|
Скачать 0.93 Mb.
|
Республика Марий Эл Государственное общеобразовательное учреждение Центр Образования № 18 ![]() Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся. (в помощь учителям, классным руководителям, организаторам детских коллективов ) Йошкар-Ола 2008 год Содержание Введение Режим дня Профилактика близорукости Дыхание - фактор развития и укрепления здоровья Точечный массаж Рациональное питание Профилактика плоскостопия Гимнастика для мозга Профилактика неврозов Профилактика скалеоза Танцевально-двигательная терапия Содержание DVD приложения
В пособии использованы материалы сайтов о здоровье. Введение Современная модернизация образования нацелена на обеспечение условий обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Однако наблюдаемый в массовой практике процесс создания здоровье сберегающей образовательной среды зачастую приводит к снижению результативности педагогической деятельности, излишней трате учительских сил и времени, отчуждению преподавателей и учащихся от ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ. При этом неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Заметно увеличивается число школьников с дисгармоничным развитием, нарушение пропорцией между длинной и массой тела. Кроме этого, нередко среди младших школьников возникают проблемы связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией. Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма- все это последствия систематического переутомления школьников. Рабочий день старшеклассник составляет 12-14 часов. В результате к концу обучения в школе 70% функциональных расстройств принимают хроническую форму. Чтобы остановить регресс нации и процесс разрушения необходимо формировать у школьников четкую ГРАЖДАНСКУЮ позицию, заключающуюся в стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым, выносливым. Они должны понимать здоровый образ жизни как основной принцип жизнедеятельности, как единственный путь к долгой, активной и счастливой жизни. В воспитании ценностного отношения к здоровью эффективны такие формы работы когда педагог и ученики становятся участниками совместной творческой деятельности Надеемся, что собранные в пособии материалы по оздоровлению школьников удовлетворяет современным требованиям и будут полезны в практической деятельности педагогическим работникам, занимающимся проблемами здоровьясбережения детей. Они могут быть использованы для самостоятельной разработки уроков здоровья, комплексных программ, как отдельные приемы на уроках и во внеклассной деятельности. Небезынтересна она будет и родителям, которые хотят видеть своих детей здоровыми, успешными, способными к взаимопониманию, к сотрудничеству ради достойного места в человеческом коллективе. На DVD диске собраны некоторые документальные фильмы, которые могут быть использованы в практической работе учителя с детьми и самим учителем для улучшения своего самочувствия. ![]()
![]()
Все материалы можно использовать как при работе с классным коллективом, так и при организации родительских собраний. Материалы могут полезны и для самих педагогов для собственного оздоровления. Для удобства работы материалы с представлены в бумажном и на электронном носителе, что дает возможность легко тиражировать и делать раздаточный материл в любом количестве. ^ Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребенка в течение дня. Работоспособность - способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность в значительной мере зависит от особенностей биологического ритма человека. В зависимости от времени суток выделяют так называемых "голубей", "жаворонков" и "сов". Утомление - это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности её продолжения. Утомление - защитная функция организма, предохраняющая организм от истощения. Некоторое утомление, усталость полезны для тренировки и повышения функциональных возможностей организма. Состояние утомления характеризуется:
Причины часто проявляющегося утомления у детей:
Составляющие режима школьника дома:
Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. Лица, имеющие «плавающий» режим рабочего дня, чаще страдают неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. Соблюдение режима дня способствует повышению иммунитета, нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активного состояния в пассивное и, наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессовых факторов, дисциплинирует. Поэтому соблюдение режима дня — важнейшее правило сохранения здоровья. Правильный режим дня предполагает подъем и отход ко сну в одно и то же время. После подъема необходимо совершать утренний туалет. Рекомендуется делать утреннюю зарядку, однако в ряде случаев возможно перенесение физических упражнений на более позднее время. После этого рекомендуется принять завтрак. В течение дня необходимо чередование различных видов активности, в первую очередь — умственной и физической. Для детей необходимо паузы между занятиями заполнять играми. Смена видов деятельности снимает усталость и способствует восстановлению работоспособности. Чрезвычайно важно ежедневно бывать на свежем воздухе. Дети должны проводить не менее 1,5-2 ч на свежем воздухе. Это могут быть прогулки, игры на свежем воздухе, физические упражнения. Их рекомендуется проводить в конце рабочего дня для восстановления работоспособности. Спокойные прогулки перед сном могут способствовать более быстрому наступлению полноценного сна. Продолжительность активного отдыха в течение суток должна быть в пределах 1,5 ч у детей, 1 ч у подростков. При превышении этого времени интенсивность работоспособности организма падает. Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна. Перед сном необходимо исключить умственную работу, возбуждающие игры и просмотр напряженных фильмов. Отходу ко сну должны предшествовать процедуры вечернего туалета. Спать лучше в тихих проветриваемых помещениях с задернутыми занавесками или шторами. Громкие звуки, яркий свет мешают спокойному сну. В душных помещениях увеличивается потребность во сне, сон становится менее полноценным. ![]() Организуйте в классе наблюдение за выполнением детьми режима дня. ^ Поговорите с учащимися о том, есть ли у них режим дня. Умеют ли они планировать свою учебную деятельность? Как эклномят время? Составляют ли они план дня, имеют ли режим? Почему да или нет? Умеют ли экономить время? Насколько эффективно используют учебное время и время для отдыха? Что значит планировать? ^ Предложите ребятам рассказать о режиме дня, привычном для них. Какие виды деятельности занимают в их распорядке особое место? Зоны активности Порекомендуйте школьникам привести примеры их особенного и эмоционального подъема в обычной повседневной практике. Когда они наиболее активны в совей деятельности? Знаменуется ли их эмоциональный подъем полезными действиями или нервная встряска несет в себе разрушение? Хронометраж Предложите воспитанникам сделать хронометраж их дня и проанализировать значимость деятельности по нижеследующей схеме.ребятам заполнить и прохронометрировать по часам свой день и проанализировать значимость деятельности по схеме
Проанализируйте свой режим дня за неделю. Заполните таблицу 12 в часах и минутах.
Распорядок дня, соответствующий здоровому образу жизни.:
Если у Вас наблюдаются отклонения от приведенных нормативов, то следует подумать об изменении своего режима дня. Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Распечатайте плакат «Я соблюдаю режим дня» на принтере, склейте его, раскрасьте. Повесьте в классе. Пусть каждый ребенок вывешивает значки различного цвета, означающие , насколько он соблюдает режим. ^
Значки различного цвета, благодаря которым станет известно о выполнении данным учеником режима дня
Предложите детям рассказывать друг другу, почему им было трудно соблюдать режим дня( или легко), как они себя чувствуют, если соблюдают режим дня. Пусть дети советуют друг, как соблюдать режим дня. ^ "Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение: это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира". М ![]() Зрение только на 1/10 представляет собой физический процесс и на 9/10 является процессом психическим. Когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаз. Когда же психика напряжена, ничто уже не может дать глазам отдыха, так как глаза являются орудием души, в котором она к тому же и отражается. Глаза меньше устают, когда читаем интересную книгу, и они устают почти сразу же, когда принимаемся за чтение книги скучной и трудной для понимания. Если вызвать в своем уме изображение хорошо знакомого предмета, который находится на таком расстоянии, что нельзя его видеть четко, (при этом закрыть глаза и прикрыть их ладонями), припомнить все его подробности и затем - без всякого мысленного напряжения - открыть глаза, свободно и легко направив взгляд на предмет, предмет будет ясно и четко виден. Это свидетельствует о действии закона, раскрывающего взаимосвязь психики и зрения у человека. Согласно этому закону, чем больше сила нашего воображения, чем лучше наша память, тем лучше наше зрение, и наоборот. Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т.е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находиться в стадии интенсивного развития. Главная его особенность - наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологически правильной нагрузкой для такого глаза является рассматривание удаленных объектов. В школе большую часть учебного времени дети работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях, что, конечно, провоцирует развитие различных патологических изменений глаза. Расстояние от учебной поверхности до глаза чаще всего составляет 25-30 см, или и того меньше- 6-10 см. Такие зрительные нагрузки провоцируют, по мнению специалистов медиков, физиологов, в начале функциональные, а затем и структурные изменения глаза. В скором времени глаз ребенка адаптируется к работе на ближнем расстоянии, что позволяет ему работать без напряжения. В конечном итоге возникает близорукость, и глаз теряет способность к четкому видению вдаль. Близорукость (миопия) - нарушение зрения, при котором люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдаленные предметы. Дальнозоркость (гипермитропия) - оптический недостаток глаза, при котором нарушена способность ясно видеть на близком расстоянии. Причиной данного нарушения зрения может служить относительная слабость преломляющего аппарата глаза, короткая передне-задняя ось глазного яблока. Вокруг глаза расположены 3 пары окологлазных мышц. Одна пара - косые мышцы, которые опоясывают глазное яблоко и при необходимости сжимают его в поперечнике, как бы удлиняя. Две пары прямых мышц при работе делают глазное яблоко немного сплющенным. Когда по каким-либо причинам происходит спазм косых мышц, развивается близорукость. Если перенапрягаются прямые мышцы, формируется дальнозоркость. В состоянии расслабления здоровый глаз будет правильно функционировать, подобно фотокамере, сокращая свою ось при рассматривании удаленных предметов и удлиняя при рассматривании близких предметов за счет изменения формы глазного яблока. Проблема зрения непосредственно упирается в проблемы школьного образования. Попадая в школу, ребенок ощущает на себе давление, принуждение к хорошей учебе. Само по себе принуждение, замкнутое пространство, невозможность реализовать потребность в активных движениях провоцирует развитие стресса, что вызывает напряжение глаз. Если при этом учесть напряженную работу ребенка под пристальным вниманием учителя, который нередко бывает несдержан, эмоционально возбужден, то опасность снижения зрения становится более реальной, так как он вынужден долгое время сидеть в одной и той же позе, не отвлекаясь и не разговаривая. Некоторые дети выносят условия школы лучше, другие хуже, но для значительной группы в любом случае школьная система - стресс, провоцирующий развитие патологических изменений зрения. Негативными сопутствующими факторами являются также возникающие из-за несовершенного освещения блики рабочей поверхности стола, классной доски, при разглядывании ее с места, следы мела от предыдущих записей, что затрудняет чтение незнакомых надписей, как бы подернутых дымкой и др. Поскольку слова на доске очень важны для ребенка, то он начинает, например, косить, напрягая таким способом глаза для того, чтобы якобы лучше увидеть то, что там изображено. Но чем больше он прилагает усилий, тем хуже видит. Специфической особенностью этого процесса является и то, что человек даже с совершенным зрением при рассмотрении незнакомого объекта все равно напрягается. В исследованиях офтальмолога Федорова С.Н. отмечается что, когда ребенок смотрит на незнакомые надписи на доске, удаленные географические карты, схемы, он становится миопиком, хотя зрение его при других обстоятельствах может быть абсолютно нормальным. Таким образом, когда глаз смотрит на незнакомый объект, то он всегда в большей или меньшей степени напрягается для лучшего его восприятия. Выход из создавшейся ситуации может быть найден в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме любого урока, в том числе через систему специальных упражнений. ![]() ^ При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий (при активной зрительной работе на близких дистанциях) каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Размер такого учебного материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал и т. п.) должен быть по высоте не менее 1 м., но не более 2-3 м. Такие изображения, видимые учеником на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения. Можно проводить и специальные упражнения, которые, по мнению ученых, помимо тренировки зрения, будут способствовать развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Например:
Обязательным условием для выполнения этих упражнений является сохранение зрительно-пространственной активности, то есть смена расстояний рассматриваемых предметов. Эффективным способом стимулирования зрительно-двигательной активности являются физкультурные минутки для глаз с помощью расположенных в пространстве комнаты ориентиров. Такие упражнения выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда на близком расстоянии. Существуют различные приемы такого отдыха. Вариант №1. В четырех верхних углах классной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание детей образно-сюжетные изображения. Можно использовать сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; пейзажи природы, сюжеты из жизни животных; иллюстрации к известным литературным произведениям, сказаниям; комиксы, дорожные знаки госавтоинспекции и т.п. Средние размеры картин в пределах от 0,5 до 1 стандартного листа - формат А4. Детали изображения должны быть четко различимы. Вместе картины могут составлять развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс или просто соответствовать одной тематике. Например, времена года, домашние животные, режим дня школьника и т.п. Менять используемый комплекс иллюстраций на новый целесообразно не реже 1 раза в две недели. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Выполнять упражнения лучше в положении стоя при сохранении правильной осанки. Под команды учителя "раз-два-три-четыре" и т.д. учащиеся фиксируют взгляд на иллюстрации, соответствующей данной цифре. При этом они совершают синхронные движения глазами, головой, туловищем, не отрывая ног от пола. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 2 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается до 1 секунды. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2-3 недели дети могли за 3-4 секунды сделать полный оборот, при этом не просто механически "пробежать" глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим счета через 30 секунд меняется на противоположный: "четыре-три-два-один". В заключительной части выполнения упражнений с использованием такого "тренажа" (30-40 секунд) режим счета задается в случайной последовательности: "один-три-четыре-два", "два-один-три-четыре" и т.д. Общая продолжительность всего комплекса упражнений занимает в среднем 1,5 минуты. Например, на разной высоте на стенах классной комнаты развешиваются мелкие, сюжетные и предметные картинки (размер изображения не более 3-3,5 см.), карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1 см.) и т.д. По просьбе учителя учащиеся встают и начинают отыскивать глазами местоположение той или иной картинки. Так, учитель загадывает загадки, а ученики должны найти картинку-отгадку или он предлагает решить математическое выражение, а на карточках, расположенных на стенах, найти ответ, или дает задание составить предложение из слов, написанных на карточках, размещенных в разных местах классной комнаты. Вариант №2 Р ![]() Вариант №3 М ![]() затем повторить его движения. Вариант 4.Использование бумажных тренажеров зрения. На доске расставлены: Пирамидки (5-6 штук). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т.д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто ![]() Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется и др. ![]() Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырехугольников? Сколько треугольников? И т.п. С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Можно использовать специальные упражнения для глаз, которые предложил профессор Э.С. Аветисов:
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, её наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой. Использование различных гимнастических упражнений для зрения не только обеспечивают оптимальную зрительно-двигательную активность, но и снимают синдром однообразия и привыкания, которые утомляют младших школьников. Тогда учащиеся с удовольствием будут выполнять все эти упражнения, которые способствуют повышению функциональных резервов зрения у детей и, тем самым, предотвращают возникновение патологических изменений глаз И ![]() Игра 1. "Мороз и солнце". В начале игры детям объясняется, что при слове "мороз" все застывают, а при слове "солнце" - расслабляются и часто моргают глазами. В ходе игры детям даются следующие команды: Поднять глаза вверх, пытаясь увидеть брови. Ведущий (учитель или один из учеников) тут же произносит слово "мороз", через 7-10 сек. произносит слово "солнце" Опустить глаза вниз, пытаясь увидеть подбородок. Аналогично первой команде ведущий громко произносит слова "мороз" и "солнце" с интервалом 7-10 сек. Предложить увидеть левое ухо без поворота головы. Произносятся слова, как и в первых предыдущих ситуациях. То же, что и в пункте 3, но увидеть правое ухо. После данных упражнений, направленных на укрепление глазных мышц, можно предложить детям сделать медленные круговые движения головы с закрытыми глазами. Игра 2. "Кораблики в море". До начала игры объяснить детям значение слов "штиль", "бриз", "шторм". Штиль (безветрие). При этом слове руки (паруса) поднимаются вверх, голова откинута назад, дети поднимаются на носки. Потянуть все тело за руками вверх. Данные движения сопровождать словами: "Руки вверх, как будто мачта. Штиль - безветрие кругом." Бриз (легкий ветерок). Сцепить прямые руки над головой в замок, выпрямить спину, ноги на ширине плеч. Затем медленно раскачиваться влево-вправо, вперед-назад. "Бриз - раздулся сильно парус, Обдуваем ветерком." Шторм ( Сильная буря на море).Расставить ноги шире плеч, перенести вес тела, помогая руками, на левую ногу, оторвав правую ногу от земли, и наоборот. Затем делать глубокие наклоны вперед-назад. "Ветерок во всю крепчает, Лодку нашу так качает: Шторм идет. Боимся мы Набегающей волны." ![]() Упражнения для самостоятельного выполнения( в том числе и для педагогов). ^ Сядьте и крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем на 3–5 — откройте. Повторите 6–8 раз. Упражнения для глаз 2. Быстро поморгайте в течение 1 минуты (с перерывами). ^ . Встаньте, вытяните вперед руку и посмотрите на кончик пальца, расположенного по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока он не начнет двоиться. Повторите 6–8 раз. ^ . Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко обоих глаз, спустя 1–2 секунды снимите пальцы с век (рис. а). Повторите 3–4 раза. ^ Зафиксируйте кожу надбровных дуг указательными пальцами. Затем медленно закройте глаза, удерживая пальцами кожу надбровных дуг (рис. б). Повторите 8–10 раз. ^ . Второй, третий и четвертый пальцы рук положите так, чтобы второй палец находился у наружного угла глаза, третий — на середине верхнего края орбиты, а четвертый — у внутреннего угла. Медленно закройте глаза. Пальцы должны оказывать этому небольшое сопротивление (рис. в). Повторите 8–10 раз. ^ Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, неподвижно зафиксировав голову. Повторите 8–12 раз. Упражнения для глаз 8. Совершайте глазами медленные круговые движения то в одном, то в другом направлении (4–6 раз). ^ Отведите руку в правую сторону, медленно передвигайте палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следите за пальцем. Повторите 10–12 раз. ![]() На диске мы предлагаем вам несколько программ по улучшению зрения и профилактике близорукости. |