Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону





Скачать 0.71 Mb.
Название Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону
страница 1/6
С.Н. Кульба
Дата 05.04.2013
Размер 0.71 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА


Кульба С.Н.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«Анатомия

центральной нервной системы»

для студентов очной формы обучения


Ростов-на-Дону

2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине _______ разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 030300.62 – Психология.

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология» и утвержден Учебно-методическим советом _________________ (протокол № от __) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.


Составитель: С.Н. Кульба


Рецензент: В.Н. Бабенко д. б. н., профессор кафедры психофизиологии психологического факультета ЮФУ





Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалы

содержание

^ 1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 6

1.3.1 Лекции 6

1.3.2 Практические занятия 12

1.3.3 Интерактивные занятия 18

1.4 Самостоятельная работа 20

^ 1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 21

1.5.1 Основная литература 21

1.5.2 Дополнительная литература 22

1.5.3 Информационно-методическое обеспечение 24

2. Модульная структура дисциплины 25

3. лекционные занятия 26

4. Практические занятия 33

4.1 Планы и содержание семинарских занятий 33

4.2 План и содержание практических занятий 38

^ 5. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ 39

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 40

7. самостоятельная работа студентов 43

8. АТТЕСТАЦИЯ 49

Контактная информация преподавателя 53



1. Рабочая программа дисциплины



    1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целями освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» является введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике. Научить студентов использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма. Помочь студенту выработать осознанное понятие об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур. Сформировать у студентов понима¬ние естественного происхождения психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.

Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии ощущения и восприятия, внимания, памяти, эмоций, психологии развития.

Задачи изучения дисциплины.

Изучение особенностей микростроения нервной ткани и ее образования, ознакомление с морфологическими деталями отдельных структур мозга человека и структурно-функциональными комплексами базовых регуляторных систем ЦНС, и, как результат – формирование знаний об объективных морфологических и нейрофизиологических основах психики.
^



1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

способность и готовность к:

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).


Знать: строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности; связи между частями нервной системы и с эффекторами организма. Строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма


Уметь: пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга; самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями


Владеть: системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.

^ Перечень дополнительных компетенций

Социальные: уметь работа в группе как в качестве руководителя, так и в качестве исполнителя, уметь проводить коллективное обсуждение проблем, сформировать уважительное отношение к мнению коллег по работе.

Методические: владение различными методами получения знание (конспектирование, подготовка рефератов и докладов, обзоров литературы), приемов и умение применять их в процессе профессиональной деятельности.

Организационные: выполнять работу основываясь на личном мнение и профессиональных ценностях, способность принимать основанные на них решения в рабочих ситуациях, способности справляться с неуверенностью и критикой, сформировать установку на эффективное выполнение порученной работы с наивысшим качеством.

^

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. Часов


  1. 1

Анатомия центральной нервной системы как наука

История развития анатомии и морфологии мозга. Основные этапы становления неврологии, значение работ Ниссля, Гольджи, Кахаля и др. для изучения строения мозга. Вклад отечественных ученых (Бехтерева, Дейнеки, школы Ин-та мозга и др.) в неврологию. Современный этап в развитии науки о строении мозга, нейроанатомические методы и их использование для решения вопросов физиологии высшей нервной деятельности.

1



Элементы нейроцитологии.

Строение основных элементов нервной ткани (нейронов и глиальных клеток). Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков. Функциональное значение особенностей морфологической организации дендритов и аксонов в деятельности нейрона Строение и классификация синапсов. Классификация нейронов по морфологическим и функциональным признакам; связь строения нейронов с выполняемой функцией. Глия, строение глиальных элементов разного типа. Топографическое соотношение элементов нервной ткани между собой. (Понятие гемато-энцефалического барьера. Оболочки мозга).

1



Онтогенез и филогенез нервной системы

Эмбриогенез нервной системы: дифференцировка клеток и закладка центральной нервной системы. Развитие основных отделов нервной трубки. Развитие периферической нервной системы.

Формообразовательные процессы: дифференцировка нервной трубки в ростро-каудальном направлении. Мозговые пузыри и части мозга, развивающиеся из них. Изгибы головного мозга.

Принципы организации нервных систем на примере беспозвоночных и позвоночных. Ретикулярные структуры. Централизация. Понятие о "ядре" (ганглии) как функционально-анатомическом объединении нейронов. Цефализация. Чувствительные, моторные и ассоциативные "ядра", некоторые признаки их цитологической характеристики в связи с особенностями выполняемой функции. "Экранные" (корковые) структуры головного мозга. Кортиколизация. Движущие силы развития нервной системе в филогенетическом ряду животных.

1



Спинной мозг

Морфология спинного мозга, сегментарная организация; межпозвоночные ганглии, спинальные и периферические нервы. Задние корешки спинного мозга; их афферентный состав (связь с периферией и определенным видом рецепции). Передние корешки, особенности периферической иннервации различных участков тела.

Микроструктура спинного мозга. Строение серого вещества. Цитологическая характеристика задних, передних и боковых рогов; деление на зоны (пластины по Рекседу). "Ядра" спинного мозга, их функциональная характеристика и топографическая локализация. Сетевидное вещество.

Белое вещество спинного мозга. Восходящие пути, их топография и функциональное значение. Спино-таламические пути; система задних столбов; спино-мозжечковые тракты. Нисходящие пути спинного мозга. Пирамидные и экстрапирамидные системы путей. Вестибуло-, ретикуло-, текто- и проприоспинальные пути. Их топография, некоторые патологические синдромы, характеризующие их поражение.

1



Продолговатый и задний мозг

Морфология нижней части ствола мозга, анатомические границы продолговатого и заднего мозга. Отличительные черты в строении и общей организации нижней части ствола головного мозга от спинного мозга. IV желудочек. Образования ромбовидной ямки: ее дно, стенки и крыша. Морфологическая характеристика основных аппаратов головного мозга, расположенных на уровне нижнего ствола: ядра черепно-мозговых нервов, их состав. Центры продолговатого мозга

Первичные сенсорные ядра задних канатиков, пути от этих ядер к таламусу и мозжечку. Формирование медиальной петли.

Комплекс ядер нижней оливы, характеристика главного ядра оливарного комплекса, его связей, значение в осуществлении двигательной функции.

Анатомическая характеристика ствола головного мозга на уровне варолиевого моста. Общий план строения: основание и покрышка. Микроструктура этих отделов. Ядра черепно-мозговых нервов моста. Топография вестибулярных ядер, их связь с другими образованиями головного и спинного мозга. VIII пара черепно-мозговых нервов, центральные ядра. Топография первичных слуховых ядер. Формирование трапециевидного тела и латеральной петли.

Проводящие пути, берущие начало и проходящие на уровне нижней части ствола головного мозга. Формирование и ход медиальной петли, нижних ножек мозжечка, заднего продольного пучка, нисходящих путей к спинному мозгу.

Мозжечок. Эволюция мозжечка у хордовых: основные этапы прогрессивного развития в связи с изменением характера локомоции. Особенности строения мозжечка в разных классах позвоночных. Древний, старый и новый мозжечок; связь отдельных частей мозжечка с другими отделами мозга. Морфология мозжечка человека. Микроструктура мозжечка. Послойная организация коры мозжечка, цитологическая характеристика и пространственное взаимоотношение отростков разных нейронов; роль пространственной организации нейронных элементов мозжечка в обеспечении функции. Ядра мозжечка, их связь с другими отделами головного мозга, со спинным мозгом, соматотопическая организация мозжечка. Состав путей нижних, средних и верхних ножек мозжечка. Ход вестибулярных и спино-мозжечковых компонентов. Особенности эфферентных входов от разных структур головного мозга в кору мозжечка.

1



Средний мозг

Морфология среднего мозга млекопитающих. Ножки мозга; основание и покрышка. Четверохолмие млекопитающих - подкорковый центр зрительных и слуховых сигналов и рефлекторный центр старт-рефлекса. Связь со спинным мозгом, стволом головного мозга; выход на ретикулярную формацию.

Микроструктура верхнего и нижнего двухолмия и ножек большого мозга. IV и III пары черепно-мозговых нервов, их двигательные ядра; вегетативная часть III пары.

Роль зрительной рецепции в прогрессивном развитии головного мозга, представительство зрительной функции в среднем мозге.

Первичный зрительный рефлекторный центр - (tectum opticum) низших позвоночных. Основные черты его организации (послойное строение и пространственное взаиморасположение нервных клеток и их отростков). Тектум как сложный рефлекторный центр рептилий и птиц. Представительство зрительной, слуховой и общей соматической чувствительности в тектуме; выход на ретикулярную формацию и сегментарные структуры (связь со спинным мозгом и двигательными ядрами ствола).

Моторные ядра среднего мозга: красное ядро и черная субстанция; их цитологическая и функциональная характеристика, связь с другими ядрами ствола мозга.

Проводящие пути среднего мозга. Основание ножек мозга. Топография волокон от разных отделов коры больших полушарий.

1



Промежуточный мозг

Развитие диенцефалона у водных позвоночных. Эволюция переднего мозга как основной фактор прогрессивного развития диенцефалона у высших позвоночных. Древние и новые формирования промежуточного мозга.

Основные отделы промежуточного мозга млекопитающих: таламус, субталамус, метаталамус, эпиталамус, гипоталамус. III желудочек - строение, карманы, сосудистое сплетение, связи с другими желудочками мозга.

Зрительный бугор (таламус) - главный подкорковый центр всех видов чувствительности. Две классификации ядер таламуса: анатомическая и функциональная. Особенности нейронной организации (цитологическая характеристика и топическая локализация проекций тела и органов чувств). Ассоциативные ядра таламуса, особенности их филогенетического развития, характер их связей с корой и функциональное значение. Ядра таламуса, проецирующиеся на сенсомоторную кору; их связь с мозжечком и другими ядрами ствола мозга. Таламические ядра, имеющие связь с лимбическими полями и переходными формациями коры и базальными ядрами.

Субталамическая область промежуточного мозга. Границы и положение в системе восходящих путей. Субталамическое ядро, его участие в экстрапирамидной системе двигательного контроля.

Эпиталамус. Ядра уздечки; их связи с другими образованиями головного мозга. Эволюция и роль пинеального органа в ряду позвоночных. Участие эпифиза в контроле биологических ритмов: особенности цитоархитектоники, связи эпифиза.

Гипоталамус. Морфологические черты прогрессивного развития подбугорья в ряду позвоночных. Связь подбугорья с эндокринными железами, вегетативными центрами и ретикулярной формацией ствола. Классификация гипоталамических ядер. Преоптическая область и передний гипоталамус. Нейросекреторные ядра, особенности их связей с разными отделами гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная система. Портальная система гипофиза. Средняя и задняя группы ядер гипоталамуса. Значение некоторых ядер этой группы в регуляции гомеостаза; их связь с ретикулярными и лимбическими структурами мозга.

Медиальный пучок переднего мозга, значение в осуществлении взаимодействия переднемозговых, мезенцефалических и лимбических образований. Перивентрикулярная система волокон.

1



Конечный мозг

Базальные ганглии.

Основные черты морфологической и функциональной эволюции переднего мозга позвоночных. Развитие базальных ганглиев и корковых структур. Архи-, Палео- и Неостриатум - их строение, связи и анатомические основы взаимодействия.

Ограда. Миндалевидный комплекс; афферентные и эфферентные связи миндалины.

Большие полушария головного мозга

Древние, старые и новые корковые формации.

Представительство обонятельного анализатора в переднем мозге. Пути распространения обонятельных импульсов к древней коре. Обонятельная кора млекопитающих, особенности морфологической организации древних корковых формаций, связанных с функцией обоняния.

Гиппокамп, зубчатая извилина. Строение, связи и особенности синаптической организации гиппокампа. Свод. Начало и ход его волокон. Основное лимбическое кольцо (круг Папеца).

Кортиколизация как основная линия эволюции переднего мозга у млекопитающих. Новая кора. Доли, поля и извилины; сравнительная характеристика их развития. Развитие теменных и лобных долей. Общие принципы организации неокортекса, особенности цитоархитектоники основных территорий коры.

Классификация полей по Бродману. Представительство в коре сенсорных и двигательных функций.

Модульный принцип строения коры.

Кортикофугальные и кортикопетальные связи. Белое вещество коры. Мозолистое тело.

Представительство в коре больших полушарий мозга человека высших психических функций.

2



Основные структурно-функциональные системы мозга

Ретикулярная формация ствола головного мозга.

Особенности строения ретикулярных нейронов. Понятие о "ретикулярных ядрах". Гигантские нейроны в РФ. Латеральная, медиальная и медианная зоны ретикулярной формации ствола. Развитие ретикулярных ядер в филогенезе. Связи ретикулярных ядер с выше - и нижележащими отделами ЦНС.

Вегетативная нервная система

Развитие вегетативной нервной системы в онтогенезе. Двойная иннервация внутренних органов. Анимальная и вегетативная рефлекторные дуги: основные отличия. Симпатическая и парасимпатическая системы: сходства и отличия. Понятие о вегетативном ганглии и сплетениях. Симпатический ствол. Краниальный и сакральный парасимпатические отделы. Черепно-мозговые нервы, участвующие в вегетативных реакциях. Высшие вегетативные центры в головном мозге.

Лимбическая система

Структуры промежуточного и переднего мозга, входящие в лимбический круг. Морфология свода. Пути распространения информации в лимбической системе. Поясная извилина, её роль.

Обонятельная сенсорная система

Микроструктура обонятельных луковиц. Основные клеточные элементы и особенности их строения. Латеральное обонятельное ядро и передняя комиссура. Обонятельные пути в кору больших полушарий. Обонятельная кора. Связь обонятельного анализатора с лимбической системой головного мозга.

Зрительная сенсорная система.

Периферический отдел: строение глазного яблока. Микроструктура сетчатки. Формирование зрительного нерва. Проводящие пути: зрительный нерв и зрительный тракт. Оптическая хиазма. Подкорковые центры обработки зрительного анализа - тектум, НКТ, pulvinar. Слоистое строение НКТ. Магно- и парвоцеллюлярная системы. Оптическая радиация. Корковый конец: первичные, вторичные и третичные зоны коры, участвующие в зрительном анализе. Колончатая организация коры. Зоны коры, вовлеченные в анализ сложных зрительных образов (височная и теменная кора).

Слуховая сенсорная система

Периферический отдел: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение улитки. Кортиев орган. Волосковые клетки. Формирование слухового нерва. Понятие о центрифугальной иннервации рецепторов. Проводящие пути и ядра ствола: слуховые ядра ствола мозга. Формирование трапециевидного тела и латеральной петли. Анализ информации на уровне среднего мозга. Медиальное коленчатое тело. Слуховая радиация. Корковый конец: слуховая кора человека. Развитие височной доли у приматов. Специфические речевые зоны человека и их локализация.

Вестибулярная сенсорная система.

Строение периферического отдела: полукружные каналы и мешочки. Особенности вестибулярных рецепторов. Образование и ход вестибулярного нерва. Вестибулярные ядра ствола мозга - локализация и отличия. Вестибулярные пути в спинной мозг, мозжечок. Связь с глазодвигательными нервами и ретикулярной формацией ствола.

Кожно-кинестетическая сенсорная система.

Основные рецепторы в коже, мышцах и сухожилиях - строение. Псевдоуниполярные нейроны спинального ганглия. Восходящие тракты спинного мозга: тонкий и клиновидный пучок, спино-цервикальный и спино-таламический тракты. Формирование медиальной петли. Вентро-базальный комплекс таламуса. Сенсомоторная кора, топическая организация трактов и сенсомоторной коры. Тройничный нерв, его чувствительные ядра.

Вкусовая сенсорная система.

Вкусовые рецепторы языка и ротовой полости. Иннервация вкусовых рецепторов. Черепно-мозговые нервы, участвующие в проведении информации от вкусовых рецепторов. Ядро одиночного пути. Корковые центры вкуса.

Пирамидная и экстрапирамидная системы двигательного контроля.

Моторные зоны коры больших полушарий. Особенности строения моторных зон коры. Пирамидный тракт. Особенности пирамидного тракта у человека и животных. Гигантские пирамиды Беца.

Экстрапирамидные пути - роль базальных ядер, черной субстанции, красного ядра, субталамического ядра в двигательном контроле. Связи экстрапирамидных путей с мозжечком.

Анатомические основы глазодвигательной функции.

Мышцы глазного яблока и их иннервация. Черепно-мозговые нервы, участвующие в осуществлении глазодвигательной функции. Связь ядер глазодвигательных нервов и вестибулярных ядер. Система медиального продольного пучка и его ядра. Высшие корковые глазодвигательные центры. Фронтальное глазодвигательное поле. Формирование центров горизонтальных движений глаз и вертикальных движений глаз в стволе. Дуги вегетативных рефлексов: зрачкового рефлекса и аккомодационного рефлекса.

3

ИТОГО

12
  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология : внимание и память» для студентов заочной

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля» для студентов заочной

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-меодический комплекс дисциплины анатомия центральной нервной системы ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла ен. В. 01а для студентов очной и заочной формы обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс «Анатомия и физиология центральной нервной системы» для студентов дневного

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Специальности

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Составитель

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс дисциплины физиология высшей нервной деятельности ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы