Департамент образования администрации города Ноябрьска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Мальвина»
муниципального образования г. Ноябрьск
«Рассмотрено»
на городском методическом объединении № 4 педагогических и руководящих работников
от «___» августа 2012 года
председатель ГМО № 4
___________ А.А. Малицкая
|
«Рассмотрено»
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1
от «___» августа 2012 года
Председатель Педагогического совета:____________________
|
«Утверждаю»
заведующая МАДОУ «Мальвина»
____________ В. Н. Скуба
от «___» августа 2012 года
|
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Ступеньки творчества»
Для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: 1 год.
г. Ноябрьск
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………...3
1. Учебно-тематический план …………………………………………………………………7 2.Календарно-тематическое планирование …………………………………….…………….8
3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Ступеньки творчества»………………………..............................................................................................14
Список используемой литературы……………………………………….……………………37
^
Новизна и актуальность: каждый ребенок уникален и неповторим. Столь же индивидуальным является и процесс его развития. Одни дети растут и развиваются быстрее и опережают по целому ряду показателей своих одногодок, другие – отстают в развитии. В основном педагоги уделяют большое внимание детям, имеющим низкий уровень развития когнитивных процессов, а с детьми, у которых высокий показатель развития когнитивной сферы проводится работа в рамках активизации познавательных процессов. В связи с данной ситуацией возникла идея составить программу по работе с детьми, которые имеют высокий уровень развития познавательных процессов. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи таким дошкольникам является реализация программы дополнительного образования, составленная в соответствии с федеральными государственными требованиями, с учетом приоритетного интеллектуального направления работы МАДОУ, на основе методического пособия Юзбековой Е. А. «Ступеньки к творчеству».
Целью программы является развитие одаренности, креативности, то есть способности к творчеству, где важной составляющей творческой способности является «дивергентное» мышление – оперирование неожиданными свойствами предметов.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил, так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и, тем самым, формы произвольного управления им.
Оказать помощь в развитии у детей значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Развивать у дошкольника самостоятельность, мелкую моторику рук, творческое мышление, чувство цвета.
Научить выделять свойства предметов, находить объекты, обладающие заданными свойствами; обобщать, находить закономерности по определенному признаку; сопоставлять части и целое; находить ошибки в неправильной последовательности действий.
^
Содержание данной программы способствует стимулированию психического развития ребенка, совершенствуя его восприятие, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть психические функции и личностные качества. Так как одним из средств формирования психических функций ребенка, его интеллекта является игра - основное содержание программы составляют игры, игровые задания, упражнения и головоломки. В программу также включены релаксационные упражнения, способные комплексно воздействовать на психику ребенка, развивать воображение и фантазию. Целенаправленные и систематические образовательные компоненты с дошкольниками, построенные на игровых упражнениях по развитию интеллектуальных способностей, неизменно дают положительные результаты, побуждая в детях тягу к усвоению новых умений и навыков, к творческому использованию их в различных сферах жизни.
^
Конвергентное мышление (логическое, последовательное). Данный вид мышление проявляется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логическими выведен из самих условий. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решения достигаются путем использования определенных правил. Выполнение таких заданий должно привести детей к овладению умениями анализировать, систематизировать, классифицировать и т.д.
Дивергентное мышление (отступающее от логики). Данный вид мышления наиболее тесно связан с воображением и служит источником порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей. В ходе выполнения задач данного типа у детей развиваются такие качества как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, легкость ассоциирования.
Воображение. Психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. Задания направлены на формирование и развитие творческого воображения. Выполнение заданий призвано содействовать активизации способностей к генерированию идей, эмпатии, свертыванию мыслительных операций, умению менять точку зрения.
Восприятие. Это не пассивное копирование мгновенного воздействия, а творческий процесс. Задания ориентированы на формирование и стимулирование разных видов восприятия.
Память. Способность запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить ранее усвоенные умения, навыки. При этом использование прошлого и собственного опыта в творческой деятельности – одна из важных задач интеллектуального развития. Задания способствуют укреплению произвольной и непроизвольной памяти, а так же различных ее видах и форм.
Внимание. Характеризуется сосредоточенностью субъекта в данный момент, на каком – либо реальном или идеальном объекте. Задания блока предусматривают внимания и направлены на совершенствования всех характеристик: избирательности, объема, устойчивости, возможности распределения, переключаемости.
Материалы, используемые в программе: копии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого дошкольника, знаки, линейки роста и «капельки знаний», карточки с изображением ладоней красного, синего и желтого цвета.
Оборудование: классная доска, мел, губка, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, мяч, колокольчик.
Программа составлена для дошкольников 6 – 7 лет и рассчитана на 1 год. Включает в себя 37 образовательных компонентов (1 раз в неделю), длительность 1 образовательного компонента - 30 минут. Программой предусмотрено проведение практических (35) и диагностических (2) образовательных компонентов.
^
Умение разрешать проблемно – поисковые ситуации, проявляя при этом самостоятельность и творчество.
Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.
Умение оперировать словами, понимать логику рассуждений
Умение классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам
Умение действовать в уме с образами, раскладывая целое на части и соединение целого из частей
Умение ориентироваться на листе бумаги, в окружающем пространстве
Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.
Умение обобщать, анализировать и соотносить понятия.
Анализ навыков и умений детей старшего дошкольного возраста проводится 2 раза в год в форме диагностических образовательных компонентов. Эффективность работы программы можно отследить, сравнив результаты данных заданий:
№
|
Задание
|
Оценка
|
1.
|
1.1 «Нарисуй картинку»
|
Детям предлагается выполнить фигурный тест Торранса. При оценивании пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание») подсчитывается среднее арифметическое баллов полученных после выполнения трех заданий Полученный результат: меньше 30 — очень плохо; 30—34 — ниже нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40—60 — норма; 61—65 — несколько выше нормы; 66—70 — выше нормы; больше 70 — превосходно.
|
1.2. «Завершение фигуры»
|
1.3 «Повторяющиеся линии»
|
2.
|
«Заплатка для коврика»
|
Детям необходимо выбрать из предложенных на выбор фрагментов подходящую «заплатку» для каждого «коврика» и обвести ее кружком. Полученный результат: ниже нормы – меньше 30 баллов, норма – 30-40 баллов, выше нормы – больше 40 баллов.
|
3.
|
«Ломаные линии»
|
Дети необходимо нарисовать с выделенной точки ломаной линией предложенные фигуры. Время выполнения задания – 4 минуты. Оценивается каждая правильно срисованная фигура. За выполнение задания 1 балл. Максимальное количество – 4 балла.
|
4.
|
«Найди пару»
|
Детям необходимо к каждой фигуре из первого ряда подобрать вторую часть из второго ряда таким образом, чтобы получился прямоугольник. Время выполнения задания – 4 минуты. Оценивается каждая правильно найденная фигура. За выполнение задания 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.
|
5.
|
«Что лишнее?»
|
Детям необходимо найти лишнее и объяснить свой выбор. Если ребенок показал лишний предмет и объяснил свой выбор – 2 балла, если показал и не объяснил – 1 балл. Максимальный результат - 4 балла.
|
Итогом работы программы является качество подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, участие в ежегодном городском конкурсе интеллектуалов и других конкурсах различного уровня.
^
Предполагаемая дата проведения
|
№
|
Темы НОД
|
Количество НОД
|
В том числе: практической НОД
|
|
1.
|
Практические:
|
|
|
|
|
№1 Вводное
|
1
|
1
|
|
|
№ 2 Лабиринты
|
1
|
1
|
|
|
№ 3 Узоры
|
1
|
1
|
|
2.
|
Диагностическое:
|
|
|
|
|
№ 4 Тесты
|
1
|
1
|
|
3.
|
Практические:
|
|
|
|
|
№ 5 Подумай и нарисуй
|
1
|
1
|
|
|
№ 6 Перепутанные буквы
|
1
|
1
|
|
|
№ 7 Попробуй разберись
|
1
|
1
|
|
|
№ 8 Что спрятано?
|
1
|
1
|
|
|
№ 9 Сделай как я
|
1
|
1
|
|
|
№ 10 Мы разные
|
1
|
1
|
|
|
№11 На что похоже?
|
1
|
1
|
|
|
№12 Логические цепочки
|
1
|
1
|
|
|
№13 Сказочные головоломки
|
1
|
1
|
|
|
№14 Учимся думать
|
1
|
1
|
|
|
№15 И снова головоломки
|
1
|
1
|
|
|
№16 Что получиться?
|
1
|
1
|
|
|
№17 Фантазеры
|
1
|
1
|
|
|
№18 Вопросы и ответы
|
1
|
1
|
|
|
№19 Волшебная клетка
|
1
|
1
|
|
|
№20 Найди исключи
|
1
|
1
|
|
|
№21 Занимательная геометрия
|
1
|
1
|
|
|
№22 Сломанные сказки
|
1
|
1
|
|
|
№23 Интересные задачки
|
1
|
1
|
|
|
№24 В лаборатории профессора
|
1
|
1
|
|
|
№25 Угадай и повтори
|
1
|
1
|
|
|
№26 Найди соотношение
|
1
|
1
|
|
|
№27 Тренируем мышление
|
1
|
1
|
|
|
№28 И снова сказки
|
1
|
1
|
|
|
№29 Собери по образцу
|
1
|
1
|
|
4.
|
Диагностическое:
|
|
|
|
|
№30 Тесты
|
1
|
1
|
|
5.
|
Практические:
|
|
|
|
|
№31 Царство геометрических фигур
|
1
|
1
|
|
|
№32 Логические задачки
|
1
|
1
|
|
|
№33 Подумай и реши
|
1
|
1
|
|
|
№34 Сказочная страна
|
1
|
1
|
|
|
№35 Праздничное настроение
|
1
|
1
|
|
|
№36 Логика
|
1
|
1
|
|
|
№37 Подарок другу (итоговое)
|
1
|
1
|
|
|
Итого:
|
37
|
Календарно – тематическое планирование
^
|
Тема
|
Программное содержание
|
Структура НОД
|
по плану
|
факт.
|
|
|
№1
(вводное)
|
Знакомство с детьми, создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них. Формирование у детей интереса и положительного отношения к занятиям в группе. Развитие когнитивной сферы, внимания, произвольности поведения.
|
1.«Раскрась круги» 2.«Дорисуй узоры по образцу»
3.Игра «Зеваки»
(М. Чистякова)
|
|
|
№2 «Лабиринты»
|
Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.
|
1.«Лабиринт»
2.«Узнай по контуру»
3.«Слушай хлопки»
(М. Чистякова)
|
|
|
№3
«Узоры»
|
Развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.
|
1.«Продолжи узор»
2.«Игра с обручами»
3.Физкультминутка
|
|
|
№4 Диагностическое
«Тесты»
|
Оценить степень соответствия идеи, поощрить поиск необычных и неожиданных решений, подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.
|
1.«Завершение фигуры» 2.«Нарисуй картинку»
3.«Повторяющиеся линии»
|
|
|
№5
«Подумай
и нарисуй»
|
Развитие мышления, произвольности, слухового внимания.
|
1.«Продолжи узор»
2.«Игра с обручами»
3.Игра «Пожалуйста»
4.«Дорисуй человечка»
|
|
|
№6
«Перепутан-ные буквы»
|
Развитие наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания
|
1.«Узнай по контуру» 2.«Разложи буквы по ящичкам»
3.«Дорисуй узор»
4.Игра «Расставь посты»
|
|
|
№7 «Попробуй, разберись»
|
Развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.
|
1.«Конкретизация абстрактного»
2.Активная игра «Кричалки - шепталки -молчалки» (И. Шевцова)
3.«Раскрась по образцу»
|
|
|
№8
«Что спрятано?»
|
Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.
|
1.«Что спрятано?»
2.Игра «Улитка»
(Н. Кряжева)
3.«Повтори рисунок»
|
|
|
№9
«Сделай
как я»
|
Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.
|
1.«Заполни пробел»
2.Активная игра
«Зоопарк»
3.«Сделай копию»
|
|
|
№10
«Мы разные»
|
Развитие когнитивной сферы.
|
1.«Запоминание слов»
2.Активная игра «Мы такие разные!»
|
|
|
№11
«На что похоже?»
|
Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики руки.
|
1.«Что на что похоже?»
2.«Повтори рисунок»
3.Активная игра «Ой, ой, ой»
|
|
|
№12 «Логические цепочки»
|
Развитие внимания, скорости мыслительных процессов. Развитие связной речи; самоконтроля умения устанавливать последовательность взаимосвязей, упорядочение объектов по внешним признакам. Развитие воссоздающего воображения, координацию рук. Понимание количественных и качественных соотношений, творческое и логическое мышление. Релаксация.
|
1.«Прямой счет» 2.«Лабиринты»
3.«Логические цепочки»
4.«Продолжи ряд предметов»
5.«Рисование узоров» 6.Сказочные головоломки «В лесу»
7.Релаксация «Порхание бабочки»
|
|
|
№13
«Сказочные головоломки»
|
Развитие понятийного мышления, логического мышления, творческого мышления, пространственного расположения предметов и их деталей, умения концентрировать внимание. Развитие воссоздающего воображения, тренировать координацию рук. Релаксация.
|
1.«Закончи предложение»
2.«Какую фигуру вырезали?»
3.«Логические цепочки»
4.«Рисование узоров»
5. Сказочные головоломки «Четверо братьев»
6.Релаксация «Тихое озеро»
|
|
|
№14
«Учимся думать»
|
Развитие понятийного мышления, логического и творческого мышления, воссоздающего воображения. Релаксация.
|
1.«Закончи предложение»
2.«Логические цепочки»
3.«Рисование узоров»
4.Сказочные головоломки «Кормушки»
5.Релаксация «Полет высоко в небе»
|
|
|
№15
«И снова головоломки»
|
Развитие внимания, быстроты мышления, речи, творческого и логического мышления, математических способностей, воссоздающего воображения, фантазии. Релаксация.
|
1.«Мячик – соединитель»
2.«Дорисуй недостающие фигуры»
3.«Найди фигуры» 4.«Дорисуй картинки» 5.Сказочные головоломки «Друг или враг?»
6.Релаксация «Путешествие в волшебный лес»
|
|
|
№16
«Что получиться»
|
Развитие внимания, быстроты мышления, речи. Развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого воображения. Релаксация.
|
1.«Мячик – соединитель»
2.«Подбери рисунок»
3.«Нарисуй что получится»
4.Сказочные головоломки «Семимильные сапоги»
5.«Логические цепочки»
6.Релаксация «Плывем в облаках»
|
|
|
№17
«Фантазеры»
|
Развитие внимания, быстроты мышления, речи. Развитие творческого мышления (креативности), логики, воображения.
|
1.«Мячик – соединитель»
2.«Какая из фигур не подходит к остальным?»
3.«Фантазеры»
4.«Логические головоломки»
5.Релаксация «Отдых на море»
|
|
|
№18
«Вопросы и ответы»
|
Развитие внимания, творческого и воссоздающего воображения, фантазии, творческого мышления, логики, речи. Релаксация.
|
1.«Кто кем будет?»
2.«Расставь цепочки из предложенных фигур»
3.«Ответьте на вопросы»
4.«Нарисуй что получится»
5.«Логические цепочки»
6.Релаксация «Радуга»
|
|
|
№19
«Волшебная клетка»
|
Развитие внимания, воображения, логического и творческого мышления, речи, памяти. Релаксация.
|
1.«Кем был?»
2.«Составь цепочку из фигур»
3.«Нарисуйте необходимые фигуры в пустых клетках»
4.«Логические концовки»
5.Упражнение на релаксацию
|
|
|
№20
«Найди и исключи»
|
Развитие творческого мышления, логики. Классификация и обобщение. Аутотренинг.
|
1.«Выбери нужное»
2.«Пустой квадрат»
3.«Исключение лишнего»
4.«Собери цветок»
5.Аутотренинг «Волшебный сон»
|
|
|
№21
«Занимательная геометрия»
|
Развитие логического мышления, творческого воображения, фантазии, умения подбирать слова противоположные по значению. Релаксация.
|
1.Игра «Смысловые ряды»
2.Логическая цепочка «Занимательная геометрия»
3.«Поиск противоположных предметов»
4.«Точки»
5.Релаксация «Ручей»
|
|
|
№22 «Сломанные сказки»
|
Развитие когнитивной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.
|
1.«Заколдованный сказочный герой»
2.«Сломанные сказки»
3.Активная игра «Пары слов»
4.Физкультминутка
|
|
|
№23 «Интересные задачки»
|
Развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.
|
1.«Назови одним словом»
2.«Логические задачи»
3.«Войди в круг - выйди из круга»
|
|
|
№24
«В лаборатории профессора»
|
Развитие словесно-логического мышления, внимания, мелкой моторики руки.
|
1.«Решение логических задач»
(А. Ф. Ануфриев)
2.Игра «Съедобное – несъедобное»
3.«ЧП в лаборатории профессора»
|
|
|
№25
«Угадай и повтори»
|
Развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.
|
1.«Анаграммы»
(А. Ф. Ануфриев)
2.Игра «Угадай животное»
3.«Повтори рисунок»
|
|
|
№26
«Найди соотношение»
|
Развитие когнитивной сферы, навыков невербального общения, формирование умения устанавливать связи между понятиями.
|
1.«Анаграммы»
(А. Ф. Ануфриев)
2.Игра «Угадай животное»
3.«Найди соотношение»
(А. Ф. Ануфриев)
|
|
|
№27
«Тренируем мышление»
|
Развитие когнитивной сферы.
|
1.«Анаграммы»
(А. Ф. Ануфриев)
2.«Найди соотношение»
3.Игра «Ой, ой, ой»
|
|
|
№28
«И снова сказки»
|
Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования и коммуникации.
|
1.«Заколдованный сказочный герой»
2.«Пазлы»
3.«Изобрази предмет»
|
|
|
№29
«Собери по образцу»
|
Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки.
|
1.«Наводим порядок»
2.«Собери по образцу»
3.Физкультминутка
|
|
|
№30
Диагностическое
«Тесты»
|
Выявить уровень умений отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы, рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу, умение действовать в уме с образами, раскладывая целое на части и соединение целого из частей, обобщать, анализировать и классифицировать, подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.
|
1.«Найди пару»
2.«Ломаные линии»
3.«Раздели на группы»
4.«Что лишнее?»
5.«Заплатка для коврика»
|
|
|
№31 «Царство геометрических фигур»
|
Развитие когнитивной сферы, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
|
1.«Повтори рисунок»
2.Игра «Геометрические фигуры»
3.«Найди закономерность и заверши чертеж»
(О. В. Узорова)
|
|
|
№32 «Логические задачки»
|
Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки.
|
1.«Логические задачи» (А. Ф. Ануфриев)
2.«Прогулка»
3.«Повтори рисунок» (О. В. Узорова)
|
|
|
№33 «Подумай и реши»
|
Развитие когнитивной сферы и внимания.
|
1.«Реши примеры»
(О. В. Узорова)
2.Игра «Четвертый лишний»
3.Игра «Как было раньше?»
|
|
|
№34 «Сказочная страна»
|
Развитие памяти, воображения, мышления и речи, внимания.
|
1.«Отгадай сказку»
2.«Чудо-магнит»
3.«Сказка по кругу»
|
|
|
№35 «Праздничное настроение»
|
Развитие памяти, внимания, мышления и речи, мелкой моторики рук.
|
1.«Цветок дружбы»
2.«Какие праздники изображены?»
3.Игра «Почта»
|
|
|
№36 «Логика»
|
Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики рук.
|
1.«Найди дом животному» 2.«Логические цепочки»
3.«Повтори рисунок» (О. В. Узорова)
|
|
|
№37 «Подарок другу»
(итоговое)
|
Развитие творческого мышления, воображения, мелкой моторики руки, подведение итогов.
|
Рефлексия. Подведение итогов. Изготовление открыток (в технике квиллинг) другу и ее вручение.
|
|