Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком





Скачать 183.04 Kb.
Название Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком
Дата 23.02.2013
Размер 183.04 Kb.
Тип Документы
Тема: Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом - ребенком.

Общее время занятия: 6 часов

Мотивационная характеристика темы: Организация детского приема сопряжена с рядом трудностей, связанных с поведением детей и их родителей. Для достижения успеха врач-стоматолог должен иметь основы знаний возрастной и семейной психологии, владеть различными методами практического менеджмента поведения детей в ходе проведения каждой стоматологической манипуляций.

Цель: научиться формировать позитивное отношение ребенка к стоматологии в ходе терапевтического приема.
Задачи занятия

В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

  1. Особенности работы стоматолога с пациентами - детьми и их родителями.

  2. Возрастные и индивидуальные психологические особенности, определяющие поведение детей на приеме.

  3. Методы построения и подержания психологического контакта с ребенком и его родителями для обеспечения успеха приема.

  4. Технологии управления поведением детей, способных к сотрудничеству.

  5. Особенности организации приема и общения с детьми, страдающими соматической патологией.


В ходе практической части занятия студент должен уметь:

  1. Организовать стоматологический прием с оптимальным психологическим комфортом для всех участников процесса.

  2. Установить и поддерживать психологический контакт с детьми, способными и готовыми к сотрудничеству, и родителями, проявляющими разные типы поведения.

  3. Формировать позитивное отношение детей к стоматологии методами поведенческого менеджмента.

  4. Организовать и провести успешное стоматологическое обследование и лечение детей с особенностями соматического и психического здоровья.

^ Требования к исходному уровню знаний: Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:

  • из физиологии - понятие о восприятии и анализе зрительных, слуховых, термических, обонятельных, тактильных, вкусовых, статических, проприоцептивных раздражителей;

  • основ педагогики и психологии - этапы развития психики человека, понятия об основных психических процессах, о потребностях и мотивах поведения, о характере и темпераменте;

  • из профилактики стоматологических заболеваний - правила построения партнерских взаимоотношений между врачом и пациентом, особенности санитарного просвещения и обучения детей различных возрастных групп.

^ Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

  1. Каковы физиологические основы восприятия раздражителей различных модальностей? Каковы особенности физиологии боли?

  2. Дайте определение и основные характеристики психических процессов: ощущений, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления, воображения, эмоций, воли.

  3. Изложите особенности психических процессов у детей различных возрастных групп: в младенчестве, в раннем возрасте, в дошкольном, в младшем школьном и подростковом возрасте.

  4. Характеризуйте составляющие поведения человека: побудительную (мотивация) и регуляционную (свойства личности).

  5. Опишите основные типы нервной деятельности и темпераменты.

  6. Каковы основные правила построения доверительных отношений между врачом и пациентом? Каковы особенности обучения детей различных возрастных групп и подростков?

Контрольные вопросы по теме занятия:

  1. Задачи детского стоматологического приема. Участники приема: роль, взаимоотношения. Типы поведения детей и родителей на приеме.

  2. Схема формирования поведенческой реакции детей в условиях стоматологического приема. Понятие о раздражителях, пороге чувствительности, потребностях ребенка, эмоциональных реакциях тревоги, копинг-стратегиях детей и родителей.

  3. Возрастные и индивидуальные особенности психического развития и поведения детей, подростков: значение для менеджмента поведения ребенка. Оценка возможностей сотрудничества и выбор стратегии управления поведением ребенка.

  4. Психологические методы для формирования позитивного отношения к стоматологии и адекватного поведения на приеме у детей и подростков, способных и готовых к сотрудничеству.

  5. Особенности поведенческого менеджмента при работе с детьми с соматической патологией, с нарушениями психического развития и детей-инвалидов.

Учебный материал

Стоматолог, принимающий ребенка, должен организовывать работу таким образом, чтобы лечение прошло эффективно, а ребенок приобрел (закрепил) позитивное отношение к стоматологии. Прием пациента-ребенка предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество в «треугольнике детской стоматологии», объединяющем ребенка, его родителей и персонал стоматологической клиники.

Различают несколько типов поведения детей на приеме (по Write):

  • дети, готовые к сотрудничеству;

  • дети, способные к сотрудничеству;

  • дети, не способные к сотрудничеству.

Участие авторитетных родителей в приеме помогает работе врача, тогда как вмешательство безответственных, сверхзаботливых, авторитарных и агрессивных родителей может внести серьезные помехи.

Основной проблемой стоматологического приема является то, что большинство врачебных манипуляций кажутся или являются агрессивными, противоречащими фундаментальным потребностям человека – в безопасности и в хорошем к нему отношении. Раздражители, воспринимаемые как опасные, порождают негативные эмоции тревоги, поэтому поведение пациента-ребенка часто принимает протестный характер. Характер и выраженность поведенческой реакции ребенка на условия стоматологического лечения обусловлена рядом факторов (см. схему):

  • характером и силой раздражителей;

  • уровнем порога чувствительности ребенка к раздражителям;

  • характером актуальных потребностей пациента – ребенка;

  • уровнем базовой тревожности ребенка;

  • интенсивностью и лабильностью эмоций тревоги;

  • эффективностью психологической защиты ребенка и его самоконтроля.

К раздражителям, вызывающим физический дискомфорт и тревожные эмоции на стоматологическом приеме, относят материальные стимулы, прямо воздействующие на рецепторы пациента, а также триггеры – побудители ассоциаций и воспоминаний, связанных с негативным опытом. В ходе стоматологического приема ребенок может встретить до 60 стимулов и триггеров разных модальностей, ассоциирующихся с угрозой для безопасности: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, проприоцептивные, статические, тактильные, термические, ноцицептивные, а также сложные психологические факторы, (состояние неизвестности в новой ситуации; предположение худшего; отсутствие уверенности в собственных силах для преодоления опасной ситуации; отсутствие уверенности в наличии поддержки для преодоления опасной ситуации).

^ Порог чувствительности обусловлен генетикой конкретного организма и его функциональным состоянием (пороги различаются у детей разного возраста, возбуждение/подавление одних рецепторов отражается на чувствительности других, порог чувствительности изменяется в связи с уровнем базовой тревожности). Врач может снизить болевую чувствительность пациента, прервав цепь импульсов, идущих


раздра-жители

порог чувствительности




эмоциональные реакции на опасность








копинг-стратегии,

самоконтроль

поведение

базовая тревожность

эмоции тревоги


Схема формирования поведенческих реакций детей и подростков на стоматологическом приеме





от зоны вмешательства в подкорковые и корковые центры, при помощи анальгезии и анестезии, а также, используя релаксацию, уменьшать чувствительность ребенка к другим стимулам и триггерам.

Раздражители воспринимаются психикой как опасные только в том случае, если угрожают реализации потребностей, которые важны для данного ребенка в данное время. Основной «мишенью» на стоматологическом приеме являются потребности в безопасности, актуальность других (представленных, например, в пирамиде Маслоу), определяется возрастом ребенка.

Ядром некооперативного поведения пациентов на стоматологическом приеме являются эмоции тревожного ряда: настороженность, тревога, испуг, страх, боязнь, ужас, паника и т.д. Эти сложные эмоции, сочетающие в себе как признаки высших, так и подсознательных эмоций, являются отражением врачебных манипуляций как угрозы безопасности: больше всего пациентов страшит вероятность повреждения и боли. Эмоции тревоги вызывают изменения в организме на различных уровнях: от биохимических и вегетативных признаков до изменения поведения (тона голоса, мимики и пантомимики, поступков). Диапазон тревожных эмоций простирается от слабо выраженного чувства опасения до фобии. Ряд основных кратковременных тревожных эмоций в порядке нарастающей тяжести включает в себя ощущение внутренней напряженности, гиперестезические реакции, собственно тревогу, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение; среди долговременных тревожных эмоций различают повышенную тревожность, невротическую тревожность и фобию.

На рисунке представлены основные причины и условия повышенной тревожности ребенка на стоматологическом приеме:







^
Личностные факторы

Медицинские факторы


Внешние факторы


  • биологические особенности (низкий уровень ГАМК);
  • малый возраст;
  • общие страхи и тревоги;
  • особенности темперамента;

  • неверное понимание ситуации;

  • патология контроля поведения;

  • психическая патология

  • невысокое социальное положение семьи;

  • этнические особенности;

  • неблагоприятный стиль воспитания ребенка;

  • место ребенка в семье и в обществе;

  • высокая тревожность родителей




  • негативный опыт медицинских вмешательств;

  • зубная боль;

  • негативный опыт общения и лечения в стоматологическом кабинете






Состояние повышенной тревожности является неустойчивым, поэтому психика, стремясь к равновесию, на подсознательном и/или когнитивном уровне включает копинг – стратегии. Выделяют до 30 защитных реакций, как успешных, так и неэффективных, объясняющих поведение детей и отчасти используемых для менеджмента поведения на стоматологическом приеме: уклонение, оппозиция, имитация, компенсация, эмансипация, замещение, вытеснение, регрессия, выбор между опасностью и личной мотивацией, принятие, стоицизм, воля. Важно иметь в виду, что не устраненная, но только подавленная копинг-стратегиями тревога может «прорваться наружу» при повышении/продлении эмоциональной нагрузки (при попытке «полечить еще один зубик», в длинной серии коротких визитов для санации полости рта) и привести к стойкому отказу ребенка от сотрудничества.

В ряде случаев дети имеют низкий уровень самоконтроля поведения. Довольно часто врач сталкивается с комбинацией двух факторов, обуславливающих плохое поведение ребенка на приеме: высокой тревожности и проблема управления поведением.

Возраст является базовым фактором, определяющим поведение ребенка на приеме. Знание возрастных особенностей порогов чувствительности, тревожности, ценностей, копинг-стратегий, возможностей самоконтроля необходимо для построения психологического контакта врача с ребенком и снижения уровня его тревожности.


эмоциональные перепады;

взрослые интеллектуальные концепции и

ценности подвергаются сомнению;

чувствительность и провокации

возраст особенности психики тактика врача



15 лет


требование объяснений для всего;

стремление спорить;

острое чувство справедливости;

отказ принимать власть взрослых как должное



12 лет



уважение к взрослым,

взрослая лексика без достаточного осмысления,

заинтересованность в диалоге



9 лет


физическая неутомимость,

логическое, но негибкое мышление

увлеченность точными цифрами

эмоциональные перепады




6 лет


достижение зрелости для лечения

способность сидеть спокойно

хорошая память

достаточное вербальное общение

социальная и эмоциональная устойчивость



3 года





Поведенческая реакция ребенка на приеме зависит от его темперамента: дети с легким темпераментом редко тревожны, но могут демонстрировать непослушание, дети со сложным темпераментом на проблемы реагируют напряженно, дети с долго разогревающимся темпераментом могут вести себя кооперативно («хорошо»), но при этом сохранять высокий уровень тревожности.

Поведение пациента-подростка в значительной мере определяется акцентуациями его характера: большой деликатности персонала требует повышенная тревожность подростков с характером астеноневротического, ипохондрического, психоастенического, депрессивного, тревожного, циклоидного и лабильного типов, особого подхода для установления контакта и менеджмента поведения требуют подростки с акцентуациями гипертимного, шизоидного, эпилептоидного, неустойчивого и конформного типов.

На уровень тревожности и самоконтроля влияют стиль воспитания ребенка в семье: дети авторитарных родителей часто подчиняются принуждению и подавляют свои протестные реакции, но при этом формируется страх, заставляющий их уклоняться от стоматологического лечения в будущем, дети сверхзаботливых родителей капризны и не самостоятельны, дети авторитетных родителей обычно хорошо сотрудничают с врачом.

Известно, что ребенок «заражается» эмоциями людей, которым он доверяет (родителей, сестер и братьев, друзей), поэтому негативные стоматологические настроения семьи и особенно дентальная тревожность матери являются наиболее распространенными причинами для возникновения стоматологической тревожности у детей.

Проблемы дентального страха наиболее часто встречаются в группах с низким социально-экономическим статусом.

^ Присутствие родителей в кабинете во время проведения стоматологических процедур может иметь положительные и отрицательные эффекты:

положительные

отрицательные

  • поддержание чувства защищенности у ребенка

  • создание у ребенка положительного отношения к врачу

  • поддержание мотивации к лечению, связанной с взаимоотношениями с родителями

  • повышение тревожности ребенка при негативном отношении родителей к стоматологии

  • невозможность психологического контакта с ребенком при жестком давлении на него родителей;

  • разделение внимания ребенка между врачом и родителями

  • ограничения в использовании аверсивных технологий менеджмента поведения ребенка


Дети младше трех-четырех лет абсолютно нуждаются в присутствии родителей, дошкольники обычно хотят, чтобы родители находились рядом, младшие школьники могут спокойно остаться в кабинете без родителей, подростки предпочитают лечиться самостоятельно.

В зависимости от особенностей поведения детей на приеме у стоматолога Frankl различает четыре типа (группы) детей, менеджмент поведения которых следует осуществлять разными методами (см. таблицу).

Таблица
^

Типы поведения детей на стоматологическом приеме и тактика стоматолога


Характеристики группы по шкале Frankl

Задачи управления поведением

Средства

Рейтинг 1

самое негативное поведение

--

  • отказывается от лечения

  • громко плачет/кричит

  • испуган, агрессивен

  • показывает другие признаки открытого негативизма

нейтрализация протестного поведения

физическая фиксация,

глубокая седация,

общая анестезия

Рейтинг 2.

негативное

поведение


-

  • демонстрирует нежелание лечиться и сопротивление

  • может быть замкнутым и угрюмым

  • не сотрудничает

изменение отношения к стоматологии,

изменение модели поведения

адекватное общение бихевиоральные технологии,

психотерапевтические технологии,

легкая седация


Рейтинг 3.


позитивное

поведение


+

  • принимает лечение

  • временами настораживается

  • готов выполнять указания по ходу лечения

  • может сотрудничать (с некоторыми оговорками)

формирование позитивного отношения,

формирование правильного поведения

адекватное общение

бихевиоральные технологии


Рейтинг 4.


самое

позитивное

поведение

++

  • хороший контакт с дантистом и его командой

  • сотрудничает на всех этапах лечения

  • смеется, получает удовольствие от ситуации

поддержание позитивного отношения,

закрепление правильного поведения

адекватное общение

бихевиоральные технологии

Для формирования и поддержания позитивного отношения к стоматологии ребенка, готового сотрудничеству, врач должен обеспечить его душевный комфорт в течение всего приема:







сейчас все хорошо

если и будут неприятности – я справлюсь, мне помогут

скорее всего, все будет нормально и дальше


  • позитивная подготовка

  • доверие к врачу

  • знание о предстоящем

  • позитивный опыт лечения




  • негативные раздражители и/или их эффекты минимальны, их необходимость признана ребенком








  • о




  • жительные эмоции

  • присутствие родителей-защитников

  • возможность остановить врача

  • позитивный опыт освоения процедур






Правила доверительного общения с детьми:

  • ощущать и проявлять искренний интерес к личности ребенка;

  • выбирать стиль общения в соответствии с возрастом/степенью зрелости ребенка и его готовностью к сотрудничеству;

  • следить за тем, чтобы к ребенку не обращались одновременно несколько человек: ребенок способен воспринимать только одно обращение в одно время;

  • стремиться установить неформальный, дружеский и естественный стиль общения;

  • использовать для общения не только вербальные, но и невербальные средства: зрительный контакт; модуляции тембра и интонаций голоса, прикосновение, поглаживание; быть безупречно правдивым и последовательным;

  • соблюдать позитивный подход и использовать позитивную лексику при описании ситуации, ознакомлении ребенка с планом лечения, оценке его поведения;

  • воспитывать и сохранять в себе толерантное отношение к негативному поведению ребенка, не терять самоконтроль;

  • проявлять гибкость, готовность к изменению плана работы в связи с поведением ребенка.

Психологические (син. бихевиоральные, поведенческие) методы управления поведением:

    • предварительная подготовка к приему,

    • пошаговое обучение,

    • метод «расскажи – покажи – сделай».

Предварительная подготовка имеет целью создание у ребенка нейтральных или позитивных стоматологических ожиданий, предупреждение негативных настроений.

^ Пошаговое обучение ребенка тому, как можно справляться с предстоящими новыми, потенциально пугающими процедурами и инструментами, способствует формированию толерантного отношения детей к стоматологическому лечению. План вмешательств составляют с учетом их нарастающей стрессогенности. Техника «расскажи-покажи-сделай» является главным инструментом пошагового обучения. Эта техника играет важную роль в обеспечении спокойствия ребенка, т.к. помогает устранить тревожную неизвестность и/или ложные негативные ожидания, снизить степень неожиданности при воздействии стимулов, создать у ребенка чувство контроля над ситуацией.

Правила формирования поведения ребенка на приеме:

  • не давать ребенку несколько указаний одновременно;

  • ясно, конкретно и однозначно формулировать просьбы и команды

  • избегать излишнего давления на ребенка;

  • устанавливать четкие «правила игры»: ребенок – уважаемая, но подчиненная врачу личность;

  • оговорить способ, которым ребенок может выразить свое желание остановить процедуру;

  • закреплять его правильные реакции и игнорировать мелкие негативные реакции;

  • формулировать конкретные похвалы;

  • для поощрения правильного поведения и пресечения негативного использовать не только вербальные реакции, но и голосовой контроль;

  • если ребенок не справляется с освоением очередного этапа, вернуться на шаг назад и повторить попытку, опираясь на уже принятые ребенком манипуляции.
^

Бихевиоральные технологии на приеме детей с особыми нуждами.


Прием детей младше трех лет проводят только вместе с родителями, которых обучают правилам безопасного сдерживания движений рук, ног и головы ребенка во время манипуляций; все процедуры проводят очень точно и быстро. Прием детей с недомоганием, острыми заболеваниями следует перенести на более благополучный период, а при необходимости оказания неотложной помощи тщательно планировать работу команды в целях минимизации негативных раздражителей и оказания максимальной конструктивной поддержки для ребенка.

При работе с детьми, имеющими хроническую соматическую патологию, следует проявлять особую психологическую чуткость к ребенку и его родителям. При выполнении бихевиоральных технологий нужно учитывать особенности восприятия ребенка (изменения зрения, слуха, тактильной чувствительности), повышенный уровень тревожности, часто сниженный уровень самоконтроля поведения, вероятность непроизвольной двигательной активности и т.д.
^

Задания для самостоятельной работы студентов


  1. Составьте перечень раздражителей, связанных со стоматологическим приемом – потенциальными стимулами и триггерами тревожных эмоций детей – пациентов.

  2. Составьте проект рекомендаций для родителей, намеренных привести ребенка четырех лет для первого в его жизни стоматологического лечения

  3. Подготовьте сценарий приема ребенка полутора лет, принесенного для профилактического осмотра и аппликации фторлака

  4. Подготовьте сценарий общения со сверхзаботливыми родителями мальчика пяти лет, поведение которого соответствует Frankl (+), определите и организуйте роль родителей на разных этапах приема (сбор анамнеза, составление плана лечения, проведение манипуляций).

  5. Подготовьте сценарий общения с девочкой четырех лет (Frankl++) и ее авторитетными родителями при выполнении следующего плана лечения: клинический осмотр, рентгенологическое обследование, инъекционная анестезия, препарирование проксимальной кариозной полости, подготовка полости к реставрации и выполнение реставрации компомером.

  6. Подготовьте план лечения и сценарий общения с мальчиком 7 лет (Frankl+) и его авторитарным агрессивным отцом. Ребенок нуждается в плановом удалении зуба 85, пульпотомии 74 и 74, герметизации фиссур первых постоянных моляров.

  7. Подготовьте план менеджмента поведения на терапевтическом приеме ребенка 12 лет, страдающего детским церебральным параличом; интеллект соответствует возрасту (Frankl+), в анамнезе гипервозбудимость мышц.
^

Литература

Основная


  1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М.: Медицина, 1991. - С. 115-120.

  2. Лекционный материал.

  3. Основы управления поведением детей и подростков на стоматологическом приеме: Учебно-методическое пособие / Попруженко Т.В., Терехова Т.Н. - Минск: БГМУ, 2005.

Дополнительная


  1. Клиническая стоматология / Под ред. И.Дж. Честнатта, Дж. Тибена. – М.: МЕДпресс–информ, 2004.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: «Питер», 2002.

  3. Нападов М.А., Паламарчук В.М., Хохлов Э.М. Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии. – Киев: Здоров’я, 1984

  4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000.

  5. Райтер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999

  6. Сонис С.Т. Секреты стоматологии/Пер. с англ. – М., СПб: «Издательство БИНОМ» - «Невский Диалект», 2002

  7. Справочник по детской стоматологии/Под ред. A.C.Cameron, R.P.Widmer. – М.: Медпресс-информ, 2003

  8. Трезубов В.Н., Незнамов Г.Г. Профилактика и терапия психогенных реакций в амбулаторной стоматологической практике. – М., 1989.

  9. Федоров А.П. Методы поведенческой терапии, уменьшающей страх. СПб.: МАПО, 1998.

  10. G.Z.Wright P.E.Starkey D.E.Gardner. Management of children in dentistry. - Bristol: Wright, 1987.

  11. Pediatric Dentistry – a clinical approach. 1st edn. Copenhagen: Munksgaard, 2001

  12. Sandstrom MJ, Cramer P. Defense mechanisms and psychological adjustment in childhood // Journal of Nervous and Mental Disease. – 2003. – Vol.191. – P.487-95.

  13. Toledano M., Osorio R., Aguilera F.S., Pegalajar J. Children’s dental anxiety: influence of personality and intelligence factors// International Journal of Paediatric Dentistry. – 1995. – Vol.5. – P. 23-28.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Тематический план лекций со студентами 3 курса стоматологического факультета по стоматологии детского
Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом-ребенком
Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи,

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon На терапевтическом стоматологическом приеме в амбулаторных условиях районных, областных и республиканских

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Опыт применения технологии гидрокинетического препарирования твердых тканей зуба на терапевтическом

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Методическое пособие для студентов специальности 1 58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Методическое пособие для студентов специальности 1 58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon На приеме у врача – гематолога

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Прейскурант стоматологических услуг, оказываемых в терапевтическом, детском отделении ООО «Улыбка»
Лечение пульпита молочных зубов 3 посещение (наложение постоянной химической пломбы)
Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Темы курсов: «Клиническая трансплантация сердца» 2 врача «Основы и техника экстракорпорального кровообращения»

Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом ребенком icon Правила техники безопасности при работе в терапевтическом отделении. Основы диетического питания

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы