|
Скачать 33.19 Kb.
|
Основные виды нарушений звукопроизношения и способы их выявления Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из 3-х вариантов.
Выделяют следующие причины, мешающие ребёнку с нормальным физическим слухом и сохранным интеллектом овладению правильным звукопроизношением.
Эти причины могут сочетаться между собой. ^ . Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (т.е. в различении на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребёнок не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З; С-Ц; Р-Л и др.). По этой причине слова, типа МИСКА-МИШКА и ЛАК-РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребёнком как совершенно одинаковые. Если положить перед таким ребёнком 2 картинки, на одной из которых нарисован МИШКА, а на другой МИСКА и попеременно их называть, то ребёнок не сможет правильно показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад. При этом ребёнок хорошо понимает разницу в самом значении слов, о чём говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке. Если попросить ребёнка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ МИСКУ, то он сразу справится с заданием. Если ребёнок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ш. Эта форма нарушения произношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены, неизбежно отражаются на письме. Ребёнок как говорит, так и напишет (СУБА вместо ШУБА). В этих случаях, широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребёнку уточнить звуковой состав записываемых слов, даёт противоречивый результат. Неправильное проговаривание в процессе письма только мешает. Однотипные трудности возникают и при чтении. Чтобы вовремя устранить названные препятствия на пути к усвоению правильного произношения, родители должны проверить, может ли их ребёнок различать сходные по артикуляционным и акустическим признакам звуки. Нормально развивающийся ребёнок уже к 2-м годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Поэтому, если в ходе проверки будет выяснено, что 3-4-х летний ребёнок, заменяющий в речи «Ш» на «С» не может правильно показать на какой картинке нарисован МИШКА, на какой МИСКА, то ребёнку нужна логопедическая помощь. ^ неправильного звукопроизношения является выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка. 1.Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, а также слишком выступающая вперёд верхняя или нижняя челюсть. Передний или боковой открытый прикус. При переднем открытом прикусе между верхними и нижними резцами остаётся щель. В эту щель при произнесении звуков просовывается кончик языка, что придаёт шипящим и свистящим звукам оттенок «шепелявости». ^ Именно язык играет самую активную роль в процессе образования звуков. 3. Короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, не может подниматься вверх. Чаще всего страдает звук «Р» ^ Она приводит к дефектам произношения губных звуков (П Б М), в образовании которых участвуют губы. Однако расщелине верхней губы чаще всего сопутствуют расщелины твёрдого и мягкого нёба, что приводит к появлению носового оттенка голоса (гнусавости) и к дефектному произношению почти всех звуков. Устранением занимаются врачи и логопеды. ^ Чаще всего речь идёт о слабости мышц губ и языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного произнесения звуков. Парезы (слабость мышц губ и языка) можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простых движений.
|
![]() |
Нарушения фонематического восприятия у детей. Дислалия |
![]() |
Тема: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией» |
![]() |
Первоначально шкалы mmpi предназначались для различения нормы (здоровых испытуемых) и некоторых обычных |
![]() |
Общая психопатология: расстройства восприятия, мышления Цель ознакомить студентов с основными симптомами психических расстройств (расстройствами ощущений... |
![]() |
К м. н. Коёкина О. И.(E-mail: koekina@yandex ru) Научный центр исследования сознания синестезии в При этом также особую роль приобретают механизмы ассоциативных связей между системами сенсорного... |
![]() |
Всовременной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая |
![]() |
По каким признакам мы можем догадаться о зашлаковке своего организма? |
![]() |
Нарушения произношения свистящих звуков ([С], [С], [З], [З], [Ц]) |
![]() |
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция |
![]() |
Методические рекомендации по коррекции звуков с, з, ц, ш, ж, р, л, j, к, г, Х |