|
Скачать 469.41 Kb.
|
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В соответствии с действующими нормативами (приказ №999 от 11.10.1982 г.) медицинское обслуживание учащихся осуществляется школьным врачом из расчета 1 должность на 2500 школьников; медицинская сестра из расчета 1 должность на 700 человек. Врач и медсестра входят в штат детской поликлиники. Основной задачей медицинской помощи школьникам является организация
Школьный врач входит в состав пед. совета школы с правом решающего голоса. План работы школьного врача утверждается зав. детской поликлиникой и пед. советом, директором школы. Главные разделы работы медицинского персонала школы определены в «Положение о враче-педиатре детской городской поликлинике по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школах» – приказ № 60 от 19.01.1983 г. Положениео враче-педиатре детской городской поликлинике по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школах.
Медицинская документация школы включает в себя: индивидуальная карта ребенка (ф.№26-у), контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. № 30-у); карта учета профилактических прививок (ф.№ 63-у) – при отсутствии централизованной картотеки в поликлинике; журнал регистрации острых инфекционных заболеваний (ф. № 60 –у); книга записи амбулаторных больных (ф. № 74-у); журнал записи детей, прошедших профилактические осмотры (ф. № 278); книга записи санитарно-просветительской работы (ф. № 33); книга протокола медико-педагогического контроля за уроками физической культуры; регистрация спортивных травм (ф. № 228); план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в школе; бракеражный журнал; санитарный журнал учреждения (ф. №153-у); экстренное извещение (ф. №58-у); вкладной лист на подростка к медицинской карте (ф. № 25/10-у); журнал для профилактики кори и гепатита (ф. № 118-у); журнал витаминизированния блюд. Медицинская сестра под руководством врача осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы, в этом принимает участие и администрация школы и врачи санэпидслужбы. ^ Площадь на 1 учащегося: 1 – 8 класс – 1,25 м2 9 – 10 класс – 1,4 м2 Контроль освещенности: Освещение естественное – световой коэффициент 1 : 4 до 1 : 5 Освещение искусственное – 150 люксов на рабочей поверхности в классах (что соответствует 48 ватт на 1 м2 при лампах накаливания). Температура воздуха: В классах - 18С, в лаборатории и актовом зале - 16С, гимнастический зал – 14-16С Кратность проветривания: Открываемые части окна (формуги, форточки) в каждом помещении по своей площади должны соответствовать 1/50 площади пола. Проветривание необходимо проводить в течение 30-60 мин., а также через каждые 45 мин. В течение 5-10 мин. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока: Контроль за отсутствием перекрестов в технологических процессах обработки сырой и готовой продукции; Контроль за использованием, соответствие маркировки кухонного инвентаря. Ведение бракеражных журналов для сырой и готовой продукции Таблица? «Контроль за выходом готовых блюд, проведение витаминизированния пищи». Таблица? «Контроль за состоянием здоровья сотрудников пищеблока (гнойничковых заболеваний, диспепсических явлений), контроль за правилами хранения убор. инвентаря». Одним из важных разделов работы медперсонала школы является организация и проведение противоэпидемических мероприятий: раннее выявление заболеваний, их изоляция, контроль за соблюдением карантинов, взятие на учет и наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными, своевременное проведение дезинфекций; В начале учебного года все школьники обследуются на гельминтов, при выявлении которых проводится соответствующее лечение. При высоком распространении заражения глистами (30% и больше) проводится поголовная дегельминтизация. ^ Начальный период обучения в школе, особенно у 6-ти летних детей, нередко сопровождается отклонениями в состоянии здоровья по типу функциональных нарушений НС, ССС, органов зрения, опорно-двигательного аппарата. Разработаны рекомендации по профилактике нежелательных последствий адаптационного периода. У первоклассников в период адаптации к школе чаще отмечаются расстройства моторики в виде гипердинамического синдрома. Могут быть реакции активного протеста (уход с уроков, протестующее поведение) или фобические проявления (пугливость, ночные страхи, страх плохой отметки, учителя, наказания и т.д.). У части детей имеет место астенический синдром, который выражается в появлении утомляемости общей слабости, головной боли, болей в области сердца, живота, нарушения сна и аппетита. В период адаптации могут возникать или возобновляться вредные привычки (обкусывание ногтей, сосание пальца, выщипывание бровей, ресниц, онанизм). У трудно адаптирующихся детей снижена умственная работоспособность и успеваемость. В ряде случаев, особенно при недостаточно «школьной зрелости», при отсутствии индивидуального подхода, дефектах пед. процесса, или конфликтной ситуации в семье адаптация может закончиться ее срывом, с формированием выраженной невротической реакции или невроза с различной клинической симптоматикой. Таким образом, основными механизмами расстройств адаптации детей являются: выраженное или эмоциональное напряжение, ввиду повышенной их чувствительности. К ломке привычного динамического стереотипа, незрелость их адаптационных механизмов и, как следствие этого, неэффективное вегетативное обеспечение адаптационного процесса. Эти положения создали предпосылки для системы профилактических мероприятий по облегчению адаптации детей при поступлении в школу. Их основу составляют 3 главных направления: уменьшение эмоционально-стрессового воздействия за счет правильной подготовки детей к поступлению в школу и организация их жизни в период адаптации, прогнозирование и своевременная диагностика начальных форм дизадаптации, их предупреждение и ранняя коррекция. ^ У первоклассников адаптация в школе достоверно чаще протекает неблагоприятно при наличии следующих прогностических процессов:
При наличии у ребенка 4-5 и более факторов риска особенно указанных веше под номером с1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации к школе. Прогнозирование целесообразно проводить дважды – в начале подготовительной работы и непосредственно перед поступлением в школу. При организации перехода из д/с в школу должны соблюдаться принципы преемственности. Одной из ее форм является передача из д/с в школу медико-педагогические характеристики ребенка, в которые включаются данные о состоянии здоровья, уровне умственного развития и школьной зрелости, характерологических особенностях, медицинские и педагогические рекомендации. Участковые педиатры, направляя в школу неорганизованных детей, все эти данные отражают в эпикризе, в которых указывают неблагоприятные данные социальные и биологические анамнезы, дают заключение о физическом, нервно-психическом развитии, состоянии здоровья с указанием группы здоровья, перенесенные заболевания, ПП, лабораторные исследования, осмотр специалистов, проведенных оздоровительных мероприятий, результаты ДЗ школьной зрелости и прогнозирование возможного исхода адаптации с рекомендациями по ее облегчению и по наблюдению за ребенком в школе. Вся работа по подготовке в школу должна быть отражена в истории развития ребенка в виде индивидуального плана с указанием конкретных сроков проведения о готовности к школе. План подготовки составляется при достижении ребенком 3-летнего возраста, а заключение – после повторной ДЗ «школьной зрелости» и умственного развития в марте-апреле перед поступлением в школу. Особенно тщательно следует проводить отбор детей, начинающих обучение с 6 летнего возраста. Все случаи «школьной незрелости», даже частичной, у них должны рассматриваться как противопоказание для начала обучения в школе. Медицинские противопоказания для поступления в школу с 6 летнего возраста: В приложении № 21 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 19 января 1983 г. изложена инструкция о подготовке детей на педиатрическом участке к поступлению в школу.
II. Психофизиологичские исследования. п.1. Определение функциональной готовности детей к обучению служат 3 показателя:
Определение степени «школьной зрелости» по тесту Керна-Ирасека может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. Остальные исследования проводятся с каждым ребенком отдельно в специально отведенном помещении. ^ (ориентировочный тест «школьной зрелости»). Каждому ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Тест состоит из трех слов («Он ел суп»); срисование группы точек. Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задания. К первому заданию дается следующая инструкция: здесь (каждому показывается, где) нарисуй кого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь. Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещается. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как умеешь». На вопрос, можно ли нарисовать «тетю, необходимо объяснить все дети рисуют «дядю», поэтому и он (она) должен рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужскую фигуру. После того, как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее). Для выполнения 20го задания необходимо приготовить карточки размером примерно 7-8х13-14 см на которых пишется рукописная фраза «Он ел суп» (вертикальный размер букв – 1 см, заглавный 1,5 см), карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание второе формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же. Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно записать ниже или выше. Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения 3-го задания. После выполнения 2-го задания первая карточка у него отбирается и на ее место кладется вторая, на которой изображены 10 точек (расстояние между точками по вертикали и горизонтали- 1 см, диаметр точек – 2 мм), расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз (как на рис.) К третьему заданию следующая инструкция: «здесь нарисованы точки, попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа (показать где)». ^ Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 2-4 (1 балл – наилучшая оценка, 5 баллов – наихудшая) Задание 1. (рисунок человека) 1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признак мужской одежды. 2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл, возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица. 3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствует шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног. 4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией. 5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули. ^ (рис.3) 1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более, чем в 2 раза. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более, чем на 30. 2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна. 3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма. 5 баллов – каракули. ^ 1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше, чем вдвое. 2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: 1 точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек. 3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20). 4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии- не допустимы. 5 баллов – каракули.
Для определения чистоты речи ребенку предлагается по картинкам перечислить последовательно вслух предметы, в названиях которых встречаются звуки, относящиеся к группам:
Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, середине и конце слова. Желательно, чтобы исследование чистоты речи проводилось логопедом Например: рак – ведро – топор; река – гриб – фонарь; Лопата – белка – стул; линейка – олень – соль; Самолет – бусы – колос; сито – гуси – лось; Заяц – коза – воз; зима – газель – витязь; Цапля – яйцо – огурец; жук – лыжи – нож; Шишка – кошка – мышь; чашка – бабочка – ключ; Щетка – ящерица – плащ. Это примерный набор слов. Для национальных школ союзных республик необходимо подобрать такой набор слов (на народном языке), в котором встречались бы звуки трудные для произношения детьми данной национальности. Можно любое из них заменить другим, в котором встречается нужная буква, однако принцип подбора слов должен быть сохранен. Для удобства исследования картинки или рисунки можно наклеивать в тетрадь или детский альбом для рисования. При проведении исследований фиксируются все дефекты в произношении звуков, имеющиеся у данного ребенка. Наличие дефектов в произношении хотя бы одно из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания (обозначается знаком -, а отсутствие – знаком +). 3.Мотометрический тест «вырезание круга» Испытуемый получает карточку из тонкого картона или плотного ватмана, на которой изображена фигура, представленная на рис.5. Ребенку дают, острые, не тугие ножницы и объясняют, что ему нужно вырезать круг по средней утолщенной линии. После того, как испытуемый дорезал карточку до толстой линии, фиксируется время начала вырезания круга (с помощью секундомера или часов с секундной стрелкой). В течение одной минуты должно быть вырезано не менее 8/9 кругов. Отклонение от утолщенной линии разрешается максимум 2 раза; если ребенок в процессе работы перерезает одну из толстых линий или 1 раз, если он перерезает две тонкие линии. Разрешается две попытки. Тест считается невыполненным (обозначается - ) при превышении времени, отведенного на его выполнение (1 минута), и при большем количестве ошибок. Комплексная ошибка результатов На основании результатов психофизиологического обследования ребенок считается готовым к школьному обучению, если он получает в сумме 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет положительный (+) результат за выполнение хотя бы одной из двух проб. По результатам исследований заполняются формы П,1,а и П,1, б – отдельно для городских и сельских детей, а также по результатам повторного обследования детей. Признанных при первом обследовании не готовыми к школе. П.2. Изучение режима дня Суточный и предельный бюджет времени учащегося подготовительных и 1-3 классов учитывается с помощью специальных режимных анкет, заполняемых родителями (см.анкету). Анкета № 1 заполняется родителями 1 раз в год. Кроме ответов на вопросы о личности ребенка, семье, режиме дня, вносятся данные о субъективных признаках, говорящих об утомляемости ребенка – жалобы на логовную боль, устлалось, а также о психоневрологическом состоянии ребенка – плаксивость, раздражительность и т.д. Анкеты предназначены для машинной обработки 1/, поэтому все данные заносятся в форму п.2.а и направляются в институт гигиены детей и подростков МЗ СССР, в форму вносятся данные каждого ребенка: проставляется по каждому вопросу ответ в баллах, заключенный в кружок. Данные по основным режимным моментам сопоставляются с гигиеническими Нормами:
У всей группы обследованных детей определяется средний балл по комплексу ответов с 10 по 23, что в известной степени характеризует суммарную нагрузку организма и отдельно по комплексу ответов с 24 по 8, что говорит о реакции организма на суммарную нагрузку. Обработка анкет проводится по методике, разработанной в ГДР и адаптированной для наших условий. ^ Основным требованием при составлении режима дня следует считать соответствие умственного и физического труда возрастным возможностям детей. При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов на 1-2 –х уроках, а у учащихся средних и старших классов на 2-3-х уроках. Утомление оказывается уже значительно выраженным у младших школьников к 3-4-му уроку, а у старших – к 5-6-му. Поэтому предметы, требующие усиленной умственной работы должны планироваться в основном на 2 и 3-ем уроках. В течение недели снижение работоспособности отмечается вначале (врабатывание) и в конце недели – это так же надо учитывать при составлении расписания. Продолжительность урока в средней школе – 45 мин., продолжительность перемены между уроками 10 мин., большой перемены (после 2-го урока) – 30 мин., вместо одной большой допускается после 2 и 3-го уроков перемены по 20 мин. каждая. Школьный врач и медсестра должны контролировать организацию отдыха и переменах – нельзя использовать перемены для проведения различных учебно-воспитательных мероприятий, связывающих инициативу детей и не способствующих их отдыху. Возрастные физиологические нормы предусматривают определенную продолжительность различных элементов режима: Приготовление уроков: 1 класс – 1 час 2 класс - 1,5 часа 3 – 4 классы – не более 2 часов 5 – 6 классов – не более 2,5 часов 7 класс - не более 3 часов 8 – 10 классы – не более 4 часов Продолжительность прогулки на свежем воздухе: 1 – 4 класса – не менее 3 – 4 часов средние и старшие школьники – не реже 2 – 3 часов Суточная продолжительность сна: В 7 – 8 лет составляет – 11,5 часов 9 – 11 лет -«- 10,5 часов 12 – 13 лет -«- 10 часов 14 лет -«- 9,5 часов 15 лет -«- 9 часов Существенным элементом в режиме дня школьников является правильное питание. Учащиеся должны получать горячий завтрак, калорийность которого должна составлять примерно 20% ежедневного суточного рациона учащегося и по составу пищевых ингредиентов должны включать: Младшие школьники: 12 – 16 г.Б старшие школьники: 15 – 20 Б 12 – 16 г. Ж 15 – 20 Ж 50 – 80 г. У 75 – 100 У Кроме того усилиями медицинского персонала и администрации школы могут быть организованы бесплатные «витаминные столы» (дача молока, соков детям ослабленным, имеющим хронические заболевания) и диетпитание для «Д» больных с различными группами болезней (ЖКТ, аллергические, почечные и т.д.) Медицинские работники школы участвуют в разработке меню, следят за его выполнением, контролируют качество поступающих продуктов, условия их хранения и соблюдения правильности технологического процесса приготовления пищи. М/сестра контролирует вкусовые качества пищи путем ежедневного снятия проб, заносит эти данные в бракеражный журнал, проводит забор «суточных проб». Не реже одного раза в 10 дней проводится подсчет общей калорийности пищи и пищевых ингредиентов. Медицинские работники школы должны требовать выполнение санитарных правил по уборке помещений, мытье посуды, хранение отбросов, выполнение правил личной гигиены, прохождение персоналом проф. осмотров. ^ Важным условием для правильного проведения физического воспитания исключительно является осуществление врачебного контроля за ним. Врачебный контроль включает следующие разделы:
При проверке проведения урока или занятия в секциях следует определять:
Физиологическую кривую урока можно определить путем учета реакций со стороны пульса, частота которого подсчитывается у 4 – 5 школьников на уроках физкультуры до начала занятий и в конце каждой части урока: вводной (15-20 мин), основной (25-30 мин) и заключительной (3-5 мин). На основании полученных данных составляется физиологическая кривая нагрузки. Кроме того, определяется при помощи секундомера плотность занятий, которая должна быть не ниже 60% с изменением в сторону увеличения при неб. нагрузке (до 80%) и уменьшении – при интенсивной нагрузке. Плотность занятий вычисляется по формуле: Истинное время упражнений х 100 ![]() Важным разделом занятия роботы школьного врача является оказание школьникам старших классов помощи в выборе профессии в соответствии с их состоянием здоровья, т.е. работа по врачебной проф. ориентации. Профессиональная ориентация – это система совместной работы школы, семьи, предприятий, направленная на формирование и развитие интересов у школьников к выбору профессии в соответствии с состоянием их здоровья, способностями, склонностями. Работа по проф. ориентации начинается с 5 кл. и длится в течение всего времени обучения в школе. Для правильного проведения проф. консультации крайне важно высокое качество и полнота медицинского освидетельствования подростков, на основании чего необходимо рекомендовать подростку наиболее соответствующую его здоровью, интересом и склонностям профессию, а не ограничиваться лишь указаниями на противопоказанные ему профессии. В отношении здоровых подростков врачебная проф. консультация должна способствовать выбору такой профессии, которая наилучшим образом соответствовала бы их способностям, наклонностям и психофизиологическим особенностям организма. При проведении проф. консультации врач руководствуется «Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (по группам профессий) МЗ СССР. Разрешение на участие в массовых спортивных мероприятиях, кроссах, шахматам выдается на основании данных углубленного осмотра. Разрешение на участие в соревнованиях вне школы по всем остальным видам спорта выдается после дополнительного медицинского осмотра. При проведении соревнований, врач входит с состав судейской коллегии на правах зам. главного судьи. Перед началом соревнований врач обязан: А) проверить наличие мед заключения о допуске к соревнованию каждого участника, Б) проверить состояние спецоборудования (с точки зрения безопасности для здоровья участников), В)осуществлять контроль за общими гигиеническими условиями и режимом проведения соревнований. Медицинские работники систематически посещают уроки труда, контролируют выполнение гигиенических требований при их организации, соблюдение правил техники безопасности. Медсестры снабжают необходимыми медикаментами аптечки в слесарных, столярных мастерских и кабинетах домоводства. ^ Освобождение от выпускных экзаменов. Школьники, достигшие 15 летнего возраста подлежат передаче в подростковый кабинет взрослой поликлиники. Эта работа осуществляется участковым врачом совместно с врачом школы. Участие школьного врача в этой работе выражается в написании кратких эпикризов на школьников 8 классов (с указанием результатов осмотра специалистами) – которые отправляются в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. Школьный врач принимает активное участие в освобождении учащихся от переводных и выпускных экзаменов, который проводится на основании заключения мед. комиссии (ВКК) и решение педсовета школы. Тем учащимся, которые не могут сдавать переводные экзамены весной, экзамены переносятся на осень (с 20 – 31 августа). Освобождение от выпускных экзаменов фиксируется в ф № 26 «Индивидуальная карта ребенка» , Ф.№ 25-у «Вкладной лист на подростка к мед. карте», а так же в ф. 286, ф. 25, а от переводного экзамена ф. № 26, и ф. № 112. Инструкция о передаче подростков, достигших 15-ти летнего возраста и медицинской документации на них из детских поликлиник в поликлиники для взрослых.
Передача подростков, состоящих на диспансерном учете по поводу заболеваний или имеющих какие-либо заболевания к моменту передачи, проводится с участием врача-специалиста соответствующего профиля. Комиссия осматривает диспансерную группу больных подростков и оценивает полноту и качество оформления предоставленной медицинской документации (переводного эпикриза, учетные формы № 112-у, 026-у, 025-у).
Примерная схема эпикриза подростка Поликлиника №______________ Дата заполнения_________________________ Фамилия, Имя, Отчество_______________________________________________ День, месяц, год рождения_____________________________________________ Пол: муж, жен., адрес__________________________________________________ Участок № _________________ школа __________________ класс ____________ Находится под наблюдением поликлиники с _______________________________ Родился: доношенным, с родовой травмой, асфиксией, резус-конфликт (подчеркнуть) Рос и развивался в соответствии с возрастом. Отставал в развитии движений, речи, интеллекта (указать возраст)______________________________________________ Перенес: корь, скарлатину, вент. оспу, коклюш, б. Боткина, дизентерию, др. инфекционные заболевания _________________________________________________ Перенес пневмонию 1,2,3 и более раз. Последний раз (указать дату) Частые респираторные заболевания и грипп (4 и более раза в год )____________________ Последний раз __________________ Ангины 1,2,3 и более 3 раз в год_________________ Последний раз________________________________________________________________ Перенес операции (какие, когда)________________________________________________ Перенес травмы и их последствие (какие, когда)___________________________________ В течение последних двух лет находился в стационаре (когда) с диагнозом ____________ Состоял на диспансерном учете у окулиста, отоларинголога, хирурга, ортопеда, ревматолога, педиатра, психоневролога__________________________________________ С_____________по _______________________ с диагнозом__________________________ Наблюдался и лечился регулярно, снят с учета по выздоровлении. В настоящее время состоит на диспансерном учете у окулиста, отоларинголога, хирурга, ортопеда, психоневролога, ревматолога, педиатра _________________________________ ___________________________ с диагнозом______________________________________ Занимается спортом в спортивной секции (указать вид спорта)_______________________ Вредные привычки ___________________________________________________________ Прошел углубленный осмотр__________________________________________20______г. Вес______ рост_______ окружность грудной клетки______________ АД__________ Половое развитие АР МА МЕ Диагноз: Физическое развитие: Медицинская группа для занятий физкультурой_______________________ Ограничения профессиональной пригодности: не имеет, имеет (указать какие)______ Рекомендации На всех детей, состоящих на диспансерном наблюдении (форма №30), врач составляет дополнительный эпикриз, в котором указывается динамика заболевания, проведенное лечение и оздоровительные мероприятия, их эффективность и дальнейшие рекомендации. Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых острых заболеваний.
Диспансеризация больных детей – школьников В школе на детей, состоящих на «Д» учете заводится ф № 30, «Д» наблюдение подлежат школьники:
а) больные ревматизмом и угрожаемые по ревматизму, б) с врожденными пороками сердца, в) с сосудистыми дистониями по гипертоническому и гипотоническому типам.
а) хроническая пневмония, б) бронхиальная астма.
а) Хронический тонзиллит, б) хронический средний отит, в) хронический синусит, г) хронический ларингит, фарингит д) тугоухость и др.
а) миопия всех степеней, б) косоглазие, в) гиперметропия без косоглазия, г) прободные ранения глазного яблока и тупые травмы III ст. и др.
а) сколиозы всех степеней и нарушение осанки, б) плоскостопие, в) спастические параличи, парезы, г) последствия полиомиелита и др.
Частота наблюдения за школьниками, взятыми на «Д» учет должна быть индивидуальной в зависимости от тяжести и течения патологического процесса, но не должна быть реже 1 раза в 3 мес. Школьный врач проводит «Д» наблюдение в тесной преемственности с врачами-специалистами поликлиники и с участковыми врачами: от уч. врача ребенок приносит справку – с указанием результатов проведенного лабораторного обследования, указанием даты следующей явки рекомендованных лечебных мероприятий – эти данные переносятся в школьную ф. № 30. Большая часть лечебно-оздоровительных мероприятий на протяжении учебного года пороводится непосредственно в школе (УВЧ, УФО, смазывание миндалин р-ром Люголя, фитотерапия, поливитамины; организация дополнительного питания для ослабленных детей, диетического питания и т.д.) Школьный врач и м/с организуют все мероприятия по оздоровлению школьников с пониженной остротой зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата – организуют правильное рассаживание детей за партами и столами. Мед. сестра школы проводит повседневный учет заболеваемости. Учитываются все обращения за медицинской помощью к школьному врачу (регистрируются в специальном журнале – не зависимо от жалоб и характера заболевания), отдельно учитываются все инфекционные и неинфекционные заболевания, перенесенные школьниками. Ежемесячно проводится анализ обращаемости (по нозологическим формам, жалобам, классам) – результаты используются для проведения совместно с администрацией школы необходимых профилактических мероприятий. ^ Углубленные осмотры проводятся по утвержденной схеме. На основании анализа результатов углубленного осмотра составляется заключение о состоянии здоровья школьника, определяется мед. группа для занятий физкультурой, даются соответствующие трудовые рекомендации, назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия. Результаты углубленного осмотра и план лечебно-профилактических мероприятий заслушивают и обсуждаются на педагогическом совете школы. Классные руководители получают от м/с школы списки детей, имеющие отклонения в соответствии здоровья с указанием назначенных им лечебно-оздоровительных мероприятий (листы здоровья класс). Результаты углубленного осмотра подаются также зав. ДШО детской поликлиники (распределение школ по группам здоровья, общее число осмотренных, характер и численность выявленной патологии и т.д.) ^
^
^ 1. Общая часть. Характеристика материально-технической базы – здание типовое, приспособленное, отопление, водоснабжение, канализация. Проведение косметического и капитального ремонта, реконструкция помещений, капиталовложения промпредприятий в строительные и ремонтные работы. Наличие медицинского и стоматологического кабинета, их оборудование наличие инструментария, график работы. Наличие физкультурного зала, спортивной площадки, наличие спортивного инвентаря, производственных мастерских. При наличии пришкольного инвентаря описывается его характеристика, состояние, мощность. Сведения о количестве мест и учеников в школе по классам. Состояние учебно-гигиенического режима: количество учащихся, занимающихся в 1 и во 2 смены, наличие кабинетов для дошкольников разных классов при кабинетной системе обучения. Контроль и участие мед. работника в составлении учебного расписания. Сведения о наличии парт по схеме: № парты наличие Необходимо по росту разница (+2-) II. Медицинские кадры в школе. Штатные должности врача и среднего мед. персонала, указать работу по совместительству. Характеристика штатов по стажу: когда, где проходили специализацию, когда была последняя аттестация в гор. райбольнице. Участие в семинарах, конференциях. III. Лечебно-профилактическая работа. Организация подготовки и проведения углубленного осмотра, его анализ. Участие в осмотре узких специалистов Оздоровительная работа.
Организация наблюдения за диспансерной группой детей Организация прививочной работы, % выполнения плана прививок. Количество детей с положительной реакцией Манту, наблюдение за ними. Заболеваемость школьников по обращаемости, инфекционная заболеваемость Школьный травматизм
Контроль за физическим воспитанием, как проводятся занятия с учениками в подготовительной и специальной группах. Сколько детей нуждается и занимается корригирующей гимнастикой Как осуществляется контроль за организацией трудового воспитания Организация питания школьников, где питаются, количество посадочных мест, ассортимент блюд, наличие 7-дневного меню. Количество учеников, получающих горячее питание, сколько питается по абонементам, бесплатно, использование средств на бесплатное питание. Санитарно-гигиенический режим школы. Привитие гигиенических навыков детям Санпросветработа в школе. Работа с санитарным активом. Список детей, освобожденных от выпускных и переводных экзаменов. Примечание: сведение даются за прошедший учебный год. Питание школьников Физиологические особенности школьников характеризуются интенсивностью роста, напряженностью процессов метаболизма, половым развитием в пубертатном периоде, увеличением энергетических затрат и формированием типа ВНД. Характерно увеличение умственной и физической нагрузки. Поэтому необходимо правильно организовать питание. Физиол. питания необходимо строить исходя из возрастных потребностей в питательных веществах. В соответствии с этим выделены возрастные группы 7-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет или 7-11 лет, 11-14 лет. Были разработаны примерные суточные наборы продуктов питания для детей в домашних условиях и организованных коллективах. На основании их были составлены меню. Особое внимание уделяется организации школьных завтраков, а также питанию детей в условиях продленного пребывания в школе. Установлено, что умственное напряжение и физическая подвижность детей в школе (за 4 – 6 часов) сопровождаются тратой энергии 600 ккал. Для покрытия этих затрат младшие школьники должны обеспечиваться горячим или молочным завтраком в школе (не менее 500 ккал), а школьники старших классов 600-700ккал, т.е. 20-25% общей суточной калорийности рациона. Дети, находящиеся в школе 8-10 часов, должны быть обеспечены полноценным завтраком и обедом. Питание детей этой группы должно составлять 50-70% суточной нормы, поэтому необходимо создать все условия для обеспечения учащихся горячими завтраками и обедами. ^ Большое значение в организации питания школьников имеет режим питания – соблюдение определенных интервалов между приемами пищи, количество и качество распределения пищи в течение дня. При систематическом нарушении интервалов между приемом пищи тормозится деятельностью коры головного мозга, нарушается ритм деятельности пищевых желез, аппетит снижается и постепенно развивается анорексия. ^ В институте питания АМН СССР установлено, что при построении питания рацион школьника должен быть дифференцирован по химическому составу, калорийности и объему в соответствии с возрастом детей. Было показано, что дети гармонично развиваются при потреблении белка и жира: 7 – 11 лет – блок 80 г, (48 г – жив), Ж – 80 г, У – 320 –350г, К – 2800 ккал в сутки. Нецелесообразно включение в меню жирных мясных блюд, самых острых соусов и приправ. Объем суточного питания до 2 лет: 11 – 14 лет - объем суточного питания до 2,5 лет: Б –до 100г, (64 г, - жив), Ж – 100г, У - 400 – 420г, К – 2900 – 3000 ккал Не менее важной является сбалансированность по минимальному составу средняя норма поваренной соли – 5 – 10 г/сутки. Большое значение для нормального развития школьников имеет достаточное содержание витаминов. Одностороннее питание может привести к развитию гиповитаминоза. В зимнее время необходимо ежедневно вводить в рацион витамин С. Говядина средней упитанности, нежирная баранина и свинина, мясо кролика, птиц, субпродукты должны входить в рацион питания. Крупнокостная рыба (треска, окунь, сом) – источник полноценных белков и минеральных солей. Молоко и молочные продукты – источник легкоусвояемых полноценных белков , солей Са и витаминов – должны естественно входить в рацион (не менее 500,0) Школьнику необходимо в день 1 яйцо – содержит все незаменимые аминокислоты, витамины. Фрукты, овощи, зелень необходимо использовать во все сезоны в достаточном колическтве: при отсутсвии свежих – использовать замороженные, консервированные, сушеные и квашенные. Крупы должны быть разнообразными. Наиболее ценны – греча и овсянка, рис по а/кислотному составу близок к жив. Происхождению Не менее ценны бобовые. При отсутствии необходимых продуктов их заменять по таблице замены, сохраняя химический состав. Одно и то же блюдо не должно повторяться 2 раза в неделю. Завтрак должен состоять из 2 блюд, бутерброда и напитка. Обед – 3 блюда и компот. Полдник – молочные продукты и хлебобулка Меню должно составляться на 2 сезона: зимне-весеннее и осенне-летнее. Необходимо учитывать правильность сочетания продуктов: мясо лучше осваивается с овощным гарниром, если суп крупяной, то гарнир – овощной. Большее значение имеет кулинарная обработка продуктов. Овощи нельзя долго хранить в воде. При мелкой нарезке картофеля теряется до 40% витамина С в течение 20 – 30 мин. содержания в воде. Меню для школьников должно быть единым, но раскладка продуктов и выход блюд – дифференцировать по возрастам. Организация рациона питания в общеобразовательных школах Зависит от технической базы (наличие столовой, кухни – заготовочной с подсобными помещениями). При отсутствии кухни завтраки доставляются из базовой столовой специальным транспортом и в соответствующей таре. |