|
Скачать 420.1 Kb.
|
Анализ деятельности МБОУ СОШ №57 по оздоровлению обучающихся и формированию у них навыков здорового образа жизни (за последние 3 года) 1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения: 1.1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №57. 1.2. 432027, г.Ульяновск, Ленинский район, ул.Радищева, дом 168 Телефоны 43-59-87; 43-59-52 Факс 43-59-87 E-mail : mou57@uom.mv.ru 1.3. Здание школы было введено в эксплуатацию в 1971 году. 1.4. Численность обучающихся на 01.01.2012 года составляет 694 человека (проектная наполняемость 800 человек). Учащихся 1 ступени – 349 человек; 2 ступени – 293 человека, 3 ступени – 52 человека. 1.5. Обучение в школе осуществляется в одну смену. Школа 1 ступени работает в режиме пятидневной учебной недели, продолжительность уроков – 40 минут. В 1-х классах в течение 1-го полугодия продолжительность уроков составляла 35 минут. В каждой параллели функционирует группа продленного дня. В классах 1 ступени обучение ведется по традиционной системе УМК «Гармония», УМК «Школа России», УМК «Планета знаний», УМК «Классическая начальная школа». В 2011 -2012 учебном году 1-е классы перешли на ФГОС второго поколения. Для продолжения целенаправленного педагогически-организованного развития школьников в делах после уроков, отвечающих разнообразным потребностям и интересам детей, согласно ФГОС второго поколения в 1-х классах ведется внеурочная деятельность в количестве 9 часов. Стандартами образования предусмотрены следующие содержательные направления деятельности: 1. Спортивно-оздоровительное (Кружки «Ритмика», «Радуга здоровья»), 2 Обще-интеллектуальное Кружок «Развитие творческого мышления», «Проектная деятельность»), 3. Общекультурное (Кружки «Этикет», «Хор» и «Театр»). 4. Духовно-нравственное (Кружок «Изучаем родной край»), 5. Социальное (Кружок «Экологическая тропа исследований»). В рамках реализации непрерывного образования (по запросам родителей) для подготовки будущих первоклассников работает «Субботняя академия». Основная и старшая школа работают в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность уроков 40 минут. На 2 ступени обучения в 9-х классах ведется предпрофильная подготовка через систему элективных курсов: «Актуальные вопросы истории», «Трудные случаи орфографии и пунктуации», «Познание мира по картам», «Традиции национальной культуры», «Решение задач повышенной сложности по алгебре», «Актуальные вопросы биологии», «Механика в задачах с элементами теории», «Проценты в жизненной ситуации». По социальному заказу родителей и учащихся введены элективные курсы по английскому языку в 6 классах, «Культура народов Поволжья» во 2,6 классах, обществознания в 11 классе. 1.6. Наполняемость классов школы: 1 классов- 3, обучается в них 86 человек; 2 классов – 4, обучается в них 109 человек; 3 классов -4; обучается в них 85человек; 4 классов – 3; обучается в них 69 человек; Средняя наполняемость с 1 по 4 класс составляет 25 человек. 5 классов- 2, обучается в них 52 человека; 6 классов – 2, обучается в них 48 человек; 7 классов -2; обучается в них 58 человек; 8 классов – 3; обучается в них 68 человек; 9 классов -3; обучается в них 67 человек; Средняя наполняемость с 5 по 9 класс составляет 24 человека. 10 классов – 2; обучается в них 34 человека 11 классов – 1; обучается в них 18 человека; Средняя наполняемость с 9 по 11 класс составляет 17 человек. 1.7. Социальный состав семей по школе: За три года прослеживается уменьшение количества неполных семей, возросло количество многодетных семей и семей со статусом «матерей – одиночек». Количество семей, где дети находятся под опекой, почти не меняется. 1.8. В 2011-2012 учебном году в школе работает 47 учителей. Распределение по квалификационным категориям
Звание «Заслуженный учитель РФ» имеют 2 учителя, звание «Отличник народного просвещения» 1 человек, звание «Почетный работник общего образования» - 2 человека, награждены Грамотой «Почетный работник общего образования» 4 человека, «Соросовский учитель» - 3 человека. В школе работает педагог-психолог. Обеспеченность педагогическими кадрами полная, вакантных мест нет. Распределение по уровню образования:
Распределение по стажу работы
Распределение по возрасту
1.9. Научно-методическая деятельность коллектива образовательного учреждения ведётся по следующим направлениям: «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе», «Использование интерактивных техник в учебном процессе для предотвращения перегрузок школьников» и «Духовно-нравственное воспитание». Научно-методическая работа педагогов по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни направлена на скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования. В течение 3-х лет в школе были проведены следующие семинары по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни:
Были проведены педсоветы по вопросам формирования здорового образа жизни
1.10. Организована совместная работа по пропаганде здорового образа жизни с Детской поликлиникой МУЗ «Городская больница №2», МУЗ Стоматологическая поликлиника № 5, Ульяновской областной клинической наркологической больницей, с Ульяновским областным ГУЗ Центр СПИД, Областным Центром социальной и психологической помощи семье и детям. Составлены:
1.11. Для реализации принципа общественного самоуправления в МБОУ СОШ № 57 создан и действует Совет школы, в состав которого входят учащиеся, родители и учителя. 1.12. Родители принимают активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни школы. Доля активных родителей составляет более 50%. 1.13. В рамках межведомственного сотрудничества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся совместно со специалистами наркологического диспансера, ПДН, КДН разработан комплексный план работы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, экстремизма и национализма среди учащихся. 1.14. Школа участвует в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и пропаганду здорового образа жизни: 2008-2009 учебный год – Диплом за 3 место в областном фестивале «Бадминтошка» 2008-2009 учебный год – Грамота муниципального комитета по физической культуре и спорту за 2 место в первенстве г.Ульяновска по боксу. 2008-2009 учебный год – Диплом Департамента общего образования Министерства образования Ульяновской области за активное участие в VI областной акции «Скажи жизни – Да!» в номинации «Агитбригады и театральные миниатюры» 2008-2009 учебный год – Грамота областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий за активное участие в соревнованиях «Туристёнок». 2008-2009 учебный год – Диплом Мэрии г.Ульяновска за 3 место в смотре учебно-материальной базы по ГО и ЧС. 2008-2009 учебный год – Грамота Управления образования мэрии г.Ульяновска за 2 место в городском конкурсе на лучшую организацию летнего отдыха учащихся в номинации «Лучший палаточный лагерь». 2009-2010 учебный год – Грамота Администрации Ленинского района г.Ульяновска за 3 место в турнире по шашкам. 2009-2010 учебный год – Грамота Комитета по физической культуре и спорту Администрации г. Ульяновска за 1 место в первенстве города по конькобежному спорту «Лёд нашей надежды». 2009-2010 учебный год - Грамота Управления образования мэрии г. Ульяновска за активное участие в городском конкурсе «Безопасное колесо». 2010-2011 учебный год – Грамота Управления образования мэрии г. Ульяновска за 1 место в городских соревнованиях по спортивному ориентированию «Золотая стрелка». 2010-2011 учебный год – Грамота Администрации Ленинского района за активное участие команды учителей в лыжной эстафете в рамках спартакиады среди учителей общеобразовательных школ. 2010-2011 учебный год - Грамота Администрации Ленинского района за 3 место команды учителей в соревнованиях по волейболу в рамках спартакиады среди учителей общеобразовательных школ. 2010-2011 учебный год - Грамота Администрации Ленинского района за 1 место в соревнованиях по перетягиванию каната. 2010-2011 учебный год - Диплом Министерства образования Ульяновской области за 1 место по конькобежному спорту в V Зимней спартакиаде учащихся Ульяновской области. 2010-2011 учебный год - Благодарственное письмо Администрации Ленинского района г. Ульяновска за активную работу по благоустройству Ленинского района в рамках программы «Молодёжное лето». 2011-2012 учебный год – участие во Всероссийском конкурсе «Здоровая Россия». 2011-2012 учебный год – участие в муниципальном конкурсе на лучшую организацию спортивно-массовой работы в номинации «Палаточный лагерь». 2011-2012 учебный год – Грамота Управления образования мэрии г. Ульяновска за 3 место в городской военно-спортивной игре «Кадеты отечества» ^ 2.1. Недельная учебная нагрузка, согласно школьному расписанию, соответствует объему максимальной учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНом. При составлении расписания учтена шкала трудности уроков. Объем учебных часов по предметам и элективным курсам соответствует учебному плану образовательной школы. Виды учебных занятий сбалансированы. В расписание школы внесены только обязательные учебные предметы и элективные курсы, утвержденные планом. Учебная нагрузка в течение учебного дня распределена с учетом степени сложности предметов. Предметы с малым количеством часов равномерно распределены по дням недели. Уроки физкультуры, технологии, изобразительного искусства, музыки, оцениваемые по шкале трудности минимальным количеством баллов, чередуются с уроками, оцениваемыми по шкале трудности наибольшим количеством баллов. 2.2. Внедрение здоровьесберегающих технологий школой по данному направлению реализовывается в участии в региональных и городских семинарах, проблемных группах: В 2008 году - районный семинар для учителей физической культуры, по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы». В 2009 году выступление учителя биологии Фисенко Л.В. на семинаре для слушателей УИПК ПРО по теме: «Мир, в котором я живу: экология среды обитания человека и его здоровье». В 2010 году – выступление Крамаренко М.В. учителя начальных классов на городском семинаре для учителей начальных классов по теме «Работа учителя начальных классов по укреплению здоровья младших школьников».
2.3. Большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не только во внеклассной работе, но и на уроке. С каждым педагогами было проведено собеседование о том, как можно реализовать задачи школы через урок, как вычленить тему по здоровому образу жизни в предмете через тематическое планирование, что можно изменить в содержании, использовать в структуре, методике урока, чтобы научить ребенка работать и сохранить своё здоровье, а также привить навыки здорового образа жизни. Анализ тематического планирования показал, что практически все учителя-предметники включают вопросы формирования ЗОЖ учащихся в преподавание предметов, а учителя начальных классов рассматривают эти вопросы на всех предметах младшей ступени обучения. В целях предотвращения переутомления учащихся на каждом уроке учителя в 1-9 классах проводят физкультминутки, а также чередуют сложные и легкие виды работ. В 1 классах введена динамическая пауза. В рамках образовательного процесса реализуются программы, направленные на формирование сознательного отношения к своему здоровью, профилактику вредных привычек, асоциального поведения, пропаганду здорового образа жизни. ^ 3.1. Школьный учебный комплекс включает в себя здание школы и спортивную площадку, на которой имеются футбольная, волейбольная, баскетбольная площадки и беговая дорожка, спортивный городок; 3.2. Школа № 57 расположена на территории Ленинского района в северной части г. Ульяновска в соответствии с генеральным планом застройки, с учётом требований к размещению школьных зданий. Расстояние от здания школы до ближайшей дороги примерно 120 метров, до ближайшего жилого здания менее 100. Школа находится на правом берегу р. Волга в самой высокой точке г. Ульяновска. Школа находится в экологически чистом районе. Школа имеет земельный участок площадью – 1,6га. Выделены следующие зоны: а) учёбно-опытный участок – 0,3 га; б) физкультурно-спортивный участок – 0,8 га; в) зона отдыха – 0,3 га; г) хозяйственная зона – 0,2 га. Земельный участок ограничен забором, вдоль него зелёные насаждения. На территории хозяйственной зоны расположены гараж и овощехранилище. 3.3. МБОУ СОШ № 57 расположена в 4-х этажном отдельно стоящем здании. Здание имеет 8 входов и выходов. Состояние входов и подъездных путей «удовлетворительное». Гардероб размещён в цокольном этаже здания. Занятия ведутся по классно-кабинетной системе. 3.4. Классные кабинеты оформлены в соответствии с требованиями здоровьесбережения СанПиН 2.4.2. 2821– 10. 3.5. Температурный режим школы соответствует СанПиН (+18-+200); Теплоснабжение школы централизованное. Проветривание классных комнат осуществляется через фрамуги, рекреации, коридоры - через входные и выходные двери. До начала занятий и после них проводится сквозное проветривание учебных помещений. Температура воздуха в классах, мастерских, спортзале и т.д. поддерживается в соответствии с требованиями СанПиНа . Кроме того, проектом здания предусмотрена вытяжная вентиляция в пищеблоке. 3.6. Все учебные кабинеты школы имеют левостороннее естественное освещение и систему общего освещения: светильники с люминесцентными лампами, энергосберегающими лампами и лампами накаливания, которые располагаются параллельно светонесущей стене. Окна ориентированы на южную сторону, оборудованы тканевыми шторами и жалюзи. В каждом кабинете соблюдается режим искусственного и естественного освещения. Классные доски оборудованы дополнительными светильниками. 3.7. Водоснабжение и канализация (включая локальные сети), соответствует необходимым санитарным нормам СанПиН. Водоснабжение школы централизованное. Анализы проб воды, проводимые Роспотребнадзором, удовлетворительные. По химическому и бактериологическому составу вода соответствует СанПиНу. Также в нашей школе для питья используется бутилированная вода. Горячим водоснабжением обеспечена кухня, столовая. Канализация в школе централизованная. 3.8. В школе 40 учебных кабинетов. Все кабинеты оснащены необходимой учебной мебелью. Учебные кабинеты оборудованы для занятий столами ученическими двухместными, расстановка столов трёхрядная, разноуровневая (см.СанПиН 2.4 Требования к оборудованию помещений п 2.4.2-2.4.3). Кабинет химии оборудован вытяжным шкафом. Имеются школьные учебные мастерские и кабинет домоводства с необходимым для учебных занятий оборудованием. Оборудован в соответствии с требованиями СанПиН кабинет информатики- 12 рабочих мест. В школе имеются два спортивных зала площадью 270,3 кв.м и 159,5 кв. м. и тренажёрный зал, которые расположены на первом этаже здания, имеются раздевалки для мальчиков и девочек, что соответствует требованиям СанПиН. Столовая с обеденным залом на 100 посадочных мест площадью 198 кв.м Актовый зал расположен на втором этаже здания. Имеется библиотека площадью 49 кв. м. 3.9. Расписание занятий школы 1,2,3 ступени составлено в соответствии с региональным базисным планом Ульяновской области, разработанным на основе Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011г. № 2207-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. 2821– 10 и Уставом школы. При составлении расписания использованы рекомендации В.Г.Пайкес «Методика составления расписания в образовательном учреждении». Перечень учебных предметов, стоящих в школьном расписании, соответствует образовательным компонентам базисного учебного плана и перечню учебных предметов, факультативных и элективных курсов; 3.10. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется медицинским персоналом, специально закрепленным за образовательным учреждением, Детской поликлиники МУЗ «Городская больница № 2» на основе договора на медицинское обслуживание от 01.09.2010 № 8. и МУЗ Стоматологическая поликлиника № 5 на основании договора №5-08/48 от 30.06.2008г. В августе 2008 г. в школе оборудованы медицинский и стоматологический кабинеты. 3.11. В период эпидемиологического благополучия в МБОУ СОШ № 57 проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств. Уборку классов и других вспомогательных помещений проводят после окончания уроков. Один раз в месяц проводится генеральная уборка помещений. Окна снаружи и изнутри и оконные проёмы моют 2 раза в год (весной и осенью). Места общего пользования (туалеты), а также столовую, медицинский кабинет всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств. Уборку в столовой проводят после каждого посещения её детьми. После каждого приёма пищи столы моют горячей водой с мылом. В период карантина ежедневному обеззараживанию подлежат все помещения школы, где находятся дети. 3.12. Питание обучающихся обеспечивает организация общественного питания «Комбинат школьного питания «Юность». Охват горячим питанием учащихся 1-4 классов ![]() Охват горячим питанием учащихся 5-9 классов ![]() Охват горячим питанием учащихся 10-11 классов ![]() Охват горячим питанием учащихся школы ![]() Исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод об увеличении числа учащихся, получающих горячее питание. Также за последние 3 года выросло и число учащихся, питающихся в школьной столовой. ^ 4.1. Методическое, педагогическое и диагностическое сопровождение оздоровительной работы с обучающимися:
4.2. В рамках создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья учащихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни, в ходе реализации программы «Здоровье и здоровый образ жизни» в течение года проведены мероприятия:
запись учащихся в спортивно-оздоровительные кружки и секции школы и внешкольных учреждений
Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» (в ноябре)
В течение года проводились вводный и текущие инструктажи по ТБ, по ПБ, о действиях при ЧС.
4.3. В рамках формирования культуры питания в школе создана и работает Программа «Здоровое питание» Проводятся следующие мероприятия:
4.4. Интересно проходят Дни здоровья, праздники "Папа, мама, я - спортивная семья". Для младших школьников проводятся "Веселые старты", соревнования " А ну-ка, девочки!" и " А ну-ка, мальчики!" совместно с родителями и педагогами школы. ^ 5.1. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется медицинским персоналом, специально закрепленным за образовательным учреждением Детская поликлиника МУЗ «Городская больница № 2» на основе договора на медицинское обслуживание от 01.09.2010 № 8. и МУЗ Стоматологическая поликлиника № 5 на основании договора №5-08/48 от 30.06.2008г. В августе 2008 г. в школе оборудованы медицинский и стоматологический кабинеты. Медицинский кабинет в школе имеет общую площадь 27,5 кв. м (кабинет врача - 7,5 кв. м, процедурный кабинет - 10 кв. м) 5.2. Медицинский кабинет располагается на первом этаже. Имеется достаточное искусственное и естественное освещение. Для функционирования есть все необходимое : кушетка, стол письменный, шкаф аптечный, медицинский стол со стеклянной крышкой, средства по оказанию необходимой помощи, набор прививочного инструментария, холодильник для вакцин и медикаментов, умывальник, весы медицинские, ростомер, лампа, термометры медицинские .Для кварцевания используется кварцевая лампа. Стены и потолок гладкоокрашенные, что соответствует требованиям и допускает уборку влажным способом. Приобретаются медикаменты и материалы для проведения профилактических прививок. В кабинете имеется журнал обращений учащихся; 5.3. В течение года у медицинского работника находится на контроле соблюдение санитарно - гигиенического режима, организация противоэпидемического и учебного режимов:
5.4. В течение учебного года проводятся исследования и оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся, медицинское обслуживание и профилактика заболеваний:
5.5. Диспансеризация в школе проходит ежегодно. Диспансерное обследование учащихся школы проводят врачи-специалисты детской поликлиники МУЗ «Городская больница №2» В 2009/2010 учебном году диспансеризация проходила в марте, мае и ноябре 2009 г. В 2010/2011 учебном году диспансеризация проходила в феврале, мае и октябре 2010 г. В 2011/2012 учебном году диспансеризация проходила в сентябре и ноябре 2011 г. 5.6. В течение года в рамках создание благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья учащихся, для формирования потребности в здоровом образе жизни, в ходе реализации программы «Здоровье и здоровый образ жизни» совместно с медицинским работником проводится работа: - по профилактики иммунизации:
- санитарно-просветительская работа:
5.7. Для обучения родителей проводятся родительский всеобуч и общешкольные родительские собрания:
5.8. Мониторинг здоровья обучающихся за три года:
Заболевания эндокринной системы ![]() Заболевания нервной системы ![]() ![]() ![]() Заболевания органов пищеварения ![]() Заболевания органов мочеполовой системы ![]() Болезни костно-мышечной системы ![]() Туб.инфицированные ![]() Заболевания сердца ![]() Прослеживается тенденция к снижению количества учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, с заболеваниями нервной системы, желудочно-кишечного тракта, сколиоза, мочеполовой системы, а вот с заболеваниями органов зрения, дыхания и тубинфицирования прослеживается незначительная динамика роста. Количество детей-инвалидов.
![]() Количество детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 57 остаётся стабильным ^ 6.1. Кадровый состав пищеблока – 4 человека. К работе в школьной столовой допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию, прошедшие предварительный, при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. В школе предусмотрен набор помещений и оборудование, позволяющее осуществлять приготовление безопасной, и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции. 6.2. Набор помещений и оборудование позволяющее осуществлять реализацию блюд, приготовление горячих напитков, отдельных блюд (отваривание колбасных изделий, яиц, заправка салатов, нарезка готовых блюд). Питание обучающихся осуществляется в обеденном зале с количеством 100 посадочных мест. В обеденном зале установлено 10 раковин для мытья рук и 3 электрические сушилки для рук. Обеденный зал оборудован столовой мебелью (столы, скамейки). Оборудование, инвентарь, посуда соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами. При организации питания используется фарфоровая, стеклянная посуда (тарелки, бокалы). Столовые приборы (ложки, вилки) из нержавеющей стали. Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенного для питания детей в течение фиксированного отрезка времени. На основе сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, резаных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед). Строго выполняются все правила по приготовлению блюд. На пищеблоке имеет место учётная документация. С целью контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии продуктов от каждой партии приготовленных блюд. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся составлено примерное меню на 10 дней, в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2. 2821– 10. 6.3. Организация питьевого режима. Питьевой режим в МБОУ СОШ № 57 организован через стационарные питьевые фонтанчики. Централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Также для питья в школе используется бутилированная вода. В достаточном количестве приобретаются одноразовые стаканчики. Обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в школе. ^ 7.1. Уроки физической культуры проходят 3 раза в неделю. Они, а так же физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, обеспечивают сохранность и укрепление здоровья учащихся, расширяют двигательный опыт, развивают и закрепляют интерес к самостоятельным формам занятий физическими упражнениями. Оценивая физкультурно-оздоровительную работу, следует отметить оздоровительную направленность уроков физической культуры. 7.2. На уроках решаются задачи укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию организма школьников, обучение их жизненно важным умениям и навыкам, соблюдения техники безопасности. Уроки физической культуры обеспечивают дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, особенностей развития психических свойств и качеств. 7.3. На уроках регулярно проводятся физкультминутки, которые благотворно влияют на восстановление умственных способностей, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся. Их проводят классные руководители при появлении первых признаков утомления, снижения активности школьников. Продолжительность физкультминуток не превышает 1-2 минут, они состоят из 3-5 упражнений, которые повторяются 4-6 раз. С целью снижения утомляемости школьников учителями также используется чередование различных видов учебной деятельности учащихся, выполняются упражнения для снижения усталости глаз, пальцев. Эффективность уроков достигается применением рациональной структуры занятия, нормированием нагрузки на учащихся. Анализ рациональности организации урока с точки зрения здоровьесбережения учащихся позволяет говорить о достаточном уровне. Объем физических нагрузок, их поддержание на нормативном уровне осуществляется на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на занятиях в спортивных кружках и секциях. Двигательная активность учащихся в школе складывается из комплекса мероприятий, проводимых в течение дня: 1 классы.
2-11 классы.
7.4. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа проводится не только в учебное, но и во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Цель дополнительного образования учащихся - выявление и развитие способностей каждого ребенка. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития. Учащиеся посещают школьные секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, туризму, спортивному ориентированию и секции с привлечением преподавателей из городского Дома творчества. 7.7. Критериями оценки состояния здоровья детей являются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Показателями здоровья являются: уровни общей заболеваемости; численность часто болеющих детей; численность детей с отклонениями в состоянии здоровья; численность детей с хроническими заболеваниями; численность нуждающихся в оздоровлении детей. Мониторинг физической подготовленности обучающихся:
![]() По результатам мониторинга можно сделать следующие выводы:
Мониторинг физического развития детей
![]()
Мониторинг групп здоровья
![]() Динамика в группах здоровья за последние три года имеет незначительное улучшение в состоянии здоровья учащихся.. 7.8. Загруженность спортивного зала:
7.9. В школе разработан план школьных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в соответствии с которым проводятся следующие мероприятия:
^ 8.1. Планирование учебной нагрузки осуществляется в соответствие с учебным планом. Все предметы распределены в течение учебного дня и учебной недели с учетом динамики работоспособности учащихся разных возрастных групп с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Каждую четверть проводится контроль объема домашних заданий. 8.2. Образовательный процесс в школе ставит перед собой широкий спектр задач. Одной из главных является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. В образовательном процессе используются следующие здоровьесохраняющие педагогические технологии: - Технологии игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности; - Технологии личностно-ориентированного обучения, нацеленные на индивидуальное развитие личности ребенка (одаренного, способного, «обычного», нуждающегося в коррекции), на право ученика и родителей выбирать уровень обучения с точки зрения здоровьесбережения; - Технологии проектирования и моделирования, основанные на субъект-субъектных принципах взаимодействия ученика и учителя; - Технологии действенного метода (в том числе на уроках технологии); - Модульной технологии; - Технологии парной и групповой работы; - Тренинговые формы занятия; - Проведение уроков на природе; -Технологии психологического сопровождения образовательного процесса. 8.3. Большое значение придаётся сохранению здоровья педагогов и сотрудников школы. Ежегодно педагоги нашей школы проходят медосмотр и диспансеризацию. Участвуют в Днях здоровья совместно с учащимися и их родителями. Мониторинг здоровья педагогов.
![]()
![]() Таким образом, можно сделать вывод, что отношение педагогов к своему здоровью становится более ответственным, педагоги стараются больше времени посвящать своему здоровью, активнее стали участвовать в спортивных соревнованиях на уровне школы, района и города. Всё больше учителей и сотрудников школы в свободное от работы время посещают дополнительные спортивные мероприятия (бассейн, фитнес-клубы, тренажёрные залы). 8.4. В школе осуществляется психологическое сопровождение образовательного процесса по всем направлениям работы. Психологическая служба школы ежегодно планирует и реализует совместно с администрацией школы ряд мероприятий, направленных на создание условий для ощущения физического, психического и социального благополучия участников образовательного процесса. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение психолого-педагогических приемов на уроках. Это предполагает: - учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления); - учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность); - наличие эмоциональных разрядок на уроках; - использование физкультурных пауз на уроках. Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества. Школа работает в режиме 5-ти дневной учебной недели, с 6-м развивающим днем, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный. Продолжительность урока – 40 мин. В режим работы школы в обязательном порядке введены утренняя физзарядка и физкультминуты на уроках. Гигиенические показатели, характеризующие урок: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей. 2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. 4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех. 5. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. 6. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения. 7. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; 8. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации. 9. Психологический климат на уроке. 10. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток. 11. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Большое значение придаётся сохранению здоровья выпускников в условиях итоговой аттестации. Работа в этом направлении ведётся как с учениками, так и с родителями и с учителями. Обязательно, каждый год, перед экзаменами выпускникам предоставляется информация по темам: «Как сохранить здоровье во время экзаменов». «Как готовиться к экзаменам». Проводятся групповые консультации для учащихся по освоению приёмов само регуляции. Для педагогов и родителей проводятся групповые консультации, родительские собрания на тему «Роль взрослых в сохранении психосоматического здоровья учеников». «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам», «Психологическая подготовка к ЕГЭ». Работа психологической службы ведется по следующим направлениям.
В рамках психологического просвещения осуществляется пропаганда здорового образа жизни. Эти вопросы освещаются и при работе с учащимися всех возрастных категорий, и при работе с педагогами и родителями. Ежегодно на родительских собраниях психолог выступает на темы:
8.5. Здоровьесберегающие технологии в педагогической работе с различным контингентом детей в МБОУ СОШ № 57 имеют личностно-ориентированный подход. Учитывая рост количества учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, приходится решать здоровьесберегающие задачи и на индивидуальных уроках. Одним из важнейших направлений приоритетных национальных проектов стало создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Большинство учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеют слабую мотивацию к обучению, незначительный опыт общении и ограниченный контакт с окружающим миром. Современное развитие Интернет - технологий позволяет ребенку не ощущать полной изоляции, но элемент отстранения от полноценной жизни присутствует. ^ 9.1. В школе реализуются подпрограммы городской муниципальной целевой программы «Развитие и модернизация системы образования в городе Ульяновске на 2009-2011 гг»:
^ 10.1. Классные кабинеты оформляются в соответствии с требованиями здоровьесбережения. В течение учебного года регулярно проводится контроль за состоянием учебных помещений с оценкой освещенности, воздушно-теплового режима, чистоты. 10.2. В оформлении классных помещений используются растения для оптимизации визуальной и воздушной среды. 10.3. Большое внимание уделяется обеспечению соответствия школьной мебели росту и пропорциям тела учащихся, что создает благоприятные условия для профилактики нарушений осанки и поддержания работоспособности у детей и подростков на высоком уровне. Педагоги школы используют вариативные формы расстановки мебели, в соответствии с требованиями к формам проведения уроков. 10.4 Ежедневно ведется мониторинг в электронном виде температурного режима и влажности воздуха. В течение учебного года, проводится аттестация освещенности на рабочих местах. 10.5. В школе введена сменная обувь как элемент школьной формы. Контроль за соответствием сменной обуви осуществляется ежедневно дежурным администратором и классными руководителями. |