|
Скачать 446.15 Kb.
|
Бывает так, что родители спешат с выводами и находят у своего малыша нарушения, которых нет. Привильно поставить диагноз может только опытный специалист. Однако же, чаще всего родители склонны не замечать недостатки в речи детей и списывают все на возраст ребенка. Большой ошибкой является беспечная уверенность родителей в том, что речь у неговорящего ребенка появится к 3 годам. Многие родители, чьи дети говорят, но имеют серьезные нарушения звукопроизношения, думают, что к 6-7 годам речь сама нормализуется. Это также является заблуждением. Чтобы было легче контролировать развитие речи ребенка, можно обратиться к Таблице развития.
Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное. Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи. Плавная речь – это гладкая и ритмичная речь без усилий и колебаний. Прерывание речи представляет собой любое прерывание в плавности речи. У каждого человека могут быть перывания речи. Заикание – это речь, в которой прерывание встречается намного чаще, чем в среднем у большинства людей. У каждого человека бывает прерывистая речь. У обычного человека 7- 10% речи произносися с прерыванием. Это бывает в форме повторения отдельных слов или фраз (звуки: э – э, м - м, или междометия). Когда перерывы в речи составляют более 10% - это уже заикание. Заикание почти всегда сопровождается напряжением и тревогой. Прерывание речи при заикание бывает разным. При этом возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественные растягивания звуков, гримасы лица или тики. Заикание в виде прерывистой речи встречается и у нормальных людей, представляя собой повторение отдельных слов, фраз или звуков (э – э, м - м), колебания. Прерывание речи, более характерное для заикания включает в себя повторение звуков или слогов, неестественное растягивание звуков, блоки (звуки застревают в горле и человек не может их произнести). Заикание отличается от прерывания речи в норме по виду, частоте и продолжительности прерывания речи. Процент прерывания речи может быть вычислен подсчетом числа прерывания речи за сто слов. В среднем у человека встречается 7% вышеуказанных видов прерываний речи. Это обычно не замедляет речь. Заикание происходит, если частота прерывания речи составляет 10% и более, и может длиться от половины секунды до тридцати секунд. Часто, оно сопровождается мышечным напряжением. Многие дети возрасте от двух до пяти лет проходят через естественный период неплавной речи. Частота прерывания речи у них может составлять 10% и даже более того. Обычно это проявляется в повторении целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий. Слово повторяется один или два раза, повторяется легко. У детей не присутствует напряжение в речи, часто они не знают о своих трудностях. Предполагается, что причиной отсутствия плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшем окружением ребёнка. Это типично для так называемых "занятых семей". Некоторые дети “вырастают” из этого естественного периода, а некоторые в нём так и остаются. ^ Существует множество теорий о причинах заикания, некоторые из них абсолютно неправильно определяют причины заикания. В настоящее время считается, что в развитии и укреплении заикания играют роль несколько факторов. Эти факторы можно объединить в следующие группы: конституциональные, средовые и коммуникационные. Существуют факты, свидетельствующие о генетической предрасположенности к заиканию. Есть факты, которые доказывают, что причина заикания находится в нарушении координации движении речевых мускулов, нарушении обратной связи с помощью слуха или недостаточном контроле речевой функции центральной нервной системой. Заикание встречается чаще у мужчин, чем у женщин в соотношении 3:1 Число заболевших по разным оценкам составляет 0,5 – 10 %. Заикающиеся не являются менее умными, чем другие люди. У них обычный интеллект. Заикание невозможно приобрести, подражая заикающимся людям. ^ Существуют столько же много подходов к лечению заикания, сколько теорий о его причинах. Способ лечения зависит от возраста пациента. Нет “100% лекарства” от заикания. Развитие заикания может быть предотвращено у дошкольников и у юных пограничных пациентов изменением средового окружения и консультированием родителей. Чтобы избежать различных речевых патологий, специалисты советуют родителям оберегать детей от чрезмерных физических и психологических нагрузок, потрясений, стрессов. До пяти лет ребенок должен научиться четко и правильно произносить все звуки. Если у него не получается, следует показать малыша педиатру, а затем и логопеду. Имейте в виду: неправильное произношение может повлиять и на учебу, часто дети пишут слова так же, как их произносят. Если же вы обнаружили, что малыш стал заикаться, не впадайте в панику и уж тем более не пытайтесь наказывать его за это, ругать. Ребенок зациклится на своем недостатке и в дальнейшем он может перерасти в комплекс неполноценности. Желательно, чтобы еще до поступления в школу он прошел курс лечения. Обычно это занимает 3—4 месяца. Специальные упражнения и тренинги корректируют произношение и укрепляют нервную систему. А значит, малышу будет легче адаптироваться к школьной жизни, и в будущем заикание не станет для него преградой ни в общении, ни при выборе профессии. Общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности. Термин ОНР имеет психолого-педагогическое значение и признается не всеми исследователями патологии детской речи и практическими специалистами. Они предпочитают употреблять традиционный термин «алалия», который тоже подразумевает общее (системное) неразвитие или недоразвитие речи. Задержка речевого развития (ЗРР) - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком: - развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка; - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса; - активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается; - овладение смысловой стороной речи. В психическом развитии ребенка речь имеет важное значение, выполняя три главных функции:
ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции! Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.
В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии: - открытая - закрытая - смешанная Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком. Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке. При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии. Открытая ринолалия. Характеризуется дефектной артикуляцией и акустическим эффектом нозализации речевых звуков. Во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и через нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается специфическим тембром голоса. В рамках открытой ринолалии можно выделить органическую и функциональную ринолалию. Органическая открытая ринолалия: чаще всего является следствием врожденных дефектов неба - расщелин. Расщелины обуславливают частичное или полное соединение двух резонаторных полостей - рта и носа. Во время речи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков. Возникает специфический нозальный акустический эффект. Ринолалия при расщелине неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов: изменение положения и активности языка. Все тело языка оттянуто назад (западает к глотке), корень и спинка приподнята кверху (отмечается высокий тонус), кончик языка обычно развит плохо, паретичен. Причина таких изменений заключается в том, что дети с первых дней жизни испытывают трудности при кормлении. Ребенок сосет корнем языка, напрягая лицевую мускулатуру. Позже эти трудности сохраняются: дети инстинктивно удерживают корень языка вверху, по возможности прикрывая им расщелину при питании и дыхании, вследствие чего корень языка гипертрофируется, кончик языка развивается слабо, пассивно втянут вглубь ротовой полости. Ребенку доступны только элементарные, недифференцированные движения языка. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему состоянию. Нарушения деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба. Движения мягкого неба неполноценны не только при речи, но и при актах жевания, глотания. Мягкое небо не выполняет своей основной функции: разделение носовой и ротовой полостей, его смыкание с задней стенкой глотки не осуществляется. Изменение взаимодействия мышц всего периферического отдела речедвигательного анализатора. Нарушения взаимодействия артикуляционной и мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессе артикуляции, наличие синкинезий. В ряде случаев отмечают тикообразные движения лицевых мышц. Также нарушается взаимодействие между артикуляционными и дыхательными мышцами. Особенности речевого дыхания: ускоренное, поверхностное, учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 74% от всего выдыхаемого воздуха. Речевой выдох неравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимого слова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритм речевого дыхания. Необходимо отметить, что осуществление вдоха через расщелину обуславливает частые простудные заболевания у таких детей. До 80% детей с органической открытой ринолалией страдают снижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха. При органической открытой ринолалии все звуки произносятся с носовым оттенком. Наиболее дефектны гласные звуки, так как для них требуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласных сдвигается кзади, звуки искажаются, приобретают хрипловатый оттенок. Характерно большое количество замен звуков, причем звуки-субституты также являются искаженными. Нарушаются согласные звуки, требующие наиболее высокого ротового давления. Таким образом, органическая открытая ринолалия, обусловленная расщелинами, характеризуется рядом патологических изменений в функции артикуляционного аппарата. Наиболее яркое из них - дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечного взаимодействия всего артикуляционного аппарата. Вследствие снижения слуха, нечеткости собственной артикуляции, у детей с открытой ринолалией часто наблюдается недоразвитие фонематического слуха; вторичным следствием этого могут быть трудности овладения звуковой структурой слов. Это также может повлечь недоразвитие словарного запаса детей, неполноценность грамматического строя речи, т. е. синдром ОНР. При органической открытой ринолалии могут наблюдаться вторичные психологические наслоения: ребенок начинает осознавать дефектность своей речи, начинать ее стесняться, что может вызвать замкнутость, речевой негативизм, специфические особенности поведения. Функциональная открытая ринолалия: дефект речи может быть обусловлен гипокенезом мягкого неба, вследствие частых заболеваний носоглотки, слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости, нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе, подражанием нозальной речи. Иногда функциональная открытая ринолалия может иметь место после преодоленной органической открытой ринолалии, в таких случаях мягкое небо привычно опущено. Также такая форма ринолалии может иметь место при истерии, в данном случае ее особенность - приходящий характер. При истерии может возникать временная стрессовая гнусавость, обусловленная приходящими истерическими параличами. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая. Закрытая ринолалия: обусловлена направлением речевого выдоха только через рот при произнесении всех звуков речи. При закрытой ринолалии страдают артикуляционные и акустические характеристики носовых звуков и тембра голоса. Закрытая ринолалия является следствием дефекта в носоглотке или носовой полости (гипертрофия слизистой носа, гипертрофия мягкого неба и т. д.). Выделяют две формы закрытой ринолалии: -органическая -функциональная Закрытая органическая ринолалия обусловлена дефектами областей зева, носа, носоглотки. Формы закрытой органической ринолалии дифференцируют в зависимости от локализации дефекта: передняя закрытая органическая ринолалия. Причины: гипертрофия слизистой носа вследствие хронических насморков, полипы и опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки. Задняя закрытая органическая ринолалия. Причины: механические препятствия в области носоглотки (аденоидные разращения, сращение мягкого неба с задней стенкой глотки, рост глоточной непарной миндалины). Для таких детей характерно постоянное ротовое дыхание, полуоткрытый рот. Функциональная закрытая ринолалия: обусловлена гиперфункцией мягкого неба, которое преграждает путь воздушной струи через нос. Эта форма возникает при ненарушенном носовом дыхании, при хорошей носовой проходимости. Гиперфункция мягкого неба может быть обусловлена результатами операции по удалению аденоидов, недостатками слухового контроля, подражанию гнусавой речи окружающих. При этой форме голос имеет тусклый, мертвенный оттенок. Смешанная ринолалия: обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически сниженном носовом резонаторе. В результате этого страдают артикуляторно-акустические характеристики всех звуков, значительно искажается тембр голоса. При этой форме наблюдается комбинация факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого дефекта зависит от преимущественного нарушения. При этой форме отчетливо слышен носовой оттенок голоса и отсутствуют носовые звуки.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Наиболее распространенное нарушение среди расстройств произносительной речи, которое проявляется в избирательном нарушении в ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) при сохранных остальных операций высказывания. Статистические данные отечественных и зарубежных исследований указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-2 класс). У детей более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. Формы дислалии выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение: Функциональная дислалия. О ней мы можем говорить в тех случаях, когда не наблюдается нарушений строения периферического речевого аппарата (челюстей, языка, неба, зубов). Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков. Среди причин возникновения функциональной дислалии выделяют биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие различных соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи), задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия, неблагополучное социальное окружение (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, недостатки воспитания). При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звука, что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные) оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствие этого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения (или взаимозамены) звуков. В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций, часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков. Звук произносится как несвойственный системе языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков. Перечисленные виды нарушений (замены, смешения, искажения звуков) в современных логопедических исследованиях подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонематические (фонологические) дефекты, искажения - как фонетические (антропофонические). На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь, вместе с тем существенным является выделение таких признаков нарушения, которые важны для самого логопедического воздействия (т. е. учет того, каким является нарушение, фонетическим или фонематическим). В соответствии с предложенными критериями принято выделять 3 основные формы дислалии: - акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем (звуков) по их акустическим параметрам. К таким операциям относятся опознание, узнавание, сличение акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. В этом случае ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой (твердые - мягкие, глухие - звонкие и т. д.). Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонеме другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием признака звук узнается неправильно, что приводит к неправильному восприятию слов. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков (глухость - звонкость), дефектным оказывается восприятие всей группы. При такой дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Все сводится к тому, что избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем. - артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Выделяют два основных варианта нарушений. В первом случае артикуляторная база оказывается не полностью сформированной. При выборе фонемы вместо нужного отсутствующего звука отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляторных признаков (замена одного звука другим). В роли заменителя выступают более простые по артикуляции звуки. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова остается неустойчивым (может произноситься правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков, неоправданному их употреблению. Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков, но как и в предыдущей группе эти явления наблюдаются преимущественно между звуками и классами звуков, различающимися по одному из признаков (шипящие - свистящие, переднеязычными и заднеязычными (т-к) и т. д.). При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью (различает все фонемы, узнает все слова, в том числе паронимы), ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его и часто такая самокоррекция проходит успешно. Дефектное произношение при такой дислалии обусловлено не моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок может справляться с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, нередко заменяет отсутствующие, простые по артикуляции звуки более сложными. - артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. При этом звуки произносятся ненормированно, искаженно. Чаще всего неправильный звук по акустическому эффекту близок к правильному. При другом типе искажения звук не опознается. В таких случаях принято говорить о пропуске звука (случай пропуска при этой форме - редкое явление). Аналог звука сугубо индивидуальный по акустическому эффекту и выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук. Нарушаются не все звуки: при различных индивидуальных особенностях произнесения аккустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) и переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Практически не встречается искажений губно-зубных. Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного. Переднеязычные невзрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует точных дифференцированных движений. Эти звуки появляются позже других, так как ребенок должен овладеть новыми комплексами движений, предназначенных для их произнесения. В ряде случаев промежуточный звук - заменитель закрепляется. В дальнейшем такой звук плохо поддается самокоррекции, дефект имеет тенденцию к закреплению. В тех случаях, когда отмечается замена звуков, то к названию дефекта прибавляется приставка пара- (параротацизм, парасигматизм и т. д.). Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нет названия для дефектов фрикативных шипящих Ж и Ш, для дефектов аффрикат, в связи с этим, такие дефекты были также объединены в группу сигматизмов. Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких по артикуляционным признакам (пара глухих - звонких или твердых - мягких искажение оказывается одинаковым). Исключение составляют звуки Р, Л - твердые и мягкие нарушаются по-разному. В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, дислалии подразделяют на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или группа однородных по артикуляции звуков, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп. Наряду с так называемыми "чистыми" формами встречаются комбинированные формы дислалий. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу, не сводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и психического развития. Механическая (органическая) дислалия - нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами отсутствием резцов или их аномалиями непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса). Такие аномалии могут возникать из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод). Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто встречаются дефекты свистящих и шипящих звуков (избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже Р. Довольно часто нарушается произношение гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумленности согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных. Следует отметить, что зубные аномалии не всегда приводят к дефектам произношения. Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой язык (макроглоссия), слишком маленький (микроглоссия), укороченная подъязычная связка. В таких случаях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Произношение страдает так же не во всех случаях язычных аномалий. Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, в основном можно встретить последствия деформаций травматического происхождения, при которых нарушается произношение губных звуков вследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногда наблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (О, У). Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической. Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.
Дисграфия - комплексное нарушение письма (нарушение почерка, специфические ошибки), может быть связано с нарушениями речи или других базовых функций (зрительного восприятия, моторных функций, зрительно-моторных координаций и т.п.), а также с неэффективным применением методики обучения. Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу) нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Рассматривается в качестве симптома при алалии , при разных форм афазий , или при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова. Может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме. Психологические особенности детей страдающих дисграфией. У детей-дисрафиков отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой. У данной категории детей наблюдается дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт возможность вообще избежать диагноза "дисграфия". Признаки нарушения речевого развития. Признаки нарушения речевого развития очевидны,если: - К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением. - К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит. - К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, котрых она называет, не прислушивается к музыке. - К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам. - К концу 9-го месяца у него нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, отражая интонации говорящего. - К концу 10-го месяца не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания. - К году 1 года жизни не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы ("покажи", "принеси"), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. - К 1 году 4 месяца он не может адекватно ситуации употреблять слова "мама" и "папа". - К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов. - К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы:"Сходи на кухню и принеси чашку", не узнает близких на фотографиях. - К 2,5 годам не понимает разницу между словами "большой" и "маленький". - К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. - В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения. Будьте внимательны!
Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера. К сожалению, очень многие родители и учителя по старинке считают ошибки, сделанные ребёнком, нелепыми, объясняя их несобранностью, нежеланием учиться. В данном случае происходит подмена причины следствием. Дети, страдающие дисграфией и дислексией, осознают, что их речь отличается от речи сверстников. Неудачи постепенно формируют низкий уровень самооценки, и ребёнок становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Появляются сложности в общении со сверстниками. Боясь насмешек, ребёнок может отказаться ходить в школу. Другая крайность - обида на всех и вся, немотивированная агрессия и постоянные конфликты с учителями. Речевые отклонения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребёнка. Лучше не доверять завлекающим рекламам, которые обещают за десять уроков стопроцентно повысить грамотность, а обратиться к специалистам с проверенной методикой логопедической и психологопедической коррекции. Тогда благодаря регулярным занятиям достигаются ощутимые и значительные результаты, а психика ребёнка не подвергается стрессам и сверхнагрузкам. Дислексия – только один из видов неспособности детей к учению. Неспособными учиться в этом случае являются дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, но которым плохо дается чтение, письмо или математика. Около 80% таких детей – мальчики. Многие из них страдают синдромом дефицита внимания (неспособностью долго сосредоточиваться на предмете для его изучения) и гиперактивности (неспособностью более или менее долгое время сидеть спокойно). У других детей проявляются трудности другого рода. Одна из них - дислексия – это неспособность детей к чтению. Для некотороых детей характерна также дисграфия – трудности с письмом. У других может отмечаться дискалькулия – трудности со счетом. День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Иногда эта неуверенность перерастает в чувство безнадежности и беспомощности. В младших классах успехи в учебе являются очень важным фактором в отношениях между детьми. Одноклассники склонны избегать дружбы с теми, кто не справляется с учебой. Неспособные к учебе дети из-за этого плохо усваивают социальные навыки. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие, – наоборот, хвастливыми. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева, раздражительность. Остановимся подробнее на дислексии. Поскольку при дислексии дети часто путают такие буквы как б и в, читают слово дома как мода, долго считалось, что они просто «видят вещи наоборот». Но только у немногих из них обнаруживались проблемы со зрением. В других, не учебных, условиях эти дети не испытывают никаких трудностей со зрительным восприятием: они легко ориентируются на местности и могут легко складывать разрезные картинки-головоломки. Почему же тогда они путают сходные буквы? Ответ заключается в том, что это очень распространенная ошибка среди начинающих читать детей. Просто большинство детей быстро проходят эту стадию, тогда как дети, страдающие дислексией, задерживаются на ранних этапах чтения. У дислексиков имеются проблемы и за пределами школы. Фактически, многие из них имеют более общую проблему, связанную с овладением языком. Они могут позднее других детей начать говорить, их речь может быть менее развита, чем у сверстников. Им бывает трудно не только называть буквы или написанные слова, но также предметы и цвета. Извлечение из памяти таких простых слов как кот или голубой, занимает у них больше времени, чем у обычных детей. Им трудно определить на слух два отдельных слога в двухсложном слове или установить, что слово рот начинается со звука «р» и заканчивается звуком «т». Несмотря на то, что лежащий в основе дислексии дисфункции мозга до сих пор не обнаружено, очевидно, что наследственные факторы играют определенную роль в этом расстройстве. У многих страдающих дислексией детей родители, братья или сестры тоже испытывали подобные трудности, когда учились читать. Кстати, отмечается, что дислексия часто обнаруживается в тех семьях, где распространена леворукость. Однако, сама по себе леворукость в очень малой степени связана с дислексией. Большинство дислектиков являются праворукими. ^ обычно предполагает интенсивную коррекционную работу над чтением и речью, включая тщательно разработанную последовательность занятий чтением со специалистом. Некоторые программы особое внимание уделяют занимательности материала, другие ставят во главу угла другие аспекты, например, возможность быстрого достижения успехов. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Важно создавать у ребенка чувство уверенности в своих силах при использовании любых подходов. Дети-дислектики, сумевшие преодолеть своей недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми. Эдисон, Рокфеллер, Андерсон – все они в детстве страдали дислексей, но смогли преодолеть ее.
Дискалькулия - специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции. Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях: - понимания разрядного строения числа и понятия числа; - понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой; - понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля; - перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов; - выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение); - распознавания числовых знаков; - соотнесения чисел в арифметическом действии; - заучивания таблицы умножения; · - решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий; - зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета; - раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу; - выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр. ^ Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно- пространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности. Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией. Степень тяжести дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций. Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы. ^ Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно- поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера) и др. Решающее значение в коррекции дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикаментозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно- пространственного гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико- абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: - трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; - при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; - невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Преодоление ФФНР достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.
Алалия (от "а" - отрицательная приставка и греческого "lalia" - речь) - отсутствие или ограничение речи у детей из-за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга. Также встречается такое определение термина алалия, как системное недоразвитие речи у детей, связанное с недоразвитием или поражением корковых речевых зон в перинатальном периоде и в возрасте до 3 лет. Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают. ^ несмотря на то, что ребенок - находится в речевой среде, - имеет нормальный физический слух, - обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении, параличей или парезов, - имеет потребность в общении с окружающими, активно использует коммуникативные жестово-мимические средства, - не является умственно отсталым, доречевой период проходит без существенных отклонений в развитии. Картина речевого расстройства при алалии сводится к общему недоразвитию речевой функции. У ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. Страдает не какая-то одна, а практически все стороны речи – и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Оказываются несформированными операции порождения и оформления высказывания. В целом можно сказать, что не формируются психофизиологические механизмы, обеспечиваюшие усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка. Сенсорная алалия При нормальном развитии дети, слушая чужую речь, обучаются говорить. Понимать язык ребенок начинает несколько раньше, чем произносить первые слова. Именно способность понимать то, что говорят другие, обеспечивает развитие речи ребенка. Некоторые дети, несмотря на сохранность физического слуха, плохо воспринимают и понимают речь взрослых. Они не извлекают из речи взрослых того образца, который дает представление о том, что и как говорить. Что не доходит до слуха, не может попасть в речь. Дети с неполноценным слуховым восприятием слышат звуки человеческого голоса, но не понимают, о чем именно говорят. Также и мы не можем понять тех, кто говорит на незнакомом нам языке. Алалия, при которой в первую очередь нарушено понимание речи, и, как следствие, не развивается способность говорить носит название сенсорная алалия. Проявления недостатков понимания речи многообразны. В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, воспринимая ее как шум, не реагируя даже на собственное имя. Задача извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается полностью недоступной. В других случаях ребенок понимает некоторые обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Встречаются дети, которые относительно легко выполняют простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации. Вообще, конкретная ситуация для детей с сенсорной алалией имеет большое значение. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. Иначе говоря, речевой слуховой гнозис у детей с сенсорной алалией не формируется или формируется медленно, дефектно. ^ Алалия, при которой у ребенка не развивается в основном устная речь, а понимание ее относительно не нарушено, носит название моторная алалия. После того как ребенок в некоторой степени овладел способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, необходимо перешифровать эти звучания в артикуляуионные движения. Только тогда ребенок может заговорить сам. При моторной алалии речь с аккустического языка не «переводится» на двигательный (артикуляционный). Органы артикуляции (язык, губы, голосовые связки) могут двигаться, объем их движений не органичен, но они не получают команд о том, как двигаться, что именно делать. В результате звуки произносятся искаженно, часто всякий раз по-разному. Это безусловно отражается и на способности произносить слова. Кроме того, ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, ему трудно переключится от одного слова к другому. В тяжелых случаях речь ребенка долгое время остается на уровне отдельных звуков, слов. ^ Решающее значение в лечении и обучении детей с алалией имеет пластичность детского мозга – способность здоровых клеток мозга замещать те, которые по тем или иным причинам не включились в работу. Нервные клетки коры мозга, которые отвечают за высшие психические функции, не имеют врожденной специализации. Существует только врожденная предуготованность нервных клеток к какому-то виду деятельности. Но при необходимости можно заставить «здоровые» структуры, предназначенные для одного, выполнять еще и другое. Это возможно при условии, что сохранны проводящие нервные пути, связывающие между собой отдельные участки мозга. В период речевого развития их состояние является более важным, чем состояние самих речевых зон. Пластичность детского мозга принципиально отличает его от взрослого, неповрежденные участки которого с трудом включаются в компенсаторный процесс. Именно пластичность нервных тканей в детском возрасте позволяет оказывать помощь детям с алалией. Коррекция речи у детей-алаликов состоит в том, чтобы вместо естественных базисных опор, которыми обычно пользуются дети в процессе речевого развития, найти запасные опоры, не разрушенные патологией, и сделать их на время ведущими. Пострадавшее звено речи нужно восполнить другим, необычным образом. Какое именно сохранное звено окажется ведущим, решают специалисты, работающие с ребенком. Решение это обычно достаточно жестко ограничено возрастными рамками. Понятно, что начинать работу с детьми-алаликами необходимо как можно раньше, т.е. как только отмечено отставание ребенка в речевом развитии. Алалия – тяжелое нарушение речи, когда ребенок не может овладеть языком - его звуками, словами, грамматикой. Поэтому логопедическая работа с ребенком-алаликом не сводится к тому, чтобы обучить его правильно произносить звуки речи. В нее входит и формирование словаря, и развитие грамматических навыков, и обучение построению текста, отвечающего всем нормам языка и оформленного интонационно, адекватно его содержанию и ситуации речевой деятельности. Картавость — нарушение артикуляции при произнесении звука «Р», характеризующееся вибрацией язычка или всего края мягкого неба. Картавость - это своеобразная замена звука Р доступными способами: изменением положения языка и горловой вибрацией. Лечить картавость весьма сложно, поскольку имеет место стойкая привычка неправильного произношения. Требуется монотонная и длительная работа, связанная с перетяжкой мышц. Выход из заболевания возможен через обострение. В профессиональной литературе этот речевой дефект называется ротацизм (он связан не с короткой уздечкой языка, а с повышенным тонусом мышц языка и глотки!). Для полного восстановления необходима комплексная реабилитация, когда человек должен заново пройти все этапы физического, психического и речевого развития. Грассирование Грассирование (от франц. grasseyer - картавить), картавое произношение звука «р» на французский манер. В отличие от картавости, грассирование звучит мягче, поскольку произносится только горловой вибрацией без участия языка. Грасирование лечится легче, поскольку отсутствует деформация языкового произношения. В этом случае лечение проходит по схеме, близкой к лечению отсутствия звука Р. Отсутствие звука Р Две самые частые причины отсутствия звука Р в речи: 1. Короткая подъязычная связка (в норме подъязычная связка должна быть 1,5-2 см, если она короче, человек не сможет «поцокать» языком). При такой проблеме необходима небольшая операция: эту связку подрезает стоматолог. 2. Слабые мышцы кончика языка. Отсутствие звука Р может быть вызвано также комплексом этих и других причин. Изредка встречаются нарушения структуры языка, которые также являются причиной отсутствия звука Р. Существуют традиционные способы исправления картавости, грассирования и компенсации остутствия звука Р: 1. Массаж языка 2. Специфическая артикуляционная гимнастика 3. Механическая вибрация передней части языка 4. Тактильный контроль 5. Регулярные и продолжительные тренинги в период автоматизации звука Р. Комплекс логопедических упражнений назначает специалист логопед-деффектолог индивидуально, исходя из природы нарушения, функциональных особенностей артикуляционного аппарата, возрастных критериев и прочих факторов. ^ Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения. «Садимся читать, строчку прочтет с горем пополам, а потом говорит: «Не хочу, у меня не получается, почитай ты»,— расстроено рассказывает мама шестилетнего Пети. Вижу, что ему трудно, даже жалко становится, но ведь должен же он сам когда-нибудь начать читать. Школа «на носу». «Нет, говорю, сам читай». Так что вы думаете, быстро отговорку нашел: мне не интересно. У нас так много дома книг, а он возьмет книгу с полки, полистает, картинки посмотрит и обратно ставит. Раньше с книгой ко мне сразу мчался: почитай! А сейчас, кажется, весь интерес к книгам пропал. Я так беспокоюсь!» Подобные ситуации с небольшими вариациями довольно часто происходят с детьми старшего дошкольного возраста. Однако причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить, наконец, обещанный родителями велосипед или все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания. Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания. Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора. Видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению (например, как подставка под кастрюли). Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, их корешки сияют позолотой, но, к сожалению, это только часть интерьера, роскошное дополнение к хрустальной люстре, дорогой мебели. Родители здесь тоже могут много говорить о пользе чтения, ценности книг. Постепенно и ребенок привыкает «ценить» домашние книги как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться, но лучше не трогать. Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о значении книг просто не нужны: ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги. Вернемся к нашему примеру. Допустим, Петя растет именно в такой семье. Родители действительно стремятся заинтересовать его чтением и обеспокоены тем, что у него пропало желание читать. Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Хорошо, что мама Пети это понимает и относится к сыну с сочувствием. Как все просто до этого представлялось ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. И какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается! А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама! Ведь он не знает, что и взрослым в свое время было так же трудно. К сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать первые попытки самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. И взрослые начинают сердиться: «Присоединяй быстрее — сх-ва-тил, что ты на двух буквах застрял? Слово прочесть не можешь! Дальше… Что получилось? А перед этим какое слово читал? Уже не помнит…» А на языке «вертится» сравнение с соседским Сашей, который уже давно книги сам читает. А в конце раздражение окончательно берет верх, и мама заключает: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда я не научусь читать. Это слишком трудно». А кому хочется неудач? Появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу. Родители сетуют: «Просто уже не знаю, что делать, не хочет, и все. Придется заставлять, раз по-хорошему не понимает». И заставляют, и ругают. А тайна книги исчезла для ребенка, остались только противные буквы, слова… Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами ему почитаем, а воспитатели, учителя научат, когда время придет». Но, отодвигая проблему, они ее не решают, а это значит, что, скорее всего, через некоторое время она снова возникнет, да еще и усугубится: желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка, ведь в любом случае можно попросить родителей, и они не откажут, так зачем самому учиться? Раньше об обучении дошкольников чтению не было и речи. Буквы изучали в первом классе, постепенно учились читать. Но время изменилось, многие школы берут усложненные программы обучения. На собеседованиях при поступлении в школу будущих первоклассников просят продемонстрировать умение читать и дают при этом не отдельные слоги и слова, а чаще всего текст. В некоторых спецшколах, гимназиях, лицеях в первый класс записывают только тех, кто умеет читать. Несомненно, остается опасение, что родители, не зная, как правильно формировать навык чтения, начнут обучать ребенка неверно (например, чтению по буквам). В связи с этим в прежнее время учителя настойчиво требовали не учить ребенка читать до школы, чтобы в школе не пришлось переучивать. Этой позиции и сегодня придерживаются некоторые педагоги. Существуют программы начального школьного обучения, рассчитанные именно на детей с несформированным навыком самостоятельного чтения. Школы разные, программы обучения тоже не должны быть одинаковы. И все же наблюдается тенденция к переносу проблемы обучения чтению в область дошкольной педагогики. Задача дошкольного обучения и воспитания — подготовить ребенка к школе. Воспитатели, педагоги детского сада заранее не могут точно знать, в какую школу родители захотят записать ребенка, но, учитывая стойкое стремление к выбору хороших школ (чаще всего со специальными, экспериментальными программами, ориентированными на индивидуально-личностное развитие детей), знакомятся с программой первого класса и в своей работе частично используют методики начальной школы, в частности, по обучению чтению. В некоторых детских садах (особенно в тех, которые имеют укрепившуюся связь со школой) стало традицией приглашать учителей начальной школы на собрания родителей подготовительной к школе группы. Иногда учителя проводят отдельные занятия в подготовительной группе, устраивают консультации для родителей. Кроме того, многие школы открывают подготовительные курсы для будущих первоклассников. Занятия проводят, как правило, учителя, предполагающие в следующем году набрать первый класс. Все это направлено на то, чтобы облегчить ребенку в дальнейшем процесс адаптации к школе, обеспечить успешное продвижение в усвоении школьной программы. Однако, как показывает опыт, усилий одних педагогов недостаточно. Требуется помощь родителей в закреплении тех навыков, которые осваивает ребенок. Это относится и к самостоятельному чтению. И тут часто возникают сложности. Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения? Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя (к тому же еще и критика, ведь вы же следите за текстом и исправляете). Как показывает опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше — родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь его к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролями — то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, предоставьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги. Одна мама рассказывала, как она начинала читать с сыном книгу и, дойдя до интересного места, вдруг «вспоминала», что срочно нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить и т. п. Следует серьезно подумать, как сделать чтение для ребенка увлекательным и интересным. Встает вопрос правильного выбора книги. То, что это должна быть детская книга, надеюсь, не требует обоснования. На что еще стоит обратить внимание родителям? Для освоения читательского умения предпочтительнее книги с крупным, ясно напечатанным шрифтом. Ребенок и так напрягается при чтении, а дополнительная нагрузка на глаза может вызвать отрицательные переживания. Хорошо, если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка. Но в то же время она не должна состоять преимущественно из иллюстраций, тогда ребенку смысл будет в основном понятен после ее просматривания, и желание читать отпадет. Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из законченных небольших рассказов. Повествование, занимающее несколько страниц, психологически как бы «давит», ребенок понимает, что прочесть сразу все не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий. Например, если он прочитал целый рассказ (даже если рассказ занимает всего несколько строк) или законченный по смыслу отрывок, ребенок почувствует, что налицо результат не только количественный, но и качественный: он понял, о чем речь, и может рассказать о прочитанном. Конечно, не так просто найти книги, отвечающие этим требованиям. Но они есть. Может быть, помогут при выборе серии книг типа «Мои первые книжки» или «Моя первая библиотека». Иногда родители берут учебные пособия «Букварь\", «Азбука» для первого класса, но, к сожалению, эти книги редко вызывают ожидаемый интерес у детей, хотя, несомненно, полезны при формировании навыка чтения. Некоторые родители предлагают для самостоятельного чтения детям книги, которые читали им раньше. Далеко не всегда такой выбор оказывается удачным. При чтении ребенок некоторые места проговаривает наизусть, встречая трудные слова, сбивается на пересказ. Поэтому фактор новизны книги обычно оказывает большее стимулирующее действие на читающего. Часто родители жалуются, что книги с простенькими стишками и короткими рассказиками легки и доступны для самостоятельного чтения дошкольника, но ему они не интересны, а то, что вызывает большой интерес, длинные повествования, вызывают трудности при чтении. Как же быть? Следует признать, что иногда дети начинают самостоятельно читать именно с большой книги. Интерес такой сильный, что он побеждает все трудности. Для некоторых ребят первой прочитанной книгой были «Приключения Незнайки» Н. Носова или «Три толстяка» Ю. Олеши. Однако для большинства детей эти книги трудны при начальном самостоятельном чтении, но вполне подойдут для правильно организованного совместного с родителями чтения. Взрослым обязательно следует помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Независимо от того, большой текст прочитан ребенком или маленький, простой по содержанию или сложный, обязательно поговорите с ребенком о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес (но не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями относительно самого чтения). Похвалите, даже если не очень получалось. А свои замечания (например, если ребенок торопится и проглатывает слова) лучше высказать с уверенностью, что в следующий раз сын (или дочь) будет более внимательным, старательным и все получится еще лучше. Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал читать книгу, то следует дочитать ее до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, возвратиться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение. Обратите внимание на выразительность письменной речи писателя, на то, каким ярким образным языком написана книга. Не забывайте, что первое чтение — это обязательно чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает. Это не только обеспечивает эффективное освоение чтения, способствует развитию устной речи, но и позволяет выявить, что малыш неправильно прочитал, не понял. Иногда родители забывают об этом, а потом сетуют, что ребенок плохо читает вслух, бубнит себе под нос; к тому же выясняется, что его беглое чтение «про себя» часто оказывается довольно поверхностным и частично осознанным. Взрослым не стоит сразу прекращать читать ребенку вслух, как только он сам научится читать. Их выразительное чтение остается хорошим примером и стимулом для совершенствования его чтения. Полезно будет обратить внимание ребенка на чтение мастеров художественного слова. В некоторых семьях сохраняется традиция семейного чтения, и, когда ребенок подрастает и овладевает чтением, ему чаще других предоставляется право выбора книги и роль читателя на семейных встречах. К сожалению, в наше время, по разным обстоятельствам, трудно бывает собраться всей семье и послушать чтение ребенка, но даже если, например, бабушка или мама, начиная гладить или вязать, попросят ребенка почитать им интересную для него книгу, это тоже будет иметь развивающий эффект. И еще о выборе книг. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Кроме того, специалисты считают, что даже при наличии в семье хорошей библиотеки и множества книг в детском саду сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении библиотеки. На примере многих ребят видно, как библиотека помогла преодолеть нежелание (или боязнь неумения?) читать. Здесь большой выбор книг, при этом действительно соответствующих детской тематике, возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы. Родителям тоже будет интересно. В библиотеке есть специальные издания, справочники, помогающие правильно подобрать книги для ребенка, знакомящие с правилами чтения. Можно обратиться за консультацией к библиотекарю. У ребенка появляется новая роль, теперь он — читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. Но если выбрал, то обязан прочитать в указанный срок и вернуть в хорошем состоянии. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге. Мне могут возразить, что совет посещать библиотеку устарел, кто, мол, сейчас ходит в библиотеку, если все дети увлечены компьютером, видео-, игровыми приставками, а из книг наиболее популярны комиксы, которые на любом книжном лотке можно купить. «Новое время — новая реальность»,— твердит реклама. Однако, по моему мнению, у книг не может быть конкурентов. В книгах заключены знания человечества, накопленные в течение веков. Действительно, детские книжки просты по содержанию. Но они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают ребенку любовь к жизни, дарят радость познания. Книги приходят к малышу в раннем детстве, чтобы стать его друзьями, помощниками на всю жизнь. В них он потом будет находить отклик своим переживаниям, размышлениям, искать ответы на вопросы и проблемы. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. Мир книг огромен и многообразен. Да, сегодня может быть популярна одна игра, завтра — другая. Но книги вне моды, они были и всегда останутся, пожалуй, наилучшим творением человечества. Действительно, ребенка увлекают новые игры и занятия, и им нужно отводить определенное время, так же как и мультфильмам и детским фильмам, но не в ущерб здоровью и развитию. Кроме того, необходимо знать и отличать истинно развивающие игры, например компьютерные игры для дошкольников, стимулирующие развитие воображения, интеллектуальных навыков, памяти, внимания. И вместе с тем есть довольно однообразные, содержательно бедные видеоигры. Еще и изобилующие жестокостями игры (как по-иному оценить постоянные схватки с врагами, которых, в соответствии с правилами игры, нужно убить, уничтожить). Подчас мы не замечаем, что красочные, динамичные мультики тоже отличаются отрицательно насыщенным эмоциональным фоном. Все это воздействует на ребенка незаметно, так как в большей степени затрагивает его подсознание. Именно там поселяются страхи, комплексы, которые так трудно будет победить в дальнейшем. Несмотря на усиленную рекламу компьютерных игр, интерес детей к книгам сохраняется, это подтверждается результатами проведенного небольшого опроса. В опросе участвовало 75 детей в возрасте от пяти до семи лет, посещающих детские сады № 1511, 915 Москвы. Здесь работают замечательные педагоги, много внимания уделяющие воспитанию любви к книге. Но нас интересовало домашнее чтение детей. Дети отвечали на два вопроса: «Какую книгу ты сам или со взрослым читаешь сейчас дома или только что прочел? Какая твоя любимая книга?» Все дети назвали книгу, которую читают или только что прочли дома, при этом, как правило, говорили, как читают: самостоятельно или с помощью мамы, бабушки, папы, старшего брата, сестры, тети. Некоторые дети признавались, что еще не умеют читать сами и им читают взрослые или старшие дети. Что касается любимых книг, то некоторым детям было трудно выбрать одну, они называли от двух до пяти книг. Поэтому всего было названо 115 любимых книг. У 29,3 % детей отмечено совпадение любимой книги и той, которую они сейчас читают. Сказки читает большинство, и любимая книга у подавляющего большинства детей — сказки. Назывались самые разные сказки — от общеизвестных русских народных до итальянской «Приключения Пиноккио» К. Коллоди (а ведь всего несколько лет назад мало кто знал, что у нашего Буратино есть старший брат). Всего дети назвали 33 разные сказки. Среди них народные сказки, сказки отечественных писателей (А. Пушкин, С. Аксаков, П. Ершов, А. Толстой, Н. Носов, А. Волков, Э. Успенский и др.), зарубежных (Г.-Х. Андерсен, А. Линдгрен, А. Милн, III. Перро, Дж. Родари и др.). Следует отметить популярность у детей сказок в картинках, чаще всего это недавно показанные по телевизору многосерийные мультфильмы — «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя», «Русалочка» и др.,— напечатанные в виде комиксов. Их читают 17,3% детей, а 21,3% назвали любимыми. Это дает повод для размышлений. С одной стороны, вполне понятна радость от встречи с понравившимися героями, но, с другой стороны, тот факт, что комикс становится любимой книгой, свидетельствует о недостаточно внимательном отношении в семье к чтению ребенка. Иногда родители идут на поводу у ребенка, покупая ему новые и новые комиксы, не задумываясь при этом о развивающем значении книг. Результаты опроса показали, что научно-познавательная литература, к сожалению, занимает довольно скромное место среди читаемых книг (9,2 % детей назвали ее) и только у 14,7% детей любимая книга относится к этому жанру. А ведь именно дошкольники выделяются своей любознательностью. Остается надеяться, что выпускаемые в последнее время разными издательствами энциклопедические серии, например «Что есть что», «Юный исследователь» и др., значительно пополнят этот список. Включение учебных пособий («Букварь», «Азбука», «Родная речь») в число читаемых книг свидетельствует о том, что дети учатся читать и родители проявляют к этому внимание. Читают подобные книги 16,0% детей, в основном посещающих подготовительную группу детского сада, а вот любимой книгой не считают, исключение — один ребенок. Налицо проблема сочетания учебных и познавательных интересов. Сейчас появляется много новых экспериментальных учебников. Может быть, с их помощью разрешится эта проблема? Приключенческая литература более интересна, и здесь сочетание обратное: у 6,7% детей эти книги любимые, но их труднее самостоятельно читать. Дети, которые самостоятельно прочли «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, хорошо овладели навыком самостоятельного чтения, обладают неординарными способностями. С сожалением можно отметить, что поэзия, которой так много внимания уделяют педагоги в детском саду, из домашнего чтения детей практически выпадает. Может быть, сказывается надежда родителей на педагогов? Многие дошкольники знают сказки в стихотворной форме (А. Пушкина, К. Чуковского и др.), изучение их, как правило; входит в программу детского сада. И дома дети тянутся к этим книгам. Начинающему читателю очень полезно выписывать детский журнал. В нашей стране выпускается несколько таких журналов, и почти каждый год появляются новые издания. Конечно, цены растут и на детскую периодику, не любая семья может позволить себе подписку. И все же, уважаемые взрослые, выбирая подарок для ребенка, вспомните про детские журналы. Когда вы увидите, как ребенок каждый месяц с нетерпением ждет свой журнал, как радуется, получая его, горя желанием поскорее посмотреть и почитать, все сомнения отпадут. Может быть, и проблема с нежеланием читать быстрее разрешится. В заключение приводим список книг, которые помогут родителям ответить на возникающие у них вопросы относительно детского чтения. Бугрименко В. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1987. Губанова М. И. Твоя домашняя библиотека. М., 1973. Житомирова Н. Н. Детское чтение в семье. Л., 1963. Михайлова И. Родителям о детском чтении. М., 1960. Пинт А. О. Это вам, родители. М., 1971. Тимофеева И. Н. 100 книг вашему ребенку. М.,1987. Эльконин Д. Е. Как учить детей читать. М., 1976. |