|
Скачать 1 Mb.
|
Управление здравоохранения администрации Красноярского края Красноярский территориальный центр медицины катастроф
^ (охрана ЛПУ) Методические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации подготовлены директором Красноярского территориального центра медицины катастроф Бурмистровым Ю.Н., заместителем директора по организационно-методической работе Курмаевым А.Ф. В методических рекомендациях изложены некоторые вопросы планирования и организации антитеррористической защиты, системы охраны и безопасности лечебно-профилактических учреждений края, рассмотрен стандартный порядок действия должностных лиц при угрозе и возникновении террористических актов, даны рекомендации по организации медико-санитарного обеспечения населения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ, комплексе диагностических и лечебных мероприятий, рекомендуемых в чрезвычайных ситуациях. Данное пособие предназначено для руководителей лечебно-профилактических учреждений, разрабатывающих планы действий в чрезвычайных ситуациях и подготовки кадров службы медицины катастроф. ^ Организация работы учреждений здравоохранения, должностных лиц при угрозе проведения и ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов. (Методические рекомендации).
Проблема терроризма глобальна по своей сути, и нет ни одного государства в мире, которое может жить сегодня в полной уверенности в том, что это явление рано или поздно не коснется его граждан. Во второй половине XX века терроризм превратился в одну из крупнейших угроз национальной и международной безопасности государств. На современном этапе терроризм характеризуется следующими особенностями: расширением границ, качественным усилением разрушительного потенциала, высокой степенью организованности, резким возрастанием числа возможных жертв бандитских акций за счет случайных лиц. Общество должно быть готово к тому, что борьба с терроризмом может приобрести долговременный характер, а не сводиться лишь к проведению отдельных мероприятий. ТЕРРОРИЗМ Классификация проявлений терроризма. 1. Масштаб терроризма: преступление против личности, групповое убийство, массовая гибель граждан, диверсия по всей территории страны, крупномасштабная акция против мирового сообщества. 2. ^ физическое устранение политических оппонентов, устрашение гражданского населения, «акция возмездия», дестабилизация деятельности государственной власти, нанесение экономического ущерба, осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений, провоцирование военного конфликта, изменение политического строя. ^ применение огнестрельного оружия, организация взрывов и поджогов в городах, взятие заложников, применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ, применение химического или биологического оружия, организация промышленных аварий, уничтожение транспортных средств, электромагнитное облучение, информационно-психологическое воздействие. ^
убийца-одиночка, преступное сообщество, этнический клан, религиозная секта, экстремистское политическое объединение, специальная служба государства, международная террористическая организация. 2. Средство, используемое для проведения террористических актов; холодное оружие, огнестрельное оружие, взрывчатое вещество, биологический агент, радиоактивное вещество, ядерный заряд, излучатель электромагнитных импульсов. 3. Объект воздействия: физическое лицо, транспортное средство, общественное или жилое здание, промышленный объект, система связи и управления, магистральный трубопровод, объекты водоснабжения, продукты питания. ТЕРРОРИЗМ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Посягательство на жизнь Нападение^ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Физическое лицо ИмуществоГосударственного деятеля ![]() ![]() ![]() Представитель иностранного государства Сотрудник международной организации Организация Материальные объекты Общественного ![]() ![]() ![]() Служебные помещения, транспорт лиц, пользующихся международной защитой ![]() ![]() ![]() ![]() Опасность гибели людей Значительный материальный ущерб Иные общественные последствия ![]() Цели Цели ![]() ![]() Цели ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Нарушение общественной безопасности Воздействие на органы власти для:
Прекращение государственной или иной политической деятельности Месть за такую деятельность ![]() ![]() Провокация войны Осложнение международной обстановки Устрашение населения В организации и проведении антитеррористических мероприятий важное место занимает здравоохранение и его силы быстрого реагирования, представленные формированиями службы медицины катастроф. От готовности сил и средств службы медицины катастроф, чёткости и умения их работы при ликвидации последствий террористических актов зависит жизнь и здоровье многих людей. В решении этой задачи важная роль принадлежит руководителям службы медицины катастроф, руководителям лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф. Защита медицинских объектов и обеспечение готовности учреждений здравоохранения к ликвидации медицинских последствий террористических актов должны стоять в ряду приоритетных задач. В целях повышения готовности учреждений здравоохранения заблаговременно разрабатывается специальный раздел Плана действий учреждения здравоохранения при террористических актах, включающий в себя два подраздела: - действия учреждения здравоохранения при ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов и связанных с ним чрезвычайных ситуаций на данной территории (в соответствии с возложенными функциями и утвержденными плановыми заданиями на ЧС); - действия при угрозе или возникновении террористического акта в самом медицинском учреждении (алгоритмы действий всех служб см. далее по тексту). Организационные формы и объемы работы по медико-санитарному обеспечению населения, пострадавшего в результате террористического акта, определяются масштабом чрезвычайной ситуации, величиной, тяжестью и структурой санитарных потерь. Действия подразделений службы медицины катастроф, скорой медицинской помощи по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшему населению не имеют принципиальных отличий от действий при возникновении ЧС иного происхождения, например, пожары, взрывы (отличие составляют случаи применения БОВ и ОХВ). Осуществление комплексных предупредительно-профилактических мероприятий по обеспечению безопасности ЛПУ, имеет свои специфические особенности, которые зависят от характеристик террористических действий, что обязательно должно учитываться при разработке планов. ^ персонала и больных в лечебных учреждениях от проявления терроризма В каждом лечебно-профилактическом учреждении должен быть разработан План действий по обеспечению безопасности ЛПУ от проявления терроризма, который является составной частью плана действий объекта здравоохранения при ЧС и включает следующие разделы. 1. Мероприятия предупредительного характера 2. Мероприятия в угрожаемый период; 3. Мероприятия при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство; 4. Мероприятия при поступлении угрозы по телефону; 5. Мероприятия при поступлении угрозы в письменном виде; 6. Меры предупредительного характера и действия в случае захвата террористами заложника; 7. Меры по предупреждению биотерроризма. 1. Мероприятия предупредительного характера. Для предупреждения и уменьшения последствий террористического акта необходимо: - изучить и документировать (составить и утвердить у главного врача) схему (план) закреплённой за ЛПУ; - провести комиссионную проверку состояния ограждений, подвальных и чердачных помещений в лечебных корпусах и на территории ЛПУ, уточнить, кто ими пользуется, их предназначение и нумерацию. Результаты оформить актом; - издать приказ о закреплении служебных, медицинских, хозяйственных и складских помещений, участков территории ЛПУ за структурными подразделениями и возложении ответственности за их содержание, закрытие, опломбирование и ежедневную (в рабочие дни) проверку их состояния утром и вечером на соответствующих должностных лиц; - издать приказ о закреплении за должностными лицами шкафов для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами, обязать должностных лиц сделать положенную маркировку шкафов, о закрытии их надёжными замками и опломбирование. Вменить в обязанность охраны ЛПУ проверять их закрытие и опломбирование; - организовать проверки целостности входных дверей, замков, пломб, подвалов, служебных, хозяйственных и складских помещений, а также шкафов с баллонами со сжатыми и сжиженными газами на территории ЛПУ по специальному перечню (списку) личным составом охраны ЛПУ с обязательной отметкой в журнале результатов проверки; - организовать проверку закреплённых за подразделениями участков территории с отметкой в специальном журнале её результатов; - издать приказ главного врача о закреплении мест стоянки личных и служебных автомобилей, не принадлежащих ЛПУ; - усилить контрольно-пропускной режим; - уточнить порядок передачи информации об угрозе террористического акта (взрыва) в органы МВД, ФСБ и оперативному дежурному по делам ГО и ЧС; - организовать и периодически проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи, практические занятия и тренировки с сотрудниками по действиям в ЧС, связанных с проявлением терроризма; - провести заседание объектовой комиссии по ЧС с повесткой: «О мерах, принятых по повышению безопасности ЛПУ от проявления терроризма», и периодически заслушивать состояние дел; - довести до руководствующего состава «План действий по обеспечению безопасности сотрудников и больных от проявления терроризма»; - провести со всеми сотрудниками инструктажи на тему: «Действия сотрудников при эвакуации в безопасное место на период угрозы террористического акта (взрыва)»; - провести объектовую тренировку всех сотрудников и формирований службы медицины катастроф и ГО объекта по сигналу «Угроза террористического акта (взрыва)»; - заблаговременно ознакомить сотрудников с распоряжением о порядке приёма сообщений, содержащих угрозы террористического характера по телефону и с правилами обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. 2. Мероприятия в угрожаемый период. При угрозе возникновения террористического акта необходимо: - поставить задачи руководящему составу ЛПУ, членам объектовой комиссии по ЧС о мерах по обеспечению безопасности сотрудников объекта в угрожаемый период; - подготовить проект приказа об организации охраны объекта по усиленному варианту; - перевести на усиленный вариант несения службы личный состав охраны ЛПУ; - проинформировать об обстановке и провести инструктажи персонала подразделений о порядке их действий в угрожаемый период; - усилить наблюдение личным составом охраны за стоянкой личных автомобилей сотрудников ЛПУ и других организаций, не допускать парковку автомашин, не имеющих отношение к объекту, ближе 50м; - осуществить проверку чердаков, подвалов, помещений, закреплённых за структурными подразделениями участков территории ЛПУ, личным составом дежурной смены охраны и назначенными сотрудниками; - организовать проверку всего объектового и личного транспорта, находящегося на территории ЛПУ; - установить контакт с отделом внутренних дел, оперативным дежурным по делам ГО и ЧС, отдела ФСБ, Территориальным центром медицины катастроф (КТЦМК), уточнить порядок передачи информации об угрозе террористического акта (взрыва); - привести в повышенную готовность к выполнению задач формирования медицины катастроф и ГО; - выдать всем подразделениям средства индивидуальной защиты, которые потребуются в данной чрезвычайной ситуации. 3. Мероприятия при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство. В случае обнаружения подозрительного на взрывное устройство предмета необходимо: - передать информацию главному врачу, или дежурному врачу; - передать информацию об обнаружении подозрительного на взрывное устройство предмета в отдел внутренних дел, оперативному дежурному ГОЧС и оперативного отдела ФСБ, КТЦМК. - организовать охрану места нахождения подозрительного предмета; - оценить обстановку, принять решение и отдать распоряжения руководящему составу ЛПУ, объектовой комиссии по ЧС, штабу и начальникам служб ГО об эвакуации персонала и больных в безопасное место; - произвести оповещение сотрудников по громкоговорящей связи об угрозе террористического акта и эвакуации персонала и больных в безопасное место сигналом: «Угроза террористического акта»; - осуществить контроль за выходом из зданий всех сотрудников и больных в безопасное место; - обеспечить встречу наряда милиции с собакой, пожарной машины, машины скорой помощи, представителей Управления по делам ГОЧС, отдела внутренних дел и оперативного отдела ФСБ; - привести в готовность формирования службы медицины катастроф, ГО и ЧС и поставить задачу (врачебно-сестринским бригадам, группам связи и оповещения, спасательной, хим. разведки, аварийно-технической и электроснабжения и т.д.); - организовать выдачу средств индивидуальной защиты, необходимых в данной ситуации. 4. Мероприятия при поступлении угрозы по телефону. В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. В случае, когда угроза поступает по телефону, необходимо: - доложить полученную информацию об угрозе террористического акта в правоохранительные органы и Управление по делам ГО ЧС, ФСБ, КТЦМК. Изложить свои просьбы и получить от них рекомендации о действиях до прибытия оперативно-следственной группы и других представителей этих органов;
5. Мероприятия при поступлении угрозы в письменном виде. При поступлении угрозы о террористическом акте в виде письма, телеграммы, бандероли и т.д. необходимо: - передать информацию о получении угрозы в письменном виде в правоохранительные органы, Управление по делам ГО ЧС, отдел ФСБ, КТЦМК; -исходя из конкретной обстановки и рекомендаций правоохранительных органов, отдать распоряжение руководителям подразделений, членам объектовой комиссии по ЧС, штабу и начальникам служб ГО о мерах по предупреждению террористического акта и обеспечению безопасности персонала и больных (частичная или полная эвакуация в безопасное место и др. меры); - обеспечить сохранность и своевременную передачу в правоохранительные органы полученных материалов с угрозой террористического акта; - обеспечить присутствие на рабочих местах лиц, обнаруживших (получивших) материалы об угрозе террористического акта, до прибытия оперативно-следственной группы; - в зависимости от конкретной обстановки и рекомендаций правоохранительных органов провести эвакуацию персонала и больных в безопасное место; - развернуть пункт управления ГО в указанном главным врачом месте, обеспечить начальников служб и командиров формирований ГО средствами связи; - привести в готовность к выполнению задач группу связи и оповещения, спасательную группу, группу пожаротушения, группу химической разведки; - перевести охрану ЛПУ на усиленный вариант несения службы. Усилить пропускной режим. Въезд и выезд транспорта осуществлять только по разрешению главного врача и его заместителей. - пропуск транспорта через КПП осуществлять только после тщательного осмотра; - с прибытием оперативно-следственной группы осуществить проверку всех служебных и неслужебных помещений, подвалов, территории на предмет обнаружения опасных предметов (по разрешении оперативно-следственной службы). 6. Мероприятия в случае захвата террористами заложника. В случае захвата террористами заложников: - проинформировать о сложившейся ситуации правоохранительные органы, Управление по делам ГОЧС, ФСБ, КТЦМК; - представителям администрации ЛПУ по своей инициативе не вступать в переговоры с террористами; - при необходимости выполнять требования террористов, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей; - не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих, не провоцировать действия, влекущие применение оружия террористами; обеспечить возможность беспрепятственного прохода (проезда) к месту нахождения преступников для сотрудников и автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников и подразделений ГО ЧС; - по прибытии сотрудников специальных подразделений ФСБ, МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации; - при получении рекомендаций правоохранительных органов провести частичную или полную эвакуацию сотрудников и больных из подразделений, находящихся вблизи места нахождения захватчика и заложника; - ужесточить пропускной режим (при необходимости силами МВД, ОМОН и ФСБ); - привести в готовность силы и средства медицины катастроф, объекта здравоохранения и ГО (тех районов, где произошло ЧС). 7. Мероприятия по предупреждению биотерроризма. Для предотвращения совершения биотеррористических актов в ЛПУ необходимо:
^ Организация системы охраны учреждений здравоохранения - это комплекс административно-организационных инженерно-технических и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих безопасность мед.персонала и пациентов, сохранность мед. препаратов, техники, финансовых и материальных ценностей, информационной защиты учреждений. Основные принципы организации системы охраны учреждений здравоохранения:
Принимая решение об организации системы охраны в учреждении здравоохранения, каждый руководитель должен учитывать следующие специфические факторы:
Непосредственная работа по организации системы охраны в учреждении состоит из:
^ В настоящее время в охране учреждений здравоохранения используются следующие силы и средства: отделы вневедомственной охраны, частные охранные предприятия, собственная охрана учреждений. Предлагаем Вашему вниманию рекомендации по использованию этих видов охраны в учреждениях здравоохранения. Если принято решение об использовании в системе охраны учреждения здравоохранения сил и средств юридических лиц (ОВО, ЧОП), рекомендуется: •иметь лицензию УВД на данный вид деятельности и утвержденный тариф за услуги; •согласовать систему охраны, инженерно-техническое оборудование учреждения с отделом охраны и безопасности; •в приложении к договору должен указываться конкретный объем оказываемых охранных услуг. В ходе обсуждения условий договора с юридическими лицами (ОВО, ЧОП) необходимо учитывать, что они являются гибкими хозрасчетными структурами и могут снижать собственный тариф за услуги. Заключив договор на охранные услуги, необходимо постоянно контролировать выполнение договорных объемов услуг. В случае обнаружения фактов их невыполнения оформлять претензионные материалы. Каждое учреждение здравоохранения выбирает свой вид охраны самостоятельно, в зависимости от необходимости и своих финансовых возможностей. Наиболее распространенным и (целесообразным видом охраны является собственная охрана учреждений в сочетании с внутренней сигнализацией, связью и инженерным оборудованием. Для охраны помещений касс, аптек с хранением наркотических лекарственных средств в учреждениях здравоохранения допускается использование внутренней светозвуковой сигнализации с выводом сигнала тревоги на круглосуточный пост охраны сторожей (вахтеров) учреждения! При монтаже, обслуживании и ремонте охранной сигнализации рекомендуется использовать аттестованных или лицензированных специалистов технических средств охраны. Сотрудников охраны учреждений здравоохранения разрешается одевать в камуфляжную форму одежды без знаков различия. Оружие, спец. средства, газовое оружие имеют право применять в указанных законом случаях только аттестованные или лицензированные работники отделов вневедомственной охраны или частных охранных предприятий. Для стабильной надежной работы системы охраны необходимо постоянно осуществлять контроль за несением службы сотрудниками охраны учреждения. На каждом посту охраны рекомендуется иметь следующие служебные документы:
В районах расположения учреждений здравоохранения необходимо организовать взаимодействие с органами внутренних дел, патрульно-постовой службой милиции, участковыми инспекторами, общественными пунктами охраны правопорядка. При взаимодействии с органами внутренних дел рекомендуется исходить из того, что охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и соблюдения правопорядка в общественных местах (местах скопления граждан, приемных покоях больниц) согласно закона РФ "О милиции" ст. 2, раздел 1 и ст. 10 п. 8 является функциональной государственной задачей и обязанностью милиции. Только комплексное использование всех сил и средств, четкая организация внутреннего порядка и пропускного режима, системы взаимодействия, связи и оповещения, тесное сотрудничество с органами милиции позволит создать надежную систему охраны и безопасности в учреждениях здравоохранения.
антитеррористической защиты учреждений здравоохранения Анализ ранее совершенных террористических актов в ЛПУ показывает, что при планировании своих действий бандиты учитывают следующие факторы: • протяженность объекта, количество персонала и пациентов ЛПУ; • надежность пропускного режима и системы охраны ЛПУ; • удаленность от подразделений МВД, ФСБ; • защищенность систем жизнеобеспечения объектов ЛПУ; • возможность оборонительных действий и быстрого отхода после совершенного терракта. Наиболее часто террористами применяются следующие виды действий : • заминирование и подрыв с помощью самодельных взрывных устройств (СВУ) объектов ЛПУ;
Для обеспечения антитеррористической защиты учреждений рекомендуется создать трехрубежную единую антитеррористическую систему защиты ЛПУ. Первый рубеж (дальний) включает в себя: пропускной режим и охрану территории, прилегающей к ЛПУ. При его организации необходимо обратить внимание на: •целостность ограждения, освещенность территории и объектов на ней; •оборудование транспортного контрольно - пропускного пункта; •периодический обход охраняемой территории и объектов на ней; •контроль за парковкой автотранспорта на охраняемой территории. Второй рубеж (средний) включает в себя: организацию пропускного режима непосредственно на объектах ЛПУ. Особое внимание необходимо обратить на:
Третий рубеж (ближний) включает в себя: организацию системы повседневного контроля и наблюдения в ЛПУ за оставленными без присмотра подозрительными предметами. Особое внимание необходимо обратить на •приемные покои и отделения поликлиник и больниц; •всю территорию учреждений закрепить и периодически контролировать, путем обхода, дежурным персоналом ЛПУ; •доступ посторонних лиц максимально ограничить в места расположения систем жизнеобеспечения ЛПУ. Для обеспечения надежной работы системы антитеррористической защиты ЛПУ рекомендуется регулярно проводить следующие мероприятия •ложное заминирование ЛПУ с использованием имитации СВУ (самодельных взрывных устройств); •не реже одного раза в неделю проверять несение службы персоналом в ночное время; •ежедневно перед заступлением на службу проводить инструктаж охраны; •периодически проводить тренировки дежурного персонала по решению различных вводных, например: Вводная № 1 •сработала внутренняя охранная сигнализация гаража. Вводная № 2 •обнаружен подозрительный пакет в приемном покое ЛПУ. Вводная № 3 •террористы захватили заложников в лечебном отделении ЛПУ. Вводная № 4 •террористы обстреляли здание ЛПУ. Вводная № 5 •взорвалось СВУ (самодельное взрывное устройство) в конференц-зале ЛПУ. Главная задача системы антитеррористической защиты ЛПУ: своевременное обнаружение СВУ (самодельных взрывных устройств), выявление подозрительных автомашин и лиц, пытающихся проникнуть на территорию ЛПУ. ^ а) Министерство здравоохранения Российской Федерации требует:
б) Управление здравоохранения администрации Красноярского края требует:
^ при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ Тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими действиями с применением ОХВ (ОВ), делают проблему готовности лечебных учреждений и формирований службы медицины катастроф к их ликвидации крайне актуальной. Население практически не защищено от террористических актов с применением ОХВ (ОВ). Отсутствуют универсальные методики и средства быстрой идентификации химического агента. Химические вещества, как используются скрытно, что может привести к массовым человеческим жертвам, оказать крайне тяжелое психическое воздействие, сопровождаться паникой, дезорганизацией работы спасательных служб и правоохранительных органов. Имеющаяся нормативно-методическая база по вопросам ликвидации медико-санитарных последствий аварий на объектах с АХОВ не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к документам о действиях при террористических актах с использованием высокотоксичных веществ. Вышеперечисленные причины обусловили необходимость рассмотрения этой темы в специальном разделе. ^ При совершении террористических актов высока вероятность использования высокотоксичных химических и отравляющих веществ, обладающих наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтивным или только ингаляционным токсическим действием, не имеющих скрытого периода действия и быстро создающих смертельные концентрации в воздухе. Такие вещества легко изготовить в производственных и лабораторных условиях, их удобно хранить, можно скрытно доставить к месту совершения террористического акта и незаметно перевести в боевое агрегатное состояние. Указанные качества химических веществ имеются прежде всего у БОВ (боевые отравляющие вещества), которые могут рассматриваться как вероятное средство применения при совершении преступлений. Химический терроризм по своей природе резко отличается от преступлений, связанных с применением ядов или диверсией на химически опасных объектах. При этом речь идет не просто о токсичных веществах или ядах в общепринятом смысле, а об их применении для массового поражения населения. К таким веществам относятся в первую очередь БОВ, которые обладают: - чрезвычайно высокой токсичностью, когда количество вещества, требуемое для достижения летального исхода, настолько мало, что практически не видно невооруженным глазом, не ощутимо при вдыхании и попадании на кожу; - способностью быстро проникать через неповрежденные кожные покровы и слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз и т.п. - особыми свойствами, обеспечивающими быстроту и легкость применения в целях терроризма. Такие сочетания свойств не характерны для ядов, встречающихся в криминальной практике или использующихся в гражданских химических производствах. Ни хлор, ни аммиак, ни даже фосген или синильная кислота не могут сравниться с современными БОВ типа зарин, зоман или Ви-газы. Химическое оружие дешево и просто в изготовлении, легко может быть синтезировано небольшой группой специалистов, а в отдельных случаях даже одним квалифицированным специалистом-химиком, в необходимом для террористического акта количестве на малогабаритной лабораторной установке в обычном вытяжном шкафу, (перечень этих веществ и основные характеристики приведены в таблицах 1-3) Таблица 1^ использование которых наиболее вероятно при совершении террористических актов
Таблица 2^ взрыво- и пожароопасность опасных химических и отравляющих веществ
Таблица 3 ^
При применении небольших количеств ОХВ опасные концентрации могут возникнуть на разных расстояниях от места совершения террористического акта (Таблица 4) Таблица 4 ^
*Максимально разовая доза ПДК в атмосферном воздухе населённых мест ^ Специфика медико-санитарных последствий террористического акта с использованием опасных химических и отравляющих веществ обусловлена следующими критериями: - внезапное возникновение ЧС; - возможностью возникновения террористического акта в любом месте массового скопления людей (помещения, транспорт и т.д.); - многообразием химических веществ, используемых при террористических актах, и вытекающим из этого разнообразием (полиморфностью) вариантов и сроков развития поражений; - использованием для террористических целей высокотоксичных веществ; - отсутствием информации (особенно в первые часы после возникновения инцидента) о том, какое вещество было использовано; - одномоментным массовым поражением людей; - необходимостью одномоментного оказания специализированной медицинской помощи значительному числу пораженных; - незнанием (недостаточным уровнем знаний) специалистами, органами управления здравоохранением вопросов организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях; - недостаточным уровнем специальных знаний по вопросам оказания медицинской помощи при химической травме неясной этиологии; - трудностями оперативного прогнозирования развития аварийной ситуации; - неизвестностью, во многих случаях, путей поступления вещества в организм; - незнанием, до идентификации вещества, его стойкости в объектах окружающей среды, что затрудняет принятие решения о необходимости обработки загрязненных поверхностей; - невозможностью быстро установить вещество, явившееся причиной террористического акта, уровень и масштабы загрязнения; - возникновением паники. Масштабы медико-санитарных последствий террористических актов могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности и количества использованного химического вещества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и других условий, а также от количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации. Отравляющие вещества могут быть использованы террористами скрытно, в любых направленно дозируемых масштабах, способны обеспечить заданное время воздействия на организм (от нескольких секунд до суток и более). Можно ожидать осуществления террористических актов против отдельных лиц, организованных или случайных групп людей (толпа, поток людей в закрытых, плохо вентилируемых помещениях и т. д.). Последнее требует особого внимания и прогнозируемых оценок. Ни население, ни государственные службы не ждут применения отравляющих веществ. Население в мирное время абсолютно не защищено от ОВ и может не сразу обнаружить их действие. При этом количество пораженных в толпе, например, находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, что показал террористический акт в японском метрополитене. Следует отметить, что вентиляционные системы могут способствовать распространению ОВ по помещениям. Действие различных типов ОВ на человека сопровождается крайне тяжелыми клиническими проявлениями (судороги, рвота, выраженные болевые эффекты, дисфункция тазовых органов, психозы, галлюцинации и др.). Таким образом, следует ожидать таких симптомов поражения, которые потребуют особых приемов, навыков, оказания медицинской помощи. Необходимо учитывать и тот факт, что специалисты, оказывающие помощь пораженным, могут быть в средствах защиты, а пораженные - нет, что оказывает крайне тяжелое психическое воздействие на людей, которые могли и не получить тяжелых поражений при наличии средств защиты. К настоящему времени не существует методик, позволяющих хотя бы приблизительно оценить вероятные санитарные потери от террористического акта с применением химических веществ, но прогнозы, основанные на расчетах поражающего действия ОВ, позволяют утверждать, что их последствия будут гораздо более тяжелыми, чем при авариях с выбросом хлора, аммиака и других промышленных ОХВ. После применения ОХВ (ОВ) фактическая зона загрязнения расширяется. Поскольку не всегда бывает возможно избежать разноса ОХВ воздушными потоками, неизбежно распространение ОХВ в помещениях путем переноса веществ на одежде и обуви людьми, которые находились в зоне загрязнения, но не были своевременно дегазированы. Это может вызвать тяжелые массовые поражения, последствия которых растянутся на неопределенный период времени. Известно, что наибольший эффект воздействия ОХВ (ОВ) может быть достигнут при поступлении их через органы дыхания или кожные покровы. Следовательно, может быть использован либо фактор ограниченного пространства, либо фактор обязательного контакта. Наиболее вероятными зонами проведения террористических актов в условиях города могут являться замкнутые пространства, в которых возможно создание высоких (смертельных) концентраций ОХВ (ОВ) - залы, здания, метро, туннели и другие.
террористического акта. Ликвидация медико-санитарных последствий использования ОХВ в террористических целях представляет собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей и прекращения действия источника ЧС. Независимо от различий медико-санитарных последствий террористических актов, при любом из них прежде всего будут задействованы силы местного уровня здравоохранения (медицины катастроф) и лишь при их недостаточности или невозможности выполнения в полном объеме медико-санитарных мероприятий будут привлекаться силы территориального или регионального уровня. К числу мобильных формирований службы медицины катастроф, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов, помимо линейных бригад скорой медицинской помощи, оказывающих первую медицинскую помощь пораженным, относятся бригады специализированной медицинской помощи, санитарно-токсикологические и токсико-терапевтические бригады. При поражениях быстродействующими ОХВ оптимальным вариантом является максимальное приближение первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи к пораженным. При поступлении пострадавших в лечебное учреждение осуществляется медицинская сортировка с выделением групп: ^ - пораженные, находящиеся в тяжелом, угрожающем жизни состоянии (острая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность, кома, судорожный синдром, психомоторное возбуждение), а также лица с повреждением органа зрения. После оказания им неотложной помощи такие пораженные подлежат, в зависимости от ситуации, лечению на данном этапе или первоочередной эвакуации в специализированные ЛПУ. ^ - пораженные, состояние которых не требует проведения неотложных мероприятий и медицинскую помощь которым оказывают во вторую очередь. Третья группа - пораженные с признаками интоксикации легкой степени, которая может быть устранена в результате оказания первой врачебной (квалифицированной) помощи, а также лица, у которых к моменту прибытия на данный этап основные признаки поражения уже купированы. Пораженные этой группы нуждаются в амбулаторном лечении и наблюдении. При поражении ОХВ (ОВ) пораженным на всех этапах медицинской эвакуации должна быть оказана медицинская помощь в полном объеме, иначе значительно снижается эффективность лечения на последующих этапах. В случае совершения террористического акта с применением ОХВ (ОВ) задачами первоочередной важности будут являться незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите населения: - использование средств коллективной защиты; - использование средств индивидуальной защиты; - своевременная эвакуация из зон возможного загрязнения - своевременный розыск, сбор, вывоз пораженных и оказание им первой медицинской помощи; - постоянное информирование населения об обстановке и разъяснение правил поведения
и отравляющими веществами. Все вещества, которые могут быть использованы при террористических актах, по действию на организм подразделяются на вещества преимущественно местного, резорбтивного и смешанного действия. Поражения веществами преимущественно местного действия. В клинических проявлениях поражений этими веществами преобладает раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания. При высоких концентрациях соединения данной группы обладают удушающим действием. Возможны проявления рефлекторных реакций, гипоксии и резорбции ядов. Поражения кожи парами (аэрозолями) токсикантов могут проявиться химическими ожогами I-II степени. Эффекты раздражения, как правило, возникают быстро - в начале или в процессе контакта с ядовитым агентом. По локализации процесса выделяют вещества, вызывающие преимущественно поражение глаз либо дыхательных путей и легких. Слезоточивые агенты ("лакриматоры") - галоидан гидриды кислот, алифатических и ароматических углеводородов, эфиры и нитрилы галоидкарбоновых кислот и т.д. - хлорацетон, бромацетон, хлористый бензил, хлорциан, бромциан, хлорацетофенон, нитрилы ортохлорбензальмалоновой кислоты и др. Поражения средней тяжести (сильное слезотечение, блефароспазм, боли в области орбит, отек век) опасными для жизни проявлениями не сопровождаются, тогда как тяжелые поражения, наряду с сильнейшим раздражением глаз, респираторного тракта и кожи (вплоть до буллезных), характеризуются выраженными общими реакциями, включая токсический отек легких. Вещества, преимущественно поражающие дыхательные пути -многие промышленные и "коммунальные" яды (хлор, фтор, пары крепких кислот, оксиды азота, серы, фосфора, их галоидпроизводные, изоцианаты и т.д.) и некоторые ОВ. Большинство этих соединений обладает сильными прижигающими свойствами и способно в газообразном состоянии вызывать поверхностные, а в жидком -глубокие химические ожоги кожи. Явления ирритации слизистых оболочек (спазм или отек гортани, бронхит), как правило, возникают в момент контакта с ядом. Высокие концентрации водорастворимых веществ данной группы могут вызывать токсический отек легких, шок или молниеносную гибель пораженных вследствие апноэ, остановки сердца или химического ожога легких. При выраженных формах поражения часто развиваются затяжные воспалительные процессы в бронхолёгочной системе. Раздражение слизистых оболочек глаз не являются ведущим, хотя и выражено отчётливо. Значительное количество химических веществ (промышленные яды, отдельные ОВ) способны вызывать как местное, так и отчётливое резорбтивное действие. При ингаляционных отравлениях явления ирритации и воспаления слизистых оболочек могут быть выражены резко (диметилсульфат, люизит, фенол) или умеренно (некоторые нитрилы и гидразины, сероводород), проявляясь непосредственно в момент контакта (фенол и его производные, люизит, альдегиды, сероводород) или после скрытого периода (диметилсульфат, иприты), ограничивается верхними отделами респираторного тракта или носить тотальный характер. Клиника резорбтивных эффектов проявляется преимущественно нейротропным и общеядовитым действием уже при интоксикациях средней степени; в некоторых случаях она преобладает. Наиболее опасны нитрилы, гидразины, сероводород, некоторые ОВ, а также продукты горения при пожарах, вызывающие как местные (термические ожоги кожи и дыхательных путей), так и резорбтивные эффекты, связанные с ингаляцией монооксида углерода и производных синильной кислоты. Основные соединения с преимущественно местным действием - оксиды азота, фосген, аммиак, альдегиды и др. Источниками цианидов при пожарах могут быть азотосодержащие полимеры - полиакрилонитрил, нейлон, смолы с мочевиной и меламином, полиуретан, полиакриламид, полиизоцианураты, ароматические полиамины, а также бумага, шерсть, шёлк, кроме того, при горении азотосодержащих соединений образуется оксиды азота, изоцианаты, нитрилы, аммиак: при деструкции серосодержащих веществ - сернистый ангидрид, сероводород; фторсодержащих - ненасыщенные фториды, фтористый водород; алифатических хлорорганических соединений -фосген. Кроме указанных, возможно освобождение и других высокотоксичных веществ. Проявления резорбтивного действия токсикантов сопровождаются резкой мышечной слабостью, головной болью, атаксией, возбуждением или угнетением сознания вплоть до комы, а также судорогами, острой сердечно-сосудистой недостаточностью и т.д. Местные поражения наиболее тяжело протекают при комбинации термического и химического воздействия - нередко развиваются стойкие нарушения функции гортани, ателектазы, инфаркты и отёк лёгких, а также сердечно-лёгочная недостаточность. 5.Подходы к лечению поражений опасными химическими и отравляющими веществами. Перечень мероприятий при лечении отравлений направлен на прекращение местного действия токсиканта и его резорбции, форсирование выведения из организма всосавшегося яда; применение специфических антагонистов (антидотов); поддержание витальных функций, постоянства внутренней среды; предупреждение и лечение осложнений. Прекращение местного действия яда и его резорбции. Характер этих этиотропных мероприятий определяется путём поступления ядовитого агента. При наиболее частых в экстремальных ситуациях ингаляционных (ингаляционно-перкутанных) поражениях используется комплекс мер, включающий защиту органов дыхания и кожи, удаление поражённых из загрязнённой зоны, частичную и полную санитарную обработку. При отсутствии специальных средств защиты применяют подручные - герметизацию помещений, промывание носоглотки и глаз водой, обмывание открытых участков кожи, причём, учитывая решающее значение фактора времени, немедленное промывание глаз и кожи проточной водой в течение 15-20 мин. предпочтительнее отсроченного использования имеющихся специальных растворов. При ингаляционных поражениях веществами преимущественно местного действия рекомендуется применение муко- и бронхолитиков для подавления вторичных расстройств (бронхоспазм, рефлекторные реакции и т.д.) и удаления из верхних отделов респираторного тракта крупнодисперсных аэрозолей; при поражениях дымом - экстренный бронхоскопический лаваж. Наиболее действенны мероприятия по удалению не всосавшегося яда при отравлениях через рот. При химических авариях этот вид отравлений не является основным, однако массовые поражения вследствие загрязнения продовольствия и воды вполне реальны. В очищении желудочно-кишечного тракта главное место занимает желудочный лаваж. Наиболее эффективен зондовый лаваж, хотя при массовых отравлениях, особенно на догоспитальном этапе, методами выбора являются вызывание рвоты и беззондовое промывание. Наряду с промыванием желудка назначаются средства, реагирующие с ядом - антидоты контактного действия, действующие путём химического связывания, разложения, сорбции и т.д. Наиболее часто для этих целей используются неселективные активированные угли - химически нейтральные вещества с высокой сорбционной способностью, существенным преимуществом которых является очень широкий перечень поглощаемых агентов (энтеросорбция). Кишечник очищается с помощью слабительных, очистительных и сифонных клизм, а при необходимости и фармакологических средств стимуляции его моторики. В тяжёлых случаях наибольшей эффективностью обладает зондовый кишечный лаваж с использованием до 30 л. солевого энтерального раствора, что помимо удаления яда из кишечника позволяет предотвратить его накопление в крови. |