Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста





Скачать 0.93 Mb.
Название Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста
страница 1/5
Дата 05.05.2013
Размер 0.93 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск



«РАССМОТРЕНО»

«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на городском методическом объединении педагогических и руководящих работников

№ 4 протокол №___

от «____»____________2011г.

на заседании Педагогического совета МДОУ «Колокольчик»

протокол №___

от «____»_______________2011г.

Заведующая МДОУ «Колокольчик» _________В.М.Чечельницкая

«_____»____________2011г.



Дополнительная образовательная программа

физкультурно - спортивной направленности

^ «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 2 года


г.Ноябрьск


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка………………………………………………………………………...3

1. Учебно-тематический план ……………………………………………….………………..7

2. Перспективное планирование работы ………………………………………………….…9

3. Методическое обеспечение программы.…..……………………………………………...18

4. Список использованной литературы и источников……………………………….……..48


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня глобальной проблемой, так как очень высокие показатели детской заболеваемости приобрели прогрессирующий и устойчивый характер. На состояние здоровья детей, живущих на Крайнем Севере, оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно: наследственность, суровые климатические условия нашего региона, неблагоприятная экологическая обстановка; интенсивно развивающаяся промышленность, образ жизни. Дефицит движений у детей приводит к ослаблению иммунитета, ослаблению нервно-мышечного аппарата, формированию не правильной осанки, общему ослаблению организма и снижению мышечного тонуса, а также ухудшению физических и психомоторных качеств, таких как координации, быстроты движений, точности, скорости двигательной реакции, равновесия, силы мышц, подвижности суставов, выносливости и общей работоспособности.

Особую тревогу вызывает увеличение численности детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие.

Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребенка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах, а также от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп, и возможно, от остеохондроза в будущем. Специалистами установлена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, наличием определенных заболеваний (рахита, слабости опорно - связочного аппарата у часто болеющих детей).

Таким образом, при плоскостопии у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно - мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка.

Дополнительная образовательная программа направлена на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, на обеспечение и развитие нормального роста посредством профилактической и оздоровительной работы. В основу данной программы взята программа В.Г.Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», практическое пособие О.Н. Моргуновой «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ».

^ Новизна программы заключается в использовании физических упражнений в практике коррекционно - оздоровительной работы, направленной на укрепление мышц стопы. Применяемые физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия. Проводятся они в игровой форме для поднятия эмоционального состояния ребенка.

^ Актуальность программы: охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек здорового образа жизни.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена своевременным выявлением деформации стопы и проведением профилактических мероприятий, так как недостаточно четко дифференцирован подход к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем.

^ Цель программы:

- формирование и укрепление сводов стоп детей дошкольного возраста;

- формирование у детей осмысленного преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью, как единому целому; расширение адаптивных возможностей детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости по отношению к внешним воздействиям);

- формирование у детей двигательной сферы и создание психолого – педагогических условий развития детей на основе их творческой активности и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

^ Решаются следующие задачи:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- совершенствование функций организма, повышение его защитный свойств и устойчивости к различным заболеваниям;

- развитие движений детей в подвижных играх с учетом интересов и их возрастных особенностей;

- исправление деформации стопы и уменьшение имеющегося уплотнения сводов стопы; воспитание и закрепление навыка правильной осанки;

- развитие эмоционально-волевой сферы у детей: выдержки, смелости, честности, доброжелательности, а также развитие эмоций, мимики, пантомимы;

- выработка привычки к соблюдению режима, привитие культурно - гигиенических навыков;

- развитие мотивации к сбережению своего здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни;

- воспитание двигательной самостоятельности и находчивости, интереса к физическим упражнениям и совместным играм.

Принципы построения программы:

- принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками;

- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления;

- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания и умения по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;

- принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир;

- принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить;

- принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе;

- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития.

^ Отличительной особенностью дополнительной программы «Здоровый дошкольник» является тот факт, что двигательно-игровая деятельность носит ярко выраженный творческий характер и процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, ощущениями и эмоциями.

^ Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).

Срок реализации программы: 2 года.

Дети занимаются один раз в неделю, продолжительностью 30 минут, способ организации детей: фронтальный, индивидуальный и подгрупповой. Темп средний, упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Физические упражнения проводятся как с предметами, так и без них. Обязательно включаются занятия на тренажерах, дыхательные упражнения, которые ведут к снижению физиологической нагрузки, а также релаксация.

Подвижные игры подобраны по месяцам, в играх прописаны цели, в том числе и коррекционные. Правильно подобранные подвижные игры развивают у детей координацию движений, мелкую моторику, равновесие, точность, ориентировку в пространстве, то есть в целом стимулируют развитие как физических, так и психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Без помощи со стороны семьи, работа, направленная на профилактику нарушений осанки и укрепления свода стопы, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Совместная работа с семьей по данному вопросу должна строиться на следующих основных положениях:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знаком с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, а педагоги используют лучший семейный опыт воспитания.

  2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего пребывания ребенка в учреждении.

  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Поэтому все мероприятия, направленные на профилактику осанки плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разрабатываются комплексы коррекционно-оздоровительной гимнастики для занятий в домашних условиях. Родители приглашаются на День открытых дверей, где получают дополнительную информацию. Результаты работы демонстрируются на открытых просмотрах утренней гимнастики, занятий по физической культуре, оздоровительных кружках, коррекционно-оздоровительных гимнастик после сна, физкультурных праздниках, олимпиадах, спортивных досугах. Разработаны памятки-рекомендации, оформлены папки-передвижки с консультациями.

В структуру оздоровительной работы включены различные виды деятельности: корригирующие упражнения (ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы), основные виды движений (ходьбе, лазание, упражнения на равновесие и др.), дыхательная гимнастика, упражнения на тренажерах, массажерах, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Синтез различных видов деятельности соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни, укреплению опорно – двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. При проведении оздоровительных мероприятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Способ организации детей в физкультурно – оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач, и используются три основных способа организации детей: фронтальный, подгрупповой и индивидуальный.

Методика составления комплексов состоит из трех частей. В водную часть включены упражнения в различных видах ходьбы, направленную на коррекцию плоскостопия (на носках, пятках ит.д.), бега (на носках). Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка 6-8 повторений. С целью поддержания интереса у детей используются карточки исходных положений тела человека, животных. В основной части дети выполняют упражнения с предметами (гимнастические лестницы, гимнастические палки и обручи, мячи, шарики, платочки, канаты, веревочки), а также массажеры и тренажеры. Упражнения проводятся стоя, сидя, а также лежа. В основную часть включены подвижные игры. Они подобраны по месяцам

Заключительная часть строится из игр малой подвижности, дыхательных упражнений и упражнений на расслабление (релаксацию). Релаксация проходит в исходном положении лежа на спине под музыкальное сопровождение. Дети занимаются босиком. И, конечно же, непременным условием работы является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей.

Для эмоциональной насыщенности и эффективности проводимых мероприятий активно используется музыкальное сопровождение, подвижные игры и игры малой подвижности также проводятся под музыку.

Большое значение имеет речь педагога, его умение заинтересовать, вызвать положительные эмоции и чувства.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольников проводится медицинской сестрой, где применяются объективные методы исследования, в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, состав подгруппы 10 человек.

^ Методика диагностики:


нормальная стопа


Метод тестирования для выявления плоскостопия у детей посещающих ДОУ проводится при помощи плантографа. Плантограф – это деревянная рамка (высотой 2 см. и размером 30*30 см., на которую натянуто полотно или мешковина) и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек, на окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано Ф.И. ребенка, группа, дата обследования. Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма. Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делятся на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до средины основания большого пальца (смотреть приложение). Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если оба контура расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой, направляются на консультацию к ортопеду. Плантограммы хранятся в медицинской карте ребенка. В конце учебного года по планторгамме свода стопы дети с улучшениями выводятся из группы.

^ Ожидаемые результаты к концу курса по профилактике плоскостопия:

- снижение уровня заболеваемости;

- укрепление организма ребенка в целом, укрепление мышц стопы (сводов стопы);

- сформированность у детей желания ежедневно заниматься физическими упражнениями.

^ Подведение итогов реализации программы осуществляется посредством диагностики состояния стоп у детей – метод тестирования с помощью плантографа.


«СОГЛАСОВАНО»

Врач-педиатр

__________М.Г.Киселёва

«__»_____________2011г.


^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)


месяц

неделя

Направление

образовательной деятельности

Общее количество учебных часов

сентябрь

1

Диагностика.




2

Ознакомительное занятие.

30 мин.

3

Ознакомительное занятие (обучение самомассажу).

30 мин.

4

Ознакомительное занятие (занятие на тренажерах).

30 мин.

октябрь

1

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия

30 мин.

3

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

4

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

ноябрь

1

Профилактика плоскостопия

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

3

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

4

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

декабрь

1

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

3

Профилактика плоскостопия

30 мин.

4

Профилактика плоскостопия

30 мин.

январь

1

Профилактика плоскостопия

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия

30 мин.

3

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

4

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

февраль

1

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия

30 мин.

3

Профилактика плоскостопия

30 мин.

4

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

март

1

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

3

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

4

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

апрель


1

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

3

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

4

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

май

1

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

2

Профилактика плоскостопия.

30 мин.

3

Диагностика.

30 мин.

4

Диагностика.




^ Итого в год:

17 ч.



«СОГЛАСОВАНО»

Врач-педиатр

__________М.Г.Киселёва

«__»_____________2011г.


^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(второй год обучения)


месяц

неделя

Направление

образовательной деятельности

Общее количество учебных часов

сентябрь

1

Диагностика.

-

2

Веселое путешествие.

30 мин.

3

Наши ножки идут по дорожке.

30 мин.

4

Предметно – образное занятие.

30 мин.

октябрь

1

Мы ловкие, мы умелые.

30 мин.

2

На волшебной полянке.

30 мин.

3

Выступление спортсменов.

30 мин.

4

Весёлые туристы.

30 мин.

ноябрь

1

Мы стройные, здоровые, красивые.

30 мин.

2

Морское царство.

30 мин.

3

По волшебным следам.

30 мин.

4

Образно – игровое.

30 мин.

декабрь

1

Обезьянки.

30 мин.

2

Палочка – выручалочка.

30 мин.

3

Пожарные на учении.

30 мин.

январь

3

Волшебный обруч.

30 мин.

4

Мы сильные, мы ловкие.

30 мин.

февраль

1

Забавы зимушки-зимы.

30 мин.

2

Льдинки, ветер и мороз.

30 мин.

3

Мой веселый звонкий мяч.

30 мин.

4

Народные забавы.

30 мин.

март

1

Мамины помощники.

30 мин.

2

Дорога к доброму здоровью.

30 мин.

3

Силачи и акробаты.

30 мин.

4

Карнавал животных.

30 мин.

апрель


1

Страус.

30 мин.

2

На морском берегу.

30 мин.

3

На арене цирка.

30 мин.

4

Веселая лесенка.

30 мин.

май

1

Образно – игровое.

30 мин.

2

Стадион.

30 мин.

3

На лужайку мы ходили.

30 мин.

4

Диагностика.

-

Итого в год:

15 ч. 50 мин.



^ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(первый год обучения)


Месяц

Программные задачи

Содержание

образовательной деятельности

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

2- 4 недели

Обучающая непосредственно-образовательная деятельность

Научить ребенка правильно дышать во время выполнения упражнений, методам самомассажа и методам расслабления после выполнения физкультурных упражнений.


Октябрь

1-4 недели

Развивать гибкость мышц туловища и конечностей. Создать условия для положительного эмоционального состояния детей. Упражнять в ходьбе с заданиями для укрепления свода стопы. Развивать у детей воображение, раскованность в движениях, внимание, память.

Ходьба с разным положением рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, по ребристой доске, по массажным коврикам.

Упражнения с шариками: прокатывание стопой, круговые движения, захват шарика пальцами ног. Массаж ног на массажерах.

Подвижные игры: «Раки», «Лягушки и цапля», «Слушай и выполняй», «Флажок».

Релаксация под музыку (комплекс 1-4).


Ноябрь

1-4 недели

Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать двигательные способности детей и физические качества. Формировать умения и навыки правильно выполнять движения. Укреплять мышцы стопы. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Ходьба с разным положением рук, на носках, пятках, на наружных сторонах стоп, по ребристой доске, по массажным коврикам, по наклонной доске.

Упражнения с платочками, мячом, (комплекс5-8).

Упражнения на тренажерах

Подвижные игры: «Косолапые медведи», «Бабочки и медведи», «Замри», «Запомни порядок»

Дыхательные упражнения «Гуси», «Надуем шар».

Релаксация.

Декабрь

1-4 недели


Укреплять мышцы стопы. Формировать умения и навыки правильно выполнять движения. Развивать у детей воображение, раскованность в движениях, внимание, память. Воспитывать культуру движений, поддерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности.


Ходьба с разным положением рук, на носках, пятках, на наружных сторонах стоп, по ребристой доске, по массажным коврикам. Ходьба приставным шагом боком, по гим.стенке, скрестным шагом.

Упражнения на тренажерах.

Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Художник», «Где звенит колокольчик», «Улиточка».

Январь

1-4 недели.

Упражнять в ходьбе (разной) направленной на укрепление стопы. Развивать двигательные способности детей и их физические качества. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.


Ходьба с заданиями для укрепления стопы, со сменной ведущего.

Захват пальцами ног разных предметов.

Упражнение на тренажерах.

Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз», «Будь внимательным», «Тень», «Забавные превращения».


Февраль

1-4 неделя

Сохранять и укреплять здоровье детей. Укреплять мышцы стопы, гибкость, подвижность в суставах. Формировать устойчивое равновесие при выполнении упражнений. Развивать физические качества.

Формировать и закреплять навыки безопасного поведения в подвижных играх. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Ходьба по массажным дорожкам в чередовании с различными видами имитационных движений. Ходьба по скамейкам с мячами, по гим.стенке, по наклонной доске вверх и вниз

Упражнения на массажерах и тренажерах.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Волшебное зеркало», «Скучно нам сидеть», «Близкие знакомые», «Давай поздороваемся», «Что изменилось», «Улиточка».

Упражнения на дыхание.

Релаксация.


Март

1-4 недели

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Развивать равновесие, координацию движений, слухового и двигательного внимания. Продолжать воспитывать у детей потребность в красивом грациозном и ритмичном выполнении упражнений.


Ходьба по массажным дорожкам в чередовании с различными видами имитационных движений. Ходьба по скамейкам с мячами, по гим.стенке, по наклонной доске вверх и вниз.

Упражнения на тренажерах.

Игра «Кто быстрее докатит шарик ногой «

Подвижные игры «Выше ноги от земли», « Здравствуй, догони», «Совушка», «Рыбаки и рыбки», «Зеваки».

Упражнения на дыхание.

Релаксация

Апрель

1-4 неделя

Совершенствовать основные виды движений дошкольников, двигательные умения и навыки, темпа и ритма выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнений движений, удержания равновесия.

Воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их.

Ходьба с разным положением рук, на носках, пятках, на наружных сторонах стоп, по ребристой доске, по массажным коврикам. Ходьба приставным шагом боком, по гим.стенке, скрестным шагом.

Ходьба по гим.палкам, обручам.

Захват предметов пальцами ног.

Подвижные игры: «Передай мяч», «Лови, бросай, правильно отвечай», «Космонавты», «Не перепутай», «Важенка и оленята».

Упражнения на дыхание.

Релаксация.


Май

1-2 неделя

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Развивать равновесие, координацию движений, слухового и двигательного внимания. Активизировать творчество детей. Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих детей.


Ходьба с разным положением рук, на носках, пятках, на наружных сторонах стоп, по ребристой доске, по массажным коврикам, по наклонной доске.

Упражнения с платочками, мячом.

Упражнения на тренажерах

Подвижные игры: «Сбей кеглю», «Смотри на капитана», « Хлоп, стоп, раз», « «Забрось за предмет», «»Волк во рву».

Упражнения на дыхание.

Релаксация.


Май

3-4неделя

Диагностика
  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей старшего

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Ступеньки творчества»

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Дополнительная образовательная программа детей старшего дошкольного возраста «познай себя»

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Особенности детей старшего дошкольного возраста с зпр

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Скрининг-диагностика развития детей старшего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Дополнительная образовательная программа «Юных фелинологов «Рыжик» программа рассчитана для детей

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon «Региональный компонент. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством Нижнеудинского

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Психотерапия фобических неврозов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, пострадавших

Дополнительная образовательная программа физкультурно спортивной направленности «здоровый дошкольник» для детей старшего дошкольного возраста icon Тогбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 Дополнительная образовательная

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы