|
Скачать 0.55 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Ректор БГМУ П. И. БЕСПАЛЬЧУК “___”_______________2006 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ» (очная и очно-заочная формы обучения) СОГЛАСОВАНО Начальник учебно-методического Управления Бел МАПО Л.А.ФРОЛОВ “___”_______________2006 г. Минск 2006 Учебный план и программа подготовки клинических ординаторов по специальности «Травматология и ортопедия» (очной и очно-заочной форм обучения) разработаны заведующим кафедрой травматологии и ортопедии Белорусского государственного медицинского университета д. м. н., профессором Белецким А.В. и к. м. н. доцентом кафедры травматологии и ортопедии Белорусского государственного медицинского университета Киричком С. И. Учебный план и программа подготовки клинических ординаторов по специальности «Травматология и ортопедия» (очной и очно-заочной форм обучения) рецензирована на 2-й кафедре хирургических болезней БГМУ доктором медицинских наук проф. С. И. Третьяком, зав.кафедрой травматологии и ортопедии Белорусской медицинской академии постдипломного образования доц. О. П. Кезля и рекомендуется к утверждению. Учебный план и программа подготовки клинических ординаторов по специальности «Травматология и ортопедия» (очной и очно-заочной форм обучения) рекомендуется к утверждению:
протокол № Учебный план и программу подготовки клинических ординаторов по специальности «Травматология и ортопедия» (очной и очно-заочной форм обучения) разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту. ОГЛАВЛЕНИЕ
^ Основная цель обучения - подготовить высококвалифицированного специалиста с умениями и знаниями, необходимыми для выполнения обязанностей врача травматолога-ортопеда поликлиники и больницы, заведующего специализированным отделение больницы. ^
Продолжительность обучения в течении двух лет при очной форме и трех лет - при очно-заочной форме обучения. В последнем случае, обучение на кафедре проводится по 1,5 месяца в течение каждого семестра. При такой форме обучения из-за дефицита учебного времени осуществить освоение всех запланированных практических навыков не возможно. Только некоторые умения могут быть доведены до уровня – навык. Это необходимо учитывать при составлении индивидуального плана обучения каждого клинического ординатора в отдельности, учитывая его интересы и объем необходимых умений для того лечебного учреждения, в котором он постоянно работает. Обучение клинического ординатора осуществляется по индивидуальному плану, составленному на основе учебного плана и программы обучения. Индивидуальный план, в котором должны быть отражены положения программы, составляется клиническим ординатором совместно с непосредственным руководителем обучения. Конкретная работа по реализации плана осуществляется в отдельных структурных подразделениях клиники. Продолжительность работы в каждом из них определяется программой обучения. Теоретическая подготовка включает работу с научной литературой, инструктивно-методическими документами, подготовку лекций, докладов, участие в совещаниях, конференциях, съездах и т. п. (до 20% рабочего времени от общей нагрузки врача травматолога-ортопеда больницы). Семинары с клиническими ординаторами рекомендуется проводить в любой удобный день на 1 и 3 неделе каждого месяца, продолжительностью 4 академических часа, а на 2 и 4 неделях проводить контроль знаний, полученных на предшествующем семинаре, в виде собеседования. График обучения в различных лечебных отделениях для отработки и закрепления практических навыков составляется индивидуально для каждого клинического ординатора. Во время прохождения клинической ординатуры обучающиеся выполняют функции врача лечебного отделения в объеме 50% нагрузки, обладают правами и обязанностями врача, несут полную ответственность за свои действия. Освоение практических навыков осуществляется согласно программе и в конце каждого полугодия на заседании кафедры проводится отчет клинического ординатора о проделанной работе. Клинический ординатор, выполнивший учебный план и программу, допускается к итоговой аттестации. Контрольные вопросы к экзамену прилагаются в конце программы. Лицам, окончившим подготовку в клинической ординатуре и успешно сдавшим аттестационный экзамен, выдается удостоверение установленного образца. ^ (очная форма обучения) Таблица 1
Учебный план подготовки клинических ординаторов (очно-заочная форма обучения) Таблица 2
Содержание учебного плана подготовки клинических ординаторов по специальности «Травматология и ортопедия» (очная форма обучения) Таблица 3
^ клинических ординаторов по специальности «Травматология и ортопедия» (очно-заочная форма обучения) Таблица 4
^ 01. Профессиональная подготовка 01.01 Общая часть 01.01.01 Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь. Содержание: Основные направления реформ здравоохранения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Менеджмент. Методы управления. Классический цикл управления. Организационные структуры управления в здравоохранении, их изменения. Экономические категории и сущность терминов, используемых в анализе системы здравоохранения. Экономический анализ эффективности здравоохранения. Эффективность здравоохранения, критерии, экономические и социальные аспекты. Анализ эффективности медико-социальных программ и мероприятий. Экономическая эффективность снижения заболеваемости и ликвидации некоторых заболеваний. Маркетинг в здравоохранении. Спрос на услуги здравоохранения и закономерности его роста. Предложения медицинских услуг в разных системах организации здравоохранения. 01.01.02 Основы государственной политики и идеологии в Республике Беларусь. Содержание: Принципы идеологической и идейно-воспитательной работы в условиях современного образования (принцип профессионализма и компетентности, принцип преемственности, принцип целостности и системности, деятельностный принцип). Цели и задачи идеологической и идейно-воспитательной работы в учреждениях образования. Направления идейно-воспитательной работы в учебном заведении. Условия эффективности идеологической и идейно-воспитательной работы. Формы и методы идейно-воспитательной работы со студенческой молодежью. Изучение основных регламентирующих документов Республики Беларусь по внутренней и внешней политике Государства и идеологии.
Содержание: Введение в травматологию и ортопедию. Понятие о травматологии и ортопедии. Эмблема ортопедии. Вклад белорусских ученых в развитие специальности. Развитие травматологической и ортопедической помощи в Республике Беларусь. Организационные основы травматологической помощи. Современные принципы лечения переломов костей конечностей. Регенерация костной ткани в норме и патологии. Пути регенерации костной ткани. Физиологическая и репаративная регенерация. Стадии образования костной мозоли и ее виды. Первичное и вторичное сращение костной раны. Нарушение репаративной регенерации костной раны – замедленная консолидация и ложный сустав. Причины. Методы лечения. Ортопедическая диагностика. Способы определения оси конечности, позвоночника. Основные виды деформаций оси конечности и позвоночника. Методы пальпации и перкуссии у ортопедотравматологических больных. Способы определения объема движений в суставах. Способы измерения длины и окружности конечностей. Виды укорочения конечностей, способы их определения. Деформации позвоночника (сколиотическая деформация, кифоз, лордоз). Изменения походки (хромота, ее виды). Абсолютные и относительные клинические признаки переломов и вывихов. Виды смещения костных отломков и способы их определения. Достоверные и вероятные признаки заболеваний суставов и позвоночника. Специальные методы диагностики в травматологии и ортопедии. Показания к их применению. Методика. Интерпретация полученных данных. Рентгенологические признаки переломов, вывихов и наиболее часто встречающихся ортопедических заболеваний. Методы лечения переломов костей: консервативное лечение, оперативное лечение. Виды остеосинтеза (кортикальный, накостный, интрамедуллярный, внеочаговый, чрескостный, компрессионно-дистракционный). Классификация осложнений повреждений. Местные осложнения: вторичнооткрытые переломы, повреждения магистральных сосудов и нервов. Профилактика, диагностика, помощь на до- и госпитальных этапах лечения. Раневая инфекция мягких тканей, посттравматический и послеоперационный остеомиелит. Профилактика их, диагностика и лечение. Общие осложнения. Травматический шок. Патогенез, клиника, диагностика Профилактика и лечение на до- и госпитальном этапах. Этиопатогенез жировой эмболии, формы (легочная, мозговая, генерализованная), клиника, диагностика, профилактика и лечение. Главные источники и предрасполагающие факторы тромбоэмболии. Формы тромбоэмболии. Клиника, диагностика, профилактика и лечение тромбоэмболии. Основные факторы развития почечной недостаточности при тяжелой травме. Клиника, диагностика и лечение. Частота и особенности открытых переломов конечностей. Классификация открытых переломов. Клиника, диагностика. Осложнения. Принципы этапного лечения пострадавших с открытыми переломами. Первичная хирургическая обработка ран при открытых переломах. Показания к остеосинтезу и скелетному вытяжению. Осложнения. Особенности огнестрельных переломов. |