|
Скачать 119.98 Kb.
|
Тема урока: « Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». Цели урока: охарактеризовать различные виды нарушений и травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы Оборудование: таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки, раздаточные карточки, инструкции для работы в группах презентация к уроку. ^ I/ Организационный момент Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Устраивайтесь поудобнее, будьте внимательны и активны. Помните, что хорошее настроение и улыбка помогут в трудной ситуации. ^ Прием «Горячий стул» К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово. Позвоночник Бедро Сустав голень Трубчатая кость Мышца ^ Вызывается к доске ученик. Ему предлагается прошагать вдоль доски, на каждый шаг называя слова, связанные со строением пояса верхней конечности и свободной верхней конечности. Другой ученик шагая, называет кости осевого скелета человека. ^ Звучит песенка Красной шапочки. . Вы узнали героиню этой детской песенки? Верно, это Красная шапочка. Шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты. И вдруг… Что же было дальше? ( ответы детей: навстречу Серый Волк) Ну да, Серый Волк. Так было всегда, когда мы читали сказку в детстве. А сейчас выросли и понимаем, что Серого Волка нет, но в пути может случиться вот это «вдруг»… (презентация) ---В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А. П. Чехова — «Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Поскорее призвать врача, фельдшера, медицинскую сестру... А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. ^ Мы поговорим сегодня о нарушениях и травмах опорной системы; рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие. — Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Да, это нарушение осанки, плоскостопие, ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Они являются наиболее распространенными видами травм. - Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть нарушены, повреждены? Осанка – это привычное положение тела в пространстве при ходьбе, стоянии, сидении. Она зависит от позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены. Внутренние органы и органы движения функционируют нормально. При неправильном положении костей внутренние органы сдавливаются, затрудняется их кровоснабжение и работа. Привычка горбиться и сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерным нагрузкам на отдельные позвонки. С возрастом межпозвоночные диски стираются, деформируются и защемляют нерв. Это вызывает мучительные боли. Предупредить искривление позвоночника можно, если правильно сидеть за столом, носить тяжести ни в одной руке, а равномерно распределяя на обе руки. ^ Учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек стр.75. Столы в классе имеют маркировку. Какой стол необходим вам для занятий? ^ ![]() Плоскостопие – уплощение сводов стопы, вызывающие болезненные изменения. Боли могут быть в стопе, голени, бедре и даже в пояснице. Лечение – специальные стельки – супинаторы и лечебная физкультура. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом. — Что же необходимо сделать, если повреждение произошло? ^ . Рассматриваются три ситуации. Ситуация 1. ...Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной». Она было очень модной в этой четверти среди девчонок. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Ситуация 2. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой великаны-старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Ситуация 3. Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои — индейцы. Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом». От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. «Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!» — вспоминает Юля... Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобном случае? Ваши действия. (Учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.). Необходимо!
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованы! Учитель. Диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление — перелом ребер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т. д. - Какие симптомы обнаруживаются и характерны при переломах, вывихах суставов и растяжениях связок? Работа с материалами учебника (§ 16, с. 76-79 — Уч. К.; ) Учащиеся в группе составляют памятку. Как распознать?
Предполагаемые ответы учащихся:
Вернёмся к нашим ситуациям. (№1 предположительно растяжение связок; №2 –вывих, №3 –перелом.) При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу. Доврачебная помощь при травмах. (С помощью учителя формулируются учащимися.)
Запомни! Лечение травм — дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. В ходе дальнейшей беседы обсуждаются поставленные вопросы.
^ Задания группами (практическое). (На столах перевязочный материал, шины из различного материала.) Как бы вы оказали помощь героям ситуаций ? Продемонстрируйте на примере одноклассников.
- №3 Окажите первую помощь человеку (индейцу Пашке) с закрытым переломом плеча. (предполагаемый ответ: необходимо наложить шину: обеспечить неподвижность не только плечевого и локтевого, но и лучезапястного сустава, зафиксировать конечность косынкой в согнутом положении и доставить пострадавшего в больницу. Шину нельзя накладывать на голое тело.) (запасной вариант: ) — Окажите первую помощь однокласснику с закрытым переломом костей предплечья. (Справку для учителя см. в приложении к уроку.) Задание. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Что доказывает опыт? На заключительном этапе урока рассматриваем вопрос о причинах травм и их профилактике. Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный. Первая причина детского травматизма — повышенная двигательная активность. Замечу, что она свойственна не только детям, но и всем детенышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте — это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперед, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью. Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечен игрой и ничего не видит вокруг. Третья причина — пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя. Песенка Красной шапочки 3 куплет Даже Красная шапочка поёт о том, что не следует бояться опасностей, тем более что вы научились с ними справляться. Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни не возникла ситуация «и вдруг…» ^ Уч.К: § 15, 16. Вопросы после параграфа, конспект урока, термины. Стр 75 –домашняя лабораторная работа, часть 2. П А М Я Т К А Переломы костей и первая медицинская помощь. Вывих Оказывая первую помощь при переломе, необходимо обеспечить неподвижность места перелома, что уменьшает боль и предотвращает дальнейшее смещение костных обломков. Это достигается наложением на поврежденную часть тела иммобилизирующей, т. е. создающей неподвижность повязки. Для иммобилизации используются готовые, стандартные шины, однако они могут оказаться в наличии далеко не всегда, и поэтому оказывающий помощь должен уметь использовать для шинирования всякого рода подручный материал (палка, трость, лыжи, зонт, подходящего размера доска, кусок фанеры, линейка и т. п.). ^ следует соблюдать обязательное правило: обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов — одного выше места перелома, другого — ниже места перелома, а при переломе крупных костей даже трех. Так, при переломе плеча надо фиксировать не только плечевой и локтевой, но и луче-запястный суставы, а при переломе бедра - тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. При переломе ключицы пострадавший испытывает боль в месте перелома, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. Самый простой способ оказания помощи состоит в подвешивании руки на косынку. Затем можно сшить два ватно-марлевых кольца, надеть их пострадавшему на руки и продвинуть до плечевых суставов. Плечи пострадавшего максимально отводят назад, а кольца сзади над лопатками связывают. Таким образом, они удерживают плечи в отведенном состоянии, и концы сломанной ключицы становятся в наиболее благоприятное положение. При травме грудной клетки (удар, сдавление) довольно часто происходит перелом одного или нескольких ребер. Признаком перелома является резкая боль в области травмы, особенно при дыхании и кашле. Первая помощь состоит в бинтовании грудной клетки широкими бинтами или полотенцем. Накладывая повязку, нужно попросить пострадавшего не дышать глубоко и постараться наложить первые ходы повязки в момент полного выдоха. Переломы позвоночника представляют большую опасность в связи с тем, что при транспортировке пострадавшего в области перелома может произойти дополнительное смещение позвонков и повреждение спинного мозга. Последствием такого повреждения могут быть параличи, нарушение функции мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому правильная транспортировка при переломе имеет исключительно важное значение. При подозрении на перелом позвоночника необходимо избегать лишних поворачиваний и перекладываний пострадавшего. Наиболее совершенной является иммобилизация при помощи досок или другого твердого покрытия. Вывихи. Ни в коем случае нельзя самим пытаться вправлять вывихи. Эта процедура требует большого искусства. И времени терять нельзя, потому что вокруг повреждения будет нарастать отек. Отекшие ткани через некоторое время могут совсем закрыть вход в суставную капсулу. Тогда поможет только операция. И, наконец, если вы даже вправили кость на место, но недостаточно хорошо, то в дальнейшем вывих может стать привычным. Это значит, что при любом неловком движении кость будет «выскакивать» из суставной капсулы. |