ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2012 – 2013 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
№
|
Наименование разделов и содержание занятий
|
Часы
|
|
МОДУЛЬ 1
|
|
1-е
Занятие
|
ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет и задачи патофизиологии (демонстрация аппаратуры, портретной галереи ученых-патофизиологов.) Знакомство с различными экспериментальными приемами: фиксация животных.
2. Учение о болезни, стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Понятия.
3. Регуляция функций организма и компенсация их нарушений. Значение нарушений регуляторных механизмов в развитии болезней.
Самостоятельная работа
1. Изучение компенсаторных реакций систем дыхания (частота) и кровообращения (пульс, артериальное давление) у человека при физической нагрузке.
|
1 час
1 час
1 час
1 час
|
2-е
Занятие
|
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Современные представления о роли причин и условий в развитии болезней. Понятия о патогенезе и саногенезе, «ведущем звене» патогенеза, «порочном круге».
2. Кинетозы.
3. Влияние изменений атмосферного давления на организм
Самостоятельная работа:
1. Изучение влияния низкого атмосферного давления на организм мыши
2. Изучение влияния ускорения на организм человека (опыт в кресле Барани)
3. Изучение влияния ускорений на организм мыши
4. Изучение оптокинетического нистагма у человека
|
2 часа
1 час
1 час
|
3-е
Занятие
|
ВОСПАЛЕНИЕ (альтерация и сосудистые изменения при воспалении) Этиология и патогенез воспаления. Физико-химические и сосудистые изменения в очаге воспаления. Медиаторы и модуляторы воспалительной реакции. Острофазовые реактанты.
Самостоятельная работа:
Наблюдение сосудистой реакции и эмиграции лейкоцитов при воспалении брыжейки лягушки
Определение активности ферментов гноя (протеолитических и амилолитических).
Определение рН гнойного экссудата
|
1,5 часа
2,5 часа
|
^
|
ВОСПАЛЕНИЕ (инфильтративная и репаративная стадии воспалительной реакции)
Эмиграция лейкоцитов в очаге воспаления, механизм. Молекулы адгезии и их роль в экстравазации клеток раннего и позднего инфильтрата. Фагоцитоз, стадии, механизм. Роль нейтрофилов в очаге воспаления. Роль макрофагов в регуляции процесса пролиферации и ангиогенеза.
Самостоятельная работа:
1. Наблюдение фагоцитоза птичьих эритроцитов в перитонеальном экcсудате морской свинки – опыт И.И. Мечникова.
Тестирование по темам 1модуля. Итоговый опрос по воспалению .
|
1,5 часа
1 час
1,5 часа
|
|
МОДУЛЬ 2
|
|
^
|
ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА
Механизмы гомойотермии в организме человека. Лихорадочная реакция, этиология, патогенез, стадии, изменения в организме. Типы температурных кривых. Гипотермия, этиология, патогенез, стадии, использование в медицине. Гипертермия, этиология, патогенез, стадии.
Самостоятельная работа:
1. Изучение экспериментальной гипотермии у мыши
2. Изучение экспериментальной гипер- и гипотермии у пойкилотермных животных (лягушек)
|
1,5 часа
2,5 часа
|
^
|
ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ
Семинар на тему « Этиология и патогенез опухолевого роста»
|
4 час
|
7-е
Занятие
|
ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
Семинар на тему «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания»
|
4 часа
|
8-е
Занятие
|
ГИПОКСИИ
Экзогенные и эндогенные причины развития гипоксий. Нормобарические и гипобарические гипоксии.
Тестирование по темам 1 модуля .
|
3 часа
1 час
|
|
МОДУЛЬ 3
|
|
^
|
ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ
Факторы, регулирующие объем воды в организме. Дегидратация и гипергидратация, виды, механизмы компенсации. Отеки как проявление нарушения водного баланса. Классификация отеков. Механизм развития отеков: сердечных, застойных, воспалительных, токсических, почечных (при нефрите и нефротическом синдроме), голодных.
Самостоятельная работа:
1. Изучение влияния изменений осмотического давления в сосудистой системе лягушки на развитие отека.
2. Изучение влияния рН среды на гидрофильность белков ткани
|
2 часа
2 час
|
^
|
НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ
Семинар на тему: Нарушения кислотно-основного состояния
Самостоятельная работа:
1. Решение задач с нарушениями кислотно-основного состояния.
Тестирование по темам 3 модуля.
|
2 часа
1 час
1 час
|
Зав. кафедрой патофизиологии
профессор Б.А.Фролов
29 декабря 2012 г.
^
по патологической физиологии на 3 семестр 2012-2013 учебного года
для студентов 2 курса педиатрического факультета
-
№
|
Тема лекции
|
Дата, лектор
|
|
МОДУЛЬ 1
|
|
1.
|
ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи патофизиологии, ее место среди других медицинских дисциплин^ и. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии; типовые патологические процессы. Соотношение структурных изменений и конкретных проявлений болезни. Представление о “функциональных болезнях”. Стадии развития болезни, ее исходы. Характеристика терминов “предболезнь”, “предпатология”, “донозология”. Классификация и номенклатура болезней. Некоторые социальные аспекты нозологии.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Н.М.Беляева)
|
2.
|
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. Значение причин и условий в возникновении болезней. Современные представления об этиологических факторах. Понятие о патогенезе и саногенезе. Причинно-следственные отношения в патогенезе; ведущее звено патогенеза; понятие о “порочном круге”.
Шок, понятие, патогенез травматического шока.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Н.М.Беляева)
|
3.
|
ВОСПАЛЕНИЕ. Понятие о воспалении как типовом патологическом процессе. Этиология воспаления, основные местные и общие признаки, формы. Основные стадии развития воспалительной реакции. Физико-химические изменения в очаге воспаления. Сосудистые изменения в очаге воспаления. Молекулярные механизмы развития воспаления. Система комплемента Калликреин-кининовая система.. Цитокины. Эйкозаноиды. Фактор агрегации тромбоцитов
|
Проф.
Б.А.Фролов
(Доц. Н.М.Беляева)
|
4.
|
Воспаление. Эмиграция лейкоцитов при воспалении, механизм развития и биологическое значение. Молекулы адгезии. Инфильтративная стадия воспалительной реакции. Роль нейтрофилов и макрофагов в очаге воспаления. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные механизмы фагоцитов. Пролиферативная стадия воспаления. Механизмы регуляции процессов пролиферации и ангиогенеза. Значение воспалительной реакции для организма. Роль И.И.Мечникова в учении о воспалении.
|
Проф.
Б.А.Фролов
(Доц. Н.М.Беляева)
|
|
МОДУЛЬ 2
|
|
5.
|
НАРУШЕНИЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. Лихорадочная реакция, причины возникновения, роль ЦНС и эндокринной системы в ее развитии. Первичные и вторичные пирогены, механизм действия. Стадии лихорадочной реакции, механизм развития. Типы лихорадочной реакции, температурные кривые. Изменения обмена веществ и физиологических функций при лихорадке. Значение лихорадочной реакции для организма. Действие высоких и низких температур на организм. Гипертермия, механизм развития, отличия от лихорадки. Гипотермия, механизм развития, использование в медицине.
|
Доц. Е.Д. Цинберг
(Доц. Т.В.Панфилова)
|
6.
|
ПАТОЛОГИЯ ТКАНЕВОГО РОСТА. Понятие “опухоли”. Характерные черты опухолевого роста. Основные свойства злокачественных и доброкачественных опухолей. Современные взгляды на этиологию опухолей. Экзогенные канцерогенные факторы, виды. Первичные и вторичные химические канцерогены, особенности действия. Роль ионизирующего излучения в развитии опухолей. Эндогенные канцерогенные ситуации. Роль вирусов в развитии опухолей. Представления о молекулярных механизмах канцерогенеза: значение протоонкогенов, онкосупрессоров. Опухолевая прогрессия. Антибластомная резистентность организма - иммунные и неиммунные факторы. Взаимодействие опухоли и организма.
|
Доц. Н.М. Беляева
(Проф. Б.А.Фролов)
|
7.
|
ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. АЛЛЕРГИЯ. Аллергия, понятие. Классификация аллергических реакций (по Джеллу и Кумбсу) . Аллергические реакции немедленного типа. Анафилактический шок, понятие, природа аллергенов, механизмы развития. Профилактика.
Аллергические реакции немедленного типа: сывороточная болезнь, реакция Артюса, понятие, механизм развития, методы профилактики. Атопии, отличия от анафилаксии, Механизм развития. Специфическая и неспецифическая десенсибилизация Аллергические реакции замедленного типа, виды, механизм развития. Принципы диагностики ГЗТ. Аутоиммунная патология. Определение понятия. Механизмы развития и патогенез
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Т.В.Панфилова)
|
8.
|
Гипоксия. Определение понятия. Виды гипоксии. Особенности газового состава крови при разных видах гипоксии
|
Проф. Б.А.Фролов
(Доц. Н.М.Беляева)
|
|
МОДУЛЬ 3
|
|
9.
|
НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. Гипергидратация как проявление положительного водного дисбаланса Дегидратация как проявление отрицательного водного дисбаланса. Изо- гипо- и гиперосмотический типы гипер- и дегидратации.. Изменения соотношения воды во внутри- и внеклеточных секторах при разных типах гипер- и дегидратации. Межсистемные механизмы компенсации. Отеки, определение, виды, особенности патогенеза
|
Проф .Б.А.Фролов
(Доц. Т.В.Панфилова
|
10.
|
НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ. Понятие об ацидозах и алкалозах, механизмы компенсации этих нарушений гомеостаза, принципы лабораторной диагностики
|
Доц. Т.В.Панфилова
(Проф. Б.А. Фролов)
|
Зав. кафедрой патофизиологии
профессор Б.А.Фролов
29 декабря 2012 г.
^
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2012 – 2013 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
№
|
^
|
Часы
|
Занятие
|
МОДУЛЬ 1
|
|
1-е
|
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.
|
4 часа
|
2-е
|
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
|
4 часа
|
3-е
|
ВОСПАЛЕНИЕ (альтерация и сосудистые изменения при воспалении)
|
4 часа
|
4-е
|
ВОСПАЛЕНИЕ (инфильтративная и репаративная стадии воспалительной реакции). Тестирование по темам 1 модуля.
|
2,5 часа
1,5 часа
|
|
МОДУЛЬ 2
|
|
5-е
|
ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА
|
4 часа
|
6-е
|
ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ
Семинар на тему « Этиология и патогенез опухолевого роста»
|
4 час
|
7-е
|
ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
Семинар на тему «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания»
|
4 часа
|
8-е
|
ГИПОКСИИ
Тестирование по темам 2 модуля.
|
4 часа
|
|
МОДУЛЬ 3
|
|
9-е
|
ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ
|
4 часа
|
10-е
|
НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ
Семинар на тему: Нарушения кислотно-основного состояния
Тестирование по темам 3 модуля.
|
3 часа
1 часа
|
-
№
|
Тема лекции
|
Дата, лектор
|
лекции
|
МОДУЛЬ 1
|
|
1.
|
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Н.М. Беляева)
|
2.
|
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Н.М. Беляева)
|
3.
|
ВОСПАЛЕНИЕ.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Н.М. Беляева)
|
4.
|
ВОСПАЛЕНИЕ.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Н.М. Беляева)
|
|
МОДУЛЬ 2
|
|
5.
|
НАРУШЕНИЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
|
Доц. Е.Д. Цинберг
(Доц. Т.В.Панфилова)
|
6.
|
ПАТОЛОГИЯ ТКАНЕВОГО РОСТА.
|
Доц. Н.М. Беляева
(Проф. Б.А.Фролов)
|
7.
|
ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. АЛЛЕРГИЯ.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Т.В.Панфилова)
|
8.
|
ГИПОКСИЯ. Определение понятия. Виды гипоксии. Особенности газового состава крови при разных видах гипоксии
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Н.М. Беляева)
|
|
МОДУЛЬ 3
|
|
9.
|
НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА.
|
Проф. Б.А. Фролов
(Доц. Т.В.Панфилова)
|
10.
|
НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ.
|
Доц. Т.В.Панфилова
(Доц. Н.М. Беялева)
|
Зав. кафедрой патофизиологии
профессор Б.А.Фролов
29 декабря 2012 г.
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
для педиатрического факультетов
^
Вопросы:
Предмет и задачи патологической физиологии.
Методы исследования, используемые в патологической физиологии: метод наблюдения, эксперимента, моделирования (физическое, математическое, теоретическое). Виды эксперимента: раздражения, выключения, включения, метод культуры тканей, парабиоза, трансплантации. Метод клонирования (животных, клеток, гена). Понятие об инбридинге. Метод генетического нокаута. Требования к эксперименту.
Определение понятий "норма", "патология", "болезнь". Учение о болезни. Стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней.
Патологическая реакция, патологическое состояние, патологический процесс, понятия.
Локализация первичного полома при различных заболеваниях
Уровни структурной организации организма и их нарушения при развитии болезни.
Соотношение структурных нарушений и клинических (функциональных) проявлений болезни.
Факторы надежности структурной организации обеспечения функции.
Исходы болезней.
Терминальные состояния. Смерть клиническая и биологическая.
Занятие 2-е: Общая этиология и общий патогенез. Влияние факторов внешней среды на развитие патологического процесса
|