Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета №





Скачать 0.66 Mb.
Название Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета №
страница 1/3
Дата 19.03.2013
Размер 0.66 Mb.
Тип Самостоятельная работа
  1   2   3
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2012 – 2013 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА




Наименование разделов и содержание занятий

Часы




МОДУЛЬ 1




1-е

Занятие

ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет и задачи патофизиологии (демонстрация аппаратуры, портретной галереи ученых-патофизиологов.) Знакомство с различными экспериментальными приемами: фиксация животных.

2. Учение о болезни, стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Понятия.

3. Регуляция функций организма и компенсация их нарушений. Значение нарушений регуляторных механизмов в развитии болезней.

Самостоятельная работа

1. Изучение компенсаторных реакций систем дыхания (частота) и кровообращения (пульс, артериальное давление) у человека при физической нагрузке.

1 час


1 час


1 час


1 час

2-е

Занятие

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1. Современные представления о роли причин и условий в развитии болезней. Понятия о патогенезе и саногенезе, «ведущем звене» патогенеза, «порочном круге».

2. Кинетозы.

3. Влияние изменений атмосферного давления на организм

Самостоятельная работа:

1. Изучение влияния низкого атмосферного давления на организм мыши

2. Изучение влияния ускорения на организм человека (опыт в кресле Барани)

3. Изучение влияния ускорений на организм мыши

4. Изучение оптокинетического нистагма у человека



2 часа


1 час


1 час



3-е

Занятие

ВОСПАЛЕНИЕ (альтерация и сосудистые изменения при воспалении) Этиология и патогенез воспаления. Физико-химические и сосудистые изменения в очаге воспаления. Медиаторы и модуляторы воспалительной реакции. Острофазовые реактанты.

Самостоятельная работа:

  1. Наблюдение сосудистой реакции и эмиграции лейкоцитов при воспалении брыжейки лягушки

  2. Определение активности ферментов гноя (протеолитических и амилолитических).

Определение рН гнойного экссудата


1,5 часа


2,5 часа

^ 4-е

Занятие


ВОСПАЛЕНИЕ (инфильтративная и репаративная стадии воспалительной реакции)

Эмиграция лейкоцитов в очаге воспаления, механизм. Молекулы адгезии и их роль в экстравазации клеток раннего и позднего инфильтрата. Фагоцитоз, стадии, механизм. Роль нейтрофилов в очаге воспаления. Роль макрофагов в регуляции процесса пролиферации и ангиогенеза.

Самостоятельная работа:

1. Наблюдение фагоцитоза птичьих эритроцитов в перитонеальном экcсудате морской свинки – опыт И.И. Мечникова.


Тестирование по темам 1модуля. Итоговый опрос по воспалению .



1,5 часа


1 час


1,5 часа




МОДУЛЬ 2




^ 5-е

Занятие


ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА

Механизмы гомойотермии в организме человека. Лихорадочная реакция, этиология, патогенез, стадии, изменения в организме. Типы температурных кривых. Гипотермия, этиология, патогенез, стадии, использование в медицине. Гипертермия, этиология, патогенез, стадии.

Самостоятельная работа:

1. Изучение экспериментальной гипотермии у мыши

2. Изучение экспериментальной гипер- и гипотермии у пойкилотермных животных (лягушек)


1,5 часа


2,5 часа

^ 6-е

занятие


ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ

Семинар на тему « Этиология и патогенез опухолевого роста»

4 час

7-е

Занятие

ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Семинар на тему «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания»

4 часа

8-е

Занятие

ГИПОКСИИ

Экзогенные и эндогенные причины развития гипоксий. Нормобарические и гипобарические гипоксии.

Тестирование по темам 1 модуля .


3 часа


1 час




МОДУЛЬ 3




^ 9-е

Занятие


ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ

Факторы, регулирующие объем воды в организме. Дегидратация и гипергидратация, виды, механизмы компенсации. Отеки как проявление нарушения водного баланса. Классификация отеков. Механизм развития отеков: сердечных, застойных, воспалительных, токсических, почечных (при нефрите и нефротическом синдроме), голодных.

Самостоятельная работа:

1. Изучение влияния изменений осмотического давления в сосудистой системе лягушки на развитие отека.

2. Изучение влияния рН среды на гидрофильность белков ткани


2 часа


2 час



^ 10-е

занятие


НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ

Семинар на тему: Нарушения кислотно-основного состояния

Самостоятельная работа:

1. Решение задач с нарушениями кислотно-основного состояния.


Тестирование по темам 3 модуля.


2 часа


1 час

1 час



Зав. кафедрой патофизиологии

профессор Б.А.Фролов

29 декабря 2012 г.


^ ПЛАН лекций

по патологической физиологии на 3 семестр 2012-2013 учебного года

для студентов 2 курса педиатрического факультета




Тема лекции

Дата, лектор




МОДУЛЬ 1




1.

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи патофизиологии, ее место среди других медицинских дисциплин^ . Общее учение о болезни. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии; типовые патологические процессы. Соотношение структурных изменений и конкретных проявлений болезни. Представление о “функциональных болезнях”. Стадии развития болезни, ее исходы. Характеристика терминов “предболезнь”, “предпатология”, “донозология”. Классификация и номенклатура болезней. Некоторые социальные аспекты нозологии.

Проф. Б.А. Фролов


(Доц. Н.М.Беляева)

2.

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. Значение причин и условий в возникновении болезней. Современные представления об этиологических факторах. Понятие о патогенезе и саногенезе. Причинно-следственные отношения в патогенезе; ведущее звено патогенеза; понятие о “порочном круге”.

Шок, понятие, патогенез травматического шока.

Проф. Б.А. Фролов


(Доц. Н.М.Беляева)

3.

ВОСПАЛЕНИЕ. Понятие о воспалении как типовом патологическом процессе. Этиология воспаления, основные местные и общие признаки, формы. Основные стадии развития воспалительной реакции. Физико-химические изменения в очаге воспаления. Сосудистые изменения в очаге воспаления. Молекулярные механизмы развития воспаления. Система комплемента Калликреин-кининовая система.. Цитокины. Эйкозаноиды. Фактор агрегации тромбоцитов


Проф.

Б.А.Фролов


(Доц. Н.М.Беляева)

4.

Воспаление. Эмиграция лейкоцитов при воспалении, механизм развития и биологическое значение. Молекулы адгезии. Инфильтративная стадия воспалительной реакции. Роль нейтрофилов и макрофагов в очаге воспаления. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные механизмы фагоцитов. Пролиферативная стадия воспаления. Механизмы регуляции процессов пролиферации и ангиогенеза. Значение воспалительной реакции для организма. Роль И.И.Мечникова в учении о воспалении.

Проф.

Б.А.Фролов


(Доц. Н.М.Беляева)




МОДУЛЬ 2




5.

НАРУШЕНИЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. Лихорадочная реакция, причины возникновения, роль ЦНС и эндокринной системы в ее развитии. Первичные и вторичные пирогены, механизм действия. Стадии лихорадочной реакции, механизм развития. Типы лихорадочной реакции, температурные кривые. Изменения обмена веществ и физиологических функций при лихорадке. Значение лихорадочной реакции для организма. Действие высоких и низких температур на организм. Гипертермия, механизм развития, отличия от лихорадки. Гипотермия, механизм развития, использование в медицине.

Доц. Е.Д. Цинберг


(Доц. Т.В.Панфилова)

6.

ПАТОЛОГИЯ ТКАНЕВОГО РОСТА. Понятие “опухоли”. Характерные черты опухолевого роста. Основные свойства злокачественных и доброкачественных опухолей. Современные взгляды на этиологию опухолей. Экзогенные канцерогенные факторы, виды. Первичные и вторичные химические канцерогены, особенности действия. Роль ионизирующего излучения в развитии опухолей. Эндогенные канцерогенные ситуации. Роль вирусов в развитии опухолей. Представления о молекулярных механизмах канцерогенеза: значение протоонкогенов, онкосупрессоров. Опухолевая прогрессия. Антибластомная резистентность организма - иммунные и неиммунные факторы. Взаимодействие опухоли и организма.


Доц. Н.М. Беляева


(Проф. Б.А.Фролов)

7.

ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. АЛЛЕРГИЯ. Аллергия, понятие. Классификация аллергических реакций (по Джеллу и Кумбсу) . Аллергические реакции немедленного типа. Анафилактический шок, понятие, природа аллергенов, механизмы развития. Профилактика.

Аллергические реакции немедленного типа: сывороточная болезнь, реакция Артюса, понятие, механизм развития, методы профилактики. Атопии, отличия от анафилаксии, Механизм развития. Специфическая и неспецифическая десенсибилизация Аллергические реакции замедленного типа, виды, механизм развития. Принципы диагностики ГЗТ. Аутоиммунная патология. Определение понятия. Механизмы развития и патогенез

Проф. Б.А. Фролов


(Доц. Т.В.Панфилова)

8.

Гипоксия. Определение понятия. Виды гипоксии. Особенности газового состава крови при разных видах гипоксии

Проф. Б.А.Фролов

(Доц. Н.М.Беляева)




МОДУЛЬ 3




9.

НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. Гипергидратация как проявление положительного водного дисбаланса Дегидратация как проявление отрицательного водного дисбаланса. Изо- гипо- и гиперосмотический типы гипер- и дегидратации.. Изменения соотношения воды во внутри- и внеклеточных секторах при разных типах гипер- и дегидратации. Межсистемные механизмы компенсации. Отеки, определение, виды, особенности патогенеза


Проф .Б.А.Фролов


(Доц. Т.В.Панфилова

10.

НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ. Понятие об ацидозах и алкалозах, механизмы компенсации этих нарушений гомеостаза, принципы лабораторной диагностики

Доц. Т.В.Панфилова


(Проф. Б.А. Фролов)



Зав. кафедрой патофизиологии

профессор Б.А.Фролов


29 декабря 2012 г.


^ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛЕКЦИЙ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2012 – 2013 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА



^ Наименование разделов и содержание занятий

Часы

Занятие

МОДУЛЬ 1




1-е

ВВЕДЕНИЕ. УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.

4 часа

2-е

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

4 часа


3-е

ВОСПАЛЕНИЕ (альтерация и сосудистые изменения при воспалении)

4 часа

4-е


ВОСПАЛЕНИЕ (инфильтративная и репаративная стадии воспалительной реакции). Тестирование по темам 1 модуля.

2,5 часа

1,5 часа




МОДУЛЬ 2




5-е

ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА

4 часа

6-е


ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ

Семинар на тему « Этиология и патогенез опухолевого роста»

4 час

7-е


ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Семинар на тему «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания»

4 часа

8-е


ГИПОКСИИ

Тестирование по темам 2 модуля.

4 часа




МОДУЛЬ 3




9-е

ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ

4 часа

10-е


НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ

Семинар на тему: Нарушения кислотно-основного состояния

Тестирование по темам 3 модуля.

3 часа


1 часа






Тема лекции

Дата, лектор

лекции

МОДУЛЬ 1




1.

ВВЕДЕНИЕ. УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.

Проф. Б.А. Фролов

(Доц. Н.М. Беляева)

2.

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ.

Проф. Б.А. Фролов

(Доц. Н.М. Беляева)

3.

ВОСПАЛЕНИЕ.


Проф. Б.А. Фролов

(Доц. Н.М. Беляева)

4.

ВОСПАЛЕНИЕ.

Проф. Б.А. Фролов

(Доц. Н.М. Беляева)




МОДУЛЬ 2




5.

НАРУШЕНИЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

Доц. Е.Д. Цинберг

(Доц. Т.В.Панфилова)

6.

ПАТОЛОГИЯ ТКАНЕВОГО РОСТА.


Доц. Н.М. Беляева

(Проф. Б.А.Фролов)

7.

ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ. АЛЛЕРГИЯ.


Проф. Б.А. Фролов

(Доц. Т.В.Панфилова)

8.

ГИПОКСИЯ. Определение понятия. Виды гипоксии. Особенности газового состава крови при разных видах гипоксии

Проф. Б.А. Фролов

(Доц. Н.М. Беляева)




МОДУЛЬ 3




9.

НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА.

Проф. Б.А. Фролов

(Доц. Т.В.Панфилова)

10.

НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО РАВНОВЕСИЯ.

Доц. Т.В.Панфилова

(Доц. Н.М. Беялева)


Зав. кафедрой патофизиологии

профессор Б.А.Фролов


29 декабря 2012 г.

ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

для педиатрического факультетов


^ Занятие 1-е: Значение регуляторных и компенсаторных механизмов в организме при взаимодействии его с неблагоприятными факторами внешней среды.


Вопросы:

  1. Предмет и задачи патологической физиологии.

  2. Методы исследования, используемые в патологической физиологии: метод наблюдения, эксперимента, моделирования (физическое, математическое, теоретическое). Виды эксперимента: раздражения, выключения, включения, метод культуры тканей, парабиоза, трансплантации. Метод клонирования (животных, клеток, гена). Понятие об инбридинге. Метод генетического нокаута. Требования к эксперименту.

  3. Определение понятий "норма", "патология", "болезнь". Учение о болезни. Стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней.

  4. Патологическая реакция, патологическое состояние, патологический процесс, понятия.

  5. Локализация первичного полома при различных заболеваниях

  6. Уровни структурной организации организма и их нарушения при развитии болезни.

  7. Соотношение структурных нарушений и клинических (функциональных) проявлений болезни.

  8. Факторы надежности структурной организации обеспечения функции.

  9. Исходы болезней.

  10. Терминальные состояния. Смерть клиническая и биологическая.



Занятие 2-е: Общая этиология и общий патогенез. Влияние факторов внешней среды на развитие патологического процесса
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса лечебного

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса стоматологического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса медико-профилактического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Практических занятий для студентов 3 курса педиатрического факультета на 5 семестр 2012-2013 уч год.

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Практических занятий по неонатологии для студентов 5 курса педиатрического факультета на осенний

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Тематический план практических занятий для студентов III курса педиатрического факультета на осенний

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Тематический план практических занятий по дерматовенерологии для студентов 4 курса педиатрического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Практических занятий по разделу «Старшее детство» для студентов IV курса педиатрического факультета

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Практических занятий по патофизиологии на 5 семестр 2012-2013 учебного года для студентов стоматологического

Практических занятий по патофизиологии на 4 семестр 2012 2013 г. Для студентов 2 курса педиатрического факультета № icon Тематический план практических занятий по терапии для студентов 5 курса педиатрического факультета

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы