Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета №





Скачать 219.59 Kb.
Название Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета №
Дата 24.02.2013
Размер 219.59 Kb.
Тип Самостоятельная работа
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2012 – 2013 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА




Наименование разделов и содержание занятий


Часы




МОДУЛЬ 1




1-е

Занятие

ВВЕДЕНИЕ


  1. Предмет и задачи патофизиологии (демонстрация аппаратуры, портретной галереи ученых-патофизиологов.) Знакомство с различными экспериментальными приемами: фиксация животных.

  2. Учение о болезни, стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Понятия.

  3. Регуляция функций организма и компенсация их нарушений. Значение нарушений регуляторных механизмов в развитии болезней.

Самостоятельная работа

1. Изучение компенсаторных реакций систем дыхания (частота) и кровообращения (пульс, артериальное давление) у человека при физической нагрузке.

2 час


1 час

2-е

Занятие
        1. ^

          НАРУШЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ И


МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ

  1. Классификация нарушений периферического кровообращения.

  2. Артериальная гиперемия. Механизм развития. Изменения микроциркуляции при артериальной гиперемии.

  3. Венозная гиперемия, её причины. Микроциркуляция в области венозного застоя.

  4. Ишемия. Причины увеличения сопротивления току крови в артериях. Компрессия сосудов, ангиоспазм, тромбоз, эмболия, склеротические изменения стенок артерий. Микроциркуляция при ишемии.

  5. Стаз. Ишемический, застойный и «истинный» капиллярный стаз.

  6. Тромбоз.Изменения реологических свойств крови как причина развития нарушений органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции.

  7. Эмболия. Классификация эмболов. Особеннности движения эмболов по кровеносному руслу.

  8. Значение нарушения микроциркуляции в развитии патологических процессов в пульпе, пародонте, периодонте, костной ткани и слизистой оболочке.

Самостоятельная работа:

  1. Наблюдение артериальной, венозной гиперемии и ишемии на ухе кролика.

  2. Наблюдение артериальной, венозной гиперемии и ишемии на плавательной перепонки лягушки.

  3. Наблюдение образования тромба на сосудах брыжейки лягушки.

  4. Наблюдение жировой эмболии в сосудах брыжейки лягушки.






2 часа


1 час



3-е

Занятие

ВОСПАЛЕНИЕ

  1. Этиология и патогенез воспаления. Физико-химические и сосудистые изменения в очаге воспаления.

  2. Альтерация. Освобождение и активация биологически активных веществ – медиаторов воспаления; их виды. Происхождение и значение в динамике развития и завершения воспаления. Взаимосвязь различных медиаторов.

  3. Экссудация. Реакции сосудов микроциркуляторного русла

  4. Эмиграция лейкоцитов в очаге воспаления, механизм развития. Фагоцитоз, стадии, механизм. Роль различных видов лейкоцитов в очаге воспаления.

  5. Пролиферация. Факторы, определяющие репаративную регенерацию.

  6. Биологическое значение воспаления. Барьерная роль воспаления, механизмы её обеспечения.

  7. Особенности течения воспаления в пульпе, периодонте, кости, в слюнных железах и в мягких тканях лица. Принципы прогнозирования течения острого воспаления в челюстно-лицевой области.

Самостоятельная работа:

  1. Определение рН гнойного эксудата

  2. Наблюдение фагоцитоза птичьих эритроцитов в перитонеальном экcсудате морской свинки –опыт И.И. Мечникова.


1,5 часа


1,5 часа

4-е

Занятие

^ ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА

  1. Характеристика понятия «лихорадка».Этиология и патогенез лихорадки.

  2. Пирогенные вещества. Механизм реализации действия эндопирогенов.

  3. Стадии лихорадки. Терморегуляция на разных стадиях лихорадки, изменения в организме.

  4. Гипотермия, этиология, патогенез, стадии, использование в медицине.

  5. Гипертермия, этиология, патогенез, стадии.

  6. Изменение функции слюнных желез при лихорадке. Патофизиологическое обоснование применения пиротерапии в стоматологии.

Самостоятельная работа:

1. Изучение экспериментальной гипотермии у мыши

2. Изучение экспериментальной гипер- и гипотермии у пойкилотермных животных (лягушек)



1,5 часа


1,5 часа

5-е

Занятие

^ ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Семинар на тему «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания»

  1. Понятие о структуре, функции и роли иммунной системы.

  2. Типовые формы патологии иммунной системы.

  3. Особенности иммунной защиты тканей полости рта.

  4. Первичные иммунодефициты. Изменения в полости рта при первичных иммунодефицитах.

  5. Вторичные иммунодефицитные состояния.

  6. Особенности иммунной защиты тканей полости рта.

  7. Аллергические реакции в стоматологии.




3часа



6-е

занятие

^ ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ

Семинар на тему « Этиология и патогенез опухолевого роста»

  1. Характеристика понятий «опухолевый рост», «опухоль», опухолевая прогрессия.

  2. Этиология опухолей; бластомогенные факторы физического, химического характера, онкогенные вирусы.

  3. Патогенез опухолей. Современные представления о молекулярных механизмах канцерогенеза. Злокачественные и доброкачественные опухоли.

  4. Антибластомная резистентность организма. Взаимодействие опухоли и организма. Опухолевая кахексия, паранеопластические синдромы.

  5. Важнейшие этиологические факторы в развитии опухолей головы и шеи.


Итоговое тестирование по темам 1 модуля

2 часа


1 час




МОДУЛЬ 2




7-е

Занятие

^ ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ

  1. Факторы, регулирующие объем воды в организме.

  2. Дегидратация и гипергидратация, виды, механизмы компенсации.

  3. Отеки как проявление нарушения водного баланса. Классификация отеков.

  4. Механизм развития отеков: сердечных, застойных, воспалительных, токсических, почечных (при нефрите и нефротическом синдроме), голодных.

Самостоятельная работа:

1. Изучение влияния изменений осмотического давления в сосудистой системе лягушки на развитие отека.

2. Изучение влияния рН среды на гидрофильность белков ткани



1,5 часа


1,5 часа

8-е

Занятие

^ ПАТОЛОГИЯ ФОСФОРНО-КАЛЬЦИЕВОГО ОБМЕНА

Семинар на тему «Нарушения регуляции фосфорно-кальциевого обмена».

  1. Костная ткань и ее участие в минеральном обмене

  2. Гипокальциемия.

  3. Гиперкальциемия

  4. Гипофосфатемия.

  5. Гиперфосфатемия.




3 часа

9-е

Занятие

^ ПАТОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА.

  1. Изменения углеводного обмена, связанные с нарушением их поступления с пищей, переваривания и всасывания.

  2. Нарушения синтеза, депонирования и расщепления гликогена.

  3. Гипогликемические состояния, виды, причины и механизмы возникновения.

  4. Гипергликемии, виды.

  5. Сахарный диабет, общая характеристика заболевания, виды

  6. Последствия избыточного гликозилирования структур различных тканей, осложнения сахарного диабета.

  7. Диабетический кетоацидоз


3 часа



10-е

занятие

^ БОЛЬ И БОЛЕВЫЕ СИНДРОМЫ В СТОМАТОЛОГИИ

Боль и ее значение в механизмах болезней.

  1. Боль как интегративная реакция организма на повреждение.

  2. Патогенез острой и хронической боли.

  3. Висцеральная боль.

  4. Отраженная боль.

  5. Вегетативная компенсация болевых реакций.

  6. Современные способы терапии боли.

  7. Болевые синдромы и проблемы обезболивания в стоматологии.

Итоговое тестирование по темам 2 модуля

2 часа


1 час


Зав. кафедрой патофизиологии

профессор Б.А.Фролов

29 декабря 2012 г.


^ ПЛАН лекций

по патологической физиологии на 4 семестр 2012-2013 учебного года

для студентов 2 курса стоматологического факультета



Тема лекции

Дата, лектор




МОДУЛЬ 1




1.

^ ВВЕДЕНИЕ. НОЗОЛОГИЯ. ЭТИОЛОГИЯ и ПАТОГЕНЕЗ. Предмет и задачи патофизиологии, ее место среди других медицинских дисциплин. Общее учение о болезни. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии; типовые патологические процессы. Соотношение структурных изменений и конкретных проявлений болезни. Представление о “функциональных болезнях”. Стадии развития болезни, ее исходы. Классификация и номенклатура болезней. Некоторые социальные аспекты нозологии. Значение причин и условий в возникновении болезней. Современные представления об этиологических факторах. Понятие о патогенезе и саногенезе. Причинно-следственные отношения в патогенезе; ведущее звено патогенеза; понятие о “порочном круге”.

Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)



2.

ВОСПАЛЕНИЕ. Понятие о воспалении как типовом патологическом процессе. Этиология воспаления, основные местные и общие признаки, формы. Основные стадии развития воспалительной реакции. Физико-химические изменения в очаге воспаления. Сосудистые изменения в очаге воспаления. Молекулярные механизмы развития воспаления. Эмиграция лейкоцитов при воспалении, механизм развития и биологическое значение. Молекулы адгезии. Инфильтративная стадия воспалительной реакции. Роль нейтрофилов и макрофагов в очаге воспаления. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные механизмы фагоцитов. Пролиферативная стадия воспаления. Механизмы регуляции процессов пролиферации и ангиогенеза. Значение воспалительной реакции для организма. Роль И.И.Мечникова в учении о воспалении. Особенности течения воспаления в пульпе, периодонте, кости, в слюнных железах и в мягких тканях лица. Принципы прогнозирования течения острого воспаления в челюстно-лицевой области.

Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)






МОДУЛЬ 2




3.

^ НАРУШЕНИЯ ФОСФОРНО-КАЛЬЦИЕВОГО ОБМЕНА

Костная ткань и ее участие в минеральном обмене

Гипокальциемия. Гиперкальциемия. Гипофосфатемия. Гиперфосфатемия.


Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)



4.

^ НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ. Нарушения кислотно-основного состояния в организме, их классификация. Понятие о буферных системах крови. Физиологические системы, принимающие участие в регуляции КОС. Понятие об ацидозах и алкалозах, механизмы компенсации этих нарушений гомеостаза, принципы лабораторной диагностики. Нарушения электролитного баланса при патологии КОС. Роль КОС в развитии кариеса и воспалительных заболеваний пародонта. Принципы регуляции КОС в полости рта.

Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)



5.

^ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПАРОДОНТА.

Основные гипотезы и теории этиологии и патогенеза забо­леваний пародонта. Патогенетическая классификация и основные механизмы развития заболе­ва­ний пародонта: воспалительные процессы в пародонте, дистрофические (дегенеративные) процессы в пародонте, функциональная травма (гиперфункция) пародонта, основные изменения в пародонте при различных заболева­ниях и нарушениях в ор­ганизме. Основные принципы диагностики и лечения забо­леваний пародонта. Прин­ципы диагностики, роль функцио­нальных методов (реография, полярогра­фия, доплер, эхо­остеометрия и др.

Принципы лечения заболеваний пародонта.


Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)


Зав. кафедрой патофизиологии

профессор Б.А.Фролов


29 декабря 2012 г.


^ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛЕКЦИЙ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2012 – 2013 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА




^ Наименование разделов и содержание занятий


Часы

Занятие

МОДУЛЬ 1




1-е


ВВЕДЕНИЕ. УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.


3 часа

2-е

        1. ^

          НАРУШЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ И


МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ


3 часа

3-е


ВОСПАЛЕНИЕ

3 часа


4-е


^ ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА


3 часа

5-е


ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ


3 часа


6-е


^ ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ

Итоговое тестирование по темам 1 модуля


3 часа






МОДУЛЬ 2




7-е


^ ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ


3 часа


8-е


ПАТОЛОГИЯ ФОСФОРНО-КАЛЬЦИЕВОГО ОБМЕНА


3 часа

9-е

^ ПАТОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА.

3 часа

10-е

БОЛЬ И БОЛЕВЫЕ СИНДРОМЫ В СТОМАТОЛОГИИ

Итоговое тестирование по темам 2 модуля

3 часа







Тема лекции

лектор

лекции

МОДУЛЬ 1




1.

^ ВВЕДЕНИЕ. НОЗОЛОГИЯ. ЭТИОЛОГИЯ и ПАТОГЕНЕЗ.

Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)


2.

ВОСПАЛЕНИЕ

Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)





МОДУЛЬ 2




3.

^ НАРУШЕНИЯ ФОСФОРНО-КАЛЬЦИЕВОГО ОБМЕНА



Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)


4.

НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ.

Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)


5.

^ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПАРОДОНТА.


Доц. Т.В.Панфилова (проф.Б.А.Фролов)




Зав. кафедрой патофизиологии

профессор Б.А.Фролов

29 декабря 2012 г.


^ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

для стоматологического факультетов


Занятие 1-е: Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды.


Вопросы:

  1. Предмет и задачи патологической физиологии.

  2. Методы исследования, используемые в патологической физиологии: метод наблюдения, эксперимента, моделирования (физическое, математическое, теоретическое). Виды эксперимента: раздражения, выключения, включения, метод культуры тканей, парабиоза, трансплантации. Метод клонирования (животных, клеток, гена). Понятие об инбридинге. Метод генетического нокаута. Требования к эксперименту.

  3. Определение понятий "норма", "патология", "болезнь". Учение о болезни. Стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней.

  4. Патологическая реакция, патологическое состояние, патологический процесс, понятия.

  5. Локализация первичного полома при различных заболеваниях

  6. Уровни структурной организации организма и их нарушения при развитии болезни.

  7. Соотношение структурных нарушений и клинических (функциональных) проявлений болезни.

  8. Факторы надежности структурной организации обеспечения функции.

  9. Исходы болезней.

  10. Терминальные состояния. Смерть клиническая и биологическая.


Занятие 2-е: Нарушения периферического кровообращения

Вопросы:

  1. Виды нарушения периферического кровообращения.

  2. Артери­альная гиперемия. Механизмы патогенеза. Исходы.

  3. Венозная гиперемия. Механизмы патогенеза. Исходы.

  4. Ишемия. Механизмы патогенеза. Исходы.

  5. Стаз. Механизмы патогенеза. Исходы.

  6. Эмбо­лия. Механизмы патогенеза. Исходы.

  7. Нарушения реологических свойств крови.

  8. Тромбоз. Механизмы патогенеза. Исходы.

  9. Значение нарушения микроциркуляции в развитии патоло­гических процессов в пульпе, пародонте, костной ткани и слизистой оболочке.



Занятие 3-е: Воспаление

Вопросы:

  1. Определение понятия «воспаление», причины воспаления, классификация. Местные признаки воспаления.

  2. Представление об изначальной защитной сущности воспаления как типового патологического процесса.

  3. Особенности воспалительной реакции (саморазвитие, множественность «участников», цепной и каскадный характер вовлечения гуморальных и клеточных механизмов), значимость ингибиторов, удерживающих меру реакции в рамках ее физиологического значения. Системное воспаление.

  4. Основные стадии развития воспалительной реакции. Первичная и вторичная альтерация. Изменение обмена веществ при воспалении, физико-химические изменения в очаге воспаления.

  5. Клеточно-молекулярные механизмы воспаления: полиморфно-ядерные лейкоциты и клетки моноцитарно-макрофагальной системы; молекулы адгезии (основные группы); провоспалительные и противовоспалительные цитокины; эйкозаноиды и ФАТ; система комплемента (классический и альтернативный пути активации); роль протеаз в активации системы комплемента, понятие об анафилотоксинах; биогенные амины; роль фактора Хагемана в кининогенезе, фибринолизе и активации системы комплемента. Оксид азота. Представление об острофазовых реактантах (ОФР), основные группы ОФР, их роль в развитии воспаления.

  6. Определение понятия «воспаление», причины воспаления, классификация. Местные признаки воспаления. Представление об изначальной защитной сущности воспаления как типового патологического процесса. Особенности воспалительной реакции (саморазвитие, множественность «участников», цепной и каскадный характер вовлечения гуморальных и клеточных механизмов), значимость ингибиторов, удерживающих меру реакции в рамках ее физиологического значения. Системное воспаление.

  7. Основные стадии развития воспалительной реакции. Первичная и вторичная альтерация. Изменение обмена веществ при воспалении, физико-химические изменения в очаге воспаления.

  8. Клеточно-молекулярные механизмы воспаления: полиморфно-ядерные лейкоциты и клетки моноцитарно-макрофагальной системы; молекулы адгезии (основные группы); провоспалительные и противовоспалительные цитокины; эйкозаноиды и ФАТ; система комплемента (классический и альтернативный пути активации); роль протеаз в активации системы комплемента, понятие об анафилотоксинах; биогенные амины; роль фактора Хагемана в кининогенезе, фибринолизе и активации системы комплемента. Оксид азота. Представление об острофазовых реактантах (ОФР), основные группы ОФР, их роль в развитии воспаления.

  9. Нарушения микроциркуляции в очаге воспаления. Механизмы формирования артериальной гиперемии. Особенности линейного кровотока при артериальной гиперемии в очаге воспаления. Факторы, определяющие переход артериальной гиперемии в венозную при воспалении. Особенности линейного и объемного кровотока при венозной гиперемии.




  1. Адгезия лейкоцитов. Сосудистые и лейкоцитарные факторы, участвующие в адгезии. Роль селектинов, интегринов, иммуноглобулинподобных молекул в реализации начальных и конечных этапов адгезии и приобретении лейкоцитами локомоторного фенотипа. Инвазия лейкоцитами сосудистой стенки, механизмы инвазии.

  2. Хемотаксис лейкоцитов, механизм, значение в формировании воспалительного инфильтрата. Хемотаксины микробного и клеточного происхождения.

  3. Нарушения микроциркуляции в очаге воспаления. Механизмы формирования артериальной гиперемии. Особенности линейного кровотока при артериальной гиперемии в очаге воспаления.

  4. Факторы, определяющие переход артериальной гиперемии в венозную при воспалении. Особенности линейного и объемного кровотока при венозной гиперемии.

  5. Адгезия лейкоцитов. Сосудистые и лейкоцитарные факторы, участвующие в адгезии.

  6. Роль селектинов, интегринов, иммуноглобулинподобных молекул в реализации начальных и конечных этапов адгезии и приобретении лейкоцитами локомоторного фенотипа.

  7. Инвазия лейкоцитами сосудистой стенки, механизмы инвазии.

  8. Хемотаксис лейкоцитов, механизм, значение в формировании воспалительного инфильтрата. Хемотаксины микробного и клеточного происхождения.

  9. Ранние и поздние компоненты воспалительного инфильтрата. Роль различных видов лейкоцитов в очаге воспаления. Фагоцитоз и экзоцитоз. Полиморфноядерные лейкоциты в формировании начальной стадии воспалительного инфильтрата. Кислородзависимые и кислороднезависимые механизмы бактерицидного действия.

  10. Пролиферация. Репаративная стадия воспаления. Молекулярный, клеточный, тканевой и оганизменный уровни регуляции репаративных процессов. Значение цитокинов и ростовых факторов в регуляции репаративных процессов. Значение цитокинов и ростовых факторов в трансформации инфильтративной стадии в гранулематозную (ИЛ8, ФНО, ТРФр). Ангиогенез, роль в процессе регенерации. Фибробластогенез, регуляция.

  11. Системные проявления воспалительной реакции. Их соотношение с местными признаками воспаления.

  12. Биологическое значение воспаления. Роль И. И. Мечникова в развитии учения о воспалении.

  13. Особенности течения воспаления в пульпе, периодонте, кости, в слюнных железах и в мягких тканях лица.

  14. Принципы прогнозирования течения острого воспаления в челюстно-лицевой области.

Занятие 4-е: Патология терморегуляции

Вопросы:


  1. Краткая характеристика физиологических механизмов терморегуляции.

  2. Гипотермия, понятие, этиология, патогенез.

  3. Гибернация. Механизм развития гипотермии в клинических условиях.

  4. Роль простуды в заболеваниях организма.

  5. Гипертермия, понятие, этиология, патогенез.

  6. Тепловые синдромы – тепловые судороги, тепловой шок, тепловая травма при напряжении, тепловой или солнечный удар.

  7. Определение лихорадочной реакции организма, отличия от гипертермии.

  8. Понятие о пирогенных веществах, классификация, механизм их действия.

  9. Свойства пирогенных веществ.

  10. Стадии лихорадки.

  11. Особенности обмена веществ при лихорадке.

  12. Изменения функционально-морфологического состояния органов и систем организма в различные стадии лихорадки.

  13. Типы температурных кривых.

  14. Значение лихорадки для организма.



Занятие 5-е: Патология иммунной системы.

Вопросы:


  1. Аллергия, понятие, виды. Природа аллергенов, вызывающ­их аллергию немедленного типа. Механизм сенсибилизации при аллергии немедленного типа. Виды и механизм десенсиби­лизации при ГНТ

  2. Анафилактический шок, понятие, механизм развития, методы профилактики.

  3. Сывороточная болезнь, причи­ны, механизм развития, методы профилактики.

  4. Атопии, отличия от анафи­лаксии, механизм развития, десенси­билизация.

  5. Аллергические реакции замедленного типа, виды, ме­ханизм развития. Принципы выявления ГЗТ.

  6. Аутоим­мунные болезни и аутоиммунные реакции, механизм развития.

  7. Особенности иммунной защиты тканей полости рта. Аллергические ре­акции в стоматоло­гии


Занятие 6-е: Патология иммунной системы.

Вопросы:

  1. Понятие “опухоли”. Характерные черты опухолевого роста.

  2. Основные свойства злокачественных и доброка­чественных опухолей.

  3. Метаболические, антигенные, функциональные осо­бенности опухолевых клеток.

  4. Современные взгляды на этиоло­гию опухолей.

  5. Экзоген­ные канцерогенные вещества, виды, ме­ханизм действия.

  6. Эндогенные канцерогенные ситуации. Современные представления о молекулярных механизмах кан­церогенеза: значение протоонкогенов, онко-супрессоров, апо­птоза.

  7. Виды онкобелков, их роль в канцерогенезе.

  8. Пато­генез опухолей: стадия инициации, промоции. Опухоле­вая прогрес­сия. Антибластомная резистентность орга­низма - иммунные и неиммунные факторы.

  9. Взаимодей­ствие опухоли и организма.

  10. Важнейшие этиологиче­ские факторы в развитии опухолей головы и шеи.


Занятие 7-е: Патология водно-электролитного обмена. Отеки.

Вопросы:

  1. Гипергидратация как прояв­ление положительного вод­ного дисбаланса.

  2. Дегидрата­ция как проявление отрица­тельного вод­ного дисбалан­са.

  3. Изо-гипо- и гиперосмо­лярные типы гипер- и дегид­ратации.

  4. Изменения соотношения воды во внутри- и внеклеточ­ных сек­торах при разных типах гипер- и дегидратации.

  5. Межсистем­ные механизмы компенсации.

  6. Отеки, опре­деление, виды, осо­бенности патогенеза.

  7. Местные и об­щие нарушения при отеках.



Занятие 8-е: Патология фосфорно-кальциевого обмена.

Вопросы:

  1. Нарушения регуляции фосфорно – кальциевого обмена.

  2. Костная ткань и ее участие в минеральном обмене.

  3. Гипокальциемия.

  4. Гиперкальциемия.

  5. Гипофосфатемия.

  6. Гипер­фосфатемия.


Занятие 9-е: Патология углеводного обмена.

Вопросы:

  1. Сахарный диабет, типы, этиология, механизмы развития.

  2. Па­тогенез нарушений углеводного, белкового, жирового обмена при сахарном диабете. Патогенез осложнений при сахарном диабете.

  3. Диабетический кетоацидоз, механизмы развития.

  4. Гиперосмо­лярная кома без кетоза.

  5. Гипогликемическая кома.

  6. Измененния в челюстно-лицевой области при развитии сахарного диа­бета


Занятие 9-е: Патология углеводного обмена.

Вопросы:

  1. Боль и ее значение в механизмах болезней.

  2. Боль как интегративная реакция организма на повреждение.

  3. Патогенез острой и хронической боли.

  4. Висцеральная боль.

  5. Отраженная боль.

  6. Вегетативная компенсация болевых реакций.

  7. Современные способы терапии боли.

  8. Болевые синдромы и проблемы обезболивания в стоматологии.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 5 семестр 2012-2013 учебного года для студентов стоматологического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса лечебного

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса медико-профилактического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Календарно-тематический план практических занятий по пропедевтике внутренних болезней для студентов
Для студентов III курса стоматологического факультета на осенний семестр 2012/2013 учебного года
Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий для студентов 2 курса стоматологического факультета на осенний семестр 2012-2013

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий для студентов 5 курса стоматологического факультета на 2012-2013 учебный год

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Лекций и практических занятий для студентов 3 курса стоматологического факультета на весенний семестр

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 5 семестр 2011-2012 учебного года для студентов стоматологического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического факультета № icon Практических занятий для студентов стоматологического факультета на весенний семестр 2012-2013 учебного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы