|
Скачать 0.93 Mb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Колокольчик» муниципального образования город Ноябрьск
Дополнительная образовательная программа физкультурно - спортивной направленности ^ для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации: 2 года г.Ноябрьск СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………………………...3 1. Учебно-тематический план ……………………………………………….………………..7 2. Перспективное планирование работы ………………………………………………….…9 3. Методическое обеспечение программы.…..……………………………………………...18 4. Список использованной литературы и источников……………………………….……..48 ^ Детский возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья детей. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня глобальной проблемой, так как очень высокие показатели детской заболеваемости приобрели прогрессирующий и устойчивый характер. На состояние здоровья детей, живущих на Крайнем Севере, оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно: наследственность, суровые климатические условия нашего региона, неблагоприятная экологическая обстановка; интенсивно развивающаяся промышленность, образ жизни. Дефицит движений у детей приводит к ослаблению иммунитета, ослаблению нервно-мышечного аппарата, формированию не правильной осанки, общему ослаблению организма и снижению мышечного тонуса, а также ухудшению физических и психомоторных качеств, таких как координации, быстроты движений, точности, скорости двигательной реакции, равновесия, силы мышц, подвижности суставов, выносливости и общей работоспособности. Особую тревогу вызывает увеличение численности детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие. Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребенка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах, а также от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп, и возможно, от остеохондроза в будущем. Специалистами установлена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, наличием определенных заболеваний (рахита, слабости опорно - связочного аппарата у часто болеющих детей). Таким образом, при плоскостопии у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно - мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка. Дополнительная образовательная программа направлена на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, на обеспечение и развитие нормального роста посредством профилактической и оздоровительной работы. В основу данной программы взята программа В.Г.Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», практическое пособие О.Н. Моргуновой «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ». ^ заключается в использовании физических упражнений в практике коррекционно - оздоровительной работы, направленной на укрепление мышц стопы. Применяемые физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия. Проводятся они в игровой форме для поднятия эмоционального состояния ребенка. ^ : охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек здорового образа жизни. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена своевременным выявлением деформации стопы и проведением профилактических мероприятий, так как недостаточно четко дифференцирован подход к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем. ^ - формирование и укрепление сводов стоп детей дошкольного возраста; - формирование у детей осмысленного преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью, как единому целому; расширение адаптивных возможностей детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости по отношению к внешним воздействиям); - формирование у детей двигательной сферы и создание психолого – педагогических условий развития детей на основе их творческой активности и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей. ^ - сохранение и укрепление здоровья детей; - совершенствование функций организма, повышение его защитный свойств и устойчивости к различным заболеваниям; - развитие движений детей в подвижных играх с учетом интересов и их возрастных особенностей; - исправление деформации стопы и уменьшение имеющегося уплотнения сводов стопы; воспитание и закрепление навыка правильной осанки; - развитие эмоционально-волевой сферы у детей: выдержки, смелости, честности, доброжелательности, а также развитие эмоций, мимики, пантомимы; - выработка привычки к соблюдению режима, привитие культурно - гигиенических навыков; - развитие мотивации к сбережению своего здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни; - воспитание двигательной самостоятельности и находчивости, интереса к физическим упражнениям и совместным играм. Принципы построения программы: - принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками; - принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления; - принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков; - принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания и умения по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни; - принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир; - принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить; - принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе; - принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития. ^ дополнительной программы «Здоровый дошкольник» является тот факт, что двигательно-игровая деятельность носит ярко выраженный творческий характер и процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, ощущениями и эмоциями. ^ (с 5 до 7 лет). Срок реализации программы: 2 года. Дети занимаются один раз в неделю, продолжительностью 30 минут, способ организации детей: фронтальный, индивидуальный и подгрупповой. Темп средний, упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Физические упражнения проводятся как с предметами, так и без них. Обязательно включаются занятия на тренажерах, дыхательные упражнения, которые ведут к снижению физиологической нагрузки, а также релаксация. Подвижные игры подобраны по месяцам, в играх прописаны цели, в том числе и коррекционные. Правильно подобранные подвижные игры развивают у детей координацию движений, мелкую моторику, равновесие, точность, ориентировку в пространстве, то есть в целом стимулируют развитие как физических, так и психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Без помощи со стороны семьи, работа, направленная на профилактику нарушений осанки и укрепления свода стопы, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей. Совместная работа с семьей по данному вопросу должна строиться на следующих основных положениях:
Поэтому все мероприятия, направленные на профилактику осанки плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разрабатываются комплексы коррекционно-оздоровительной гимнастики для занятий в домашних условиях. Родители приглашаются на День открытых дверей, где получают дополнительную информацию. Результаты работы демонстрируются на открытых просмотрах утренней гимнастики, занятий по физической культуре, оздоровительных кружках, коррекционно-оздоровительных гимнастик после сна, физкультурных праздниках, олимпиадах, спортивных досугах. Разработаны памятки-рекомендации, оформлены папки-передвижки с консультациями. В структуру оздоровительной работы включены различные виды деятельности: корригирующие упражнения (ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы), основные виды движений (ходьбе, лазание, упражнения на равновесие и др.), дыхательная гимнастика, упражнения на тренажерах, массажерах, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Синтез различных видов деятельности соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни, укреплению опорно – двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. При проведении оздоровительных мероприятий обязательно необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Способ организации детей в физкультурно – оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач, и используются три основных способа организации детей: фронтальный, подгрупповой и индивидуальный. Методика составления комплексов состоит из трех частей. В водную часть включены упражнения в различных видах ходьбы, направленную на коррекцию плоскостопия (на носках, пятках ит.д.), бега (на носках). Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка 6-8 повторений. С целью поддержания интереса у детей используются карточки исходных положений тела человека, животных. В основной части дети выполняют упражнения с предметами (гимнастические лестницы, гимнастические палки и обручи, мячи, шарики, платочки, канаты, веревочки), а также массажеры и тренажеры. Упражнения проводятся стоя, сидя, а также лежа. В основную часть включены подвижные игры. Они подобраны по месяцам Заключительная часть строится из игр малой подвижности, дыхательных упражнений и упражнений на расслабление (релаксацию). Релаксация проходит в исходном положении лежа на спине под музыкальное сопровождение. Дети занимаются босиком. И, конечно же, непременным условием работы является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Для эмоциональной насыщенности и эффективности проводимых мероприятий активно используется музыкальное сопровождение, подвижные игры и игры малой подвижности также проводятся под музыку. Большое значение имеет речь педагога, его умение заинтересовать, вызвать положительные эмоции и чувства. Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольников проводится медицинской сестрой, где применяются объективные методы исследования, в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, состав подгруппы 10 человек. ^ ![]() ![]() Метод тестирования для выявления плоскостопия у детей посещающих ДОУ проводится при помощи плантографа. Плантограф – это деревянная рамка (высотой 2 см. и размером 30*30 см., на которую натянуто полотно или мешковина) и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек, на окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано Ф.И. ребенка, группа, дата обследования. Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма. Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делятся на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до средины основания большого пальца (смотреть приложение). Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если оба контура расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой, направляются на консультацию к ортопеду. Плантограммы хранятся в медицинской карте ребенка. В конце учебного года по планторгамме свода стопы дети с улучшениями выводятся из группы. ^ к концу курса по профилактике плоскостопия: - снижение уровня заболеваемости; - укрепление организма ребенка в целом, укрепление мышц стопы (сводов стопы); - сформированность у детей желания ежедневно заниматься физическими упражнениями. ^ реализации программы осуществляется посредством диагностики состояния стоп у детей – метод тестирования с помощью плантографа. «СОГЛАСОВАНО» Врач-педиатр __________М.Г.Киселёва «__»_____________2011г. ^ (первый год обучения)
«СОГЛАСОВАНО» Врач-педиатр __________М.Г.Киселёва «__»_____________2011г. ^ (второй год обучения)
^ (первый год обучения)
|