Содержание
Метод проведенияУчебные пособия План занятия 3. Клиническая часть. 4. Инструкция по технике безопасности 6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов и контроль полученных знаний по контрольным вопросам и ситуационным задач Основные классы стоматологических материалов Основные свойства стоматологических материалов К физическим свойствам материалов Методы физического анализа Рентгеноструктурный анализ Ультразвуковая дефектоскопия Коэффициент теплопроводности Значение коэффициента теплопроводности (К) натуральных тканей в сравнении с рядом восстановительных материалов Наименование материала Значение коэффициента термического линейного расширения (α) для некоторых стоматологических материалов (по данным W. J. O'Brien) К химическим Механические свойства Предел прочности Теоретическая прочность ... Полное содержание |
Занятие № 1
^ 1. Проверка выполнения домашнего задания. 2. Теоретическая часть. Знакомство с рабочим местом фантомного кабинета. Определение прикладной науки стоматологического материаловеде-ния. Требования к «идеальному» материалу восстановительной стоматологии. Классификации стоматологических материалов по химической природе и по назначению. Основные свойства материалов, методы исследования их. Понятие теоретической прочности и концентрации напряжения. ^ Демонстрация преподавателем: рабочего места студента, материалов различных классов (керамика, металлы, полимеры и стоматологических материалов для профилактики заболеваний зубов и гигие-ны; восстановительных материалов в терапевтической стоматологии; материа-лов в ортопедической стоматологии при частичной и полной потере зубов; материалов для лечения аномалий прикуса и зубных рядов; материалов для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области. ^ . Освоение студентами рабочего места, пра-вил поведения и экипировки внешнего вида. Изучение стоматологических материалов по химической природе и по назначению. ^ 7. Тестовый контроль знаний. 8. Задание на следующее занятие. Техника безопасности. Во время практических занятий студенты должны выполнять следующие правила: соблюдать дресс-код - ношение специальной медицинской одежды (халаты, колпаки, сменная обувь, длинные волосы – под колпаком), поддер-живать санитарно-гигиенический порядок на своем рабочем месте. Перед началом работы студенты должны изучить правила техники безопасности, которые составлены согласно «Правил устройства и эксплуата-ции стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий». Перед началом работы необходимо убедиться в том, что прибо-ры заземлены и включены, все манипуляции по уходу и ремонту оборудования должны выполняться после их обесточивания. После окончания работы стома-тологическое оборудование необходимо отключить от электросети. При работе с сильнодействующими веществами необходимо соблюдать осторожность. Приготовление стоматологических материалов должно осуществляться согласно инструкции. Аннотация Стоматологические материаловедение – это наука, изучающая во взаимосвязи состав, строение, свойства, технологию производства и применения материалов для стоматологии, а также закономерности изменения свойств материалов под влиянием физических, механических и химических факторов. Речь идет о факторах, действующих в специфических условиях полости рта в процессе функционирования зубочелюстной системы, что и позволило выделить стоматологические материалы в отдельную область знаний. В настоящее время практикующие стоматологи понимают, что без глубокого знания свойств стоматологических материалов невозможно достигнуть функциональной полноценности, эстетичности и долговечности восстановления зубов. Намечая план оказания стоматологической помощи, врач всегда стоит перед выбором наиболее подходящего материала. Осуществить его правильный выбор, пользуясь только своим опытом и интуицией, очень не просто, так как конец ХХ века и начало нынешнего ознаменовались бурным развитием стоматологических материалов, поэтому стоматолог должен уметь оценить возможности новых разработок и новых методов применения материалов в клинике, что требует глубокого понимания взаимосвязи их химических основ и свойств. Знание основ материаловедения, различий свойств материалов в зависимости от химической природы, технологии применения позволит использовать в стоматологической практике научно-обоснованные критерии выбора нужного материала. Несмотря на значительные достижения стоматологического материаловедения в последние годы, ни один из созданных материалов нельзя признать «идеальным». «Идеальный» материал для восстановительной стоматологии должен полностью отвечать следующим требованиям: - быть биосовместимым; - противостоять всем возможным воздействиям среды полости рта; - обеспечить прочную и постоянную связь со структурой твердых тканей зуба; - полностью воспроизводить их внешний вид; - обладать комплексом физико-механических свойств, соответствующих свойствам восстанавливаемых натуральных тканей и способствовать их регенерации. Все стоматологические материалы подразделяют на три основных класса в зависимости от химической природы: - неорганические материалы или керамика; - металлы; - полимеры. Каждый класс, в свою очередь, подразделяется на типы, отличающиеся структурой и свойствами (схема 1). ^ ![]() ![]() ![]() КЕРАМИКА МЕТАЛЛЫ ПОЛИМЕРЫ Неорганические соли Стекла Сплавы Твердые Эластомеры Воски ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Кристаллическая керамика Интерметаллические соединения Схема 1. Классификация стоматологических материалов по химической природе*. *На основе классификации W.J.O'Brien “Dental Materials and Their Selection”, Quintessence Publ.Co., Inc, 3 изд., с.1. Каждый класс материалов, несмотря на фамильное сходство входящих в него многочисленных типов, характеризуется довольно широким спектром свойств. Например, входящие во второй класс металлы и сплавы обладают различными показателями прочности, температуры плавления, цветом, но для всех металлов характерна ковкость, электро- и термопроводимость, типичный металлический блеск. Металлы имеют высокую прочность и жесткость (высокий модуль упругости). Поэтому в восстановительной стоматологии их применяют при необходимости протеза выдерживать значительные механические нагрузки, в то же время металлы быстро проводят тепло, не эстетичны, что ограничивает их применение. Керамика и полимеры – термоизоляторы, обладают светлым цветом и полупрозрачностью, следовательно, их можно применять для защиты зуба от смены температур полости рта и для создания эстетических пломб и протезов, воспроизводящих естественный вид натуральных зубов. В стоматологии нередко используется комбинация материалов различной химической природы, так как ни один из материалов нельзя признать идеальным. Многообразие стоматологических материалов заключается не только в различии их по химической природе, но также в особенностях их применения в стоматологии или в их назначении. Материалы, имеющие одинаковую химическую природу, но разное назначение, могут существенно отличаться по составу и свойствам. Для систематизации стоматологических материалов, чтобы было легче ориентироваться при выборе восстановительного материала и подборе вспомогательных и временных материалов, применяемых на этапах лечения и изготовления зубных протезов, большую помощь может оказать классификация материалов, построенная по принципу их назначения в стоматологии. Такой принцип классификации нельзя признать идеальным, так как некоторые материалы (например, цементы) имеют многочисленные виды применения в различных областях стоматологии. Но, несмотря на указанный недостаток, предложенная классификация позволяет разделять стоматологические материалы, исходя из основных требований, которые предъявляются к ним условиями применения в той или иной области стоматологии. Классификация стоматологических материалов по назначению является основной классификацией стоматологических материалов (схема 2). ![]() Схема 2. Основная классификация стоматологических материалов по назначению. ^ Главной целью стоматологического материаловедения является создание комплекса «идеальных» материалов для полости рта. Под действующими факторами полости рта подразумеваются: колебания температуры, высокая постоянная влажность, присутствие электролитной среды. Перечисленные факторы отражаются на свойствах материалов – физических, химических, технических, технологических, биологических эстетических. Современное стоматологическое производство представляет собой промышленный комплекс, в котором используется множество технологических процессов: прессование, литье деталей определенной конструкции, паяние, нанесение керамических и пластмассовых покрытий и т.д., используются также различные аппараты: для штамповки, литья, вакуумные печи для обжига керамики и др. Все это требует от врача-ортопеда не только знаний технологического процесса, но и влияния нарушения его на свойства материала и органы полости рта и организм в целом. ^ относятся: плотность, температура плавления и кипения, теплоемкость, теплопроводность, термические коэффициенты линейного и объемного расширения, поверхностное напряжение, цвет, фазовые превращения и др. В стоматологическом материаловедении используются разнообразные методы исследования и испытания, которые дают возможность установить природу материала, состав, свойства и, при необходимости, определить качество готовых стоматологических изделий. ^ : рентгенологический, рентгеноструктурный, магнитная и ультразвуковая дефектоскопии и дилатометрический. Рентгенологический анализ дает возможность установить виды, типы и размеры кристаллических решеток металлов и сплавов. ^ дает возможность установить даже микроскопические дефекты внутри материала. Магнитная дефектоскопия позволяет выявить дефекты в поверхностном слое (до 2 мм) металлических материалов. ^ позволяет осуществлять эффективный контроль качества на большой глубине. Дилатометрический метод основан на определении изменений объема, происходящих в материале при фазовых превращениях, применяется для определения кристаллических точек в твердых образцах. ^ измеряется по количеству тепла в калориях в секунду, которое проходит через образец материала толщиной в 1 см и площадью 1 см3, когда разница температуры на концах образца составляет 10С. Чем выше этот показатель, тем более способно вещество пропускать через себя тепловую энергию, и наоборот. Коэффициент теплопроводности выражается в кал/см·с·0С. (таблица 1). Таблица 1 ^ (по данным W. J. O'Brien)
Важным физическим свойством материалов является коэффициент термического линейного расширения (КТЛР). КТЛР показывает изменение относительной длины образца данного материала, когда его температура возрастет или упадет на 10С. В таблице 2 приведены коэффициенты термического расширения некоторых веществ, представляющих интерес для стоматологии. Таблица 2 ^
^ относятся те свойства, которые проявляются при химическом взаимодействии материала с окружающей средой полости рта. Металлы и другие материалы в процессе отработки подвергаются действию кислот и растворов. Материалы, находящиеся в полости рта подвержены действию слюны, пищи, имеющих различную – кислую или щелочную среду. Процессы выделения металлов из состава сплавов, окисление металлов при нагревании, полимеризация, взаимодействие между ионами фтора, кальция и фосфора, входящих в составы профилактических материалов, с твердыми тканями зубов, твердение материалов и др. представляют собой химические реакции. Одним из требований, предъявляемым к конструктивным материалам, является их химическая инертность. Ряд металлов и сплавов не могут быть использованы для изготовления зубных конструкций из-за коррозионной неустойчивости, приводящей к разрушению металла. К химическим свойствам относят также окисляемость и растворимость. Для определения коррозионной стойкости в различных условиях используют метод испытаний в жидкости с полным погружением, в парах, в кипящем солевом растворе, в атмосфере, в лабораторных условиях. ^ характеризуют способность материалов сопро-тивляться действию внешних сил. К основным механическим свойствам отно-сят прочность, твёрдость, вязкость, упругость, пластичность, хрупкость. Механические свойства материалов подчиняются законам механики и изучаются в разделе физики, который отражает закономерности влияния энергии и силы на физическое тело. Жевательные и другие функциональные нагрузки – это силы, которые действуют на стоматологические материалы в условиях полости рта. В зависимости от функции различных групп зубов (резцы, клыки, премолляры, моляры) жевательная нагрузка колеблется от 50 до 30-500 Н (Ньютон), наибольшая приходится на жевательные зубы. Механические свойства определяют как поведет себя материал под действием этих сил. Механические свойства твердых тел – прочность на растяжение, сжатие, изгиб, кручение, удар, твердость – характеризуют сопротивление материалов воздействию различных нагрузок и в значительной мере определяют область их применения при восстановлении зубов. Под действием нагрузки в твердом теле происходят изменения (деформации) или оно разрушается. Различают упругие (эластичные) или обратимые деформации (после снятия нагрузки к твердому телу возвращается первоначальная форма) и остаточные (пластичные) или необратимые (после прекращения действия нагрузки формы и размеры тела изменяются). Материалы по различным свойствам разделяют на: - изотропные (свойства материалов одинаковы в любых направлениях, например, металлы, каучук); - анизотропные (свойства в различных направлениях не одинаковые, например, дерево, волокна, слоистые пластики). Важным свойством материала является прочность. Прочность – это способность материала без разрушения (деформации) противостоять действию внешних сил. Деформация – это изменение размеров и формы тела под действием приложенных к нему сил. ^ – это степень деформации материала до наступления разрыва, определяется процентом вытяжения или сжатия материала под воздействием сил вытяжения или компрессии. ^ материала исходит из его строения, межмолекулярных связей, может предсказать его прочность, но его реальная прочность в 10-100 раз ниже. Реальные изделия не имеют идеальных гладких поверхностей. Пломбы, искусственные коронки, мостовидные протезы имеют неправильную геометрическую форму с изгибами, углами, надрезами, в которых будут концентрироваться напряжения под действием жевательных нагрузок, их называют концентраторами напряжения. Если концентраторы действуют в хрупком материале, таком как керамика, в нем образуется трещина, которая мгновенно распространяется по материалу и приводит к разрушению, внезапно, без видимых деформаций. Металлы способны течь и удлиняться до 120% от их первоначальной длины, прежде чем разрушиться. Полимеры в основном не прочны и очень эластичны по сравнению с металлами и керамикой, что объясняется особенностями молекулярного строения: сильные связи внутри полимерных цепей и слабые – между цепями. ^ определяют способность материалов подвергаться различным видам обработки. К ним относятся испытания на литье, ковкость, штамповку, прокатку, волочение, свариваемость, пайку и обработку режущими инструментами. ^ понимают возможное воздействие их на биологическую среду, в которой они находятся. Все конструкционные и вспомогательные материалы не должны оказывать отрицательное влияние на ткани и жидкости, с которыми они контактируют, изменять микрофлору полости рта, нарушать митотический процесс, влиять на рН, нарушать кровообращение, чувствительность, тем более не вызывать воспаления и т.д. Все конструкционные материалы проходят специальную проверку на животных и в биологических средах на биологическую инертность. Стоматологический материал должен отвечать определенным токсико-гигиеническим требованиям. ^
Контрольные вопросы 1. Дайте определение стоматологического материаловедения как прикладной науки. Почему стоматологическое материаловедение выделено в отдельную область знаний? 2. Что такое «идеальный» стоматологический материал? 3. Существует ли универсальный «идеальный» стоматологический материал? Поясните свой ответ. 4. Как классифицируют стоматологические материалы? Назовите классификацию и поясните на каком принципе они основаны. 5. Расскажите о классификации стоматологических материалов по химической природе. Почему в стоматологии применяются материалы различной химической природы? 6. Расскажите об основной классификации стоматологических материалов. Какой принцип положен в основу этой классификации? 7. Какие свойства материалов определяют возможность их применения в различных областях стоматологии? 8. Какие показатели характеризуют физиологические свойства стоматологических материалов? 9. Методы физического анализа? 10. Какие показатели характеризуют химические свойства стоматологических материалов? Требования к конструкционным материалам по химическим показателям. 11. Какие показатели характеризуют механические свойства стоматологических материалов? 12. Что такое концентрация напряжения и концентратор напряжения? Опишите взаимосвязь между формой концентратора напряжения и величиной напряжения. 13. Сравните в общем виде стоматологические материалы различной химической природы: металлы, керамику, полимеры по их физико-механическим свойствам. 14. Что такое теоретическая и практическая прочность? Почему на практике невозможно создать материалы, обладающие прочностью, равной теоретической? 15. Почему необходимо проведение доклинических (технических, биологических) испытаний, и невозможно ограничиться только клиническими испытаниями (наблюдениями)? 16. На какие типы делят материалы, исходя из их способности воспринимать механические нагрузки? ^ 1. Что послужило выделению стоматологического материаловедения в отдельную область знаний?
2. Что изучает стоматологическое материаловедение как наука?
3. Какие требования должны предъявляться к «идеальному» материалу для восстановительной стоматологии?
4. Соотнесите типы материалов согласно химической природы:
5. Соотнесите типы материалов по назначению для профилактики заболеваний зубов и гигиены:
6. Соотнесите типы материалов по назначению для восстановления зубов в терапевтической стоматологии:
7. Соотнесите типы материалов по назначению для лечения частичной и полной потери зубов в ортопедической стоматологии:
8. Соотнесите типы материалов по назначению для ортодонтического лечения аномалий прикуса и зубных рядов:
9. Соотнесите типы материалов по назначению для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области:
Тестовый контроль знаний ^ а) плотность; б) температура плавления и кипения; в) полимеризация; г) коэффициенты линейного и объемного расширения; д) твердение; е) цвет. ^ а) пайка; б) полимеризация; в) штамповка; г) окисление металлов при нагревании; д) твердение; е) прокатка; ж) адгезия. ^ а) прочность; б) твердость; в) литье; г) вязкость; д) упругость; е) твердение; ж) пластичность; з) хрупкость; и) свариваемость. ^ а) ковкость; б) литье; в) твердость; г) штамповка; д) прокатка; е) твердение; ж) волочение; з) пайка; и) адгезия. ^ а) растяжение; б) литье; в) сжатие; г) сдвиг; д) полимеризация; е) кручение; ж) окисление. ^ а) твердение; б) исходящая из строения материала; в) коррозия; г) исходящая из межмолекулярных и межатомных связей; д) упругость. ^ а) изгибы изделия (пломбы, протезы); б) пластичность; в) адгезия; г) углы; д) царапины; е) полимеризация; ж) надрезы; з) пайка. ^ а) К - 0,95 кал/см•с•С0; б) К - 300 кал/см•с•С0; в) К - 94 кал/см•с•С0; г) К - 1,45 кал/см•с•С0. ^ а) К - 1,45 кал/см•с•С0; б) К - 0,37 кал/см•с•С0; в) К - 54 кал/см•с•С0; г) К - 300 кал/см•с•С0. ^ : а) α - 11,4; б) α - 76; в) α - 6,2; г) α - 35. 11. Укажите коэффициент термического линейного расширения (α) корня зуба: а) α - 8,3; б) α - 76; в) α - 54,9; г) α - 35. Домашнее задание а) изобразить схему классификации стоматологических материалов по химической природе; б) изобразить схему классификации стоматологических материалов по назначению; в) перечислить требования к «идеальному» стоматологическому материалу. Литература Основная: 1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - С. 528-530. 2. Попков В.А., Нестерова О.В., Решетняк В.Ю., Аверцева И.Н. Стоматологическое материаловедение. - М.: Издательство «Медиапресс-информ», 2006, - С.5-19. 3. Методические разработки кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний СтГМА. Дополнительная: 1. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение. Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.5-10. 2. Вязьмитина А.В., Усевич Т.Л. Материаловедение в стоматологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2002. - 350 с. 3. Крег Р., Пауэрс Дж., Ватага Дж. Стоматологические материалы: свойства и применение. Перевод с английского Шульги О.А. - М.: Издательство «МЕДИ», 2005. - С.9-38. 4. Трезубов В.Н., Мишнев Л.М., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение. Учебник для медицинских вузов. - М.: МЕДИпресс-информ», 2008. - С.9-11. 5. Дмитриева Л.А. Современные пломбировочные материалы и лекарственные препараты в терапевтической стоматологии. - М.: Медицинское информационное агентство, 2011. - С.6-13. |
![]() |
2. Основные группы свойств стоматологических материалов: адгезия и адгезионные свойства, эстетические |
![]() |
Тема: Основные группы свойств стоматологических материалов: адгезия и адгезионные свойства, эстетические |
![]() |
Перечень стоматологических материалов, лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств для |
![]() |
Перечень стоматологических материалов, лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств для |
![]() |
Курс Обязательные элективы «Фантомный курс терапевтической стоматологии» (обязательный электив). Понятие о кариесе зубов. Классификация кариозных полостей по Блэку. Принципы, этапы и техника препарирования... |
![]() |
Экзаменационные вопросы по терапевтической стоматологии для студентов 3 курса. (2011 г.) Терапевтическая Этапы развития Российской стоматологии в послеоктябрьский период, их основные черты |
![]() |
Цементы. Классификация, состав, свойства. Стеклоиономерные цементы. Систематика, состав, свойства. Обсуждены и утверждены на заседании кафедры терапевтической стоматологии с курсом ортопедической... |
![]() |
№2-09-а на право заключения муниципального контракта, на поставку расходных материалов для стоматологии |
![]() |
Основные характеристики пломбировочных материалов Правильное использование пломбировочных материалов требует от врача знаний физико-механических и... |
![]() |
Извещение №179к о проведении запроса котировок по закупке расходных материалов и инструментария для |