|
Скачать 122.18 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной практике: уход за больными хирургического профиля для специальности: 060105 медико – профилактическое дело, 65 - специалист Факультет: медико – профилактический ^ Курс: 2 Семестр: 3 Практические занятия: III семестр 108 час на базе лечебно-профилактического учреждения ^ Всего: 108 часов (3 ЗЭТ). 2012 г. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности педиатрия в соответствии с учебным планом по специальности, утвержденным «____»______________20___ года решением Ученого совета ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздравсоцразвития России (протокол №___) Разработчики программы: профессор кафедры общей хирургии, профессор, д.м.н. И. В. Клюшкин ассистент кафедры общей хирургии, к.м.н. Р.И. Фатыхов Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии «___» ______________ 201_ года протокол №___ Заведующий кафедрой общей хирургии, профессор, д.м.н С. В. Доброквашин Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по педиатрии «___»_______________201__ года протокол №_____________ Председатель предметно-методической комиссии Заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии, профессор, д.м.н. Р.А. Файзуллина Учебная практика «Уход за больными хирургического профиля» является одной из дисциплин изучаемых студентами медико – профилактического факультета, преследуется цель овладения основными базовыми медицинскими навыками и обучение работе с больными, медицинским инструментарием и оборудованием, антисептическими и обеззараживающими препаратами, соблюдению санитарно – дезинфекционного режима в отделении.^ Ознакомление с работой стационара, хирургического, реанимационного отделений, овладение основными приемами ухода за больными в послеоперационном периоде, освоение практических навыков младшего медицинского персонала по уходу за больными хирургического профиля, методикой выполнения необходимых манипуляций, организацией рабочего графика в зависимости от профиля и характера работы хирургического отделения, соблюдение техники безопасности при работе, поддержание санитарно-дезинфекционного режима, ознакомление с антисептической методикой обеззараживания предметов и помещений, утилизацией одноразового инструментария, оборудования, инвентаря. Практическая часть состоит из 54 рабочих часов. ^ Учебная практика «Уход за больными хирургического профиля» относится к разделу С.5 Учебная и производственная практика. Занятия по данной дисциплине проводятся после получения основ по дисциплинам: биология, органическая и физическая и коллоидная химия, нормальная анатомия. В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают знания по медицинской этике и деонтологии, охране труда и технике безопасности работников здравоохранения, внутрибольничным инфекциям, уходу за определенными группами больных после оперативных вмешательств, терминальными больными с различными нозологическими формами заболеваний, пожилыми, обработке постельного и нательного белья, оборудования, мебели и помещений, утилизации отходов медицинского процесса. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (ОК, ПК в согласно ФГОС по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело) ОК – 2, 5, ПК – 1, 5, 10, 1) Знать: виды санитарной обработки больных, типы лихорадок; особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма. 2) Уметь: – произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смену нательного и постельного белья больного, обработать пролежни; – осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, транспортировку больных; – измерять температуру тела, суточный диурез, собирать у них биологический материал для лабораторных исследований, проводить антропометрию, ставить различные виды клизм, проводить кормление больных; – осуществить дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными. 3) Владеть: – навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания; – владеть навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часов. По окончании курса сдается зачет по данной дисциплине. Куратором практических занятий является преподаватель. Практическая часть (на базе медицинской организации) включает в себя 54 часа. Рабочий день согласно расписанию, утвержденному учебной частью ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздравсоцразвития России. Студенты работают в хирургическом, реанимационном отделениях. Перед началом прохождения практических занятий, студенты проходят инструктаж по технике безопасности, его проводит преподаватель кафедры совместно с представителем медицинского учреждения (главной медицинской сестрой и/или заместителем главного врача по работе со средним медицинским персоналом), с последующим занесением о проведенном инструктаже в соответствующий журнал. Всю работу студент фиксирует в дневнике, который подписывается и проверяется куратором – преподавателем. Зачет проводится в последний день практики и включает в себя вопросы по практическим навыкам. В итоге выставляется оценка в зачетной книжке по практике и в студенческой зачетной книжке ассистентом – руководителем практики. Студенты, имеющие среднее медицинское образование / окончившие медицинские училища / колледжи (при предоставлении документа об образовании), могут освобождаться от прохождения практики. ^ 1. Основанием для прохождения учебной практики служит приказ ректора ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития РФ и расписание, составленное учебной частью. 2. В течение практики руководитель практики (куратор) – преподаватель осуществляет текущий контроль за работой студентов. 3. За время прохождения практики студенты оформляют дневник, содержащий перечень манипуляций и процедур, которыми овладел студент. 4. После прохождения практики проводится зачет. При сдаче зачета студенты предоставляют: 4.1. дневник прохождения практики за подписью куратора – преподавателя кафедры; 4.2. зачетную книжку студента. Перечень тем, которые студент должен освоить за время практики. 1. Гигиена медицинского персонала в медицинской организации. Правила ношения медицинской одежды. Правила работы с биологическими материалами, меры индивидуальной защиты медицинского персонала. Экстренные меры профилактики ВИЧ-инфекции и гепатита при работе с биологическими жидкостями. 2. Санитарно-гигиенический режим. Транспортировка больных. 3. Гигиенические принципы профилактики госпитальной инфекции, предъявляемые к размещению, планировке и организации работы медицинской организации. Лечебно-охранительный режим отделения. 4. Санитарная подготовка больных к процедурам и диагностическим исследованиям. Гигиена тела больного, находящегося на общем и постельном режимах. 5. Структура, оснащение и санитарно-гигиенический режим процедурного кабинета и палаты интенсивной терапии. Санитарная обработка и уборка оборудования. 6. Организация и проведение ухода за пациентами с различной хирургической патологией. 7. Соблюдение правил техники безопасности при работе с дез. средствами. 8. Организация питания тяжелобольных, кормление больных. Тематический план практических занятий по учебной практике «Уход за больными хирургического профиля» для студентов медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздравсоцразвития России на базе медицинской организации
Охрана труда и техника безопасности 1. Инструктаж по технике безопасности проводится с использованием инструктивных материалов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан, Росздравнадзора и Роспотребнадзора, на рабочем месте преподавателями – кураторами, с последующей записью в журнал инструктажа. ^ На кафедре активно используется целый ряд эффективных методов изучения дисциплины, таких как работа с медицинской документацией с последующим ее разбором; изучение и активное участие в работе хирургического отделения; разбор особенностей ухода за больными хирургического профиля с различной степенью тяжести; работа в палатах, процедурных и перевязочных хирургического отделения; работа с муляжами и медицинским инструментарием, применяемым для ухода за больными и др. На кафедре используются следующие современные образовательные технологии:
3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы по выполненным навыкам: 1. общий уход за больными, находящимся на постельном режиме; 2. постановка грелок, горчичников, компрессов; 3. промывание желудка зондом; 4. клизмы; 5. раздача лекарств; 6. дача кислорода; 7. дезинфекция, предстерилизацонная очистка материала; 8. санитарная обработка помещений хирургического, реанимационного отделений, хранение инвентаря; 9. уход за кожей, волосами ногтями; 10. правила сбора мочи, кала, мокроты для лабораторного обследования; 11. уход за полостью рта, носа, ушами, глазами; 12. санитарный и больничный режим медицинской организации; 14. гигиена питания, особенности кормления больных тяжелобольных, больных, находящихся на зондовом кормлении; ^ Фомина И.Г. Общий уход за больными : Учебник / И.Г. Фомина, 2000. – 304 с. Гребнев А.Л. Основы общего ухода за больными : учебное пособие / А.Л. Гребнев, А.А. Шептулин, А.М. Хохлов, 1999. – 287 с. Основы общего ухода за хирургическими больными : учебное пособие для студентов мед. вузов / А.А. Глухов, 2008. – 287 с. Клюшкин И.В. Уход за больными. Методические рекомендации / И.В. Клюшкин. – Казань, 2000. – 56с. Доброквашин С.В. Асептика : учебно – методическое пособие / С.В. Доброквашин, Р.Р. Якупов. – Казань: КГМУ, 2008. – 22 с. Доброквашин С.В. Критеические состояния жизнедеятельности у хирургических больных : учебно – методическое пособие / С.В. Добровкашин, К.А. Корейба, Д.Е. Волков. – Казань : КГМУ, 2008. – 28 с. Доброквашин С.В. Питание хирургических больных : учебно – методическое пособие / С.В. Доброквашин, К.А. Корейба, Д.Е. Волков. – Казань : КГМУ, 2008. – 27 с. Доброквашин С.В. Современные принципы питания хирургических больных : методическое пособие / С.В. Доброквашин. – Казань : КГМУ, 2005. – 32с. Приказ МЗ РТ №1035 от 22.12.1992 г. «Об улучшении организации скрининговых исследований на антитела к ВИЧ и HBs Ag в ЛПУ РТ»; Приказ МЗ СССР №720 от 31.07.1978 г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией»; Приказ Минздрава РФ от 17 сентября 1993 г. №220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации» Санитарные правила СП 3.1/3.2.558-96 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний» (утвержден постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 24 октября 1996 г. №28) ^ 1. Дневник учебной практики «Уход за больными хирургического профиля» студента II курса медико-профилактического факультета. 2. Зачетная книжка студента II курса медико-профилактического факультета - Учебные комнаты; - Проектор; - Персональный компьютер; - предметы ухода за больными и приспособления для выполнения лечебных и диагностических манипуляций (банки, грелки, горчичники, одноразовые шприцы, венозные жгуты, кружки Эсмарха, сифонная клизма, желудочные зонды, катетеры, тонометры); - больные хирургического и реанимационного отделений. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело от 2010г. |