|
Скачать 183.04 Kb.
|
Тема: Основы деонтологии на детском терапевтическом приеме. Психологическое, психотерапевтическое и фармакологическое обеспечение контакта врача с пациентом - ребенком. Общее время занятия: 6 часов Мотивационная характеристика темы: Организация детского приема сопряжена с рядом трудностей, связанных с поведением детей и их родителей. Для достижения успеха врач-стоматолог должен иметь основы знаний возрастной и семейной психологии, владеть различными методами практического менеджмента поведения детей в ходе проведения каждой стоматологической манипуляций. Цель: научиться формировать позитивное отношение ребенка к стоматологии в ходе терапевтического приема. Задачи занятияВ результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
В ходе практической части занятия студент должен уметь:
^ Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
^ :
Контрольные вопросы по теме занятия:
Учебный материал Стоматолог, принимающий ребенка, должен организовывать работу таким образом, чтобы лечение прошло эффективно, а ребенок приобрел (закрепил) позитивное отношение к стоматологии. Прием пациента-ребенка предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество в «треугольнике детской стоматологии», объединяющем ребенка, его родителей и персонал стоматологической клиники. Различают несколько типов поведения детей на приеме (по Write):
Участие авторитетных родителей в приеме помогает работе врача, тогда как вмешательство безответственных, сверхзаботливых, авторитарных и агрессивных родителей может внести серьезные помехи. Основной проблемой стоматологического приема является то, что большинство врачебных манипуляций кажутся или являются агрессивными, противоречащими фундаментальным потребностям человека – в безопасности и в хорошем к нему отношении. Раздражители, воспринимаемые как опасные, порождают негативные эмоции тревоги, поэтому поведение пациента-ребенка часто принимает протестный характер. Характер и выраженность поведенческой реакции ребенка на условия стоматологического лечения обусловлена рядом факторов (см. схему):
К раздражителям, вызывающим физический дискомфорт и тревожные эмоции на стоматологическом приеме, относят материальные стимулы, прямо воздействующие на рецепторы пациента, а также триггеры – побудители ассоциаций и воспоминаний, связанных с негативным опытом. В ходе стоматологического приема ребенок может встретить до 60 стимулов и триггеров разных модальностей, ассоциирующихся с угрозой для безопасности: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, проприоцептивные, статические, тактильные, термические, ноцицептивные, а также сложные психологические факторы, (состояние неизвестности в новой ситуации; предположение худшего; отсутствие уверенности в собственных силах для преодоления опасной ситуации; отсутствие уверенности в наличии поддержки для преодоления опасной ситуации). ^ обусловлен генетикой конкретного организма и его функциональным состоянием (пороги различаются у детей разного возраста, возбуждение/подавление одних рецепторов отражается на чувствительности других, порог чувствительности изменяется в связи с уровнем базовой тревожности). Врач может снизить болевую чувствительность пациента, прервав цепь импульсов, идущих ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() раздра-жители порог чувствительности ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() эмоциональные реакции на опасность ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() копинг-стратегии, самоконтроль поведение базовая тревожность эмоции тревоги Схема формирования поведенческих реакций детей и подростков на стоматологическом приеме от зоны вмешательства в подкорковые и корковые центры, при помощи анальгезии и анестезии, а также, используя релаксацию, уменьшать чувствительность ребенка к другим стимулам и триггерам. Раздражители воспринимаются психикой как опасные только в том случае, если угрожают реализации потребностей, которые важны для данного ребенка в данное время. Основной «мишенью» на стоматологическом приеме являются потребности в безопасности, актуальность других (представленных, например, в пирамиде Маслоу), определяется возрастом ребенка. Ядром некооперативного поведения пациентов на стоматологическом приеме являются эмоции тревожного ряда: настороженность, тревога, испуг, страх, боязнь, ужас, паника и т.д. Эти сложные эмоции, сочетающие в себе как признаки высших, так и подсознательных эмоций, являются отражением врачебных манипуляций как угрозы безопасности: больше всего пациентов страшит вероятность повреждения и боли. Эмоции тревоги вызывают изменения в организме на различных уровнях: от биохимических и вегетативных признаков до изменения поведения (тона голоса, мимики и пантомимики, поступков). Диапазон тревожных эмоций простирается от слабо выраженного чувства опасения до фобии. Ряд основных кратковременных тревожных эмоций в порядке нарастающей тяжести включает в себя ощущение внутренней напряженности, гиперестезические реакции, собственно тревогу, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение; среди долговременных тревожных эмоций различают повышенную тревожность, невротическую тревожность и фобию. На рисунке представлены основные причины и условия повышенной тревожности ребенка на стоматологическом приеме: ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Медицинские факторы Внешние факторы
Состояние повышенной тревожности является неустойчивым, поэтому психика, стремясь к равновесию, на подсознательном и/или когнитивном уровне включает копинг – стратегии. Выделяют до 30 защитных реакций, как успешных, так и неэффективных, объясняющих поведение детей и отчасти используемых для менеджмента поведения на стоматологическом приеме: уклонение, оппозиция, имитация, компенсация, эмансипация, замещение, вытеснение, регрессия, выбор между опасностью и личной мотивацией, принятие, стоицизм, воля. Важно иметь в виду, что не устраненная, но только подавленная копинг-стратегиями тревога может «прорваться наружу» при повышении/продлении эмоциональной нагрузки (при попытке «полечить еще один зубик», в длинной серии коротких визитов для санации полости рта) и привести к стойкому отказу ребенка от сотрудничества. В ряде случаев дети имеют низкий уровень самоконтроля поведения. Довольно часто врач сталкивается с комбинацией двух факторов, обуславливающих плохое поведение ребенка на приеме: высокой тревожности и проблема управления поведением. Возраст является базовым фактором, определяющим поведение ребенка на приеме. Знание возрастных особенностей порогов чувствительности, тревожности, ценностей, копинг-стратегий, возможностей самоконтроля необходимо для построения психологического контакта врача с ребенком и снижения уровня его тревожности. ![]() эмоциональные перепады; взрослые интеллектуальные концепции и ценности подвергаются сомнению; чувствительность и провокации ![]() возраст особенности психики тактика врача 15 леттребование объяснений для всего; стремление спорить; острое чувство справедливости; отказ принимать власть взрослых как должное ![]() 12 лет уважение к взрослым, взрослая лексика без достаточного осмысления, заинтересованность в диалоге ![]() 9 лет физическая неутомимость, логическое, но негибкое мышление увлеченность точными цифрами эмоциональные перепады ![]() 6 лет достижение зрелости для лечения способность сидеть спокойно хорошая память достаточное вербальное общение социальная и эмоциональная устойчивость ![]() 3 года ![]() Поведенческая реакция ребенка на приеме зависит от его темперамента: дети с легким темпераментом редко тревожны, но могут демонстрировать непослушание, дети со сложным темпераментом на проблемы реагируют напряженно, дети с долго разогревающимся темпераментом могут вести себя кооперативно («хорошо»), но при этом сохранять высокий уровень тревожности. Поведение пациента-подростка в значительной мере определяется акцентуациями его характера: большой деликатности персонала требует повышенная тревожность подростков с характером астеноневротического, ипохондрического, психоастенического, депрессивного, тревожного, циклоидного и лабильного типов, особого подхода для установления контакта и менеджмента поведения требуют подростки с акцентуациями гипертимного, шизоидного, эпилептоидного, неустойчивого и конформного типов. На уровень тревожности и самоконтроля влияют стиль воспитания ребенка в семье: дети авторитарных родителей часто подчиняются принуждению и подавляют свои протестные реакции, но при этом формируется страх, заставляющий их уклоняться от стоматологического лечения в будущем, дети сверхзаботливых родителей капризны и не самостоятельны, дети авторитетных родителей обычно хорошо сотрудничают с врачом. Известно, что ребенок «заражается» эмоциями людей, которым он доверяет (родителей, сестер и братьев, друзей), поэтому негативные стоматологические настроения семьи и особенно дентальная тревожность матери являются наиболее распространенными причинами для возникновения стоматологической тревожности у детей. Проблемы дентального страха наиболее часто встречаются в группах с низким социально-экономическим статусом. ^ во время проведения стоматологических процедур может иметь положительные и отрицательные эффекты:
Дети младше трех-четырех лет абсолютно нуждаются в присутствии родителей, дошкольники обычно хотят, чтобы родители находились рядом, младшие школьники могут спокойно остаться в кабинете без родителей, подростки предпочитают лечиться самостоятельно. В зависимости от особенностей поведения детей на приеме у стоматолога Frankl различает четыре типа (группы) детей, менеджмент поведения которых следует осуществлять разными методами (см. таблицу). Таблица ^
Для формирования и поддержания позитивного отношения к стоматологии ребенка, готового сотрудничеству, врач должен обеспечить его душевный комфорт в течение всего приема: ![]() ![]() ![]() ![]() сейчас все хорошо если и будут неприятности – я справлюсь, мне помогут скорее всего, все будет нормально и дальше
![]() ![]() ![]() Правила доверительного общения с детьми:
Психологические (син. бихевиоральные, поведенческие) методы управления поведением:
Предварительная подготовка имеет целью создание у ребенка нейтральных или позитивных стоматологических ожиданий, предупреждение негативных настроений. ^ ребенка тому, как можно справляться с предстоящими новыми, потенциально пугающими процедурами и инструментами, способствует формированию толерантного отношения детей к стоматологическому лечению. План вмешательств составляют с учетом их нарастающей стрессогенности. Техника «расскажи-покажи-сделай» является главным инструментом пошагового обучения. Эта техника играет важную роль в обеспечении спокойствия ребенка, т.к. помогает устранить тревожную неизвестность и/или ложные негативные ожидания, снизить степень неожиданности при воздействии стимулов, создать у ребенка чувство контроля над ситуацией. Правила формирования поведения ребенка на приеме:
Прием детей младше трех лет проводят только вместе с родителями, которых обучают правилам безопасного сдерживания движений рук, ног и головы ребенка во время манипуляций; все процедуры проводят очень точно и быстро. Прием детей с недомоганием, острыми заболеваниями следует перенести на более благополучный период, а при необходимости оказания неотложной помощи тщательно планировать работу команды в целях минимизации негативных раздражителей и оказания максимальной конструктивной поддержки для ребенка. При работе с детьми, имеющими хроническую соматическую патологию, следует проявлять особую психологическую чуткость к ребенку и его родителям. При выполнении бихевиоральных технологий нужно учитывать особенности восприятия ребенка (изменения зрения, слуха, тактильной чувствительности), повышенный уровень тревожности, часто сниженный уровень самоконтроля поведения, вероятность непроизвольной двигательной активности и т.д. ^
Дополнительная
|