Цель цикла по критической медицине:
– дать учащимся представление о медицине критических состояний на современном этапе: анестезиологии, интенсивной терапии, неотложной медицине и медицине катастроф;
- познакомить их с теоретическими основами критических состояний:
-- ролью иммуно-реактивной системы в регуляции функций всех органов;
-- значением различных классов сигнальных молекул в регуляции функций органов и развитии их патологии;
- познакомить студентов с закономерностями (условия и пути) развития полиорганной дисфункции (ПОД) и полиорганной недостаточности (ПОН);
- дать фундаментальные знания по развитию компонентов ПОН: острой недостаточности кровообращения, острой остановки сердца, острой дыхательной недостаточности, острой почечной и печёночной недостаточности, отравлений и пр.;
- дать основы диагностики критических состояний;
- обучить студентов проведению клинико-физиологического анализа состояния больных, находящихся в критическом состоянии;
- обучить студентов приёмам первичных реанимационных действий (закрытый массаж сердца и искусственная вентиляция методом «изо-рта-в рот» – на муляже) и простейшим методам респираторной терапии (введение орофарингеального воздуховода, дренаж мокроты и пр. – в палате интенсивной терапии);
- дать студентам представление об особенностях современных методов обезболивания: общая анестезия, нейроаксиальная, региональная анестезия.
^
Знать:
Общие принципы клинического обследования больного в анестезиолого-реанимационном аспекте.
Клинические проявления основных патологических синдромов и неотложных состояний.
Диагностические возможности инструментальных и лабораторных методов обследования больных в критическом состоянии.
Основные методы интенсивной терапии больных с наиболее распространенными видами неотложных состояний различного генеза
Основы деятельности медицинского персонала отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.
Принципы сердечно-легочной реанимации
Уметь:
оценить степень тяжести состояния больного, степень нарушения сознания, тяжесть кровопотери и степень расстройства волемического гомеостаза и других жизненно-важных функций.
выявить терминальное состояние, требующее сердечно-легочной реанимации.
составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования;
сформулировать клинико-физиологический диагноз,
подготовить больного к проведению анестезии.
Владеть:
- вспомогательной и искусственной вентиляцию легких (ИВЛ),
- проводить искусственную вентиляцию легких простейшими методами "рот в рот", "рот в нос", "рот в нос и рот", мешком типа Амбу, мешком и мехом наркозного аппарата.
- диагностировать острую дыхательную недостаточность на осно¬вании клинических и лабораторных данных;
- определять показания для пункции и катетеризации магистральных сосудов;
- определять центральное венозное давление;
- проводить непрямой (закрытый) массаж сердца;
- проводить простейшие методы реанимации дыхания и кровообращения при наличии одного и двух реаниматоров;
- интерпретировать показания КОС, электролитного равновесия, других биохимических исследований крови.
|
|
|
|
ГЛОССАРИЙ
1. Острая дыхательная недостаточность (ОДН) – компонент полиорганной недостаточности, проявляющийся неспособностью системы дыхания обеспечить нормальный газовый состав артериальной крови.
^ (ОНКр) – компонент полиорганной недостаточности, проявляющийся неспособностью системы циркуляции крови обеспечить органный кровоток, адекватный функциональному состоянию органа.
^ (ОПН) – компонент полиорганной недостаточности, в основе которого – поражение одной или нескольких функций почек.
4. Острая печёночная недостаточность (ОПечН) – компонент полиорганной недостаточности, в основе которого – поражение одной или нескольких функций печени.
^ – критическое состояние, развившееся в результате невосполненной или несвоевременно восполненной кровопотери.
^ – критическое состояние (полиорганная недостаточность), развившееся в результате тяжёлой механической травмы.
7. Синдром рассеянного внутрисосудистого свёртывания крови (РВС-синдром) – полиорганная недостаточность, развившаяся в результате нарушения баланса свёртывающей, противосвёртывающей и фибринолитической систем.
8. Гестоз – полиорганная недостаточность, развившаяся на фоне беременности.
9. Острый коронарный синдром (ОКС) – полиорганная недостаточность, развившаяся в результате нарушения коронарного кровообращения.
^ – критическое состояние (полиорганная недостаточность), в основе которого лежит сердечно-сосудистая недостаточность, развившаяся на фоне инфаркта миокарда.
^ (ТЭЛА) – критическое состояние, развившееся в результате обструкции лёгочного сосудистого русла тромбоэмболами.
^ (ОСЛТ) – критическое состояние, развившееся в результате первичного воспалительного поражения гортани.
14. Бронхоастматическое состояние (БаС) – критическое состояние, в основе которого лежит ОДН бронхообструктивного генеза.
15. Отравление – полиорганная недостаточность, развившаяся в результате воздействия веществ, не характерных для метаболизма человека как по качественному составу, так и по количеству.
^ – лечебный комплекс, предназначенный для улучшения системы дыхания воздействием на аппарат вентиляции (лёгкие, грудная стенка, дыхательные мышцы) главным образом физическими методами.
^ – намеренное отклонение режима дыхания от естественного по объёму, скорости, ритму, чередованию фаз дыхательного цикла и давлению в дыхательных путях.
^ V курса
(лечебное дело):
Лекции
Медицина критических состояний как современный, но противоестественный раздел здравоохранения.
Иммуннореактивная система (ИРС) при здоровье и критических состояниях. Понятие о полиорганной дисфункции и недостаточности.
Остановка спонтанного кровообращения как терминальное состояние. Сердечно-лёгочная реанимация
Анестезиологическое пособие на современном этапе. Принципы и методы бескровной хирургии.
Острые и хронические болевые синдромы.
Всего
|
2.0
2.0
2.0
2.0
2.0
10.0
|
|
|
Тематика практических занятий по анестезиологии и реаниматологии
для студентов V курса (лечебное дело)
Занятие 1
Медицина критических состояний (МКС) как часть системы здравоохранения. Экономические и организационные аспекты службы МКС.
^
Полиорганная недостаточность как основа критического состояния.
Интенсивная терапия: определение; методы, особенности.
Ятрогенное поражение как причина критического состояния.
Цель занятия:
– Ознакомиться с сутью медицины критических состояний.
– Ознакомить студентов с экономическими и организационными аспектами организации МКС.
– Проанализировать условия и механизмы развития критических состояний.
– Проанализировать условия и механизмы развития полиорганной недостаточности.
– Ознакомиться с сущностью интенсивной терапии, её особенностями и методами.
– Ознакомиться с ятрогенными поражениями – определением, неизбежностью при интенсивной терапии, вариантами предупреждения и борьбы с ними.
Общий план занятия:
1. Медицина критических состояний (МКС) как часть системы здравоохранения: определение, её составляющие, экономические и организационные аспекты службы МКС.
2. Критическое состояние: определение, условия развития, роль сигнальных молекул; клиническая физиология (параллельное и последовательное поражение органов); полиорганная дисфункция (ПОД) и полиорганная недостаточность (ПОН) – две стадии одного процесса.
3. Интенсивная терапия: определение, отличие от терапии вообще; интенсивная терапия как источник опасности для состояния больного.
4. Ятрогенное поражение как следствие интенсивной терапии: определение, неизбежность ятрогенного поражения при интенсивной терапии.
Литература:
1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
База:
Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.
Занятие 2
Острая недостаточность кровообращения. Гиповолемия как основа гемодинамических расстройств: механизмы развития, клиническая физиология, функциональная оценка. Принципы и методы интенсивной терапии.
Цель занятия:
– Обсудиться со структурными и функциональными особенностями системы кровообращения как комбинации нескольких физических систем.
– Ознакомиться с методами функциональных исследований системы кровообращения в условиях критического состояния.
- Дать определение гиповолемии как неизбежной составляющей любого критического состояния.
– Обсудить механизмы компенсаторных реакций при гиповолемии.
- Обсудить возможности клинической диагностики гиповолемии.
– Ознакомиться с основными направлениями интенсивной терапии в кардиологии.
Общий план занятия:
1. Острая недостаточность кровообращения (ОНКр) как компонент полиорганной недостаточности, проявляющийся неспособностью системы циркуляции крови обеспечить органный кровоток, адекватный функциональному состоянию органа.
2. Система кровообращения как комбинация систем макро- и микроциркуляции, высокого и низкого давления. Структурные и функциональные особенности каждой системы.
3. Гиповолемия как основа ОНКр при любом критическом состоянии.
4. Компенсаторные механизмы системы кровообращения:
– направленные на сохранение соответствия между объёмом циркулирующей крови и ёмкостью сосудистого русла;
– направленные на поддержание адекватного минутного объёма кровообращения.
5. Возможности клинической и лабораторной диагностики гиповолемии.
6. Основные направления интенсивной терапии ОНКр:
– методы компенсации гиповолемии – пути вливания инфузионных сред, их распределение в организме;
– методы повышения производительности сердца.
Литература:
1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
3. Марино П.Л. Интенсивная терапия; пер с англ. под общ. ред. А.П.Зитльбера. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.
База: Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.
Занятие 3
Остановка кровообращения как критическое состояние.
^
Цель занятия:
– Ознакомиться с вариантами остановки спонтанного кровообращения.
– Ознакомиться с вариантами остановки сердца.
– Ознакомиться с методами восстановления сердечной деятельности.
– Обучиться закрытому массажу сердца на манекене.
– Проанализировать причины развития постреанимационной болезни.
Общий план занятия:
1. Определение
2. Остановка сердца: причины, варианты (асистолия, фибрилляция, беспульсовая электрическая активность сердца). Клиническая смерть.
3. Специализированный комплекс СЛР:
– Биофизика искусственного кровотока
– Вспомогательные (непрямые) методы искусственного кровотока
– – вставленная абдоминальная компрессия
– – активная компрессия-декомпрессия
– – АКД с сопротивлением вдоху
– – одновременный вдох и компрессия грудной клетки
– – кашлевая аутореанимация
– Прямые методы искусственного кровотока (открытый массаж сердца)
– Медикаментозная терапия
– Электроимпульсная терапия:
– – электрическая дефибрилляция сердца
– – электростимуляция сердца
4. Постреанимационная болезнь:
– определение
– причины
– интенсивная терапия
Практические навыки:
1. Закрытый массаж сердца без специальных приспособлений.
2. Закрытый массаж сердца с применением кардиопампа.
3. Интубация трахеи (на муляже).
Аппаратура: манекены для обучения закрытому массажу сердца и интубации трахеи, кардиопамп, система «Мегакод».
Литература:
1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
3. Международный стандарт реанимационных мероприятий при остановке сердца. 2010.
4. Марино П.Л. Интенсивная терапия; пер с англ. под общ. ред. А.П.Зильбера. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.
База: Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.
Занятие 4
Дыхательная недостаточность: определение; механизмы развития, функциональная оценка. Роль недыхательных функций лёгких в развитии дыхательной недостаточности.
Цель занятия:
– Ознакомиться с механизмами газообменной функции лёгких.
– Проанализировать суть негазообменных функций лёгких и их роль в развитии дыхательной недостаточности.
– Ознакомиться с регионарной неравномерностью функций лёгких.
– Проанализировать механизмы острой дыхательной недостаточности.
– Обсудить возможности функционального исследования системы дыхания в больницах разной мощности.
Общий план занятия:
1. Определение.
2. Недыхательные функции лёгких и ОДН.
3. Классификация по механизмам развития:
– центральные расстройства дыхания;
– нарушения работы двигательного аппарата дыхания;
– обструктивные расстройства дыхания;
– рестриктивные расстройства дыхания;
– диффузионные расстройства дыхания;
– вентиляционно-перфузионные расстройства дыхания.
4. Регионарная неравномерность лёгочных функций.
5. Клиническая и функциональная диагностика ОДН.
Литература:
1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. А.П.Зильбер. Этюды респираторной медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2007.
3. А.П.Зильбер. Респираторная медицина в повседневной клинической практике. – Ташкент: Медицина. 1986.
Занятие 5
Респираторная терапия: принципы, методы, организация.
Цель занятия:
– Ознакомиться с принципами респираторной терапии как вариантом воздействия на систему дыхания.
– Ознакомиться с методами респираторной терапии.
– Проанализировать достоинства и недостатки наиболее распространённых методов респираторной терапии.
– Проанализировать причины и механизмы развития осложнений респираторной терапии.
– Проанализировать принципы организации респираторной терапии в отделениях многопрофильной больницы.
– Ознакомиться с правилами интубации трахеи.
Общий план занятия:
1. Определение.
2. Аэрозольная терапия как один из базовых методов респираторной терапии:
– Свойства аэрозолей
– Цели аэрозольной терапии
– Осложнения аэрозольной терапии
- Аппаратура для аэрозольной терапии
3. Специальные режимы спонтанного дыхания, их место в респираторной терапии:
– Определение
– Клиническая физиология
– Осложнения
4. Методы поддержания проходимости дыхательных путей:
– Использование воздуховодов
– Интубация трахеи
5. Организация респираторной терапии.
Литература:
1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. А.П.Зильбер. Этюды респираторной медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2007.
3. А.П.Зильбер. Респираторная медицина в повседневной клинической практике. – Ташкент: Медицина. 1986.
База: 1. Отделения ИТАР и ОРИТ Республиканской больницы.
2. Респираторный центр Карелии.
Занятие 6
Острые отравления. Клиническая физиология, интенсивная терапия.
Цель занятия:
– Проанализировать пути поступления ядов в организм.
– Ознакомиться с клинико-физиологическими сдвигами, развивающимися в результате отравлений.
– Проанализировать синдромы, развивающиеся у больных при отравлениях.
– Ознакомиться с принципами оказания помощи больным с отравлениями.
– Проанализировать варианты оказания помощи при отравлениях различными ядами.
Общий план занятия:
1. Определение.
2. Условия, определяющие тяжесть отравления.
3. Изменения в жизненно важных органах.
4. Основные направления интенсивной терапии. Место экстракорпоральных методов интенсивной терапии в лечении отравлений.
5. Частные случаи отравлений:
– алкоголь и его суррогаты;
– крепкие кислоты и щелочи;
– фосфорорганические соединения;
– медикаментозные отравления (барбитураты, бензодиазепины, клофелин)
– отравления ядовитыми грибами и пр.
Литература:
1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
Занятие 7
Анестезиологическое пособие: принципы, методы общей и регионарной анестезии в современной системе анестезиологического пособия,
зависимость анестезиологического пособия от характера вмешательства
Цели занятия:
– Дать понятие студентам о стрессе как защитной реакции организма.
– Дать понятие об операционном стрессе как реакции на универсальное агрессивное воздействие на организм.
– Дать понятие студентам об анестезиологическом пособии как о стрессовом воздействии на организм.
– Дать понятие о многокомпонентности анестезиологического пособия.
– Дать понятие о мониторинге во время анестезиологического пособия как о профилактике осложнений анестезии. Стандарты мониторинга.
– Дать понятие об осложнении анестезии как о потере управления жизненно важными органами.
– Обсудить особенности анестезиологического пособия в зависимости от характера и анатомической области вмешательства.
Общий план занятия:
1. Определение анестезиологического пособия.
2. Операционный стресс как защитная реакция организма на операционную травму.
3. Компоненты анестезиологического пособия:
- сон,
- аналгезия,
- коррекция вегетативных реакций,
- коррекция гемодинамики,
- коррекция дыхания,
- коррекция мышечного тонуса,
- коррекция метаболизма.
4. Реакция жизненно важных функций на изменённое операционное положение больного:
- валик под поясницей;
- положение на боку;
- «почечное» положение;
- литотомическое положение;
- положение Тренделенбурга.
5. Осложнения анестезиологического пособия как потеря управления жизненно важными органами.
Практические навыки:
– Методика введения орофарингеального воздуховода.
– Поддержание проходимости дыхательных путей.
Литература:
1. Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. Реанимация и интенсивная терапия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. А.П.Зильбер. Этюды критической медицины. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
3. А.П.Зильбер. 150 лет эры анестезии. Календарь. – Петрозаводск, 1996.
4. Лекция «Анестезиологическое пособие» на сайте кафедры.
Тематика практических занятий по анестезиологии и реаниматологии
для студентов VI курса (лечебное дело)
Занятие 1. Геморрагический шок. Тяжёлая травма. Рассеянное внутрисосудистое свертывание.
Содержание темы:
1. клинико-физиологических механизмы геморрагического шока – развитие циркуляторной (кризис тканевой перфузии), а затем и гемической (анемия) гипоксии тканей.
2. стратификация тяжести геморрагического шока, связь между объективной характеристикой тяжести шока и показаниями к назначению различных компонентов инфузионно-трансфузионной терапии.
3. значение вторичных коагуляционных расстройств в интенсивной терапии геморрагического шока – коагулопатия потребления и коагулопатия разведения.
4. представление о возможностях и ограничениях инфузионно-трансфузионной терапии, доступные в клинике критерии эффективности такой терапии. Опасности массивного кровезамещения компонентами донорской крови.
5. современные подходы сокращения трансфузий аллогенной эритроцитарной массы, применимые как в плановой, так и в экстренной хирургии.
6. этиопатогенетические варианты тяжёлой травмы, включающие различные виды шока – гиповолемический (кровотечение), нейрогенный (спинальный, болевой), обструктивный (тампонада сердца, пневмоторакс), кардиогенный (ушиб сердца)
7. частные вопросы тяжёлой травмы: рабдомиолиз, жировая эмболия, ожоги, травма шейного отдела позвоночника
Занятие 2. Острая печёночная и почечная недостаточности: механизмы развития, клиническая физиология, интенсивная терапия.
Содержание темы:
1. вопросы этиопатогенеза острой печёночной недостаточности, механизмы развития основных патологических синдромов – печёночной энцефалопатии, коагулопатии и желтухи.
2. актуальные проблемы интенсивной терапии печёночной недостаточности – дезинтоксикация, снижение уровня аммиака и других биологически активных веществ, контроль внутричерепного давления с помощью медикаментозных и немедикаментозных методов, коррекция коагуляционных расстройств.
3. причины развития гепаторенального синдрома и реальные возможности его профилактики
4. представление о группах риска острой почечной недостаточности, ведущих клинико-лабораторных синдромах, дифференциально-диагностических критериях преренальной и истинной почечной недостаточности; принципах интенсивной терапии острого нарушения функции почек.
5. преимущества и недостатки различных методов интра- и экстракорпорального замещения функции печени и почек. Показания к гемодиализу при острой почечной недостаточности
Занятие 3. Острый коронарный синдром. Отёк лёгких.
Содержание темы:
1. диагностика инфаркта миокарда и его осложнений, эффективность различных методов терапии острого коронарного синдрома с учётом критериев научно-доказательной медицины
2. риск наиболее опасных осложнений в зависимости от длительности, локализации и распространённости инфаркта миокарда
3.алгоритм интенсивной терапии кардиогенного отёка лёгких
4. подбор препаратов с положительным инотропным действием при терапии кардиогенного шока; методы контроля терапии
5. современные возможности профилактики тромбоэмболических осложнений; роль системного тромболизиса и эндоваскулярных вмешательств в лечении тромбоэмболических состояний
Занятие 4. Синдром острого лёгочного повреждения
Содержание темы:
1. этиопатогенез острого лёгочного повреждения, стадийность патологического процесса и значение ятрогенных факторов – ИВЛ, оксигенотерапия, трансфузионная терапия – в развитии вторичного повреждения лёгких
2. принципы диагностики острого лёгочного повреждения
3. основные механизмы повреждения лёгких при ИВЛ – баротравма, волюмотравма, ателектотравма.
4. принципы медикаментозной и немедикаментозной терапии синдрома острого лёгочного повреждения, подбор уровня положительного давления в конце выдоха (ПДКВ)
5. составление программ дыхательной реабилитации больных, перенесших острое лёгочное повреждение.
Занятие 5. Критические состояния в акушерстве: преэклампсия, эклампсия, HELLP-синдром
Содержание темы:
1. физиологические сдвиги в системе кровообращения, дыхания, мочевыделительной системе, системе крови, наблюдаемые у женщины в третьем триместре беременности
2. этиопатогенез преэклампсии и её осложнений – эклампсии и HELLP-синдрома
3. методы функциональной диагностики состояния маточно-плацентарного кровотока и плода при патологии беременности
4. принципы медикаментозной терапии преэклампсии, эклампсии и HELLP-синдрома
5. особенности магнезиальной терапии
6. особенности анестезиологического пособия в родах при патологии беременности
Занятие 6. Особенности анестезиологического пособия у больных с сопутствующей патологией.
|
|
|