Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция





Скачать 43.59 Kb.
Название Характеристика шипящих звуков и их артикуляция
Дата конвертации 25.02.2013
Размер 43.59 Kb.
Тип Документы
ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] В НОРМЕ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И ИХ АРТИКУЛЯЦИЯ.


Взрослым рекомендуется ознакомиться с основными недостатками произношения шипящих звуков, проверить правильное произношение шипящих звуков у себя, прежде чем автоматизировать шипящие звуки с ребенком.

К группе шипящих звуков относят звуки [Ш, Ж, Ч, Щ].

Как произносится звук [Ш] в норме.


Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ш в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;

  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
^

Как произносится звук [Ж] в норме.


Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ж в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;

  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

  • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;

  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
^

Как произносится звук [Ч] в норме.


Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:

  • губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

  • зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;

  • широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

  • воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;

  • мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;

  • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.


^ НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:

-Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонематического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т.е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

-Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).

-Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.

-Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

-Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

-Недостатки произношения звука [щ]. Среди недостатков произношения звука [щ] имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при [ш]), замена мягким свистящим звуком [с`], (сека -щека ), а так же произношение [щ] с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука).

-Недостатки произношения звука [ч].Среди недостатков произношения звука [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой [ц], не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а так же [т`] или мягкий [ш].

Подробную консультацию можно получить у логопеда.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Методика сравнительной перкуссии легких. 15. Характеристика перкуторных звуков, получаемых при перкуссии

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Методические рекомендации по коррекции звуков с, з, ц, ш, ж, р, л, j, к, г, Х

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Нарушения произношения свистящих звуков ([С], [С], [З], [З], [Ц])

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц. Загнать мяч в ворота

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Трудности различения некоторых сходных по акустическим признакам звуков – несформированность фонематического

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Специфика методов и приемов формирования движений органов речевого аппарата и постановки звуков у

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Чаще всего у детёй наблюдаются следующие анатомические недостатки в строении речевых органов, в результате

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon 2. нормы устной речи подтема орфоэпические нормы
Упражнение Охарактеризуйте процессы, происходящие при произношении гласных звуков в предложенных...
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция icon Удк 373. 2 Современные логопедические технологии постановки различных групп звуков студент 5 курса,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина