос­нащение и оборудование, общие принципы организации труда. Санитар­ная обработка помещений, медицинского оборудования и предметов внешней среды. Особенности клинической гигиены персонала. – 1 час.

^ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:


3.1. Рекомендуемая литература:


Основная литература:


  • Кузнецова В.М. Сестринское дело в хирургии. Ростов-на-Дону, 2000.

  • Гостищев В.К. Общая хирургия Учебник. -М.: Медицина, 2002.

  • Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии: практикум. Ростов-на-Дону, 2005.

  • Вязьмитина А.В., Барыкина Н.В. Практические навыки и умения медсестры хирургического профиля. Ростов-на-Дону, 2002.

  • Чернов В.Н. Уход за хирургическими больными. М., 2004.

  • Чернов В.Н., Таранов И.И., Маслов А.И. Уход за хирургическими
    больными. М., 2004.

  • Буянов В.М Первая медицинская помощь, 5-е изд. перераб. и доп. - М. Медицина. 1985

  • Хирургия / Пер. с англ.. доп. / Гл. ред. Ю.М.Лопухин, В.С.Са­вельев. - М„ 1997.

  • Хегглин Ю. Хирургическое обследование / Пер. с нем., 2-е изд.,
    перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991.

  • Воробьев Г.И. с соавт. Руководство по уходу за стомой. М., 1998.

  • Земан М. Техника наложения повязок. СПб., 1994.

  • Кузьменко В.В., Копенкин С.С. Профилактика тромбоэмболических осложнений в травматологии. Медицинская сестра, 2001, № 4.

  • Лупальцов В.И с соавт. Элементы общего ухода за больными в хирургическом стационаре. Харьков, 1999.

  • Саркисова В.А. с соавт. Реабилитация больных, перенесших оперативные вмешательства при деструктивном панкреатите. Сестринское дело, 2004, № 3.

  • Сивохина И.К. Питание больных при хирургических вмешательствах на органах пищеварения. Медицинская сестра, 2004, № 2.


Дополнительная литература:

  • Таламбум Е.А. Основы лечебной физкультуры в травматологии и
    ортопедии. Медицинская помощь, 2005, № 5.

  • Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции / Пер. с англ. - М.:
    Медицина, 1990.

  • Актуальные проблемы ухода за больными на дому и в стационаре и значение патронажных служб в их решении. Материалы конференции. М., 2000.

  • Андреева Т.А. Общий уход за больными. М., 2005.

  • Введение в клиническую медицину. Основы ухода за больными. СПб., 2000.

  • Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская
    помощь. М., 2004.

  • Клинический справочник среднего медицинского работника. Под ред.
    О.А.Кудинова. Ростов-на-Дону, 2001.

  • Мухина С.А., Тарковская И.И. Атлас по манипуляционной технике
    сестринского ухода. М., 1995.

  • Найтингейль Ф. Как нужно ухаживать за больными. Пер. с англ. СПб.,
    2005.

  • О пролежнях. М., 2001.

  • Петров СВ. с соавт. Введение в клиническую медицину. Основы ухода
    за больными. СПб., 2000.

  • Полушкина Н.Н. Домашний уход за больными. Рипол-Классик, 2005.

  • Протокол ведения больных. Пролежни. Отраслевой стандарт ОСТ
    91500.11.0001-2002. Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. № 123.

  • Свирина Е. Уход за пациентом при лихорадке. Сестра милосердия, 2003, № 1.

  • Свирина Е. Уход за полостью рта тяжелобольного пациента. Сестра
    милосердия, 2002, № 4.

  • Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палева. М., 2003.

  • Старухин. А. Секреты старой сиделки. М., 2001.

  • Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. М., 2005.

  • Туркина И.В. Пролежни. Медицинская сестра, 2005, №

  • Уход и патронаж. Пер. с датского. М., 2000.

  • Фомина И.Г.Общий уход за больными. М., 2000.

  • Фролов Л.А. Общий уход за больными. Минск, 2002.

  • Лечебное питание. Практическое руководство. Ростов-на-Дону, 2002.

  • Спиваковский Ю.М., Спиваковская Я.Ю. Микроэлементы и их роль в жизни человека. Медицинская сестра, 2005, № 5.

  • Топчий Н.В. Рациональное питание как источник здоровья. Медицинская сестра, 2002, № 2.

  • Тутельян В.А. Справочник по диетологии. М., 2002.




Уход за больными с онкологическими заболеваниями:

  • Антипина Н.В. Современные проблемы оказания медико-социальной помощи пациентам хосписа. Медицинская помощь, 2004, № 4.

  • Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии. М., 1977.

  • Брюзгин В.В. Лечение хронической боли у онкологических больных. Медицинская сестра, 2002, № 1.

  • Веселова Н.Ю. Лечение и профилактика местных осложнений при применении цитостатиков. Медицинская сестра, 2001, № 1.

  • Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. СПб., 2004.

  • Кисилев А.В. Работа с родителями детей, страдающих онкологическими заболеваниями. Медицинская сестра, 2004, № 3.

  • Лапотников В.А. с соавт. Уход за больным в паллиативной медицине. Медицинская сестра, 2000, № 2.

  • Новиков Г.А. с соавт. Паллиативная помощь при урологических нарушениях у больных с распространенными формами рака. Медицинская сестра, 2000, № 2.

  • Новикова Е.Г., Сухина Н.Г. Реабилитация онкогинекологических больных: ранний послеоперационный период. Медицинская сестра, 2000, № 2.

  • Орлова Т.В. Уход за больными со злокачественными заболеваниями. Медицинская сестра, 2004, № 3.

  • Ответственность перед умирающим. Провизор, 2001, № 13. Паллиативная медицина. Здравоохранение, 2002, № 6.

  • Пособие по онкологии для медицинских сестер. Под ред. В.М.Горбунова. М., 2000.

  • Платинский Л.В. Питание при химиотерапии. Медицинская сестра, 2000, № 2.

  • Топчий Н.В. Работа семейной медсестры с онкологическим больным. Медицинская сестра, 2004, № 3.

  • Хосписы. Сборник материалов: литературный обзор, рекомендательные, информационные и справочные материалы. М., 2003.

  • Чернова О.В. Уход за онкологическими больными. Ростов-на-Дону, 2002. Шутценбергер А.А. Тяжелобольной пациент. Вопросы психологии, 1999, № 5.


^ 3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий:


3.2.1. Таблицы (настенные) к лекциям и практическим занятиям:

  1. Ожоги.

  2. Пути проникновения инфекции в рану.

  3. Подготовка кожи и операционного поля.

  4. Подготовка хирурга к операции.

  5. Термические ожоги.

  6. Лечение ожогов.

  7. Оперативное лечение ожогов 1-2ст.

  8. Транспортные и лечебные шины.

  9. Консервативное лечение переломов.

  10. Первая помощь при ранах.

  11. Основные принципы лечения в гнойной хирургии.

  12. Общие правила обработки рук.

  13. Послеоперационные осложнения и их лечение.

  14. Интенсивная терапия в послеоперационном периоде.

  15. Послеоперационные легочные осложнения.

  16. Общие мероприятия при поступлении больного в стационар.

  17. Гигиена полости рта.

  18. Оценка состояния органов дыхания.

  19. Комплексная терапия терминальных состояний.

  20. Первая медицинская помощь при переломах.

  21. Катетеризация и пункция мочевого пузыря.

  22. Высокое сечение мочевого пузыря.


^ 3.2.2. Наглядные пособия к практическим занятиям:

  1. набор стерильных перчаток

  2. набор нестерильных перчаток

  3. хирургический костюм, халат, шапочка, маска

  4. оснащение процедурного кабинета

  5. оснащение перевязочного кабинета

  6. оснащение санпропускника приемного отделения

  7. стерильные и нестерильные пробирки для забора различных биологических сред

  8. бинты, гипс, ватные тампоны

  9. различные виды марлевых салфеток

  10. различные виды дренажей, дренаж по Бюлау

  11. различные виды мочевых катетеров

  12. различные виды зондов.


^ 3.3. Методические разработки к практическим занятиям

  1. методическое пособие и дневник по производственной практике в качестве помощника палатной и процедурной медсестры для студентов 2 курса педиатрического факультета.

^ 3.4. Набор слайдов для оверхеда и презентаций для мультимедиа-проектора к лекционному курсу.

3.4.1. «Основные принципы ухода за хирургическими больными».

1. набор слайдов для оверхеда.

2. Презентация PowerPoint.


^ 3.5. Методические рекомендации к практическим занятиям (прилагаются):

3.5.1. Методические рекомендации для преподавателей.

3.5.2. Методические указания для студентов.


^ 3.6Программированные контрольные билеты к практическим занятиям. (Прилагаются)


3.7. Методические пособия к внеаудиторной самостоятельной работе. (Прилагаются)

4. ТЕМАтический план изучения ДИСЦИПЛИНЫ:


№ п/п



Разделы дисциплины



Количество часов

Лекции

ПЗ

Самостоятельная работа (самоподготовка)

Всего

1.

Основные принципы ухода за хирургическими больными.

2

-

-

2

2.

Особенности работы палатной, процедурной, перевязочной и операционнойсестры в хирургическом стационаре

-

2

2

4

3.

Уход за травматологическими больными, пациентами с ранами, ожогами, отморожениями и электротравмами

-

2

1

3

4.

Особенности ухода за больными с хирургической инфекцией, омертвениями, язвами, свищами, заболеваниями сосудов

-

2

1

3

5.

Особенности ухода за онкологическими больными

-

2

1

3

6.

Особенности ухода за больными с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости

-

2

1

3

7.

Особенности ухода за больными с повреждениями и заболеваниями брюшной стенки и
органов брюшной полости

-

2

1

3

8.

Особенности ухода за урологическими больными

-

2

1

3

9.

Особенности ухода за больными с повреждениями позвоночника, таза, конечностей

-

2

1

3




ВСЕГО

2

16

9

27



^ 4.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:


№ темы
^

Наименование вопросов, изучаемых на лекции


Практические

занятия

(семестр, номера)

Используе-мые наглядные и методические пособия

Содержа-ние самостоя-тельной работы

Часы

Формы

контроля

1.

ТЕМА: «Основные принципы ухода за хирургическими больными». Цель лекции осветить вопросы:

  • истории хирургии, этапов её развития;

  • деонтологические аспекты поведения студентов в хирургическом стационаре;

  • основные принципы ухода за хирургическими больными.

  • понятие о внутрибольничных инфекциях.




, Семестр – 4, №1

3.2.1.2

3.2.1.11

3.2.1.13-15

3.4.1.1

3.4.1.2





2 часа

зачет



^ 4.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:


№ занятия

Тема

Номера

лекций

Используемые наглядные

и

методические пособия

Самостоятельная работа (содержание)

Часы сам. работы

Формы контроля

1

«Особенности работы палатной, процедурной, перевязочной и операционнойсестры в хирургическом стационаре».

Цель

  • усвоить отличительные особенности работы палатной, процедурной, перевязочной и операционной сестры в хирургическом стационаре.

Содержание (задачи):

  • изучить особенности работы палатной, процедурной, перевязочной и операционной сестры

  • изучить объем выполняемой медицинской помощи и обязанности медицинских сестер.




№1

3.2.1.2

3.2.1.3

3.2.1.4

3.2.1.11

3.2.1.12

3.2.1.16

3.2.2.1-6

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки одевания рабочей одежды, стерильных перчаток, знакомство с работой младшего медперсонала хир.стационара.

2 часа


Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет

2.

« Уход за травматологическими больными, пациентами с ранами, ожогами, отморожениями и электротравмами».

Цель - научить уходу за травматологическими больными, а также пациентами с ранами, ожогами, отморожениями и электротравмами.

Содержание (задачи):

  • изучить особенности ухода за травматологическими больными (знание десмургии, гипсовой

  • техники, ЛФК, аппаратура и различные приспособления);

  • изучить особенности ухода за различными видами ран, ожогами различных степеней, отморожениями и электротравмами (остановка дыхания и сердечной деятельности).







3.2.1.1

3.2.1.5-9

3.2.1.20

3.2.2.8

3.2.2.9

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки наложения повязок, работы с ортопедической кроватью, профилактики пролежней, смены нательного и постельного белья пациентов.

1 час

Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет

3.

«Особенности ухода за больными с хирургической инфекцией, омертвениями, язвами, свищами, заболеваниями сосудов».

Цель - научить уходу за больными с хирургической инфекцией, различными видами омертвений, язвами, свищами, заболеваниями сосудов.

Содержание (задачи):

  • изучить особенности ухода за больными с местной гнойной инфекцией, общей гнойной инфекцией (сепсисом) и специфической (газовая гангрена, столбняк и костно-суставной туберкулез) инфекцией;

  • изучить правила забора материала для определения характера микрофлоры и её чувствительности к антибиотикам;

  • изучить особенности ухода за больными с облитерирующим атеросклерозом и эндартериитом сосудов и варикозным расширением вен нижних конечностей, различными видами гангрен, язв и наружных свищей.




№1

3.2.1.2

3.2.1.10

3.2.2.1

3.2.2.2

3.2.2.5

3.2.2.7

3.2.2.8

3.2.2.9

3.2.2.10

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки работы с биологическим материалом, ухода за повязками, дренажами.

1 час

Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет

4.

«Особенности ухода за онкологическими больными».
Цель - научить уходу за больными с онкологическими заболеваниями.

Содержание (задачи):

  • изучить специфику общения с больными, страдающими онкологическими заболеваниями в

  • зависимости от стадии процесса;

  • изучить особенности ухода за больными после паллиативных и радикальных оперативных

вмешательств.

№1

3.2.1.13-15

3.2.1.18

3.2.1.19

3.2.2.10-12

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки работы с пациенами, находящимися на ИВЛ, в бессознательном, агональном состояниях.

Отработать на муляжах приемы сердечно-легочной реанимации.

1 час

Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет

5.

«Особенности ухода за больными с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости».

Цель - научить уходу за больными с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости.

Содержание (задачи):

  • изучить особенности положения больного после операции, уход за дренажами, профилактику
    осложнений (пневмоний, тромбоза и эмболии сосудов);

  • изучить особенности ухода за больными с маститами и после мастэктомии.




3.2.1.13-15

3.2.1.18

3.2.1.19

3.2.2.7

3.2.2.10

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки клинической гигиены лежачего больного, навыки работы с биологическим материалом, ухода за повязками, дренажами, профилактики пролежней, смены нательного и постельного белья пациентов

1 час

Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет

6.

«Особенности ухода за больными с повреждениями и заболеваниями брюшной стенки и
органов брюшной полости».


Цель - научить уходу за больными с повреждениями и заболеваниями брюшной стенки и органов брюшной полости.

Содержание (задачи):

  • изучить особенности ухода за больными с открытыми и закрытыми травмами органов брюшной полости, уход за больными с перитонитом;

  • изучить особенности ухода за больными после грыжесечения, операциях на желудке, печени и желчевыводящих путях, толстой и прямой кишке







3.2.1.17

3.2.2.5

3.2.2.7

3.2.2.9

3.2.2.10

3.2.2.12

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки ухода за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта. Общие особенности ухода за оперированными больными, ухода за повязками, дренажами, профилактики пролежней, смены нательного и постельного белья пациентов

1 час

Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет

7.

«Особенности ухода за урологическими больными».
Цель - научить уходу за больными после урологических операций.

Содержание (задачи):

  • изучить особенности, отличающие уход за урологическими больными (смена дренажей, катетеризация мочевого пузыря у мужчин и женщин);

  • изучить различные виды повязок, применяемых после урологических операций







3.2.1.21

3.2.1.22

3.2.2.10

3.2.2.11

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки смены дренажей, катетеризация мочевого пузыря у мужчин и женщин);

изучить различные виды повязок, применяемых после урологических операций


1 час

Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет

8.

«Особенности ухода за больными с повреждениями позвоночника, таза, конечностей».

Цель - научить уходу за больными позвоночника, таза, конечностей.

Содержание (задачи):

  • изучить особенности ухода при неосложненных и осложненных повреждениях позвоночника и костей таза (положение, смена белья, функция тазовых органов, профилактика контрактур);

  • изучить особенности ухода за больными с повреждениями верхних и нижних конечностей в зависимости от различных методов лечения переломов






3.2.1.21

3.2.1.17

3.2.2.10

3.2.2.11

3.2.2.12

3.3.1.

3.5.1

3.5.2.

3.6

3.7

Отработать навыки организации питания хирургического больного, кормления тяжелобольных.

1 час

Опрос, програм-мирован-ный контроль, тестовый контроль, решение ситуац. задач, зачет


^ Перечень вопросов промежуточной аттестации и итогового контроля по дисциплине.



    1. Сущность понятия клинической гигиены.

    2. Основные компоненты медсестринского ухода за хирургическими больными.

    3. Понятия об общем и специальном уходе.

    4. Основные элементы гигиены медицинского персонала.

    5. Особенности ухода за хирургическими больными.

    6. В чем заключается первая помощь при попадании средств дезинфекции на кожу, в рот, носоглотку, глаза, желудок.

    7. Основные задачи приемного отделения хирургической клиники.

    8. Санитарная обработка больного в приемном покое.

    9. Гигиеническая подготовка больного к экстренной операции.

    10. Дезинфекция ванн, мочалок, ножниц.

    11. Гигиена воздуха в хирургическом стационаре.

    12. Гигиенические принципы профилактики госпитальной инфекции в хирургическом отделении.

    13. Температурный режим, способы вентиляции, дезинфекция воздуха в хи­рургическом отделении и операционно-перевязочном блоке.

    14. Особенности кормления больного в постели, зондовое энтеральное пи­тание, питание через гастростому.

    15. Стерилизация воздуха в операционной.

    16. Укладка на операционный стол, снятие со стола, транспортировка больного в отделение.

    17. Зоны операционного блока, их отличие, "правила красной черты".

    18. Лечебно-охранительный режим в отделении.

    19. Подготовка больного к операции.

    20. Понятие о режиме хирургического больного. Виды режима

    21. Пролежни, причины возникновения, профилактика, лечение

    22. Смена белья у хирургического больного. Методы санитарной обработки.

    23. Помощь больному при рвоте, аспирации желудочного содержимого.

    24. Мероприятия по уходу за больными в бессознательном состоянии.

    25. Как обращаться с трупом.

    26. Послеоперационная рана, наблюдение за ней, признаки осложнений со стороны раны.

    27. Дренажи и уход за ними.

    28. Особенности ухода за больными, оперированными на органах брюшной полости.

    29. Особенности ухода за больными, оперированными на мочевыводящих путях.

    30. Особенности ухода за больными, оперированными на грудной клетке.

    31. Профилактика легочных осложнении.

    32. Клизмы, виды клизм

    33. Техника постановки банок, горчичников.

    34. Катетеризация мочевого пузыря.

    35. Газоотводная трубка, техника ее постановки.

    36. Правила измерения температуры тела.

    37. Деонтология в хирургии.

    38. Открытый, закрытый массаж сердца.

    39. Искусственное дыхание.

    40. Способы транспортировки больного в отделение.

    41. Устройство процедурного кабинета, его оснащение.

    42. Методы предстерилизационной обработки шприцев

    43. Пути предупреждения проникновения инфекции в рану при работе в перевязочной.

    44. Перевязка - определение, показания.

    45. Измерение пульса, АД и ЧДД.



Перечень практических навыков студентов ПЕДИАТРИЧЕСКОГО факультета по дисциплине:


  • Транспортировка больных из машины Скорой помощи в приемное отделение;

  • Транспортировка больных из приемного отделения в больничное отделение;

  • Заполнение титульного листа истории болезни;

  • Регистрация в журнале поступающих в стационар больных;

  • Произвести санобработку пациента при поступлении в стационар;

  • Антропометрия;

  • Термометрия;

  • Хранение и применение термометров;

  • Заполнение температурных листов;

  • Влажная уборка палат;

  • Контроль за санитарным состоянием тумбочек;

  • Проветривание палат;

  • Контроль за посещением больных, передачей им продуктов;

  • Перемещение больного с кровати на каталку и обратно;

  • Перемещение больного с каталки на операционный стол и обратно;

  • Перемещение больного с системой внутривенной инфузии и дренажами;

  • Работа с функциональной кроватью;

  • Приготовление постели;

  • Смена постельного, нательного белья пациента;

  • Подкладывание резинового круга и судна;

  • Постановка горчичников, банок;

  • Кормление больных;

  • Кормление тяжелобольных;

  • Кормление больных в кровати, через зонд, через гастростому;

  • Уборка перевязочной;

  • Уход за кожей при наличии свищей;

  • Уход за больными в различные периоды лихорадки;

  • Техника применения клизм;

  • Подготовка к рентгенологическому исследованию ЖКТ, желчного пузыря, желчевыводящихпутей, почек, мочевыводящих путей;

  • Промывание желудка;

  • Бритьё операционного поля;

  • Гигиеническая обработка тела оперированного больного;

  • Гигиеническое подмывание больных;

  • Гигиеническая обработка полости рта пациента;

  • Дезинфекция воздуха источником ультрафиолетового излучения;

  • Сворачивание из марли салфетки, тампона, шарика;

  • Извлечение из бикса материала;

  • Надевание стерильного халата, стерильных перчаток, стерильной маски;

  • Сбор дренажа по Бюлау;

  • Работа с индивидуальным перевязочным пакетом;

  • Дезинфекция медицинского инструментария и средств ухода за больными;

  • Обработка и дезинфекция подкладных суден, мочеприемников;

  • Участие в катетеризации мочевого пузыря мягким катетером;

  • Участие в постановки газоотводной трубки;

  • Участие в промывании желудка с помощью зонда;

  • Оказание помощи больному при рвоте;

  • Техника сбора мочи для различных типов анализов;

  • Техника сбора кала для различных типов анализов;

  • Техника сбора мокроты различных типов анализов;

  • Подсчет ЧДД,ЧСС, АД;

  • Наложение жгутов на конечности;

  • Распознавание терминальных состояний, требующих сердечно-легочной реанимации;

  • Техника закрытого массажа сердца;

  • Техника искусственного дыхания;

^ 6. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


В соответствии с комплексным рабочим планом по преподаванию общего ухода за хирургическими больными студентам педиатрического факультета кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов провела согласование с кафедрами лечебно - биологического профиля и клиническими кафедрами объем и требования к знаниям студентов.

Комплексный рабочий план прилагается.

Протокол № 3 методического совещания кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов от 15.09.2007 г.




Кафедра

Должность

Ф.И.О.

Подпись

1.

Кафедра анатомии человека

Зав. каф., проф., д.м.н.

А.И. Краюшкин




2.

Кафедра биологии с основами генетики и паразитологии

Зав. каф., проф., д.м.н.







3.

Кафедра теоретической биохимии с курсом клинической биохимии

Зав. каф., проф., д.м.н.

О.В. Островский




4.

Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии с курсом клинической микробиологии

Зав. каф., проф., д.м.н.

О.Г. Крамарь




5.

Кафедра детской хирургии

Зав. каф., доц., к.м.н.

Д.А. Андреев




6.

Кафедра внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов

Зав. каф., проф., д.м.н.

М.Е. Стаценко




7.

Кафедра физической реабилитации и спортивной медицины

Зав. каф., проф., д.м.н.

М.Ю. Соломин




8.

Кафедра философии, биоэтики и права

Зав. каф., засл. деятель науки рф, д-р филос. наук, д-р юр. наук. проф.

Н.Н. Седова





^ 7. Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу.

№ п/п

Дата внесения дополнений и изменений

Внесенные изменения или дополнения

Обоснование внесенных изменений или дополнений

Дата утверждения на каф. заседании, № протокола

Кем утверждены изменения (ФИО, должность)

Дата утверждения на УМК, № протокола

Кем внесены изменения (ФИО, должность)

























































































































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Контрольные тесты для обучения по теме «общий уход за хирургическими больными» 1 Что такое общий

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Рабочая программа дисциплины Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического
Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Методические указания для студентов 2 курса по дисциплине «Общий уход за хирургическими больными»

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Методические указания для студентов 2 курса по дисциплине «Общий уход за хирургическими больными»

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Учебной практике «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля»
«Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля»
Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Ы учебной дисциплины «Учебная практика общий уход за больными детьми хирургического профиля»

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Рабочая программа по учебной практике: уход за больными хирургического профиля для специальности:

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Рабочая программа общая хирургия с уходом за хирургическими больными Для специальности медико-профилактическое

Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности icon Учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» для специальности
Перечень вопросов к экзамену по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы