Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней»





Скачать 0.72 Mb.
Название Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней»
страница 1/2
Дата 01.02.2013
Размер 0.72 Mb.
Тип Инструкция
  1   2
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»


Практическое занятие

(проблемно-поисковое)

для учащихся четвёртого курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

метод – эвристический


http://www.minzdrav.by/med/common/art3/vakz.jpg


Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2010г

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней»

1.Прежде чем приступить к выполнению практических заданий внимательно изучите ход занятия.

2.Повторите терминологию дисциплины за предыдущий курс обучения по глоссарию комплекса.

3.Оформите протокол практического занятия.

4.Изучите алгоритм оценки практического занятия.

5.Внимательно изучите ход практического занятия и выполните задания в той последовательности, которая вам предлагается.

6.Вдумчиво прочитайте каждое задание.

7.При выборе ситуационных задач постарайтесь реально оценить свои возможности и подобрать подходящий для себя уровень сложности.

8.Ознакомившись с выписками из нормативных документов, регламентирующих повышение невосприимчивости населения к инфекциям, коротко законспектируйте основные положения.

9. Изучив календарь прививок , кратко законспектируйте прививки по эпидемиологическим показаниям.

10.Заполняя таблицу по профилактическим мероприятиям для каждого звена эпидпроцесса, воспользуйтесь материалами лекции по теме «Эпидемиология. Общая эпидемиология»

11.Подсчитав набранные баллы за выполнение заданий, предоставьте преподавателю оформленный протокол для выставления отметки за практическое занятие.


^ ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ВИД ЗАНЯТИЯ: проблемно-поисковый


^ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Закрепление и применение знаний по профилактике инфекционных болезней.


РАЗВИВАЮЩАЯ: Научить учащихся самостоятельно выдвигать гипотезу, определять её реализацию и получать прогнозируемый результат.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Привить учащимся чувство ответственности по отношению инфекционной безопасности своей страны, помочь осознать свою роль как будущего медицинского работника в профилактике инфекционных заболеваний.


^ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  • Методические разработки занятия

  • Действующие приказы и постановления практического здравоохранения.

  • Учётная и отчётная медицинская документация по теме занятия.

  • Карта оснащённости занятия

  • Алгоритмы оценки результатов занятия



^ ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории)(5 мин)

2. Ознакомление с с целями и задачами практического занятия и интегральной десятибалльной шкалой оценки результатов учебной деятельности учащихся по итогам занятия. (5 мин)

^ 3.Повторение терминологии дисциплины по предыдущему курсу обучения.(15 мин)

4.Оформление протокола практического занятия по образцу:
(15 мин) В разделе «Решение ситуационной задачи» укажите только одну строку для выбранной вами задачи.


Протокол практического занятия №1

Дата_________

Тема «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней»

Специальность 2-79 01 01 «Лечебное дело»

Группа____________

ФИО.________________________________________________________


^ Таб1. АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЯ







ЗАДАНИЕ

Максимально возможное число баллов

Набрано учащимся

Подпись учащегося

Подпись преподавателя

1.

Выполнение тестового задания по теме «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней»



25










2.

Решение ситуационной задачи

  • Задача про международный аэропорт «Минск-2»



10













  • Задача о вызове фельдшера на дом



9













  • Задача о пострадавшем с укушенной раной



8













  • Задача о пострадавшем с резанной раной



7










4.

Построение схемы эпидемического процесса и его разновидностей.



10










5.

Заполнение таблицы профилактических мероприятий, направленных на каждое из звеньев эпидемического процесса.



16










6.

Выполнение манипуляции

10













Максимальное число баллов

71












^ СХЕМА ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА






Таб2.Профилактические мероприятия, направленные на каждое из звеньев эпидемического процесса.



^ 1 звено (название)

2-е звено(название)

3-е звено(название)










1










2










3










4










5










6










7










Всего










Итого










Выполнил(а)______________

Отметка за занятие_______________

Преподаватель___________

^ 5. Выполните тестовое задания по теме «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней» (20 мин)

6.Проверте выполнение теста у преподавателя. Выставьте полученные баллы в таблицу оценки практического занятия и заверьте своей подписью.(5 мин)

^ 7.Выберите ситуационную задачу по уровню сложности, соответствующему отметке, на которую вы претендуете. (5 мин)

8. Решите ситуационную задачу. Проверьте правильность решения по алгоритму оценки у преподавателя. Впишите полученные баллы в оценочную таблицу. Заверьте своей подписью.(35 мин)

Перерыв (10 минут)

^ 9.Ознакомьтесь с выписками из нормативных документов, регулирующих повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям. (15мин)

10.Изучите государственный календарь прививок.(10 мин)

11.Изобразите в протоколе схему эпидпроцесса. Укажите его разновидности. Заполните таблицу профилактических мероприятий, направленных на каждое звено эпидемического процесса.(15 мин)

^ 12. Проверьте выполнение предыдущего задания по алгоритму оценки у преподавателя и выставьте полученный балл в таблицу протокола.(5 мин)

13.Выполните одну из манипуляций занятия по указанию преподавателя. Отметку впишите в таблицу протокола.(10 мин)

^ 14.Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами за занятие. Сверьте полученный результат с рейтинговой шкалой занятия и узнайте свою отметку за практическое занятие по теме «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней».

^ 15.Получите домашнее задание к следующему занятию.(5 мин)

16.Просмотрите список литературы, рекомендуемый по этой теме
.(5 мин)


ГЛОССАРИЙ

Инфекция – от латинских слов: infectio – загрязнение, заражение и inficio

– загрязняю – представляет собой широкое общебиологическое понятие,

характеризующее проникновение патогенного возбудителя (вирус, бактерия и др.) в другой более высокоорганизованный растительный или животный организм и последующее их антагонистическое взаимоотношение.

Инфекционный процесс – это ограниченное во времени сложное взаимодействие биологических систем микро- (возбудитель) и макроорганизма, протекающее в определенных условиях внешней среды, проявляющееся на субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях и закономерно заканчивающееся либо гибелью макроорганизма, либо его полным освобождением от возбудителя.

Инфекционная болезнь – это конкретная форма проявления инфекционного процесса, отражающая степень его развития и имеющая характерные нозологические признаки.

Инфекционные болезни – это обширная группа болезней, вызванных патогенным возбудителем. В отличие от других заболеваний, инфекционные болезни могут передаваться от зараженного человека или животного здоровому (контагиозность) и способны к массовому (эпидемическому) распространению. Для инфекционных болезней характерны специфичность этиологического агента, цикличность течения и формирование иммунитета. В общей структуре заболеваний человека на инфекционные болезни приходится от 20 до 40%.Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс – один из самых сложных биологических процессов в природе, а инфекционные болезни являются грозными, разрушительными факторами для человечества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. К инфекционным болезням традиционно относят также заболевания, вызываемые не живым возбудителем, а продуктами его жизнедеятельности, накопленными вне макроорганизма (например, в пищевых продуктах). При этом инфекционный процесс, как правило, не развивается, а наблюдается лишь интоксикация. В то же время наличие этиологического агента, формирование иммунитета (антитоксического) и возможность развития инфекционного процесса позволяют относить эти заболевания к инфекционным (ботулизм и др.). Общепризнанным является положение о том, что инфекционный процесс – суть взаимодействие возбудителя и макроорганизма в определенных условиях окружающей среды. Однако окружающая среда в этой триаде занимает особое место и обычно лишь косвенно влияет на инфекционный процесс. Во-первых, она оказывает предварительное опосредованное воздействие путем влияния как на возбудителя (физические, химические, биологические и другие факторы среды), так и на макроорганизм (те же факторы плюс социальные условия). Во-вторых, любые терапевтические воздействия также можно расценивать как текущее влияние факторов внешней среды на инфекционный процесс. И, в-третьих, сам комплекс взаимных приспособительных реакций микро- и макроорганизма можно рассматривать в конечном итоге как направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой. Возбудитель определяет не только возникновение инфекционного процесса, но и его специфичность. Так, возбудитель чумы вызывает чуму, холеры – холеру и т.д. Интересно, что поскольку инфекционные болезни стали известны человечеству раньше, чем микроорганизмы, их вызывающие, то их возбудитель, как правило, получал название, соответствующее заболеванию. В то же время специфичность не является абсолютной. Например, одно инфекционное заболевание могут вызвать разные возбудители (сепсис) и, напротив, один возбудитель (стрептококк) может вызывать разные болезни (скарлатина, рожа, ангина). На протяжении всей своей жизни человек контактирует с огромным миром микроорганизмов, но вызывать инфекционный процесс способна лишь ничтожно малая часть этого мира (примерно 1/30000). Эта способность в значительной степени определяется патогенностью возбудителя.

Патогенность (болезнетворность) – видовой признак микроорганизма,

закрепленный генетически и характеризующий способность вызывать заболевание. По этому признаку микроорганизмы подразделяются на патогенные, условно-патогенные и непатогенные (сапрофиты). Главными факторами, определяющими патогенность, являются вирулентность, токсигенность и инвазивность.

Вирулентность – это степень, мера патогенности, индивидуально присущая конкретному штамму патогенного возбудителя.

Токсигенность – это способность к выработке и выделению различных

токсинов (экзо- и эндотоксины).

Инвазивность (агрессивность) – способность к проникновению в ткани и

органы макроорганизма и распространению в них. Считается [Смирнов Г. Б. и др., 1989], что свойства патогенности определяются генами, входящими в состав мобильных генетических элементов (плазмиды, транспозоны и др.). Преимущество мобильной организации генов заключается в возможности быстрой адаптации бактерий к условиям окружающей среды. Такой механизм изменчивости объясняет формирование новых типов возбудителей инфекционных болезней. Ген, детерминирующий синтез фактора патогенности, при попадании в другую бактерию может по-иному взаимодействовать с уже имеющимися факторами патогенности, обусловливая различную степень вирулентности и, следовательно, изменение картины инфекционного процесса.

Факторы и способы "агрессии" возбудителей инфекции весьма разнообразны. Среди них – индукция стресса, геморрагических реакций (повреждение сосудов), аллергических и иммунопатологических реакций, аутоиммунитета (вплоть до системных тяжелых поражений), прямой токсический эффект на клетки и ткани, иммунодепрессия, развитие опухолей и др. Нередко вторичные изменения превышают повреждения, вызываемые непосредственно возбудителями. Это связано преимущественно с патологическим действием экзо- и эндотоксинов, продуцируемых возбудителем и антигенемией. В то же время возбудители болезней обладают свойствами, препятствующими воздействию на них защитных факторов макроорганизма (наличие капсулы, продуцирование факторов угнетения фагоцитоза, антигенная мимикрия, внутриклеточное расположение, антигенные вариации и др.). Состояние макроорганизма и его свойства определяют не только возможность возникновения и характер течения инфекционного процесса, но и вероятность проявления последнего в форме инфекционного заболевания. Следует подчеркнуть,

что при любом способе воздействия патогенного возбудителя на организм в

ответных реакциях в той или иной степени участвуют все физиологические

системы макроорганизма, а не только иммунная система. Эти реакции организма как единого целого определяются его реактивностью, под которой понимают способность организма приводить в действие физиологические механизмы, направленные на инактивацию, разрушение и выведение возбудителя и связанных с ним субстанций, а также и на компенсацию нарушенных функций. Защитные факторы организма (резистентность) подразделяются на специфические (иммунные) и неспецифические, составляя в целом комплекс полученных наследственно и индивидуально приобретенных механизмов.

Важно, что в большинстве случаев микроорганизму еще до вступления в непосредственный контакт с макроорганизмом приходится преодолевать мощный защитный барьер в виде нормальной микрофлоры. Микрофлора макроорганизма подразделяется на две основные группы:

· микрофлора (микробиоценоз), характерная для данного вида(эндогенная, аутохтонная, облигатная, резидентная);

·микрофлора случайная (временная, транзиторная, факультативная).Механизмами формирования микробных экосистем, регуляции микрофлоры, взаимодействия с организмом хозяина занимается новая наука – микроэкология.

Среди различных микробиотопов (определенная сфера, площадь, субстрат для жизнедеятельности микрофлоры) организма человека ведущими являются кишечник (общая площадь – 200-300 м2), легкие (80 м2) и кожа (2 м2). Кишечная микроэкологическая система является важнейшей частью гомеостатической системы организма (представлена более чем 400 видами микроорганизмов из них 98% – облигатные анаэробы). Она располагает многими механизмами, обеспечивающими подавление патогенной микрофлоры (стимуляция перистальтики, конкуренция за места адгезии к эпителию кишечника, выработка антибиотических веществ, индукция иммунологических механизмов защиты и др.). Интегральным показателем специфических и неспецифических механизмов защиты желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) является колонизационная резистентность (состояние эпителия, активного лизоцима, кислотность и ферментативная активность желудочного сока, содержание комплемента, интерферонов, макрофагов, иммуноглобулинов). Снижение ее (дисбактериоз) приводит к более частому заболеванию различными кишечными инфекциями. Аналогично выполняет свои защитные и барьерные функции кожа (непроницаемость ее для большинства микробов, бактерицидные свойства) и респираторный тракт (реснички эпителия респираторного тракта, механическое удаление возбудителей из дыхательных путей при кашле, секреция иммуноглобулинов и др.).

Далее в процесс защиты включаются такие факторы естественного иммунитета, как фагоциты (микро- и макрофаги), предшествующие (естественные) антитела, лизоцим, интерферон и т. д. И, наконец, в большинстве случаев развивается реакция приобретенного иммунитета (клеточного и гуморального), а также иммунологическая толерантность.

В то же время хорошо известны видовая и индивидуальная невосприимчивость к

инфекционным болезням. Особую роль при этом играют гены, располагающиеся в главном комплексе гистосовместимости (гены системы HLA). К настоящему времени уже картирован ряд локусов, определяющих высокую и низкую чувствительность к некоторым инфекционным заболеваниям. Так, доказано, что отсутствием в организме генетически детерминированного синтеза нормального полипептида цепи b-гемоглобина обусловливается устойчивость человека к возбудителю малярии. Важнейшую роль в развитии и течении инфекционного процесса играют нервная система и, прежде всего, нейрогуморальная регуляция. Хорошо известно, что регуляторами нейроэндокринного воздействия на иммунную систему являются адренокортикотропный гормон (АКТГ), соматотропный гормон (СТГ), кортикостероиды, катехоламины, энкефалины и многие другие гормоны и нейромедиаторы. На иммунокомпетентных клетках имеются рецепторы для кортикостероидов, катехоламинов, энкефалинов, эндорфина, серотонина, ацетилхолина и других нейроэндокринных медиаторов. Нарушения нейроэндокринной регуляции способствуют развитию инфекционных заболеваний и осложнений. Взаимодействие патогенного возбудителя и восприимчивого организма происходит

в течение определенного временного промежутка и характеризуется цикличностью, т. е. закономерной сменой фаз развития, нарастания и убывания проявлений инфекционного процесса. В этой связи при развитии инфекционной болезни принято различать несколько последовательных периодов: инкубационный (латентный), начальный, разгара и выздоровления.

Инкубационный период (от момента заражения до начала заболевания), как правило, не имеет клинических проявлений, лишь при некоторых заболеваниях (сыпной тиф, корь) и у немногих больных в последние дни этого периода появляются самые общие и неопределенные симптомы (предвестники, продромальные явления), на основании которых при отсутствии эпидемиологических данных трудно даже заподозрить инфекционную болезнь. Каждому инфекционному заболеванию присуща своя длительность инкубационного периода (с небольшими вариациями в зависимости от вирулентности, дозы возбудителя и реактивности организма). Она исчисляется от нескольких часов (грипп, токсикоинфекции) до нескольких недель, месяцев (столбняк, бешенство, вирусные гепатиты) и даже лет (ВИЧ-инфекция).

Начальный период характеризуется большим количеством разнообразных

признаков, которые в совокупности составляют клинический или клинико-лабораторный симптомокомплекс, позволяющий установить предварительный или окончательный диагноз болезни. Поэтому под ранней диагностикой инфекционных болезней понимается диагностика в начальном периоде (Н. И. Рагоза), т.е. до формирования полной клинической картины болезни с ее типичными проявлениями (например, сыпь при брюшном тифе, желтуха при вирусном гепатите, бубон при туляремии).

Период разгара характеризуется типичными для данной болезни симптомами, достигающими своей максимальной выраженности и определяющими все ее своеобразие.

Периоду выздоровления свойственны угасание клинических проявлений болезни и постепенное восстановление нарушенных функций организма. В этом периоде при некоторых инфекционных заболеваниях возможны рецидивы (возврат болезни). Так, например, при псевдотуберкулезе они столь характерны, что нередко сам период называют периодом рецидивов. Рецидивы следует отличать от обострений, которые развиваются не после болезни, а на фоне сохраняющейся клинической симптоматики. Повторное заболевание, развивающееся в результате нового заражения тем же возбудителем, называется реинфекцией.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты – вакцины, анатоксины,

иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Национальный календарь профилактических прививок – нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок. Национальный календарь профилактических прививок включает профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита. Указанные профилактические прививки проводятся всем гражданам Беларуси в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает Министерство здравоохранения Республики Беларусь.


^ ТЕСТ по теме «Основные принципы и система профилактики инфекционных болезней»

1.Что представляет собой поточно-пропускной принцип устройства инфекционной больницы?

^ А. Больной при поступлении проходит по системе больничных помещений, не возвращаясь в те из них, где он уже был.

Б
.Это санитарный пропускник, где поступающий больной проходит санитарную обработку.

В. При госпитализации больных медицинская сестра следит за санитарной обработкой, и осуществляет текущую дезинфекцию.

2.Каково должно быть устройство приёмного бокса инфекционной больницы?

А.Устройство бокса исключает встречу пациента с персоналом. В боксе должны быть кушетка, письменный стол, стулья, набор медикаментов для неотложной помощи, шприцы с иглами, стерилизатор, стерильные пробирки с тампонами для взятия мазков из зева на дифтерию, консервирующая смесь в пробирках для взятия испражнений на кишечную группу возбудителей, унитаз, душ, холодильник.

Б.Устройство бокса исключает встречу одного пациента с другим. В боксе должны быть халаты для персонала, кушетка, письменный стол, стулья, набор медикаментов для неотложной помощи, шприцы с иглами, стерилизатор, стерильные пробирки с тампонами для взятия мазков из зева на дифтерию, консервирующая смесь в пробирках для взятия испражнений на кишечную группу возбудителей.

В.Устройство бокса исключает встречу пациента с посетителями. В боксе должна быть больничная одежда для пациента, кушетка, письменный стол, стулья, набор медикаментов для неотложной помощи, шприцы с иглами, стерилизатор, стерильные пробирки с тампонами для взятия мазков из зева на дифтерию, консервирующая смесь в пробирках для взятия испражнений на кишечную группу возбудителей, чашки Петри.

3.Как проводится прием больного, находящегося в тяжелом состоянии?

А.При очень тяжелом состоянии и резко выраженном психомоторном возбуждении больного ему проводят частичную санитарную обработку. После осмотра врача и заполнения необходимой документации пациента направляют в соответствующее отделение больницы или в отделение реанимации.

Б.При очень тяжелом состоянии и резко выраженном психомоторном возбуждении больного после осмотра врача без санитарной обработки направляют в соответствующее отделение больницы или в отделение реанимации. Всю документацию в таком случае заполняет сестра в отделении с извещением в приемный покой.

В.При очень тяжелом состоянии и резко выраженном психомоторном возбуждении больного направляют в соответствующее отделение больницы или в отделение реанимации без осмотра в приемном покое. Всю документацию в таком случае заполняет сестра в отделении с извещением в приемный покой.

4.Что такое дезинфекция?

А.Дезинфекция (обеззараживание) — это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение или удаление возбудителей заразных болезней в окружающей человека среде, в том числе и в живых организмах (членистоногие и грызуны).

^ Б.Дезинфекция (обеззараживание) — это комплекс мероприятий, направленных на прерывание путей распространения инфекционных болезней.

В.
Дезинфекция (обеззараживание) — это дезинфекционные мероприятия: собственно дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

5.Что такое профилактическая дезинфекция?

А.Профилактическая дезинфекция — это обеззараживание тех объектов, где есть опасность распространения инфекционных возбудителей после изоляции заболевшего. (ЛПУ, школы, детские сады, магазины)

^ Б.Профилактическая дезинфекция — это обеззараживание тех объектов, которые оказались в очаге инфекционного заболевания.

В.
Профилактическая дезинфекция — это обеззараживание тех объектов, где лишь предполагается наличие патогенных возбудителей (хлорирование водопроводной воды и воды в плавательных бассейнах, дезинфекция в местах скопления людей и общего пользования и т. д.).

6.Что такое очаговая дезинфекция?

А.Очаговая дезинфекция (текущая и заключительная) производится в очаге инфекционного заболевания, т. е. там, где находится или был инфекционный больной, например, в квартире или инфекционной отделении.

Б.Очаговая дезинфекция (текущая и заключительная) производится у постели инфекционного больного, задачей которой является уничтожение патогенных микроорганизмов по мере их выделения из организма больного.

В.Очаговая дезинфекция (текущая и заключительная) производится в очаге инфекционного заболевания, т. е.везде, где мог находится или был инфекционный больной, например, в квартире, подъезде, транспорте, магазине, на рабочем месте и т.д.

7.Что представляет собой заключительная дезинфекция?

А.Заключительная дезинфекция проводится в очаге после удаления из него источника инфекции (в инфекционном отделении — после выписки или смерти больного) с целью уничтожения возбудителей заболевания, которые, возможно, остались в помещении, где находился больной.

Б.Заключительная дезинфекция проводится в очаге после проведения текущей. с целью уничтожения возбудителей заболевания, которые, возможно, остались в помещении, где находился больной.

В.Заключительная дезинфекция проводится в очаге после уничтожения источника инфекции с целью освобождения от возбудителей заболевания, которые, возможно, остались в помещении, где находился больной.

8.Какие способы дезинфекции выделяют в инфекционной больнице?

А.механический, физический и химический.

^ Б.термический , сухожаровой, автоклавирование.

В.
паровой, кипячение, сухожаровой.

9.Что представляет собой дезинсекция?

А.Дезинсекция — это комплекс мер, направленных на борьбу с насекомыми.

Б.Дезинсекция – это комплекс мер, направленный на уничтожение насекомых в человеческом жилище.

^ В.Дезинсекция – это истребление летающих насекомых.

10. В Беларуси обязательной регистрации и учету подлежат больные:


А. сыпным тифом, ангиной, ревмокардитом

^ Б. обтурационной желтухой, боррелиозом, пищевой токсикоинфекцией

В.
брюшным тифом, паратифами ,сальмонеллезом, дизентерией


11. Укажите три категории режимно-ограничительных мероприятий:

1)усиленное медицинское наблюдение

2) обсервация

3) карантин

4) изоляция

5)экстренная профилактика

6)дезинфекция

12. Продолжительность карантина составляет 21 день при инфекциях:

А. Гепатит А , Сибирская язва , Тиф сыпной

^ Б. Менингококковая инфекция , Дизентерия, Дифтерия

В.
Тиф брюшной и паратифы, Ветряная оспа , Краснуха

13.Управляемыми инфекционными болезнями называются:

А. Болезни, в борьбе с которыми разработаны вакцины

^ Б. Это ряд аэрозольных антропонозов (корь, дифтерия, коклюш, эпидемический паротит и др).

В.
Антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи (шигеллезы, брюшной тиф, вирусные гепатиты А и Е и др.)

14. Для активной иммунизации используют:

А.живые вакцины

Б.токсины возбудителей

В.вакцины из убитых микробов

Г.синтетические вакцины

Д.химические вакцины

Е.ассоциированные вакцины


15. Из живых вакцин реальное значение в нашей стране имеют вакцины против :

1.бешенства

2.дифтирии

3.столбняка

4.полиомиелита

5.туберкулеза


16. Из убитых вакцин применяются вакцины против:

1. брюшного тифа

2. оспы

3. холеры

4.лептоспирозов

5.клещевого энцефалита


17. Подкожные инъекции применяют при вакцинации:

1. убитыми вакцинами

2. химическими вакцинами

3. анатоксинами

4.сыворотками

5.иммуноглобулинами

18.Накожный и внутрикожный методы используются при иммунизации:

1. живыми вакцинами

2.химическими вакцинами

3.сыворотками

4.бактериофагами


19. Различают три вида иммунизации:

А. активную

Б. пролонгированную

В. пассивную

Г. иммунную

Д.пассивно-активную.

20. Перечисленные препараты: ликопид, полиоксидоний, вегетан (витан), галавит относятся к :

^ А. иммуномодуляторам

Б
. иммуностимуляторам

В. синтетическим вакцинам


21. Карантинные болезни это:

А. Инфекционные болезни, подлежащие действию Международного карантина или международных санитарных конвенций.

Б. Болезни, которые определяются специальными властными органами, в обязанности которых входит принятие мер по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.

В. Болезни, которыми занимаются подразделения санитарно- эпидемиологических станций - расположенные в открытых для движения через границу аэропортах, морских и речных портах, на пограничных железнодорожных станциях.


22. К карантинным болезням относятся:

1.чума

2. холера

3.вирусный энцефалит

4. жёлтая лихорадка

5.ветряная оспа

6.натуральная оспа


23. Срок окончания карантина исчисляется

А. с момента изоляции последнего больного и заключительной дезинфекции, после чего он продолжается еще максимальное время инкубационного периода

^ Б. с момента выявления последнего заболевшего плюс инкубационный период заболевания

В.
с момента выздоровления последнего заболевшего


24.Предвестниками осложнения эпидемиологической обстановки при инфекциях дыхательных путей могут служить:


^ А. появление источника инфекции в сочетании с увеличением неиммунной прослойки населения

Б.
изменение сероваров циркулирующих возбудителей

^ В. холодный период года

Г.
проведение профилактических прививок


25.Предвестником осложнения эпидемиологической ситуации по кишечным инфекциям может служить:


А. ухудшение бактериологических показателей воды и пищи

Б. жаркий период года


^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Ситуационная задача №1 ( повышенной сложности, 10 баллов)

В диспетчерскую международного аэропорта «Минск – 2» поступила радиограмма, что на борту самолета, пребывающем через 2 часа из Хургады (Египет), находится пассажир с неукротимым поносом и обильной рвотой. Испражнения быстро становятся водянистыми, по внешнему виду и цвету напоминают рисовый отвар. Из-за большой потери жидкости кожа собирается в складки, становится морщинистой. Судороги. Голос хриплый, а иногда и совсем пропадает. Отмечается сильная жажда.

1.О каком заболевании идёт речь?

2.Какова общая характеристика заболевания?

А.острая кишечная инфекционная болезнь

Б. гастроэнтерит

В. энтерит

Г.карантинное заболевание

3.Что является возбудителем заболевания?

1.кишечная палочка

2. сальмонелла Тифимуриум

3.шигелла Зонне

4.реккетия Провачека

5.вибрион Эль-Тор

4.Кто является источником заболевания?

А. больной человек

Б. вибриононоситель

В.испражнения больных

Г. рвотные массы больных.

Д. насекомые

5.Как происходит заражение ?

  1. при попадании возбудителя через рот с инфицированной водой и пищей

  2. через загрязненные руки

  3. через укус насекомых

  4. через вдыхание инфицированного воздуха

6.Каковы правила оказания медицинской помощи заболевшему пассажиру самолёта?

1.

2.

3.

4.

5.

7.Каковы действия диспетчера, принявшего данную радиограмму?

1.

2.

3.

8. Как поступить с пассажирами приземлившегося самолёта?

9.Какие лабораторные тесты используются для подтверждения диагноза?

А. бактериологический метод.

Б. бактериоскопический метод

В. биологический метод

10. Объявляется ли при этом заболевании карантин?

А. нет, не объявляется

Б.объявляется только в детских коллективах сроком ________дней.

В.объявляется сроком на ______дней.

Ситуационная задача №2 (творческий уровень, 9 баллов)

Фельдшер ФАПа по прибытию на домашний вызов обнаружил пациента –мужчину 63 лет, приехавшего навестить сына из Могилёвской области 5 дней назад. По его словам по дороге купил торт, который ела вся семья: сын, невестка, двое внуков 11 и 7 лет. Однако признаки пищевой инфекции только у гостя: тошнота, рвота, понос, температура 39,5 .Испражнения напоминают гороховый суп. Язык обложен серым налётом с отпечатками зубов по краям. На животе единичная розеолёзная сыпь. Семья проживает в частном доме, имеет в хозяйстве корову, 2-х свиней, 20 кур, собаку. Туалет надворный. Водоснабжение осуществляется из колодца на 20 домов.

1.Какое заболевание заподозрит фельдшер?

А.сальмонеллёз

Б.брюшной тиф

В.дизентерию

Г. амёбиаз

Д холеру

2.На какие признаки будет опираться фельдшер при выставлении диагноза?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

3.Что является возбудителем заболевания?

1.сальмонелла тифи

2.сальмонелла тифимуриум

3.шигелла Григорьева – Шига

4.дизентерийная амёба

5.вибрион Эль-Тор


4.Каковы должны быть правила действия фельдшера по отношению к больному?

1.

2.

3.

4.

5.

5.Какие санитарно-эпидемиологические меры должен принять фельдшер до прибытия дезинфекционной бригады?

1.

2.

3.

6.Какие меры должны быть приняты по отношению к членам семьи заболевшего?

1.

2.

3.

Каковы возможные осложнения болезни?

1.

2.

3.

Ситуационная задача №3. (уровень применения , 8 баллов)

На ФАП обратилась женщина с мальчиком 7 лет, которого укусила соседская собака. Укушенная рваная рана находится на правой кисти ребёнка. Кисть прокушена насквозь, рана сильно кровоточит. Ребёнок кричит, плачет.

1.Какую неотложную помощь должен оказать фельдшер?

1.

2.

3

4.

5.


2.Какую экстренную профилактику должен предусмотреть фельдшер?

1.

2.

3.Что должен предпринять фельдшер для экстренной профилактики?

1.

2.


4.Какие меры должен принять фельдшер по отношению к собаке?

1.

2.


5.Какие признаки поведения собаки будут свидетельствовать о том, что она больна?

1.

2.

3.

6.Каковы основные симптомы данного заболевания у человека?

1. судороги глоточной и дыхательной мускулатуры

2.нарушение зрения

3.тошнота, рвота

4.понос

5.параличи

6..водобоязнь

7.Каков основной принцип лечения данного заболевания?

1.

8. Каковы основные принципы профилактики зараженных и лиц, у которых подозревается заражение?

1.

9.Как проводится лабораторная диагностика бешенства?

1.

Ситуационная задача №4. (уровень применения , 8 баллов)

На ФАП обратился мужчина 47 лет, наступивший босой ногой на разбитое стекло. При осмотре на подошве правой стопы в области большого пальца кровоточащая, резанная рана с неровными краями и загрязненной поверхностью.

1.Каковы действия фельдшера?

1.Осуществление ПХО

2.Промывание раны большим количеством воды с мылом

3.Промывание раны перекисью водорода

4.Смазывание краёв раны 5% раствором йода

5. Наложение асептической повязки

6.направление пациента к хирургу

^ 2.Экстренную профилактику какого заболевания следует предусмотреть фельдшеру?

1.бешенство

2.столбняк

3.
легионеллёз

4.ботулизм

5.псевдотуберкулёз

3.Что должен сделать фельдшер для экстренной профилактики?

1.Ввести иммунологический препарат

2.Направить пациента в ЦГиЭ

3.Выяснить сведения о прививках в соответствии с государственным календарём прививок

4.Какие иммунологические препараты для экстренной профилактики данного заболевания вы знаете?

1.брюшнотифозный бактериофаг

2.брюшнотифозная поливакцина

3.брюшнотифозный анатоксин

5.Что представляет собой возбудитель этого заболевания?

1.бактериальная палочка

2.вирус

4.реккетия

5.легионелла

6.клостридия.

6.Кто является источником этой инфекции?

1.здоровые животные носители

2. носитель – человек

3.больной человек

4.больное животное

7.Каковы основные клинические проявления болезни?

1.тонические судороги

2.клонические судороги

3.высокая температура

4.тошнота, рвота

5.понос

8. Следует ли фельдшеру предпринимать карантинные меры по этому заболеванию?

1.Да, следует объявить карантин на _____ дней

2.Нет, данная инфекция не нуждается в карантине.

3.Да, следует, если в семье у пострадавшего есть дети.


^ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 ноября 1993 г. N 2583-XII

Статья 16. Обязанности граждан Республики Беларусь в области
обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения
Граждане Республики Беларусь обязаны: соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство, проводить или участвовать в проведении предусмотренных законодательством санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также выполнять требования, постановления и предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, использовать информацию, полученную в соответствии с настоящим Законом, на благо своего здоровья и здоровья людей;
заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей.

Статья 34. Требования к условиям воспитания и обучения
В организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, профилактики заболеваний, а также выполняться требования санитарных правил.
Программы и режимы воспитания, обучения и профессиональной
подготовки утверждаются только при наличии заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, об их соответствии санитарным правилам.

Статья 37. Предупреждение возникновения и распространения
заболеваний. Юридические и физические лица должны своевременно и в полном объеме проводить организационные, инженерно-технические, медицинские, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и другие мероприятия в целях предупреждения возникновения и недопущения распространения заболеваний и отравлений людей. При угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения. Оперативное руководство и координация деятельности юридических и физических лиц по предупреждению возникновения и распространения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей осуществляются комиссиями по чрезвычайным ситуациям, образуемыми Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и лица, контактировавшие с инфекционными больными, подлежат медицинскому наблюдению, а при необходимости - изоляции, госпитализации, лечению и вакцинации. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, подлежат лечению. Если эти лица могут быть источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, то они переводятся на другую работу до выздоровления, а при невозможности перевода временно (до выздоровления) отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию.

Перечни профессий и инфекционных заболеваний, при которых
бактерионосители представляют опасность для окружающих, определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В целях предупреждения инфекционных заболеваний учреждения здравоохранения осуществляют обязательные профилактические прививки.
Перечень профилактических прививок, порядок и сроки их
проведения, а также группы населения, подлежащие прививкам, определяются республиканским органом государственного управления, ведающим вопросами охраны здоровья.

В целях финансирования затрат на проведение в чрезвычайных
ситуациях медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей в республиканском и местных бюджетах предусматриваются ассигнования для обеспечения этих мероприятий.
Лица, здоровью которых был причинен вред вследствие проведения профилактических прививок, имеют право на его возмещение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


^ 23 мая 2000 г. N 397-З О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ"

Статья 37. Предупреждение возникновения и распространения
заболеваний
Юридические и физические лица должны своевременно и в полном объеме проводить организационные, инженерно-технические, медицинские, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и другие мероприятия в целях предупреждения возникновения и недопущения распространения заболеваний и отравлений людей. При угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения. Оперативное руководство и координация деятельности юридических и физических лиц по предупреждению возникновения и распространения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей осуществляются комиссиями по чрезвычайным ситуациям, образуемыми Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и лица, контактировавшие с инфекционными больными, подлежат медицинскому наблюдению, а при необходимости - изоляции, госпитализации, лечению и вакцинации.
Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных
заболеваний, подлежат лечению. Если эти лица могут быть источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, то они переводятся на другую работу до выздоровления, а при невозможности перевода временно (до выздоровления) отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию.

Перечни профессий и инфекционных заболеваний, при которых
бактерионосители представляют опасность для окружающих, определяются
Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
^ В целях предупреждения инфекционных заболеваний учреждения здравоохранения осуществляют обязательные профилактические прививки.
Перечень профилактических прививок, порядок и сроки их
проведения, а также группы населения, подлежащие прививкам,
определяются республиканским органом государственного управления, ведающим вопросами охраны здоровья.
В целях финансирования затрат на проведение в чрезвычайных ситуациях медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей в республиканском и местных бюджетах предусматриваются ассигнования для обеспечения этих мероприятий. Лица, здоровью которых был причинен вред вследствие проведения профилактических прививок, имеют право на его возмещение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

^ Статья 45. Медицинское освидетельствование лиц на наличие у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения

Лица, в отношении которых есть достаточные основания считать,
что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, и уклоняются от медицинского освидетельствования, могут быть подвергнуты принудительному освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения по решению организации здравоохранения с санкции прокурора. Медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц без гражданства на наличие или отсутствие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, проводится на общих основаниях.
Дипломатические сотрудники иностранных дипломатических
представительств и консульских учреждений, другие лица, пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетом, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, только с их согласия. Предложение таким лицам пройти освидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусь предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Лица, желающие пройти добровольное медицинское освидетельствование для определения наличия или отсутствия у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, имеют право на анонимное медицинское освидетельствование.
Порядок и условия принудительного медицинского
освидетельствования, госпитализации и лечения лиц, имеющих
заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, определяются законодательством Республики Беларусь.

^ Статья 46. Принудительная госпитализация и лечение лиц, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения.

Лица, имеющие заболевания, представляющие опасность для
здоровья населения, в случае уклонения от лечения могут быть
подвергнуты принудительной госпитализации и лечению в
государственных организациях здравоохранения по решению суда в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие
заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, и отказывающиеся от лечения, могут быть выдворены за пределы Республики Беларусь в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь

^ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ" от 11 января 2002 г. № 91-З

Статья 27. Согласие на медицинское вмешательство

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие информированного пациента.
Сложные медицинские вмешательства (хирургические операции, переливание крови, сложные методы диагностики) проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с их целью и возможными результатами.
В отношении несовершеннолетних и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, согласие дают их законные представители, а в отношении пациентов, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, - супруг, а при его отсутствии - близкие родственники.
Согласие на медицинское вмешательство оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо лицами, указанными в части третьей настоящей статьи. В случае, когда медицинское вмешательство неотложно, а указанные лица отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение принимается консилиумом врачей, при невозможности собрать его - врачом, оказывающим медицинскую помощь, с оформлением записи в медицинской документации с последующим уведомлением должностных лиц организации здравоохранения и иных лиц, указанных в настоящей статье.
Согласие на медицинское вмешательство может быть в любой момент отозвано, за исключением случаев, когда врачи уже приступили к медицинскому вмешательству и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни либо здоровья пациента. Отзыв согласия оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо лицами, указанными в части третьей настоящей статьи.
Статья 28. Отказ от медицинского вмешательства, госпитализации. Пациент либо лица, указанные в части третьей статьи 27 настоящего Закона, имеют право отказаться от госпитализации, медицинского вмешательства или потребовать их прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 27 и статьями 45 и 46 настоящего Закона.
При отказе пациента от медицинского вмешательства, госпитализации ему либо лицам, указанным в части третьей статьи 27 настоящего Закона, в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа.
Отказ от медицинского вмешательства, а также от госпитализации с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо лицами, указанными в части третьей статьи 27 настоящего Закона, а также медицинским работником.

^ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 29 октября 1991 г. (В редакции Закона от 19 марта 2002 г. )

Статья 3. Право на образование

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. ^ Ограничения прав на получение образования могут устанавливаться ]только законом. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные с гражданами Республики Беларусь права на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Право на обучение и порядок обучения иных иностранных граждан устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь.
Право граждан на образование обеспечивается: развитием сети учреждений образования системы образования; созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования; частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республики Беларусь; запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения; созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников); наличием разнообразных форм получения образования, типов учреждений образования;
созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;
предоставлением возможности получения образования за плату;
созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.
.
^ Постановление Минздрава № 31 от 13/6/02 "Об утверждении перечня заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения".

  1. Венерические заболевания: сифилис, гонорея.

2. Активный туберкулез органов дыхания с бактериовыделением (все нозологические формы)

3.Чума
4.Холера
5.Сибирская язва

6. Геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола

7. Психические расстройства (заболевания), обусловливающие опасность для окружающих

8. Острые психические расстройства у лиц, страдающих синдромом зависимости к алкоголю, наркотическим и другим психоактивным веществам (алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией)

^ KАHСТЫТУЦЫЯ РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

Артыкул 49. Кожны мае права на адукацыю. Гарантуюцца даступнасць i бясплатнасць агульнай сярэдняй i прафесiйна-тэхнiчнай адукацыi.
Сярэдняя спецыяльная i вышэйшая адукацыя даступная для ўсiх у адпаведнасцi са здольнасцямi кожнага. Кожны можа на конкурснай аснове бясплатна атрымаць адпаведную адукацыю ў дзяржаўных навучальных установах.

^ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 октября 1994 г. N 3317-XІІ г. Минск О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ИНВАЛИДНОСТИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Статья 5. Государственная программа по предупреждению инвалидности
Государственная программа по предупреждению инвалидности включает:
изучение причин инвалидности;

разработку мер по предупреждению или ограничению случаев потери здоровья, включая программы иммунизации;



Формы отказа от прививок с указанием документов:

На основании действующего закона Республики Беларусь "О Здравоохранении" от 18 июня 1993 года (в редакции от 11 января 2002 года), статья 27 (Согласие на медицинское вмешательство) и статья 28 (Отказ от медицинского вмешательства, госпитализации), а также на основании Концепции информированного согласия Я,_______________, отказываюсь от всех профилактических прививок/ прививок против _____________________ и пробы Манту для моего (ей) сына / дочери ________________, обслуживаемому в поликлинике № ….
Дата
Попись

^ При поступлении в детский сад


Я, __________________________________________________________,
(ФИО полностью)
прошу выдать моему ребёнку _________________________________
(ФИО)
всю необходимую для поступления в детский сад документацию. Обращаю Ваше внимание, что требование об осуществлении вакцинации моему ребёнку как необходимом условии выдачи медицинской документации для детского сада противоречит ряду норм действующего законодательства, в том числе:
1) ст. 26 Всеобщей Декларации Прав Человека и ст. 49 Конституции РБ (о праве на образование, в том числе дошкольное);
2) ст. 3, гл. 1 Закона РБ «Об образовании» (о праве каждого гражданина РБ на получение образования, ограничение которого может устанавливаться только законом);
3) ст. 27 (Согласие на медицинское вмешательство) и ст. 28 (Отказ от медицинского вмешательства, госпитализации) закона Республики Беларусь «О Здравоохранении»;
4) пункт 5, глава 3 Положения об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования (о требованиях к зачислению ребенка в дошкольное учреждение образования)


Обращаю внимание на то, что отказ от прививок был оформлен мной официально в медицинской карте ребенка.


В случае Вашего отказа прошу Вас изложить его обоснование в письменном виде, после чего оно будет направлено в соответствующие органы и организации для принятия мер по пресечению Ваших противоправных действий.
________________
(дата)
________________
(подпись)





^ КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК
(утвержден приказом Министерства здравоохранения
Республики Беларусь от 05.12. 2006 г. № 913)

Возраст

Наименование профилактической прививки

Наименование вакцины

Первые 12 часов жизни

Первая вакцинация против вирусного гепатита В

ВГВ*

3-5 день

Вакцинация против туберкулеза

^ БЦЖ* (БЦЖ-М*)

1 месяц

Вторая вакцинация против вирусного гепатита В

ВГВ

3 месяца

Первая вакцинация против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита

АКДС* (АаКДС*), ИПВ* или комбинированная вакцина АКДС(АаКДС)+ИПВ

4 месяца

Вторая вакцинация против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита

АКДС(АаКДС), ИПВ или комбинированная вакцина АКДС(АаКДС)+ИПВ

5 месяцев

Третья вакцинация против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В

АКДС(АаКДС), ИПВ, ВГВ или комбинированная вакцина АКДС(АаКДС)+ИПВ, ВГВ или комбинированная вакцина АКДС(АаКДС)+ИПВ+ ВГВ

12 месяцев

Вакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи

Комбинированная вакцина КПК*
(или моновакцины против кори, эпидпаротита, краснухи)

18 месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита

АКДС (АаКДС) ОПВ*
(или ИПВ)

24 месяца

Вторая ревакцинация против полиомиелита

ОПВ

6 лет

Ревакцинация против кори, эпидемического паротита и краснухи

Вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка

Комбинированная вакцина КПК* (или моновакцины против кори, эпидпаротита, краснухи)

АДС*

7 лет

Третья ревакцинация против полиомиелита. Ревакцинация против туберкулеза

ОПВ

БЦЖ

11 лет

Третья ревакцинация против дифтерии

АД-М*

13 лет

Вакцинация против вирусного гепатита В (трехкратная) ранее не привитых

ВГВ

14 лет

Ревакцинация против туберкулеза

БЦЖ

16 лет
и каждые последующие
10 лет

Ревакцинация против дифтерии, столбняка

АДС – М* (АД-М)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

*    ВГВ                           – вакцина против вирусного гепатита В
     БЦЖ                          – вакцина против туберкулеза
     БЦЖ-М                       – вакцина против туберкулеза с уменьшенным содержанием антигена
     АКДС                         – адсорбированная (цельноклеточная)
                                         коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина
     АаКДС                       – адсорбированная (ацеллюлярная) коклюшно-дифтерийно-столбнячная
                                        вакцина
     АДС                          – адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин
    АДС-М                        – адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин
                                        с уменьшенным содержанием антигенов
     ИПВ                          – инактивированная полиомиелитная вакцина
     ОПВ                          – оральная полиомиелитная вакцина
     КПК                           – комбинированная вакцина против кори, эпидемического паротита,
                                        краснухи

^ КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК

ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ   

 Наименование

прививки

Контингенты, подлежащие прививкам

Вакцинация

Ревакцинация

Против бешенства

Лица, выполняющие работу по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Ветеринары, охотники, лесники, работники боен, таксидермисты.

Лица, работающие с «уличным» вирусом бешенства.

С 16 лет

Через год, далее

каждые

3 года

Против бруцеллеза

Постоянные и временные работники животноводства – до полной ликвидации в хозяйствах животных, зараженных бруцеллами козье-овечьего вида.

Персонал организаций по заготовке, хранению, переработке сырья и продуктов животноводства – до полной ликвидации таких животных в хозяйствах, откуда поступает скот, сырье и продукты животноводства.

 Работники бактериологических лабораторий, работающие с живыми культурами бруцелл

 Работники организаций по убою скота, больного бруцеллезом, заготовке и переработке полученных от него животноводческих продуктов, ветеринарные работники, зоотехники в хозяйствах, энзоотичных по бруцеллезу.

С 18 лет

Через 1 год

Против брюшного тифа

Проживающие в очагах с хроническими носителями брюшного тифа.

Выезжающие в гиперэндемичные по брюшному тифу регионы и страны.

С 3 лет в зависимости от вида вакцин

Через 3 года

Против вирусного гепатита А

Контактные в очагах, а также лица из групп риска, определяемые на конкретной территории исходя из эпидситуации.

С 3 лет

 

Против вирусного гепатита В

Дети и взрослые, в семьях которых есть носитель   HBsAg, больной острым или хроническим гепатитом В.

 Дети и взрослые регулярно получающие кровь и ее препараты, а также находящиеся на гемодиализе и онкогематологические больные.

Лица, у которых произошел контакт с материалом, контаминированным вирусом гепатита В.

Медицинские работники, имеющие контакт с кровью и другой биологической жидкостью человека.

Лица, занятые в производстве иммунобиологических препаратов из донорской и плацентарной крови.

Студенты медицинских университетов и учащиеся средних медицинских учебных заведений.

Пациенты перед плановой операцией, ранее не привитые

В любом возрасте

 

Против гриппа

Лица из группы «высокого риска неблагоприятных последствий заболевания гриппом»:

- взрослые и дети с хроническими заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной системы, нарушениями функции почек или гемоглобинопатии, с иммунодефицитами, в т.ч. ВИЧ- инфицированные и лица, проходящие иммуносупрессивную терапию,

- дети старше 6 месяцев и подростки на длительной аспиринотерапии,

- люди старше 65 лет.

Медицинские и фармацевтические работники.

Работники птицеперерабатывающих предприятий, орнитологи

С 6 месячного

возраста

Ежегодно

Против дифтерии

Контактные в очагах, имеющие титр противодифтерийных антител в сыворотке крови ниже 1: 40 (0,01 МЕ/мл).

С 3 месяцев

 

Против желтой лихорадки

Лица, выезжающие за рубеж в энзоотичные по желтой лихорадке страны.

С 9 месяцев

Через 10 лет

Против клещевого энцефалита

Лица, выезжающие на сезонные работы в лесную зону регионов Сибири и Дальнего Востока.

Работники лесоустроительных предприятий, выполняющие работы на территории Беловежской Пущи, Березинского заповедника и других энзоотичных территориях.

С 4 лет

Через 1 год, затем каждые 3 года

Против кори

Контактные лица в возрасте до 40 лет, не болевшие корью и не привитые против кори (не имеющие документально подтвержденных сведений о прививках).

С 1 года

 

Против краснухи

Контактные лица в очагах краснушной инфекции ранее не привитые против краснухи

С 1 года

 

Против лептоспироза

Лица, выполняющие работы по заготовке, хранению, переработке сырья и продуктов животноводства, полученных из неблагополучных по лептоспирозу хозяйств.

Лица, работающие с живыми культурами возбудителя лептоспироза.

С 7 лет

Через 1 год

Против менингококковой инфекции

Контактные с больным менингококковой инфекцией, вызванной менингококком группы А, С, W, Y в детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детском доме, классе, семье, квартире, спальном помещении общежития и вновь поступающие в данные коллективы; учащиеся первого курса средних и высших образовательных учреждений при возникновении заболевания генерализованной формой инфекции; учащиеся старших курсов, контактные с больным в группе или комнате общежития.

       В период эпидемического неблагополучия, вызванного менингококком серогруппы А, при показателе заболеваемости более 2,0 на 100 тысяч населения:

- дети до 8 лет включительно,

- учащиеся первых курсов средних и высших учебных заведений, а также лица, прибывшие из разных стран ближнего и дальнего зарубежья и объединенные совместным проживанием в общежитиях.

С 1 года

Через 3 года

Против полиомиелита

Контактные лица в очаге полиомиелитной инфекции

С 3 месяцев

 

Против сибирской язвы

Лица, выполняющие следующие работы в стационарно неблагополучных пунктах:

- по убою скота, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;

- по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.

Лица, работающие с живыми культурами возбудителя сибирской язвы.

С 14 лет

Через 1 год

Против туляремии

Лица, проживающие на энзоотичных по туляремии территориях, а также прибывшие на эти территории и  выполняющие следующие работы:

-сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные, другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинфекционные;

- по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса;

Лица, работающие с живыми культурами возбудителя туляремии

С 7 лет

(с 14 лет в очагах полевого типа)

Каждые 5 лет

Против гемофильной инфекции типа b

Дети в учреждениях с круглосуточным пребыванием (детские дома, дома-ребенка), часто болеющие заболеваниями органов дыхания  в возрасте до 5 лет

С 3 месячного возраста

 

Против чумы

Лица, выезжающие на энзоотичные по чуме территории.

С 2 лет

Через 1 год

Против эпидемического паротита

Контактные лица (дети и подростки) в очагах эпидемического паротита, ранее не болевшие эпидемическим паротитом, не привитые или не полностью привитые.

С 1 года



  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «организация противоэпидемических
Для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «организация противоэпидемических...
Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Инструкция для самостоятельной работы учащихся с электронными материалами по теме «профессия и здоровье.»

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Иллюстрация и инструкция к установке и аксессуарам 3 Метод работы и функциональная инструкция 7
Это, также, незаменимое оборудование для профилактики и лечения зубных болезней. Он имеет такие особенные...
Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Темы, рассматриваемые на практическом занятии Лекции

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Методические указания к работе студентов на практическом занятии модуль

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Задание для самостоятельной работы по теме "антибиотики" 1

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon ArcelorMittal University руководство для учащихся основные принципы производственной гигиены Апрель

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: клеточные

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кожа и ее

Инструкция для самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Основные принципы профилактики инфекционных болезней» icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кожа и ее

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы